Научная статья на тему 'Стратегия оэср по содействию развитию'

Стратегия оэср по содействию развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ / ОЭСР / СТРАТЕГИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ ОЭСР / ORGANISATION FOR ECONOMIC CO-OPERATION AND DEVELOPMENT / OECD / OECD DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна

В условиях глобализации наиболее важным приоритетом ОЭСР становится содействие своим странам-членам в их политике, направленной одновременно на внутренний экономический рост и на более эффективный вклад в глобальное экономический рост и развитие. В статье рассматриваются методологические основы стратегии ОЭСР по содействию развитию. В частности представлены подготовленные в феврале 2006 года Основные принципы работы ОЭСР по содействию развитию (Framework for the OECD's work on development), которые должны служить ориентиром для определения приоритетов и направлений работы в области содействия различных комитетов ОЭСР и основой для дискуссий в Совете ОЭСР для выработки целостной и полномасштабной стратегии ОЭСР в области развития (Coherent OECD-wide development strategy). В статье также представлены основные направления работы ОЭСР в области содействия развитию на период 2007 2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building a Coherent Framework for the OECD Work on Development

In a rapidly-changing globalised economy, the OECD emphasizes the mission to assist the member countries simultaneously to maintain their national economic growth as well as to enlarge their contribution to global economic growth and development. The paper presents the methodological basis for the OECD Development Strategy, including the Framework for the OECD's work on development prepared in February 2006 which will serve as guidelines for different OECD committees to define theirs priorities and directions of work in Development Assistance area as well as a basis for the current discussion at the OECD Council concerning the preparation of the Coherent OECD-wide development strategy. The papers also presents the main OECD Development Assistance activities for 2007-2008 period.

Текст научной работы на тему «Стратегия оэср по содействию развитию»

ся на существующие структуры и инструменты, установить взаимодействие с деятельностью, осуществляемой в рамках Болонского процесса», усилить сотрудничество с международными организациями (ОЭСР, ЮНЕСКО, Советом Европы и МОТ). Советприглашал страны-участницы представить прогресс-доклад как часть доклада по выполнению Программы по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовки в Европе на заседании Совета Европы весной 2004 г.

Таким образом, на этом этапе можно выделить несколько существенных аспектов.

Усиленное европейское сотрудничество в профессиональном образовании и подготовке, целью которого является содействие реализации более широких экономических и социальных приоритетов, осуществляется на межгосударственной основе, опираясь на открытый метод координации.

Важным фактором успеха является достаточно широкая институциональная основа сотрудничества, которое опирается не только на национальные и наднациональные структуры ЕС, экспертное сообщество, социальных партнеров, но и на другие международные организации.

Болонский процесс идентифицируется как отдельный, в рамках которого идет работа, сопряженная с целями сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки в ЕС, но имеющая особый характер. Примечательно, что на 2545-м заседании Совета по образованию, молодежной политике и культуре 23—24 ноября 2003 г., на котором состоялось обсуждение Программы—2010

и механизма сотрудничества по ней, и была принята Резолюция о «развитии человеческого капитала для социальной сплоченности и конкурентоспособности в обществе знания», поправки парламента к программе «Эрасмус Мундус» и целый ряд других решений, результаты сентябрьской Берлинской конференции министров образования стран Европы не обсуждались, хотя одним из императивов для достижения целей Программы-2010 по повышению открытости, качества, привлекательности и конкурентоспособности образования в странах-членах ЕС является развитие партнерства с третьими странами. Именно для достижения этой цели в декабре 2003 г. было принято Решение № 2317/2003/ЕС Европейского парламента и Совета о создании программы «Эрасмус Мундус», направленной на повышение качества высшего образования и развитие межкультурного взаимопонимания через сотрудничество с третьими странами31. Финансирование, предусмотренное на период 2004—2008 гг., составляет 230 млн. евро. Важно отметить, что решение о создании Программы опирается на четкое осознание того, что а) необходимы скоординированные усилия на уровне ЕС, направленные на интеграцию европейских университетов в сеть партнерств, существующих на территории стран третьих стран; б) повышение привлекательности европейских университетов требует системы качества, широко понимаемой в мире; в) политический и коммерческий успех Европы в мире зависит от знания и понимания Европы будущими лидерами (лицами, принимающими решения) в третьих странах32.

СТРАТЕГИЯ ОЭСР ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ

Т.А. Мешкова

В условиях глобализации наиболее важным приоритетом ОЭСР становится содействие своим странам-членам в их политике, направленной одновременно на внутренний экономический рост и на более эффективный вклад в глобальный экономический рост и развитие.

Этот принцип одновременного содействия экономическому росту в странах-членах и развитию и снижению бедности в странах-нечленах был одним из основополагающих в деятельности ОЭСР с самого начала ее существования как организации и зафиксирован в ее

31 Decision № 2317/2003/EC of the EP and the Council of 5 December 2003 establishing a programme for enhancement of quality of higher education and the promotion of intercultural understanding through cooperation with third countries. Official Journal. L 345/1. 31.12.2003 ("Erasmus Mundus") (2004—2008).

32 Communication from the Commission to the European Parliament and the Council on strengthening cooperation with third countries in the field of higher education. Brussels. 18.07.2001. COM (2001) 385 final.

базовых документах (в частности, ст. 1b Конвенции1). В последнее время этот принцип был подкреплен в связи с принятием Декларации Тысячелетия (2000)2, Дохийской декларации (2001 )3, Монтеррейского Консенсуса (2002)4, Всемирным саммитом по реализации плана устойчивого развития в Йоханнесбурге (2002)5.

Выделению содействия развитию в качестве одного из основных направлений работы ОЭСР способствует ряд преимуществ этой организации в управлении и координации гло-бализационных процессов, прежде всего:

• способность к эффективному анализу национальных, региональных и общемировых тенденций развития в различных сферах и обеспечение аналитической основы для разработки международной политики и принятия международных обязательств в целях развития (в том числе обязательств на уровне «Группы восьми», саммита Тысячелетия ООН);

• способность к выявлению лучшего опыта, выработке адекватных политических мер и международных стандартов;

• способность к горизонтальному взаимодействию;

• способность привлекать ведущих экспертов и политических деятелей к политическому диалогу и обмену опытом6.

В ходе встречи Совета ОЭСР на министерском уровне «Управление глобализацией» (Enabling Globalization), прошедшей 3—4 мая 2005 г., страны-члены ОЭСР подтвердили

свою приверженность Декларации Тысячелетия ООН и Монтеррейскому Консенсусу7. В Декларации, принятой по итогам встречи, в частности, подчеркивается, что по многим направлениям уже удалось достичь значительного прогресса для достижения Целей Тысячелетия для Развития8 (ЦТР, Millennium Development Goals, MDGs) до 2015 г., однако еще больше предстоит сделать, поскольку миллионы людей в некоторых регионах мира страдают от недостатка и неэффективности оказываемой помощи.

Несмотря на то, что развитие становится более согласованным совместным мероприятием (в Приложении 1 дан обзор основных событий и мер 2005 г., направленных на содействие развитию), 2005 г. еще раз продемонстрировал, что унаследованные схемы оказания помощи нуждаются в дальнейшем изменении, а содействие развитию не должно ограничиваться, несомненно, важной, но не достаточной политико-дипломатической и аналитической работой. Например, в прошедшем году не удалось достичь одной из Целей международного развития (International Development Goals), поставленных ОЭСР еще в 1996 г., — обеспечения гендерного равенства в доступе к школьному образованию к 2005 г.9 В настоящее время ОЭСР анализирует и пытается учесть этот неуспешный опыт при совершенствовании методологии своей стратегии содействия развитию.

1 Convention on the Organisation for Economic Co-operation and Development, PARIS 14th December 1960 (www. oecd.org/document/7/0,2340,en_2649_201185J915847J_1JJ,00.html).

2 Декларация Тысячелетия Организации Объединенных Наций [A/Res/55/2] 18 Sept. 2000 (http://daccessdds. un.org/doc/UND0C/GEN/N00/559/53/PDF/N0055953.pdf?0penElement; www.un.org/russian/documen/declarat/ summitdecl.htm).

3 Doha WTO Ministerial 2001: Ministerial Declaration [WT/MIN(01)/Dec/1] 20 Nov. 2001 (www.wto.org/english/ thewto_e/minist_e/min01_e/mindecl_e.htm).

4 Monterrey Consensus [A/CONF. 198/11] 22 March 2002 (www.un.org/esa/ffd/Monterrey-Consensus-excepts-aconf198_11.pdf0.

5 www.johannesburgsummit.org/; Plan of Implementation of the World Summit on Sustainable Development (www. un.org/esa/sustdev/documents/WSSD_POI_PD/English/WSSD_PlanImpl.pdf).

6 Note by the Chair of the Sub-Group on the Future Role and Direction of the OECD (December 2005) [C/ WPEG(2005)3/REV2].

7 Enabling Development: OECD Statement to the Follow-up of the UN Millennium Declaration and Monterrey Consensus [C/MIN(2005)2] 2 May 2005 (www.olis.oecd.org/olis/2005doc.nsf/linkto/c-min(2005)2).

8 К числу Целей Тысячелетия для развития относятся:

1. Устранение крайних форм бедности и голода

2. Всеобщее начальное образование

3. Обеспечение гендерного равенства (в том числе гендерного равенства в образовании), устранение

всех форм дискриминации и насилия над женщинами

4. Сокращение детской смертности

5. Повышение уровня физического здоровья

6. Борьба со СПИДом, пневмонией, малярией и другими эпидемиями

7. Обеспечение стабильного экологического развития

8. Расширение партнерства во имя стабильного развития.

9 Эта цель была впервые сформулирована на 4-й Всемирной конференции по делам женщин, прошедшей в Пекине в 1995 г

В последнем докладе Комитета ОЭСР по содействию развитию (DAC)10 его председатель Р. Маннинг выделил четыре важных методологических вопроса, на которые необходимо отвечать при принятии решений об оказании помощи развивающимся странам:

1. В каком объеме, кем, кому и как должна предоставляться помощь?

2. Может ли растущая помощь предоставляться более эффективно?

3. Как мобилизовывать и наращивать внутренние возможности развивающихся стран для достижения более значимых и стабильных результатов?

4. Как можно демонстрировать и объективно оценивать результаты предоставляемой помощи, особенно в тех случаях, когда вклад самих развивающихся стран оказывается не менее значимым, чем вклад доноров?

Одним из ключевых методологических подходов к оказанию внешней помощи становится не только необходимость ее увеличения, но и необходимость повышения ее эффективности.

Выступив одним из спонсоров Парижского Форума на высшем уровне по повышению эффективности внешней помощи в марте 2005 г., ОЭСР продемонстрировала свою решимость существенно реформировать существующие схемы взаимоотношений между самими донорами, а также между донорами и реципиентами для содействия более устойчивому развитию. Одной из центральных и наиболее труднодостижимых задач в связи с этим становится наращивание потенциала — как «государственного потенциала» и способности государственных институтов оказывать услуги или создавать благоприятную среду для развития, так и потенциала частного сектора, гражданского общества или физических лиц.

В частности, в Парижской декларации11 подчеркивается необходимость двусторонних усилий для реализации глобальных целей содействия развитию, поскольку каждая страна ответственна за свое социально-экономическое развитие: «...здоровая макроэкономическая политика, эффективное управление (good governance), опирающееся на стабильные и ответственные демократические институты, отвечающие нуждам населения (...), а также

создание благоприятных условий для развития частного сектора являются ключевыми элементами устойчивого экономического роста, искоренения бедности, борьбы с безработицей и решения экологических проблем".

Этим внешним задачам во многом соответствуют внутренние изменения в ОЭСР, связанные со все более очевидной необходимостью более четкой координации программ мониторинга в социально-экономической и политической сфере (в том числе в сфере макроэкономического прогнозирования, торговой и инвестиционной, сельскохозяйственной, образовательной, экологической политики, управления государственным и частным сектором) с участием развивающихся стран и стран с переходной экономикой, не являющихся членами Организации. Результатом этих внутренних изменений должна стать разрабатываемая в настоящее время целостная и полномасштабная стратегия ОЭСР в области развития.

Важным шагом в этом направлении стал принятый в ходе встречи Совета ОЭСР на министерском уровне в 2002 г. документ «План совместных действий для развития»12. В этом документе были зафиксированы четыре принципа работы ОЭСР по развитию: (1) поощрение политической координации для развития;

(2) поддержка управления и укрепление политических возможностей развивающихся стран;

(3) повышение эффективности и обеспечение необходимого объема помощи; (4) развитие партнерства и подотчетность.

Это отразилось и на структуре профильных подразделений Организации. В процессе согласования целостного подхода к политике в области развития в январе 2003 г. ОЭСР создала Кластер по развитию (Development Cluster), целью которого является выработка общей стратегии и координация работы целого ряда подразделений ОЭСР в области содействия развитию, прежде всего: Директората по сотрудничеству для развития (Development Cooperation Directorate, DCD), Центра по сотрудничеству со странами-не-членами (Centre for Co-operation with Non-Members, CCNM), Центра по развитию (Development Centre), Клуба дю Саэль (Клуба западноафриканских стран) (Sahel and West Africa Club).

10 OECD Journal on Development. OECD DAC Development Co-operation Report 2005. Efforts and Policies of the Members of the Development Assistance Committee. Vol. 7 Issue 1 (www.oecd.org/document/35/0,2340,en_2649_ 33721_36052835_1_1_1_1,00.html#T0C).

11 Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи. Приверженность, гармонизация, согласование, результаты и взаимная подотчетность (www.oecd.org/dataoecd/36/63/35023545.pdf).

12 OECD Action for Shared Development Agenda [C(2002)70/REV3] 6 May 2002.

В феврале 2006 г., после целого ряда обсуждений и согласований с профильными подразделениями, Генеральным секретарем ОЭСР Д. Джонстоном были представлены Основные принципы работы ОЭСР по содействию развитию (Framework for the OECD's work on development)13. Принципы являются основой для разработки рабочей программы и бюджета Кластера по развитию на 2007—2008 гг.; служат ориентиром для определения приоритетов и направлений работы в области содействия развитию для других директоратов и комитетов ОЭСР; являются основой для дискуссий в Совете ОЭСР для выработки целостной и полномасштабной стратегии ОЭСР в области развития (Coherent OECD-wide development strategy), а также основой для планирования и реализации эффективной политики по содействию развитию; катализатором для подготовки совместной работы различных структурных подразделений в области развития по приоритетным направлениям.

Для реализации принципов скоординированной и целостной работы различных Директоратов и Комитетов в вопросах содействия развитию у ОЭСР по указанным направлениям есть достаточно много эффективных инструментов, одновременное использование которых имеет синергетический эффект: глобальные форумы (в том числе по науке, образованию, сельскохозяйственной политике), тематические региональные программы, совместные встречи на министерском уровне. В 2005 г. было принято решение о проведении специального глобального форума по развитию, который может стать ключевым инструментом реализации принципов работы ОЭСР по содействию развитию.

Основные направления работы ОЭСР в области содействия развитию на ближайшую перспективу (2007—2008 гг.)

В рабочей программе и бюджете Кластера по развитию на 2005—2006 гг. были выделены три основные направления: (1) влияние на процессы глобализации; (2) поддержка реформ, направленных на развитие; (3) усиле-

ние сотрудничества и увеличение финансирования в области развития14.

На 2007—2008 гг. выделены следующие четыре приоритетных направления работы:

1. Стимулирование инклюзивной15 глобализации и поддержка реформ, направленных на достижение экономического роста и сокращение бедности

Для того чтобы все страны могли в полной мере воспользоваться благами глобализации, необходима существенная модернизация как в странах-членах, так и в странах, не являющихся членами ОЭСР. Для существенного и последовательного сокращения бедности и для реализации Целей Тысячелетия необходимо уделить большее внимание анализу факторов роста бедности и соответствующим необходимым политическим мерам для ее искоренения.

Целью работы ОЭСР в этом направлении является всесторонний анализ влияния глоба-лизационных процессов (в том числе глобализации рынков и создания производственных сетей) на формирование условий и выработку политик, направленных на долгосрочный экономический рост и сокращение бедности в странах-членах и странах-не-членах ОЭСР.

2. Поддержка возможностей развития и обеспечение эффективного управления

Возможности развивающихся стран создавать и поддерживать благоприятный климат для реализации политики содействия развитию во многом зависят от качества управления и институциональной инфрастук-туры, а также от человеческих усилий и воли. Слабое управление и механизмы отчетности во многом обуславливают недостаточно высокие результаты программ развития. ОЭСР активно содействует разработке подходов и обмену опытом в области функционального госуправления, в том числе используя свои партнерские связи с действующими институтами, содействующими институциональному развитию (например, Новое партнерство по развитию Африки (The New Partnership for Africa's Development — NEPAD), Всесторонний обзор эффективности политики в области содействия развитию (Mutual Review of Development Effectiveness), Региональные программы ОЭСР). Работа в этом направлении предпо-

13 Building a Coherent Framework for the OECD's work on Development in 2007—2008 (Note by the Secretary-General) [C(2006)8/REV1, 03-Feb-2006].

14 The Development Cluster's 2003—2004 Report [C(2003)237] 5 December 2003.

15 Т. е. направленной на максимальное участие в глобализационных процессах развивающихся стран, которые смогут в полной мере получать от этого выгоду, капитализировать и использовать полученные преимущества для развития.

лагает, прежде всего, выявление институциональных барьеров, ограничений, связанных с управлением, препятствующих поддержанию устойчивого роста в развивающихся странах в условиях глобализации.

3. Мобилизация ресурсов для развития и повышение эффективности их использования

Эффективная поддержка наиболее бедных стран требует объединения усилий по привлечению инвестиций и мобилизации значительных финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов. ОЭСР играет роль общепризнанного лидера в организации необходимого политического диалога, помогая странам-донорам выработать, гармонизировать и повысить эффективность мер по оказанию помощи беднейшим странам. К числу этих мер относятся увеличение размера помощи в рамках Программы Официальной помощи развитию ^ПР)16, привлечение и расширение других источников финансирования (включая частные инвестиции и трансферты), поиск новых и инновационных инструментов мобилизации ресурсов (таких как глобальные налоги (global taxes) и Международное финансовое содействие (InternationalFinance Facility)), разработка рекомендаций по оптимизации налоговой политики.

О растущей значимости этого направления деятельности ОЭСР по содействию развитию, в частности, свидетельствуют представленные ниже данные по объемам и динамике помощи в рамках ОПР (Приложение 2).

4. Противостояние общим рискам

Глобализация порождает как новые возможности, так и новые риски — политического, экономического, природного характера, местного и общесистемного масштаба. К числу таких рисков относятся природные катастрофы, международный терроризм, инфекционные заболевания, экологические проблемы (например, изменение климата, истощение и нехватка природных ресурсов). Такие риски, как угроза безопасности и вооруженные конфликты, существенно затрудняют решение задач экономического роста и сокращения бедности

в развивающихся странах. Во взаимосвязанном мире вовремя не предотвращенный риск, провоцируя цепные реакции, охватывая все новые страны, может обернуться глобальной катастрофой. Именно поэтому так важны меры по раннему прогнозированию и предотвращению рисков, а также координация усилий и сотрудничество в тех случаях, когда катастрофа уже произошла.

Учитывая, что ОЭСР уделяет большое внимание коммуникации и диссеминации результатов своей работы, возможностям их операционального использования в странах-членах и странах, не являющихся членами Организации, в каждом из выделенных приоритетных направлений конкретные меры подразделяются на (1) наблюдение, мониторинг и анализ эффективности (анализ политики — policy analysis); (2) стимулирование политического диалога для выработки эффективных политических ответов и обмена опытом (политический диалог — policy dialog). Указанные приоритетные направления согласуются с тремя основными целями Принципов отношений ОЭСР со странами-не-членами17: (1) содействие гармоничному функционированию глобальной экономики; (2) содействие общему процветанию и благополучию; (3) содействие распространению знаний для более эффективной государственной политики.

Основные виды работ по приоритетным направлениям содействия развитию представлены в табл. 1.

В целом можно отметить, что ОЭСР в соответствии с выбранной стратегией расширяет и конкретизирует направления своей деятельности по содействию развитию, что должно способствовать повышению эффективности этой работы и достижению более стабильных и значимых результатов. Эта деятельность все больше носит партнерский характер. С одной стороны, она предполагает активное участие самих развивающихся стран в решении социально-экономических и политических проблем через создание благоприятной среды для развития, совершенствование деятельности государственных институтов, мобилизацию

16 Официальная помощь развитию (Official Development Assistance, ODA) определяется ОЭСР как финансовая помощь развивающимся странам или многосторонним институтам, оказываемая официальными агентами, включая государства и местные правительства, либо их исполнительными органами, и соответствующая следующим параметрам:

- она руководствуется основными целями достижения экономического роста и благополучия в развивающихся странах;

- она предоставляется на льготных условиях и доля грантовой поддержки в ней составляет не менее 25%, учетная ставка — 10%.

17 A Framework for OECD Relations with Non-Members [C(2005)128/FINAL].

внутреннего потенциала и ресурсов. С другой стороны, проблемы развития в силу растущей межстрановой взаимозависимости все в меньшей степени являются проблемами собственно развивающихся стран и приобретают глобальный характер. В связи с этим новым важным направлением работы ОЭСР по содействию развитию становится своевременное прогнозирование и противостояние общим рискам.

Однако, несмотря на расширение направлений деятельности по содействию развитию, ОЭСР продолжает использовать ряд инструментов, которые успели подтвердить свою эффективность как для решения глобальных проблем, так и для повышения уровня влияния самой Организации. К числу этих инструментов относятся, прежде всего:

• разработка индикаторов и создание баз данных (в том числе статистических) для мониторинга и анализа качества и эффективности реализуемых политических мер.

• Проведение межстрановых исследований и анализ успешного опыта решения наиболее актуальных проблем, в том числе проблем глобального развития, и разработка на этой основе политических рекомендаций как для стран-членов Организации, так и для стран, не входящих в ОЭСР. При этом рекомендации не носят универсального характера, а учитывают особенности и традиции социально-экономического и политического развития, что имеет принципиально важное значение для развивающихся стран.

• Координация и организация эффективного горизонтального сетевого взаимодействия как внутри Организации (между различными профильными комитетами и структурными подразделениями), так и вовне — на уровне партнерских отношений с другими международными институтами, институтами гражданского общества и неправительственными организациями, а также на экспертном уровне.

Таблица 1. Приоритеты деятельности ОЭСР в области содействия развитию

Приоритетные направления работы ОЭСР по содействию развитию (2007-2008 гг.)

1. Стимулирование инклюзивной глобализации и поддержка реформ, направленных на достижение экономического роста и сокращение бедности

2. Поддержка возможностей развития и обеспечение эффективного управления

3. Мобилизация ресурсов для развития и повышение эффективности их использования

4. Противостояние общим рискам

Наблюдение, мониторинг и анализ эффективности (policy analysis)

• Мониторинг глобализации. Мониторинг глобализационных процессов в сфере торговли, инвестиций, миграции, экологии и оценка на основе статистических и аналитических данных и индикаторов их роли и роли новых акторов на глобальном и региональном рынках.

• Мониторинг деятельности в стра-нах-не-членах (monitoring non-member performance). Мониторинг с использованием соответствующих аналитических инструментов и индикаторов эффективности проводимой политики в той или иной сфере в отдельных странах-не-чле-нах.

• Влияние изменений в экономике на рост и сокращение бедности. Оценка влияния роста торговли, инвестиций, финансовых и миграционных потоков (в том числе в рамках ОПР) на экономический рост и сокращение бедности, определение политических мер, направленных на максимальное содействие их развитию.

• Региональные подходы. Определение и оценка потенциальной роли региональных подходов и организаций в развитии, процессе реформ и глобальной экономике.

• Наука и технологии. Оценка роли науки и технологий в экономическом росте и сокращении бедности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Совершенствование государственного и корпоративного управления. Определение факторов, способствующих большей эффективности государственного (включая местное) управления с учетом институцио-нальныхи культурныхособеннос-тей и традиций через разработку пол итическихрекомендаций, стимулов, индикаторов, принципов и стандартов.

• Антикоррупционная политика. Определение наиболее адекватных практик, прежде всего в области антикоррупционной политики, и возможностей обеспечения прозрачности и борьбы с коррупцией через совершенствование государственного и корпоративного управления.

• Роль культурных традиций. Оценка роли культурных особенностей и традиций и их влияния на разработку и реализацию политики в различных областях.

• Демократический процесс. Определение и анализ возможностей совершенствования демократических процедур, правовых норм, общественного и государственного управления и кодексов поведения, в том числе тех, которые способствуют активизации участия в общественном и политическом процессах уязвимых групп населения — малообеспеченных, женщин и т.д., а также возможностей координации этих мер с реформами в области безопасности.

• Определение различных финансовых потоков, направленных на развитие. Определение различных финансовых потоков, направленных на развитие (государственных и частных, в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, национальных и международных), и анализ их взаимодействия в тех или иных развивающихся странах и регионах.

• Мониторинг эффективности помощи. Мониторинг на основе подходящих индикаторов эффективности помощи, оказываемой странами, уже подписавшими (или готовящимися подписать) Парижскую декларацию по эффективности помощи в рамках ОПР.

• Мониторинг финансирования развития. Мониторинг результатов финансирования развития для создания и стимулирования возможностей саморазвития в соответствии с Целями в области развития Декларации Тысячелетия (UN Millennium Development Goals, MDG), в том числе в таких областях как создание инфраструктуры, торговая политика, институциональное развитие.

• Новые системные риски.

Мониторинг новых рисков системного характера, таких как кибер- и биотерроризм, угроза безопасности коммуникационным сетям и системам.

• Оценка экономической уязвимости. Содействие разработке мер и механизмов прогнозирования экономической уязвимости на мик-ро- и макроуровнях.

• Мониторинг безопасности в продовольственной сфере и сфере здравоохранения. Содействие разработке мер по мониторингу и обеспечению безопасности в продовольственной сфере и предотвращение распространения инфекций и других серьезных заболеваний.

Приоритетные направления работы ОЭСР по содействию развитию (2007-2008 гг.)

1. Стимулирование инклюзивной глобализации и поддержка реформ, направленных на достижение экономического роста и сокращение бедности

2. Поддержка возможностей развития и обеспечение эффективного управления

3. Мобилизация ресурсов для развития и повышение эффективности их использования

4. Противостояние общим рискам

Стимулирование политического диалога для выработки эффективных политических ответов и обмена опытом (policy dialog)

• Определение приоритетных политических реформ. Определение приоритетов политических реформ для поддержки конкурентных рынков, развития предпринимательства, частного сектора, расширения доступа к капиталу.

• Максимизация вклада в международную торговлю. Поддержка Дохий-ской стратегии развития и успешное завершение международных торговых переговоров для обеспечения максимального вклада международной торговли в развитие.

• Сокращение барьеров для доступа к рынкам. Анализ возможных путей сокращения существующих барьеров для доступа к рынкам (особенно для малого и среднего предпринимательства), возможностей максимальной мобилизации частного сектора, а также определение благоприятного климата для развития бизнеса и успешного функционирования финансовых рынков в развивающихся странах и странах с переходной экономикой для привлечения инвестиций и развития торговли.

• Координация политики в области развития и миграционной политики.

Содействие получению максимальной выгоды и экономических преимуществ стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы через скоординированную политику в области развития и миграции.

• Систематическое изучение факторов, препятствующих экономическому благополучию среди бедных и наиболее уязвимых социальных групп в развива-

• Международные стандарты

и принципы. Содействие учету специфических условий в развивающихся странах при разработке и внедрении международных стандартов.

• Региональные организации.

Расширение роли региональных организаций в улучшении управления и институциональных реформах. Содействие развитию потенциала региональных организаций в предотвращении вооруженных конфликтов и постконфликтном урегулировании и миростроительстве.

• Реализация Парижской декларации по эффективности помощи, принятой в 2005 г. (Paris Declaration on Aid Effectiveness)18, и поддержка усилий новых стран-доноров. ОЭСР подчеркивает, что увеличение объемов помощи должно происходить одновременно с принятием мер по повышению ее эффективности19. Парижская декларация стала новым важным шагом в этом направлении, зафиксировав твердое намерение стран-членов ОЭСР совместно с международными организациям и партнерами из развивающихся стран предпринимать активные усилия для разработки и использования качественных и количественных индикаторов успешности и достижения целей реализуемых

• Международное финансирование развития. Содействие через анализ политики и организацию политического диалога сучастием различных заинтересованных сторон более эффективному функционированию международной системы финансирования развития, разработка инновационных инструментов и форм финансирования общественных благ на глобальном и региональном уровнях.

• Расширение и совершенствование помощи развитию. Содействие достижению между странами-членами Комитета ОЭСР по содействию развитию (Development Assistance Committee, DAC) договоренности об увеличении объемов ежегодной помощи до 50 млрд. долл. США и обеспечение необходимой институциональной и процедурной поддержки.

• Последовательность, стабильность и эффективность Официальной помощи развитию (ОП Р). Содействие последовательной и стабильной помощи со стороны стран-чле-

• Возможности координации гуманитарной помощи. Улучшение возможности координации гуманитарной помощи как внутри стран, так и между странами, и сокращение возможных рисков через разработку и реализацию более эффективной политики (например, антикоррупционные меры).

• Уменьшение экономической и финансовой нестабильности. Содействие в выработке политических мер (как в странах-членах ОЭСР, так и в развивающихся странах), направленных на уменьшение экономической и финансовой нестабильности на глобальных рынках и сокращение риска экономических кризисов в бедных и развивающихся странах.

• Обеспечение безопасности, предотвращение и урегулирование конфликтов и постконфликтное урегулирование (мирострои-тельство). Поддержка мер по обеспечению общественной безопасности, предотвращению и урегулированию конфликтов, постконфликтной реабилитации через выработку

18 Paris Declaration on Aid Effectiveness. Ownership, Harmonisation, Alignment, Results and Mutual Accountability. High Level Forum, Paris, Febr. 28— March 2, 2005 (www. oecd.org/dataoecd/11/41/34428351 .pdf).

19 Enabling Development:OECD Statement to the Follow-up of the UN Millennium Declaration and Monterrey Consensus [C/MIN(2005)2] 2 May 2005 (www.olis.oecd. org/olis/2005doc.nsf/linkto/c-min(2005)2).

Продолжение табл. 1

Приоритетные направления работы ОЭСР по содействию развитию (2007-2008 гг.)

1. Стимулирование инклюзивной глобализации и поддержка реформ, направленных на достижение экономического роста и сокращение бедности

2. Поддержка возможностей развития и обеспечение эффективного управления

3. Мобилизация ресурсов для развития и повышение эффективности их использования

4. Противостояние общим рискам

ющихся странах. К числу этих барьеров могут относиться ограничение доступа к рынкам и активам, ограниченные возможности, тендерное неравенство, ограничение мобильности, отсутствие необходимой инфраструктуры, ограничения для производства и т.д.

• Инвестиции в науку и технологии. Повышение эффективности инвестиций в науку и технологии для увеличения их вклада в экономический рост и сокращение бедности; распространение опыта эффективной политики в области образования и здравоохранения, повышение производительности через использование ИКТ.

• Связь с трудовой и социальной политикой. Содействие реформированию систем социальной защиты и реформ в области занятости для создания необходимого количества рабочих мест и учет демографических изменений.

• Оценка эффективности проводимой политики в странах-членах ОЭСР. Оценка проводимой странами-членами ОЭСР политики в условиях глобализации рынков и содействие координации политики в области развития с институциональными реформами.

• Определение и распространение лучшего опыта. Выявление лучшего опыта и взаимосвязи проводимой политики в различных политических сферах: промышленности, сельском хозяйстве, управлении, ИКТ, экологии и т.д. на основе тематических обзоров, исследования различных целевых групп в развивающихся странах, а также обеспечение равного участия развивающихся стран в глобальном диалоге по наиболее актуальным вопросам (например, глобальном диалоге по корпоративному управлению).

программ помощи. В частности, до 2010 г. в развивающихся странах планируется создание и внедрение статистических систем, обеспечивающих получение качественных и актуальных статистических данных.

• Тендерная политика. Обеспечение тендерного равенства и равного участия женщин в общественной и политической жизни.

• Возможности для рыночной конкурентоспособности. Поддержка усилий институтов, направленных на развитие конкуренции на рынках.

• Совершенствование статистики и индикаторов. Поддержка и совершенствование деятельности по сбору статистической информации и мониторингу для обеспечения более эффективного государственного финансового управления, мониторинга финансовых потоков и результатов деятельности по развитию.

• Налоговая политика и институты. Повышение роли налоговых институтов в мобилизации национальных и международных ресурсов и совершенствовании государственного управления в налоговой сфере в развивающихся странах.

• Эффективность систем образования и здравоохранения.

Распространение опыта модернизации и повышения эффективности политики в области образования и здравоохранения, в том числе через активное внед-рение и использование ИКТ.

нов и не-членов Комитета ОЭСР по содействию развитию в рамках ОПР, повышение ее эффективности через выравнивание и гармонизацию политик в области развития.

• Частные инвестиции и финансовые потоки в развивающиеся страны. Выработка и помощь в реализации политических рекомендаций, которые могут способствовать росту частных инвестиций и финансовых потоков в развивающиеся страны.

• Координация помощи развитию. На национальном уровне это может включать координацию (мониторинг) использования различных инструментов, таких как стратегии сокращения бедности, а также межсекторальную координацию.

• Мобилизация внутренних ресурсов и налогообложения. Поддержка усилий стран-не-членов по мобилизации внутренних ресурсов через налогообложение.

• Процедуры денежных переводов. Разработка политических рекомендаций по обеспечению наиболее эффективных процедур и механизмов трансфертов и увеличение их вклада в развитие.

адекватных политических мер, а также через улучшение оценки этих мер. Содействие вкладу политической кооперации в области развития для предотвращения, урегулирования и ликвидации последствий конфликтов.

• Экологические и природные катастрофы и устойчивое развитие. Поддержка мер, направленных на противостояние экологическим, природным катастрофам, климатическим изменениям через разработку политики по устойчивому развитию.

• Борьба с отмыванием денег. Поддержка сотрудничества на национальном и международном уровне, направленного на эффективную борьбу с отмыванием денег

• Противостояние социальной маргинализации.

Содействие разработке эффективных интеграционных политик для наиболее уязвимых социальных групп (например, мигрантов второго поколения).

Приложение 1

Международные усилия по содействию развитию в 2005 г.

Проблемы развития оказались в центре особого внимания в 2005 г. События этого года продемонстрировали, с одной стороны, возможности объединения международных усилий для оказания помощи в условиях природных и гуманитарных катастроф глобального масштаба, а с другой стороны — недостаточную эффективность существующих механизмов помощи развивающимся странам.

В начале года мировое сообщество продемонстрировало беспрецедентную солидарность в оказании помощи странам, пострадавшим от разрушений, нанесенных цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 г., причем значительные донорские средства поступали не только от государств, но и от простых людей со всего мира. В июле 2005 г. продовольственный кризис в Нигере указал на хрупкость международной системы реагирования на гораздо более предсказуемые гуманитарные катастрофы. Период чрезвычайно жестоких ураганов в Карибском бассейне и Мексиканском заливе, разрушительное землетрясение в регионе Кашмира в октябре и проблемы с обеспечением продовольствием на юге Африки показали, что потребность в гуманитарной помощи не ослабевает1.

На политическом уровне в 2005 г. принятые ранее обязательства были подтверждены в ходе ряда конференций и встреч на высшем уровне.

На саммите «Группы восьми» в Глениглсе (6—8 июля 2005 г.)2 и Всемирном саммите ООН (14—16 сентября 2005 г.)3 проблемы развития были поставлены во главу международной повестки дня параллельно с тесно связанными с ними проблемами изменения климата, безопасности и защиты прав человека. Достигнутое

на сентябрьском Саммите согласие о создании Комиссии строительства мира (Peace Building Commission) подтвердило приверженность международного сообщества делу предотвращения вооруженных конфликтов и поддержки стран на пути перехода от войны к миру.

Год завершился встречей на министерском уровне Всемирной торговой организации (ВТО) в Гонконге (13—18 декабря 2005 г.), участники которой акцентировали внимание на практических мерах, способствующих реализации целей «Раунда развития», поставленных в Дохе4.

Этим важным политическим инициативам по содействию развитию соответствовал значительный объем аналитического освещения. В январе 2005 г. был представлен Отчет ООН о реализации проекта Тысячелетия5, в котором проводится критический анализ практических мер по реализации ЦТР и даны рекомендации по превращению ЦТР из всеобщего стремления в реальность для каждой развивающейся страны.

Кроме того, финансируемая Великобританией Комиссия для Африки в марте представила свой доклад6, содержащий широкий набор предложений как для африканских стран, так и для их партнеров по развитию, для того чтобы ответить на вызовы, стоящие перед этим континентом. Практические меры по решению проблем африканского континента были также в центре внимания обзора, совместно подготовленного ОЭСР и Экономической комиссией для Африки7.

К числу важных документов, направленных на реализацию принятых ранее обязательств по содействию развитию, относится также Парижская декларация по эффективной

1 OECD Journal on Development. OECD DAC Development Co-operation Report 2005. Efforts and Policies of the Members of the Development Assistance Committee. Vol. 7 Issue 1 (www.oecd.org/document/35/0,2340,en_2649_ 33721_36052835_1_1_1_1,00.html#TOC);

Summary in Russian (www.oecd.org/dataoecd/2/8/36331766.pdf).

2 The Gleneagles Communique — (www.g7.utoronto.ca/summit/2005gleneagles/communique.pdf).

3 www.un.org/russian/summit2005/.

4 Doha Work Programme. Ministerial Declaration. [WT/Min(05)/Dec] 22 Dec. 2005 (www.wto.org/english/thewto_ e/minist_e/min05_e/final_text_e.htm).

5 The Millennium Development Goals Report (2005) (http://unstats.un.org/unsd/mi/pdf/MDG%20Book.pdf).

6 Our Common Interest. Report of the Commission for Africa. 11 March 2005 (www.commissionforafrica.org/ english/report/thereport/english/11-03-05_cr_report.pdf).

7 African Economic Outlook 2004/2005 - What's New for Africa? OECD, African Development Bank, 2005 (http://213.253.134.29/oecd/pdfs/browseit/4105011E.PDF).

внешней помощи (март 2005 г.)8, принятая по итогам Форума на высшем уровне «Совместный прогресс в повышении эффективности помощи: гармонизация, согласование и результаты» (Joint Progress toward Enhanced Aid Effectiveness (Harmonisation, Alignment, and Results)), прошедшего в Париже 28 февраля — 2 марта 2005 г. с участием представителей правительств основных стран-доноров и развивающихся стран, ведущих международных организаций и институтов (Всемирного банка, ОЭСР, Европейского банка реконструкции и развития, Африканского банка развития, Азиатского банка развития, Международного валютного фонда, Экономической комиссии ООН для Африки и др.), неправительственных организаций и институтов гражданского общества.

К числу реальных результатов 2005 г. по содействию развитию можно отнести прекращение действия Договоренности по поливолокнистым материалам — последнего акта

Приложение 2

Уругвайского раунда, — вызвавшее существенные изменения схем торговли текстилем, несмотря на свою болезненность для многих поставщиков развивающихся стран и на временную ограниченность, связанную с перераспределением контроля над рядом ключевых рынков. Достигнуто соглашение об отмене многостороннего долга образцовых стран в рамках инициативы «Бедные страны с высокой задолженностью» (БСВЗ), который эти страны имели перед Международным валютным фондом (МВФ), Международной ассоциацией развития (МАР) и Африканским фондом развития (АФР). Достигнуто соглашение о крупном списании долга Нигерии — самой многонаселенной страны Африки. Странам ОЭСР удалось достичь консенсуса относительно предоставления помощи в рамках Официальной помощи развитию ЮПР, Official Development Assistance, ODA) на более эффективной основе. Предварительные результаты по объемам ОПР представлены в Приложении 2.

Официальная помощь развитию: предварительные данные по итогам 2005 г.

В апреле 2006 г. Комитетом ОЭСР по содействию развитию (DAC) были представлены предварительные данные по объемам и динамике помощи в рамках OПР.

Так, объем помощи со стороны стран-членов Комитета вырос за прошедший год на 31,4%, составив в 2005 г. рекордную сумму — 106,5 млрд. долл. США. Это соответствует 0,33% от совокупного валового национального дохода (ВНД, GNI — Gross National Income) стран-членов в 2005 г. по сравнению с 0,26% — в 2004 г. (см. табл. 1 и рис. 1). Помощь в виде списания долгов выросла более чем на 400% за период 2004—2005 гг., тогда как объем других видов помощи возрос за тот же период на 8,7%.

Рост объемов ОПР в 2005 г. был в первую очередь обусловлен значительным списанием долгов Ираку и Нигерии Парижским клубом (порядка 14 млрд. долл. США и чуть более 5 млрд. долл. США соответственно), а также помощью для ликвидации последствий цунами в декабре 2004 г. (2,2 млрд. долл. США).

В период с 2006 по 2007 г. ожидается незначительное сокращение объемов ОПР вследствие ожидаемого снижения объемов списываемых долгов, однако благодаря продолжению и расширению других форм помощи в дальнейшем прогнозируется возобновление роста объема ОПР (рис. 2).

Лидерами по размеру оказываемой помощи в 2005 г. стали США, Япония, Великобритания, Франция и Германия. Однако только пять стран — Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Швеция — достигли поставленной ООН цели по соотношению объема официальной помощи к валовому национальному доходу — ОПР/ВНД 0,7% (см. рис. 1).

США по-прежнему остаются основным донором развития, их вклад в ОПР в 2005 г. составил 27,5 млрд. долл. и возрос на 35,6% в реальном выражении. Соотношение ОПР/ ВНД в США возросло с 0,17% до 0,22%, достигнув рекордного уровня с 1986 г. Помимо списания долгов, значительный объем помощи связан с восстановлением Ирака (в целом

8 Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи. Приверженность, гармонизация, согласование, результаты и взаимная подотчетность (www.oecd.org/dataoecd/36/63/35023545.pdf).

Общий объем в 2005 г — суммы

Общий объем ОПР в 2005 г., % от Валового национального дохода (ВНД)

иг**-

ю- Ю СО

О о t 5 i I ^ П п О о о о Ч ю ^ ----- П П П о «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П п ° о

Цель ООН 0,7

В среднем по странам 0,47

»-S-яяяйна«^

пООооо-"-««

П П п п °

ssQ-asssssss

1_—Г Si- т 1— /Ч -г —Г гГ ft

$4 1 -

к к к к а: а;

5 S £ S 5 5

-Iiet5 =Г

га о i га ш

с с я а а "КБ

аз Ü

со jg

о X

< 5 О giä

о. ш о щ. С э

VO

о

Рис. 1. Общий объем Официальной помощи развитию в 2005 г. (предварительные данные)

Источник: OECD, 30 марта 2006

(www.oecd.org/document/40/0,2340,en_2649_201185_36418344JJJJ,00.html).

3,5 млрд. долл.), восстановлением и антинаркотическими программами в Афганистане (1,5 млрд. долл.) и помощью странам Центральной Африки (4,1 млрд. долл.).

Вклад Японии в ОПР возрос до 13,1 млрд. долл., из них помощь Ираку составила 3,2 млрд. долл., помощь странам, пострадавшим от цунами — 540 млн. долл. Соотношение ОПР/ ВНД составило 0,28%.

Совокупный вклад стран-членов Комитета ОЭСР по содействию развитию, являющихся членами ЕС, возрос на 27,9% в реальном выражении (до 55,7 млрд. долл.), что соответствует 0,44% от их совокупного ВНД. Рост обусловлен, прежде всего, значительным объемом списанных долгов. Показатели по пятнадцати странам, являющимся членами Комитета ОЭСР по содействию развитию и ЕС, следующие:

• Греция (11,4%) — помощь в чрезвычайных ситуациях и техническое сотрудничество.

• Италия (99,9%) — вклад в международные агентства.

• Испания (23,6%) — рост двусторонних грантов.

• Швеция (21%) — вклад в программы ООН и Всемирного банка.

• Объем помощи также возрос со стороны Австрии (124,1%), Бельгии (32,3%), Дании (1,8%), Финляндии (29,2%), Франции (17,1%), Германии (30,7%), Ирландии (11,4%), Люксембурга (8,4%), Нидерландов (20,2%) и Великобритании (34,8%).

Объем помощи сократился в Португалии (-65%) вследствие значительных объемов помощи, выделенной Анголе в 2004 г.

Помощь Европейской комиссии возросла на 8,7% до 9,6 млрд. долл., в том числе за счет значительной помощи странам, пострадавшим от цунами.

Показатели по другим странам-членам Комитета ОЭСР по содействию развитию развития следующие:

• Канада (30,3%) — возросший вклад в международные агентства.

% от Валового национального

ОПР, 2004 г., млрд. долл. 0,36

0.33 ./'

OT-(\irasu)(OMDOio ____

0)0)00)0)0)0)00)0) OOOOi

СМ СО '

Ю <D I-- СО О) О _! О О О О О 1-□)000)0)0)000)0)00000000000 'CVICNJCMCMCMCVICNJCMCMCMCVI

Рис. 2. Общий объем Официальной помощи развитию (ОПР) со стороны стран-членов Комитета ОЭСР по содействию развитию (DAC) в 1990-2004 гг. и прогноз Секретариата DAC по объемам ОПР на период 2006-2010 гг.

Таблица 1. Общий объем Официальной помощи развитию в 2005 г. (предварительные данные)

2005 г. 2004 г. 2005 г.

ОПР, млн. ОПР/ ОПР, млн. OПР/ OПР, млн. Изменение

долл. США ВНД, долл. США ВНД, долл. США* процента

(по текущему % (по текущему % (в ценах и по 2004

курсу) курсу) курсу 2004 г.) и 2005 гг.

Австралия 1 666 0,25 1 460 0,25 1 544 5,7

Австрия 1 552 0,52 678 0,23 1 519 124,1

Бельгия 1 975 0,53 1 463 0,41 1 936 32,3

Канада 3 731 0,34 2 599 0,27 3 387 30,3

Дания 2 107 0,81 2 037 0,85 2 047 1,8

Финляндия 897 0,47 680 0,37 878 29,2

Франция 10 059 0,47 8 473 0,41 9 925 17,1

Германия 9 915 0,35 7 534 0,28 9 847 30,7

Греция 535 0,24 465 0,23 518 11,4

Ирландия 692 0,41 607 0,39 676 11,4

Италия 5 053 0,29 2 462 0,15 4 921 99,9

Япония 13 101 0,28 8 922 0,19 13 486 51,2

Люксембург 264 0,87 236 0,83 255 8,4

Нидерланды 5 131 0,82 4 204 0,73 5 052 20,2

Новая Зеландия 274 0,27 212 0,23 252 18,7

Норвегия 2 775 0,93 2 199 0,87 2 485 13,0

Португалия 367 0,21 1 031 0,63 361 -65,0

Испания 3 123 0,29 2 437 0,24 3 012 23,6

Швеция 3 280 0,92 2 722 0,78 3 295 21,0

Швейцария 1 771 0,44 1 545 0,41 1 761 14,0

Великобритания 10 754 0,48 7 883 0,36 10 627 34,8

США 27 457 0,22 19 705 0,17 26 726 35,6

В целом по странам-

членам DAC 106 477 0,33 79 553 0,26 104 537 31,4

В среднем

по всем странам 0,47 0,42

В том числе:

Европейская комиссия 9 629 8 704 9 458 8,7

Страны-члены ЕС

и Комитета ОЭСР

по содействию

развитию (DAC) 55 704 0,44 42 910 0,35 54 896 27,9

Страны G7 80 068 0,29 57 578 0,22 78 920 37,1

Страны,

не входящие в G7 26 409 0,50 21 976 0,45 25 617 16,6

Страны-не-члены

DAC:

Чехия 131 0,11 108 0,11 122 12,6

Корея 744 0,09 423 0,06 665 57,1

Польша 283 0,09 118 0,05 236 101,2

Словакия 56 0,12 28 0,07 53 87,7

* С учетом инфляции и изменений валютных курсов.

Примечание: Данные за 2005 г являются предварительными, окончательные данные будут опубликованы в декабре 2006 г Данные стандартизированы в соответствии с основным календарным годом для всех стран и могут отличаться от данных, представленных в бюджетных документах стран в соответствии с финансовым годом.

Источник: OECD, 30 марта 2006 г (www.oecd.org/document/40/0,2340,en_2649_201185_36418344_1_1_1_ 1,00.html).

Таблица 2. Доля списания долгов в общем объеме Официальной помощи развитию (предварительные данные)

OПР, млн. долл. США (по текущему курсу) Из них: списание долгов Изменение процента 2004 и 2005 гг. (без списания долгов)

Австралия 1 666 9 6,1

Австрия 1 552 901 9,0

Бельгия 1 975 471 17,2

Канада 3 731 455 17,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дания 2 107 20 0,8

Финляндия 897 150 11,6

Франция 10 059 3 199 0,0

Германия 9 915 3 573 -9,8

Греция 535 — 11,4

Ирландия 692 0 11,4

Италия 5 053 1 680 40,0

Япония 13 101 3 553 12,1

Люксембург 264 — 8,4

Нидерланды 5 131 410 16,6

Новая Зеландия 274 — 18,7

Норвегия 2 775 25 12,6

Португалия 367 3 -65,1

Испания 3 123 498 13,7

Швеция 3 280 53 20,3

Швейцария 1 771 224 0,1

Великобритания 10 754 3 699 -1,7

США 27 457 4 073 16,2

В целом

по странам-членам 106 477 22 995 8,7

DAC

В том числе:

Европейская

комиссия 9 629 — 8,7

Страны-члены

ЕС и DAC 55 704 14 657 3,8

Страны G7 80 068 20 232 8,9

Страны,

не входящие в G7 26 409 2 763 8,3

Страны-не-члены

DAC:

Чехия 131 10 15,8

Корея 744 — 57,1

Польша 283 0 101,0

Словакия 56 — 87,7

* С учетом инфляции и изменений валютных курсов. Источник: OECD, 30 марта 2006

(www.oecd.org/document/40/0,2340,en_2649_201185_36418344JJJJ,00.html).

• Новая Зеландия (18,7%) — помощь странам, пострадавшим от цунами.

• Норвегия (13%) — помощь в ходе катастроф и чрезвычайных ситуаций в 2005 г., в том числе восстановление после цунами.

• ОПР также возросла в Австралии (5,7%) и Швейцарии (14%).

Среди стран, не являющихся членами Комитета ОЭСР по содействию развитию, только 4 страны предоставили предварительные данные по ОПР, объем которой в 2005 г. вырос:

• Чехия — объем ОПР вырос до 131 млн. долл. США благодаря существенному вкладу в бюджет развития ЕС.

• Корея — 744 млн. долл., включая рост двусторонних грантов, а также вклад в про-

граммы Всемирного банка и региональных банков развития.

• Польша — 283 млн. долл. благодаря существенному вкладу в бюджет развития ЕС.

• Словакия — 56 млн. долл. частично за счет помощи наименее развитым, в частности центральноафриканским странам.

Тем не менее, несмотря на обнадеживающие показатели ОПР по 2005 г. и на прогнозируемый «бум» ОПР в краткосрочной перспективе, по-прежнему нет уверенности в том, что будут соблюдены договоренности относительно уровня помощи на 2006 г., достигнутые в Монтеррее, а значит донорам необходимо будет резко увеличить другие формы помощи, если они хотят приблизиться к уровню, намеченному на 2010 г.

АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРИНЯТЫХ СТРАНАМИ-ЧЛЕНАМИ «ГРУППЫ ВОСЬМИ» НА САММИТЕ В ГЛЕНИГЛСЕ1

Э. Кокотсис, директор по аналитическим исследованиям, Исследовательский центр «Группы восьми», Университет Торонто

В докладе дано описание методики анализа исполнения странами-членами «Группы восьми» принятых в рамках саммитов обязательств2. Представлены промежуточные результаты обязательств3, принятых странами-членами на саммите в 2005 г. На основе эмпирических данных автор пытается ответить на три вопроса:

В какой степени и при каких условиях страны-члены «Группы восьми» осуществляют решения, принятые в рамках саммитов?

Каким образом изменяется модель реализации обязательств в зависимости от сферы принятия решений и времени их осуществления?

Каковы причины высокого или низкого уровня исполнения обязательств?

Результаты исследования позволяют автору сделать некоторые выводы относительно эффективности выполнения принятых обязательств. Прежде всего, прямое включение лидеров в процесс выработки и принятия решений является решающим фактором его реализации. Наличие (или создание) специальной структуры на нацио-

нальном уровне и ее способность к действию также считается важным условием осуществления обязательств государствами-членами «Группы восьми». Более высокий уровень исполнения также наблюдается в тех случаях, когда страны-участницы, являясь влиятельными членами существующих международных институтов (например, Всемирного банка, Международного валютного фонда), оказывают соответствующее политическое и финансовое воздействие, включая принятые обязательства, на программы работы этих организаций. Четвертым важным фактором повышения уровня исполнения решений является работа многочисленных специальных групп и официальных структур, которые принимают на себя ответственность за подготовительную работу, что дает возможность лидерам сосредоточиться на выработке консенсуса по главным вопросам.

В докладе представлен сопоставительный анализ промежуточных итогов выполнения принятых в Глениглсе решений странами-членами «Группы восьми»: наиболее высокие результаты

1 Доклад был представлен на семинаре 3 апреля 2006 г «Роль "Группы восьми" в глобальном развитии: основные механизмы осуществления инициатив и инструменты мониторинга реализации принятых в рамках саммитов решений, информация о котором была представлена в № 3 «Вестника международных организаций».

2 Исследования проводятся международной группой экспертов Информационно-аналитического центра «Группы восьми» при Университете Торонто (Information Center and Research Group of Toronto: www.g8.utoronto. ca) с 1996 г.

3 Описание методики исследования и отобранные для анализа обязательства см. в № 2 «Вестника международных организаций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.