Научная статья на тему 'Сотрудничество России в ОЭСР в области образования: текущее состояние и перспективы'

Сотрудничество России в ОЭСР в области образования: текущее состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ / ОЭСР / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ORGANISATION FOR ECONOMIC CO-OPERATION AND DEVELOPMENT / OECD / RUSSIA / COOPERATION / EDUCATION / RUSSIA-OECD COOPERATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Татьяна Анатольевна

В данном материале представлен обзор деятельности ОЭСР в области образования в контексте начатой в 2006 г. реформы управления Комитета ОЭСР по образованию, одним из результатов которой стала трансформация Комитета по образованию в Комитет по образовательной политике в 2007 г. С учетом текущих задач активизации деятельности Российской Федерации в структурных подразделениях, в которых Россия имеет статус наблюдателя, в материале также представлен обзор участия России в текущей деятельности ОЭСР в области образования, а также сформулированы рекомендации по расширению сотрудничества России и ОЭСР в сфере образования. В том числе дается оценка и описание наиболее перспективных для России текущих и планируемых проектов ОЭСР в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia-OECD Cooperation in Education: current state and future perspectives

This article presents the review of the current activities of the OECD in education area and structural reform resulting among others in transformation of the Education Committee into the Education Policy Committee in 2007. Taking into consideration the necessity to intensify the participation of the Russian Federation in the OECD activities first of all of committees in which Russia has the observer status, the papers presents the analysis of efficiency of current participation of Russia in different OECD educational bodies such as: Education Policy Committee, Centre for educational research and innovation (CERI), Programme for international student assessment (PISA), Programme on educational building (PEB), Programme on institutional management in higher education (IMHE), Group of National Coordinators on Indicators of Education Systems (INES). The author proposes a number of recommendations to enhance the efficiency and enlarge the cooperation of Russia with the OECD in education area and presents the evaluation and detailed description of different current and planned education projects that could be very interesting and promising for Russian education policy priorities.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России в ОЭСР в области образования: текущее состояние и перспективы»

14. Магаршак Ю. Треугольник цивилизации. Российская академическая наука нуждается в коренных преобразованиях // Время новостей. 2007. № 54.

15. Волков С. Интеллектуальный слой в советском обществе // http://www.samisdat. сот/5/55/554-Ю45.М:т

16. Велихов Е.П. Сила академии не в количестве академиков // Российская газета. 1999. 11 февраля.

17. Science and Engineering Indicators 2006. NSF.

18. http://www.newizv.ru/print/72184

19. Семенов Е.В. Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы // Наука. Инновации. Образование. М.: Парад. 2006; Он же. Сценарии и варианты реформирования российской науки // Власть. 2007. № 3.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ОЭСР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т.А. Мешкова*

В данном материале представлен обзор деятельности ОЭСР в области образования в контексте начатой в 2006 г. реформы управления Комитета ОЭСР по образованию, одним из результатов которой стала трансформация Комитета по образованию в Комитет по образовательной политике в 2007 г. С учетом текущих задач активизации деятельности Российской Федерации в структурных подразделениях, в которых Россия имеет статус наблюдателя, в материале также представлен обзор участия России в текущей деятельности ОЭСР в области образования, а также сформулированы рекомендации по расширению сотрудничества России и ОЭСР в сфере образования.

1. Основные структурные подразделения, осуществляющие работу ОЭСР в области образования

Координация всей деятельности в сфере образования возложена на Директорат ОЭСР по образованию, который был создан как отдельное административное подразделение в сентябре 2002 г.

Работа ОЭСР в области образования осуществляется под руководством пяти управляющих органов, каждый из которых имеет

свой собственный мандат, бюджет и является подотчетным Совету ОЭСР:

- Комитета по образовательной политике (до 1 января 2007 г. - Комитет по образованию);

- Правления Центра по исследованиям и инновациям в области образования (Centre for educational research and innovation, CERI);

- Правления Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (Programme for international student assessment, PISA);

- Правления Программы по образовательной инфраструктуре (Programme on educational building, PEB);

- Правления Программы по институциональному управлению в высшем образовании (Programme on institutional management in higher education, IMHE).

В соответствии с рекомендациями Неформальной рабочей группы по реализации Основных принципов, регулирующих структуру управления подразделениями ОЭСР в области образования, на Первой сессии Комитета ОЭСР по образовательной политике, прошедшей 26-27 апреля 2007 г., была представлена новая структура Комитета, который состоит из следующих структурных подразделений:

* Мешкова Татьяна Анатольевна, кандидат политических наук, директор Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ.

• Группа национальных экспертов по образованию людей со специфическими образовательными потребностями1 (Group of National Experts on Special Needs Education);

• Сеть по борьбе со школьным насилием (Network on Combatting School Violence and Bulling);

• Сеть по дошкольному образованию и воспитанию (Network on Early Childhood Education and Care);

• Неформальная рабочая группа по реализации Основных принципов, регулирующих структуру управления подразделениями ОЭСР в области образования (Informal Working Group on the Implementation of the Main Principles Guiding the Governance Structure of OECD Education Bodies).

Управление разработкой индикаторов развития образования, сбором и анализом статистических данных по образованию осуществляется совместными усилиями Комитета ОЭСР по образовательной политике и Правлением Центра по исследованиям и инновациям в области образования в рамках совместной сессии. Данное направление работы реализуют целый ряд рабочих групп и сетей, к числу которых относятся:

• Группа стратегического управления по Индикаторам образовательных систем (Indicators of Education Systems (INES) Strategic Management Group);

• Группа национальных координаторов по Индикаторам образовательных систем (Group of National Co-ordinators on Indicators of Education Systems (INES));

• Техническая группа по Индикаторам образовательных систем (Indicators of Education Systems (INES) Technical Group);

• Группа национальных экспертов по Международному исследованию преподавания и обучения в школе (Group of National Experts for International Survey for Teachers, Teaching and Learning);

• Сеть А по Индикаторам образовательных систем - Индикаторы результатов обучения (INES Network A - Indicators of Learning Outcomes);

• Сеть В по Индикаторам образовательных систем - Индикаторы социально-экономических результатов обучения (INES Network В - Indicators on the Socioeconomic Outcomes of Education);

• Сеть C по Индикаторам образовательных систем - Индикаторы образовательной среды и организации в школах (INES Network C - Indicators on the Learning Environment and Organisation of Schools).

В свою очередь Правление Программы международной оценки образовательных достижений учащихся имеет также ряд структурных подразделений:

• Группа стратегического развития Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (The PISA Strategic Development Group);

• Группа национальных менеджеров Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (The Group of PISA National Project Managers);

• Издательская группа Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (The PISA Editorial Group).

Данные структурные подразделения выделены в соответствии с Основными принципами, регулирующими структуру управления подразделениями ОЭСР в области образования. Они являются межправительственными структурами, действующими на регулярной основе в соответствии со своим мандатом. Данный список структурных подразделений может быть в дальнейшем расширен Комитетом исходя из текущих и новых приоритетов, стратегических целей и задач сотрудничества стран ОЭСР в области образования.

В частности, на 1-й сессии Комитета ОЭСР по образовательной политике принято решение о создании в ближайшее время Группы национальных экспертов по признанию результатов неформального и информально-го обучения (Group of National Experts on the Recognition of Non-formal and Informal Learning (RNFIL)). Также рассматривается вопрос о создании Группы национальных экспертов в рамках проекта «Образование и разнообразие» (Education and Diversity).

1 К категории людей со специфическими образовательными потребностями относятся учащиеся с ограниченными образовательными возможностями (физическими или психическими), учащиеся из социально уязвимых категорий населения, а также одаренные и талантливые учащиеся.

Кроме того, решается вопрос о создании Правления Программы международной оценки компетенции взрослых (PIAAC).

Ожидается, что решение о структуре Комитета ОЭСР по образовательной политике, а также четырех правлений центра и программ (CERI, PISA, IMHE, PEB) будет окончательно согласовано к следующей 2-й сессии Комитета ОЭСР по образовательной политике, которая состоится 27-29 ноября 2007 г.

2. Основные направления работы ОЭСР в области образования

Деятельность Директората ОЭСР по образованию осуществляется по семи основным направлениям.

1. Политика в области образования и профессиональной подготовки (Education and Training Policy, ETP).

Управление работами осуществляет Комитет по образовательной политике, реализацию работ - Департамент по политике в области образования и профессиональной подготовки (Education and Training Policy Division).

2. Центр по исследованиям и инновациям в области образования (Centre for educational research and innovation, CERI).

Управление работами осуществляет Правление CERI, реализацию работ - Центр по исследованиям и инновациям в области образования.

3. Индикаторы образовательных систем (Indicators of Education Systems, INES).

Управление работами осуществляют совместно Комитет по образовательной политике и Правление CERI в рамках совместной сессии, реализацию работ - Департамент по индикаторам и анализу (Education Indicators and Analysis Division).

4. Программа международной оценки образовательных достижений учащихся (Programme for international student assessment, PISA).

Управление работами осуществляет Правление программы, реализацию работ - Департамент по индикаторам и анализу.

5. Программа по институциональному управлению в высшем образовании (Programme on institutional management in higher education, IMHE).

Управление работами осуществляет Правление Программы в лице представителей всех участников (вузов, национальных министерств

образования, агентств в области образования, конференций ректоров (канцлеров)). Работы реализуются Департаментом по образовательному менеджменту и инфраструктуре (Education Management and Infrastructure Division).

6. Программа по образовательной инфраструктуре (Programme on educational building, PEB).

Управление работами осуществляет Правление программы, реализацию работ - Департамент по образовательному менеджменту и инфраструктуре

7. Отдел по сотрудничеству со странами, не являющимися членами ОЭСР (Unit for Cooperation with Non-Member Economies, NME).

Управление работами осуществляет Комитет ОЭСР по образовательной политике в сотрудничестве с Комитетом ОЭСР по сотрудничеству со странами, не являющимися членами. Работы реализуются Отделом по сотрудничеству со странами-нечленами Директората ОЭСР по образованию.

Основные виды и соответствующие результаты работы ОЭСР в области образования могут быть представлены следующим образом.

1. Подготовка межстрановых обзоров, взаимообучение, проведение консультаций и разработка политических рекомендаций для стран, участвующих в аналитических проектах и исследованиях ОЭСР:

• Страновые обзоры образовательных систем и направлений образовательной политики: Финляндия, Швейцария, Дания, Китай, Ирландия, Португалия, Россия;

• Тематические обзоры: Политика в области дошкольного образования и воспитания, Политика в области профессиональной ориентации и подготовки (14), Политика в области обучения взрослых, Политика в области преподавания в школе, Политика в области высшего образования;

• Case studies: Серия What Works;

• Глобальный форум по образованию (Чили, октябрь 2005).

2. Разработка индикаторов развития образования, сбор и анализ статистических данных:

• Взгляд на образование (Education at a glance);

• Студенты с ограниченными возможностями (Special education needs);

• Образовательная инфраструктура (Educational facilities).

3. Оценка качества образования и уровня профессиональных навыков:

• Программа международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA);

• Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC).

4. Прогнозирование тенденций развития образования, рисков и вызовов, стоящих перед системами образования, а также возможных политических ответов для решения проблем в области образования:

• Управление знаниями (Knowledge management);

• Школа будущего (Schooling for tomorrow);

• Университет будущего (University futures).

5. Разработка «мягкого» права:

• Принципы обеспечения качества трансграничного высшего образования (Guidelines on quality provision in cross-border higher education (2005));

• Принципы защиты образовательных учреждений от угрозы землетрясений (Earthquake safety Guidelines (2005)).

Проекты и программы основных структурных подразделений ОЭСР в области образования (Комитета ОЭСР по образовательной

политике, Правления Центра по исследованиям и инновациям в области образования, Правления Программы международной оценки образовательных достижений учащихся, Правления Программы по образовательной инфраструктуре, Правления Программы по институциональному управлению в высшем образовании) ориентированы на шесть стратегических направлений2.

• Взаимодействие политики непрерывного образования с другими направлениями социально-экономической политики.

• Оценка и повышение эффективности образования.

• Содействие повышению качества преподавания.

• Анализ задач развития и совершенствования управлением высшим образованием в глобальной экономике.

• Достижение социального согласия через образовательную политику.

• Поиск новых перспектив для развития образования.

В таблице представлены продолжающиеся и новые проекты и программы ОЭСР в области образования. Более подробная информация о целях, сроках, ближайших мероприятиях проектов представлена в Приложении 2.

Продолжающиеся проекты Новые проекты

I. Взаимодействие политики непрерывного образования с другими направлениями социально-экономической политики

Признание результатов неформального и информального обучения (Recognition of non-formal and informal learning) Глобальный форум по образованию (Global Forum on Education) Программа международной оценки компетенции взрослых (PIAAC)

II. Оценка и повышение эффективности образования

Программа международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) Национальные обзоры образовательной политики (National Reviews of Education Policy) Разработка системы индикаторов для оценки образовательных систем (INES - Indicators of Educational Systems) Профессиональное образование и подготовка (Vocational Education and Training - VET) Системные инновации в образовании (Systemic Innovation in Education)

2 Основные стратегические цели развития образования в странах ОЭСР были сформулированы Директоратом ОЭСР по образованию для Встречи представителей высшего руководства министерств образования стран ОЭСР и стран, имеющих статус наблюдателя в Комитете ОЭСР по образованию, Копенгаген, 22-23 сентября 2005 г. Данные стратегические цели являются «легальным инструментом» оценки соответствия образовательной политики страны-кандидата на вступление в ОЭСР нормам и принципам ОЭСР в сфере образования.

Продолжающиеся проекты Новые проекты

III. Содействие повышению качества преподавания

Совершенствование системы управления в школе (Improving Leadership in Schools) Программа самооценки для взрослых, имеющих проблемы с лингвистической и математической грамотностью (Formative Assessment for Adults with Literacy and Numeracy Needs) Международное исследование процесса школьного преподавания и обучения (TALIS - Teaching and Learning International Survey) Новые обучающие и инновационные модели (Emerging Models of Learning and Innovation)

IV. Анализ задач развития и совершенствования управлением высшим образованием

в глобальной экономике

Тематический обзор по высшему образованию (Thematic Review of Tertiary Education)

Принципы обеспечения качества трансграничного высшего образования (Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education)

Расширение участия вузов в региональном развитии (в рамках IMHE)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение уровня и качества преподавания в высшем образовании (в рамках IMHE)

Развитие способностей институционального менеджмента (в рамках IMHE)

Анализ миссий и разнообразия вузов (в рамках IMHE)

Развитие человеческих ресурсов в России (в рамках Программы глобального партнерства)

Финансирование и качество в высшем образовании

V. Достижение социального согласия через образовательную политику

Тематический обзор по равенству в образовании (Equity in Education Thematic Review) Глобализация и лингвистическое и культурное разнообразие (Globalisation and Linguistic and Cultural Diversity) Программа партнерства для поддержки молодежи (Youth Empowerment Partnership Programme) Обеспечение безопасности в школах (Making Schools Safe and Secure) (в рамках программы PEB) Молодежь и риски (Youth at Risk) (в рамках Программы глобального партнерства) Сбор данных об учащихся с ограниченными возможностями в развивающихся странах (Prevalence data on students with disabilities in developing countries) (в рамках Программы глобального партнерства) Социальные результаты обучения (Social Outcomes of Learning) Формирование базы данных об учащихся с ограниченными возможностями и специфическими потребностями в образовании (Basic Data Collection on Students with Special Educational Needs) Обзор «Образование и этническое разнообразие» (Education and Diversity - Review)

VI. Поиск новых перспектив для развития образования

Школа будущего (Schooling for Tomorrow) Университет будущего (University Futures) Учащиеся нового тысячелетия (New Millennium Learners)

3. Участие России в текущей деятельности ОЭСР в области образования

Имея статус наблюдателя в Комитете ОЭСР по образовательной политике, Российская Федерация достаточно активно участвует в его работе. Российские представители участвуют в сессиях Комитета, а также в совместных сессиях Комитета с Правлением Центра по исследованиям и инновациям в области образования, проходящим два раза в год. На постоянной основе Россия участвует в анализе информационно-аналитических и рабочих материалов, докладов, текущих и планируемых проектов по всем направлениям деятельности Директората ОЭСР по образованию.

Российская Федерация активно участвует в разработке статистических индикаторов образовательных систем (INES), являющихся прочной основой для количественных международных сравнений в области образования. Текущая работа по направлению INES проводится с целью обеспечения международной сопоставимости данных по финансированию образования, образованию для детей раннего возраста и уходу за ними, а также по оценке человеческого капитала. Работа со странами-партнерами, в том числе с Россией, проводится совместно с ЮНЕСКО в рамках Проекта по международным индикаторам для образования (World Education Indicators project - WEI), финансируемого Всемирным банком. Одной из составляющих работы в данном направлении является заполнение российскими экспертами статистических вопросников ОЭСР по индикаторам системы образования.

Работа по сбору статистических данных по российскому образованию находит свое отражение в сравнительных обзорах систем высшего образования и ежегодных сборниках «Education Policy Analysis» и «Education at a Glance».

Российская Федерация является участницей программы Международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA). Начиная с 2000 г. Россия приняла участие в трех циклах программы: PISA-2000, PISA-2003, PISA-2006. Для российской системы обра-

зования результаты Программы PISA имеют большое значение, позволяя вырабатывать новые подходы к оценке знаний и навыков школьников.

Два российских вуза - Государственный университет - Высшая школа экономики и Российский университет дружбы народов -участвуют в работе Программы «Институциональное управление в высшем образовании» (IMHE). В частности, в 2004 г. ГУ ВШЭ провел анализ стратегии международного развития Университета на основе методики, разработанной Программой IMHE совместно c Ассоциацией академического сотрудничества, Ассоциацией европейских университетов, Международной ассоциацией обеспечения качества в высшем образовании.

Сотрудничество России и ОЭСР в области образования координируется Министерством образования и науки РФ совместно с Министерством иностранных дел РФ при участии Московского офиса Центра по сотрудничеству со странами-нечленами. Общие стратегические направления и задачи сотрудничества вырабатываются в рамках существующих институциональных механизмов, прежде всего -Межведомственной комиссии.

Функции информационно-аналитической поддержки участия российских экспертов выполняет Информационно-координационный центр по взаимодействию с ОЭСР Государственного университета - Высшей школы экономики (Центр ОЭСР - ВШЭ), созданный в 2004 г. Предоставление информации для органов исполнительной власти РФ о текущих и планируемых мероприятиях и проектах ОЭСР - одна из задач Центра.

Центр ОЭСР - ВШЭ также координирует участие России в текущем проекте ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», подготовив Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации, и участвуя в подготовке Итогового межстрано-вого отчета по политике в области высшего образования3.

Кроме того, Россия принимает участие в проекте «Тематический обзор по равенству в образовании». Работы по подготовке Аналитического доклада по равенству в образовании

3 Подробная информация о текущей деятельности по проекту «Тематический обзор по высшему образованию» была представлена в предыдущем номере «Вестника». Дополнительную информацию об участии России в этом проекте можно получить на сайте Центра ОЭСР - ВШЭ (www.oecdcentre.hse.ru), а о самом проекте - на сайте ОЭСР (www.oecd.org/edu/tertiary/review).

были реализованы Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ4.

В рамках Программы глобального партнерства (Global Relations Programme), координируемой Отделом по сотрудничеству со странами-нечленами ОЭСР, Россия принимает участие в проекте «Развитие человеческих ресурсов в России». Основой этого проекта стала серия семинаров, организованных Министерством образования и науки РФ совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития (CRDF). Ожидается, что работа окажет серьезное влияние на усиление исследовательского потенциала университетов, в частности, создаст необходимые предпосылки для выделения сферы прав и ответственности каждого из участников процесса; выработки механизмов обмена опытом и передачи знаний; разработки внутренней системы управления и национального законодательства; а также создания ассоциации профессиональных менеджеров по примеру стран ОЭСР.

Сводная информация об участии России в деятельности структурных подразделений ОЭСР по образованию с указанием основных мероприятий, запланированных на 20072008 гг., а также в текущих и новых проектах ОЭСР в области образования представлена в Приложениях 1 и 2.

4. Перспективы расширения сотрудничества России и ОЭСР в области образования

Учитывая принятое Советом ОЭСР 16 мая 2007 г. решение о начале переговорного процесса о вступлении России в ОЭСР, а также учитывая завершение участия России в ряде проектов Директората ОЭСР по образованию (прежде всего в проектах «Тематический обзор по равенству в образовании» и «Тематический обзор по высшему образованию»), представляется важным активизировать участие России в деятельности структурных подразделений ОЭСР в области образования, а также рассмотреть возможность включения России в текущие и планируемые проекты ОЭСР в области образования.

В плане расширения участия России в деятельности структурных подразделений ОЭСР

в области образования представляется целесообразным:

• продолжить регулярное участие представителей Российской Федерации в сессиях Комитета ОЭСР по образовательной политике, а также в совместных сессиях Комитета по образованию и Правления Центра по исследованиям и инновациям в области образования (CERI);

• включиться в работу следующих структурных подразделений Комитета по образовательной политике: Группы национальных экспертов по образованию людей со специфическими образовательными потребностями, Сети по борьбе со школьным насилием, Сети по дошкольному образованию и воспитанию, Группы национальных экспертов о признании результатов неформального и информального обучения, Группы национальных экспертов в рамках проекта «Образование и разнообразие»;

• включиться в работу Центра исследований и инноваций в образовании (CERI);

• активизировать и расширить участие России по направлению «Индикаторы образовательных систем» (INES), в том числе за счет расширения числа российских экспертов в области статистики образования, учитывая важность участия в многочисленных экспертных сетях групп национальных экспертов, включенных в INES;

• продолжить участие в работе Программы PISA;

• продолжить и активизировать участие в России в программе IMHE;

• включиться в работу Программы ОЭСР по основным фондам учебных заведений (PEB);

• продолжить сотрудничество с Отделом по сотрудничеству со странами-нечленами ОЭСР в том числе в рамках Глобального форума по образованию.

В плане расширения участия России в текущих и новых проектах ОЭСР в области образования представляется целесообразным:

• завершить участие России в двух текущих проектах - Тематическом обзоре по равенству в образовании и Тематическом обзоре по высшему образованию;

4 О ходе работы по проекту «Тематический обзор по равенству в образовании» можно также узнать на сайте Центра ОЭСР - ВШЭ (www.oecdcentre.hse.ru).

• рассмотреть возможность включения России в новые проекты ОЭСР.

При этом определении приоритетных направлений сотрудничества России с ОЭСР в рамках новых проектов важно учитывать следующие факторы:

• актуальность с точки зрения соответствия проблематики проекта приоритетам российской образовательной политики;

• опыт участия России в Программе международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA);

• опыт участия России в подготовке Тематического обзора по равенству в образовании и Тематического обзора по высшему образованию;

• опыт участия российских экспертов в подготовке информационно-аналитических и статистических материалов для сравнительного обзора систем высшего образования и ежегодных сборников «Education Policy Analysis» и «Education at a Glance»; подготовке статистических данных и заполнении статистических вопросников ОЭСР по индикаторам системы образования;

• опыт и важность участия России в экспертных мероприятиях ОЭСР (сессиях Комитета, встреч на высшем уровне, Глобальном образовательном форуме, генеральных конференциях) и программе глобального взаимодействия ОЭСР (Global Relations Programme) для подтверждения и повышения статуса страны-наблюдателя в Комитете ОЭСР по образованию, и содействия переговорному процессу о вступлении России в ОЭСР;

• опыт участия в проектах по аналогичной проблематике, реализуемых другими международными институтами (ЮНЕСКО, Всемирный банк, Европейская комиссия и т. д.)

С учетом перечисленных факторов к числу новых наиболее перспективных проектов ОЭСР относятся:

• Профессиональное образование и подготовка (Vocational Education and Training - VET);

• Обзор «Образование и этническое разнообразие» (Education and Diversity -Review).

Также к числу проектов, в которых Россия могла бы принять участие при наличии необ-

ходимых финансовых и экспертных ресурсов, относятся следующие проекты и программы:

• Программа международной оценки компетенции взрослых (PIAAC);

• Национальные обзоры образовательной политики (National Reviews of Education Policy);

• Совершенствование системы управления в школе (Improving Leadership in Schools);

• Формирование базы данных об учащихся с ограниченными возможностями и специфическими потребностями в образовании (Basic Data Collection on Students with Special Educational Needs);

• Глобализация и лингвистическое и культурное разнообразие (Globalisation and Linguistic and Cultural Diversity);

• Программа партнерства для поддержки молодежи (Youth Empowerment Partnership Programme);

• Молодежь и риски (Youth at Risk);

• Сбор данных об учащихся с ограниченными возможностями в развивающихся странах (Prevalence data on students with disabilities in developing countries);

• Социальные результаты обучения (Social Outcomes of Learning).

В связи с необходимостью активизации российского участия в деятельности Программы IMHE возможно включение России в следующие проекты:

• Повышение уровня и качества преподавания в высшем образовании;

• Развитие способностей институционального менеджмента;

• Анализ миссий и разнообразия вузов.

При условии включения России в работу

Центра по исследованиям и инновациям в области образования (CERI) возможно участие в проектах:

• Системные инновации в образовании (Systemic Innovation in Education);

• Международное исследование процесса школьного преподавания и обучения (TALIS - Teaching and Learning International Survey);

• Новые обучающие и инновационные модели (Emerging Models of Learning and Innovation);

• Программа самооценки для взрослых, имеющих проблемы с лингвистической и математической грамотностью (Formative Assessment for Adults with Literacy and Numeracy Needs);

• Учащиеся нового тысячелетия (New Millennium Learners);

• Университет будущего (University Futures).

Включившись в работу Программы по образовательной инфраструктуре (PEB), Россия в том числе сможет принять участие в проекте «Обеспечение безопасности в школах» (Making Schools Safe and Secure).

Важное значение для России имеет участие в текущих инициативах Директората ОЭСР по образованию, связанных с выработкой принципов и стратегических приоритетов деятельности Организации в области образования. Примером такой важной инициативы является приглашение стран-членов и стран-партнеров ОЭСР в июне 2007 г. к выработке среднесрочной стратегии деятельности Организации в области образования, в рамках которой Комитет по образовательной политике совместно с четырьмя структурными подразделениями Директората ОЭСР по образованию в лице Правлений основных программ должен обеспечить разработку проекта Рабочей программы и бюджета Директората. В частности, странам-членам и странам-

партнерам было предложено перечислить наиболее важные вызовы/проблемы в сфере образования, с которыми придется столкнуться странам в ближайшие пять лет, а также определить возможную роль ОЭСР в преодолении этих проблем.

Участие России в подобных инициативах может служить не только подтверждением ее приверженности курсу на вступление в ОЭСР, но и залогом дальнейшей эффективной деятельности в качестве члена Организации. Эффективность в данном случае определяется возможностью максимального использования потенциала ОЭСР для решения актуальных задач, стоящих перед российской системой образования.

Российская Федерация в числе других стран представила в Директорат ОЭСР по образованию подробную информацию об основных вызовах, с которыми сталкивается российское образование, о приоритетных направлениях развития образовательной системы в РФ, а также необходимых политических мерах, в том числе уже реализуемых в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Приложение 1

Участие России в деятельности структурных подразделений ОЭСР и основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

Название комитета / программы и их структурных подразделений Мандат и срок действия мандата Тип участников и статус / участие в программе России (выделенные элементы таблицы соответствуют структурным подразделениям, в которых участвует Россия) Основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

Комитет по образовательной политике Межправительственный форум, объединяющий официальных лиц и представителей органов исполнительной власти из стран-членов ОЭСР и стран, имеющих статус наблюдателя в Комитете, а также официальных представителей различных международных организаций. Миссия - изучение основных проблем, глобальных тенденций развития образования, обмен мнениями и лучшими практиками, выработка рекомендаций по обеспечению доступности, качества и эффективности образования в условиях формирующегося глобального общества, основанного на знаниях Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия имеет статус наблюдателя Сентябрь 2007 г. (даты уточняются) - Встреча высших представителей органов исполнительной власти (Chief Executive Officers' Meeting) 27-29 ноября 2007 г - 2-я сессия Комитета ОЭСР по образовательной политике и совместная сессия Комитета с Правлением Центра по исследованиям и инновациям в области образования Весна 2008 г - 3-я сессия Комитета ОЭСР по образовательной политике и совместная сессия Комитета с Правлением Центра по исследованиям и инновациям в области образования

Группа национальных экспертов по образованию людей со специфическими образовательными потребностями (Group of National Experts on Special Needs Education) Основные задачи: реализация работ, связанных с предоставлением эффективного и качественного образования для студентов с ограниченными возможностями, трудностями в обучении, студентов из социально уязвимых категорий населения (обсуждение основных проблем в этой области, определение приоритетных направлений работ, мониторинг социально-возрастных характеристик данной категории учащихся, создание соответствующих баз данных; разработка процедур оценки результатов обучения таких студентов; разработка стандартов эффективного перехода таких учащихся от школы к работе и дальнейшему образованию; совместная работа с другими международными органи- Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя, а также представители Всемирного банка, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ Россия не участвует Первая встреча Группы состоялась 21 мая 2007 г.

ш m

1

s

^

2

m

<

I

>

TJ

0 Ja

1

х

0

1 S

и >

J=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

CD

Название комитета / программы и их структурных подразделений Мандат и срок действия мандата Тип участников и статус / участие в программе России (выделенные элементы таблицы соответствуют структурным подразделениям, в которых участвует Россия) Основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

зациями по развитию стратегий поддержки таких учащихся Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г.

Сеть по борьбе со школьным насилием (Network on Combatting School Violence and Bulling) Основные задачи: анализ и распространение лучших практик предотвращения и борьбы с насилием в школе; создание основы для обсуждения общих проблем; содействие профессиональным контактам специалистов в данной области Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Сеть по дошкольному образованию и воспитанию (Network on Early Childhood Education and Care) Основные задачи: анализ и распространение лучших практик в области дошкольного образования и воспитания; совершенствование базы эмпирических данных в этой сфере; проведение исследований и рабочих встреч по наиболее актуальным проблемам дошкольного воспитания; содействие профессиональным контактам специалистов в данной области Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Неформальная рабочая группа по реализации Основных принципов, регулирующих структуру управления подразделениями ОЭСР в области образования (Informal Working Group on the Implementation of the Main Principles Guiding the Governance Structure of OECD Education Bodies) Основные задачи: мониторинг реализации Основных принципов, регулирующих структуру управления подразделениями ОЭСР в области образования, подготовка рабочей программы и бюджета, определение приоритетов работы ОЭСР в области образования, мониторинг работы по индикаторам образовательных систем (INES) Срок действия мандата: до 31 декабря 2007 г. Тип участников: страны-члены ОЭСР Россия не участвует

>

i

>

О

m тз

s >

CT

сл о

Название комитета / программы и их структурных подразделений Мандат и срок действия мандата Тип участников и статус / участие в программе России (выделенные элементы таблицы соответствуют структурным подразделениям, в которых участвует Россия) Основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

Группа национальных экспертов по признанию результатов неформального и информального обучения (Group of National Experts on the Recognition of Non-formal and Informal Learning (RNFIL)) Основные задачи: реализация и распространение результатов проекта «Признание результатов неформального и информального обучения» (Recognition of non-formal and informal learning) Срок действия мандата: до 31 декабря 2008 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Группа национальных экспертов в рамках проекта «Образование и разнообразие» (Education and Diversity) Планируется создание, мандат пока не определен Тип участников пока не определен. Можно ожидать, что к участию будут приглашены страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя

Центр исследований и инноваций в образовании (CERI) Основные задачи: анализ новых тенденций и инновационных практик в образовании в средне- и долгосрочной перспективе; сбор эмпирических данных, обеспечивающих достоверность и качество прогностических исследований в образовании Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Россия в работе центра не участвует 26-27 ноября 2007 г, Париж, заседание Правления СЕР1 5-7 декабря 2007 г., Париж, конференция СЕР1 «Улучшение преподавания и обучения взрослых, имеющих проблемы с базовыми навыками, через механизм самооценки»

Совместная сессия Комитета по образованию и Правления Центра по исследованиям и инновациям в области образования (CERI) Основные задачи: разработка основных направлений, координация и контроль работы по Индикаторам образовательных систем (INES) Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Россия участвует в качестве наблюдателя Целесообразно участие в совместных сессиях как официальных представителей России в Комитете по образовательной политике, так и официального представителя России в INES 27 ноября 2007 г, Париж, Совместная сессия Комитета по образованию и Правления Центра по исследованиям и инновациям в области образования (СЕЯ1) Весна 2008 г (даты будут уточнены), Совместная сессия Комитета по образованию и Правления Центра по исследованиям и инновациям в области образования (СЕЯ!)

Группа стратегического управления по Индикаторам Основные задачи: разработка рекомендаций по улучшению качества индикаторов, развитию баз данных за счет расши- 11 членов, включая 4 делегатов Комитета по образовательной политике, 4 членов Правления CERI,

ш m

i

s

^

2

m

<

i

>

TJ

0 Ja

1

¡r X

0

1 s

со >

J=

о о

-J

Название комитета / программы и их структурных подразделений Мандат и срок действия мандата Тип участников и статус / участие в программе России (выделенные элементы таблицы соответствуют структурным подразделениям, в которых участвует Россия) Основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

образовательных систем (Indicators of Education Systems (INES) Strategic Management Group) рения источников информации и разработки новых индикаторов, диссеминация результатов и данных INES; контроль деятельности INES (ресурсов, структуры, текущей деятельности); посредничество и координация работы различных структурных подразделений INES) Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. 2 делегатов Комитета по занятости, труду и социальным вопросам Россия не участвует

Группа национальных координаторов по Индикаторам образовательных систем (Group of National Coordinators on Indicators of Education Systems (INES)) Основные задачи: координация деятельности по основным направлениям INES на национальном уровне; сбор и обзор национальных статистических данных по образованию для межстрановых исследований и публикаций (Education at a Glance) Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя, члены Правления СЕШ, представители ЮНЕСКО Россия участвует 31 мая - 1 июня 2007 г., Венгрия, Будапешт - встреча Группы

Техническая группа по Индикаторам образовательных систем (Indicators of Education Systems (INES) Technical Group) Основные задачи: стандартизация национальных статистических данных по образованию (источников, индикаторов), включая данные по финансовым и человеческим ресурсам образования, доступности образования, эффективности и результативности образования; координирование процесса сбора, анализа и интеграции национальных статистических данных; установление общих стандартов и методологий сбора и анализа данных; анализ и обзор данных для Education at a Glance Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя, члены Правления СЕШ, представители ЮНЕСКО Россия не участвует 23-25 мая 2007 г., Греция - заседание группы

Группа национальных экспертов по Международному исследованию преподавания и обучения в школе (Group of National Основные задачи: управление и координация Международным исследованием процесса школьного преподавания и обучения (TALIS - Teaching and Learning International Survey) (выработка рекомендаций по направлениям исследования, индикаторам;управ- Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя, члены Правления СЕШ, представители ЮНЕСКО Россия не участвует 7-8 июня 2007 г., Париж, встреча стран-участниц Международного исследования процесса школьного преподавания и обучения(TALIS) 16-18 июля 2007 г (место уточняется),

сл м

Название комитета / программы и их структурных подразделений Мандат и срок действия мандата Тип участников и статус / участие в программе России (выделенные элементы таблицы соответствуют структурным подразделениям, в которых участвует Россия) Основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

Experts for International Survey for Teachers, Teaching and Learning) ление бюджетом; подготовка докладов и отчетов по проекту и т. д.) Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. встреча национальных координаторов проекта TALIS

Сеть А по Индикаторам образовательных систем -Индикаторы результатов обучения (INES Network А - Indicators of Learning Outcomes) Основные задачи: разработка и совершенствование индикаторов результатов и эффективности обучения (обмен данными и опытом сбора и анализа данных; подготовка данных для Education at a Glance; содействие дальнейшему развитию методологии сбора данных ИТ. д.) Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя, члены Правления CERI Россия участвует

Сеть В по Индикаторам об разовател ьн ых систем - Индикаторы социально-экономических результатов обучения (INES Network В - Indicators on the Socio-Economic Outcomes of Education) Основные задачи: разработка и совершенствование индикаторов социально-экономических результатов обучения, влияния развития образования на социально-экономическое развитие стран (обмен данными и опытом сбора и анализа данных; подготовка данных для Education at a Glance; содействие дальнейшему развитию методологии сбора данных и т. д.) Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя, члены Правления CERI Россия участвует

Сеть С по Индикаторам об разовател ьн ых систем - Индикаторы образовательной среды и организации в школах (INES Network С - Indicators on the Learning Environment and Organisation of Schools) Основные задачи: разработка и совершенствование индикаторов уровня и качества образовательной среды и организации в школах (обмен данными и опытом сбора и анализа данных; подготовка данных для Education at a Glance; содействие дальнейшему развитию методологии сбора данных и т. д.) Срок действия мандата: до 31 декабря 2011 г. Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя, члены Правления CERI Россия участвует 29-30 мая 2007 г., Люксембург-заседание Сети

ш m

i

s

^

2

m

<

i

>

TJ

0 Ja

1

¡r X

0

1 s

со >

J=

о о

-J

сл

Название комитета / программы и их структурных подразделений Мандат и срок действия мандата Тип участников и статус / участие в программе России (выделенные элементы таблицы соответствуют структурным подразделениям, в которых участвует Россия) Основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

Программа международной оценки умений учащихся (PISA) Основные задачи: международное исследование, проводимое на основе единого для всех стран-участниц программы инструментария, позволяющего оценить уровень знаний и компетенций (уровень математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности, умение решать проблемы) 15-летних учащихся Тип участников: страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия участвует 29-31 октября 2007 г., Великобритания, Эдинбург-заседание Правления PISA

Группа стратегического развития Программы международной оценки об разовател ьн ых достижений учащихся (The PISA Strategie Development Group) Россия участвует

Группа национальных менеджеров Программы международной оценки об разовател ьн ых достижений учащихся (The Group of PISA National Project Managers) Россия участвует

Издательская группа Программы международной оценки об разовател ьн ых достижений учащихся (The PISA Editorial Group) Россия не участвует

Программа Институционального управления в высшем образовании (IMHE) Основные задачи: проведение исследований в области современного высшего образования; анализ и распространение новаторских и перспективных концепций, методов управления образованием, эффективных моделей взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в высшей школе; организация обмена опытом, развитие международной сети экспертов в области управления высшим образованием Россия (Государственный университет - Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов) участвует в работе Правления Программы и отдельных проектах 25-27 июня 2007 г., Ирландия, Дублин, международная конференция «Высшее образование в XXI в. - Разнообразие миссий» 3-4 сентября 2007 г, Париж, Франция, Международная конференция из цикла «What Works» «Способствуя успеху и производительности: инструменты трансформации университета в эффективное рабочее место»

>

I

>

О

m тз

s >

CT

сл

Название комитета / программы и их структурных подразделений Мандат и срок действия мандата Тип участников и статус / участие в программе России (выделенные элементы таблицы соответствуют структурным подразделениям, в которых участвует Россия) Основные мероприятия, запланированные на 2007-2008 гг.

Срок действия мандата: до 31 декабря 2008 г. 19-21 сентября 2007 г., Валенсия, Испания, Международная конференция «Усиливая роль вузов в региональном развитии» 12-13 ноября 2007 г, Париж, заседание правления IMHE Апрель 2008 г., Париж, заседание правления IMHE Август 2008 г., Париж, конференция из цикла «What Works» Сентябрь 2008 г., Генеральная конференция IMHE

Программа ОЭСР по основным фондам учебных заведений (РЕВ) Основные задачи: обмен опытом и результатами исследований политики в области организации управления инфраструктурой образовательных учреждений, рационального использования ресурсов для ее улучшения, а также ее влияния на качество и результативность образования Срок действия мандата: до 31 декабря 2008 г. Россия не участвует 19-20 ноября 2007 г, Париж, заседание Правления РЕВ

Отдел по сотрудничеству со странами-нечленами ОЭСР(ЫМЕ) Основные задачи: сотрудничество в области образования со странами, не являющимися членами ОЭСР, в том числе через проекты в рамках Программы глобального партнерства и Глобальный форум по образованию Россия участвует Глобальный форум по образованию-2007 (даты уточняются)

ш m

s

^

S

m

<

i

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TJ

0 Ja

1

x о

s

со >

J=

о о

-J

Приложение 2

Участие России в текущих и планируемых проектах ОЭСР

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

1. Взаимодействие политики непрерывного образования с другими социально-экономическими направлениями

Программа международной оценки компетенции взрослых (PIAAC) В рамках Р1ААС будет разработан план анализа, оценочная рамка для непосредственного измерения компетенций и аналитическая рамка для анализа перехода молодежи от одного уровня образования к другому, а также для анализа процесса обучения в течение всей жизни Сроки реализации проекта: в настоящее время обсуждается методология сбора данных для оценки компетенций взрослых. Ожидается, что первый этап реализации программы Р1ААС (сбор статистических данных) начнется в 2009 г. К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя. На сегодняшний день в Программе участвует 27 стран Россия не участвует

Признание результатов неформального и информального обучения (Recognition of non-formal and informal learning) Цель: разработка политических рекомендаций, направленных на создание системы признания и использования результатов неформального и информального образования в ходе последующего обучения в течение жизни Сроки проекта: полевые исследования, разработка политических механизмов - 2-й кв. 2007 г; финальный отчет - 4-й кв. 2007 г.; диссеминация - 3-4 кв. 2007 г К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Глобальный форум по образованию (Global Forum on Education) Форум представляет собой площадку для обсуждения политиками стран-членов и стран-партнеров ОЭСР проблем в области образования, представляющих взаимный интерес. Он позволяет: ¡) выявлять и распространять лучший опыт; и) создавать и усиливать партнерство между двумя группами стран; Ш) определять наиболее актуальные направления К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия участвует Глобальный форум по образованию-2007 (сроки уточняются)

сл

CD

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

образовательной политики, требующие совместного обсуждения на форуме Сроки проекта: форум проводится один раз в два года, очередной ожидается в 2007 г.

II. Оценка и повышение эффективности образования

Программа международной оценки об разовател ьн ых достижений учащихся (PISA) Исследование, направленное на измерение уровня знаний и компетенций 15-летних учащихся Сроки проекта: анализ результатов очередного цикла PISA-2006 К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия участвует

Национальные обзоры образовательной политики (National Reviews of Education Policy) Целью подготовки обзоров является анализ политических мер и практик, а также разработка политических рекомендаций для стран на основе представляемых ими обзоров Сроки: подготовка плана страновых визитов и написание обзора - 1 -й кв. 2007 г. - 4-й кв. 2008 г К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Разработка системы индикаторов для оценки образовательных систем (INES-Indicators of Educational Systems) Регулярный сбор статистики по образованию Сроки проекта определяются текущими задачами работы по направлению, в частности подготовки ежегодных сборников Education at a Glance Россия участвует

Профессиональное образование и подготовка (Vocational Education and Training - VET) Цель - обеспечение политиков информацией и результатами анализа, которые будут способствовать разработке и реализации политики в области профобразования, упрочению его роли в образовательной системе Сроки проекта: проведение сравнительного исследования -2-й кв. 2007 г.; проведение международных семинаров -2-4-й кв. 2008 г. К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует На 30 июня 2007 г. 19 стран подтвердили свою заинтересованность в участии в проекте Международный семинар по результатам предыдущего проекта Комитета по проблемам перехода молодежи от обучения к профессиональной занятости на рынке труда - 2-й кв. 2008 г. (даты уточняются)

ш m

i

s

^

2

m

<

I

>

TJ

0 Ja

1

x

0

1 s

со >

J=

о о

-J

сл

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

Международный семинар по вопросам политики в области профессионального образования и подготовки - 4-й квартал 2008 г. (даты уточняются)

Системные инновации в образовании (Systemic Innovation in Education) В рамках проекта будут собраны примеры инновационной образовательной политики в различных странах для получения лучшего представления об инновационном процессе в образовании К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя и участвующие в СЕЯ! Россия не участвует

III. Содействие повышению качества преподавания

Совершенствование системы управления в школе (Improving Leadership in Schools) Основная цель - обеспечить политиков информацией и результатами анализа, которые будут способствовать разработке и реализации политики, направленной на развитие лидерства в школе для улучшения качества преподавания и обучения Сроки проекта: публикация Сравнительного доклада - 4-й кв. 2007 г. К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Международное исследование процесса школьного преподавания и обучения (TALIS -Teaching and Learning International Survey) Исследование национальных преподавательских кадров К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует 7-8 июня 2007 г., Париж, встреча стран-участниц 16-18 июля 2007 г. (место уточняется), встреча национальных координаторов проекта

Новые обучающие и инновационные модели (Emerging Models of Learning and Innovation) Многие рассматривают образование с точки зрения традиционных и согласованных форм организации. В рамках данного проекта будут исследованы альтернативные формальные и неформальные модели образования с точки зрения качества его результатов и его инновационности К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Программа самооценки для взрослых, имеющих проблемы с лингвистической Программы самооценки являются эффективным инструментом персонализации процесса обучения и повышения его качества. Данное исследование основано на аналогичных процедурах оценки К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя 5-7 декабря 2007 г., Париж, конференция СЕЯ! «Улучшение преподавания и обучения взрослых, имеющих проблемы

>

I

>

3

о

m тз

s >

сг

сл

СО

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

и математической грамотностью (Formative Assessment for Adults with Literacy and Numeracy Needs) в средней школе и направлено на анализ программ для взрослых, имеющих проблемы с лингвистической и математической грамотностью Россия не участвует с базовыми навыками,через механизм самооценки»

IV. Анализ задач развития и совершенствования управлением высшим образованием в глобальной экономике

Тематический обзор по высшему образованию (Thematic Review of Tertiary Education) Цели: анализ того, каким образом организация, финансирование и управление в системе высшего образования могут содействовать достижению национальных целей социально-экономического развития Сроки проекта: 2-4-й кв. 2007 г. - завершение итогового отчета; 3-4-й кв. 2007 г. - проведение 4-го заседания рабочей группы и итоговой конференции; диссеминация результатов проекта - 1-2-й кв. 2008 г. Россия участвует 26-27 сентября 2007 г., Париж, 4-е заседание Рабочей группы ОЭСР по проекту; 13-14 декабря 2007 г. (место уточняется) -итоговая конференция по проекту

Принципы обеспечения качества трансграничного высшего образования (Guidelines for quality provision in cross-border higher education) Принципы помогают защитить студентов и других участников образовательного процесса от низкокачественных трансграничных образовательных услуг Сроки проекта: мониторинг результатов применения принципов и оценка их влияния на развитие трансграничного образования; диссеминация принципов - 1 -й кв. 2007 г. - 4-й кв. 2008 г.; подготовка доклада для Совета ОЭСР -4-й кв. 2008 г. К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Совершенствование институционального управления в высшем образовании (IMHE), в том числе проекты: К участию приглашаются вузы, министерства образования, агентства, конференции ректоров и т. д. стран-членов ОЭСР и стран, имеющих статус наблюдателя Два российских вуза (ГУ ВШЭ, РУДН) принимают участие в работе Правления Программы, в текущих проектах IMHE Россия не участвует 25-27 июня 2007 г., Дублин, международная конференция «Высшее образование в XXI в. -Разнообразие миссий» 3-4 сентября 2007 г., Париж, Международная конференция из цикла «What Works» «Способствуя успеху и производительности:

ш m

s

^

S

m

<

I

>

TJ

0 Ja

1

х о

s

со >

J=

о о

-J

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

инструменты трансформации университета в эффективное рабочее место» 12-13 ноября 2007 г., Париж, заседание правления IMHE Апрель 2008 г., Париж, заседание правления IMHE Август2008 г, Париж, конференция из цикла «What Works» Сентябрь 2008 г., Генеральная конференция IMHE

• Расширение участия вузов в региональном развитии Проект завершается Россия не участвует 19-21 сентября 2007 г., Валенсия, Испания, итоговая Международная конференция «Усиливая роль вузов в региональном развитии»

• Повышение уровня и качества преподавания в высшем образовании Текущий проект Россия не участвует

• Развитие способностей институционального менеджмента Текущий проект Россия не участвует

• Анализ миссий и разнообразия вузов Текущий проект Россия не участвует

Программа глобального партнерства (Global Relations Programme), в том числе проекты:

CD О

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

• Развитие человеческих ресурсов в России Серия семинаров, организованная Министерством образования и науки РФ совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития (Civilian Research and Development Fund, CRDF), станет основой реализации проекта. Ожидается, что работа окажет серьезное влияние на усиление исследовательского потенциала университетов, в частности, создаст необходимые предпосылки для выделения сферы прав и ответственности каждого из участников процесса; выработки механизмов обмена опытом и передачи знаний; разработки внутренней системы управления и национального законодательства; а также создания ассоциации профессиональных менеджеров по примеру стран ОЭСР Сроки проекта: подготовка и проведение ежегодного рабочего семинара - 3-й кв. 2007 г; подготовка и проведение ежегодного рабочего семинара - 3-й кв. 2008 г подготовка докладов по итогам семинаров -2007-2008 гг. Россия участвует

• Финансирование и качество в высшем образовании Развитие исследований в области финансирования и повышения качества в системе высшего образования Китая и Швейцарии Сроки проекта: подготовка и проведение рабочих семинаров в Китае и Швейцарии - 1 -й и 3-й кв. 2007 г. Россия не участвует

V. Достижение социального согласия через образовательную политику

Тематический обзор по равенству в образовании (Equity in Education Thematic Review) Проект направлен на содействие странам в разработке и реализации эффективной политики обеспечения равенства в образовании Сроки проекта: публикация итогового отчета - 1-й кв. 2007 г.; подготовка и проведение итоговой конференции -1-й кв. 2007 г.; К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия участвует 4-5 июня 2007 г., Норвегия, Трондхайм - итоговая международная конференция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш m

I

s

s

m

<

I

>

TJ

0 Ja

1

x

0

1 s

со >

J=

о о

-J

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

мероприятия по диссеминации результатов -1-4 кв. 2007 г.

Формирование базы данных об учащихся с ограниченными возможностями и специфическими потребностями в образовании (Basic Data Collection on Students with Special Educational Needs) Проект направлен на сбор и предоставление странам данных о проблемах, связанных с эффективным обучением студентов с ограниченными возможностями и специфическими потребностями в образовании Сроки проекта: публикация отчета (монографии) - 2-й кв. 2008 г. К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Обзор «Образование и этническое разнообразие» (Education and Diversity -Review) Цель Обзора - содействовать странам в организации образовательных систем с учетом этнического разнообразия учащихся, особенно в условиях растущей миграции, через организацию взаимообучения Сроки проекта: подготовка обзоров образовательной политики для иммигрантов - 1 кв. 2007 - 2-й кв. 2008 г.; подготовка обзоров по образовательной политике для коренного населения в рамках выбранного направления работы - 1-4-й кв. 2008 г.; итоговый отчет по образовательной политике для иммигрантов; итоговый обзор образовательной политики для коренного населения в рамках выбранного направления работы - 4-й кв. 2008 г К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует Страны,заинтересованные в участии в проекте, должны подтвердить свое участие до 30 июня 2007 г.

Глобализация и лингвистическое и культурное разнообразие (Globalisation and Linguistic and Cultural Diversity) Глобализация и социальное разнообразие порождают как новые возможности, так и новые вызовы в сфере образования. Цель - обосновать необходимость и предложить эффективные пути обучения иностранным языкам и понимания других культур К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Программа партнерства для поддержки молодежи (Youth Empowerment Partnership Programme) Программа направлена на объединение усилий государственного, частного и независимого секторов для создания сообществ для студентов из социально уязвимых категорий населения К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

CD M

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

Обеспечение безопасности в школах (Making Schools Safe and Secure) в рамках Программы по образовательной инфраструктуре (РЕВ) Оценка качества инфраструктуры образовательных учреждений; сбор и сопоставление данных по проблемам качества и надежности; создание условий для студентов с ограниченными возможностями К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Программа глобального партнерства (Global Relations Programme), в том числе проекты:

• Молодежь и риски (Youth at Risk) В ходе этого проекта была выявлена не только нехватка информации по студентам с ограниченными возможностями, но и ограниченность имеющихся данных. Цель проекта - расширение возможностей для студентов с ограниченными возможностями, в том числе через предоставление всеобщего образования, их интеграцию в общеобразовательные школы, обеспечение качества обучения и преподавания в течение всей жизни Сроки проекта: планы действий по странам - 1 -й кв. 2007 г.; семинары по совершенствованию возможностей сбора данных, обучению учителей и статистиков -2-3-й кв. 2007 г.; мероприятия по диссеминации лучших практик -4-й кв. 2008 г. К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

• Сбор данных об учащихся с ограниченными возможностями в развивающихся странах (Prevalence data on students with disabilities in developing countries) Эта работа будет проводиться совместно со Всемирным банком и сфокусирована на разработке и распространении методов сбора данных о детях с ограниченными возможностями для реализации программ в рамках проекта обеспечения доступности образования для всех слоев населения, бесплатное начальное образование для всех (Education for all - EFA) Сроки проекта: публикация отчета - 4-й кв. 2007 г. К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

ш m

i

s

^

2

m

<

I

>

TJ

0 Ja

1

x

0

1 s

со >

J=

о о

-J

Название проекта Основные цели и сроки проекта Участие России/возможности участия России (выделенные элементы таблицы соответствуют проектам, в которых Россия принимает участие) Основные мероприятия в рамках проекта

Социальные результаты обучения (Social Outcomes of Learning) Результаты образования могут анализироваться не только сточки зрения занятости и производительности, но и сточки зрения более широких социальных последствий (здоровье, гражданство и т. д.). Цель проекта - разработка необходимых инструментов анализа и их использование для измерения социальных последствий образования К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

VI. Поиск новых перспектив для развития образования

Школа будущего (Schooling for Tomorrow) Разработка будущих сценариев развития школьного образования и внедрение их в образовательную политику и школьную практику К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Университет будущего (University Futures) Разработка будущих сценариев развития высшего образования для содействия стратегическому планированию в этой области К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

Учащиеся нового тысячелетия(New Millennium Learners) Появление нового поколения учащихся, владеющих инфокоммуникационными и цифровыми технологиями, открывает новые возможности перед образованием. Цель проекта - исследование нового поколения учащихся, анализ их ожиданий, установок и предпочтений К участию приглашаются страны-члены и страны, имеющие статус наблюдателя Россия не участвует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.