Научная статья на тему 'Стратегия подготовки кадров для сельского хозяйства'

Стратегия подготовки кадров для сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия подготовки кадров для сельского хозяйства»

В.В. ПЧЁЛКИНА

СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство - это такая отрасль, которая обеспечивает многие отрасли народного хозяйства рабочей силой, промышленность - сырьем, население -продуктами питания. А продукты питания - это основа существования и развития человеческого общества. Вот почему Президент Российской Федерации В.В. Путин выделил сельское хозяйство в качестве одного из главных приоритетов развития страны.

Как известно, за последние годы в аграрном секторе нашей страны произошли большие социально-экономические изменения. Созданы основы многоукладной экономики. Многие колхозы и совхозы преобразовались в акционерные общества, товарищества, сельскохозяйственные кооперативы, ассоциации крестьянских хозяйств. Право выбора форм хозяйствования самими крестьянами закреплено законодательно. Предприятия всех форм собственности могут самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией.

Однако, несмотря на проводимые реформы в сельском хозяйстве в целях его эффективного функционирования и решения проблемы продовольственной безопасности страны, социально-экономическая ситуация на селе остается пока сложной. За годы аграрных преобразований в нашей стране сократился объем валовой продукции во всех категориях хозяйств, продолжает снижаться производственный потенциал аграрного сектора, не реализуются социальные программы и почти прекращены инвестиции. В результате чего происходят натурализация хозяйственной деятельности и деквалификация сельскохозяйственных работников.

Известно, что в России ежегодно увеличивается импорт продовольствия, но в стране сократилось среднедушевое потребление таких ценных продуктов питания, как мясо, молока, яйца и рыба. Таким образом, страна попала в продовольственную зависимость.

Факторов, влияющих на устойчивое развитие сельского хозяйства, много. Наиболее важным из них является обеспечение сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами. Ведь из истории известно, что в конкурентной борьбе на мировых рынках побеждает та страна, в которой выше профессиональная подготовка работников.

Реалии XXI в. - глобализация и информатизация, высокие технологии и Интернет - не только кардинально изменяют мир и условия жизнедеятельности человека, но и ставят перед ним глобальные задачи, которые еще более обостряют проблему повышения уровня знаний (образования). Современные технологии, в частности прогрессивные образовательные технологии, создают новые профессии, которые выдвигают принципиально иные требования к работнику. Это должен быть интеллектуал, обладающий высоким уровнем знаний (образования) и высоким творческим потенциалом.

Следовательно, возникает качественно новая реальность - экономика, в которой главным производственным ресурсом становятся знания и информация.

С учетом анализа мирового опыта модель инновационного развития Чувашской Республики сконцентрировала в себе подходы, базирующиеся на интеллектуальном потенциале и активной позиции граждан, основным производственным ресурсом названы знания и технологии. И это не случайно. Несмотря на то, что имидж республики в настоящее время достаточно высок: определена стратегия социально-экономического развития до 2010 года; реализуются пилотные проекты общероссийской значимости; завершена газификация; интенсивно развивается система Интернет-коммуникаций; создаются современные архитектурные ансамбли, целые жилищно-сервисные комплексы, в которых сочетаются удобство, красота, современность; ежегодно увеличивается число рентабельных предприятий и т.д., в республике сохраняются большая имущественная дифференциация; низкий уровень жизни (в 2003 г. 31,5% населения имели доходы ниже прожиточного минимума) и низкая заработная плата (59,9% от среднероссийского уровня); обостряется финансовое положение предприятий агропромышленного комплекса; наблюдается процесс сокращения посевных площадей и поголовья скота; уменьшается объем производства сельскохозяйственных культур и т.д. В 2003 г. по сравнению с 1990 г. объем производства продукции сельского хозяйства сократился на 31,5%, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур - на 516,6 тыс. картофеля - на 272,1 тыс. тонн. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий сократилось в 2004 г. по сравнению с аналогичным показателем в 1991 г. на 292,7 тыс. голов (в том числе коров - на 43,2 тыс.), свиней - на 318,2 тыс., овец и коз - на 218,7 тыс. голов.

Главной причиной сокращения сельскохозяйственного производства в республике является нехватка квалифицированных кадров, способных работать в условиях рыночных отношений. Растущие потребности страны в сельскохозяйственной продукции могут быть удовлетворены в более сжатые сроки, если преобразованиям в аграрном секторе будет соответствовать уровень подготовки квалифицированной рабочей силы.

Поэтому важным стратегическим направлением современной аграрной политики является обеспечение сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами. А это требует расширения масштабов профессионального образования.

Однако в Чувашской Республике немало руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий (организаций), которые не обладают достаточным уровнем профессионального образования и квалификации (табл. 1).

Как видно из табл. 1, на этих предприятиях в 2004 г. трудилось всего 6658 руководящих работников и специалистов. Из них 1976 человек, или 29,8%, имеют высшее; 3468 - среднее профессиональное образование (52%), остальные 1214 человек, или более 18%, не имеют специального образования. Из общего количества фактически работающих (6658 человек), занимающих должности руководителей и специалистов, в 2004 г. повысили

квалификацию в системе дополнительного профессионального образования только 827 человек (12,4%). Безусловно, по сравнению с 2000 г. некоторые улучшения качественного состава руководителей и специалистов произошло. Например, к 2005 г. численность руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилась на 0,5%; имеющих среднее профессиональное образование - на 2,1%, а не имеющих специального образования - уменьшилась на 2,9%. Но следует отметить, что уровень профессионального образования специалистов еще не удовлетворяет современным требованиям: среди главных специалистов, например, еще более 50% не имеют высшего профессионального образования, 55% - среднего профессионального, а 5% главных специалистов (87 человек) не имеют еще профессионального образования. Особенно низок уровень профессионального образования руководителей среднего звена. Из 1395 человек, фактически работающих руководителей среднего звена, лишь 205 человек, или 14%, имеют высшее профессиональное образование, а 554 человека (почти 40%) не имеют высшего и среднего профессионального образования. Низок уровень образования и работников кадровых служб, из которых только 19,2% имеют высшее профессиональное образование, а 17,2% - не имеют высшего и среднего профессионального образования. Из 192 работников кадровых служб (работников служб управления персоналом), фактически работающих, в 2004 г. никто не повысил свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования.

Таблица 1

Численность работников сельского хозяйства в 2004 г., занимающих должности руководителей и специалистов *

Наименование должностей Колич. штат- ных единиц Фактически работают, чел. Из числа фактически работающих имеют профессиональное образование Повысили квалификацию в отчетном году в системе дополнительного профессионального образования

высшее среднее не имеют профес-сиональ-ного образования

1. Всего работников, занимающих должности руководителей и специалистов 7480 6658 1976 3468 1214 827

2. Руководители сельскохозяйственных организаций 467 461 325 104 32

*

Данные Государственного комитета по статистике Чувашской Республики.

Окончание табл. 1

Наименование должностей Колич. штат- ных единиц Фактически работают, чел. Из числа фактически работающих имеют профессиональное образование Повысили квалификацию в отчетном году в системе дополнительного профессионального образования

высшее среднее не имеют профес-сиональ-ного образования

3. Освобожденные заместители руководителей 56 52 34 12 6

4. Главные специалисты, Всего 2114 1647 808 752 87 188

Из них:

агрономы 356 265 159 90 16 43

зоотехники 286 185 112 71 2 33

ветврачи 228 149 88 57 4 38

инженеры 383 301 141 131 29 26

экономисты 253 179 116 60 3 -

бухгалтеры 467 430 140 273 17 48

5. Руководители среднего звена 1470 1395 205 636 554 5

6. Работники служб управления персоналом, Всего 221 192 37 123 32

7. Менеджеры 27 25 7 14 4 -

В Чувашской Республике не уменьшается количество убыточных хозяйств: в 1995 г. такие хозяйства составляли 32,3%; в 2000 г. - 58,3%; в 2001 г. - 40,1%; в 2002 г. - 47,8%; в 2003 г. - 53,6%. Сумма убытка в 2004 г. составила 185 553 тыс. руб. Одной из причин такого положения является низкий образовательный уровень руководителей и специалистов хозяйств, так как практика давно доказала и постоянно доказывает правоту такого утверждения. Те сельскохозяйственные предприятия, которые в достаточном количестве обеспечены руководителями и специалистами высшей квалификации, работают рентабельно.

Не менее остры в Чувашской Республике проблемы, связанные с состоянием профессионального развития кадров массовых профессий (табл. 2). Данные табл. 2 показывают, что только 5 из 21 района республики полностью обеспечены кадрами трактористов (Алатырский, Козловский, Мар-посадский, Шемуршинский, Янтиковский районы) и кадрами водителей (Козловский, Комсомольский, Порецкий, Шемуршинский, Шумерлинский районы). Обеспеченность организаций агропромышленного комплекса республики кадрами трактористов на период весенне-полевых работ составила 72% и кадрами водителей - 91%, т.е. не хватало 1664 тракториста и 344 водителя. Поэтому недостаток механизаторских кадров сельскохозяйственным предприятиям приходилось восполнять за счет практикантов профессиональных училищ, выпускников сельских образовательных школ, студентов высших учебных заведений, а также работников предприятий различных отраслей.

Таблица 2

Обеспеченность организаций агропромышленного комплекса Чувашской Республики механизаторскими кадрами (по состоянию на 01.03.2005 г.)*

Наименование районов Трактористов, чел. Водителей, чел.

требуется наличие обеспеченность, % требуется наличие обеспеченность, %

Алатырский 88 88 100 94 70 74

Аликовский 309 287 93 218 200 92

Батыревский 453 424 94 239 226 95

Вурнарский 339 335 99 186 178 96

Ибресинский 209 183 88 138 128 93

Канашский 176 166 94 89 79 89

Козловский 84 84 100 72 72 100

Комсомольский 660 614 93 270 270 100

Красноармейский 319 257 80 165 136 82

Красночетайский 162 150 93 124 121 98

Марпосадский 117 117 100 88 84 95

Моргаушский 421 387 92 441 428 97

Порецкий 155 149 96 70 70 100

Урмарский 135 117 87 130 117 90

Цивильский 225 195 87 199 196 98

Чебоксарский 480 305 63 400 313 78

Шемуршинский 322 322 100 148 148 100

Шумерлинский 145 140 97 131 131 100

Ядринский 485 426 88 373 361 97

Яльчикский 619 429 69 301 188 62

Янтиковский 150 150 100 110 102 93

Итого: 6053 4389 72 3962 3618 91

* Табл. 2 составлена автором по данным сельскохозяйственных предприятий районов Чувашской Республики.

Отсюда следует: во-первых, с учетом сезонного характера сельскохозяйственного производства необходимо готовить резерв квалифицированных кадров, который можно было бы использовать в период срочной потребности в трудовых ресурсах. Потребность в механизаторских кадрах в период весенне-полевых работ в республике ежегодно превышает имеющийся в наличии персонал; во-вторых, дополнительную временную потребность в механизаторах, возможно, следует удовлетворять посредством обучения на курсах, на которых можно получить начальный уровень квалификации. Такие кадры могли бы работать под руководством более опытных и высококвалифицированных механизаторов; в-третьих, возрождение сельского хозяйства может быть только путем его интенсификации на высокотехнологической и материально-технической базе, а это, в свою очередь, выдвигает задачу совершенствования системы подготовки и использования кадров сельского хозяйства, внедрения новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством; в-четвертых, расширить подготовку кадров по сельскохозяйственным специальностям, улучшить работу по профессиональной ориентации школ в целях привлечения их на учебу в аграрные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и последующего закрепления на селе (пока многие выпускники сельскохозяйственных образовательных учреждений работают не по специальности или по специальности, не связанной с сельским хозяйством); в-пятых, обеспечить систематическую профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса по важнейшим инновационным направлениям его функционирования; в-шестых, в целях закрепления молодых руководителей, специалистов и кадров массовых профессий на селе и стабильного развития сельского хозяйства необходима обязательная реализация Программы социально-экономического развития села до 2010 г., утвержденной Указом Президента Н.В. Федорова.

Таковы стратегические направления подготовки кадров для сельского хозяйства в целях его устойчивого инновационного развития и повышения эффективности производства. Эти направления применимы и для других регионов нашей страны.

ПЧЕЛКИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА родилась в 1936 г. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Чувашского государственного университета. Имеет 91 опубликованную работу, в том числе 2 монографии, 9 учебных пособий, 8 методических указаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.