Научная статья на тему 'Решение проблемы кадров массовых профессий на селе в условиях реформ второй половины 1960-х гг. (по материалам Марийской, Мордовской и Чувашской АССР)'

Решение проблемы кадров массовых профессий на селе в условиях реформ второй половины 1960-х гг. (по материалам Марийской, Мордовской и Чувашской АССР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / МЕХАНИЗАТОРСКИЕ КАДРЫ / ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / СЕЛЬСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / МЕХАНИЗАТОРСКИЙ И АГРОЗООТЕХНИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ / MASS JOBS IN AGRICULTURE / FARM MACHINERY OPERATORS / FORMS OF STAFF TRAINING / RURAL VOCATIONAL SCHOOLS / FARM MACHINERY AND AGROZOOTECHNICAL TOTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикейкин Евгений Николаевич

В статье рассматриваются пути и методы решения проблемы кадров массовых профессий на селе в условиях реформ второй половины 1960-х гг. Особое внимание уделяется анализу форм подготовки кадров, характеристике количественных и качественных сдвигов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tackling the Problem of Staff for Mass Occupations in Rural Area in Conditions of Reforms in the Second Half of 1960-ies (based on materials from Mari, Mordovian and Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republics)

The article covers the means and methods to solving the problem of staff for mass occupations in the countryside in conditions of reforms in the second half of 1960-ies. Special attention is paid to the analysis of the staff’s training methods, characterisation of qualitative and quantitative changes in this sphere.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы кадров массовых профессий на селе в условиях реформ второй половины 1960-х гг. (по материалам Марийской, Мордовской и Чувашской АССР)»

№ 3, 2012

ланы только первые шаги, за которыми последовали расширение общего, а затем и специального образования среди населения Мордовии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивашкин, В. С. Культурное строительство на селе в первое десятилетие Советской власти / В. С. Ивашкин, И. А. Яшкин // История советского крестьянства Мордовии. Ч. 1. 1917—1937. — Саранск, 1987. — 263 с.

2. Киселев, А. Л. Духовная культура Мордовии / А. Л. Киселев. — Саранск, 1979. — 128 с.

3. Культурное строительство в Мордовской АССР: (сб. док.). Ч. 1 (1917—1941)/ сост. М. В. Дорожкин. — Саранск, 1986. — 396 с.

4. Личный архив В. Л. Житаева.

5. Мушкин, В. И. Политико-просветительская работа среди мордвы / В. И. Мушкин. — Москва : Центрсовнацмен Наркомпросса РСФСР, 1928. — Вып. 1. — 128 с.

6. Народное образование Мордовской АССР 1918—1928 : док. и материалы. — Саранск, 1962. — Т. 1. — 328 с.

7. Расцвет и сближение уровней культуры народов Поволжья. — Горький, 1975. — 153 с.

8. Саратовцева, Н. В. Основные этапы развития единой трудовой школы в мордовском крае в 1917—1930 гг. / Н. В. Саратовцева // Страницы истории образования в мордовском крае: постре-волюционный период. — Саранск, 2003. — 151 с.

9. Талдин, Н. В. Очерки истории мордовской школы / Н. В. Талдин. — Саранск, 1956. — 136 с.

10. ЦГА РМ. Ф.Р-40. Оп. 1. Д. 109.

11. Там же. Ф.Р-296. Оп. 1. Д. 3.

Поступила 02.02.12.

УДК 94(470.34):331.108.2

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ НА СЕЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х гг.

(по материалам Марийской,

Мордовской и Чувашской АССР)

Е. Н. Бикейкин (Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве РМ)

В статье рассматриваются пути и методы решения проблемы кадров массовых профессий на селе в условиях реформ второй половины 1960-х гг. Особое внимание уделяется анализу форм подготовки кадров, характеристике количественных и качественных сдвигов в данной сфере.

Ключевыге слова: массовые профессии сельского хозяйства; механизаторские кадры; формы подготовки кадров; сельские профессионально-технические училища; механизаторский и агрозоотехнический всеобуч.

Интенсификация сельскохозяйственного производства второй половины 1960-х гг. и тесно связанные с ней комплексная механизация и электрификация поставили с достаточной остротой проблему квалифицированных кадров на селе. Рост технической вооруженности потребовал увеличения численности кадров массовых профессий, и прежде всего механизаторов, повышения их квалификации и ответственности за высокопроизводительное использование тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.

© Бикейкин Е. Н., 2012

Данную тенденцию можно проследить по планам потребности в кадрах массовых профессий колхозов и совхозов Чувашской АССР в годы 8-й пятилетки (табл. 1).

Как видим, в указанный период потребность в квалифицированных кадрах в Чувашии выросла в среднем в 2 раза, а по таким специальностям, как полеводы-механизаторы, садоводы-механизаторы, шоферы, строители, — в 3 и более раза. В этой связи в республиках Поволжья большое внимание уделялось подготовке механизаторских кадров.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Т а б л и ц а 1

План потребности в квалифицированных кадрах колхозов и совхозов Чувашской АССР

на 1964—1970 гг., чел. [3]

Специальность Годы

1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970

Полеводы-механизаторы 297 587 667 662 803 800 920

Животноводы-механизаторы 857 1 166 1 055 1 039 1 071 1 256 1 521

Плодоовощеводы-механизаторы 215 201 245 238 349 356 384

Садоводы-механизаторы 27 128 102 115 174 150 147

Трактористы-машинисты 1 274 1 792 1 273 1 328 1 378 2 020 1 825

Шоферы 323 372 460 522 736 604 931

Слесари 100 151 246 237 192 261 204

Электрики 265 529 327 442 467 659 702

Строители 320 712 1 388 1 389 1 252 1 042 1 238

Плотники-строители — 67 82 120 89 258 139

В Мордовской АССР за 1966— готовку трактористов и трактористов-

1970 гг. подготовка механизаторов воз- машинистов: в 1970 г. их доля в общем

росла с 3 514 до 5 083 чел. в год, или на числе механизаторских кадров состави-

144,6 %. Основной упор делался на под- ла 81,9 % (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Подготовка механизаторских кадров

для сельского хозяйства Мордовии, чел. [5, с. 137; 6, с. 189]

Показатели 1966 г. 1967 г. 1968 г. 1969 г. 1970 г.

Всего подготовлено кадров, чел. 3 514 3 140 3 299 4 719 5 083

В том числе трактористов, трактористов-машинистов 3 044 2 604 2 331 3 920 4 163

Подготовка кадров массовых профессий для села велась в основном в трех формах: в сельских профессионально-технических училищах (СПТУ) и их филиалах, в системе массового механизаторского и агротехнического всеобуча, в средних общеобразовательных школах, причем ведущую роль в этом играли сельские училища.

Тенденция увеличения подготовки механизаторских кадров для сельского хозяйства Мордовии была подкреплена деятельностью 11 училищ механизации сельского хозяйства. В Мордовской АССР первым СПТУ, перешедшим на новую программу обучения, стало Арда-товское. В 1969 г. оно было преобразовано в среднее сельское профессионально-техническое училище. В системе СПТУ Мордовии за время с 1967 по 1969 г. было подготовлено более 11 тыс. механизаторов [8, с. 184]. Дальнейшее ее развитие было обусловлено реализа-

цией специального постановления бюро Мордовского обкома КПСС от 19 мая 1969 г. «О состоянии и мерах улучшения подготовки механизаторских кадров в республике». Уже в 1969 г. было подготовлено более 2 тыс. колхозных специалистов, из них трактористов-машини-стов — 560, мастеров-наладчиков — 35, шоферов — 701, электромонтеров — 115, мастеров машинного доения — 90, механиков животноводческих ферм — 102, механиков по стрижке овец — 70, рабочих по ремонту сельскохозяйственной техники — 180 чел. Школы механизаторского всеобуча окончили 3,7 тыс. чел., более 2,7 тыс. специалистов повысили классность [1, с. 73—74]. Увеличение численности специалистов с техническими знаниями позволило создавать на селе звенья мастеров-наладчиков. Если в 1968 г. такие звенья были организованы в 43 колхозах и совхозах, то в 1971 г. — в 113 хозяйствах республики

№ 3, 2012

[12, ф. Р-228, оп. 1, д. 2410, л. 152; ф. 269-П, оп. 8, д. 36, л. 16].

В Марийской АССР также проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации кадров массовых профессий. В соответствии с постановлением бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1965 г. «О подготовке механизаторских кадров для колхозов и совхозов РСФСР в 1965 году» бюро Марийского обкома КПСС утвердило план приема учащихся в профессионально-технические училища в количестве 880 чел., при совхозах и колхозах — 400 чел. [2, ф. П-1, оп. 26, д. 34, л. 48—50], а уже в следующем году план приема в СПТУ

составил 970 чел. [2, ф. П-1, оп. 26, д. 149, л. 66—68]. Такие училища были созданы практически в каждом районе республики. В результате к 1970 г. получили специальность 1 060 и повысили свою квалификацию 1 278 чел. [2, ф. Р-692, оп. 5, д. 461, л. 17—17 об.]. Всего за 1966—1970 гг. было подготовлено 3 010 трактористов-машинистов [11, с. 118]. Только за последние два года восьмой пятилетки число механизаторов увеличилось на 31 % [4].

Несколько иная ситуация в те же годы сложилась в Чувашской АССР, где наблюдалась отрицательная динамика подготовки кадров училищами механизации сельского хозяйства (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Подготовка кадров училищами механизации сельского хозяйства Чувашской АССР, тыс. чел. [13, с. 68]

Показатели 1960 г. 1965 г. 1966 г. 1967 г. 1969 г.

Подготовлено механизаторов 1,2 2,1 2 1,6 1,9

В том числе: трактористов, комбайнеров, трактористов-машинистов широкого профиля 1,2 1,8 1,6 1,1 1,2

В 1969 г. по сравнению с 1965 г. подготовка механизаторов сократилась на 0,2 тыс. чел. Наибольший спад пришелся на 1967 г. (на 0,5 тыс. чел. по сравнению с тем же 1965 г.). Количество подготовленных трактористов, комбайнеров, трактористов-машинистов широкого профиля в 1969 г. вообще упало до уровня 1960 г.

Помимо обучения в профессионально-технических училищах в годы восьмой пятилетки набирали темпы и другие формы подготовки кадров массовых профессий для сельского хозяйства, которые во многом компенсировали недостатки в работе СПТУ. Так, все больший размах приобретал механизаторский и агротехнический всеобуч на селе. В колхозах, совхозах, отделениях «Сельхозтехники» открывались многочисленные школы, курсы, учебные кабинеты, где готовились трактористы, комбайнеры, шоферы, электрики. Срок обучения составлял от 2 до 6 мес. Курсы комплектовались за счет колхозной и

совхозиой молодежи. Преподавателями были главные специалисты, лучшие механизаторы, передовики производства колхозов и совхозов. Выпускникам присваивалась квалификация механизатора. В последующие годы они имели возможность на тех же курсах повысить свою квалификацию, получить более высокий класс. Всеобуч осуществлялся через индивидуальное и бригадное обучение. О масштабах всеобуча говорят следующие цифры: уже в 1966 г. в Мордовской АССР закончили обучение в школах механизаторского всеобуча и получили профессию механизатора 496 чел., а 3 872 механизатора прошли курсы по повышению квалификации [12, ф. Р-269-П, оп. 5, д. 174, л. 30—37].

Ширилась подготовка механизаторов и шоферов для села в коллективах промышленных предприятий, транспорта, строительных организаций, ДОСААФ. Велась учеба и в агротехнических школах. Например, в Мордовской АССР в 1966 г. работало 743 школы, в которых

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

прошли обучение 15 268 колхозников и рабочих совхозов; в Чувашии эти цифры составили более тысячи и 18 тыс. соответственно. В Марийской АССР прочно утвердилась радиотелевизионная школа механизаторов и животноводов, которая способствовала распространению передового опыта, идейному и профессиональному росту людей. В республиках проводилась систематическая работа по аттестации и переаттестации механизаторов, принимались меры к повышению их общеобразовательного уровня, к улучшению производственных и бытовых условий, организации труда и отдыха [7, с. 97—98].

Большое значение придавалось повышению квалификации кадровых механизаторов, овладению ими передовыми методами использования сельскохозяйственной техники. С этой целью организовывались 7-10-дневные семинары при районных отделениях «Сельхозтехники», в передовых колхозах и совхозах. Кроме того, многие механизаторы направлялись на постоянно действующие курсы по изучению новых машин на заводы Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения [14, с. 62— 63].

Важным средством приобщения молодежи к сельскохозяйственному труду явилось введение с 1970/71 учебного года в средних общеобразовательных школах страны обучения учащихся старших классов работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Каждая школа имела базовый колхоз или совхоз, где учащиеся проходили производственную практику. Наиболее распространенной формой привлечения учащихся к производительному труду стали ученические производственные бригады, созданные в республиках в начале 1960-х гг. Деятельность школ республики по ориентации молодежи на сельскохозяйственные профессии дала определенные положительные результаты: в 1980 г. 4 тыс. юношей и девушек, или 40 % выпускников сельских средних школ, остались в своих колхозах и совхозах или пошли учиться в СПТУ [9].

Несмотря на положительную динамику, подготовка и переподготовка кадров для сельского хозяйства не была лишена недостатков, вызванных как субъективными, так и объективными причинами. Например, обострилась проблема, связанная с тем, что значительная часть специалистов сельского хозяйства, имевших дипломы, работали не в колхозах и совхозах, а в других отраслях народного хозяйства. Так, например, в Марийской АССР из 1 320 агрономов, зоотехников, ветеринаров и других специалистов со средним образованием работали в колхозах, совхозах, подсобных сельхозпредприятиях немногим более тысячи человек [2, ф. Р-692, оп. 4, д. 1010, л. 74]. В хозяйствах не хватало инженерно-технических работников, в общей структуре этих специалистов было менее 10 %. Такое состояние с инженерно-техническими кадрами отрицательно сказывалось на механизации полеводства и животноводства. В условиях начала широкого внедрения в колхозах и совхозах хозрасчета обнаружилась нехватка дипломированных экономистов, бухгалтеров.

Нельзя не отметить и тот факт, что хотя в деле обеспечения развивающегося сельского хозяйства кадрами массовых профессий была проделана огромная работа, специалистов все же не хватало. Так, на 1 ноября 1968 г. в Марийской АССР недоставало более тысячи трактористов, около 200 шоферов и 200 комбайнеров [2, ф. П-1, оп. 29, д. 17, л. 44]. Большой проблемой оставалась текучка кадров. Например, в совхозе «Алгашинский» Шумерлинского района Чувашской республики за три года (1969—1971) сменилось 50 руководителей производственных подразделений и специалистов сельского хозяйства, в том числе 4 главных агронома, 3 главных зоотехника [10].

В целом приведенные выше данные красноречиво говорят о значительных положительных сдвигах в области обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Несмотря на присутствие многих нерешенных проблем, произошли количественные и качествен-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ные изменения в данной сфере. Количественные изменения проявлялись прежде всего в росте численности работников квалифицированного труда, увеличении профессиональных групп, связанных со все более сложным механизированным трудом, интенсивное развитие которого было обусловлено активным внедрением в сельское хозяйство индустриальных методов производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда. Качественные изменения находили свое выражение в интеллектуализации труда рабочих и крестьян, росте их образовательной, культурно-технической подготовки, перемене характера и содержания их труда и духовного облика тружеников села. В то же время следует констатировать, что кадровая проблема в рассматриваемый период в полном объеме так и не была решена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адушкин, Н. Е. Социально-экономическое развитие села Мордовии / Н. Е. Адушкин. — Саранск, 1975. — 184 с.

2. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-1; Р-692.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. Р-197. Оп. 45. Д. 662.

4. Марийская правда. — 1970. — 2 авг.

5. Мордовская АССР за годы Советской власти. 1917—1967 : статистический сборник. — Саранск, 1967. — 196 с.

6. Народное хозяйство Мордовской АССР. 1922—1972 гг. Юбилейный статистический сборник. — Саранск, 1972. — 263 с.

7. Паршин, Г. Н. Руководство Марийской областной партийной организации интенсификацией сельскохозяйственного производства после мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС / Г. Н. Паршин // Сельское хозяйство Марийской АССР в 1940—1960 гг. — Йошкар-Ола, 1981. — С. 75— 101.

8. По заветам Ленина. — Саранск, 1970. — 296 с.

9. Советская Мордовия. — 1981. — 17 мая.

10. Советская Чувашия. — 1972. — 18 февр.

11. Царегородцев, С. М. Подготовка сельскохозяйственных кадров Марийской АССР в годы восьмой пятилетки (1966—1970) / С. М. Царегородцев // Сельское хозяйство Марийской АССР в 1940—1960 гг. — С. 101—122.

12. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. Р-228; 269-П. Оп. 5. Д. 174.

13. Чувашия за 50 лет : статистический сборник. — Чебоксары, 1979. — 132 с.

14. Шестакова, Р. В. Подготовка кадров массовых профессий для сельского хозяйства Мордовии на этапе развитого социализма / Р. В. Шестакова // Сельское хозяйство и крестьянство Среднего Поволжья в условиях развитого социализма : сб. ст. — Чебоксары, 1982. — С. 62—64.

Поступила 27.02.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.