№ 3, 2012
ланы только первые шаги, за которыми последовали расширение общего, а затем и специального образования среди населения Мордовии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ивашкин, В. С. Культурное строительство на селе в первое десятилетие Советской власти / В. С. Ивашкин, И. А. Яшкин // История советского крестьянства Мордовии. Ч. 1. 1917—1937. — Саранск, 1987. — 263 с.
2. Киселев, А. Л. Духовная культура Мордовии / А. Л. Киселев. — Саранск, 1979. — 128 с.
3. Культурное строительство в Мордовской АССР: (сб. док.). Ч. 1 (1917—1941)/ сост. М. В. Дорожкин. — Саранск, 1986. — 396 с.
4. Личный архив В. Л. Житаева.
5. Мушкин, В. И. Политико-просветительская работа среди мордвы / В. И. Мушкин. — Москва : Центрсовнацмен Наркомпросса РСФСР, 1928. — Вып. 1. — 128 с.
6. Народное образование Мордовской АССР 1918—1928 : док. и материалы. — Саранск, 1962. — Т. 1. — 328 с.
7. Расцвет и сближение уровней культуры народов Поволжья. — Горький, 1975. — 153 с.
8. Саратовцева, Н. В. Основные этапы развития единой трудовой школы в мордовском крае в 1917—1930 гг. / Н. В. Саратовцева // Страницы истории образования в мордовском крае: постре-волюционный период. — Саранск, 2003. — 151 с.
9. Талдин, Н. В. Очерки истории мордовской школы / Н. В. Талдин. — Саранск, 1956. — 136 с.
10. ЦГА РМ. Ф.Р-40. Оп. 1. Д. 109.
11. Там же. Ф.Р-296. Оп. 1. Д. 3.
Поступила 02.02.12.
УДК 94(470.34):331.108.2
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ НА СЕЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х гг.
(по материалам Марийской,
Мордовской и Чувашской АССР)
Е. Н. Бикейкин (Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве РМ)
В статье рассматриваются пути и методы решения проблемы кадров массовых профессий на селе в условиях реформ второй половины 1960-х гг. Особое внимание уделяется анализу форм подготовки кадров, характеристике количественных и качественных сдвигов в данной сфере.
Ключевыге слова: массовые профессии сельского хозяйства; механизаторские кадры; формы подготовки кадров; сельские профессионально-технические училища; механизаторский и агрозоотехнический всеобуч.
Интенсификация сельскохозяйственного производства второй половины 1960-х гг. и тесно связанные с ней комплексная механизация и электрификация поставили с достаточной остротой проблему квалифицированных кадров на селе. Рост технической вооруженности потребовал увеличения численности кадров массовых профессий, и прежде всего механизаторов, повышения их квалификации и ответственности за высокопроизводительное использование тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
© Бикейкин Е. Н., 2012
Данную тенденцию можно проследить по планам потребности в кадрах массовых профессий колхозов и совхозов Чувашской АССР в годы 8-й пятилетки (табл. 1).
Как видим, в указанный период потребность в квалифицированных кадрах в Чувашии выросла в среднем в 2 раза, а по таким специальностям, как полеводы-механизаторы, садоводы-механизаторы, шоферы, строители, — в 3 и более раза. В этой связи в республиках Поволжья большое внимание уделялось подготовке механизаторских кадров.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Т а б л и ц а 1
План потребности в квалифицированных кадрах колхозов и совхозов Чувашской АССР
на 1964—1970 гг., чел. [3]
Специальность Годы
1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970
Полеводы-механизаторы 297 587 667 662 803 800 920
Животноводы-механизаторы 857 1 166 1 055 1 039 1 071 1 256 1 521
Плодоовощеводы-механизаторы 215 201 245 238 349 356 384
Садоводы-механизаторы 27 128 102 115 174 150 147
Трактористы-машинисты 1 274 1 792 1 273 1 328 1 378 2 020 1 825
Шоферы 323 372 460 522 736 604 931
Слесари 100 151 246 237 192 261 204
Электрики 265 529 327 442 467 659 702
Строители 320 712 1 388 1 389 1 252 1 042 1 238
Плотники-строители — 67 82 120 89 258 139
В Мордовской АССР за 1966— готовку трактористов и трактористов-
1970 гг. подготовка механизаторов воз- машинистов: в 1970 г. их доля в общем
росла с 3 514 до 5 083 чел. в год, или на числе механизаторских кадров состави-
144,6 %. Основной упор делался на под- ла 81,9 % (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Подготовка механизаторских кадров
для сельского хозяйства Мордовии, чел. [5, с. 137; 6, с. 189]
Показатели 1966 г. 1967 г. 1968 г. 1969 г. 1970 г.
Всего подготовлено кадров, чел. 3 514 3 140 3 299 4 719 5 083
В том числе трактористов, трактористов-машинистов 3 044 2 604 2 331 3 920 4 163
Подготовка кадров массовых профессий для села велась в основном в трех формах: в сельских профессионально-технических училищах (СПТУ) и их филиалах, в системе массового механизаторского и агротехнического всеобуча, в средних общеобразовательных школах, причем ведущую роль в этом играли сельские училища.
Тенденция увеличения подготовки механизаторских кадров для сельского хозяйства Мордовии была подкреплена деятельностью 11 училищ механизации сельского хозяйства. В Мордовской АССР первым СПТУ, перешедшим на новую программу обучения, стало Арда-товское. В 1969 г. оно было преобразовано в среднее сельское профессионально-техническое училище. В системе СПТУ Мордовии за время с 1967 по 1969 г. было подготовлено более 11 тыс. механизаторов [8, с. 184]. Дальнейшее ее развитие было обусловлено реализа-
цией специального постановления бюро Мордовского обкома КПСС от 19 мая 1969 г. «О состоянии и мерах улучшения подготовки механизаторских кадров в республике». Уже в 1969 г. было подготовлено более 2 тыс. колхозных специалистов, из них трактористов-машини-стов — 560, мастеров-наладчиков — 35, шоферов — 701, электромонтеров — 115, мастеров машинного доения — 90, механиков животноводческих ферм — 102, механиков по стрижке овец — 70, рабочих по ремонту сельскохозяйственной техники — 180 чел. Школы механизаторского всеобуча окончили 3,7 тыс. чел., более 2,7 тыс. специалистов повысили классность [1, с. 73—74]. Увеличение численности специалистов с техническими знаниями позволило создавать на селе звенья мастеров-наладчиков. Если в 1968 г. такие звенья были организованы в 43 колхозах и совхозах, то в 1971 г. — в 113 хозяйствах республики
№ 3, 2012
[12, ф. Р-228, оп. 1, д. 2410, л. 152; ф. 269-П, оп. 8, д. 36, л. 16].
В Марийской АССР также проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации кадров массовых профессий. В соответствии с постановлением бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1965 г. «О подготовке механизаторских кадров для колхозов и совхозов РСФСР в 1965 году» бюро Марийского обкома КПСС утвердило план приема учащихся в профессионально-технические училища в количестве 880 чел., при совхозах и колхозах — 400 чел. [2, ф. П-1, оп. 26, д. 34, л. 48—50], а уже в следующем году план приема в СПТУ
составил 970 чел. [2, ф. П-1, оп. 26, д. 149, л. 66—68]. Такие училища были созданы практически в каждом районе республики. В результате к 1970 г. получили специальность 1 060 и повысили свою квалификацию 1 278 чел. [2, ф. Р-692, оп. 5, д. 461, л. 17—17 об.]. Всего за 1966—1970 гг. было подготовлено 3 010 трактористов-машинистов [11, с. 118]. Только за последние два года восьмой пятилетки число механизаторов увеличилось на 31 % [4].
Несколько иная ситуация в те же годы сложилась в Чувашской АССР, где наблюдалась отрицательная динамика подготовки кадров училищами механизации сельского хозяйства (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Подготовка кадров училищами механизации сельского хозяйства Чувашской АССР, тыс. чел. [13, с. 68]
Показатели 1960 г. 1965 г. 1966 г. 1967 г. 1969 г.
Подготовлено механизаторов 1,2 2,1 2 1,6 1,9
В том числе: трактористов, комбайнеров, трактористов-машинистов широкого профиля 1,2 1,8 1,6 1,1 1,2
В 1969 г. по сравнению с 1965 г. подготовка механизаторов сократилась на 0,2 тыс. чел. Наибольший спад пришелся на 1967 г. (на 0,5 тыс. чел. по сравнению с тем же 1965 г.). Количество подготовленных трактористов, комбайнеров, трактористов-машинистов широкого профиля в 1969 г. вообще упало до уровня 1960 г.
Помимо обучения в профессионально-технических училищах в годы восьмой пятилетки набирали темпы и другие формы подготовки кадров массовых профессий для сельского хозяйства, которые во многом компенсировали недостатки в работе СПТУ. Так, все больший размах приобретал механизаторский и агротехнический всеобуч на селе. В колхозах, совхозах, отделениях «Сельхозтехники» открывались многочисленные школы, курсы, учебные кабинеты, где готовились трактористы, комбайнеры, шоферы, электрики. Срок обучения составлял от 2 до 6 мес. Курсы комплектовались за счет колхозной и
совхозиой молодежи. Преподавателями были главные специалисты, лучшие механизаторы, передовики производства колхозов и совхозов. Выпускникам присваивалась квалификация механизатора. В последующие годы они имели возможность на тех же курсах повысить свою квалификацию, получить более высокий класс. Всеобуч осуществлялся через индивидуальное и бригадное обучение. О масштабах всеобуча говорят следующие цифры: уже в 1966 г. в Мордовской АССР закончили обучение в школах механизаторского всеобуча и получили профессию механизатора 496 чел., а 3 872 механизатора прошли курсы по повышению квалификации [12, ф. Р-269-П, оп. 5, д. 174, л. 30—37].
Ширилась подготовка механизаторов и шоферов для села в коллективах промышленных предприятий, транспорта, строительных организаций, ДОСААФ. Велась учеба и в агротехнических школах. Например, в Мордовской АССР в 1966 г. работало 743 школы, в которых
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
прошли обучение 15 268 колхозников и рабочих совхозов; в Чувашии эти цифры составили более тысячи и 18 тыс. соответственно. В Марийской АССР прочно утвердилась радиотелевизионная школа механизаторов и животноводов, которая способствовала распространению передового опыта, идейному и профессиональному росту людей. В республиках проводилась систематическая работа по аттестации и переаттестации механизаторов, принимались меры к повышению их общеобразовательного уровня, к улучшению производственных и бытовых условий, организации труда и отдыха [7, с. 97—98].
Большое значение придавалось повышению квалификации кадровых механизаторов, овладению ими передовыми методами использования сельскохозяйственной техники. С этой целью организовывались 7-10-дневные семинары при районных отделениях «Сельхозтехники», в передовых колхозах и совхозах. Кроме того, многие механизаторы направлялись на постоянно действующие курсы по изучению новых машин на заводы Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения [14, с. 62— 63].
Важным средством приобщения молодежи к сельскохозяйственному труду явилось введение с 1970/71 учебного года в средних общеобразовательных школах страны обучения учащихся старших классов работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Каждая школа имела базовый колхоз или совхоз, где учащиеся проходили производственную практику. Наиболее распространенной формой привлечения учащихся к производительному труду стали ученические производственные бригады, созданные в республиках в начале 1960-х гг. Деятельность школ республики по ориентации молодежи на сельскохозяйственные профессии дала определенные положительные результаты: в 1980 г. 4 тыс. юношей и девушек, или 40 % выпускников сельских средних школ, остались в своих колхозах и совхозах или пошли учиться в СПТУ [9].
Несмотря на положительную динамику, подготовка и переподготовка кадров для сельского хозяйства не была лишена недостатков, вызванных как субъективными, так и объективными причинами. Например, обострилась проблема, связанная с тем, что значительная часть специалистов сельского хозяйства, имевших дипломы, работали не в колхозах и совхозах, а в других отраслях народного хозяйства. Так, например, в Марийской АССР из 1 320 агрономов, зоотехников, ветеринаров и других специалистов со средним образованием работали в колхозах, совхозах, подсобных сельхозпредприятиях немногим более тысячи человек [2, ф. Р-692, оп. 4, д. 1010, л. 74]. В хозяйствах не хватало инженерно-технических работников, в общей структуре этих специалистов было менее 10 %. Такое состояние с инженерно-техническими кадрами отрицательно сказывалось на механизации полеводства и животноводства. В условиях начала широкого внедрения в колхозах и совхозах хозрасчета обнаружилась нехватка дипломированных экономистов, бухгалтеров.
Нельзя не отметить и тот факт, что хотя в деле обеспечения развивающегося сельского хозяйства кадрами массовых профессий была проделана огромная работа, специалистов все же не хватало. Так, на 1 ноября 1968 г. в Марийской АССР недоставало более тысячи трактористов, около 200 шоферов и 200 комбайнеров [2, ф. П-1, оп. 29, д. 17, л. 44]. Большой проблемой оставалась текучка кадров. Например, в совхозе «Алгашинский» Шумерлинского района Чувашской республики за три года (1969—1971) сменилось 50 руководителей производственных подразделений и специалистов сельского хозяйства, в том числе 4 главных агронома, 3 главных зоотехника [10].
В целом приведенные выше данные красноречиво говорят о значительных положительных сдвигах в области обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Несмотря на присутствие многих нерешенных проблем, произошли количественные и качествен-
111!111Й1И1!Ш № 3,
ные изменения в данной сфере. Количественные изменения проявлялись прежде всего в росте численности работников квалифицированного труда, увеличении профессиональных групп, связанных со все более сложным механизированным трудом, интенсивное развитие которого было обусловлено активным внедрением в сельское хозяйство индустриальных методов производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда. Качественные изменения находили свое выражение в интеллектуализации труда рабочих и крестьян, росте их образовательной, культурно-технической подготовки, перемене характера и содержания их труда и духовного облика тружеников села. В то же время следует констатировать, что кадровая проблема в рассматриваемый период в полном объеме так и не была решена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адушкин, Н. Е. Социально-экономическое развитие села Мордовии / Н. Е. Адушкин. — Саранск, 1975. — 184 с.
2. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-1; Р-692.
3. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. Р-197. Оп. 45. Д. 662.
4. Марийская правда. — 1970. — 2 авг.
5. Мордовская АССР за годы Советской власти. 1917—1967 : статистический сборник. — Саранск, 1967. — 196 с.
6. Народное хозяйство Мордовской АССР. 1922—1972 гг. Юбилейный статистический сборник. — Саранск, 1972. — 263 с.
7. Паршин, Г. Н. Руководство Марийской областной партийной организации интенсификацией сельскохозяйственного производства после мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС / Г. Н. Паршин // Сельское хозяйство Марийской АССР в 1940—1960 гг. — Йошкар-Ола, 1981. — С. 75— 101.
8. По заветам Ленина. — Саранск, 1970. — 296 с.
9. Советская Мордовия. — 1981. — 17 мая.
10. Советская Чувашия. — 1972. — 18 февр.
11. Царегородцев, С. М. Подготовка сельскохозяйственных кадров Марийской АССР в годы восьмой пятилетки (1966—1970) / С. М. Царегородцев // Сельское хозяйство Марийской АССР в 1940—1960 гг. — С. 101—122.
12. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. Р-228; 269-П. Оп. 5. Д. 174.
13. Чувашия за 50 лет : статистический сборник. — Чебоксары, 1979. — 132 с.
14. Шестакова, Р. В. Подготовка кадров массовых профессий для сельского хозяйства Мордовии на этапе развитого социализма / Р. В. Шестакова // Сельское хозяйство и крестьянство Среднего Поволжья в условиях развитого социализма : сб. ст. — Чебоксары, 1982. — С. 62—64.
Поступила 27.02.12.