Коломейцев А.Е.
к.филос.н., доцент МИТУ
СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИКИ: ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ
Ключевые слова: знание, умение, труд, истина, убежденность, уверенность.
Keywords: knowledge, ability, labour, truth, belief, confidence.
Образовательные технологии сообщают человеку знания, с помощью которых он осуществляет себя в природной среде и реализует себя как трудовое существо в среде социальной, а все вместе это обеспечивает ему жизнь и вознаграждение от общества, т.е. дает пищу, кров и деньги. Деньги здесь - знаковый эквивалент труда под гарантийные обязательства власти. Меняется власть - меняются и деньги, неизменным остается только труд, ценности которого мы обязаны своим происхождением, и главная составляющая которого определяется по достаточно простой, но нравственно эффективной формуле: сделано - на славу, сработано - на совесть.
Добросовестный труд и благочестивое поведение - это альфа и омега человеческой нравственности в социальном общежитии. Вместе с тем, свобода воли, дарованная человеку Богом и природно врожденная ему, не имеет в виду любовь к труду, а являет себя первичным образом как своеволие и произвол. Работа - не волк, в лес не убежит. Любовь к труду прививается и культивируется в семье - как первично нравственной и трудовой ячейке, а дисциплина труда появляется у ребенка - как его признание любви родителей к нему, которые заботятся о нем и никогда не пожелают ничего плохого. Именно в ответ на любовь родителей в младенствующем сознании юного существа возникает чувство благодарности, которое впоследствии он переносит в сферу труда как благообразующего принципа жизненного производства. Ребенок научается быть благодарным.
Знание и здоровье - это жизненный капитал детей со стороны их будущей пригодности для социального бытия. Чтобы быть полезным для общества - не воровать, а трудиться надо. А для осуществления положительно результативного труда, помимо вдумчивости и умений как компетенций человека, еще необходимы совестливость и честность как нравственно дисциплинирующие начала его личностного «я». Математика дисциплинирует ум, а труд дисциплинирует волю. Добросовестность и благочестие являют нам духовную основу религиозного сознания: поступать по-божески и жить по совести - по-людски одно и то же. В более точном смысле мы имеем в виду латинский термин «religio», который переводится на русский язык как «добросовестность» и «благочестие», «набожность» и «благоговение», а в интегративном синтезе означает наличие принципа святости в душе человека, который позволяет ему разграничивать в своих мыслях добродетели и пороки и различать их в чужом поведении, объективируя нравственную оценку: что такое - хорошо, а что такое - плохо.
Что такое хорошо, а что такое плохо - это этика. Что такое хорошо, а что такое лучше - это эстетика. А что такое хорошо и кому все это нужно - это наша жизнь. Инженерия жизни - наша задача. Если раньше (в эпоху сельского бытия) каждый мог быть кузнецом своего счастья, то сейчас (в эпоху технического всесилия) каждый может стать инженером своего счастья или своих несчастий - в зависимости от рациональной организации своей жизни, правил управления своей жизнью и от уровня контроля над процессом своего жизненного производства. Принципы, правила и законы жизненного производства формируют «я» как живую кибернетическую систему, соотнося ее с природой как живым организмом, с социальным организмом себе подобных и с духовным организмом самого «я» как божественной средой. Человеческое достоинство - это умение владеть и управлять собой: инженерия человеческого достоинства -наша задача. Для этого нам нужна истина и фабрика по ее производству, которая именуется наукой. Истина как «знание того - что есть» не является конечной целью жизненного производства, но она необходима для инженерного процесса, в основании которого всегда обнаруживаются человеческие изобретения. Именно изобретения являют нам истину - во плоти ее применимости и полезности - как продукт человеческого таланта. Талант познавать, талант любить, талант побеждать, талант строить, талант верить - вот они - наши радости земные и дары небесные. Исторические образцы такой самоорганизации и самореализации жизни представлены в Проекте «Энциклопедия интеллектуального мира», где основное внимание обращено на факт личностного характера инженерных технологий в строительстве и обустройстве «внешнего» и «внутреннего» в мирах человеческих, когда посредством усилий своего ума и упорства своей воли дело осуществления всеобщего цивилизационного прогресса отдельные конкретные люди воспринимали как личное дело и понимали как дело личного прогресса. Будущее - не открывается, будущее - изобретается: инженерия будущего - вот наша задача! (приложение 1).
Идеалом интеллектуализма всех времен и народов был человек мудрый. Тенетически известно, что мудрыми не рождаются, а мудрыми становятся: мудрыми нас делает сама жизнь, а научает нас мудрости первичным образом философия, которая как раз и являет себя для нас как любовь к мудрости. Философия собирает и описывает исторические идеалы мудрости во всех сферах её личностного проявления, что позволяет рассматривать историю философии и
её аналитику как историческую лестницу восхождения к мудрости, когда само обучение философии становится поэтапным научением мудрости.
«Мудрый» значит «компетентный». Именно так оценивал мудрость Сократ, видевший свою задачу в изучении человека. «Никогда не доверил бы я, - говорил он, - свою жизнь кормчему или врачу, не изучившим своё искусство, но о важнейших делах человеческих - о политике и управлении государством - почему-то каждый считает себя вправе судить и участвовать в них». Чтобы судить - надо знать: знание - вот та сила, которая должна управлять человеком -как в служении отечеству, так и в управлении собой. Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание определяет ценность дела, а дело утверждает ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость, доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели.
«Мудрый» значит «рациональный». «Под мудростью следует понимать, - расширяет позиции Сократа основатель рационального метода Рене Декарт, - не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Если homo sapiens - человек созерцающий и размышляющий, а homo intellectus - человек думающий и делающий, то homo rationalis - это не только то и другое вместе взятое, но и в дополнение - человек оценивающий и вычисляющий с точки зрения жизненной значимости, целевой стратегии и личностного смысла. Жизненно мудрый человек - это человек рациональный. Именно на рациональной платформе рассудочности и разумности человека происходит накопление его жизненного опыта и формирование его здравого смысла. В историческом аспекте можно сказать, что интеллектуальные способности человека генетически заданы ему не для пустого воображения в гипотетических и аллегорических мирах, а для организации рационально выверенных форм жизнедеятельности в реальном мире: «рациональный» значит «жизнеспособный».
Духовная инженерия личности - это педагогическая задача. Всеобщим основанием здесь является рациональность - как разумность и рассудочность человеческого сознания, соотнесенного с жизненным опытом и здравым смыслом. Когнитивные технологии человека помогают ему пробиться в мир истины, а креативные технологии он усваивает через проникновение в суть божественного ремесла. Когда я говорю, что «могу», то это означает не только, что я «знаю» и я «умею», но и ещё, что я «хочу». Соотнесение того - «что мы хотим» и «что для этого нужно делать» -формирует платформу корреляционной истины, в которую корреспондентские и когерентные истины входят как её фундаментные сваи. Разум - целесообразен, рассудок - ценосообразен: посредством разума мы воплощаем общие и личные цели, посредством же рассудка мы эти цели оцениваем - придавая им жизненную значимость и ценностный смысл. Истина и вера, красота и любовь, правда и справедливость - вот наше добро = как духовное имущество, как духовная ценность, как духовное достояние. Педагогические задачи, исходя из вышесказанного, распадаются на два, по крайней мере обозримых, класса задач - это образовательные задачи по организации духовной сущности (=интеллекта) человека и воспитательные задачи по формированию духовного облика (=нравственности) человека. Нельзя сказать, что существует некая однозначная модель инженерии идеального существа. Даже природа и бог - с этим не справились. Но создание гармоничной личности, живущей в миру с собой и в согласии с людьми, возможно и необходимо. Профессиональное образование и компетентная работа, социальная значимость и одобрение общества, ощущение нужности - себе, семье и людям - семена этих полезных качеств можно и нужно заложить и прорастить в духовной почве младенствующего сознания, а также подпитать и укрепить их стойкость и рост в душах молодых людей. Духовное взращивание индивидуального «я» - «наша» всеобщая социальная задача (приложение 2).
Сеять разумное и вечное в душе человека - это сельскохозяйственный подход к производству добра, а вот изобретать и строить разумное и совестливое в душе человека - это инженерное дело божественного порядка - как духовная демиургия. Жить хорошо хотят все: пустые мечты рождают пустые желания. Чтобы желания были жизненно открытыми и социально полезными, реализовывать их нужно через труд - добросовестный труд на благо общества. На пользу себе - но не во вред другим, на пользу другим - но не во вред себе. Таков характер «я» и «мы» - в совести и разуме. Пусть возможное - станет лучшим: вот - наш девиз. Пробудить кибернетический генотип сознания человека -организующий наше сознание, управляющий нашим сознанием, контролирующий наше сознание - в целях производства добра суть наша демиургическая задача. Самоорганизация, самоуправление, самоконтроль - духовного мира моего «я» в целях всеобщего благополучия - задача «моего» человеческого достоинства. Вся жизнь - борьба: со сном и ленью. Моя совесть - мой контролер. Быть человеком = моя задача! (приложение 3).
Приложение 1
ПРОЕКТ
сюжетного моделирования образовательного процесса на примере темы «Энциклопедия интеллектуального мира (ЭИМ)»
рациональная этика Сократа (=2,0 п.л.). атомизм Демокрита (=2,0 п.л.). идеализм Платона (=2,0 п.л.).
философия и математика в логике Аристотеля (=2,0 п.л.). мистика чисел в учении пифагорейцев (=2,0 п.л.). античный космос в терминах Платона (=6,0 п.л.). принципы организации античного космоса и мышления (=5,0 п.л.).
1. ЭИМ:
2. ЭИМ:
3. ЭИМ:
4. ЭИМ:
5. ЭИМ:
6. ЭИМ:
7. ЭИМ:
8. ЭИМ: математическая организация мышления (=6,0 п.л.).
9. ЭИМ: библия природы Галилео Галилея (=2,0 п.л.).
10. ЭИМ: геометрическая этика Б. Спинозы (=2,0 п.л.).
11. ЭИМ: мир человека в мире Гельвеция (=3,0 п.л.).
12. ЭИМ: когнитивные технологии Рене Декарта (=4,0 п.л.).
13. ЭИМ: метаморфозы истины в духе Гегеля (=3,0 п.л.).
14. ЭИМ: долг как основание нравственности И. Канта (=2,0 п.л.).
15. ЭИМ: трансцендентальная этика Фридриха Ницше (=2,0 п.л.).
16. ЭИМ: психология прагматизма У. Джемса (=2,0 п.л.).
17. ЭИМ: социальная физика как научная социология Огюста Конта (=3,0 п.л.).
18. ЭИМ: идеология труда К. Маркса (=3,0 п.л.).
19. ЭИМ: социальная инженерия В.И. Ленина (=2,0 п.л.).
20. ЭИМ: инженерия человеческих душ в социальной кибернетике И.В. Сталина (=2,0 п.л.).
21. ЭИМ: трудовая дисциплина ума и воли в педагогической системе А.С. Макаренко (=2,0 п.л.).
22. ЭИМ: задачи любви в генетической этике Вл. Соловьёва (=3,0 п.л.).
23. ЭИМ: философия свободы Н. Бердяева (=2,0 п.л.).
24. ЭИМ: жизнь как живое творчество В. А. Сухомлинского (=2,0 п.л.).
25. ЭИМ: интеллектуальная революция и ее смысл (=2,0 п.л.).
Приложение 2
ПРОГРАММА исследовательских работ по теме «Стратегия педагогики: ценности и смыслы»
Раздел I. Интеллектуальные технологии (Homo intellectus)
1. Когнитивные технологии античного мышления: истина древних греков.
2. Численный мир пифагорейцев.
3. Атомы и амеры Демокрита.
4. Идеализм Платона.
5. Логическое и математическое в когнитивных технологиях Аристотеля.
6. Античный космос в терминах Платона.
7. Порядок и хаос в античном космогенезисе и миросозерцании.
8. Физическое и математическое в научном реализме Галилея.
9. Интеллектуальные технологии рационального анализа: Рене Декарт.
10. Интуиция очевидного в рациональном анализе.
11. Энумерация достоверного в рациональном синтезе.
12. Природа доказательства.
13. Истина либерального мышления.
14. Проблема истины в абстрактной и прикладной математике.
15. Математическая организация мышления.
16. Математическая культура и прогресс интеллекта.
17. Интеллектуальные технологии диалектического синтеза: Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
18. Метаморфозы истины в духе Гегеля.
19. Сосредоточенное и рассеянное в организации мышления: абстрактное и конкретное.
20. Квантовая экономика Карла Маркса.
21. Социальная инженерия В.И.Ленина.
22. Изобретение и открытие.
23. Технологии квантового мира: Макс Планк.
24. Теория относительности и рационализм: А.Эйнштейн.
25. Инженерные технологии русского полета: небо и космос.
Раздел II. Нравственные ценности (Homo moralis)
1. Семья и любовь.
2. Эгоизм и любовь.
3. Любовь и вера.
4. Вера и правда.
5. Вера и свобода.
6. Рациональная этика Сократа: законы права и законы правды.
7. Нравственная ценность человеческого достоинства.
8. Ценность истины.
9. Ценность денег.
10. Психосинтез ума и воли в рацио-мире Рене Декарта.
11. Истина и вера как крепость и здоровье духа.
12. Функции надежды как смысла жизни.
13. Мир человека в мире Гельвеция.
14. Геометрическая этика Спинозы.
15. Долг как основание нравственности: Иммануил Кант.
16. Когнитивные технологии этики Ницше: трансцендентальный синтез.
17. Духовная генетика Вл. Соловьева.
18. Психосинтез «Я» и «Мы».
Раздел III. Устойчивость личности (Homo stabilis)
1. «Я» как синтез «транс» и «интер».
2. Социальные технологии психосинтеза «я»: благородство и подлость.
3. Идеи и деньги в сознании и поведении.
4. Продажность как принцип.
5. Юродивые особенности стохастического мышления: искушение и соблазн.
6. Функции хаоса в душе человека.
7. Душа человека: интроскопия зла.
8. Homo humus (человек земной).
9. Homo humanus (человек мечты).
10. Наслаждение и долг.
11. Надежда и разочарование.
12. Абдуктивное и аддуктивное в стохастическом изображении.
13. Истина и вера против подкупа и лжи.
14. «Я» и «Мы» в совести и разуме.
15. Долг и свобода в душе человека.
16. Кибернетика сознания по Рене Декарту: принципы морального либерализма.
17. Сомнение как принцип самоорганизации сознания и поведения.
18. Любовь как формула психосинтеза «я»: эгоизм и любовь.
19. Абдуктивные свойства любви.
20. Аддуктивные функции долга.
21. Очарование надежды.
22. Жизнь ученого и ее смысл.
Приложение 3
СПИСОК
публикаций по исследовательской теме «Стратегия педагогики: ценности и смыслы» (2011-2016 гг.)
1. Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Духовное единство «я» и «мы» в генетической этике Вл. Соловьева // Вопросы гуманитарных наук. 2011. - № 1. - С. 32-34.
2. Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Энциклопедия интеллектуального мира: когнитивные технологии Рене Декарта (Часть 1) // Актуальные проблемы современной науки. 2011. - № 2. - С. 38-52.
3. Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Энциклопедия интеллектуального мира: когнитивные технологии Рене Декарта (Часть 2) // Актуальные проблемы современной науки. 2011. - № 3. - С. 25-34.
4. Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Энциклопедия интеллектуального мира: задачи любви в генетической этике В.С. Соловьева (Часть 1) // Современные гуманитарные исследования. 2011. - № 3. - С. 27-36.
5. Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Энциклопедия интеллектуального мира: задачи любви в генетической этике В.С. Соловьева (Часть 2) // Современные гуманитарные исследования. 2011. - № 4. - С. 40-49.
6. Коломейцев А.Е. Идея всеединства в будущем человечества: homo moralis // Футурологический конгресс: будущее России и мира: материалы Всероссийской научной конференции 04 июня 2010 г., Москва / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. - М.: Научный эксперт, 2010. - С. 176-183.
7. Коломейцев А.Е., Яковлева Л.Е. Духовное формирование личности: любовь как дело истины и веры // Дизайн и технологии. -
2012. - № 29 (71). - С. 112-117.
8. Яковлева Л.Е., Коломейцев А.Е. Когнитивные системы: рационализм и мистицизм. Монография. - М.: ФГБОУ ВПО МГУДТ,
2013. - 150 с.
9. Коломейцев А.Е. Философия образования: функции совести в душе человека // Цивилизация знаний: проблемы и смыслы образования: в 2-х ч.: труды Четырнадцатой Международной научной конференции, г. Москва, 26-27 апреля 2013 г. - М.: РосНОУ, 2013. - Ч. II. - С. 12-13.
10. Коломейцев А.Е. Когнитивные технологии эмоционального мира: истина любви // Философские опыты. - Вып 6: Социальные практики и политический идеал: Сб. научн. тр. / Редкол.: А.П. Алексеев и др.; Сост., отв. ред. Н.В. Гоноцкая. - М.: Полиграф-Информ, 2014. - С. 68-100.
11. Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Пространство интеллектуального мира. Часть 1. Рене Декарт. Когнитивные технологии рационального мира: разум, рассудок, здравый смысл (Научно-методическая разработка) // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2014. - Т. 5. Вып.1, ч. 1. 2227-9490е-аргоуг_е-а815-1-1.2014.31.
12. Яковлева Л.Е., Коломейцев А.Е. Философия образования: рациональное знание: Монография. - М.: ФГОБУ ВПО МГУДТ,
2014. - 140 с.
13. Коломейцев А.Е., Савельев А. Д. Генотип справедливости в древнегреческой общине: правда Сократа // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». Вып. 2. - М.: РосНОУ, 2015. - С. 26-32.
14. Коломейцев А.Е., Меськов В.С., Сабанина Н.Р. Философия любви В.С. Соловьёва: Науч.-метод. изд. - М.: ГАОУ ВПО МИОО,
2015. -142 с.
15. Бицин Я.Х., Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Стратегия образования: наука и рационализм. - София: 1П:ег^о8 Бкер8818, 2015. -234 с.
16. Коломейцев А.Е., Меськов В.С. Пространство интеллектуального мира. Ч. 2. Мудрость Сократа: Интеллектуальные технологии Античного мира (Научно-методическая разработка) // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. -Т.8. - Вып. 2. - 2227-9490е-аргоуг_е-а818-2.2015.31.
17. Меськов В.С., Коломейцев А.Е. Энциклопедия интеллектуального мира: космические миры Платона и Демокрита (Ч. 1) // Актуальные проблемы современной науки. 2015. - № 6 (85). - С. 53-64.
18. Коломейцев А.Е. Технологии развития личностного интеллекта: представление и понимание // Цивилизация знаний: российские реалии: труды Шестнадцатой Международной научной конференции, г. Москва, 24-25 апреля 2015 г. - М.: Рос НОУ, 2015. - С. 86-90.
19. Меськов В.С., Коломейцев А.Е. Энциклопедия интеллектуального мира: космические миры Платона и Демокрита (Ч. 2) // Актуальные проблемы современной науки. 2016. - № 1 (86). - С. 39-55.
20. Меськов В.С., Коломейцев А.Е., Сабанина Н.Р. Теологические истоки гуманизма: Бог есть любовь // Современные гуманитарные исследования. 2016. - № 2 (69). - С. 37-40.
21. Маклаков В.В., Меськов В.С., Полтавский А.В., Коломейцев А.Е. Когнитивные практики естественных наук: истина и действительность в моделях Кеплера и Демокрита (Ч. 1) // Вопросы гуманитарных наук. 2016. - № 3 (84). - С. 22-33.
22. Маклаков В.В., Меськов В.С., Полтавский А.В., Коломейцев А.Е. Когнитивные практики естественных наук: истина и действительность в моделях Кеплера и Демокрита (Ч. 2) // Современные гуманитарные исследования. 2016. - № 3 (70). - С. 43-55.
23. Аршинов В.И., Бицин Я.Х., Меськов В.С., Коломейцев А.Е. Трансдисциплинарные пропозиции когнитивных наук: правила рационального метода (Ч. 1) // Актуальные проблемы современной науки. 2016. - № 4 (89). - С. 39-47.
24. Аршинов В.И., Бицин Я.Х., Меськов В.С., Коломейцев А.Е. Трансдисциплинарные пропозиции когнитивных наук: правила рационального метода (Ч. 2) // Вопросы гуманитарных наук. 2016. - № 4. - С. 29-39.
25. Коломейцев А.Е., Меськов В.С., Сабанина Н.Р. Пространство интеллектуального мира. Ч. 3. Владимир Соловьев. Когнитивные технологии нравственного мира: магия любви, истина любви, мудрость любви (научно-методическая разработка) // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2016. - Т. 12. - Вып. 2. - 2227-9490е-аргоуг_е-а8П2-2.2016.22.
26. Яковлева Л.Е., Коломейцев А.Е. Когнитивные принципы науки: симметрии и структуры: Монография. - М.: ФГБОУ ВПО «МГУДТ», 2016. - 144 с.
27. Аршинов В.И., Петровский В.А., Коломейцев А.Е., Коломейцева М.А. Когнитивная персонология: принцип закономерности в мире Платона // Вопросы гуманитарных наук. 2016. - № 5 (86). - С. 12-20.
28. Аршинов В.И., Меськов В.С., Петровский В.А., Коломейцев А.Е. Майевтические роды истины и смысла: Сократ и Галилей // Современные гуманитарные исследования. 2016. - № 5 (72). - С. 59-73.
29. Меськов В.С., Плохотников К.Э., Коломейцев А.Е., Коломейцева М.А. Когнитивная педагогика: функции интуиции и дедукции в сознании человека // Педагогические науки. 2016. - № 5 (80). - С. 13-20.
30. Коломейцев А.Е., Яковлева Л.Е. Педагогика как наука: функции представления и понимания в развитии интеллекта // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алешинские чтения - 2016: Материалы междунар. конф. Москва, 7-9 декабря 2016 г. / Отв. ред. Т.А. Шиян. - М.: РГГУ, 2016. - С. 256-261.