Научная статья на тему 'Стратегия организационного строительства красного воздушного флота на фронтах гражданской войны (1918-1920 гг. )'

Стратегия организационного строительства красного воздушного флота на фронтах гражданской войны (1918-1920 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ / САМОЛЕТ / ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ / АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД / АВИАЦИОННОЕ ЗВЕНО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бытьев Алексей Вячеславович, Елисеев Сергей Павлович

После Октябрьской революции большевики хотели строить гражданский воздушный флот, однако начавшаяся гражданская война потребовала создания военного воздушного флота. Организационная структура и штаты авиационных частей военно-воздушных сил Красной армии строились по образу и подобию Русского Императорского военно-воздушного флота. Была воссоздана тяжелая авиация на базе самолетов «Илья Муромец». Отличия Рабоче-крестьянского красного воздушного флота (РККВФ) заключались в большем удельном весе истребительной авиации, наличии авиационных группировок, групп и авиационных звеньев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF THE ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF THE RED AIR FLEET AT THE CIVIL WAR FRONTS (1918-1920)

After the October Revolution the bolsheviks wanted to develop the civil air fleet. But the beginning of the Civil War demanded to have the strong air force. Organizational structure and staff of the air force units for The Workers' and Peasants' Red Air Force were developed after the pattern of the pre-revolutionary air force. The heavy air force was recreated on the base of the airplanes “Ilja Muromets”. The Red Air Force differed in the larger quantity of fighters in comparison with other kinds of aircrafts, creation of air alignments, groups and air force units.

Текст научной работы на тему «Стратегия организационного строительства красного воздушного флота на фронтах гражданской войны (1918-1920 гг. )»

УДК 629.7

А.В. Бытьев СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

СП. Елисеев КРАСНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА НА ФРОНТАХ

ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.)

Аннотация. После Октябрьской революции большевики хотели строить гражданский воздушный флот, однако начавшаяся гражданская война потребовала создания военного воздушного флота. Организационная структура и штаты авиационных частей военно-воздушных сил Красной армии строились по образу и подобию Русского Императорского военно-воздушного флота. Была воссоздана тяжелая авиация на базе самолетов «Илья Муромец». Отличия Рабоче-крестьянского красного воздушного флота (РККВФ) заключались в большем удельном весе истребительной авиации, наличии авиационных группировок, групп и авиационных звеньев.

Ключевые слова: воздушный флот, строительство, формирование, самолет, истребительная авиация, авиационный отряд, авиационное звено.

Aleksej Bitjev THE STRATEGY OF THE ORGANIZATIONAL

Sergey Eliseev DEVELOPMENT OF THE RED AIR FLEET

AT THE CIVIL WAR FRONTS (1918-1920)

Annotation. After the October Revolution the bolsheviks wanted to develop the civil air fleet. But the beginning of the Civil War demanded to have the strong air force. Organizational structure and staff of the air force units for The Workers' and Peasants' Red Air Force were developed after the pattern of the pre-revolutionary air force. The heavy air force was recreated on the base of the airplanes "Ilja Muromets ". The Red Air Force differed in the larger quantity of fighters in comparison with other kinds of aircrafts, creation of air alignments, groups and air force units. Keywords: airfleet, development, forming, aircraft, fighters, air force detachment, air force unit.

В настоящее время идет энергичное строительство отечественных военно-воздушных сил. При этом возникает немало проблем организационного плана, которые эффективнее могли бы решаться при использовании опыта советской военной авиации, сумевшей из ничтожных остатков дореволюционного воздушного флота (ВФ) выпестовать регулярный военный воздушный флот, успешно боровшийся не только с авиацией белогвардейцев и интервентов, но и с воздушными силами Польши, усиленными авиационными частями Франции и других стран бывшей Антанты.

Октябрьская революция привнесла радикальнейшие изменения в общественную жизнь России. Рушились устои великого государства, имевшего многовековую историю. Армия и флот старой России быстро прекращали свое существование. В этих условиях большевики-авиаторы прикладывали все силы, чтобы сохранить хотя бы часть ВФ, хрупкая организация которого могла рассыпаться из-за демобилизации военнослужащих, объявленной советским правительством в начале января 1917 г.

И как ни парадоксально, в данный исторический момент проявилась непоследовательность новой власти в отношении ВФ, которую, как показало исследование, можно объяснить двумя обстоятельствами: во-первых, авиационное руководство, выбранное в основном из петроградских авиаторов, посчитало, что теперь вследствие подписанного с Германией перемирия, необходимо строить взамен военного гражданский воздушный флот. Узнав о таком намерении, часть большевистских лидеров сразу объявила авиацию дорогой и ненужной игрушкой и поставила ее в один ряд с фабриками духов и помады. Второе обстоятельство, напротив, указывало большевикам не только на необходимость сохранить ВФ, но и на потребность его энергичного строительства. Причина тому - начавшаяся интервенция и гражданская война.

© Бытьев А.В., Елисеев С.П., 2014

Через несколько месяцев летом 1918 г. речь о гражданском воздушном флоте уже не шла. В самом же ВФ, вернее, в остатках дореволюционного военного воздушного флота, началась серьезная борьба за власть между различными авиационными бюро, комитетами, советами и управлениями, которые были вызваны к жизни, по выражению В.И. Ленина, - «революционным творчеством масс». Вместе с тем в официальном высшем органе управления военно-воздушными силами - Всероссийской коллегии по управлению Воздушным флотом Республики (с марта 1918 г. - Всероссийской коллегии Рабоче-крестьянского красного воздушного флота (ВК РККВФ)) шел процесс определения стратегии организационного строительства новой советской военной авиации. Он длился с октября 1917 г. по май 1918 г. После ряда проб и ошибок было решено в области организации придерживаться апробированных схем периода Мировой войны (первой). Это диктовали объективные обстоятельства: нехватка самолетов, моторов, топлива, личного состава, преданного советской власти и др.

После учета оставшихся после демобилизации авиаторов и авиационного имущества советское правительство осознало, что авиачастей, готовых защищать советскую власть, крайне мало (имелось 33 авиаотряда, насчитывавших 94 самолета). Летом 1918 г. в авиации была проведена повторная инвентаризация, и тогда выяснилось, что с учетом авиатехники на заводах, складах и эвакуированной с северных портов, в Республике имеется более 450 самолетов. Сформированные в 1917-м -начале 1918 г. добровольческие авиаотряды включали 12 самолетов. Их было недостаточно, чтобы придать каждой дивизии хотя бы один авиаотряд. Тогда 15 мая 1918 г. приказом народного комиссара по военным и морским делам (наркомвоенмора) № 308 штат авиаотряда был уменьшен до шести самолетов, как это было в Первую мировую войну.

После образования Авиадарма (Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии - ПУАВ) в конце сентября 1918 г. был составлен план новой организации флота. Материальной базой создания советских авиачастей являлись в основном иностранные самолеты, поставленные в Россию из Франции и Англии. Они были, как правило, устаревших конструкций. К самолетам, произведенным на отечественных авиазаводах, относились: «Анаде» с моторами в 80-100 л.с., «Ана-саль» (130-150 л.с.), «Анакле» (130 л.с.), «Лебедь» (130-150 л.с.), «Илья Муромец» с четырьмя моторами по 160 л.с.

Весной и в начале лета 1918 г. на фронте действовали в основном авиаотряды, не имевшие однотипной организационно-штатной структуры. В июле было объявлено о создании регулярного воздушного флота - РККВФ, насчитывавшего 66 шестисамолетных авиаотрядов. Их стали постепенно отправлять на фронт. В августе 1918 г. на фронте находилось девять отрядов, а в декабре - 44. Всего в Республике в конце 1918 г. насчитывалось 88 авиаотрядов, которые в основном были объединены в авиационные дивизионы.

Число авиаотрядов быстро увеличивалось, хотя не во всех из них имелись положенные по штату шесть самолетов. Поэтому на основании приказа РВСР № 220/34 от 13 ноября 1918 г. все двухотрядные авиагруппы и отдельные авиаотряды перешли на новые штаты с тем же шестисамо-летным составом, но с уточненным количеством другого авиаимущества и указанием иметь в отряде три истребительных и три разведывательных самолета. При этом разведывательная и истребительная авиация сводилась в трехотрядные авиадивизионы.

После подсчета числа исправных самолетов в авиаотрядах Авиадарм 28 ноября 1918 г. принял решение 27 из имевшихся 88 авиаотрядов упразднить, использовав их личный состав и матчасть для формирования 61 полноценного авиаотряда (45 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских и 1 фотографический). Революционный военный совет Республики (РВСР) по представлению ПУАВ 8 декабря 1918 г. утвердил это решение. Теперь каждой дивизии мог быть придан если не авиадивизион, то, по крайней мере, - один разведывательный авиаотряд, а каждому фронту - Север-

ному, Восточному, Южному и Украинскому (последний образовался 3 января 1919 г.) - по истребительному авиадивизиону, состоящему из трех авиаотрядов.

Между тем фронтовая действительность уже в начале 1919 г. указывала на то, что разведывательные авиадивизионы не отвечают практике боевой работы из-за своей громоздкости. Поэтому разведывательная авиация в количестве 40 авиаотрядов распределилась по 40 сформированным стрелковым дивизиям. Остальные разведывательные авиаотряды были зачислены в резерв. «Географические» названия авиаотрядов (например, «Псковский») упразднялись, за исключением почетных наименований. Вместо них вводились простые номерные обозначения типа: «1 -й разведывательный», «2-й истребительный» и т.д., при этом номер авиаотряда должен был соответствовать номеру обслуживаемой им дивизии. Последнее требование почти сразу было нарушено передислокацией авиачастей по оперативной необходимости. На 1 февраля 1919 г. в РККВФ имелось 66 авиаотрядов, из них: разведывательных - 47, истребительных - 12, артиллерийских - 3, фотографических -1, тяжелой авиации - 3 (односамолетных на базе самолетов «И. Муромец») [1, л. 137]. Сопоставляя эти данные с вышеприведенными, видим, что в феврале дополнительно появились три отряда самолетов «Илья Муромец» и два разведывательных авиаотряда.

Начиная с Казанской операции (август-сентябрь 1918 г.), стали демонстрировать высокую боевую эффективность авиационные группы, создаваемые, как правило, на период проведения фронтовых и армейских операций. Формирование авиагруппы обычно шло в противовес угрозе со стороны противника. Угроза эта могла исходить от сухопутного неприятеля (прорыв конницей генерала Мамонтова советского Южного фронта в 1919 г. ) или от крупной группировки авиации (польская военная авиация на Западном фронте в 1920 г).

Авиагруппы (авиационные группировки) в КВФ создавались более десяти раз в гражданскую войну на разных фронтах. Их организационное построение было временным и отвечало только оперативным требованиям, в других же отношениях, особенно в плане снабжения авиатехникой и организации ее ремонта, возникало много неудобств из-за физической невозможности объединить хотя бы на период операции авиационно-техническое хозяйство отдельных авиаотрядов. В результате применение боевой части (самолетов) отрядов, сведенных в группу, осуществлялось совместно, а эксплуатация, ремонт и снабжение шло врозь. Попытки административного объединения тылов приводили к неразберихе.

Другая импровизация в организационном строительстве действующей авиации проявилась в расчленении авиаотрядов на авиационные звенья. Это было обусловлено желанием придвинуть бл иже к фронту самую боеспособную часть авиаотряда, так как последний стал в 1919 г. из-за своего громоздкого обоза и уменьшения числа боеспособных самолетов (один-три вместо шести), - малоподвижным. Выделенные из авиаотряда самолеты (иногда - один самолет) и составляли так называемое «боевое звено» («боезвено»). Данный организационный прием применяли на всех фронтах. Какой-либо типовой структуры «боезвенья» не имели. В каждом случае состав «боевого звена» должен был максимально соответствовать поставленной перед отрядом боевой задаче. Боевые звенья повышали маневренные и боевые качества авиаотрядов и делали их структуру более соответствующей маневренной Гражданской войне.

Нечто подобное наблюдалось и в тылу фронтов, где располагались общевойсковые и авиационные штабы. Так, в 1919 г. при штабах фронтов стали по инициативе их начальников оставлять один-два самолета «для особых поручений». Авиадарм решил узаконить эти начинания приказом РВСР № 1286/252 от 7 августа 1919 г., которым вводились штаты и табель имущества «отдельного боевого авиационного звена» [2, л. 2, 2 об.].

Примерно через год, 29 июня 1920 г., приказом РВСР № 1181/202 были объявлены штаты, положение и табель имущества «Авиазвена Особого назначения (АЗОН) при Штабе ВФ Действующей

Армии». Оно предназначалось «для выполнения заданий особой государственной важности: перевозки секретных агентов, секретных документов, связи с иностранными государствами и т.д.» [3]. Подчеркивалось, что «Командир Авиазвена Особого назначения состоит в непосредственном подчинении Начальнику Штаба Воздушного Флота Действующей Армии и пользуется правами Командира Строевого Полка». Звену полагалось иметь два самолета [3, л. 354-355].

Распределение авиачастей на фронте было оформлено приказом РВСР № 1738/363 от 22 октября 1919 г., изменившим оперативное подчинение авиаотрядов. В нем говорилось: «Во изменение приказа Реввоенсовета Республики от 13 ноября 1918 г. № 220 и от 8 декабря 1918 г. № 364, обязательное придавание [так в источнике - прим. авт.] авиаотрядов дивизии отменить. Как правило, ввести придачу разведывательных отрядов армиям, причем, в зависимости от боевой обстановки, авиационные средства могут придаваться подчиненным Штарму [Штабу армии - прим. авт.] войсковым соединениям приказаниями командармов. Истребительные дивизионы числить в распоряжении фронтов, причем, .. истребительные дивизионы могут придаваться только в полном составе, без распыления их на отдельные отряды для борьбы с воздушными средствами противника, подчиненным штабу фронта войсковым соединениям [дивизиям - прим. авт.] - приказами начальников фронтов» [4, л. 353 об.].

Нельзя не остановиться на факте сохранения большевиками тяжелой бомбардировочной (дальней разведывательной) авиации на базе самолетов «Илья Муромец», хорошо себя зарекомендовавших на фронтах Первой мировой войны. Так, несмотря на материальные затруднения, Главвоз-духфлот сумел сохранить для фронта остатки эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» в виде дивизиона. Сначала «Муромцы» находились в тылу. Журнал «Вестник воздушного флота» писал, что «имущество старой эскадры осталось в Виннице, а вновь организовывающаяся эскадра (позднее был утвержден термин «дивизион»), базируясь на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Петрограде, находилась на железнодорожных платформах ... вдалеке от фронта» [6, с. 12-13]. Успешное использование «Муромцев» против конницы Мамонтова в сентябре 1919 г. предопределило признание их боеспособности и, как следствие, выход в свет приказа РВСР № 1954/415 от 6 октября 1919 г., которым были утверждены положение, штаты, табель денежных отпусков и имущества дивизиона воздушных кораблей (ВК) «Илья Муромец» («ИМ»). В положении о дивизионе ВК «Илья Муромец» указывалось, что дивизион состоит из управления и отрядов кораблей.

Исследование показало, что дивизион «ИМ» участвовал в боевых действиях три раза: 1) на фронте борьбы с войсками А.И. Деникина в 1919 г., при прорыве его конницы, 2) на Западном фронте летом 1920 г. против белополяков и 3) на Южном фронте в борьбе против войск Врангеля осенью 1920 г. Во всех этих случаях тяжелая авиация была представлена по условиям того времени весьма скромно: дивизион мог выставить на фронт не более трех самолетов - боевой отряд. Тем не менее, эти боевые отряды «муромцев» участвовали исключительно в операциях оперативно-стратегического и стратегического уровня, что как раз соответствовало их предназначению.

Социальная составляющая организации действующей авиации - личный состав - была в значительной степени неоднородна. Так, только во фронтовых частях по состоянию на 1 января 1919 г. бывших офицеров насчитывалось: среди летчиков - 80 %, среди командиров отрядов - 60 %, среди начальников авиации фронтов и армий - 62 %, бывших солдат старой армии было 20, 40 и 38 % соответственно. При формировании авиаотрядов в ряды красных военных летчиков и летчиков - наблюдателей иногда попадали лица, которые не входили даже в число сочувствующих Советской власти. Поэтому перелеты к противнику уже с августа 1918 г. стали беспокоить руководство Авиадарма и Реввоенсовета.

А.В. Сергеев вспоминал, что «переделывать из старого в новое оказалось делом трудным, и некоторые части приходилось по году выдерживать в глубоком тылу, пока подбором, агитацией, организационными изменениями не удавалось достичь уверенности в надежности части» [ 5, с. 37].

В течение 1920 г. организация действующего Красного воздушного флота изменялась незначительно, однако, во-первых, в августе появляются три артиллерийских отряда, во-вторых, вливаются в общую систему организации РККВФ гидроавиационные отряды и, в -третьих, в непосредственном распоряжении Штаба авиации действующей армии увеличивается количество авиачастей. Эти изменения в организации действующей авиации были вызваны массированным применением авиационных сил, разделением их на рода и стремлением руководства РККВФ к увеличению своего стратегического резерва. Такие тенденции обусловливали начало оформления авиации в вид вооруженных сил.

В строительстве военной авиации в годы гражданской войны характерным было сохранение организационных форм русского военно-воздушного флота периода Первой мировой войны. Вместе с тем имела место устойчивая тенденция создания наряду с традиционно доминирующей разведывательной авиацией не менее сильной истребительной авиации. Это было обусловлено двумя причинами: во-первых, число одноместных истребительных самолетов (всего их действовало на фронтах гражданской войны порядка 300-350); во-вторых, большевистское руководство считало важной задачей для авиации осуществление воздушной обороны столицы и штабов Рабоче-крестьянской красной армии. Из гражданской войны Красный воздушный флот вышел организационно оформленным в регулярные воздушные силы, но в техническом отношении - весьма ослабленным. Необходимо было строить мощные военно-воздушные силы, достойные великой России с самыми большими в мире воздушными пространствами.

Библиографическое описание

1. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 46. Оп 4. Д. 509. Л. 137.

2. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 31. Л. 2 об.

3. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 34. Л. 354-355.

4. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 34. Л. 353 об.

5. Сергеев А.В. 5 лет строительства и борьбы Воздушного флота. Кн. II: Как создавался Красный Воздушный флот (1917-1922) / А.В. Сергеев. - М.: Авиаиздательство, 1926.

6. Тяжелая авиация // Вестник воздушного флота. - 1920. - № 3, 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.