Научная статья на тему 'Дискуссия о стратегии организационного строительства Красного воздушного флота (1921-1923 гг. )'

Дискуссия о стратегии организационного строительства Красного воздушного флота (1921-1923 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ / САМОЛЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елисеев Сергей Павлович

После окончания гражданской войны в Советской России было решено построить современный военный воздушный флот. Эта работа начиналась с планирования развития всего авиационного дела, однако из-за отсутствия квалифицированных кадров и материальной основы для развития авиапромышленности все планы оказывались нереальными. Для определения стратегии организационного строительства среди ведущих военно-воздушных специалистов была развернута дискуссия, однако к началу военной реформы единства во взглядах участников дискуссии достигнуто не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Елисеев Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCUSSION ON THE ORGANIZATIONAL CONSTRUCTION OF THE RED ARMY AIR FLEET (1921-1923)

After the end of the civil war in Soviet Russia it was decided to construct a modern military air fleet. The process began by planning the development of the entire aviation industry within the Soviet Union. However, due to the lack of qualified personnel and a poor material foundation, the original plans for developing the aircraft industry were unrealistic. In order to define a strategy of organizational construction, a debate among the senior military personnel and aviation experts was developed. Despite this, by the beginning of the military reform the discussions of this group had failed to reach an agreement.

Текст научной работы на тему «Дискуссия о стратегии организационного строительства Красного воздушного флота (1921-1923 гг. )»

УДК 629.7

СП. Елисеев ДИСКУССИЯ О СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА КРАСНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА (1921-1923 ГГ.)

Аннотация. После окончания гражданской войны в Советской России было решено построить современный военный воздушный флот. Эта работа начиналась с планирования развития всего авиационного дела, однако из-за отсутствия квалифицированных кадров и материальной основы для развития авиапромышленности все планы оказывались нереальными. Для определения стратегии организационного строительства среди ведущих военно-воздушных специалистов была развернута дискуссия, однако к началу военной реформы единства во взглядах участников дискуссии достигнуто не было.

Ключевые слова: авиация, стратегия, организация, структура, воздушный флот, самолет.

Sergei Eliseev THE DISCUSSION ON THE ORGANIZATIONAL

CONSTRUCTION OF THE RED ARMY AIR FLEET (1921-1923)

Annotation. After the end of the civil war in Soviet Russia it was decided to construct a modern military air fleet. The process began by planning the development of the entire aviation industry within the Soviet Union. However, due to the lack of qualified personnel and a poor material foundation, the original plans for developing the aircraft industry were unrealistic. In order to define a strategy of organizational construction, a debate among the senior military personnel and aviation experts was developed. Despite this, by the beginning of the military reform the discussions of this group had failed to reach an agreement.

Keyword: aviation, strategic, organization, structure, air fleet, aircraft.

В современных условиях, когда в Вооруженных Силах Российской Федерации планируется создать структуры воздушно-космической обороны, опыт организационного строительства советских Военно-воздушных сил в начале 1920-х гг. в силу подобия действующих факторов тогда и сейчас (недостаток времени, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной материальной базы и др.) представляет определенный научно-практический интерес. В настоящее время на страницах военной печати идет обсуждение темы строительства в России воздушно-космических сил, создание которых должно стать логическим продолжением развития существующих Военно-воздушных сил. Похожие дискуссии проходили и на заре создания советской военной авиации. Вот как это было.

Успехи авиатехники, поставившие на Западе воздушный флот на уровень вида вооруженных сил, потребовали после гражданской войны форсированного развития в Советской России авиационного дела, однако материальных и социальных предпосылок для этого почти не было. Начальник Главного управления Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (далее — ГУ РККВФ, Глав-воздухфлот) в Революционном военном совете Республики (РВСР) докладывал: «Изношенность, чахоточное состояние технической части Флота в дополнение к плохой подготовке летчиков и отсутствию элементарного оборудования аэродромов дает огромный процент аварий. ...Флот гибнет; сокращаясь, он медленно, но верно идет к смерти» [1, л. 4].

В начале 1921 г. для изучения реального состояния дел в РККВФ под председательством одного из большевистских лидеров А.И. Рыкова была создана комиссия, в которую вошли начальник Полевого штаба Революционного военного совета Республики, начальник Главвоздухфлота и председатель Совета военной промышленности. Однако, поскольку в состав комиссии вошли достаточно занятые деятельностью в своих ведомствах руководители, ее работа в течение нескольких месяцев не

© Елисеев С.П., 2014

дала заметных результатов. Поэтому была создана новая, так называемая «Особая комиссия», обязавшаяся в три месяца разработать десятилетнюю программу авиавоздухостроительства, но это оказалось нереальным, так как, во-первых, в стране фактически не было материальной основы, которую можно было бы взять за начальные условия при решении задачи планирования на десятилетнюю перспективу; во-вторых, отсутствовали в Советской России в достаточном числе и подготовленные для поднятия авиационного дела специалисты. Деятельность Особой комиссии продолжалась вместо трех месяцев, весь 1921 г. Программа была разработана, но ее реализация задерживалась из-за недостатка средств.

В 1921 г. в связи с началом мирного строительства Красного воздушного флота (КВФ) оптимистические ожидания авиаторов были связаны с очередным, намеченным на весну 1921 г. IV Авиационным съездом. Они видели выход КВФ из кризиса в его преобразовании, которое должны были осуществить выявленные съездом новые организаторы авиационного и воздухоплавательного дела. Выступавшие за скорейший созыв съезда говорили: «Мало ли хороших, дельных людей на местах помимо комиссаров и командиров. Вы их не знаете, а масса знает и пошлет их. Новые, свежие, неус-тавшие работники сейчас нужны как никогда. .. .Не игнорируйте съезд так, как вы игнорировали III съезд» [2, с. 23].

Состоявшийся 25 июня - 3 июля 1921 г. съезд авиаторов избрал президиум в составе Дубен-ского, Кириллова, Павлова, Горшкова, Кочедыкова, Ширинкина и Савиных (первые пять были коммунистами). Председателем делегаты избрали П.С. Дубенского, товарищами председателя - Горшкова и Кириллова. Съезд избрал почетный президиум в составе Троцкого, Ленина, Богданова и Т.Е. Зиновьева (однофамильца Г.Е. Зиновьева). По расстановке этих фамилий видно, кто импонировал делегатам больше остальных трех. Для использования в руководстве съезд рекомендовал Т.Е. Зиновьева, Дубенского, Кириллова, Павлова, Онуфриева, Фреймана, Горшкова и Эго.

Решения IV съезда авиаторов были проигнорированы властными структурами. С другой стороны кроме вышеприведенного списка возможных руководителей и создания на базе Института инженеров КВФ Академии воздушного флота, всецело подчиненной РВСР, съезд ничего существенного и не предложил, и в этом смысле многоопытный бывший главный начальник КВФ А.В. Сергеев был прав, когда в 1926 г. писал в своей книге, что съезд прошел в склочной обстановке и доказал только одно: что время съездов прошло.

Именно по инициативе А.В. Сергеева в 1922 г. развернулась первая дискуссия об организационном строительстве КВФ. В сентябре 1922 г. Сергеев поступил в Военную академию (ВА) Рабоче-крестьянской красной армии (РККА). В октябре того же года при Военном научном обществе (ВНО) Академии А.В. Сергеевым была образована Секция воздушного флота. В ее президиум были избраны: председателем - слушатель А.В. Сергеев, секретарем - А.Л. Григорьев, членами - слушатель Высших академических курсов (ВАК) бывший командир авиагруппы А.Т. Кожевников, помощник начальника штаба Главвоздухфлота А.Н. Лапчинский, преподаватель ВА РККА и ВАК М.П. Строев и др. Из перечисленных членов Секции наибольшее число военно-теоретических трудов было у А.Н. Лапчинского. На первых заседаниях Секции именно он оригинально поставил вопрос о ценности опыта, но в то же время подчеркнул, что военно-исторические примеры не могут дать образцов для подражания. При решении тактической задачи необходимо решать новую задачу в новых условиях. Воспитание военспеца, обращенное к памяти, а не к творчеству, - губительно. На одном из первых заседаний Секции детально разбирались действия авиации на двусторонних маневрах Московского военного округа (МВО), проходивших в середине августа 1922 г. Докладчиком был начальник воздушного флота МВО И.И. Петрожицкий.

Практически на всех заседаниях ВНО известный теоретик военно-воздушных сил Н.А. Яцук поднимал вопрос о признании КВФ в качестве вида («элемента») Вооруженных сил. Он говорил: «В

процессе обоснования того, что воздушный флот является не родом войск, а одним из трех составных частей (элементов) вооруженной силы, вовсе нет . необходимости базироваться главным образом на будущем или говорить о воздушных флотах особо мощных (слабый морской флот все же не род войск сухопутных), ибо главными обоснованиями являются: способность воздушного флота самостоятельно добиваться господства в своей стихии, индивидуальность природы его и, отчасти, ясно усматриваемая правильность аналогии при параллельном исследовании вопросов, касающихся его, армии и флота морского. Эти обоснования могут быть отнесены с достаточной справедливостью и к слабому в современном состоянии его сравнительно с воздушными флотами таких государств, как Англия и Франция, воздушному флоту» [3, с. 7]. С этим были не совсем согласны А.В. Сергеев и преподаватель ВА С.Н. Покровский (в прошлом один из руководителей авиации Врангеля).

М.П. Строев, соглашаясь с основным выводом Н.А. Яцука, внес поправку в том смысле, что важными являются мотивы в пользу признания воздушного флота самостоятельным элементом, относящиеся к области организационной; без этого признания легко растерять свои школы, авиапромышленность и т.д., а вместе с этим распылить своих немногочисленных работников. Именно слабому воздушному флоту необходима большая организационная свобода, чтобы расти быстро и нормально. Иными словами, М.П. Строев считал, что за признанием КВФ видом вооруженных сил последует его достаточное финансирование.

Ответственный работник Главвоздухфлота С.Г. Хорьков на этом заседании указал на полное отсутствие в воздушном флоте тактики снабжения и, как следствие, чрезвычайное «разбухание» тыла авиачастей. Все это требовало немедленных решительных мер.

Известный авиационный начальник В.В. Хрипин предлагал немедленно приступить к формированию баз - постоянных и подвижных - в соответствии с разрабатываемой организацией действующих частей воздушного флота и при непременном условии подчинения баз тому строевому начальнику, части которого база обслуживает. Оборудование аэродромной сети, по мнению В.В. Хрипина, должно было проводиться в самом широком масштабе и в наикратчайший срок. Вместе с тем ставилась задача разработать все вопросы по службе аэродромов, их значению и роли в деле технического питания КВФ.

Член Секции ВНО ВАК А.Т. Кожевников 3 февраля 1923 г. выступил на заседании отдела ВНО с докладом «Роль и организация авиации в войне будущего». Следует отметить, что на ВАК обучалась в начале 1920-х гг. целая группа молодых авиаторов, среди которых герой гражданской войны летчик-истребитель А.Т. Кожевников был признан лидером. Курсы ВАК фактически приравнивались к военным академиям и находились в непосредственном подчинении Главнокомандующего всеми вооруженными силами РСФСР. В архивных документах Военной академии Генерального штаба отмечается, что Высшие военно-академические курсы старшего комсостава РККА на 60 человек были созданы согласно приказу РВСР № 1697 от 8 августа 1921 г. в целях усовершенствования военных познаний старшего комсостава РККА (не ниже комбрига).

«Вестник воздушного флота» писал в связи с этим, что выступление А.Т. Кожевникова является первым из намеченных к обсуждению докладов. Их цель - окончательно установить единый взгляд на боевые задачи КВФ, а следовательно, и на его тактику, организацию, комплектование и т.д. Суть доклада А.Т. Кожевникова заключалась в идее самостоятельности воздушного флота, вытекающей из тех самостоятельных боевых задач, которые возлагаются на него, а также в планировании в связи с этим соответствующей организации боевых частей Воздухфлота. В прениях по докладу Н.А. Яцук, будучи ревностным сторонником КВФ как вида вооруженных сил, всецело поддержал идею А.Т. Кожевникова о Воздухфлоте как самостоятельном виде вооруженных сил. Главначвоздух-флота А.А. Знаменский, подытоживая прения, отметил, что Воздухфлот является составной частью действующих сухопутных и морских сил; вырвать его сейчас из общей войсковой организации без

вреда как той, так и другой стороне нельзя. Затем А.А. Знаменский коснулся организации самостоятельного воздушного флота и указал, что только тогда Воздухфлот приобретет право так называться, когда он будет действительно могуч; а создать таковой, по его мнению, не может даже самая передовая страна - Америка. Примечательно, что в Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ) в это время также шли дебаты о месте военного воздушного флота в вооруженных силах.

Через 10 дней, 13 февраля 1923 г., на заседании секции Воздухфлота ВНО ВАК А.Т. Кожевников перед ответственными работниками КВФ повторил сделанный им 3 февраля доклад. Дискуссия набирала силу. Уже на другой день, 14 февраля 1923 г., на заседании отдела ВНО при ВАК был заслушан доклад специалиста по морской авиации А.П. Онуфриева на тему «Принципы новой организации воздушного флота». Докладчик, указывая на достижения техники в авиационном строительстве и на объективные условия, в которых находится Советская Россия, и принимая во внимание основные свойства авиации: положительные - быстроту передвижения по воздуху и малую уязвимость с земли, и отрицательные - большую зависимость от земли, приходит к выводу, что самостоятельные задачи, лежащие на воздушном флоте, требуют от организации боевой части воздушного флота не мелких отрядов-соединений, способных выполнять лишь задачи местного характера, а крупных массированных единиц. При этом зависимость бомбометчиков от истребителей, естественно, заставляла связывать их в единую организацию. Докладчик рекомендовал немедленно освободить боевые части Воздухфлота от того тыла, который приковывает его к себе. Сущность предлагавшихся докладчиком преобразований сводилась к следующему: в боевой части должно остаться лишь то, что «призвано природой» к активной деятельности, - самолет, летчик, наблюдатель и моторист; все же, что является обслуживающим и вспомогательным, должно быть передано в стационарные базы [4, с. 170].

При обсуждении доклада А.П. Онуфриева А.Т. Кожевников высказался о том, что на воздушный флот может быть возложено много всевозможных задач, но выполнение их зависит от количества имеющихся в стране самолетов, их технических и тактических данных, наличия резервов, состояния промышленности и т.д. «Желательных задач найдется много, но нужно ставить себе задачей не то, что легко возможно, но что необходимо ... Нужно четко установить, выполнения каких задач мы потребуем от Красной авиации, т.е. поставить предел необходимых достижений. Таковыми задачами будут: 1) борьба против воздушного флота противника, 2) борьба против земных целей и войск, 3) служба наблюдения и связи. Таким образом, нам нужна авиация: 1) истребительная, 2) бомбометная, 3) подсобная, которая должна состоять из самолетов-разведчиков, артиллерийских, пехотных и службы командования. Цель указывает организацию» [5, с. 4].

Нельзя сказать, что дебаты о необходимости иметь в Советской России достойные ее пространств военный и гражданский воздушные флота, велись только в рамках военных научных обществ академий. На самом деле в конце 1922-го - начале 1923 г. по всей стране развернулась кампания под лозунгами: «Что ты сделал для воздушного флота?», «Красный воздушный флот - защита трудящихся!» и др. При этом необходимо иметь в виду, что инициатором и вдохновителем всенародной кампании по популяризации КВФ был Председатель Реввоенсовета СССР и Народный комиссар военных и морских дел Л. Д. Троцкий, которого многие продолжали считать и называть «вождем Красной армии». Для привлечения внимания общественности к КВФ Реввоенсовет провозгласил краткий призывный клич: «Все - в воздух!», а 8 марта 1923 г. было образовано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). Его членами в тот же день стали почти все члены Правительства.

Между тем КВФ этого периода характеризовался изношенностью материальной части, усталостью личного состава и отсутствием единого мнения о путях развития военной авиации. К концу 1922 г. демобилизация в КВФ в основном закончилась и был произведен учет оставшейся материальной части. По признанию некоторых авиаторов в этот период отсутствовало твердое руководство в управлении.

КВФ в 1922-1923 гг. имел на вооружении около 300 боевых самолетов устаревших конструкций. Число их типов достигало 28. Имелись установленные на самолетах и в запасе авиамоторы 21 типа, что сильно усложняло ремонт авиатехники. Специальные авиационные службы (аэрофотограмметрия, аэронавигация, авиационная медицина и др.) еще не были налажены. Авиашколы не имели базы для обучения полетам на современных типах самолетов.

С появлением в 1923 г. в войсках импортной военной авиатехники возникли новые вопросы по строительству КВФ: как грамотно в военном отношении применять эту технику, как вести на ней боевую подготовку в авиационных частях, какие задачи сможет выполнять КВФ, какова должна быть его организационная структура на новой материальной базе. В течение 1923 г. дискуссия о стратегии строительства КВФ в авиационных секциях военных научных обществ ВА РККА, ВАКа, в Главвоз-духфлоте, а также на страницах «Вестника воздушного флота» не прекращалась. Авиачасти требовали решения повседневных задач, связанных со снабжением и боевой подготовкой, а Главвоздухфлот определил, что стратегической задачей руководящего командного состава КВФ на 1923-1924 гг. должна стать задача «изучения вопросов организационной структуры».

Такое положение в КВФ было отражением состояния всех вооруженных сил - армии и военно-морского флота, руководимых Л.Д. Троцким. Необходимо учитывать и то, что в это время большевистское руководство страны только намечало направления социалистического строительства. При этом выделялись две позиции: Л.Д. Троцкого, доказывавшего, что построить социализм в отдельно взятой стране (в Советской России) нельзя, и И.В. Сталина, провозгласившего генеральную линию партии на форсированное строительство социализма в СССР. Борьба между этими двумя лидерами и их сторонниками после кончины В.И. Ленина 21 января 1924 г. резко обострилась. Так, в начале февраля 1924 г. И.В. Сталин поставил перед партией вопрос о положении в Красной армии. При этом состояние в КВФ обсуждалось в первую очередь, так как он по праву считался самой важной и перспективной частью вооруженных сил страны.

Библиографический список

1. Российский государственный воен. архив. - Ф. 33988. - О. 1. - Д. 1. - Л. 4.

2. Ирон. О съезде авиаработников Воздушного флота // Вестник воздушного флота. - 1921. - № 1-2 (6-7).

3. Воздушный флот как один из составных элементов вооруженной силы (Статья-доклад на ВНО, прочитанный Н. Яцуком) // Вестник воздушного флота. - 1923. - № 2 (16).

4. Григорьев А.Л. Военно-Научное Общество при Военной Академии РККА // Вестник воздушного флота. -1923. - № 2 (16).

5. Кожевников А.Т. Организационные вопросы // Вестник воздушного флота. - 1923. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.