Научная статья на тему 'Организационное строительство системы подготовки авиационных кадров при демобилизации Красной армии (1921-1923 гг. )'

Организационное строительство системы подготовки авиационных кадров при демобилизации Красной армии (1921-1923 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЛЕТЧИК / ТЕХНИК / МЕХАНИК / МОТОРИСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елисеев Сергей Павлович

После гражданской войны развернулось организационное строительство системы подготовки авиационных кадров. Особое внимание уделялось обучению летчиков. Они готовились в авиационных школах трех типов: теоретического, первоначального и специального обучения. На четвертом этапе в высшей авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания готовились авиационные командиры. Инженерно-технический состав для Красного воздушного флота готовился в Академии имени Н.Е. Жуковского и двух авиашколах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF THE AIR FORCE PERSONNEL TRAINING SYSTEM IN THE TIME OF THE RED ARMY DEMOBILIZATION (1921-1923)

After the civil war the organizational development of the air force personnel training system started up. The particular attention was given to the pilots’ training. There were three types of training schools for pilots: the theoretical school, the primary and the special training school. On the forth level of training at the Higher Flying School of Firing Practice and Bombing the air force commanders were turned out. The engineering staff for the Red Army Air Force was trained at the N.E. Zhukovski Academy and in two flying schools.

Текст научной работы на тему «Организационное строительство системы подготовки авиационных кадров при демобилизации Красной армии (1921-1923 гг. )»

УДК 629.7

СП. Елисеев ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО СИСТЕМЫ

ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ ПРИ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ КРАСНОЙ АРМИИ (1921-1923 ГГ.)

Аннотация. После гражданской войны развернулось организационное строительство системы подготовки авиационных кадров. Особое внимание уделялось обучению летчиков. Они готовились в авиационных школах трех типов: теоретического, первоначального и специального обучения. На четвертом этапе в высшей авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания готовились авиационные командиры. Инженерно-технический состав для Красного воздушного флота готовился в Академии имени Н.Е. Жуковского и двух авиашколах.

Ключевые слова: подготовка кадров, авиационная школа, реорганизация, летчик, техник, механик, моторист.

Sergey Eliseev THE ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF THE AIR

FORCE PERSONNEL TRAINING SYSTEM IN THE TIME OF THE RED ARMY DEMOBILIZATION (1921-1923)

Annotation. After the civil war the organizational development of the air force personnel training system started up. The particular attention was given to the pilots' training. There were three types of training schools for pilots: the theoretical school, the primary and the special training school. On the forth level of training at the Higher Flying School of Firing Practice and Bombing the air force commanders were turned out. The engineering stafffor the Red Army Air Force was trained at the N.E. Zhukovski Academy and in two flying schools. Keywords: personnel training, flying school, reorganization, pilot, technically qualified person, mechanical engineer, motor mechanic.

Подготовка авиационных кадров, особенно летного состава, считается наиболее затратным и сложным процессом. На протяжении более чем столетней истории отечественных Военно-воздушных сил (ВВС) авиационные учебные заведения претерпевали различные реорганизации, направленные на улучшение, ускорение и удешевление подготовки авиационных кадров. В России -Советском Союзе - Российской Федерации летно-подъемный и инженерно-технический состав показывали высокий уровень подготовленности при ведении боевых действий и выполнении боевых задач по предназначению ВВС. Имея подчас уступающую противнику авиационную технику и вооружение, наши летчики за счет мастерства и высоких морально-психологических качеств во всех войнах и военных конфликтах добивались превосходства над воздушным противником и осуществляли надежную поддержку сухопутных войск. В свою очередь и инженерно-технический состав ВВС отличался умением быстро и качественно восстанавливать путем ремонта авиационную технику, поддерживать ее ресурс и исправность грамотной эксплуатацией летательных аппаратов на земле.

Развитие отечественной системы подготовки авиационных кадров шло с опережением по отношению к аналогичным системам за рубежом. Так, в России еще до Первой мировой войны существовали две авиационные школы, в то время как на Западе подготовка летчиков и технического состава велась на предприятиях авиационной промышленности и в частных авиашколах. В 1920 г. в Советской России было создано первое в мире высшее авиационное учебное заведение - Военная Воздушная Академия им. проф. Н.Е. Жуковского, а через несколько лет - сеть летных и технических авиашкол. Исследованию опыта создания советской системы подготовки авиационных кадров в 1921-1923 гг. и посвящена данная статья.

© Елисеев С.П., 2014

После разгрома войск Врангеля 25 ноября 1920 г. приказом Реввоенсовета № 88 было объявлены новое положение и условия поступления в большую часть военно-учебных заведений Красного воздушного флота (КВФ), а именно: 1) Егорьевскую теоретическую школу авиации КВФ, 2) Московскую школу авиации КВФ, 3) Практическую школу авиации в Зарайске, 4) Институт инженеров КВФ им. профессора Н.Е. Жуковского, 5) Школу техников-механиков КВФ и 6) Аэросъемочно-фотограмметрическую школу КВФ [1, с. 87]. 8-16 марта 1921 г. состоялся Х съезд Российской Коммунистической партии (большевиков), потребовавший «обратить исключительное внимание ... на необходимость всемерного улучшения постановки военно-учебного дела во всех отношениях» [4, с. 263]. В развитие этого требования в Главном управлении КВФ (Главвоздухфлоте) было решено разработать для КВФ план школьного строительства и определить типы авиашкол.

Учебный отдел Главвоздухфлота, руководивший учебными заведениями КВФ, имел три отделения, в которых работали 21 чел. Местные органы управления авиационными вузами не предусматривались. Сведения о личном составе авиашкол на 1 октября 1921 г. приводятся в таблице.

Таблица

Сведения о личном составе авиашкол

№ п.п. Наименование учебного заведения Списочная численность, чел.

Постоянный состав Переменный состав

1 Высшая воздухоплавательная школа 320 76

2 Аэрофотограмметрическая школа 312 92

3 Институт инженеров Красного Воздушного Флота 192 189

4 Теоретическая школа авиации [Егорьевская] 358 152

5 Летная школа авиации [Зарайская] 392 36

6 Севастопольское отделение Летной школы [Зарайской] 90 23

7 Ташкентская школа авиации [летчиков] 111 6

8 Московская школа авиации [летчиков] 608 63

9 Морская школа авиации [морских летчиков] 198 21

10 Школа летчиков-наблюдателей 307 104

11 Школа авиационных техников-механиков 195 200

Курсы при Теоретической школе авиации Не предусмот. 92

Курсы при Аэрофотограмметрической школе 6 45

Курсы при Школе авиационных техников-механиков Не предусмот. 27

Итого 3089 1126

При подведении итогов деятельности школ КВФ отмечалось, что в 1921 г. было выпущено 323 специалиста, из них 24 летчика, 33 летчика-наблюдателя, 123 фотографа, 104 техника и 39 воздухоплавателей. Констатировалось, что специальная подготовка улучшилась: если во время гражданской войны летчики уходили на фронт, имея 20 часов налета, то в 1921 г. выпускники летных школ уже имели не менее 50 часов налета. Кроме того, летчики и летчики-наблюдатели на практике стали вести корректирование артиллерийской стрельбы и воздушную разведку. Был изжит дефицит в летчиках-инструкторах, что обусловливалось высвобождением летчиков от боевой работы.

В начале 1922 г. в Главвоздухфлоте был произведен учет основных авиаспециалистов. На 1 сентября 1921 г. в КВФ было положено иметь по штату 7729 специалистов, а налицо проходило службу лишь 4245 человек. По состоянию на 1 января 1922 г. по штату требовалось 7998 человек, а налицо было 4428 человек. Таким образом, некомплект личного состава оставался близким к 50 %.

Кроме того, необходимо учитывать, что около 10 % летчиков было признано непригодными к летной работе по состоянию здоровья. Принимая во внимание эти обстоятельства, Главвоздухфлот потребовал увеличить число обучающихся в авиационных вузах не менее чем в два раза. Для решения этой задачи в 1922 г. началась реорганизация авиационных вузов. В каждом из них она осуществлялась по-разному. Так, Теоретическая авиашкола перешла в 1922 г. на дифференцированное обучение, то есть курсанты стали обучаться один или два года в зависимости от уровня начальной общеобразовательной подготовки. В этой школе будущие летчики изучали общеобразовательные, политические и военные дисциплины, устройство самолета, мотора, аэродинамику, теорию стрельбы и т.д. Осенью 1923 г. в школе был открыт морской класс для теоретической подготовки будущих морских летчиков. В сентябре 1924 г. школа перебазировалась в Ленинград.

Приказом РВСР № 1951 от 8 сентября 1921 г. было объявлено о создании в Серпухове Высшей школы воздушной стрельбы и бомбометания [2]. Название «высшая» школа получила вследствие того, что ее выпускники шли служить после выпуска непосредственно в войска. Основное предназначение этой школы заключалось в подготовке летчиков-командиров, которые к тому же должны были быть специалистами по применению авиационного вооружения.

Летная школа авиации в Зарайске получила дополнение к названию: «№ 1». Этот же номер получило и ее отделение в Севастополе (бывшая дореволюционная Севастопольская военная авиационная школа - СВАШ). Полеты в отделении начались 19 июня 1921 г. В будущем отделение зарайской Летной школы авиации станет Качинским высшим военным авиационным училищем летчиков.

Летом 1921 г. в Киеве оформилась Подготовительная авиационная школа для предварительной подготовки красноармейцев и молодых рабочих к поступлению в летные и воздухоплавательные школы. В 1922 г. масштаб школы был признан недостаточным. Несколько отходя от хронологической последовательности отметим, что в феврале 1923 г. эта Школа была преобразована в четырехгодичное Военное училище Красного воздушного флота (ВУ КВФ). 4 марта 1923 г. состоялось его торжественное открытие. Позднее Училище было переведено на трехгодичный курс обучения со статусом «нормальной» школы. Заметим, что к категории «нормальных» военных школ в 1920-х гг. относились военные учебные заведения, в которых обучение велось в течение трех лет аналогично пехотным трехгодичным школам красных командиров.

В 1922 г. были упразднены курсы подготовки мотористов. Теперь их подготовкой стала заниматься только Школа авиационных техников-механиков, передислоцированная из Москвы в Петроград. Аэрофотограмметрическая школа получила статус «высшей», так как она выпускала специалистов непосредственно в части КВФ [4].

Все авиационные военные учебные заведения в начале 1920-х гг. имели высокий процент от-числяемости. В отчете Главвоздухфлота РВС Респулики за 1922 г. отмечалось: «Убыль обучающихся по болезни, малоуспешности, политической неграмотности, неблагонадежности в школах ... очень велика ... Некомплект переменного и постоянного состава объясняется: 1) ограниченным отпуском пайков; 2) большой убылью курсантов во время обучения из-за несоответствия к летной службе; 3) малой пропускной способностью практических школ 1-й ступени (первоначальной подготовки летчиков) из-за недостатка самолетов и моторов, устарелости их типов и изношенности. Задание по выпуску специалистов за минувший год выполнено ... на 60 %» [1, с. 88-90].

Авиашколы регулярно привлекались к маневрам наземных войск. Так, в 1922 г. Высшая воздухоплавательная школа и Школа летчиков-наблюдателей приняли участие в маневрах на полигоне под Лугой Петроградской губернии, где было проведено обучение воздушной разведке и корректированию стрельбы с самолета и аэростата по радиотелеграфу. С октября 1922 г. в Москве при Военной академии РККА (бывшей Академии Генштаба) начали работать Высшие академические курсы (ВАК) РККА на 60 чел. в целях усовершенствования в военных познаниях старшего комсостава

РККА (не ниже комбрига). На курсах имелось Отделение командного состава КВФ, изучавшее предметы воздушного флота. Первоначально в Отделении обучались трое слушателей: помощник начальника Главвоздухфлота А.П. Онуфриев, начальник КВФ Сибири Ф.А. Астахов и командир 1-й эскадрильи А.Т. Кожевников. Позже к ним присоединились еще пять лиц старшего комсостава КВФ. Занятия в этом отделении вели известные практики и теоретики военно-авиационного дела А.Н. Лап-чинский, М.П. Строев, Н.А. Яцук.

Реорганизация и создание новых авиашкол продолжилась и в 1923 г. Так, приказом РВСР № 225 от 30 января 1923 г. было объявлено о начале формирования 2-й военной школы летчиков (первоначального обучения) в г. Борисоглебске. Она создавалась на трофейном авиаимуществе авиационной школы, работавшей во время гражданской войны на белогвардейцев в с. Спасское. Путь этой школы в 1918 г. был таков: корпусной аэродром в Петрограде - Харьков - Саратов - Спасск. Во время Первой мировой войны данная школа являлась отделением Гатчинской военной авиашколы по подготовке летчиков-солдат. Приказом РВСР № 226 от 30 января 1923 г. объявлялось о формировании 2-й высшей школы красных военных летчиков в г. Липецке. Одновременно Севастопольская военная школа летчиков переименовывалась в 1 -ю военную школу летчиков. В нее вливалась Зарайская летная школа № 1. Высшая школа красных военных летчиков (московская) становилась первой. Ташкентская школа авиации (практическая, первоначальной подготовки) была расформирована.

Таким образом, для подготовки летчиков с начала 1923 г. сформировались две пары школ, работающие совместно: 1 -я первоначального обучения (Севастополь) и 1 -я высшая (Москва), и вторая пара: 2-я первоначального обучения (Борисоглебск) и 2-я высшая (Липецк). В подготовке воздухоплавателей также произошли изменения: в 1923 г. Курсы пилотов-аэронавтов в Кунцеве были расформированы. Будущие военные летчики должны были проходить последовательно теоретическую школу, школу первоначального обучения, высшую школу (из нее часть выпускников в качестве летчиков-разведчиков шла в авиачасти) и высшую школу воздушного боя и бомбометания (из нее выпускались летчики-истребители и летчики-бомбардировщики для замещения командных должностей). К середине 1923 г. система подготовки летных кадров КВФ работала так: будущий летчик после окончания «нормальной» пехотной (или любой другой неавиационной военной) школы, проходил курс обучения в Теоретической военной школе КВФ (один или два года), затем учился летать на учебном самолете в летной школе первоначального обучения. На следующем этапе он учился в высшей школе красных военных летчиков полетам на боевом самолете. Здесь он мог закончить обучение и идти служить в войска в качестве летчика-разведчика и, наконец, на завершающем этапе следовало обучение в высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. В нее принимали наиболее способных летчиков из двух имеющихся высших школ красных военных летчиков (1-й и 2-й) и высшей школы красных морских летчиков. Итак, чтобы стать военным летчиком высшего класса необходимо было пройти пять этапов подготовки: первый из них в пехотной школе и четыре - в авиашколах. Гражданская молодежь и механики КВФ могли поступать в Киевское училище КВФ, то есть сразу на этап теоретической подготовки летчика.

К концу 1923 г. количество имевшихся в КВФ специалистов приблизилось к числу, требовавшемуся по штату. Таким образом, менее чем за три года задача укомплектования КВФ авиакадрами в основном была решена. Однако по сравнению с воздушными флотами крупных капиталистических государств КВФ был невелик, и перед авиашколами вырисовывалась в середине 1920-х гг. новая задача - выпустить достаточно авиаспециалистов для новых авиационных формирований, которые должны были появиться в 1924-1927 гг. Одновременно нужно было повысить уровень авиационной подготовленности пехотных и артиллерийских командиров.

Библиографический список

1. Российский государственный военный архив (РГВА). - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 167. - Л. 87-90.

2. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 3. - Д. 1704. - Л. 44.

3. КПСС в резолюциях. - Т. 2. - М., 1970.

4. Переформирование Аэросъемочной фотограмметрической школы в Высшую Аэрофотограмметрическую школу с Аэрофотограмметрическими курсами при ней было осуществлено приказом РВСР № 781 от 5 апреля 1921 г. // РГВА. - Ф. 4. - Оп. 3. - Д. 14. - Л. 90 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.