Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и задачи правоохранительных органов'

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и задачи правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1627
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИОРИТЕТЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦЕНТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ МИРОУСТРОЙСТВА / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / NATIONAL SECURITY STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL PRIORITIES / PUBLIC SAFETY / MULTIPOLAR WORLD ORDER / TERRORISM / EXTREMISM / EFFICIENCY OF LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попков В.Ю.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения национальной безопасности России, анализируются соответствующие документы стратегического планирования, раскрываются основные направления совершенствования структуры и деятельности правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tasks and Role of Law Enforcementin the National Security Strategy of the Russian Federation

The author singles out and analyzes the most important national security issues and review the relevant strategic guidelines issued by the Russian government and presidency. Proposals are considered on how this country’s law enforcement should restructure, reset and retarget itself for tackling its share of national security problems.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и задачи правоохранительных органов»

В.Ю. ПОПКОВ,

доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

кандидат философских наук, доцент (Академия управления МВД России)

К

s

I

<

as

0 03

н и

1

и

а

а и оэ

0 и

S

H

^

с s

И

s

1 к

о н

и о и

О 03 H

и

л

<

и

H

0

1

о

а

<

28

V.Yu. POPKOV,

Associate Professor of the Department of Theory and Sociology of Police Management,

Candidate of Philosophy, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.75

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и задачи правоохранительных органов

The Tasks and Role of Law Enforcement

in the National Security Strategy of the Russian Federation

В статье рассматриваются проблемы обеспечения национальной безопасности России, анализируются соответствующие документы стратегического планирования, раскрываются основные направления совершенствования структуры и деятельности правоохранительных органов.

The author singles out and analyzes the most important national security issues and review the relevant strategic guidelines issued by the Russian government and presidency. Proposals are considered on how this country's law enforcement should restructure, reset and retarget itself for tackling its share of national security problems.

Стратегия национальной безопасности, страте- National security strategy, strategic planning, na-

гическое планирование, национальные интересы и приоритеты, общественная безопасность, полицентричная модель мироустройства, терроризм, экстремизм, эффективность деятельности правоохранительных органов.

tional interests, national priorities, public safety, multipolar world order, terrorism, extremism, efficiency of law enforcement.

<4 Л декабря 2015 г. Указом Президента Рос-.У Хсийской Федерации В.В. Путина была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [6].

Данный документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в котором дан перечень основных документов, определяющих стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности. К ним, помимо стратегии национальной безопасности, относятся: стратегический прогноз Российской Федерации; основы государственной политики, доктрины, стратегии и концеп-

ции в сфере обеспечения национальной безопасности [1].

Стратегия национальной безопасности является базовым документом в области планирования развития государственной системы обеспечения национальной безопасности, в котором определены порядок действий государственных органов и меры по ее обеспечению. Она призвана стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В этом документе стратегического планирования определены национальные интересы

Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности, указаны цели и задачи обеспечения национальной безопасности в различных областях и сферах жизни государства и соответствующие направления деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности. Кроме того, в нем дана оценка текущего состояния национальной безопасности, выявлены ее основные характеристики и обозначена совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

В целом структура и содержание утвержденной в 2015 г. Стратегии национальной безопасности во многом совпадает с соответствующим документом, принятым в 2009 г. [5, 6]. Однако в ней имеются и определенные корректировки в формулировках, а также изменены некоторые акценты.

С чем это связано?

Прежде всего, с тем, что за прошедшие годы в мире, да и в России, произошли существенные изменения. Наиболее значимые из них связаны с событиями на Украине.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Перед нами не раз вставал принципиальный, судьбоносный выбор пути дальнейшего развития. И очередной такой рубеж мы прошли в 2014 году, когда состоялось воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Россия в полный голос заявила о себе как сильное самостоятельное государство с тысячелетней историей и великими традициями, как нация, которая консолидирована общими ценностями и общими целями» [9].

Не менее важным моментом стало оказание Российской Федерацией политической поддержки и военной помощи законным властям Сирийской Арабской Республики осенью 2015 г.

Россия своими реальными действиями, ставшими во многом неожиданными для наших западных «партнеров», показала категорическое несогласие с практикой выстраивания системы однополярного мира под эгидой США и их союзников, с навязыванием всем остальным странам своей модели развития и так называемых «либеральных ценностей» и «демократии».

В противоположность подходу Запада Россия вместе с рядом других государств (прежде всего, с Китаем) настойчиво содействует процессу формирования новой полицентричной модели мироустройства.

Необходимость построения полицентрич-ной модели мироустройства стала осознаваться еще в конце 90-х гг. XX века и нашла свое отражение в ряде документов.

Стоит отметить, что едва ли не впервые формула «многополярный мир»1 была употреблена в совместной российско-китайской декларации, принятой в Москве 23 апреля 1997 г. Ее подготовили послы России и Китая в ООН — Сергей Лавров и Ванг Ксюексян и подписали Президент РФ Б.Н. Ельцин и Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэ-минь. В ней утверждалось, что «ушедший в прошлое двухполярный мир должен уступить место многополярному» [7]. В тот период большого значения этой формуле никто не придал, но через три года Цзян Цзэ-минь, выступая в ООН на саммите тысячелетия в 2000 г., заявил: «Современный процесс требует содействия установлению международной многополярности, которая отвечает интересам людей во всех странах, способствует миру во всем мире и безопасности» [7].

Таким образом, появление термина «полицентризм» в тексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации неслучайно. Кроме того, стоит вспомнить, что еще 10 января 2000 г. В.В. Путин (исполнявший тогда обязанности Президента) издал Указ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», где в первом разделе «Россия в мировом сообществе» прямо провозглашается курс на многополярность: «Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе» [3].

Чтобы не оставалось иллюзий в отношении того, чему противопоставляется многополярный мир, курс на строительство которого открыто провозглашен в этом тексте, следующий за ним абзац прямо осуждает однополярную систему миропорядка: «Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве

1 Термины «многополярный мир» и «полицентричный мир» в данном случае являются синонимами. Последний из них в большей степени соответствует нормам русского языка и основным понятиям географии, ибо на Земном шаре не может быть более двух полюсов, а вот центров силы (могущества) - может.

К S

X

<

м О 03

н и X

и

а

а и оэ

О и

S

н

^

с S

И

5 X К

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и н

о X

о

а

<

29

К S

I

<

аз

0 03

н и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

и

а

а и оа

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и н

0

1

о

а

<

30

США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права» [3].

Более развернутую критику однополярного мироустройства В.В. Путин дал в своей знаменитой Мюнхенской речи спустя семь лет — в 2007 г., продемонстрировав тем самым, что решимость российской власти противодействовать американской гегемонии и политике двойных стандартов является осознанной и долгосрочной стратегией.

В.В. Путин, в частности, сказал: «Чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере — и навязывается другим государствам» [10].

Завершил эту речь он чрезвычайно важными словами: «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня» [10].

Означенный подход к оценке международной ситуации нашел свое нормативное оформление в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (как в редакции 2009 г., так и в редакции 2015 г.).

Во втором разделе данного документа («Россия в современном мире») отмечается: «Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. В настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире» [6, п. 7].

При этом отмечается, что «...процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы... В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов.

Все активнее используется потенциал специальных служб» [6, п. 13].

В третьем разделе («Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты») среди национальных интересов России на долгосрочную перспективу однозначно выделяется необходимость «закрепления за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира» [6, п. 30].

Другими словами, можно констатировать, что курс на «полицентричное» мироустройство заложен в основных стратегических документах Российской Федерации и, значит, имеет определенный правовой статус в национальном законодательстве.

Обострившаяся международная ситуация, политика санкций против Российской Федерации, проводимая США и их союзниками, активизация военной инфраструктуры НАТО вблизи границ нашей страны предопределили определенное изменение акцентов.

Если в редакции 2009 г. при перечислении национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу первыми обозначены интересы развития демократии и гражданского общества, а также повышение конкурентоспособности национальной экономики [5, п. 21], то в редакции 2015 г. первыми названы «укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации» [6, п. 30].

Сходная переакцентировка просматривается и при перечислении стратегических национальных приоритетов. «Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

— оборона страны;

— государственная и общественная безопасность.» [6, п. 31].

Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Рассмотрению данной системы, включающей в себя наиболее важные сферы жизнедеятельности российского общества, посвящена основная часть (IV раздел) содержания Стратегии национальной безопасности.

Проблематика функционирования правоохранительной системы России рассмотрена в подразделе «Государственная и общественная безопасность». Здесь, исходя из стратегических

целей государственной и общественной безопасности, которыми являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, обозначены основные угрозы безопасности и главные направления ее обеспечения.

Среди основных угроз государственной и общественной безопасности выделены такие как:

— деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя;

— деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

— преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

— коррупция и ряд других [6, п. 43]. Обращает на себя внимание добавление

в перечень угроз деятельности радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленной на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей [6, п. 43].

По существу, здесь мы видим стратегию поддержания бдительности по отношению к явным и скрытым, внешним и внутренним угрозам безопасности страны. Наше общество должно осознавать реальные и потенциальные опасности для безопасности государства и своевременно на них реагировать, поскольку отражение угроз требует значительного времени на мобилизацию ресурсов и проведение соответствующих мероприятий.

Иными словами, это можно выразить как необходимость формирования в обществе оборонного сознания, которое должно охватывать военную, идеологическую, когнитивную, информационную и конфессиональную области существования социума.

Но оборонное сознание само по себе не приходит, если не определены явные и скрытые

противники. С военными угрозами дело обстоит довольно просто, хотя и этот вопрос в настоящее время требует повышенного внимания и углубленного анализа. Что касается остальных вышеупомянутых областей, то распознавание в них угроз и вызовов невозможно без знания технологии информационных войн, политических технологий, включая теорию «управляемого хаоса», а также принципов функционирования сетевых структур [8].

Ситуация для обороняющейся стороны осложняется и тем, что в настоящее время противоборствующая сторона с целью маскировки придерживается стратегии «отложенной угрозы». С этой целью осуществляется дезориентация противника путем мимикрии угроз под «модернизацию политической системы», «построение открытого гражданского общества», поощрение либеральных «реформ» в области образования, социального обеспечения, планирования семьи, ювенальной юстиции и т. п. с целью внедрения в сознание народа чувства самоуспокоенности и уверенности в движении общества по пути прогресса.

Согласно Стратегии национальной безопасности главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются:

— усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности;

— совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями;

— развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации. Определены и пути обеспечения безопасности. Это:

— повышение эффективности деятельности правоохранительных органов;

— совершенствование единой государственной системы профилактики преступности;

— разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений;

— искоренение причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов;

— комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепление социальных гарантий их сотрудникам, совершенствование научно-технической поддерж-

к S

X

<

аз О вэ н и X и

а

а и аз

О и

S

н

^

с S

И

5 X К

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и н

о X

о

а

<

31

К S

I

<

аз

0 03

н и

1

и

а

а и аз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и н

0

1

о

а

<

ки правоохранительной деятельности, развитие системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

— повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности;

— совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Наиболее значимым моментом в реализации задач по совершенствованию структуры федеральных органов, ответственных за обеспечение общественной безопасности, стало решение Президента РФ о преобразовании внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации.

Указом от 5 апреля 2016 г. образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нор-

Список литературы:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. 1). Ст. 3378.

2. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.

3. О Концепции Национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170 (утратил силу).

4. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ

мативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны [2].

В структуру указанной Федеральной службы, помимо войск национальной гвардии, включены подразделения, осуществляющие контроль в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана. Кроме того, в нее войдут специальные отряды быстрого реагирования и отряды мобильные особого назначения территориальных органов МВД России.

Помимо этого, принято решение о передаче функций Госнаркоконтроля и миграционной службы в систему МВД России [4].

Все эти шаги, как представляется, являются конкретизацией тех общих положений о главных направлениях и путях обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации, которые изложены в Стратегии национальной безопасности.

Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444 (утратил силу).

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

7. Дугин А.Г. Геополитика. М., 2011.

8. Карякин В.В. Геополитика третьей волны: трансформация мира в эпоху Постмодерна: монография. М., 2013.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://www.rg/ru/2015/12/04/ poslanie.html (дата обращения: 12.04.2016).

10. Речь В.В. Путина в Мюнхене (2007). URL: http: // maxpark.com/community/politic/content/ 2362131 (дата обращения: 12.04.2016).

Тел.: 8 (499) 745-95-38

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.