Научная статья на тему 'Национальные интересы России: понятие и виды'

Национальные интересы России: понятие и виды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9936
867
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SAFETY / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / RUSSIAN STATEHOOD / ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / LEGAL AND POLITICAL PRIORITIES OF THE THEORY OF NATIONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

Статья посвящена анализу национальных интересов Российской Федерации. В ней дается понятие национальных интересов, рассматриваются их виды, формы реализации. Автор считает, что национальные интересы и государственные интересы не могут не совпадать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National interests of Russia: concept and kinds

Article is devoted the analysis of national interests of the Russian Federation. In article the concept of national interests is given, their kinds, realisation forms are considered. The author considers that national interests and the state interests should coincide.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы России: понятие и виды»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

УДК 340.15

Овчинников А.И.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Статья посвящена анализу национальных интересов Российской Федерации. В ней дается понятие национальных интересов, рассматриваются их виды, формы реализации. Автор считает, что национальные интересы и государственные интересы не могут не совпадать.

Article is devoted the analysis ofnational interests of the Russian Federation. In article the concept ofnational interests is given, their kinds, realisation forms are considered. The author considers that national interests and the state interests should coincide.

Ключевые слова: национальные интересы, национальная безопасность, Российская государственность, правовые и политические приоритеты теории национальной безопасности.

Keywords: National interests, national safety, the Russian statehood, legal and political priorities of the theory of national safety.

В последние годы в научной литературе для анализа угроз стабильности и безопасности государственного развития России применяется термин «национальные интересы». Для теории национальной безопасности России целесообразно не проводить различий между категориями «национальные интересы» и «государственные интересы». Примем за аксиому их совпадение в силу исторической и культурной роли института государства в истории России. В отличие от народов западной культуры и цивилизации в России именно государство, помимо православной церкви, было интегрирующей и консолидирующей нацию силой. Кроме того, термин «национальные интересы», «пришедший» к нам из американской литературы, понимается именно как государственные интересы, так как термин «нация» в европейском и англоамериканском политическом словаре интерпретируется как согражданство, политическое единство, а не как суперэтнос.

В ранее действовавшей Концепции национальной безопасности РФ была предложена дефиниция национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегии), утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, «национальные интересы Российской Федерации» понимаются как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». В Стратегии помимо национальных интересов указываются еще и стратегические национальные приоритеты. По замыслу авторов интересы реализуются через достижение этих приоритетов в деятельности государства. Приоритеты делятся на две группы: основные и дополнительные. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность, дополнительными приоритетами повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

8

А.И. Овчинников

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Классификаций национальных интересов в науке и политической литературе много. Прежде всего укажем на национальные интересы во всех областях экономической, общественной и политической жизни, описанные в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Упомянутые национальные интересы манифестируются в строгом соответствии Конституции РФ, на них основываются фундаментальные ценности и задачи нашего государства, и они не противоречат основным идеям международного права.

Для классификации государственных или национальных интересов следует обратиться к традиционной для теории государства и права классификации функций государства. Прежде всего национальные или государственные интересы делятся на внутренние, направленные на осуществление внутриполитических ценностей, и внешние, направленные на внешнеполитические ценности нации.

Внутренние национальные интересы состоят в силовом или идеологическом примирении социальных, классовых, групповых противоречий; в налогообложении; организации и обеспечении порядка; обеспечении легитимности верховной власти. Данные интересы существуют и будут существовать в любом государстве независимо от исторических, культурных особенностей, форм правлений, политических режимов. Кроме того, в России, согласно действующей Конституции РФ 1993 года, национальные интересы состоят также в охране прав и свобод человека и гражданина; в экономической стабильности; социальном благополучии населения; в развития культуры, науки и образования; в экологии [Баранов П.П. Развитие философии права в России: традиции и современные проблемы // Философия права. 2000. № 1. С.8; Баранов П.П., Горшколепов А.А. Верховная власть как идеолопо-лагающий элемент государственности // Философия права. 2002. № 1, с. 22].

Внешними национальными интересами любого государства являются оборона и охрана территории; сотрудничество и построение взаимоотношений с другими государствами. К внешним национальным интересам Российского государства, помимо вышеизложенных, относятся: мир во всем мире, для чего осуществляется сотрудничество в обеспечении мира и международного правопорядка; региональный мир и порядок, для чего ведется сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; экономическая стабильность миропорядка, достигаемая интеграцией в мировую экономику и сотрудничеством в решении глобальных проблем.

В целях классификации национальных интересов выделяют также основные и не основные, постоянные и временные национальные интересы. Основные национальные интересы связаны с наиболее общими, важнейшими направлениями деятельности государства по обеспечению национальной безопасности, решению стратегических задач и целей. Не основные являются средствами достижения основных. Например, для достижения экономических интересов могут формулироваться такие интересы, как реформирование экономики; правового регулирования экономики, поддержка конкурентно способных производителей, малого бизнеса, защита их интересов; ограничение монополистической деятельности; привлечение иностранных инвестиций и т.д.

Постоянные национальные интересы присущи государству на всех этапах его развития, временные - на определенном этапе. В Стратегии о постоянных интересах говорится как о долгосрочных: «Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира». Безусловно, перечисленные здесь национальные интересы - не весь перечень. Например, здесь не указаны такие долгосрочные национальные интересы, как сохранение Россией лидирующей роли в науке и образовании, культуре и просвещении в мире.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

9

Формы осуществления национальных интересов - особенные виды деятельности органов государства, посредством которых реализуются его национальные интересы.

Деятельность протекает в рамках права, поэтому важнейшей является правовая форма осуществления национальных интересов, под которой понимается юридически значимая деятельность государственных органов, связанная с изданием и применением юридических актов, направленных на осуществление национальных интересов.

К правовым формам относятся: во-первых, правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативно-правовых актов в целях реализации национальных интересов. Например, социальная или экологическая безопасность не могут быть реализованы без социального и природоохранного законодательства. Во-вторых, правоприменительная деятельность - деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативно-правовых актов путем издания актов применения права с целью реализации национальных интересов. В-третьих, правоохранительная деятельность - властная оперативная работа государственных органов по охране национальных интересов и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей по их реализации.

От правовых форм отличают организационную, не связанную с принятием юридических актов и потому не влекущую никаких юридических последствий. Организационная деятельность может быть разделена на виды:организационно-регламентирующую; организационно-хозяйственную; организационно-идеологическую.

Существуют и другие основания классификации национальных интересов: в зависимости от степени значимости для обеспечения национальной безопасности можно выделить интересы первостепенной и второстепенной значимости; в зависимости от территории, с которой связаны интересы, среди них следует различать глобальные, региональные и локальные интересы в зависимости от уровня нормативно-правовых механизмов реализации, на котором интересы могут и должны быть реализованы, они могут быть международно-правовые, национально-государственные и региональные; в зависимости от значимости для мира в целом и государств - национальными и междуна-

родными; с учетом сферы общественной жизни, к которой относятся интересы, их можно классифицировать на идеологические, культурные, экономические, политические, социальные и т.д. Следует учитывать, что один и тот же национальный интерес может одновременно принадлежать не к одной, а к нескольким группам.

Все национальные интересы взаимообусловлены. Например, защита прав и свобод человека неразрывно связана с такими проблемами, как развитие демократии и гражданского общества, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения и др.

Завершая краткий обзор теоретических оснований обеспечения национальных интересов, следует отметить, что их правильная классификация зависит от идеологии каждого государства, от тех стратегических целей, которые оно ставит перед собой. Исходя из традиций отечественной государственности к стратегическим целям Российской Федерации следует отнести сохранение России в качестве самостоятельной, суверенной державы мирового уровня - полиэтнической и поликонфессиональной страны-империи; сохранение этнокультурной, этнонациональной идентичности русского государствообразующего народа и других народов, проживающих в России, составляющих единую нацию; поддержание мировой безопасности. Эти стратегические цели являются определяющими и для национальных интересов, в результате реализаций которых эти цели могут быть достигнуты.

Следует также отметить, что именно полная реализация национальных интересов приводит к национальной безопасности. Иными словами, национальные интересы являются стержнем безопасного состояния российской нации, ее смысловым наполнением.

Относительно правового обеспечения реализации национальных интересов, то здесь обращает на себя внимание то, что национальные интересы в правовой политике и национальные интересы в области права представляют собой различные понятия, при этом вторые являются важной частью первых. Национальные интересы в правовой политике - это все жизненно важные интересы, получившие закрепление в законодательстве или отраженные в правотворческом процессе. Если же говорить о национальных интересах в области права, то мы говорим о таких национальных интересах, как построе-

10

Г.Г. Небратенко, О.Ф. Осадчая

ние правового государства, соблюдение законности на всех уровнях государственной и муниципальной власти, о развитии правосознания и преодолении правового нигилизма как о национальных интересах и т.д. Без национальных интересов в области права невозможно достижение остальных национальных интересов.

Однако не все национальные интересы могут быть обеспечены правовыми средствами. Суще-

ствует национальный интерес в духовном развитии народа. Здесь право бессильно, оно здесь уступает место нравственности, морали, традициям, религии. Другое дело, что с помощью права можно ограничить число угроз духовной безопасности, вводя разумные запреты на деятельность сектантов, а также ограничивая свободу СМИ с целью защиты нравственности.

УДК 340

Небратенко Г.Г., Осадчая О. Ф.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Обязательства выступают составной частью обычного права в традиционном обществе. Обычное право донских казаков не является исключением. В то же время у казаков имелась специфика в осуществлении обязательственных отношений. Специфика обязательств у донских казаков определялась их особым правовым положением.

Liabilities are part of customary law in the traditional society. Customary law of the don Cossacks is no exception. At the same time the Cossacks were the specifics of the implementation of contractual relations. The specificity of obligations by the don Cossacks were determined by their special legal status.

Ключевые слова: Обязательства, договоры, обязательственное право, обычное право, обычай, донские казаки, традиционное общество.

Keywords: The liabilities, contracts, law of obligation, customary law, custom, Cossacks of the don, traditional society.

Обязательственные отношения в традиционном обществе донских казаков возникали преимущественно в силу заключения договоров. Вследствие обязательств одно лицо было обязано совершить в пользу другого определенные действия (или воздержаться от них), а другое - имело право требовать их исполнения. Одним из первых примеров возникновения обязательств являлось создание «казачьих ватаг» или «походного войска» - своеобразного прообраза «простого товарищества», а также заключение между казаками договоров купли-продажи или мены. Купля-продажа вещей могла осуществляться как при одномоментной уплате денег, так и при оплате в рассрочку (по взаимной договоренно-

сти), называемой у казаков «выплаткой». Рассрочка платежей применялась и при взыскании долгов и недоимок по договорным и внедоговорным обязательствам казаков и «иногородних», в т.ч. за пользование угодьями [1, с. 139].

У казаков имели также распространение обязательства, возникавшие вследствие дарения, проката, займа, найма жилья, причинения вреда или необоснованного обогащения. В обычном праве встречалось публичное обещание дарения, отсроченное по объективным обстоятельствам, называемое в народе «дарить зеленное», например, пообещать к определенному сроку передать «зеленого поросенка, который пока еще мал». Кроме того, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.