Научная статья на тему 'К вопросу о системе сил обеспечения национальной безопасности'

К вопросу о системе сил обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
857
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / СИСТЕМА СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE SYSTEM OF THE FORCES OF PROVIDING NATIONAL SECURITY / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / THE ORGANS OF THE LOCAL SELF-GUIDANCE / THE ORGANS OF POWER OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Наталия Федоровна

Рассматривается система сил обеспечения национальной безопасности, выявляются существующие недостатки правового регулирования рассматриваемого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question about the system of the forces of providing national security

The system of the forces providing national security is examined; the existing deficiencies in the lawful regulation of the question in question are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе сил обеспечения национальной безопасности»

Проблемы обеспечения безопасности

Н.Ф. Попова

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматривается система сил обеспечения национальной безопасности, выявляются существующие недостатки правового регулирования рассматриваемого вопроса.

Ключевые слова: национальная безопасность, система сил обеспечения национальной безопасности, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

В последние годы принят ряд важных документов стратегического планирования отдельных направлений обеспечения национальной безопасности1. А Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Стратегия). Она принята в целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ по обеспечению национальной безопасности.

Стратегия определяет национальную безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

В названном документе охарактеризованы изменения, произошедшие в мире после принятия новой редакции Концепции национальной безопасности РФ в 2000 г. Определены основные направления обеспечения национальной безопасности, которыми являются стратегические национальные приоритеты; национальные интересы РФ; угрозы национальной безопасности в различ-

© Попова Н.Ф., 2012

ных сферах; понятийный аппарат, организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии и т. д.

Установлено, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

К основным приоритетам национальной безопасности отнесены национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности РФ, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности создаются силы обеспечения безопасности.

В Стратегии национальной безопасности к силам обеспечения национальной безопасности отнесены Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ. Их полномочия по обеспечению национальной безопасности определяются соответствующими законодательными актами. Так, например, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ

«О безопасности» устанавливает, что Государственная Дума принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Представляется, что разработчиками Стратегии допущена определенная юридическая неточность в определении субъектов обеспечения национальной безопасности. В законодательстве установлено, что в обеспечении многих элементов национальной безопасности (военной, общественной, экологической, лекарственной и др.) участвуют и органы местного самоуправления2, не отнесенные в Стратегии к силам обеспечения национальной безопасности.

Наиболее тесно органы местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности взаимодействуют с городскими, районными органами внутренних дел, которые обеспечивают охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти участвуют в обеспечении экологической безо-пасности3. В законодательстве определены вопросы местного значения применительно к видам муниципальных образований в данной сфере. Помимо федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности регулируются многими законами4.

Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению военной безопасности, которые реализуются ими в тесном взаимодействии с органами военного управления5. Установлено, что полномочия РФ на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления во взаимодействии с органами внутренних дел обязаны выявлять граждан, проживающих на обслуживаемой территории и подлежащих постановке на воинский учет, а также разъяснять им их обязанности по воинскому учету и контролировать их выполнение.

Для организации и проведения призыва граждан на военную службу решением главы муниципального образования создается призывная комиссия, председателем которой является его заместитель. Для обеспечения работы по призыву на военную службу органы местного самоуправления выделяют необходимые помещения, оборудование, транспорт и иные материально-технические средства, медицинский персонал и т. п.

Органы местного самоуправления участвуют в военно-патриотическом воспитании граждан, осуществляют мероприятия по подготовке своих территорий и коммуникаций в целях обороны.

В Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с последующими изменениями и дополнениями) установлены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению лекарственной безопасности. Установлено, что для получения лицензии ее соискатель должен получить согласие органов местного самоуправления на размещение производства лекарственных средств на данной территории. Решение об открытии нового аптечного учреждения принимается также органом местного самоуправления.

Необходимо ликвидировать противоречие между Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и названными выше федеральными законами, устанавливающими полномочия органов местного самоуправления по обеспечению отдельных приоритетов национальной безопасности.

Из вышеизложенного следует, что силы обеспечения безопасности представляют собой систему специально уполномоченных органов, осуществляющих подготовку, принятие и реализацию решений в области обеспечения безопасности государства и общества. Охарактеризуем наиболее значимые органы обеспечения безопасности.

На первое место среди них законодатель поставил Вооруженные силы РФ (ВС РФ). В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» ВС РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны страны, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными, федеральными законами и международными договорами РФ.

Привлечение ВС РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Основным органом, имеющим широкие полномочия в данной сфере, является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России). В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» указанный орган представляет собой единую централизованную систему органов Федеральной службы безопасности РФ, в пределах своих полномочий решающую задачи по обеспечению безопасности РФ.

ФСБ России создает территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие

органы безопасности, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения. На ФСБ России возложены следующие задачи: управление органами безопасности, а также организация их деятельности; информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, другие органы государственной власти об угрозах безопасности РФ; организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ; организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности; организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью; осуществление разведывательной деятельности; осуществление мер в области защиты и охраны государственной границы; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну и др.

Служба внешней разведки РФ осуществляет разведывательную деятельность посредством добывания информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ6.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам. Ее основными задачами являются: обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы и др.7 Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ. Председатель Правительства РФ, члены их семей, проживающие совместно с ними, руководители палат Федерального Собрания, Председатели Конституционного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ. По решению Президента РФ охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ (депутатам и федеральным государственным служащим). На эти службы возложена обязанность по обеспечению безопасности глав иностранных

государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории РФ.

На ФСО России возложены функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области правительственной связи и информации.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу и мест пересечения государственной границы, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Важную роль в системе органов, обеспечивающих национальную безопасность, принадлежит МВД России, которое выполняет такие задачи, как: разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация государственной охраны имущества и организаций.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему территориальные органы, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, научно-исследовательские и образовательные учреждения, медико-санитарные части, иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

МВД России подведомственна Федеральная миграционная служба (ФМС России). Задачи ФМС России: реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; производство по делам о гражданстве РФ; оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина РФ; осуществление регистрационного учета граждан РФ; оформление и выдача иностранным граж-

данам документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в РФ; борьба с незаконной миграцией и др.8

В систему МВД России входят внутренние войска, которые предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

В обеспечении национальной безопасности также участвует Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

ФСКН России осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Росфинмониторинг осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти9.

Объем статьи не позволяет осветить функции, возложенные и на другие органы обеспечения безопасности.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть необходимость внесения изменений в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. в части, касающейся отнесения органов местного самоуправления к силам обеспечения национальной безопасности.

Примечания

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концеп-

ции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; и др.

2 См.: Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской оборо-

не» (СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 799) (с посл. изм. и доп.); от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014) (с посл. изм. и доп.); от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Российская газета (Федеральный выпуск). 2002. № 2874) (с посл. изм. и доп.); от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006) (с посл. изм. и доп.) и др.

3 См.: Федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей

среды»; от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» (Российская газета (доп. выпуск). 2003. № 3316).

4 См.: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (Российская газета

(Федеральный выпуск). 2001. № 2823) (с посл. изм. и доп.); Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2004 г. № 200-ФЗ (Российская газета (Федеральный выпуск). 2006. № 4243) (с посл. изм. и доп.); Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (Российская газета. 1992. № 102) (с посл. изм. и доп.); федеральные законы от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462) (с посл. изм. и доп.), от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024) (с посл. изм. и доп.), от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009) (с посл. изм. и доп.), от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ. 1995. № 9 Ст. 713) (с посл. изм. и доп.) и др.

5 См.: Федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (СЗ РФ. 1996.

№ 23. Ст. 2750) (с посл. изм. и доп.); от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475) (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 25 декабря 1998 г. № 1541 (СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 192) и др.

6 См.: ФЗ от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (СЗ РФ. 1996. № 3.

Ст. 143) (с посл. изм. и доп.).

7 См.: Положение о Федеральной службе охраны. Утверждено Указом Президента

РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 (СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314) (с посл. изм. и доп.).

8 См.: Положение о ФМС России утверждено Указом Президента РФ от 19 июля

2004 г. № 928 (Российская газета (Федеральный выпуск). 2004. № 3531) (с посл. изм. и доп.).

9 Положение об этой службе утверждено Указом Президента РФ 23 июня 2004 г.

№ 307 (Российская газета (Федеральный выпуск). 2004. № 3513) (с посл. изм. и доп.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.