Научная статья на тему 'Стратегия логистического сервиса промышленных предприятий Донбасса в условиях неоиндустриализации'

Стратегия логистического сервиса промышленных предприятий Донбасса в условиях неоиндустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Донбасс / инновационное развитие / логистический сервис / модель логистического куба / неоиндустриализация / производственно-экономический потенциал / промышленные предприятия / формирование стратегии / стратегия логистического сервиса / цепи поставок / эффект от реализации стратегии / Donbass / innovative development / logistic service / logistic cube model / neoindustrialization / production and economic potential / industrial enterprises / strategy formation process / logistics service strategy / supply chain / effect from strategy implementation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия логистического сервиса промышленных предприятий Донбасса в условиях неоиндустриализации»

Курносова О.А.

к.э.н., доцент, Автомобильно-дорожный институт Донецкого национального технического университета,

г. Горловка

СТРАТЕГИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОНБАССА В УСЛОВИЯХ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: Донбасс, инновационное развитие, логистический сервис, модель логистического куба, неоиндустриализация, производственно-экономический потенциал, промышленные предприятия, формирование стратегии, стратегия логистического сервиса, цепи поставок, эффект от реализации стратегии.

Keywords: Donbass, innovative development, logistic service, logistic cube model, neoindustrialization, production and economic potential, industrial enterprises, strategy formation process, logistics service strategy, supply chain, effect from strategy implementation.

Восстановление и последовательный перевод промышленных предприятий Донбасса к неоиндустриальным технологическим укладам обусловливает необходимость внедрения передовых методов управления, способных обеспечить выход производителей на качественно новый конкурентный уровень. Актуальность данных проблем повысилась в условиях формирования новых схем цепей поставок, потребность в которых возникла в условиях дипломатической изоляции и экономической блокады, в результате чего разобщены основные технологические цепочки, потеряны сырьевая база и рынки сбыта. Обеспечение устойчивости цепей поставок осуществляется за счет включения в них широкой сети посредников, большинство из которых закладывают высокий процент собственной прибыли в себестоимость готовой продукции. Учитывая, что производство Донбасса базируется на старых индустриальных технологиях, является энерго- и ресурсоемким, повышение логистических затрат значительно снижает конкурентные возможности производителей на внешних рынках. В данных обстоятельствах особое значение приобретает необходимость совершенствования систем логистического сервиса промышленных предприятий, что дает возможность более гибко реагировать на потребности современных потребителей и позволяет достичь значительных конкурентных преимуществ в длительной перспективе.

Вопросы управления логистическим сервисом в различных видах экономической деятельности исследованы в научных трудах Е.Р. Абрамовой, В.М. Аристова, В.А. Бондаренко, А.В. Бубелы, О.В. Васильевой, Н.В. Гайдабрус, М.Ю. Григорак, Н.В. Гузенко, В.В. Дыбской, А.В. Ивановой, И.А. Кожемякиной, Е.В. Крикавского, С.И. Кубив, В.Б. Мантусова, О.И. Мельниченко, Т.Н. Одинцовой, В.И. Сергеева, Т.Н. Скоробогатовой, О.А. Фрейдман, С.М. Хаи-ровой, Н.И. Чухрай, Р.В. Шеховцова, И.Ю. Ягузинской и др. Вместе с тем, существующие подходы не совсем соответствуют потребностям промышленных предприятий Донбасса, функционирующих в условиях продолжающихся боевых действий, дипломатической изоляции, экономической блокады, разобщенности логистических цепочек. Поэтому их применение в практике управления как действенного инструмента обоснования и реализации решений связано с существенными ограничениями в условиях перехода промышленных предприятий к неоиндустриализации.

Цель статьи - представить стратегию логистического сервиса промышленных предприятий, ориентированную на повышение качества, результативности, скорости логистического обслуживания цепей поставок промышленных предприятий при их переходе к неоиндустриализации.

До 2014 г. Донецкая область была одним из наиболее развитых промышленных регионов Украины. Здесь производилось 19,7% продукции обрабатывающей промышленности Украины. Регион в структуре промышленного производства Украины обеспечивал 24,6% общего объема производства, в том числе: Донецкая область - 18,5%, Луганская - 6,1%. Экономика Донбасса была представлена 150 видами экономической деятельности, здесь находилось более 2000 промышленных предприятий, 800 из которых обеспечивали 23% экспортных поступлений Украины1.

Военные действия в регионе в течение 2014-2019 гг. привели к резкому сокращению промышленного производства, оттоку иностранных инвестиций, падению всех экономических и производственных показателей, разрушению производственной и логистической инфраструктуры. По оценкам экспертов, за время военного конфликта в регионе разрушено 51 промышленное предприятие (из них 19 восстановлены), инфраструктурных объектов - 396 ед. (восстановлено - 344 ед.), объектов дорожно-транспортной инфраструктуры - 48 ед. В условиях экономической блокады обострились проблемы, связанные с поставкой сырья и реализацией продукции2.

1 Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / Коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований» в рамках сотрудничества с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Государственное учреждение «Институт экономических исследований». - Донецк, 2017. - С. 8.

2 Пидоричева И. Тренды и перспективы развития промышленности Донбасса // Восстановление Донбасса. - http://restoring donbass. com/analitika/irina-pidoricheva/57218-trendyi-i-perspekivyi-razvitiya-promyishlennosti-donbassa/

Принципиальных изменений в структуре промышленности Донецкой Народной Республики (ДНР) за период 2014-2018 гг. не произошло. В современных условиях ее развитие тесно связано с успехами в государственном строительстве, принятием важнейших законов и нормативных актов в сфере восстановления и развития промышленного потенциала ДНР. В 2016 г. Министерством промышленности и торговли и Министерством экономического развития был опубликован каталог промышленных и торговых предприятий, которые определяют промышленно-экономичес-кий потенциал Республики1. Базовыми видами экономической деятельности по-прежнему остаются машиностроение, металлургия, химическое производство, производство и распределение электроэнергии, промышленность строительных материалов, добывающая промышленность. Обеспечение продуктовой безопасности Донбасса и необходимость импортозамещения ввозимых дорогих продуктов питания обеспечивает возрастание роли пищевой промышленности в структуре видов экономической деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Распределение промышленных предприятий ДНР по видам экономической деятельности

в 2016-2018 гг., единиц2

Вид деятельности Количество предприятий

2016 г. 2017 г. 2018 г.

Металлургия 21 49 46

Машиностроение 81 100 100

Химическая промышленность 25 76 76

Фармацевтическая промышленность 5 8 8

Промышленность строительных материалов 20 52 52

Легкая промышленность 17 41 47

Пищевая промышленность 44 224 251

Введение 1 марта 2017 г. на предприятиях Донбасса, осуществлявших деятельность под юрисдикцией Украины, внешнего управления и перевод их под контроль Правительства ДНР способствовало восстановлению деятельности тех промышленных предприятий, которые из-за экономической блокады практически полностью остановили производство. Введение внешнего управления на таких предприятиях, как шахты им. Засядько и «Комсомолец Донбасса», «Енакиевский металлургический завод», «Докучаевский флюсо-доломитный комбината» обеспечило стержневую технологическую цепочку «уголь - кокс - металл» и позволило достичь роста экономических показателей.

Несмотря на позитивные сдвиги в развитии промышленности Донбасса, остается целый ряд проблем, решение которых является первоочередной задачей. Факторами, которые крайне негативно влияют на восстановление и развитие производственно-экономического потенциала Донбасса, в настоящее время являются:

- частичное или полное разрушение промышленной и логистической инфраструктуры вследствие продолжающихся боевых действий;

- устаревшая технико-технологическая база предприятий, высокая энерго- и ресурсоемкость производимой продукции, и отсутствие инноваций;

- невозможность международной сертификации продукции, произведенной в ДНР, и обеспечения сбыта продукции на мировом рынке из-за дипломатической изоляции;

- разрыв кооперационных связей с поставщиками сырья и материалов;

- металлургия, коксохимия, химия, машиностроение являются видами экономической деятельности, ориентированными на экспорт, поэтому в условиях политической изоляции достичь рентабельной работы очень сложно, в особенности для тех предприятий, которые ориентированы на рынки Европы и Азии;

- отсутствие возможности напрямую работать с российскими контрагентами и участвовать в российских тендерах в силу действующей системы санкций;

- широкая сеть посредников и контрагентов, которые строят сложные и затратные схемы цепей поставок, внося в себестоимость металлопродукции большой процент собственной прибыли;

- неспособность предприятий вследствие боевых действий, нарушенных финансово-хозяйственных связей и вынужденных длительных простоев выйти в настоящее время на оптимальную мощность;

- простои вследствие отсутствия рынков сбыта небольших предприятий, работающих вне сферы ЗАО «Внеш-торгсервис»;

- невозможность обеспечения полной загрузки предприятий металлургического комплекса вследствие нехватки сырья для коксохимии;

- высокие экспортно-импортные пошлины, достигающие 25-35%;

- большой дефицит высококвалифицированных кадров.

Решение имеющихся проблем возможно лишь за счет привлечения значительных внешних инвестиций, которые необходимы для модернизации производства, закупок современного оборудования, внедрения передовых методов управления. Однако коррупционные схемы новых цепей поставок в сочетании с экономическим кризисом и низкой покупательной способностью субъектов хозяйствования ухудшают инвестиционный климат в Донбассе, а близость к зоне боевых действий представляет угрозу для перспектив будущей деятельности инвесторов на рынке ДНР. Одно-

1 Министерство экономического развития ДНР: официальный сайт. - http://mer.govdnr.ru/; Министерство промышленности и торговли ДНР: официальный сайт. - http://mpt-dnr.ru/

2 Там же.

временно с этим, дипломатическая изоляция Республики снижает экспортные возможности предприятий. Поэтому реальное восстановление производственно-экономического потенциала начнется только в случае международного признания ДНР, когда предприятия смогут свободно конструировать эффективные цепи поставок и выстраивать торгово-экономические связи с зарубежными партнерами и контрагентами.

Реализация промышленного потенциала и развитие уникальной экономической системы Донецкой Народной Республики возможна при условии перехода промышленных предприятий к неоиндустриализации. В данных обстоятельствах инновационный путь развития является безальтернативным. В Донецкой Народной Республики уровень инновационной активности промышленных предприятий является низким (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в ДНР1

Годы Инновации в целом Технологические инновации Организационные инновации Продуктовые инновации

2015 14,1 7,5 2,3 4,3

2016 3,5 2,0 0,6 0,9

2017 9,4 5,7 1,2 2,5

2018 15,1 8,3 2,3 4,5

Как показывают данные табл. 2, удельный вес предприятий промышленности, занимающихся инновационной деятельностью, в Республике незначительный. Еще ниже удельный вес предприятий, внедряющих организационные инновации. Низкая инновационная активность промышленных предприятий не создает условий для конкурентоспособного развития экономики ДНР.

Формирование новых схем цепей поставок определяет необходимость реализации организационно-экономических инноваций в сфере логистического обслуживания, что связано с потребностью формирования современной системы логистического сервиса на промышленных предприятиях, что должно быть ключевым приоритетным направлением развития наравне с непрерывным совершенствованием продуктовой линейки промышленных предприятий. Более того, логистический сервис может оказывать существенное влияние на процессы разработки и производства продукции, принципиально изменять соотношение в борьбе предприятий за конкурентные преимущества. В связи с этим, формирование и развитие системы логистического сервиса определяет стратегические приоритеты промышленных предприятиях на внутренних и внешних рынках.

В современной глобальной бизнес-среде ключевыми факторами, определяющими конкурентные преимущества предприятий, являются эффективность, качество и время обслуживания клиентов. В связи с этим под стратегией логистического сервиса будем понимать комплекс долгосрочных мероприятий в логистической системе предприятий и/или в цепях поставок, которые реализуются под целенаправленным управленческим воздействием для повышения эффективности, качества и скорости обслуживания заказов клиентов. Для оптимизации названных ключевых параметров конкурентоспособности необходимо грамотно осуществлять выбор стратегических ориентиров в системе логистического сервиса и метод их достижения. Это означает, что стратегия логистического сервиса должна быть ориентирована на: внедрение современных инструментов управления логистическими бизнес-процессами и их оптимизацию с целью оптимизации функционального логистического цикла и повышения прозрачности управленческих решений; разработку и реализацию модели управления взаимоотношениями с контрагентами для повышения результативности и качества логистического сервиса, обеспечения устойчивости цепей поставок; аутсорсинг непрофильных логистических бизнес-процессов с целью повышения эффективности, качества и скорости логистического обслуживания. На рис. 1 представлена общая схема процесса формирования стратегии логистического сервиса на промышленных предприятиях.

Следует заметить, что стратегия логистических сервиса определяет синергию всех видов деятельности по обслуживанию цепи поставок, повышающих ценность для конечного потребителя и дающих чистый эффект, т.е. общий доход минус общие затраты в цепи поставок. Если предприятие получает больше эффекта в цепи поставок, чем ее конкуренты, это способствует возникновению конкурентных преимуществ2. Кроме того, использование системного подхода при анализе логистических систем предполагает оптимизацию функционирования не отдельных элементов, а всей логистической, а, следовательно, производственно-экономической системы (ПЭС) в целом. При этом проявляется так называемый синергетический эффект.

Иными словами, оптимизация параметров результативности, качества и скорости логистического обслуживания определяет долгосрочные конкурентные преимущества и эффект развития предприятий от реализации стратегии логистического сервиса. Поскольку влияние стратегии логистического сервиса на эффективность деятельности компании является определяющим, то должно измеряться и демонстрироваться как внутри самой ПЭС, так и вне ее - для клиентов и партнеров.

Однако следует заметить, что в настоящее время имеются существенные методологические трудности оценивания эффекта реализации стратегии логистического сервиса. Прежде всего, это связано с невозможностью четкой

1 Шумаева E.A. Антикризисное развитие экономики Донецкой Народной Республики через повышение эффективности деятельности промышленного сектора / Е.А. Шумаева, А.А. Подбуцкий // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: материалы V Международной научно-практической конференции, г. Донецк, 17 апреля 2019 г. / Отв. ред. О.Н. Шарнопольская, И. А. Кондаурова, Е.Г. Курган / ГОУВПО ДОННТУ. - Донецк: ДОННТУ, 2019. - С. 320-324.

2 Корпоративная логистика в вопросах и ответах: монография / Под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - С. 144-145.

идентификации границ основного и сопутствующих логистических потоков, сложностью оценки результативности и качества логистических услуг, определения границ и продолжительности функциональных логистических циклов, неэффективностью действующих стандартов учета и отчетности и др.

Рисунок 1.

Процесс формирования стратегии логистического сервиса промышленных предприятий

(разработано автором)

Поскольку целью реализации стратегии логистического сервиса является повышение эффективности, качества и скорости обслуживания клиентов, то эти параметры могут быть представлены в виде направленных отрезков, т.е. векторов. Оценку эффекта от реализации стратегии логистического сервиса предлагается осуществлять на основе модели логистического куба, представляющей собой объемный параллелепипед, который построен на отрезках векто-

ров, отражающих направление изменения в параметрах эффективности, качества и скорости логистического обслуживания клиентов (рис. 2).

Рисунок 2.

Модель логистического куба (разработано автором)

Обозначим на осях векторы: эффективность - e (efficiency), качество - q (quality) и скорость - v (velocity).

Эффект от реализации стратегии логистического сервиса в таком случае может быть выражен через объем логистического куба. В аналитической геометрии объем параллелепипеда, построенного на векторах, определяется через их смешанное произведение, обозначаемым как (q, v, e). Смешанным произведением называется число ([q, v], e),

абсолютная величина которого равна объему параллелепипеда, построенного на векторах q, v и e . При этом, если

тройка векторов q , v и e некомпланарная и правая, то их смешанное произведение положительно, а если тройка левая, то - отрицательно. Тогда объем логистического куба определится по формуле:

(q, v,e) = |[q, v] • |e| • cos a

|[q,v]=s

где

lei • cos a

(1),

площадь параллелограмма, построенного на векторах q и v;

= l^vF

высота параллелепипеда с основанием S.

Ie|

В нашем случае угол между осью ординат и выстой объем логистического куба определится как:

равен нулю, поэтому cos a = 1, а, следовательно,

(q,v,e) = \[q,v]• \е\ (2).

Пусть задан правый базис {i, j, k} и три вектора q, v и е, координаты разложения которых в этом базисе имеют вид q = Xq • i + yq • j + Zq • k , v = xv • i + yv • j + zv • k и, соответственно, e = xe • i + ye • j + ze • k . Тогда получаем:

^логистический куб (q, v, e ) ([q, v], e )

(Ш )=

f Л

yv zv xq zq + ze xq yq

xe - ye

V ye ze xv zv xv yv У

X

XI

X,

yc

((,j,k )(3).

z

q

z

v

v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

xe У

Z

e

e

Если векторы q, V и е заданы своими координатами, т.е. q(xq,Уq,Zq), V(ху,уу,7у) и

е(хе, уе, Ze ), и имеем случай ортонормированного правого базиса, когда (1, ^ к) = 1, объем логистического куба как эффект от реализации стратегии логистического сервиса определится по формуле:

Уq

^логистический куб е ) ((я^1е ) Уv zv (4),

хе Уе ze

где X, у, Z - координаты векторов q, V и е .

Разложением определителя (4) получаем:

Уq zq

^логистический куб = ^ е) = (1.4., е) = Уv zv =

хе Уе (5)

Уv xv zv + Zq xv Уv

- Уq

Уе ze хе ze хе Уе

= ^

Полученная формула для вычисления эффекта от реализации стратегии логистического сервиса может использоваться в бенчмаркинговых исследованиях, основанных на постоянном изучении лучших практик деятельности конкурентов и сравнении показателей функционирования компаний-конкурентов с показателями своей компании. Взгляд на предприятие сквозь призму опыта лучших мировых компаний и количественное определение разрывов с ними дает возможность найти новые ориентиры для повышения эффективности деятельности, решать важнейшие стратегические задачи достижения конкурентных преимуществ на внутренних и внешних рынках, определять выбор перспективных направлений совершенствования системы логистического сервиса при их переходе к неоиндустриализации.

Таким образом, реализация стратегии логистического сервиса позволяет повысить обоснованность принимаемых решений в процессе выбора приоритетов инновационного развития предприятий. Ее преимуществами являются:

- комплексный учет таких факторов конкурентоспособности, как эффективность, качество и скорость логистического обслуживания;

- количественная оценка эффекта от реализации стратегии логистического сервиса и возможность проведения бенчмаркинговых исследований на ее основе;

- возможность выбора инструментов и направлений реализации управленческих решений в системе логистического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.