УДК 338.3:658.7
О.А. КУРНОСОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Математическое моделирование», e-mail: [email protected]
Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Горловка, ДНР
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Разработана концепция управления системой логистического сервиса в условиях перехода промышленных предприятий к неоиндустриализации, направленная на достижение конкурентных преимуществ за счет повышения результативности, качества и скорости логистического обслуживания.
Ключевые слова: концепция управления, логистический сервис, механизм управления, методологическая схема, система логистического сервиса.
Kurnosova O.A. The concept of a system of logistic service management at industrial enterprises under neo-industrialization.
The article developed a concept for managing a logistics service system in the conditions of industrial enterprises' transition to neo-industrialization, aimed at achieving competitive advantages by increasing the effectiveness, quality and speed of logistics services.
Keywords: management concept, logistics service, management mechanism, methodological scheme, logistics service system.
Промышленные предприятия формируют основу экономической системы Донбасса, поэтому от их эффективного
функционирования во многом зависит экономический рост и уровень благосостояния граждан. Наличие значительного промышленного потенциала определяет необходимость осуществления глобальной реструктуризации промышленной базы ДНР с целью перехода к неоиндустриальным технологическим укладам, что позволит решить проблему общеэкономического развития. Вместе с тем восстановление работы промышленных предприятий осуществляется в крайне сложных условиях, которые связаны с дипломатической изоляцией и непризнанным статусом территории, продолжающимися боевыми действиями, экономической блокадой, разрушением инфраструктуры, разобщенностью цепей поставок, потерей рынков сбыта, острой нехваткой квалифицированных кадров во всех видах экономической деятельности. Очевидно, что переориентация промышленности ДНР с выживания и восстановления на развитие возможна только на базе инновационной модели, основанной на активном использовании достижений НТП и внедрении передовых методов и моделей управления. В настоящее время осуществляется перестройка схем цепей поставок с ориентацией на рынки Российской Феде© О.А. Курносова, 2019
рации и стран Таможенного Союза. В данных обстоятельствах перспективным направлением инновационного развития предприятий является формирование качественной и эффективной системы логистического сервиса, позволяющей оптимизировать затраты во всей цепочке образования стоимости, обеспечивая тем самым достижение конкурентных преимуществ предприятий на внутренних и внешних рынках.
Вопросам управления системой логистического сервиса в различных видах экономической деятельности посвящены труды Е.Р. Абрамовой [1], В.М. Аристова [2], В.А. Бондаренко [3], О.В. Васильевой [4], Н.В. Гайдабрус [5], М.Ю. Григорак [б], Н.В. Гузенко [3], В.В. Дыбской [7],
A.В. Ивановой [7], И.А. Кожемякиной [8], Е.В. Крикавского [9], С.И. Кубив [9],
B.Б. Мантусова [8], Т.Н. Одинцовой [10],
B.И. Сергеева [11], О.А. Фрейдман [12],
C.М. Хаировой [13], Н.И. Чухрай [14], И.Ю. Ягузинской [10] и др. Однако существующие научные и практические подходы к управлению логистическим сервисом не совсем соответствуют потребностям отечественных предприятий, поэтому их использование связано с существенными ограничениями, усложняющими их применение в практике менеджмента как действенного инструмента обоснования и реализации управленческих решений.
Целью статьи является разработка концепции управления системой логистического сервиса, представляющей собой системный взгляд на решение проблем повышения конкурентоспособности в условиях перехода к неоиндустриализации за счет роста результативности, качества и скорости логистического обслуживания цепей поставок промышленных предприятий.
Переход промышленных предприятий к неоиндустриализации требует расширения и обновления номенклатуры услуг, предоставляемых в рамках
производственно-экономических систем. Это объясняется тем, что при создании нового продукта вместе с потреблением товаров всегда происходит и потребление услуг, которые являются элементом себестоимости и по экономическому содержанию относятся к логистическим. Это акцентирует ключевую роль логистического обслуживания продукции предприятий на всех этапах ее жизненного цикла. Вместе с тем значение логистических услуг в современных условиях недооценивается. Часто логистика воспринимается как второстепенная подсистема управления материальными потоками, а внимание сосредотачивается на операционной деятельности - транспортировке, складировании, грузопереработке, таможенном оформлении экспортно-импортных отношений, управлении запасами и др. Кроме того, логистический сервис в Республике находятся на этапе своего становления. Основным препятствием, сдерживающим его развитие, является остановка промышленных предприятий, разрушение промышленной и логистической инфраструктуры, острая нехватка квалифицированных кадров, отсутствие в полном объеме нормативно-правовой базы.
Проведенное нами обследование по проблемам управления логистическим сервисом на промышленных предприятиях Республики подтверждает данные выводы. В анкетировании приняли участие 6 предприятий базовых видов экономической деятельности - химии, металлургии, коксохимии, машиностроения, среди которых ГП «Стирол», ГП «Горлов-ский машиностроительный завод» («ГМЗ»), ГП «Донбасс-Либерти», ГП «Донецкий энергомеханический завод» («ДЭЗ»), «Енакиевский металлургический завод» («ЕМЗ») (филиал № 2) ЗАО «Внешторгсервис», ООО «Истэк» (Гор-ловский коксохимический завод). На данных предприятиях предъявляется спрос на следующие виды логистического сервиса (табл. 1).
Таблица 1
Виды логистических услуг, на которые предъявляется спрос предприятиями Донецкой Народной Республики (составлено автором по результатам анкетирования предприятий)
Виды логистических услуг Спрос на обследуемых предприятиях
«Стирол» «ГМЗ» «Донбасс-Либерти» «ДЭЗ» «ЕМЗ» «Истэк»
Консультации по вопросам логистики + + + +
Складирование и обслуживание запасов + + + +
Транспортировка + + + + + +
Обслуживание грузов + + + +
Исследование рынка и создание маркетинговой системы информации + +
Гарантийный сервис
Обеспечение бесперебойной работы оборудования + +
Страхование грузов + + + +
Финансирование логистических транзакций
Таможенная обработка грузов + + + + +
Упаковка
Рециклинг и утилизация отходов + +
Ведение дистрибуции +
Экспедиция + + + +
Учет логистических затрат
Комплексный сервис (управление цепями поставок) +
Составление логистического аудиторского отчета
Консультация по вопросам ВЭД + + +
Таможенное обеспечение транзита + +
Аккредитация на таможне + +
Администрирование заказа +
Дистрибуция продукции
Данные табл. 1 иллюстрируют, что в большинстве случаев на обследуемых предприятиях предъявляется спрос на услуги операционной логистики - транспортировку, складирование, таможенную обработку грузов и др. Комплексный логистический сервис востребован только на «ЕМЗ», поскольку предприятие, начиная с 2017 г., осуществляет деятельность под внешним управлением ЗАО «Вне-шторсервис» и занимается продвижением продукции на внешние рынки. Специалисты ГП «Стирол», ГП «Донбасс-Либерти», ГП «Донецкий энергомеханический завод» отметили, что значение логистического сервиса для развития их предприятий в настоящее время имеет невысокое значение. Однако в условиях
рыночной экономики это является противоречием, т.к. затраты на логистический сервис в структуре себестоимости продукции могут достигать 35%, что существенно снижает конкурентные возможности предприятий.
ООО «Истэк», имея в структуре предприятия железнодорожный цех, осуществляет логистический сервис исключительно на основе аутсорсинга. Частично передают на аутсорсинг логистические бизнес-процессы «ЕМЗ», «ГМЗ», «Стирол». ГП «Донбасс-Либерти» и ГП «Донецкий энергомеханический завод» логистический сервис осуществляют собственными силами. При этом специалисты предприятий указали, что отдел логистики создан лишь на ГП «Стирол» и
«ЕМЗ», на остальных предприятиях он отсутствует, логистические бизнес-процессы автоматизированы частично или не автоматизированы совсем, отсутствует их интеграция на базе современных корпоративных информационных систем. Наиболее компетентны обследуемые предприятия в следующих видах логистики: ГП «Донбасс-Либерти» и ГП «Донецкий энергомеханический завод» - закупочная логистика, ГП «Стирол» и ГП «Горлов-ский машиностроительный завод» - производственная логистика, «ЕМЗ» - закупочная, производственная и распределительная логистики. Логистическая стратегия на всех обследуемых предприятиях не разработана либо структурно подчинена генеральной стратегии развития предприятий. На отечественных предприятиях применяются устаревшие методы управления, актуальные в условиях планового хозяйства, но утратившие свою эффективность в условиях глобального рынка. Результаты анкетирования показали, что значительное количество респондентов не знакомо с концептуальными положениями современных методов управления в сфере логистического сервиса, не имеет практического опыта их внедрения в практику менеджмента. Это указывает на низкую квалификацию и острую нехватку управленческих кадров на предприятиях ДНР. Респонденты отметили следующие ключевые проблемы деятельности в настоящее время:
дипломатическая изолированность Республики;
невозможность сотрудничества напрямую с компаниями, заинтересованными в продукции отечественных производителей вследствие действующей системы санкций;
высокие риски, связанные с продолжающимися боевыми действиями;
разрушенная железнодорожная инфраструктура, вследствие чего грузоперевозки сырья и готовой продукции на
большинстве предприятий осуществляются автомобильным транспортом, что значительно повышает затраты на логистический сервис;
большой дефицит грузовых вагонов для транспортировки продукции на границу с РФ, что повышает уровень запасов и вызывает сбои в поставках;
низкое качество услуг действующих компаний на территории ДНР;
правила перевозки грузов на территории РФ, согласно которым транспортирование промышленных грузов на территории России осуществляется только в вагонах ОАО «РЖД», что вызывает простои, повышает затраты на разгрузку-погрузку;
высокие тарифы на логистические услуги на территории РФ и др.
Перечисленные проблемы являются ключевыми, поскольку не позволяют конкурировать отечественным производителям на внешних рыках. Недостаточное развитие логистического рынка в ДНР не позволяет реализовать потенциал логистики, необходимый для восстановления деятельности предприятий в полном объеме и дальнейшего их динамического развития. Отсутствие действенных механизмов управления экономикой Республики для преодоления негативных последствий военных действий определяет необходимость разработки современной концепции управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях (рис. 1).
Принято считать, что любая концепция рассматривается как система взглядов, точка зрения, другая трактовка чего-либо [15]. Согласно данной трактовке концепцию управления системой логистического сервиса будем определять как системный взгляд на решение проблем управления системой логистического сервиса промышленных предприятий, отраженный в схематическом виде в структуре целей, задач, принципов, теоретико-
Концепция управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях
Цель: повышение результативности, качества и скорости логистического обслуживания для обеспечения конкупентных преимуществ предприятий
Принципы: системности, научной обоснованности, эффективности, оптимизации, комплексности, адаптивности, целенаправленности
Теоретико-методологическая основа управления
Управление цепями поставок
Процессный ; | Стратегический 1 ; Системный ;: Синергетический подход ■: менеджмент ■ ■ подход ■ • подход
Операционный менеджмент
Логистический \ \ Производственный ; менеджмент : : менеджмент :
Механизм управления системой логистического сервиса
Методы и модели уровня обоснования управленческих решений
Оценка результативности логистического сервиса Выбор направления реализации решений
Оценка качества организации системы логистического сервиса Модель ЖЦ циклом системы логистического сервиса
Формирование стратегии логистического сервиса на рынках В2Ви В2С
Оптимизация логистических бизнес-процессов
Нормирование персонала в логистическом сервисе
Модель принятия решений об аутсорсинге
Модель управления взаимоотношениями с контрагентами
Методы и модели уровня реализации управленческих решений в системе логистического сервиса
......й...................й..................£.......
Направления совершенствования логистических услуг
Аутсорсинг логистических услуг
Выбор потенциальных аутсорсеров логистических услуг
Развитие перспективных видов логистических услуг, определяющих конкурентные преимущества предприятий
.й.
А
-К
Результат управленческого воздействия
Достижение конкурентных преимуществ предприятий
Рис. 1. Концепция управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях в условиях неоиндустриализации
(разработано автором)
методологической основы, механизма и результатов управленческих действий, реализация которой дает возможность достичь оперативных, тактических и стратегических целей развития предприятий в условиях неоиндустриализации.
Исходным элементом концептуальной схемы выступает цель управления. Среди основных целей формирования и развития системы логистического сервиса в экономической литературе обобщаются следующие:
удовлетворение современных потребителей в качественном сервисе;
оптимизация режима функционирования предприятий в пределах материального, информационного и финансового потоков, которые определяют содержание производственно-экономический деятельности;
поддержание спроса на продукцию на должном уровне за счет предоставления дополнительного качественного сервиса;
снижение рисков внешней среды за счет выстраивания надежных связей с контрагентами при обслуживании жизненного цикла продукции;
реализация потенциала сетевой и гибкой организации деятельности предприятий за счет широкого использования возможностей аутсорсинга и др.
Перечисленные целевые ориентиры определяют конкурентные преимущества в глобальной бизнес-среде, поэтому генеральной целью концепции является повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на внутренних и внешних рынках.
Методологический базис авторской концепции формируют принципы, на основе которых должно базироваться управление. На наш взгляд, управление системой логистического сервиса должно базироваться на принципах системности, научной обоснованности, эффективности, оптимизации, комплексности, адаптив-
ности или гибкости, целенаправленности. Учитывая широкое распространение данных принципов в современной науке, в данной работе их содержание не конкретизируется.
Управление системой логистического сервиса опирается на теоретические положения современных подходов к управлению - системного, синергетиче-ского и процессного, а инструментарий стратегического, операционного, производственного, логистического менеджмента и управления цепями поставок ^СМ) формирует теоретико-методологическую базу управления бизнес-процессами в системе логистического сервиса предприятий.
Управление системой логистического сервиса базируется на синтезе инструментов, которые имеют в своем арсенале перечисленные концепции. Каждый инструмент, в свою очередь, также является подмножеством, позволяющим описать систему и иерархию современных методов и моделей, используемых для принятия решений в системе логистисче-ского сервиса на промышленных предприятиях. На рис. 2 представлена методологическая схема управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях.
Так, предлагаемую концепцию предлагается разрабатывать на базе пятиступенчатой иерархии, включающей следующие уровни:
теоретико-методологический уровень, на котором определена методология исследования и обоснована целесообразность применения теорий, положенных в основу разрабатываемых инструментов управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях;
методический уровень отражает основные научно-методические подходы, которые реализуют концепцию управления логистическим сервисом на отечественных промышленных предприятиях на практическом уровне;
00 оо
КЗ
оп
I—1
0
1
м о ь-1
чО
та
м (-1 Н аС
К «
к ас
о н к
1-3
Теоретико-методологи-ческий уровень
Методический уровень
Инструментальный уровень
>
Ш ^
О
ас
о
К
X, си о Я К X
к
п п Ь СП
О
со >
ас к
КЗ
о
ю
Модельный уровень
Уровень обоснования решений
Уровень реализации решений
Организационный уровень
сл
Теория операционного менеджмента
Методология синергетического подхода
Теория стратегического менеджмента
Концепция управления цепями поставок
Методология системного подхода
Теория производственного менеджмента
Методология процессного подхода
Теория логистического менеджмента
Оценка результативности логистического сервиса в системе управления предприятием
Оценка стадии Оценка качества
жизненного цикла организации
системы логистического системы логисти-
сервиса предприятия ческого сервиса
Оценка целесообразности аутсорсинга логистических услуг
Выбор направлений принятия решений в системе логистического сервиса
Формирование
стратегии логистического сервиса
Оптимизация логистических бизнес-процессов
Методы статистического
анализа и прогнозирования
Аппарат моделирования бизнес-процессов ШЕБО
Методы интегральной
оценки и диагностики
Методы интегрального исчисления
Матрицы преимущества и аутсорсинга
Технологии баз данных
Методы Аналитическая АВС-анализ и оптимизации геометрия ХУг-анализ
Модель оценки качества
организации системы логистического сервиса
Модель выбора направлений реализации решений в системе логистического сервиса
Модель оценки результативности логистического сервиса
Модель управления ЖЦ системы логистического сервиса
Информационная модель управления логистическим сервисом
Модель оценки синергетического эффекта оптимизации логистических бизнес-процессов
Модель принятия решений о целесообразности аутсорсинга логистических услуг
Модель логистического куба
Модель управления взаимоотношениями с контрагентами
Модель Нормирования персонала
Центр управления логистическими услугами (ЦУЛУ)
Рис. 2. Методологическая схема управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях
(разработано автором)
а
о
а
43
р >5
о
М* о- а ■я
| л а
а я
а а §
0" Ч;
й а а 43 а а
а съ а 43 § а а с
§
а о
а а
а о
-0 2
X а
№ £
о
о ас
аз § X о с о а
а а а а
о а
с а
а ^ Я о Ро
1 О гч
"С «
а 43
о а
Ьа а
а п
с*> а
а •я с с
инструментальный уровень, на котором обоснованы основные инструменты, которые предлагается использовать с целью обоснования и реализации управленческих решений в системе логистического сервиса;
модельный уровень подразделен на уровни обоснования и реализации решений. На нем представлены непосредственно разработанные подходы для решения задач управления системой логистического сервиса, направленные на достижение оперативных, тактических и стратегических целей развития предприятий в условиях неоиндустриализации;
организационный уровень, на котором обосновывается координационный центр управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях, в качестве которого может быть организован центр управления логистическими услугами (ЦУЛУ), подчиненный непосредственно совету директоров или учредителям предприятий.
Взаимосвязь элементов отдельных уровней методологической схемы на рис. 2 показана стрелками. Данная схема позволяет получить общее представление о внутренней структуре и научной основе концепции управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях, начиная с наиболее обобщенного теоретико-методологического уровня до организационного уровня, на котором реализуются предлагаемые научно-методические и прикладные подходы в практике управленческой деятельности.
Выводы
Таким образом, предлагаемая концепция представляет собой системный взгляд на проблемы повышения результативности, качества и скорости логистического обслуживания цепочки образования стоимости продукции для достижения конкурентных преимуществ промышленных предприятий на внутренних и
внешних рынках. Для конкретизации ее положений и доведения до уровня, достаточного для практического внедрения и использования на промышленных предприятиях, необходима разработка соответствующего механизма управления, реализация которого должна учитывать приоритеты развития предприятий в условиях неоиндустриализации путем интеграции предлагаемых методов и моделей принятия решений в системе логистического сервиса с информационным и организационным обеспечением и обязательной оценкой его эффективности в практике управления отечественными промышленными предприятиями.
Список используемой литературы
1. Абрамова, Е.Р. Концепция управления логистическим сервисом в цепях поставок / Е.Р. Абрамова. - М.: Спутник+, 2016. - 99 с.
2. Аристов, В.М. Формирование моделей системы оценки качества логистических услуг в цепях поставок / В.М. Аристов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2012 - Т. 6. - № 4. - С. 48-58.
3. Бондаренко, В.А. Логистический сервис: теоретические аспекты ориентации на потребителя / В.А. Бондаренко, Н.В. Гузенко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2015. - № 1 (49). - С. 19-24.
4. Васильева, О.Е. Эффективность сервисного обслуживания продукции / О.В. Васильева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 175 с.
5. Гайдабрус, Н.В. Аудит лопстич-ного сервюу як складова оптимiзацГi логю-тичних процеав на тдприемсга / Н.В. Гайдабрус // Ринково-орieнтоване уп-равлшня шновацшним розвитком: моног-рафiя; за заг. ред. С.М. 1лляшенка. - Хар-юв: ТОВ «Дюа плюс», 2015. - С. 426-433.
6. Григорак, М.Ю. Iнтелектуалiзацiя ринку лопстичних послуг: концепщя, методология, компетентшсть: монографiя / М.Ю. Григорак. - К.: Ск Груп Укра'ша, 2017. - 513 с.
7. Дыбская, В.В. Формирование политики обслуживания потребителей с точки зрения логистики / В.В. Дыбская, А.В. Иванова // Логистика и управление цепями поставок, 2015. - № 4. - С. 55-67.
8. Мантусов, В.Б. Управление международным корпоративным логистическим сервисом на рынке бытовой техники в России и Европейском Союзе (на примере Германии): монография / В.Б. Манту-сов, И.А. Кожемякина. - М.: Восток-Запад, 2015. - 125 с.
9. Крикавський, С.В. Лопстичний продукт та логютична послуга / С.В. Крикавський, С.1. Кубiв // Економша лопстичних систем: монографiя; за наук. ред. С. Крикавського та С. Кубiва. - Львiв: Вид-во Нацюнального ушверситету «Львiвська полiтехнiка», 2008. -С.122-136.
10. Ягузинская, И.Ю. Методологические основы управления логистическим сервисом: монография / И.Ю. Ягузинская, Т.Н. Одинцова. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 168 c.
11. Сергеев, В.И. Управление качеством логистического сервиса / В.И. Сергеев // Логистика сегодня, 2008. - № 5. -С.270-280.
12. Фрейдман, О.А. Методология интеграции компаний на рынке транспортно-логистических услуг: монография / О.А. Фрейдман. - Иркутск: ИрГУПС, 2017. - 172 с.
13. Хаирова, С.М. Логистический сервис в глобальной экономике: монография / С.М. Хаирова. - М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2004. - 200 с.
14. Чухрай, Н. Лопстичне обслуго-вування: тдручник / Н. Чухрай. - Львiв: Вид-во Нацюнального ушверситету «Л^вська полггехшка», 2006. - 292 с.
15. Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.glossary.ru
Статья поступила в редакцию 24.04.19