ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДОНБАССА
O.A. Курносова,
доцент кафедры математического моделирования Автомобильно-дорожного института Донецкого национального технического университета (г. Горловка),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье предложена концепция управления логистическими услугами на промышленных предприятиях Донбасса, представляющая собой системный взгляд на проблемы повышения их эффективности за счет совершенствования системы логистического сервиса. В разработанной концепции определены цель, принципы, сформирован механизм управления, включающий современные методы и инструменты управления логистическими услугами, а также результат управленческого воздействия. Реализация концепции обеспечивает повышение эффективности деятельности и достижение конкурентных преимуществ предприятий Донбасса в современных условиях.
Ключевые слова: Донбасс, логистические услуги, концепция управления, механизм управления, принципы управления, системный подход.
УДК 338.3+658.7 ББК 65.291.59
Восстановление промышленного потенциала Донбасса является первоочередной задачей в процессе становления и развития уникальной экономической системы, формирование которой проходит в крайне сложных и неопределенных условиях. Ключевой проблемой для предприятий в настоящее время является разомкнутость логистических цепочек, отсутствие собственной сырьевой базы и невозможность обеспечения сбыта продукции на внешних рынках. Последствия ведения боевых действий для экономики региона являются критическими. По различным оценкам, за время военного конфликта в Донбассе разрушены: 51 промышленное предприятие (только 19 из них восстановлены), 396 единиц объектов промышленной инфраструктуры (344 единицы восстановлено), 48 единиц дорожно-транспортной инфраструктуры (32 единицы восстановлено). Экономика Донбасса характеризуется высокой долей ресурсо- и энергоемкости, а производство базируется на старых индустриальных технологиях. Очевидно, что эффективное развитие предприятий невозможно с применением старых методов и моделей управления, а восстановить фактически разрушенную инфраструктуру на старой технико-технологической базе, невозможно. Следовательно, инновационная стратегия должна стать определяющим вектором развития Донбасса. Учитывая значительный транспортно-транзитный и логистический потенциал региона, совершенствование управления логистическими услугами является перспективным направлением инновационного развития предприятий, поскольку способствует повышению их организационно-экономического и производственно-сбытового потенциала.
Острота отмеченных вопросов обусловливает пристальное внимание к ним со стороны ученых и специалистов-практиков. Проблемам восстановления промышленного потенциала Донбасса посвящены работы А.И. Амоши, П.В. Егорова, В.В. Доро-фиенко, В.В. Красновой, Р.Н. Лепы, Ю.Г. Лысенко, А.В. Половян, В.Н. Ращупкиной, В.Н. Тимохина и др. Теоретическую основу управления логистическими услугами на предприятиях формируют научные труды Е.Р. Абрамовой, А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, В.М. Аристова, Д.Дж. Бауэрсокса, А.В. Бубелы, О.Е.
© ПСЭ, 2018
Васильевой, Д.Л. Вордлоу, Д.Ф. Вуда, A.M. Гаджинского, Дж.С. Джонсона, В.В. Дыбской, Е.И. Зайцева, Д.А. Иванова, Д.Дж. Клосса, И.А. Кожемякиной, Е.В. Крикавского, В.В. Кулибано-вой, Д.М. Ламберта, В.Б. Мантусова, П.Р. Мерфи, Л.Л. Мешкова, Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева, Т.Н. Скоробогатовой, Дж.Р. Стока, С.М. Хаировой, Н.И. Чухрай, Р.В. Шеховцова, Й. Шеффи и др. Вместе с тем, вопросы совершенствования управления системой логистического сервиса исследованы фрагментарно, не создано единой методологии управления логистическими услугами с учетом специфики хозяйственной деятельности на промышленных предприятиях Донбасса.
Цель статьи — предложить авторскую концепцию управления логистическими услугами на промышленных предприятиях Донбасса, направленную на повышение их эффективности и конкурентоспособности в современных условиях.
Характерной особенностью современного периода развития глобальной бизнес-среды является переход стран от индустриального типа экономики к экономике услуг или экономики сервиса. Сфера обслуживания потребителей — один из наиболее перспективных видов экономической деятельности. По оценкам экспертов, удельный вес услуг в мировой экономике составляет более 25%, и прогнозируется, что в ближайшие годы объем торговли услугами превысит объем торговли товарами. Следовательно, становление постиндустриального общества требует расширения и обновления номенклатуры услуг, предоставляемых в рамках производственно-экономических систем. Вместе с тем, логистический сервис в Донбассе находится на этапе своего становления. Основным препятствием, которое сдерживает его развитие, является практически полная остановка промышленных предприятий, разрушение инфраструктуры, разрыв кооперационных связей и разобщенность цепей поставок, острая нехватка квалифицированных кадров, отсутствие в полном объеме нормативно-правовой базы, потеря внешних рынков сбыта. Все эти факторы определяют необходимость пересмотра методического инструментария и механизмов управления производственно-экономическими системами, используемых в отечественной управленческой практике.
Ранее нами определено, что логистические услуги — это результат деятельности в интегрированной цепи основных и вспомогательных бизнес-процессов предприятий, который достигается в процессе производства и сбыта продукции или услуг и направлен на удовлетворение потребностей производства, подразделений и конечных потребителей [1]. Грамотное управление системой логистического сервиса на предприятиях на основе
современных методов и моделей позволяет оптимизировать структуру затрат, рационально использовать производственный потенциал, повысить гибкость производственно-экономической системы, быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде и улучшить экономические результаты деятельности. Автором предложена концепция управления логистическими услугами на промышленных предприятиях (рис. 1).
Концепция управления логистическими услугами на промышленных предприятиях
Цель: повышение качества и эффективности логистических услуг для обеспечения конкурентоспособности предприятий
Принципы: системности, научной обоснованности, эффективности, оптимизации, комплексности, адаптивности, целенаправленности
Теоретико-методологическая основа
: Управление :: Процессный
^цепями поставок ^ подход ............................... ...........
: Операционный \ .Менеджмент.....:
': : Стратегический • менеджмент
Системный подход
........................... ...............................
Логистический : : Производственный: менеджмент менеджмент
Механизм управления логистическими услугами на промышленных предприятиях
Управление качеством логистических услуг
Управление жизненным циклом логистических услуг
Управление эффективностью логистических услуг
Показатели качества логистических услуг
Метод оценки качества логистических услуг
Нормирование персонала сервисного подразделения
Модель жизненного цикла логистических услуг
Модель логистического тренда предприятия
Повышение качества логистических услуг
Оптимизация логистического цикла
Модель оценки эффективности логистических услуг Оценка синергии в сети логистических бизнес-процессов
Идентификация и учет логистических затрат АВС-анализ затрат на логистический сервис
1 г
Выявление резервов роста финансового результата предприятий
Направления усовершенствования логистических услуг
Аутсорсинг неэффективных услуг
I
Рейтинговая оценка потенциальных аутсорсеров логистических услуг
Развитие перспективных видов услуг: модель логистического куба
Результат управленческого воздействия
Высокая эффективность деятельности предприятий за счет совершенствования системы логистических сервиса
Рис.1. Концепция управления логистическими услугами на промышленных предприятиях Донбасса
Разработано автором
Любая концепция рассматривается как система взглядов, точка зрения, другая трактовка чего-либо [2]. Согласно данному определению, концепцию управления логистическими услугами предлагается определять как системный взгляд на решение проблем совершенствования системы логистического сервиса предприятий, отраженный в схематическом виде в структуре целей, задач, принципов, механизма и результатов управленческих действий.
Исходным элементом концептуальной модели выступает цель управления. Целеполагание — наиболее ответственный этап в процессе разработки и принятия управленческих решений, поскольку он определяет стратегические и тактические ориентиры развития предприятий. Целью авторской концепции управления логистическими услугами на промышленных предприятиях является повышение качества и эффективности логистических услуг для обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Методологический базис концепции образуют принципы, на основе которых должно базироваться управления логистическими услугами. Традиционно принято считать, что принцип — это основное правило или ограничение, согласно которому реализуется процесс управления [2]. Анализ экономической литературы по исследуемой проблематике показывает, что чаще всего под принципами управления понимают свойства сложных социально-экономических систем [3, с. 71].
Исходя из этого, на наш взгляд, управление логистическими услугами должно базироваться на принципах системности, научной обоснованности, эффективности, оптимизации, комплексности, адаптивности, целенаправленности. Содержание перечисленных принципов в данном исследовании не конкретизируется, учитывая их широкое применение в современной науке.
Теоретико-методологическую основу предлагаемой концепции формируют современные теории управления:
- системный подход к управлению;
- процессный подход к управлению;
- управление цепями поставок;
- логистический менеджмент;
- стратегический менеджмент;
- операционный менеджмент;
- производственный менеджмент.
Инструментарий и концептуальные положения названных подходов и теорий получили широкое распространение в науке и практике управления. Управление логистическими услугами базируется на синтезе данных инструментов (табл.1).
Следует обратить внимание, что концептуальные положения и инструментарий системного и процессного подходов к управлению являются в настоящее время базисом всех перечисленных концепций и теорий управления. Методы, модели и инструменты, разработанные в рамках данных подходов, используются в различных отраслях управления.
Особое место в концептуальной модели занимает механизм управления, поскольку с его помощью осуществляется связь теоретических разработок и реальной практики управления. Механизм позволяет выбрать средства управленческого воздействия и их коррекции в соответствии с факторами эффективности и принципами деятельности предприятий. В настоящее время в литературе отсутствует однозначная трактовка экономической сущности категории «механизм управления». В научных исследованиях часто отождествляются понятия «механизм управления», «организационно-экономический механизм», «хозяйственный механизм», «экономический механизм», «механизм развития» и др. Однако, анализ данных дефиниций позволил сделать вывод, что различия в позициях ученых обусловлены, в основном, разнообразием процессов и систем управления, совершенствование которых является предметом их исследований.
Нами предлагается трактовать механизм управления логистическими услугами как систему методов, моделей и инструментов, внедрение которых в практику управленческой деятельности позволяет достичь конкурентных преимуществ предприятий за счет обеспечения высокого качества логисти-
Таблица 1
Классификация инструментов современных концепций управления, формирующих теоретико-методологическую основу управления логистическими услугами
Концепция управления Инструментарий, применяемый в управлении логистическими услугами
Системный подход Методы оптимизации. Статистические методы. Корреляционно-регрессионный анализ. Методы прогнозирования. Экспертные методы. Метод сценариев. Графические методы. Эконометрия. Метод рейтинговой оценки.
Процессный подход Методы моделирования логистических бизнес-процессов. ФУП-методы оптимизации логистических бизнес-процессов. Реинжиниринг логистических бизнес-процессов. Аутрсорсинг логистических бизнес-процессов. Статистическое управление процессами. Процессные инновации. Контроллинг логистических бизнес-процессов. Бенчмаркинг логистических бизнес-процессов. Архитектура логистических бизнес-процессов.
Управление цепями поставок Управление взаимодействием с поставщиками. Внутрифирменное управление цепями поставок. Управление взаимодействием с потребителями.
Логистический менеджмент Логистический аудит. Концепция «Точно вовремя» (^Мп-Пте). Модели управления запасами. АВС-анализ.
Стратегический менеджмент Мониторинг внутренней и внешней среды. SWAT-анализ. Стратегические матрицы. Стратегия аутсорсинга логистических бизнес-процессов. Сбалансированная система показателей. Модель жизненного цикла логистических услуг.
Операционный менеджмент Учет и нормирование логистических затрат. Нормирование запасов. Нормирование персонала сервисной службы предприятия.
Производственный менеджмент Управление качеством логистических услуг. Управление затратами на логистический сервис.
Разработано автором
ческих услуг, оптимизации логистических бизнес-процессов и функционального логистического цикла, повышения эффективности и надежности системы логистического сервиса, реализации логистического потенциала, установления и развития устойчивых связей с контрагентами в цепях поставок.
Результативность деятельности предприятий в процессе их функционирования во многом определяется уровнем эффективности управления, достичь которого возможно только при условии реализации полного набора инновационных управленческих решений. Рассматривая предприятие как сложную целенаправленную производственно-экономическую систему, внедрение разработанного механизма целесообразно представить, как процесс реализации следующих функций управления: постановка целей и тактических задач, планирование, организация, обучение персонала, мотивация, контроль и регулирование действий, принятия и обеспечения выполнения управленческих решений по совершенствованию системы
логистического сервиса. Вместе с тем, ученые Высшей школы экономики в работе [4] подчеркивают, что интегрированное управление цепями поставок — это система замкнутого цикла (РОСЛ) [4, с. 182]. Следовательно, функционал реализации механизма управления логистическими услугами целесообразно представить в соответствии с традиционным циклом процессного подхода (рис. 2).
Рис. 2. Цикл управления логистическими услугами по процессному подходу
Усовершенствовано автором
Реализация функционального цикла управления логистическими услугами предполагает наличие у предприятий:
- технико-технологической инфраструктуры;
- современных технологий обслуживания производства, сбыта и послепродажного сервиса;
- информационной базы управления процессами логистического обслуживания;
- гибкой и приспособленной к быстро меняющимся условиям внешней среды системы логистических бизнес-процессов;
- квалифицированного персонала;
- надежных связей с контрагентами.
Состав взаимосвязанных управленческих функций обусловливает выбор соответствующей системы методов управления, применение которых способствует достижению целей функционирования и развития предприятий при реализации логистической стратегии. Анализу методов управления предприятиями, как одному из основных элементов механизма, в научной литературе уделяется особое значение. В широком смысле метод управления трактуется как способ воздействия субъекта управления на объекты управления (отдельных работников и коллектив) с целью достижения поставленной цели развития предприятия [2]. Большинство исследователей акцентируют внимание на целенаправленности методов управления — их применение в управленческой практике позволяет достичь стратегических целей развития компаний. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на существенные различия в трактовках экономической сущности категории «метод управления», в литературе практически отсутствуют разногласия в подходах к их классификации. Наиболее известная типология предполагает разделение методов управления на три основные группы: экономические; административно-правовые (организационно-распорядительные), социально-психологические [3, с. 85-86].
В рамках разработанной концепции предлагается трактовать методы управления логистическими услугами сервиса как способы и приемы управленческого воздействия, применение которых позволяет достичь стратегических и тактических целей логистической деятельности предприятий.
Этапы реализации механизма управления логистическими услугами
Таблица 2
№ п/п Этап управления Содержание этапа Сущность управленческого воздействия Методы и модели
1 2 3 4 5
1 Обобщение проблем управления логистическими услугами в Донбассе Определение целевого управленческого воздействия Экономико-статистический анализ современного развития логистического рынка Донбасса Системный анализ
Метод обобщающих показателей
Обследование предприятий Донбасса по вопросам эффективности логистического сервиса Анкетирование
Методы экспертных оценок
2 Обеспечение информацион-но-аналитичес-кой поддержки принятия решений в управлении логистическим сервисом Оценка качества логистических услуг Обобщение системы показателей качества логистических услуг Метод экспертных оценок
Сбалансированная система показателей.
Оценка качества логистических услуг Метод интегральной количественной оценки
Определение стадии жизненного цикла логистической услуги Оптимизация логистического цикла промышленных предприятий Модель жизненного цикла логистических услуг
Оценка логистического тренда предприятия
Идентификация и оценка затрат на логистический сервис Совершенствование методов учета, анализа и нормирования затрат на логистический сервис Методы нормирования
Корреляционно-регрессионный анализ
Оценка персонала сервисных подразделений Нормирования персонала сервисных подразделений Методы нормирования
Модель управления персоналом сервисных подразделений
3 Моделирование управления логистическим сервисом Прогнозирование эффективности логистического сервиса Разработка вариантов прогноза финансового результата предприятий Корреляционно-регрессионный анализ
Модель эффективности логистических услуг
Современные методы прогнозирования
Выявление резервов роста финансового результата Оценка влияния качества логистических услуг на размер финансового результата Многофакторная модель эффективности логистического сервиса
Ранжирование услуг по степени их влияния на себестоимость готовой продукции АВС-анализ затрат на логистический сервис
4 Принятие решений в системе логистического сервиса Совершенствование системы логистического сервиса предприятий Разработка стратегии аутсорсинга логистических бизнес-процессов Матрица аутсорсинга
Выбор потенциальных аутрсорсеров логистических услуг Метод рейтинговой оценки потенциальных аутрсорсеров
Развитие перспективных видов логистических услуг Модель логистического куба
Оценка синергетического эффекта в сети логистических бизнес-процессов
В современных условиях хозяйствования предприятий Донбасса, характеризующиеся значительной неустойчивостью, непредсказуемостью и турбулентностью внешней среды, эффективное управление предприятиями должно базироваться на постоянном обновлении данных о динамике изменений внутренних и внешних факторов, их анализе, оценке и прогнозировании возможных вариантов развития предприятий, поиске новых методов принятия обоснованных и взвешенных управленческих решений. В связи с этим, в современной практике управления все в большей степени востребованы экономико-математические, аналитико-прогностические методы, методы интеллектуального анализа данных. Их внедрение и использование в управлении логистическими услугами дает возможность установить вероятный характер состояний производственно-экономической системы под влиянием целенаправленного управленческого воздействия. Это является залогом принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение успеха предприятий в долгосрочной перспективе.
Для формирования механизма управления логистическими услугами на промышленных предприятиях Донбасса использованы современные методы анализа, моделирования и прогнозирования. Их применение позволяет разработать комплексную модель управления, реализация которой соответствует методологии системного подхода при исследовании сложных социально-экономических систем (табл. 2).
Завершающей стадией процесса управления логистическими услугами является принятие взвешенных и обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий за счет совершенствования системы логистического сервиса. Предполагается, что инновации в системе логистического сервиса реализуются в двух направлениях — передачи на аутсорсинг наиболее затратных услуг и развития перспективных их видов, которые могут стать ключевой компетенцией предприятий для достижения ими конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках. Результат разработанного механизма управления логистическими услугами определяется степенью достижения стратегических, тактических и оперативных целей развития предприятий в результате его реализации. Отклонение фак-
тических значений целевых показателей и критериев эффективности от максимальных формирует область управленческих решений по совершенствованию системы логистического сервиса промышленных предприятий.
Таким образом, предложенная концепция управления логистическими услугами является основой для совершенствования системы логистического сервиса на промышленных предприятиях Донбасса в рамках реализации программы их инновационного развития. Вместе с тем, внедрение разработанной концепции в реальную управленческую практику предполагает решение ряда проблем методологического характера и должно обеспечиваться на всех уровнях путем совершенствования теоретических и практических аспектов управления логистическими услугами. С этой целью необходимо:
- совершенствование категорийного аппарата, в частности, утверждение и правовое закрепление предложенной трактовки экономической сущности категории «логистическая услуга»;
- расширение общепризнанной классификации логистических услуг и правовое ее закрепление;
- усовершенствование Классификации видов экономической деятельности и включение в нее дополнительного раздела — «Логистика и логистический сервис»;
- лицензирование логистики как отдельного вида экономической деятельности;
- разработка и принятие Закона «О логистической деятельности»;
- правовое закрепление прав и обязанностей сторон в процессе передачи непрофильных логистических бизнес-функций на аутсорсинг;
- усовершенствование действующих стандартов учета и отчетности: идентификация затрат на логистический сервис, их оценка и дополнение форм отчетности соответствующими строками;
- разработка методических рекомендаций по учету затрат на логистический сервис на промышленных предприятиях;
- разработка и внедрение форм отчетности для операторов логистических услуг;
- разработка внедрение статистических показателей развития рынка логистических услуг.
Литература
1. Курносова-Юркова О.А. Диалектика логистических услуг // Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. Серiя Економлчы науки. — 2013. — № 2 — Т.3. — С. 191-194.
2. Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.glossary.ru.
3. Новиков Д.А. Методология управления. — М.: Либроком, 2011. — 128 с.
4. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. — М.: Эксмо, 2013. — 944 с. — (Полный курс МВА).
5. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауэрсокс, Дж.Д. Клосс; 2-е изд.; пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2010. — 640 с.
6. Сток Дж. Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт; пер. с 4-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 797 с.
7. Хаирова С.М. Логистический сервис в глобальной экономике: монография. — М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2004. — 200 с.
8. Шеховцов Р.В. Сервисная логистика: проблемы теории и методологии: монография. — Ростов-на-Дону, 2002. — 115 с.
9. Абрамова Е.Р. Концепция управления логистическим сервисом в цепях поставок: монография. — Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/ prlogkaf/Documents.pdf.
10. Мантусов В.Б. Управление международным корпоративным логистическим сервисом на рынке бытовой техники в России и Европейском Союзе (на примере Германии): монография /В.Б. Мантусов, И.А. Кожемякина. — М.: Восток-Запад, 2015. — 125 с.
11. Чухрай Н. Лопстичне обслуговування: пщручник / Н. Чухрай. — Львiв: Видавництво Нацюнального ушверситету «Львiвська пол^ехшка», 2006. — 292 с.
12. Крикавський 6.В. Лопстичний продукт та лопстична послуга / 6.В. Крикавський, С.1. Кубiв // Економка лопстич-них систем: монографiя; за наук. ред. 6. Крикавського та С. Кубiва. — Львiв: Видавництво Нацюнального ушверситету «Львiвська пол^ехшка», 2008. — С. 122-136.
13. Скоробогатова Т.Н. Логистические системы в сервисе: монография. — Симфероль: ДОЛЯ, 2007. — 416 с.
14. Васильева О.Е. Эффективность сервисного обслуживания продукции. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2007. — 175 с.