Научная статья на тему 'Модель оценки эффективности системы логистического сервиса промышленных предприятий'

Модель оценки эффективности системы логистического сервиса промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1243
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / МЕТОД ЦЕПНЫХ СХЕМ СВЯЗЕЙ / МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / DETERMINISTIC MULTI-FACTOR MODEL / LOGISTIC SERVICES / METHOD OF CHAIN SCHEMES OF CONNECTIONS / MODEL OF EFFICACY EVALUATION / SYSTEM OF LOGISTIC SERVICES / FINANCIAL RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курносова О. А.

В статье предложена многофакторная детерминированная модель оценки эффективности системы логистиче­ского сервиса промышленных предприятий, которая включает показатели, отражающие затраты на ее совершен­ствование. Разработанная модель позволяет оценить степень влияния качества и результативности логистических услуг на финансовый результат деятельности предприятия и выявить резервы его роста. Апробация модели оценки эффективности системы логистического сервиса выполнена на основе фактических данных металлургических предприятий Донбасса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficacy of the system of logistic services at industrial enterprises: a model of evaluation (Donbass, Gorlovka)

The article offers a multi-factor deterministic model to evaluate the efficacy of the system of logistic services at industrial enterprises, which includes indices that reflect costs for its improvement. The model allows to evaluate the degree of impact of quality and efficacy of logistic services upon the financial result of the enterprise’ activity and to distinguish reserves for its growth. The model was tested on the basis of factual data received from metallurgical enterprises of Donbass.

Текст научной работы на тему «Модель оценки эффективности системы логистического сервиса промышленных предприятий»

Литература

1. Бабенко М. Большая свалка. Можно ли научить россиян перерабатывать мусор [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.forbes.ru/biznes/pmef-2018362275-bolshaya-svalka-mozhno-li-nauchit-rossiyan-pererabatyvat-musor. (дата обращения: 25.07.2018).

2. Бенуа А. Вперед, к прекращению роста! Эколого-философский трактат / Ален де Бенуа. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2013. — 112 с.

3. Березина Е. Котлеты отдельно, мухи отдельно [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/06/rossiiane-gotovy-sortirovat-musor-bylo-by-kuda.html. (дата обращения 26.07.2018).

4. Букринская Э.М. Реверсивная логистика: Учебное пособие / Э.М. Букринская. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 78 с.

5. Зайцев С. Мусорная тема. Как переработка отходов налажена в РФ и за рубежом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aif.ru/society/ecology/musornaya_tema_kak_pererabotka_othodov_nalazhena_v_rf_i_za_rubezhom. (дата обращения: 25.07.2018).

6. Захаров А.М., Мелютин Б.А., Харламов Л.В., Фридланд В.С., Голубин А.К. Прогрессивные методы сбора вторичного сырья от населения. — М.: ЦНИИТЭИМС, 1980. 26 с.

7. Калинина Ю. Мусорная реформа в России: «Фирмы за ничтожную часть лепили халтуру» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2018/06/18/musornaya-reforma-v-rossii-firmy-za-nichtozhnuyu-chast-lepili-khalturu.html. (дата обращения: 25.07.2018).

8. Масленников А.Ю. Проблемы расширенной ответственности производителей в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=376. (дата обращения: 27.07.2018).

9. Мягченко О. Конкурсные отходы: в Смольном выбрали оператора по утилизации мусора, удивив рынок [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/02/01/Konkursnie_othodi_v_Smol. (дата обращения: 25.07.2018).

10. Мясникова Л.А. Логистика бережливого потребления // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей. В двух частях. Часть 2 / ред. кол.: А.Е. Карлик (отв. ред.) [и др.]. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — С. 505-510.

11. Мясникова Л.А. Развитие форм организации логистики: от конкуренции к сотрудничеству // Форсайт логистики: Будущее логистики глазами молодых ученых: сборник материалов международной форсайт-сессии. Санкт-Петербург, 28 февраля 2018 г. / под ред. Т.Г. Шульженко. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. — С.125-132.

12. Рейтинг стран мира по уровню экологической эффективности в 2016 году [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// gtmarket.ru/news/2016/01/29/7292 (дата обращения 25.05.2016).

13. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMrua KoferAowzJ.pdf (дата обращения: 27.07.2018).

14. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 25.07.2018).

15. Черных М., Плошенко Д. Осторожно! Сингапурский вирус! // World in pack. — 2017. — №2. — С. 26-31.

16. Coca-Cola сможет переработать 100% старого пластика в новый, безопасный в качестве упаковки для продуктов питания. Как? [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.coca-colarussia.ru/stories/coca-cola-and-demeto-chemical-recycling-technology?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=segodnya-v-mire-pererabatyvaetsya-vsego-20&utm_ content=21271893. (дата обращения 26.07.2018).

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭффЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

O.A. Курносова,

доцент кафедры математического моделирования Автомобильно-дорожного института Донецкого национального технического университета (г. Горловка),

кандидат экономических наук [email protected]

В статье предложена многофакторная детерминированная модель оценки эффективности системы логистического сервиса промышленных предприятий, которая включает показатели, отражающие затраты на ее совершенствование. Разработанная модель позволяет оценить степень влияния качества и результативности логистических услуг на финансовый результат деятельности предприятия и выявить резервы его роста. Апробация модели оценки эффективности системы логистического сервиса выполнена на основе фактических данных металлургических предприятий Донбасса.

Ключевые слова: детерминированная многофакторная модель, логистические услуги, метод цепных схем связей, модель оценки эффективности, система логистического сервиса, финансовый результат.

УДК 338.3+658 ББК 65.291.59

В условиях глобализации и становления экономики знаний прослеживаются тенденции перехода от рынка производителя к рынку потребителя, для успешной работы на котором предприятия вынуждены переориентировать принципы ведения бизнеса в соответствии с потребностями клиентов, реагировать на ускоряющиеся изменения во внешней среде и системно внедрять инновации, улучшая качество продукции и услуг, совершенствуя бизнес-процессы и системы управления. Для удовлетворения запросов клиентов ключевой задачей компаний становится необходимость рационального

планирования производства и сбыта, усиление координации между контрагентами в цепях поставок с целью своевременного выявления запросов, быстрой реакции на их изменения, индивидуализации заказов клиентов, концентрации ресурсов и усилий компаний для выполнения заказов. Решение данных задач требует формирования эффективной системы логистического сервиса. Передовой зарубежный опыт показывает, что качественный и эффективный логистический сервис способен обеспечить конкурентные преимущества компаниям в современных условиях, поскольку позволяет существенно

сократить длительность производственного цикла, оптимизировать структуру запасов, сократить операционные издержки, ускорить оборачиваемость капитала, обеспечить оптимальное удовлетворение потребностей в качественном обслуживании промежуточных и конечных потребителей.

Актуальность данных проблем обусловливает внимание к ним со стороны ученых и специалистов-практиков. Вопросам совершенствования систем логистического сервиса в различных видах экономической деятельности посвящены труды В.М. Аристова[1], Е.Р.Абрамовой [2], А.В. Бубелы [3], О.Е. Васильевой [4], Н.В. Гайдабрус [5], В.В. Дыбской [6], А.В. Ивановой [6-7], И.А. Кожемякиной [8], Е.В. Крикавского [9], С.И. Кубив[9], В.Б. Мантусова [8], А.И. Мельниченко [3], Т.Н. Одинцовой [10], В.И. Сергеева [11], Т.Н. Скоробогатовой [12], С.М. Хаировой [13], Н.И. Чухрай [14], Р.В. Шеховцова [15], И.Ю. Ягузинской [10] и др. В работах [16-18] осуществлены попытки построения факторных моделей оценки влияния результатов функционирования логистических систем на экономические результаты деятельности предприятий. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют методы и модели, позволяющие не только оценить влияние результатов функционирования системы логистического сервиса на финансовый результат деятельности промышленных предприятий, но и выявить резервы его роста в процессе ее совершенствования.

Поэтому автор настоящей статьи видит свою задачу в разработке модели оценки эффективности системы логистического сервиса для выявления резервов роста финансового результата и определения области управленческих решений при ее совершенствовании.

Организация эффективной системы логистического сервиса обеспечивает установление долгосрочных партнерских отношений с контрагентами во всей цепочке образования себестоимости продукции промышленных предприятий, способствуя стабильности спроса, повышению экономической эффективности деятельности, достижению долгосрочных конкурентных преимуществ компаний на внутренних и внешних рынках сбыта. Логистическое обслуживание цепей поставок должно быть ориентировано на обеспечение максимального соответствия сервиса требованиям современных потребителей, поэтому приоритетными показателями его результативности является уровень и качество обслуживания, соблюдение сроков выполнения заказов, оптимальный уровень запасов ресурсов и готовой продукции, длительность логистического цикла и др.Указанные параметры представляют собой ключевые объекты управления в процессе совершенствования системы логистического сервиса. Поэтому важно системно их отслеживать, анализировать в динамике и оценивать их влияние на финансовый результат деятельности предприятий.

В управлении эффективностью предприятий важную роль отводят многофакторному анализу, который считается одним из наиболее действенных научно-обоснованных методов. Поэтому в современных условиях возрастает значение многофакторных детерминированных связей, построение которых выполняется с помощью индексных функциональных моделей, обладающих широкими аналитическими возможностями. Индексы используются в основном для сравнительной оценки, а модели выполняют аналитическую функцию. Детерминированный факторный анализ предусматривает изучение влияния факторов на результативный показатель в случаях его функциональной зависимости от ряда факторных признаков. Функциональную зависимость можно выразить различными моделями: аддитивная, мультипликативная, кратная, комбинированная (смешанная) [19, с. 124].

Логическое содержание и практическая значимость статистических моделей взаимосвязи необходимо рассматривать в плоскости соотношения причинности и следствия, а также характера взаимосвязей. На этапе модельной спецификации учитывается характер связи и особенности имеющейся информации. По своему содержанию связи бывают стохастические и функциональные или строго детерминированные [20, с. 228].

При построении индексных функциональных моделей необходимо соблюдать ряд требований:

- факторы, влияющие на результативный показатель, должны иметь реальный экономический смысл и в соответствии с требованиями анализа образовать единую систему;

- место фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании уровня результативного показателя;

- если между фактором и результативным показателем существует прямая зависимость, то в модели должен использоваться не фактор, а его обратная величина. При обратной зависимости в модель включается обратная величина фактора. При несоблюдении (нарушении) данного условия невозможна экономическая интерпретации результатов анализа, несмотря на математическую корректность модели;

- многофакторная мультипликативная модель строится последовательным разложением качественного фактора на суб-факторы. Это обеспечивает возможность обратного укрупнения показателей объединением в два и более рядом факторов, включенных в модель, однако при этом должна сохраняться логическая связь факторов с результативным показателем [21, с. 156-157].

При построении функциональных детерминированных моделей особое внимание уделяется последовательности расположения факторов в структуре мультипликативной или аддитивной модели. Последовательность факторов в модели не может быть произвольной, она определяется экономическим содержанием показателей и методом их расчета. Каждый последующий фактор-множитель рассчитывается на единицу предыдущего, и, соответственно, произведение любого количества факторов является экономически содержательной величиной. Очередность анализа факторов основывается на особенности построения мультипликативных моделей сложных экономических явлений в форме цепных форм связей. Цепные схемы связи получают методом последовательного расчленения показателя уровня сложного экономического явления на ряд цепных показателей-сомножителей [20, с. 230-231].

Использование индексного метода позволяет построить различные его схемы. При этом общий индекс результативного показателя раскладывается на ряд суб-индексов, характеризующих степень влияния соответствующего фактора на результат. Очередность анализа факторов основывается на особенностях построения многофакторных мультипликативных моделей сложных социально-экономических явлений в форме цепных схем связи. Использование другого подхода предполагает, что цепные схемы связей получают также методом последовательного расчленения показателя уровня сложного социально-экономического явления на ряд цепных показателей-сомножителей. Но особенность такой цепной схемы связи, как в многофакторной мультипликативной модели заключается в том, что числитель расчетной формулы каждого предыдущего показателя-сомножителя является одновременно знаменателем связанного с ним следующего показателя.

Подбор цепных показателей и, следовательно, построение цепных схем связи подчиняется следующим критериям:

- перемножение всех цепных показателей должно дать начальный показатель сложного экономического явления;

- перемножение любого числа последовательно-связанных цепных показателей, начиная с крайнего левого или крайнего правого, должно представлять реальный экономический субфактор [20, с. 231; 21, с. 157-158].

При анализе сложных качественных показателей оценку факторов следует начинать с показателя, знаменатель расчетной формулы которого совпадает со знаменателем рассматриваемого результативного показателя. В классической схеме индексного анализа мультипликативных функциональных моделей очередность влияния факторов следующая: количественные факторы по своему влиянию на результативный предшествуют качественным. В случае, когда результативный признак является абсолютной величиной (объемный показатель), построение мультипликативной факторной модели начинается с количественного показателя, на величину которого не влияет структура каких-либо показателей. Если же результативный показатель является относительным (качественным), то первым фактором-сомножителем может быть тот,

числитель расчетной формулы которого является числителем результативного показателя, а в последующих сомножителях числитель расчетного соотношения является знаменателем предыдущего [20, с. 234].

С учетом вышеизложенного, для оценки влияния показателей, отражающих затраты на совершенствование системы логистического сервиса на финансовый результат деятельности предприятий, предлагается применить детерминированную многофакторную модель оценки эффективности системы логистического сервиса (1):

„„ „ ЗИ ЗК НМА ВР ОП

ОП = И----------, (1)

И ЗИ ЗК НМА ВР

где ОП — операционная прибыль;

И — инвестиции в основной капитал;

ЗИ — затраты на инновации;

ЗК — затраты на качества;

НМА — стоимость нематериальных активов;

ВР — выручка от реализации;

ЗИ/И — удельный вес затрат на инновации в общем объеме инвестиций;

ЗК/И — удельный вес затрат на качество в общем объеме затрат на инновации;

НМА/ЗК—удельный вес затрат на совершенствование бизнес-процессов в общем объеме затрат на качество;

ВР/НМА — эффективность затрат на совершенствование бизнес-процессов;

ОП/ВР — операционная рентабельность продаж.

В основу анализа положена детерминированная модель фактора, позволяющая идентифицировать и охарактеризовать основные показатели, влияющие на операционную прибыль предприятий как ключевой индикатор эффективности функционирования системы логистического сервиса. Показатели, отражающие результат совершенствования системы логистического сервиса, включены в модель впервые. В современных условиях на основе действующих стандартов учета и отчетности сложно идентифицировать затраты на логистический сервис и его совершенствование. Поэтому наряду с традиционными показателями, которые обычно включают в факторные детерминированные модели, нами предлагается использование показателей инновационной активности предприятий, косвенным образом отражающие затраты на совершенствование логистических услуг. Логика включения факторов в предложенную модель продиктована следующим. Требование повышения качества обслуживания конечных и промежуточных клиентов побуждает предприятия инвестировать в развитие логистической инфраструктуры (инвестиции в основной капитал), совершенствовать технологии производства и сбыта, развивать ИТ-архитектуру (затраты на инновации), повышать качество производимой продукции и обслуживания во всей логистической цепочке (затраты на качество), совершенствовать логистические и маркетинговые бизнес-процессы (стоимость нематериальных активов как показатель, отражающий затраты на процессные инновации [22, с. 111-114]), повышать эффективность работы с клиентами (выручка от реализации). Значение выделенных факторов объясняется тем, что они обобщают все стороны функционирования системы логистического сервиса предприятий.

Включение в модель таких новых показателей, как удельный вес затрат на инновации в общем объеме инвестиций, удельный вес затрат на качество в общем объеме затрат на инновации, удельный вес затрат на совершенствование бизнес-процессов в общем объеме затрат на качество и эффективность затрат на усовершенствование бизнес-процессов, позволяет не только оценить влияние логистических услуг на финансовый результат предприятия, но и выявить резервы его роста, обосновать наиболее приоритетные направления совершенствования системы логистического сервиса. Разложение ключевых показателей на факторы (множители), их составляющие, позволяет определить изменение операционной прибыли в динамике и обосновать основные причины, оказывавшие влияние на эффективность системы логистического сервиса.

Данная модель позволяет проанализировать динамику операционной прибыли за счет повышения качества и результативности системы логистического сервиса. Определение влияния каждого фактора, включенного в модель, осуществляется путем умножения результативного показателя за базисный период на разницу между индексами числителя и знаменателя анализируемого фактора и делением на индекс знаменателя результативного показателя, то есть:

I — I

ДУа = УО * -^Г-- . (2)

Очевидно, что Ау = Ауа + АуЬ + Аус.

Если абсолютное влияние факторов однонаправленно, можно определить удельный вес каждого из них. При разнонаправленных действиях такие расчеты не имеют смысла.

В общем виде модель позволяет осуществлять анализ динамики операционной прибыли как на основе абсолютных сдвигов, так и за счет указанных факторов влияния. Абсолютное изменение операционной прибыли определяется по формуле:

АОП = ОП1 - ОП0 , (3)

где АОП — изменение операционной прибыли;

ОП1, ОП0 — размер операционной прибыли в базисном и отчетном периодах соответственно.

Количественная оценка влияния факторов на изменение финансового результата осуществляется различными способами: методом цепных подстановок, последовательных разностей, индексов цепных схем связей. Последний метод по сравнению с другими имеет определенные преимущества. При использовании первых двух методов результаты расчетов зависят от последовательности расположения факторов в модели. Метод цепных схем связей не имеет указанных выше ограничений.

Методика факторного анализа влияния факторов на формирование и динамику результативного показателя проводится следующим образом: изначально оценивается абсолютный показатель изменения операционной прибыли, а затем осуществляется анализ, за счет каких факторов возможна его положительная или отрицательная динамика. Отрицательное влияние факторов определяет область управленческих решений при совершенствовании системы логистического сервиса на промышленных предприятиях.

Влияние факторов, отражающих результат совершенствования системы логистического сервиса на абсолютное изменение операционной прибыли, определяется следующим образом:

- изменение размера инвестиций:

оПо(1И - 1); (4)

- изменение удельного веса затрат на инновации в общем объеме инвестиций:

ОПООЗИ - 1и); (5)

- изменение удельного веса затрат на качество в общем объеме затрат на инновации:

ОПоОзк - У; (6)

- изменение удельного веса затрат на совершенствование бизнес-процессов в общем объеме затрат на качество:

опО(|НМА - У; (7)

- изменение эффективности затрат на совершенствование бизнес-процессов:

ОП0(|ВР - |НМА); (8)

- изменение операционной рентабельности продаж:

ОПОООП - и. (9)

Для выполнения факторного анализа финансового результата сначала рассчитывают индексы исходных показателей, на основе которых построена модель (1). Они находятся делением значений показателей в отчетном и базисном годах.

Следовательно, использование предложенной многофакторной детерминированной модели оценки эффективности системы логистического сервиса в практике управления позволяет повысить обоснованность управленческих решений за счет включения в нее новых показателей, отражающих затраты на совершенствование логистических услуг. Это обеспечивает аналитическую поддержку принимаемых решений при опре-

делении направленийинноваци-онного развития.

Апробация предложенной модели выполнена по данным «Енакиевский металлургический завод» («ЕМЗ») и «Донецкий металлургический завод» («ДМЗ»), которые являются предприятиями полного металлургического цикла, до 2014 г. имели высокий производственный потенциал, активно внедряли различные виды инноваций, имели хорошо разветвленную и настроенную логистическую сеть внутри страны и за ее пределами. На внутреннем рынке предприятия являются конкурентами [23-26].

Вследствие экономической блокады со стороны Украины в начале 2017 г. из-за невозможности поставок сырья и материалов

железнодорожным транспортом были остановлены основные производственные агрегаты, находящиеся на территории производственных площадок. В марте 2017 г. предприятия перешли под внешнее управление ЗАО «Внешторгсервис» и переименованы в «Донецкий металлургический завод» ЗАО «Внешторгсервис», филиал № 1 и «Енакиевский металлургический завод», ЗАО «Внешторгсервис», филиал № 2. В апреле 2017 г. «ЕМЗ» возобновил производство на основе сырья, поставленного из Российской Федерации. Потребителями продукции завода являются предприятия Донбасса, продукция экспортируется в РФ, страны Европы и Азии. Восстановление работы «ДМЗ» осуществлено на основе сырья на давальческой основе, полученного из РФ (концерн «Северсталь»). Переход анализируемых предприятий под внешнее управление обеспечил восстановление работы стержневой для экономики Донбасса цепи поставок «уголь-кокс-металл», возможность экспорта металлопродукции на внешние рынки при посредничестве ЗАО «Внешторгсервис».

На основе модели оценки эффективности системы логистического сервиса оценено абсолютное изменение операционной прибыли под влиянием традиционных факторов производства и затрат на совершенствование логистических услуг. Это позволило выявить резервы повышения финансового результата «ЕМЗ» и «ДМЗ». Исходные данные для реализации модели приведены в таблице 1.

Вследствие экономической блокады, которая повлекла за собой потерю сырьевой базы, рынков сбыта и разобщенность логистических цепочек, обусловив полную остановку производственных мощностей, в 2016-2017 гг. на предприятиях приостановлены планируемые и уже реализуемые инновационные проекты технической реструктуризации и организационного развития. Это иллюстрирует отсутствие показателей, отражающих результаты инновационной активности. В 2016 г. на «ЕМЗ»получена операционная прибыль, в то время как после кризисных 2008-2009 гг. фиксировалась негативная динамика данного показателя, и, начиная с 2009 г., предприятие получало операционный убыток. Финансовый результат «ЕМЗ» в значительной степени зависит от тенденций развития мирового рынка металлопродукции (цена и динамика спроса на сталь, метизы, железную руду, уголь, кокс). Следует также отметить, что «ЕМЗ» по сравнению с «ДМЗ» является более инновационно-активным. Это объясняется тем, что «Енакиевский металлургический завод» до 2017 г. входил в ООО «Метинвест Холдинг», который способствует рациональному развитию бизнес-процессов и операционных систем для обеспечения стабильной деятельности компаний на рынках металлопродукции [24]. Однако, для продвижения продукции на внешние рынки вследствие дипломатической изоляции Донбасса «ЕМЗ» вынужден использовать широкую сеть посредников и контрагентов, которые строят сложные и затратные схемы цепей поставок, внося в себестоимость металлопродукции большой процент

Таблица 1

Исходные данные для реализации модели оценки эффективности системы логистического сервиса металлургических предприятий, тыс. руб. [23—26]

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017

«Донецкий металлургический завод» ЗАО«Внешторгсервис», филиал №1

Инвестиции в основной капитал 4133446 3186894 117541,6 3818052 -

Затраты на инновации 413,6 556,2 60,1458 237,8684 -

Затраты на качество 371,8 425,4 17,0654 96,58 -

Стоимость нематериальных активов 7519,6 3080 1091,2 1194,6 226,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выручка от реализации 31406331 23355823 25398397 32840999 32863657

Операционная прибыль 1572798 3847329 4091910 6052979 -15328016

«Енакиевский металлургический завод» ЗАО«Внешторгсервис», филиал №2

Инвестиции в основной капитал 385044 1620254 658186 2670364 475699

Затраты на инновации 362093,6 248060,3 81726,15 - -

Затраты на качество 112855,6 36012,22 62355,37 - -

Стоимость нематериальных активов 7401 1131 2946 4294 1285

Выручка от реализации 26858473 108767642 29939356 35848663 7231807

Операционная прибыль -809432,8 -554523,2 -2037614 6505272 - 6099053

собственной прибыли, что снижает конкурентные возможности завода. Кроме того, производственная мощность «ЕМЗ» на данный момент загружена всего на 36% потенциальной мощности, а для обеспечения безубыточности объемы производства должны быть почти вдвое выше.

«ДМЗ» по сравнению с «ЕМЗ» работает более эффективно. На протяжении всего анализируемого периода получена операционная прибыль. Это определяется устойчивостью цепи поставок и надежностью связей с постоянными ключевыми клиентами, стабильностью спроса на продукцию завода на мировом рынке.

Для анализа динамики операционной прибыли рассчитаны темпы роста исходных показателей в 2013-2014 гг. с целью сравнения деятельности металлургических предприятий в довоенный год и в начале военных действий в Донецком регионе (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей развития ЧАО «ДМЗ» и ЧАО «ЕМЗ» в 2013-2014 гг.

Показатели 2013, тыс. руб. 2014, тыс. руб. Темп роста в 2014 к 2013

ЧАО «Донецксталь — металлургический завод»

Инвестиции в основной капитал 4133446 3186894 0,771

Затраты на инновации 413,6 556,2 1,345

Затраты на качество 371,8 425,4 1,144

Стоимость нематериальных активов 7519,6 3080 0,410

Выручка от реализации 31406331 23355823 0,744

Операционная прибыль 1572798 3847329 2,446

ЧАО«Енакиевский металлургический завод»

Инвестиции в основной капитал 385044 1620254 4,208

Затраты на инновации 362093,6 248060,3 0,685

Затраты на качество 112855,6 36012,22 0,319

Стоимость нематериальных активов 7401 1131 0,153

Выручка от реализации 26858473 108767642 4,050

Операционный убыток 809432,8 554523,2 0,685

Как показывают данные табл. 2, в 2014 г. размер инвестиций в основной капитал «ДМЗ» снизился на 22,9%, стоимость нематериальных активов — на 59,0%, выручки от реализации — на 25,6%. При этом зафиксирован рост затрат на инновации (на 34,5%) и затрат на качество (на 14,4%), что обеспечило повышение операционной прибыли на 144,6%. «ЕМЗ» в 2014 году увеличил инвестиции в основной капитал на 320,8% и выручку от реализации на 305,0% при одновременном снижении размера затрат на инновации (на 31,5%), затрат на качество (на

68,1%), стоимость введенных нематериальных активов (на 84,7%). Операционный убыток снизился на 31,5%. На результат работы предприятий в настоящее время влияют такие факторы, как: последствия боевых действий в регионе, разрушение инфраструктуры, фискальная и экономическая политика, тарифы на рынке логистических услуг, валютный курс, цены на продукцию машиностроения, цены на сырье и энергоносители, степень использования производственных мощностей и др.

Абсолютное влияние каждого из факторов, включенных в модель, на размер операционной прибыли оценено методом цепных схем связи с использованием индексов исходных показателей (табл. 3).

Расчеты свидетельствуют о том, что в 2014 г. размер операционной прибыли «ДМЗ» вырос на 2274,5 млн руб., а на «ЕМЗ» операционный убыток в 2014 г. сократился на 254,1 млн руб.

Негативное влияние на динамику операционной прибыли «ДМЗ» в 2014 г. оказали показатели: инвестиции в основной капитал, удельный вес затрат на качество в общем объеме затрат на инновации, удельного веса затрат на совершенствование бизнес-процессов в общем объеме затрат на качество. Негативное влияние на динамику операционной прибыли «ЕМЗ» оказали показатели: инвестиции и эффективность затрат на совершенствование бизнес-процессов.

Отрицательное влияние включенных в многофакторную детерминированную модель факторов определяет область управленческих решений, направленных на стимулирование предприятий к совершенствованию систем их логистического сервиса. Низкое значение показателя удельного веса затрат на инновации в общем объеме инвестиций «ДМЗ» указывает на несовершенство стратегии развития предприятия и отсутствие системности при внедрении инноваций: при росте затрат на технологическое перевооружение практически отсутствуют инвестиции на совершенствование технологий логистического обслужи вания. На «ЕМЗ» следует делать акцент на повышение отдачи от инвестиций на совершенствование бизнес-процессов, восстановление и развитие логистической инфраструктуры предприятия.

Таким образом, предложенная модель оценки эффективности системы логистического сервиса является достаточно простым, но результативным инструментом управления при выборе стратегии развития системы логистического сервиса на промышленных предприятиях. Совершенствование логистических услуг должно осуществляться с учетом организационных, финансовых, информационных, правовых, институциональных, экологических, социальных и других аспектов

Таблица 3

динамика операционной прибыли ЧАо «дМЗ» и ЧАо «ЕМЗ» под влиянием затрат на совершенствование системы логистического сервиса, тыс. руб.

темп расчет

Факторы модели 2013 2014 роста в 2014 к 2013 влияния факторов

ЧАО «Донецксталь — металлургический завод»

Инвестиции 4133446 3186894 0,771 -360168

Удельный вес затрат на инновации в общем объеме 0,00010006 0,00017453 1,744 902433,49

инвестиций

Удельный вес затрат на качество в общем объеме 0,899 0,765 0,851 -315525,4

затрат на инновации

Удельный вес затрат на совершенствование бизнес-процессов в общем объ- 20,22 7,24 0,358 -1155326

еме затрат на качество

Эффективность затрат на совершенствование биз- 4176,60 7583,06 1,816 525424,35

нес-процессов;

Операционная рентабельность продаж 0,05 0,16 3,289 2677692,5

ЧАО «Енакиевский металлургический завод»

Инвестиции 385044 1620254 4,208 -2596637

Удельный вес затрат на инновации в общем объеме 0,94 0,15 0,163 2851549,8

инвестиций

Удельный вес затрат на качество в общем объеме 0,31 0,15 0,466 296230,01

затрат на инновации

Удельный вес затрат на совершенствование бизнес-процессов в общем объ- 0,07 0,03 0,479 134594,75

еме затрат на качество

Эффективность затрат на совершенствование биз- 3629,03 96169,44 26,500 -3154231

нес-процессов;

Операционная рентабельность продаж -0,03 -0,01 0,169 2723403,2

функционирования предприятий. Предложенная в исследовании многофакторная детерминированная модель позволяет всесторонне их учесть. Системный подход при внедрении нововведений для обеспечения удовлетворения запросов современных клиентов обеспечит предприятиям конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.

литература

1. Аристов В.М. Формирование моделей системы оценки качества логистических услуг в цепях поставок // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012 — Т.6. — №4. — С. 48-58.

2. Абрамова Е.Р. Концепция управления логистическим сервисом в цепях поставок: монография. — М.: ООО «Издательство «Спутник+», 2016. — 99 с.

3. Мельниченко О.1. Моделювання впливу задач лопстичного сервюу на кшцевий результат функцюнування лоп-стичних систем / О.1. Мельниченко, А.В. Бубела // УправлЫня проектами, системний аналiз i логютика. Техычна серiя. — 2011. — Вип. 8. — С. 144-146.

4. Васильева О.Е. Эффективность сервисного обслуживания продукции. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2007. — 175 с.

5. Гайдабрус Н.В. Основы аспекти аудиту лопстичного сервюу // Маркетинг i менеджмент шновацм. — 2015. — № 2. — C. 234-242.

6. Дыбская В.В. Формирование политики обслуживания потребителей с точки зрения логистики / В.В. Дыбская, А.В. Иванова // Логистика и управление цепями поставок, 2015. — №4. — С. 55-67.

7. Иванова А.В. Стратегические основы управления логистическим сервисом на предприятиях оптовой торговли // Инновационные технологии в логистике и управлении цепями поставок: сб. науч. ст. /Под общ. ред. В.И. Сергеева. — М.: Эс-Си-Эм Консалтинг, 2015. — Гл. III. — С. 104-112.

8. Мантусов В.Б. Управление международным корпоративным логистическим сервисом на рынке бытовой техники в России и Европейском Союзе (на примере Германии): монография / В.Б. Мантусов, И.А. Кожемякина. — М.: Восток-Запад, 2015. — 125 с.

9. Крикавський 6.В. Логютичний продукт та логютична послуга / 6.В. Крикавський, С.1. Кубiв // Економка логютич-них систем: монографiя; за наук. ред. 6. Крикавського та С. Кубiва. — Львiв: Видавництво Нацюнального ушверситету «Львiвська пол^ехнка», 2008. — С. 122-136.

1 6 1

10. Ягузинская И.Ю. Методологические основы управления логистическим сервисом / Ягузинская И.Ю., Одинцова Т.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 168 с.

11. Сергеев В.И. Управление качеством логистического сервиса // Логистика сегодня. — 2008. — № 5. — С. 270-280.

12. Скоробогатова Т.Н. Логистические системы в сервисе: монография. — Симферополь: ДОЛЯ, 2007. — 416 с.

13. Хаирова С.М. Логистический сервис в глобальной экономике: монография. — М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2004. — 200 с.

14. Чухрай Н.И. Лопстичне обслуговування: пщручник. — Львiв: Видавництво Нацюнального уыверситету «Львiвська полтехыка», 2006. — 292 с.

15. Шеховцов Р.В. Сервисная логистика: проблемы теории и методологии: монография. — Ростов-на-Дону, 2002. — 115 с.

16. Эльяшевич И.П. Модель Дюпон и ее применение для оценки экономической эффективности стратегических решений в логистике // Логистика и управление цепями поставок. — 2012. — № 2 (49). — С. 73-80.

17. Селиванов А.В. Особенности факторного анализа воздействия логистических затрат на технико-экономические показатели предприятия // Решетневские чтения. — 2014. — № 18. — Т. 2. — С. 449-451.

18. Курносова О.А. Оценка влияния качества логистического сервиса на финансовый результат деятельности предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: материалы Второй международной научно-практической конференции, г. Горловка, 21 апреля 2017 г. / отв. ред. Е.П. Мельникова / Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «ДонНТУ». -Горловка: АДИ ДонНТУ, 2017. — С. 366-369.

19. Петров А.М. Методические приемы детерминированного факторного анализа / А.М.Петров, О.В. Антонова // KANT, 2016. — № 1 (18). — C. 123-128.

20. Шамилева Л.Л. Статистическое моделирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие. — Донецк: Каштан, 2008. — 310 с.

21. Сидорова А.В. Экономико-статистические методы в управлении сферой услуг: монография. — Донецк: ДонНУ, 2002. — 239 с.

22. Сидорова А.В. Управление развитием предприятий на основе процессных инноваций: монография / А.В. Сидорова, О.А. Курносова. — Донецк: ДонНУ, 2012. — 204 с.

23. ПАТ «Снаюевський металурпйний завод»: система розкриття Ыформаци на фондовому ринку Укра'ши. — Режим доступу: http://smida.gov.ua/reestr/?kod=00191193

24. Енакиевский металлургический завод: официальный сайт. — Режим доступа: https://emz.metinvestholding.com

25. ПАТ «Донецький металурпйний завод»: система розкриття шформаци на фондовому ринку Укра'ни. — Режим доступу: https://smida.gov.ua/reestr/?kod=00191164

26. Донецксталь. Металлургический завод: официальный сайт. — Режим доступа: http://dmz.donetsksteel.com/

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ БРЕНДА МУЗЕЯ

М.В. Пашкус,

директор по продажам ООО «Квантум» (г. Москва)

[email protected]

Статья посвящена проблеме формирования сильных брендов культурных учреждений, в частности, художественных музеев и галерей. Анализируется взаимосвязь между сильными брендами художественных музеев и других культурных объектов и туристической привлекательностью их местоположений, а также взаимное влияние брендов культурных объектов на бренд территории. Предлагается модификация методологии оценки ценности бренда в художественном музее или галерее, которая может использоваться для ранжирования культурных учреждений государственными структурами, которые разрабатывают стратегические программы развития территории.

Ключевые слова: музей, бренд музея, методика Y&R, оценка бренда

УДК 339.138:069 ББК 79.1, 65.290-2

Введение. Сегодня, во всех сферах экономической деятельности приходится уделять внимание возможности формирования сильного бренда [8; 14]. Не избежала действия этой тенденции и сфера культуры: причем как прямого, так и опосредованного — зачастую бренды развиваются как дополнительный инструмент продвижения мест (территорий), брендинг рассматривается как фактор экономического роста [1; 12; 22]. Более того, необходимость создания сильного культурного бренда для повышения привлекательности территории рассматривается как необходимая составляющая государственной политики [18; 17; 25], а необходимые маркетинговые и PR усилия — как необходимая составляющая промышленной политики, касающаяся повышения конкурентоспособности территории [19].

Озабочены проблемой создания сильного бренда самые различные учреждения культуры, в том числе художественные музеи и галереи, несмотря на объективные трудности его создания и препятствия развития [11]. Следует отметить, что даже государственные музеи сегодня все чаще вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, что вынуждает их заботиться о своей рыночной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

привлекательности и конкурентоспособности, важной составляющей которой является сильный бренд [5; 10]. Частным же музеям, вне зависимости от цели их создания, еще сложнее удержать внимание потенциальных потребителей и привлечь достаточное количество средств для обеспечения устойчивого развития [6, 23].

Необходимость бренда для музея в современном мире. Сильный бренд художественного музея, галереи или арт-комплекса позволяет привлекать новых посетителей, создает вокруг музея ажиотажный интерес, который способствует приоритетному выбору этого музея по сравнению с остальными, особенно при наличии ограниченного периода времени располагаемого потенциальным посетителем [13; 20]. Действительно, приезжая в различные города, туристы склонны посетить один-два наиболее значимых музея, бренд которых им известен и вызывает у них наибольший интерес.

Так, например, приезжая во Флоренцию, не обделенную великолепными художественными собраниями, музеями и музеефицированными объектами (соборы, церкви, древние развалины, панорамные площадки, национальные парки и т.п.), туристы и туристические операторы делают выбор в пользу: га-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.