СТРАТЕГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЯПОНИИ
The intellectual property strategy of Japan
Леонтьев Б. Б. ЕрохинаИ. В.*
Аннотация. Государственная политика в сфере интеллектуальной собственности является неотъемлемой частью инноваций в любой развитой стране мира. Сегодня, в большинстве экономически развитых стран, таких как Япония, Великобритания, Китай, США приняты государственные стратегий по интеллектуальной собственности. Создание и защита интеллектуальной собственности является одним из приоритетных направлений государственной политики Японии, которая представляет собой высокоразвитую страну с огромным инновационным потенциалом.
Abstract. The state policy in the sphere of intellectual property is an integral part of innovation in any developed country of the world. Today, state intellectual property strategies have been adopted in the majority of economically developed countries such as Japan, United Kingdom, China, the United States and others. The creation and protection of intellectual property is a priority area of the state policy of Japan, a highly developed country with a vast innovation potential.
Ключевые слова: государство, стратегия, инновации, интеллектуальная собственность, развитие, использование, инструментарий, опыт, разработка, управление, экономика.
Keywords: state, strategy, innovations, intellectual property, development, usage, tools, experience, management, economy.
Исследование стратегии Японии, направленной не только на охрану и защиту интеллектуальной собственности, представляет особый интерес ввиду того, что еще в 2000 году развитие национальной экономики было выбрано в качестве главного.
Государственная политика в сфере интеллектуальной собственности является неотъемлемой частью развития инноваций в любой развитой стране мира. В качестве успешного примера проводимой государством в данной области политики можно взять Японию, которая представляет собой высо-
* Леонтьев Борис Борисович, доктор экономических наук, профессор, академик Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), генеральный директор ЗАО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса» (ЗАО «СОИС»), заместитель председателя Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, эксперт ВОИС, эксперт НЦПИ при Минюсте РФ, эксперт Фонда «Сколково», судебный эксперт, Российская Федерация, г. Москва.
Leont'ev Boris Borisovich, Doctor of Science in Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Director General of ZAO "Federal Institute for Certification and Valuation of Intellectual Property
and Business" (ZAO [CJSC] SOIS), Deputy Chairman of the Intellectual Property Committee of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, expert at WIPO, expert at the Scientific Centre for Legal Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation, expert at the Skolkovo Fund, court expert, Russian
Federation, Moscow.
E-mail: info@sois.ru
Ерохина Ирина Викторовна, ведущий менеджер ЗАО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса» (ЗАО «СОИС»), Российская Федерация, г. Москва.
Erokhina Irina Viktorovna, Leading Manager of ZAO "Federal Institute for Certification and Valuation of Intellectual Property and Business" (ZAO [CJSC] SOIS), Russian Federation, Moscow.
E-mail: info@sois.ru
коразвитую страну с огромным инновационным потенциалом. В настоящее время Япония занимает первые места и ведущие позиции по ряду экономических показателей. В соответствии с ежегодным отчетом Международного экономического форума (МЭФ) за 2012-2013 гг., Япония [1]:
• является одной из 35-ти инновационно ориентированных экономик мира;
• занимает 10-е место в мире из 144 возможных по индексу глобальной конкурентоспособности;
• занимает 5-е место в мире из 144 возможных по развитию инноваций в стране;
• занимает 1 -е место в мире из 144 возможных по инновационным мощностям;
• 2-е место в мире из 144 возможных по объему расходов частных компаний на исследования и разработки;
• 2-е место в мире из 144 возможных по научному и инженерному потенциалу [2].
Правительство Японии в качестве национальной идеи определило «превращение Японии в нацию, основанную на интеллектуальной собственности (IP-based state)» - когда в политике, осуществляемой органами власти, уделяется первостепенное внимание изобретениям, творчеству и производству инновационных товаров и услуг. Стратегическое использование интеллектуальной собственности в экономике - единственный путь для страны, испытывающей недостаток в природных ресурсах, для поддержания лидирующего положения в мировой экономике.
Согласно результатам анализа, озвученным руководителем Патентного ведомства Японии еще в 1996 году, национальная система интеллектуальной собственности была охарактеризована как
негибкая и устаревшая, а законодательство и государственная политика в этой сфере требовали пересмотра в свете обновления роли интеллектуальной собственности в инновационной политике Японии.
Правительство Японии при разработке своей национальной стратегии в области инновационной деятельности активно использует опыт других стран ОЭСР, например принципы и управление инновационного развития, лежащие в основе Инициативы американской конкурентоспособности Президента США 2006 г. (American Competitiveness Initiative - ACI), европейской Программы конкурентоспособности и инноваций (Competitiveness and Innovation Programme - CIP) на 20072013 гг., Программы поддержки инноваций в фирмах малого и среднего бизнеса (Innovation Support Programme for Small and Medium-sized Enterprises - SME), английской Рамочной программы по науке и инвестициям в инновационную сферу (Science and Innovation Investment Framework 2004-2014) и Инновационной стратегии ОЭСР (OECD Innovation Strategy, 2008).
Японское правительство с учетом зарубежного и собственного опыта силами трех советов, входящих в состав Кабинета министров Японии, разработало блок документов, регулирующих инновационную деятельность страны до 2025 г.
Стратегический план в сфере интеллектуальной собственности Японии (IP Strategic Policy Outline) указывал на необходимость повышения валового внутреннего продукта и экспорта товаров и услуг путем увеличения доходов компаний за счет экспорта продукции, основанной на интеллектуальной собственности; обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности
Организационная структура руководства инновационной деятельностью в Японии
в соответствии с международными обязательствами; расширение региональных и международных возможностей ТВ сфере торговли путем гармонизации законов в целях снижения препятствий в торговле; стимулирование развития человеческого капитала и его применение в ключевых отраслях промышленности; превращение знаний в важный источник национального богатства.
В процессе создания и защиты интеллектуальной собственности в Японии выделяются следующие циклы:
1. Изобретательство и творческая деятельность, включая:
• формирование «посевного капитала инноваций»;
• инновационное сотрудничество на основе цепочки «промышленность - правительство - университеты», включая совершенствование системы формирования и защиты интеллектуальной собственности.
2. Защита прав интеллектуальной собственности:
• формирование системы защиты интеллектуальной собственности в рамках стимулирования инновационной деятельности;
• усиление борьбы против контрафактной продукции и нарушений патентного законодательства на национальном и глобальном уровнях [3].
Для улучшения координации в области науки, технологий и инноваций в 2001 году был создан Совет по научно-технологической политике (Council for Science and Technology Policy - CSTP), который возглавляет премьер-министр. В Совет входят шесть министров и президент Научного совета Японии. В составе CSTP имеется семь экспертных групп, которые разрабатывают предложения по стратегии в приоритетных областях, по реформе научно-технологического сектора, в области биотехнологий, использования достижений в космической сфере, управления интеллектуальной собственностью и др.
Стратегический совет по интеллектуальной собственности разрабатывает политику и стратегию в этой области. Создание интеллектуальной собственности и ее защита являются важнейшей частью инновационной деятельности, что нашло отражение в Стратегии развития интеллектуальной собственности Японии, а также в стратегическом документе «Создание инноваций и глобальное распространение информации до 2025 г.» [4].
Совет по инновационной стратегии непосредственно участвовал в разработке важнейшего стратегического документа пра-
вительства Японии «Инновации 25» - комплексной стратегии развития инновационной экономики страны до 2025 г. Особо следует отметить, что основной акцент в ней сделан на междисциплинарной и межведомственной координации важнейших инновационных проектов [5].
Акцент был сделан на системные изменения по следующим направлениям: национальная патентная система должна была стать более удобной, особенно для исследователей и руководителей малых и средних предприятий. Опросы сотрудников научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий выявили, что обработка патентных заявок патентным ведомством была слишком медленной и обременительной. Поэтому главным приоритетом стало ускорение процедуры экспертизы патентных заявок для удовлетворения потребностей пользователей, которые быстро возрастали в связи с технологическими изменениями. В этих целях было принято решение о привлечении на определенный срок порядка 500 специалистов для проведения патентной экспертизы, а предшествующий ей патентный поиск производился на основе аутсорсинга. Указанные меры были нацелены на сокращение сроков патентной экспертизы с 26 до 11 месяцев в 2013 году [6].
В процессе создания и защиты интеллектуальной собственности в Японии выделяются следующие циклы:
• изобретения и творческая деятельность:
• формирование «посевного капитала инноваций»;
• инновационное сотрудничество на основе цепочки «промышленность - правительство -университеты», включая совершенствование системы формирования и защиты интеллектуальной собственности;
• защита прав интеллектуальной собственности, включая формирование системы защиты интеллектуальной собственности в рамках стимулирования инновационной деятельности (реформа системы подачи патентных заявок для частного сектора и сокращение сроков их оформления, активизация международных усилий правительства по созданию глобальной патентной системы);
• усиление борьбы против контрафактной продукции и нарушений патентного законодательства на национальном и глобальном уровнях.
Крайне важным в развитии Японии стал вопрос урегулирования отношений исследователей и работодателей - распределение прав на изо-
Схема координации целей и задач стратегии «Инновации 25»
бретения, оформление патентов и выплата компенсаций и создания взаимовыгодной системы отношений в целях повышения инновационной активности и стимулирования японской и мировой экономики.
В целях поддержания инновационного цикла была пересмотрена роль университетов и исследовательских институтов. Данным организациям было предоставлено право участия в коммерциализации результатов исследований, особенно финансируемых государством. Были внесены законодательные изменения, поощряющие открытие отделов лицензирования технологий. Было создано приблизительно 100 таких офисов в целях поддержания новой роли университетов в стратегическом использовании интеллектуальной собственности.
Дополнительной задачей было добиться увеличения размера возмещения убытков, присуждаемых патентообладателям в случаях нарушения их прав. Если Япония должна была стать государством, основой развития которого должна стать интеллектуальная собственность, то на лиц, умышленно нарушающих права интеллектуальной собственности, должно налагаться суровое наказание. В этих целях были предложены существенные поправки в патентное законодательство, которые включали, в том числе, изменение критериев оценки ущерба за нарушения прав интеллектуальной собственности.
Эффективной мерой для обеспечения и охраны прав интеллектуальной собственности стало учреждение в апреле 2005 года Высокого суда по
интеллектуальной собственности. Целями создания специализированного суда стало ускорение процедуры рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности, усиления поддержки за счет привлечения обладающих специальными знаниями экспертов и специалистов, формирование единообразной и последовательной практики при рассмотрении данной категории споров, централизация юрисдикции по спорам в сфере интеллектуальной собственности.
Именно такая система интеллектуальной собственности должна побуждать к созданию новых технологий, а не к неправомерному использованию существующих объектов интеллектуальной собственности.
В 2001 году была сформирована небольшая специализированная группа, которая провела Национальный форум по стратегии в области интеллектуальной собственности.
Под лозунгом «Интеллектуальная собственность: основная сила обеспечения лидерства Японии к 2010 году» (Intellectual property: powering Japan to the top by 2010) под эгидой Форума в январе 2002 года был опубликован список из 100 предложений, а также десятилетний план действий.
Поворотным моментом для Японии по переходу к национальной стратегии в сфере интеллектуальной собственности считается 2002 год. В ежегодном обращении к Парламенту премьер-министр страны отметил, что одной из национальных целей является повышение международной конкурентоспособности японских отраслей промышленности
путем надлежащего оформления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности и научных исследований. Под председательством Премьер-министра был создан Совет по Стратегии интеллектуальной собственности.
Основной закон Японии от 04.12.2002 г. № 122 «Об интеллектуальной собственности» (Intellectual Property Basic Act) [7] относит к объектам интеллектуальной собственности:
• изобретения, приборы, новые сорта растений, промышленные образцы, произведения (как результат письменной деятельности), иные объекты, которые созданы в результате творческой деятельности человека (включая открытие или решение законов природы, которые имеют промышленное применение);
• товарные знаки, фирменные наименования и другие наименования, которые используются для идентификации товаров или услуг в предпринимательской деятельности;
• коммерческая тайна (промышленные секреты) и другая техническая или деловая информация, которая используется в предпринимательской деятельности.
Под правами на интеллектуальную собственность понимаются патентные права, права на полезную модель, на промышленные образцы, авторские права, права на товарные знаки, права на новые сорта растений и иные права, которые закреплены как охраняемые в законах об интеллектуальной собственности.
Выработкой общей стратегии в сфере охраны интеллектуальной собственности занимается Центр по выработке стратегии в сфере интеллектуальной собственности (The Intellectual Property Strategy Headquarters) при кабинете министров Японии. Возглавляет его премьер-министр.
В целях создания инноваций и оригинального содержания в новой «экономике, основанной на знаниях» и использования таких ресурсов для экономического роста Японии, прежде всего, необходимо стимулировать и вдохнуть жизнь в интеллектуальное творчество в университетах и других учреждениях. Однако само по себе это является недостаточным. Экономическое оживление не будет достигнуто, если результаты такого творчества не получат надлежащую охрану и не будут эффективно использоваться в качестве объектов интеллектуальной собственности.
В Японии основной закон по интеллектуальной собственности, подготовленный на основе Основных направлений политики в области охраны интеллектуальной собственности, был принят в
ноябре 2002 г. В соответствии с законом в Секретариате кабинета министров в марте 2003 г. была создана Штаб-квартира по разработке политики в области охраны интеллектуальной собственности (далее «Политическая штаб- квартира»). Таким образом, были приняты меры в целях разработки Стратегической программы в области охраны интеллектуальной собственности (далее «Стратегическая программа»), и таким образом Япония сделала первый шаг в направлении превращения в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности». Сегодня, через 20 лет после того, как Соединенные Штаты сделали свой первый шаг, Япония вынуждена преодолевать негативные экономические условия и создавать Стратегическую программу, которая не ограничена ни существующей структурой, ни традиционным мышлением и которая содействует развитию стратегии в области охраны интеллектуальной собственности. Исходя из этой посылки, Стратегический совет по интеллектуальной собственности в июле 2002 г. разработал Перспективы политики в области охраны интеллектуальной собственности, поставив целью превращение Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности» для создания динамичной экономики и здорового общества путем стратегического создания, охраны и использования интеллектуальной собственно-сти1. Превращение Японии в нацию, основанную на интеллектуальной собственности, конкретно означает создание национального управления, которое концентрирует внимание на изобретениях и творчестве и в котором производство нематериальных активов признается в качестве основы промышленности, т.е. производства «ценной информации», включая технологию, дизайн, бренды, а также содержание музыки, кинофильмов и пр. Это составляет суть национальной политики, исходя из видения оживления японской экономики и общества. В ноябре 2002 года был подготовлен проект Стратегии интеллектуальной собственности.
Системы интеллектуальной собственности являются международными по своему характеру, и японская система интеллектуальной собственности должна быть не только жизнеспособной в -международном плане, но и основанной на оригинальной и прочной стратегии. Исходя из этого
1 Стратегическая программа создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. Штаб-квартира по разработке политики в области охраны интеллектуальной собственности. 2003
признания и для целей осуществления серьезных реформ, штаб-квартира должна твердо поддерживать реализацию мер, предусмотренных в Стратегической программе. Путем оптимального использования интеллектуальной собственности как источника национального благосостояния, включая патенты, ноу-хау и информационное наполнение, в частности кинофильмы и программное обеспечение для игр, Япония в самое ближайшее время должна нацелиться на превращение в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности». Для достижения устойчивого развития японской экономики это самая актуальная задача. В этой связи различным секторам, включая университеты, компании и правительственные учреждения, необходимо коренным образом пересмотреть традиционные системы и практику и совместно проводить эффективную работу в направлении создания лучшей в мире системы интеллектуальной собственности.
Формирование цикла интеллектуального творчества. В целях повышения национального благосостояния путем эффективного использования интеллектуальной собственности необходимо содействовать созданию высококачественной интеллектуальной собственности в научно-исследовательском секторе и информационной индустрии и незамедлительно осуществлять ее правовую охрану, тем самым максимально увеличивая ценность в промышленности. Как только такая практика укоренится, она станет прочной и основательной, содействуя активному воспроизводству интеллектуальной собственности. Таким образом будет сформирован эффективный цикл - цикл интеллектуального творчества.
Но невозможно превратить Японию в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности» только за счет усилий отдельных лиц, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности. Скорее всего, эта цель будет недостижимой до тех пор, пока все члены общества не смогут использовать результаты и выгоды интеллектуальной собственности и не получат стимул для участия в цикле интеллектуальной собственности для получения таких выгод [8].
В этом отношении для реального превращения Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности» необходимо принять максимальные меры в направлении создания, охраны и использования интеллектуальной собственности, а также развития людских ресурсов, поддерживающих такую деятельность, имея целью обеспечение участия в этом процессе всех слоев обще-
ства. Кроме того, важно осуществлять такие меры путем комплексных и организованных усилий, в противном случае цикл создания интеллектуальной собственности нельзя будет развивать ускоренно и динамично.
Общество, воплощенное в нации, основанной на интеллектуальной собственности. Превращение в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности» означает ясное указание национальной направленности с акцентом на изобретательство, творчество и содействие созданию ценной информации, в частности технологий, дизайнов, брендов, содержания музыкальных и кинематографических произведений, и пр., тем самым вдыхая новую жизнь в японскую экономику и общество.
Политика превращения Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности». Все японские системы интеллектуальной собственности, включая патентное и авторское право, имеют свою историю, начиная с эпохи Мейджи, и имеют глубокие корни в современной экономике и обществе Японии. Со времени создания существующих структур прошли уже многие десятилетия (Патентный закон принят в 1959 г., а Закон по авторскому праву в 1970 г.). С другой стороны, чем дольше существуют эти системы, тем насущнее становится необходимость их постоянного пересмотра в целях удовлетворения требований времени. Поэтому до настоящего времени в эти законы постоянно вносились изменения. Сейчас, когда четко сформулирована цель превращения Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности», страна должна активно проводить реформы и в ближайшее время оживить экономику, предвидя изменения в социальных и экономических сферах, а не только пассивно реагировать на такие изменения.
Япония будет работать в направлении превращения страны в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности», в соответствии со следующей политикой.
Разработка специальных мер в области охраны интеллектуальной собственности, которые не ограничены традиционной структурой.
1. В целях укрепления конкурентоспособности японской промышленности на международном рынке и создания динамичного общества и экономики, Япония должна создать механизм, содействующий международной гармонизации системы интеллектуальной собственности и росту национального богатства в соответствии с на-
правленностью такой гармонизации, используя конкретный и гибкий подход, выходящий за пределы традиционных идей.
2. Создание лучшей в мире системы интеллектуальной собственности.
3. Быстрое и своевременное осуществление реформ.
Сегодняшний мир развивается стремительными темпами. Чтобы избежать отставания, не только японские компании, но и японская национальная система в целом должны интенсивно развиваться в целях своевременного решения глобальных проблем.
Реализация. Япония больше не может позволить себе откладывать превращение в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности».
Отдельные пункты, включенные в Стратегическую программу, должны реализовываться соответствующим министерством или ведомством. В случаях, когда за реализацию какого-либо пункта отвечают два или несколько министерств или ведомств, они должны обеспечить тесную координацию в целях принятия соответствующих мер. Поэтому отдельные пункты Стратегической программы закреплены за конкретными министерствами или ведомствами.
Политическая штаб-квартира должна регулярно проверять ход реализации мер соответствующим министерством или ведомством и в случае каких-либо задержек стимулировать их реализацию. Кроме того, если такая задержка в реализации мер вызвана отсутствием интерактивной связи между соответствующими министерствами и ведомствами, Политическая штаб-квартира должна комплексно координировать такие меры. Хотя это специально и не оговорено в Стратегической программе, Политическая штаб-квартира будет вовлечена в реализацию всей политики.
Вопросы, представляющие особую важность, будут рассматриваться соответствующим министерством или ведомством, а также изучаться и обсуждаться Политической штаб-квартирой. В этой связи в рамках Политической штаб-квартиры и в соответствии с положением статьи 2 Указа Кабинета министров о Политической штаб-квартире по интеллектуальной собственности (Указ Кабинета №45, изданный в феврале 2003 г.), созданы специальные рабочие группы. Цель превращения Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности» не будет достигнута до тех пор, пока широкая публика не будет разделять понимание такой цели. Поэтому Политическая штаб-квартира должна постоянно изучать обще-
ственное мнение.
Вопросы, которые должны быть учтены при превращении Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности». Поддержка малых и средних предприятий (МСГГ) и венчурных компаний
МСП играют значительную роль в поддержке промышленной основы Японии и развитии местных экономик. На венчурные компании возлагаются большие надежды с точки зрения создания новых предприятий. С целью достижения всестороннего и динамичного развития в нынешней серьезной экономической ситуации, когда невозможно нанять дополнительный персонал или получить достаточное финансирование эксплуатационных расходов, МСП и венчурные компании должны осознать важность интеллектуальной собственности и принять меры стратегического характера в целях ее охраны и использования. Правительство Японии должно предпринять необходимые меры для поддержки МСП и венчурных компаний на всех этапах создания, охраны и использования интеллектуальной собственности, а также развития людских ресурсов.
Региональное развитие. Нынешняя тенденция к децентрализации приводит к развитию региональных сообществ с учетом собственных региональных особенностей. Учитывая эту ситуацию, местные органы управления начали предпринимать широкомасштабные меры в связи с интеллектуальной собственностью в целях достижения инновационного технического развития путем промышленно-научного сотрудничества между университетами, смежными научно-исследовательскими институтами и компаниями, при этом университеты, которые являются центрами создания интеллектуальной собственности, служат региональными центрами. Далее, основываясь на людских контактах и связях, которые развиваются в ходе такого сотрудничества, некоторые местные органы управления формируют региональные объединения и учреждают новые деловые предприятия, активно используя региональные особенности. Правительство Японии должно продолжать содействие таким усилиям с тем, чтобы уникальные изобретения и произведения создавались по всей Японии, и страна в целом обогащалась активами интеллектуальной собственности.
Совершенствование административных и судебных служб. Учитывая цель превращения Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности», административные и судебные органы должны более внимательно
прислушиваться к потребностям пользователей и постоянно совершенствовать свои услуги. В свете прогресса, достигнутого в развитии социальных связей, и в целях динамичного и ускоренного развития цикла создания интеллектуальной собственности, административные учреждения и суды должны предпринимать активные усилия в направлении расширения информационного обеспечения широкой публики и совершенствования своих услуг за счет рационализации процедур подачи исков и систем судебного пересмотра для урегулирования споров в отношении интеллектуальной собственности, включая область пионерских изобретений.
Роль конкурентной политики и значение свободы самовыражения. Укрепление прав интеллектуальной собственности является актуальным требованием нашего информационного века. Однако укрепление прав может одновременно вызвать нежелательные последствия, такие как (1) препятствия для конкуренции и (2) противоречия с основными ценностями современного общества, в частности свободой самовыражения.
Антимонопольные и другие законы по борьбе с недобросовестной конкуренцией играют центральную роль в устранении препятствий для конкуренции, поэтому при необходимости эти законы нуждаются в совершенствовании. В тех случаях, когда охрана интеллектуальной собственности является чрезмерной, она вступает в противоречие с основными ценностями современного общества, в частности такими, как справедливая и свободная конкуренция, свобода научной мысли и свобода самовыражения. Поэтому при создании системы интеллектуальной собственности необходимо уделять внимание этим основным ценностям и соблюдать равновесие между этими ценностями и охраной прав интеллектуальной собственности. Кроме того, нельзя забывать о том, что университеты не только должны удовлетворять ожидания в отношении создания и использования интеллектуальной собственности, но также выполнять свою основную задачу - обеспечивать обучение. Разрабатывая системы интеллектуальной собственности в университетах, необходимо сделать их гибкими с учетом разнообразия научно-исследовательских областей.
Создание интеллектуальной собственности. Цикл интеллектуального творчества начинается с создания интеллектуальной собственности. Цель превращения Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности» не может быть достигнута без механизма создания твор-
ческих и инновационных активов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее «НИОКР») и предоставления этих активов обществу. Университеты и государственные научно-исследовательские институты, владеющие большинством ресурсов НИОКР в Японии, играют исключительно важную роль в этом аспекте. Для превращения Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности» необходим механизм, при помощи которого университеты и государственные научно-исследовательские институты создают выдающиеся образцы интеллектуальной собственности, в том числе изобретения, программное обеспечение и базы данных, и чтобы такая собственность использовалась обществом в максимальном объеме. Также необходимо повысить мотивацию талантливых исследователей к созданию интеллектуальной собственности.
На основе такой информированности Правительство Японии будет осуществлять конкретные меры с целью стимулирования создания высококачественных активов НИОКР в университетах и государственных научно-исследовательских институтах, одновременно формируя общество, в котором исследователи, создающие выдающиеся образцы интеллектуальной собственности, получают достаточное вознаграждение. Меры для стимулирования создания высококачественных активов:
• содействию образованию с целью поощрения творческой деятельности, а также образованию с упором на научные технологии для развития людских ресурсов мирового класса, обладающих замечательными способностями
Начиная с 2003 финансового года, в целях дальнейшего развития творческой деятельности исследователей, Правительство Японии стимулирует образовательные меры для совершенствования способностей разных людей, концентрируя внимание на научных технологиях и развивая тем самым людские ресурсы мирового класса.
• повышение привлекательности имиджа университетов и расширение научно-исследовательского персонала;
• активизация деятельности университетов и повышение их международной конкурентоспособности:
а) с 2003 финансового года, Правительство Японии повышает объем информации в области обучения, предоставляемого отдельными университетами;
б) с 2003 финансового года, Правительство Японии оказывает содействие университетам в
оценке результатов их научно-исследовательскои работы, включая патентное дело, и в переходе от систем материального поощрения на основе старшинства к системам материального поощрения на основе заслуг и с учетом результатов научно-исследовательской работы;
в) с 2003 финансового года, Правительство Японии способствует развитию конкурентоспособных (на международном уровне) университетов, то есть университетов, осуществляющих выдающуюся образовательную и научно-исследовательскую деятельность в конкретных областях. При рассмотрении заявлений о предоставлении научно-исследовательских субсидий Правительство Японии уделяет должное внимание вопросу о том, каким образом следует избегать чрезмерного обременения университетов заданиями.
Совершенствование мобильности и разнообразия исследователей. Для повышения мобильности исследователей в целях реализации принципа конкуренции, а также для достижения их разнообразия в целях оказания им содействия в деле стимулирования друг друга и активизации их исследовательской деятельности, Правительство Японии предпринимает следующие меры:
• на основе «Основного руководства по совершенствованию мобильности исследователей», подготовленного Советом по научно-технической политике, Правительство Японии публикует результаты достигнутого прогресса и принимает необходимые меры для осуществления плана совершенствования мобильности исследователей;
• оказание содействия отдельным университетам и государственным научно-исследовательским институтам в четком определении конкретных действий, основанных на их самостоятельной оценке, в части, касающейся набора исследователей из других университетов или организаций частного сектора, иностранных исследователей и исследователей-женщин (например, улучшение среды исследования и среды проживания);
• поощрение политики частного сектора в отношении привлечения молодых исследователей, таких как аспиранты (по программам докторских диссертаций) и молодые ученые (после защиты докторских диссертаций) с предоставлением помощи таким исследователям для совершенствования их деловых качеств и практических навыков;
• увеличение государственного финансирования университетам и НИИ для предостав-
ления исследователям возможности посвятить себя научно-исследовательской деятельности;
развитие других сред для создания интеллектуальной собственности, включая постоянное и непрекращающееся улучшение условий и обновление оборудования; создание комплексной системы поиска библиографической информации; содействие НИОКР, направленных на создание интеллектуальной собственности; совершенствование системы НИОКР, включая удваивание сумм дотаций на проведение конкурентоспособных исследований; назначение персонала, отвечающего за вопросы интеллектуальной собственности на участках проведения НИОКР; использование оценки интеллектуальной собственности: с 2003 финансового года, Правительство Японии использует «показатели всесторонней оценки» в качестве показателей, касающихся интеллектуальной собственности, которые необходимо использовать при оценке НИОКР и распределения средств, выделяемых на проведение НИОКР, а также других средств, связанных с НИОКР. При рассмотрении достижений совместных предприятий, занимающихся оценкой исследований, и проведении консультаций эти показатели всесторонней оценки включают в себя число полученных патентов (или поданных заявок на получение патента), а также количественные аспекты, такие как число лицензионных соглашений, величина дохода на основе этих соглашений и частота упоминания патентов и материалов исследований в других патентных документах; заявление о том, что внесение лепты в социальное развитие является обязанностью исследователя, и придание значения интеллектуальной собственности при оценке результативности работы: с 2003 финансового года, университеты и государственные научно-исследовательские институты заявляют, что внесение лепты в социальное развитие является обязанностью исследователя; -с 2003 финансового года Правительство Японии оказывает содействие университетам в создании подходящих систем оценки, уделяя должное внимание, как можно в большей мере, «прозрачности» и беспристрастности, а также в распространении таких систем по университетам. При создании систем оценки
важно ссылаться на системы учета кадров, используемые компаниями, а также системы оценки, используемые другими университетами и НИИ в Японии и за рубежом.
• рассмотрение результатов деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью при оценке активности университетов и самостоятельных административных учреждений типа научно-исследовательских институтов (НИИ): с 2003 финансового года, Национальный институт по делам ученых степеней и оценке деятельности университетов, а также Национальный комитет по оценке деятельности университетов оценивают деятельность отдельных университетов, учитывая их характеристики, в области создания, охраны, использования интеллектуал ь-ной собственности и публикуют результаты этой оценки;
• предоставление исследователям различных стимулов, включая возврат лицензионных пошлин;
• создание комплексных систем интеллектуальной собственности, таких как университетские штаб-квартиры интеллектуальной собственности и организации по лицензированию технологий;
• материальное поощрение выдающейся деятельности в рамках сотрудничества между промышленностью, академическими кругами и правительством за счет совершенствования системы вознаграждений;
• поощрение конкуренции среди исследователей;
• совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в том числе Закона о специальных мерах по промышленному возрождению (ст. 30);
• распространение японской системы по правам на объекты интеллектуальной собственности, предусматривающей, что права интеллектуальной собственности на продукты, изобретаемые в рамках развития программного обеспечения для государственного использования, принадлежат лицам, создавшим эти продукты в принципе.
Совершенствование охраны интеллектуальной собственности, включая:
• принятие закона о содействии ускоренной патентной экспертизы и разработке мер сокращения сроков ожидания заявителем результатов экспертизы заявочных материалов;
• совершенствование системы информацион-
ного обмена с заявителями.
Укрепление системы охраны интеллектуальной собственности, включая:
• пересмотр системы полезных моделей с точки зрения предоставления достаточной охраны технологиям с коротким жизненным циклом и технологиям, контрафактная продукция которых поступает на рынок в очень короткие сроки;
• модернизация системы промышленных образцов с целью совершенствования их охраны, включая разработку мер по развитию среды для предоставления товаров более высокой ценности за счет изготовления привлекательных промышленных образцов;
• модернизация системы товарных знаков с целью совершенствования охраны брендов, включая разработку конкретных мер по развитию среды для предоставления товаров и услуг более высокой ценности за счет изготовления привлекательных брендов, наряду с рассмотрением желательной системы охраны товарных знаков, а также содействие унификации товаров и услуг, сопоставимых на международном уровне;
• совершенствование системы охраны коммерческой тайны с целью предотвращения непреднамеренной утечки интеллектуальной собственности, содержащейся в кристаллографических рисунках;
• совершенствование системы охраны новых сортов растений, включая внесения поправок в отношении распространения действия прав на селекционные достижения, развитие точных методик на основе анализа ДНК для идентификации сорта растения, используемого для переработанной продукции, изготовленной из этого материала с целью более легкого определения контрафактной продукции;
• пересмотр наказаний за нарушение прав интеллектуальной собственности, включая повышение степени уголовных наказаний с учетом баланса между соответствующими законами в области охраны ИС и другими законами;
• совершенствование функций урегулирования споров. Общепринятая точка зрения сводится к тому, чтобы юрисдикция в отношении судебных споров вокруг интеллектуальной собственности, относящейся к патентным правам и т. д., сосредоточивалась в Токийском высшем суде после внесения
поправок в Гражданско-процессуальный кодекс. С точки зрения повышения конкурентоспособности объектов интеллектуальной собственности, имеющих решающее значение для японской экономики в сохранении ее мировых позиций, и с целью повышения роли национальной политики, ориентированной на интеллектуальную собственность как внутри страны, так и за рубежом, Правительство Японии предпримет необходимые шаги по созданию Высшего суда по интеллектуальной собственности;
• совершенствование знаний экспертов в судебных спорах по интеллектуальной собственности, включая подготовку судей, обладающих прочными знаниями в судебных спорах по интеллектуальной собственности, использование системы комитета экспертов по технологиям и интеллектуальной собственности, расширение и разъяснение роли должностных лиц, занимающихся исследованиями в области судебной системы применительно к интеллектуальной собственности (право на допрос сторон, участие в совещаниях суда и т. д.);
• достижение разумного урегулирования споров о нарушении патентных прав, включая взаимосвязи между судопроизводством о нарушении прав и процедурой лишения законной силы и т. д., в числе которых создание системы урегулирования споров в одном судопроизводстве.
Правительство Японии будет оказывать содействие международной охране интеллектуальной собственности и сотрудничеству в этой сфере включает усиление мер по созданию глобальной патентной системы и оказание содействия глобальной патентной экспертизе.
Начиная с 2003 года Япония принимает активное участие в международных дискуссиях, организуемых ВОИС, по вопросам международной гармонизации патентных систем и создания международных сетей для обмена информацией по вопросам патентной экспертизы, международной гармонизации систем авторского права и др.
Меры против контрафакции и изготовления пиратских копий. Каждый год многие японские компании несут убытки в результате продажи продукции в нарушение прав интеллектуальной собственности, такой как подделки и пиратские копии, и величина причиняемого ущерба постоянно возрастает. Например, по официальным оценкам годовой объем содержимого в сети Internet японского производства, подвергшегося контрафак-
ции в Китае, достиг почти 2 триллионов йен, а годовой объем нарушений прав на товарные знаки по причине продажи контрафактной продукции в Японии превысил 500 миллиардов йен.
В последнее время возросла доля продукции, выпускаемой в нарушение прав на промышленные образцы и патентные права, не говоря уже о продукции, выпускаемой в нарушение прав на товарные знаки, такой как товары с поддельными брендами. На фоне борьбы с актами нарушения прав с помощью технических средств отмечается недостаточность усилий компаний, направленных на совершенствование административного управления правами интеллектуальной собственности, и мер по борьбе с контрафактной продукцией. Более того, появились новые виды нарушений, требующие новых контрмер, такие как большое число несанкционированных копий музыкальных файлов, распространяемых по сети Internet благодаря прогрессу в информационных технологиях. Подделки и пиратские копии представляют собой кражу прав компаний на нематериальное имущество, вводят в заблуждение потребителей и приносят огромные убытки Японии. Все это требует принятия неотложных контрмер. Для решения проблемы подделок и пиратских копий, которая является большим препятствием для становления Японии «нацией, основанной на интеллектуальной собственности», для защиты интересов японского народа и компаний и для предоставления стимула к созданию новых прав интеллектуальной собственности Правительство Японии должно:
(1) усилить меры на зарубежных рынках;
(2) ужесточить пограничные и внутренние правила;
(3) укрепить структуры в государственном и частном секторах.
(4) активизация действия правительства в отношении стран, в которых выявлены случаи нарушения прав;
(5) создание системы, позволяющей выявлять факты нарушения прав на границе по заявлениям заинтересованных сторон с привлечением экспертов, обладающих знаниями в областях техники и права;
(6) активизация мер по повышению информированности общественности.
Использование интеллектуальной собственности. Правительство Японии окажет помощь компаниям в стимулировании стратегического использования интеллектуальной собственности и создаст необходимые условия для такого использования. Компаниям необходимо считать интеллектуальную
собственность «источником конкурентоспособности, которая в будущем принесет экономические выгоды» и станет стержнем их управленческой стратегии. Некоторые компании используют прогрессивный подход к вопросам деловой стратегии, стратегии НИОКР и стратегии интеллектуальной собственности во время проведения конференции по проблемам управленческой стратегии. В целях содействия такому подходу, начиная с 2003 финансового года, Правительство Японии поддерживает усилия компаний по формулированию управленческой политики в рамках «Руководства по получению и административному управлению правами интеллектуальной собственности», «Руководства по административному управлению коммерческой тайной» и «Руководства по предотвращению утечки технологий» (опубликованы Министерством экономики, торговли и промышленности в январе и марте 2003 г.).
Помощь в разработке моделей деловой активности. С учетом того, что степень распространения сети Internet достигла почти 100 % в отно-
Литература
1. The Global Competitiveness Report 2012-2013, Insight Report. - Geneva: SRO-Kundig, 2012. - P. 545.
2. В.К. Махортова. Государственная инновационная политика Японии // Вестник Алтайской Академии экономики и права. 2014. № 4 (36), стр. 50-53.
3. Н.В. Котельников, А.В. Зарецкий, Ж.И. Лобанова. Особенности национальной инновационной системы Японии. Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q= &esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url= http%3A%2F%2Fwww.istu.edu%2Fdocs%2Fscience_ periodical%2Fmvestnik
4. Суворова А.В. Пространственные аспекты инновационной политики: зарубежный опыт. // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». - 2013. - № 8.
5. В.Н. Киселев, Д.А. Рубвальтер, О.В. Руденский. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии. Бюллетень ЦИСН. 2009. (Выполнен на основе отчетов по тематическому плату научно-исследовательской деятельности ЦИСН на 2009г. Темы 3.1-3.3.)
6. Aizava M. What does S&T expect from Foresight?// Japan. Council for Science and Technology Policy. 2007.
7. Basic Law on Intellectual Property.Law No.122 of 2002. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_ id=138187.
8. Леонтьев Б.Б., Солдатова Н.В. Государственная страте-
гия интеллектуальной собственности: опыт Японии // Правовая информатика, № 3, 2013, стр. 36-48.
шении компаний и превысила 80 % для домашнего пользования, и с целью более динамичной активизации «цикла создания», Правительство Японии окажет поддержку мерам, осуществляемым в промышленности в направлении создания новых моделей деловой активности, которые сочетают в себе технологию, охраны, защиты интеллектуальной собственности и управления информационными материалами, включая системы заключения контрактов в сетевой среде.
Дальнейшее развитие фундаментальной научно-исследовательской базы, поощрение инициативной научно-исследовательской деятельности и развитие правоприменительной практики использования интеллектуальной собственности, включая развитие венчурного бизнеса, позволят Японии упрочить в будущем позиции страны как мирового научно-технического лидера. Для российских специалистов данная стратегия является ярким примером того, как в Японии выстраивается сложная система управления интеллектуальной собственностью.
References
1. The Global Competitiveness Report 2012-2013, Insight Report, Geneva: SRO-Kundig, 2012, p. 545.
2. V.K. Makhortova. Gosudarstvennaia innovatsionnaia politika lAponii, Vestnik Altaiskoi Akademii ekonomiki i prava, 2014, No. 4 (36), pp. 50-53.
3. N.V. Kotel'nikov, A.V. Zaretskii, Zh.l. Lobanova. Oso-bennosti natsional'noi innovatsionnoi sistemy laponii, Natsional'nyi issledovatel'skii Irkutskii gosudarst-vennyi tekhnicheskii universitet, URL: http://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web& cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww. istu.edu%2Fdocs%2Fscience_periodical%2Fmvestnik
4. Suvorova A.V. Prostranstvennye aspekty innovatsionnoi politiki: zarubezhnyi opyt, Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Upravlenie ekonomicheskimi sistemami», 2013, No. 8.
5. V.N. Kiselev, D.A. Rubval'ter, O.V. Rudenskii. Innovatsionnaia politika i natsional'nye innovatsionnye sistemy Kanady, Velikobritanii, Italii, Germanii i laponii, Biulleten' TSISN, 2009. (Vypolnen na osnove otchetov po tematicheskomu platu nauchno-issledovatel'skoi deiatel'nosti TSISN na 2009g. Temy 3.1-3.3.)
6. Aizava M. What does S&T expect from Foresight? Japan, Council for Science and Technology Policy, 2007.
7. Basic Law on Intellectual Property. Law No.122 of 2002, URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text. jsp?file_id=138187.
8. Leont'ev B.B., Soldatova N.V. Gosudarstvennaia strategiia
intellektual'noi sobstvennosti: opyt Iaponii, Pravovaia informatika, No. 3, 2013, pp. 36-48.