Научная статья на тему 'Государственная стратегия интеллектуальной собственности: опыт Японии'

Государственная стратегия интеллектуальной собственности: опыт Японии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2315
863
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ / МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / STATE / LEGAL SYSTEM / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATION / STRATEGY / TOOLS / MODEL / MANAGEMENT / ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солдатова Нина Викторовна, Леонтьев Борис Борисович

Сегодня во всем мире интеллектуальная собственность является одним из основных источников создания новых рабочих мест, новых товаров и услуг. В качестве национальной идеи Правительство Японии в 2000 году определило превращение нации в информационное общество, основанное на интеллектуальной собственности. Государственная политика, осуществляемая органами власти, первостепенное внимание уделяет изобретениям, творчеству и производству инновационных товаров и услуг. Использование интеллектуальной собственности в качестве главного ресурса в экономике единственный путь для поддержания лидирующего положения в мировой экономике для страны, испытывающей недостаток в природных ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State strategy of intellectual property: experience of Japan

At present the intellectual property is one of the principal global sources of new jobs, new products and services. In 2000 the Government of Japan has identified the national idea transformation of nation into the IP-based state. The Government of Japan has adopted the public policy with primary importance to inventions, creativity, innovative products and services. Widespread use of intellectual property as principal economic resource is the only way for maintaining the leading state’s position in global economy for the country lacking in natural resources.

Текст научной работы на тему «Государственная стратегия интеллектуальной собственности: опыт Японии»

Солдатова Нина Викторовна Леонтьев Борис Борисович

доктор экономических наук, профессор

Государственная стратегия интеллектуальной собственности: опыт Японии

Аннотация: сегодня во всем мире интеллектуальная собственность является одним из основных источников создания новых рабочих мест, новых товаров и услуг. В качестве национальной идеи Правительство Японии в 2000 году определило превращение нации в информационное общество, основанное на интеллектуальной собственности. Государственная политика, осуществляемая органами власти, первостепенное внимание уделяет изобретениям, творчеству и производству инновационных товаров и услуг. Использование интеллектуальной собственности в качестве главного ресурса в экономике - единственный путь для поддержания лидирующего положения в мировой экономике для страны, испытывающей недостаток в природных ресурсах.

Ключевые слова: государство, законодательство, интеллектуальная собственность, инновации, инструменты, модель, стратегия, управление, экономика.

Начало нового тысячелетия ознаменовано всплеском интеллектуализации во всем мире. Это явление проявляется, прежде всего, через процессы системного усиления всестороннего влияния интеллектуальной собственности на экономику наиболее развитых стран. Институт интеллектуальной собственности ежегодно вовлекает в мировую экономику высоких технологий, масс-медиа, высокой моды, информационных и интеллектуальных услуг не менее пятидесяти миллионов человек во всем мире, то есть, новый миллиард за двадцать лет. Интеллектуальная собственность становится основным источником создания новых рабочих мест и новых товаров и услуг во всем мире.

Медленные, но устойчивые мировые процессы и тенденции, наблюдаемые в обществе, подсказывают нам, что человечество из состояния преимущественно биологической природы постепенно переходит в свое новое качество - в преимущественно интеллектуальную природу,

где есть свои, более сложные, законы и закономерности, не противоречащие биологической природе. Понимание и использование данных законов и закономерностей дает нарастающий мультипликативный и синергетический эффекты. Интеллектуализация законодательства и нормотворчества, судебной системы, наблюдаемая нами во всех мировых общественных процессах, наиболее интенсивно проявляются там, где интеллектуальная элита данные тенденции видит, понимает и поддерживает. К таким странам, в первую очередь, относятся США, Германия, Сингапур и Япония, где уровень жизни наиболее высокий и привлекательность интеллектуального труда наивысшая.

В качестве национальной идеи Правительство Японии еще в 2000 году определило «превращение нации в информационное общество, основанное на интеллектуальной собственности». Принимается государственная политика, осуществляемая органами власти, где перво-

степенное внимание уделяется изобретениям, творчеству и производству инновационных товаров и услуг.

Использование интеллектуальной собственности в качестве главного ресурса в экономике - единственный путь для поддержания лидирующего положения в мировой экономике для страны, испытывающей недостаток в природных ресурсах. Согласно результатам анализа, сообщенным руководителем Патентного ведомства Японии в 1996 году, национальная система управления интеллектуальной собственностью (НСИС) японскими экспертами была охарактеризована как негибкая и устаревшая, а законодательство и государственная политика в этой сфере нуждались в пересмотре в связи с обновлением роли интеллектуальной собственности в инновационной политике Японии.

План реализации стратегических направлений политики в сфере интеллектуальной собственности Японии [1] указывает на необходимость повышения валового внутреннего продукта и экспорта товаров и услуг путем увеличения доходов компаний за счет: экспорта продукции, основанной на интеллектуальной собственности; обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности в соответствии с международными обязательствами; расширения региональных и международных возможностей ТВ в сфере торговли путем гармонизации законов в целях снижения препятствий в торговле; стимулирования развития человеческого капитала и его применения в ключевых отраслях промышленности; превращение знаний в важный источник национального богатства.

При разработке НСИС акцент был сделан на системные изменения по следующим направлениям:

Во-первых, национальная патентная система должна была стать более удобной, особенно для исследователей и руководителей малых и средних предприятий. Главным приоритетом стало ускорение процедуры экспертизы патентных заявок для удовлетворения потребностей пользователей. В этих целях было принято решение о привлечении на определенный срок порядка 500 специалистов для проведения патентной экспертизы, а предшествующий ей патентный поиск производился на основе аутсорсинга. Указанные меры были нацелены на сокращение сроков патентной экспертизы с 26 до 11 месяцев к 2013 году.

Во-вторых, крайне важным в развитии Японии стал вопрос урегулирования отношений

исследователей и работодателей - распределение прав на изобретения, оформление патентов и выплата компенсаций и создания взаимовыгодной системы отношений в целях повышения инновационной активности и стимулирования японской и мировой экономики.

В-третьих, в целях поддержания инновационного цикла была пересмотрена роль университетов и исследовательских институтов, которым было предоставлено право участвовать в коммерциализации результатов исследований, особенно финансируемых государством.

Дополнительной была поставлена задача добиться увеличения размера возмещения убытков, присуждаемых патентообладателям в случаях нарушения их прав. Если Япония должна была стать государством, в основе развития экономики которого лежит интеллектуальная собственность, то на лиц, умышленно нарушающих права интеллектуальной собственности, должно налагаться более суровое наказание. В этих целях были предложены существенные поправки в патентное законодательство, которые включали, в том числе, изменение критериев оценки ущерба за нарушения прав интеллектуальной собственности.

По мнению Правительства Японии, именно такая система интеллектуальной собственности должна побуждать к созданию новых технологий, а не к неправомерному использованию существующих объектов интеллектуальной собственности.

История создания НСИС

В 2001 году была сформирована небольшая специализированная группа, которая провела Национальный форум по стратегии в области интеллектуальной собственности.

Под девизом «Интеллектуальная собственность: основная сила обеспечения лидерства Японии к 2010 году» (Intellectual property: powering Japan to the top by 2010) в январе 2002 года был опубликован список из 100 предложений Форума, а также десятилетний план действий.

Предложения охватывали семь основных сфер - исследования, образование, частные предприятия, правительственные органы, дипломатическую сферу (внешние сношения), законодательство и судебную систему - и были направлены на коренной пересмотр политики на основе комплексного подхода.

Поворотным моментом для Японии по переходу к национальной стратегии в сфере интеллектуальной собственности считается 2002 год. В ежегодном обращении к Парламенту премьер-министр страны отметил, что одной из национальных целей является повышение международной конкурентоспособности японских отраслей промышленности путем надлежащего оформления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности в научных исследованиях. Под председательством премьер-министра был создан Совет по стратегии интеллектуальной собственности. Проект документа был подготовлен в ноябре 2002 года. В том же году был принят Основной закон по интеллектуальной собственности [2]. Одним из главных нововведений закона можно считать создание Штаб-квартиры по интеллектуальной собственности в рамках Кабинета министров Японии (далее - Штаб-квартира).

Штаб-квартира является постоянно действующим органом, деятельность которого основана на работе Совета по стратегии Интеллектуальной собственности. Возглавляет Штаб-квартиру Генеральный директор, которым по должности является премьер-министр Японии. В состав Штаб-квартиры согласно статье 30 Основного закона назначаются следующие лица:

> все государственные министры

> эксперты, обладающие выдающимися знаниями в вопросах создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. руководители ведущих национальных компаний.

Основной задачей Штаб-квартиры является разработка Программы интеллектуальной собственности Японии и мер по содействию ее реализации.

Поскольку руководство Японии приняло решение о стратегическом развитии экономики на основе активного использования интеллектуальной собственности, Основной закон (глава третья) в целях организации системы планирования вводит обязательную разработку и утверждение Программы интеллектуальной собственности Японии и определяет требования к порядку ее подготовки, реализации и мониторинга применения.

В рамках Программы интеллектуальной собственности должны быть решены следующие основные вопросы:

1. Основные направления политики в данной сфере;

2. Конкретные меры, которые правительство должно целенаправленно и планомерно реализовать для создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;

3. Конкретные меры, которые правительство должно реализовать в целях содействия образованию и обучению в области интеллектуальной собственности.

В Программе должны также устанавливаться конкретные цели и сроки реализации. Согласно Основному закону обязательной является публикация проекта программы в сети Интернет. Штаб-квартира должна обеспечить мониторинг реализации Программы и оценивать достижение поставленных целей и соблюдение сроков. Предусмотрена обязательная публикация результатов в сети Интернет. По итогам анализа эффективности реализации мер и оценки влияния происходящих экономических и иных изменений, Штаб-квартира должна по меньшей мере ежегодно актуализировать Программу и вносить соответствующие изменения. Таким образом, с 2003 года Япония ежегодно утверждает Национальную программу в области интеллектуальной собственности.

О национальных программах

Первая Стратегическая программа для создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности [3] была утверждена правительством Японии в июле 2003 (далее - Стратегия).

Во введении к Стратегии говорится, что интеллектуальный творческий цикл состоит из трех стадий - создание результата творческой деятельности, его правовая охрана и последующее использование. При этом все три стадии составляют единый процесс, и меры по стимулированию каждой стадии должны разрабатываться и рассматриваться в совокупности.

При этом поставленная государством цель по превращению японцев в «нацию, развивающуюся на основе интеллектуальной собственности», не может быть достигнута без внедрения механизма, соединяющего процесс создания новых результатов творческой деятельности с исследованиями и их использованием для получения максимальной общественной пользы. Важнейшую роль в этом процессе играют университеты и исследовательские институты, в которых сосредоточено большинство творческих ресурсов Японии.

Именно поставленная цель - необходимость внедрения указанного выше механизма -определила структуру Стратегии-2003, которая состоит из соответствующих глав - создание объектов интеллектуальной собственности, охрана и защита объектов интеллектуальной собственности, использование объектов интеллектуальной собственности. Последние две главы направлены на развитие бизнеса в творческих отраслях, развитие человеческих ресурсов и повышение общественного внимания к интеллектуальной собственности.

Глава 1 Стратегии«Создание объектов интеллектуальной собственности» содержит перечень правительственных мер, направленных на увеличение финансирования процесса создания объектов интеллектуальной собственности.

Значительная часть предложенных мер относится к научной и исследовательской сферам. Соответствующие расходы предусматриваются в ежегодном бюджете страны (в Стратегии все финансовые обязательства правительства Японии указаны на 2003 фискальный год, который не совпадает с календарным и длится с 1 апреля по 31 марта).

В Стратегии отмечается, что выделение государственной поддержки на рядовые исследования не приведет к резкому росту экономического потенциала на основе инноваций. Поэтому Стратегия предусматривает создание системы оценки результатов деятельности университетов и научно-исследовательских организаций, использующих интеллектуальную собственность.

Для этого Стратегия предусматривает разработку «комплексных показателей оценки», касающихся интеллектуальной собственности. Он включает как количественные показатели (например, количество полученных патентов или поданных патентных заявок, так и качественные аспекты, такие как количество лицензионных договоров, сумма дохода от таких контрактов, частота цитирования в научных статьях, создание штаб-квартиры интеллектуальной собственности в университете и прочие). Данные критерии оценки должны быть использованы в оценке научно-исследовательской деятельности организаций и при распределении бюджетных средств для соответствующих фондов и других ресурсов на ее поддержку.

Стратегия также предусматривает проведение независимой национальной оценки деятельности университетов и научно-исследовательских организаций, связанной с созданием,

защитой и использованием интеллектуальной собственности. Кроме того, предусмотрена разработка правил сотрудничества между промышленностью, академическими кругами и правительством с целью обеспечения большей гибкости при заключении контрактов.

Стратегия предусматривает, начиная с

2004 года, меры по укреплению японской системы лицензирования технологий путем предоставления соответствующей государственной поддержки, особенно для организаций по лицензированию технологий. Отдельный блок вопросов посвящен мерам содействия созданию новых предприятий в рамках университетов. Речь идет преимущественно о старт-апах как продуктов бизнес-инкубаторов.

Глава 2 Стратегии определяет направления развития системы охраны объектов интеллектуальной собственности.

Усилия государства в этой сфере распределены по ряду конкретных направлений.

Первым из них является совершенствование системы правовой охраны интеллектуальной собственности. По данному вопросу в Стратегии констатируется, что компаниям необходимо быстро принимать деловые решения в условиях интенсивной международной конкуренции и проводить более ускоренную патентную экспертизу. Такое ускорение является обязательным условием коммерциализации качественных изобретений и оживления экономики. В целях ускоренного рассмотрения патентных заявок, важно снизить число заявок, ожидающих своего рассмотрения (то есть, портфель нерассмотренных заявок), составляющее 500 000, и заняться ожидаемым быстрым дополнительным ростом количества ходатайств о проведении экспертизы, которое, как ожидается, составит около 300 000.

Конкретными мерами являются обеспечение патентного ведомства необходимым количеством экспертов, использование опытных ассистентов, проведение структурной реформы процедуры предоставления заявителями ходатайств о подаче патентной заявки, расширение и совершенствование функций частных организаций по проведению патентного поиска, усиление роли патентных поверенных. В качестве временной меры по сокращению портфеля нерассмотренных заявок стало привлечение внешних экспертов на определенный срок работы. Первоначально процедура ускоренной экспертизы должна применяться к заявкам, подаваемым университетами и малым

бизнесом, иностранным заявкам и заявкам на изобретения, ожидающим скорой коммерциализации или нуждающимся в неотложном патентовании.

Вторым важнейшим направлением является система защиты прав. Активное использование результатов интеллектуальной деятельности в экономике должно сопровождаться не только развитием мер поддержки и системы правовой охраны прав на них, но и совершенствованием системы их защиты. Здесь выделяются три аспекта.

Во-первых, необходимо совершенствование системы возмещения убытков в отношении интеллектуальной собственности и предоставление правообладателям надлежащих средств судебной защиты.

Во-вторых, с целью совершенствования сдерживающих эффектов против нарушений прав интеллектуальной собственности необходимо усиление уголовной ответственности.

В-третьих, необходимо совершенствовать систему урегулирования самих споров. Было принято решение о создании специализированного судебного органа - Высшего суда по интеллектуальной собственности.

Одновременно в Стратегии была поставлена задача совершенствования знаний экспертов, задействованных в системе судебных споров по интеллектуальной собственности.

Третьим является международный аспект. Поскольку развитие национальной системы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности невозможно без участия в совершенствовании международной охраны интеллектуальной собственности, в Стратегии предусмотрены следующие направления:

1. Содействие усилиям по созданию глобальной патентной системы, в т.ч. содействие сотрудничеству в области патентной экспертизы:

> сотрудничество в области патентной экспертизы с национальными патентными ведомствами других стран в направлении уменьшения процессуального бремени на заявителей, подающих патентные заявки во многих странах, снижения рабочей нагрузки на национальные патентные ведомства и достижения взаимного признания патентных законов и руководств по патентной экспертизе путем международной гармонизации.

> Содействие реформе Договора о патентной кооперации (РСТ) в целях создания системы, которая облегчит приобретение прав на международном уровне.

> Содействие приобретению прав в развивающихся странах.

> Содействие международной гармонизации патентных систем.

> Создание международных сетей для обмена информацией по вопросам патентной экспертизы.

2. Содействие международной гармонизации си-

стем авторского права.

3. Содействие разработке международных правил по урегулированию споров.

В качестве четвертого направления определен аспект контрафакции. В главе 2 Стратегии выделены система мер борьбы с контрафакцией и изготовлением пиратских копий. Для защиты интересов японского народа и компаний, а также для предоставления стимула к созданию новых объектов интеллектуальной собственности в Стратегии предусмотрено три блока необходимых государственных мер.

1. Ужесточение мер на зарубежных рынках:

> помощь в приобретении и защите прав японскими компаниями в других странах;

> создание информационных сетей, содержащих сведения о контрафактной и пиратской продукции;

> принятие мер против изготовления подделок и пиратских копий в сотрудничестве с государственным и частным секторами;

> активизация действий правительства в отношении стран, в которых выявлены случаи нарушения прав.

2. Ужесточение пограничных и внутренних правил:

> разработка национальных законов, ограничивающих частный ввоз товаров, выпущенных в нарушение прав интеллектуальной собственности;

> ужесточение мер по соблюдению пограничных и внутренних правил

> поправки в таможенное законодательство;

> совершенствование уголовного законодательства в части, касающейся таких преступлений, как продажа подделок и пиратских копий на улицах;

> ужесточение правил, касающихся нарушения прав в сети І^егпе^

> активизация деятельности по повышению информированности общественности.

3. Укрепление структур по борьбе с подделками и пиратскими копиями в государственном и частном секторах. Здесь предлагается ряд специальных мер.

Глава 3 Стратегии посвящена использованию объектов интеллектуальной собственности в экономике.

В Стратегии справедливо указывается, что, несмотря на выдающиеся результаты по созданию новых объектов интеллектуальной собственности и их надлежащую охрану, неэффективное использование этих результатов следует расценивать как «растрату казны», что явно не приведет к оживлению экономики. Именно для решения проблемы, когда значительное количество патентов не находит промышленного применения, и инвестиции в НИОКР не всегда способствуют экономическому развитию. В Стратегии был разработан ряд мер, стимулирующих компании использовать такие активы в их хозяйственной деятельности.

Основной задачей Правительства в этой сфере является поддержка стратегического использования интеллектуальной собственности частным бизнесом. Компаниям необходимо рассматривать интеллектуальную собственность как «источник» конкурентоспособности, которая в будущем принесет экономические выгоды и станет стержнем их управленческой стратегии. Правительство Японии должно поддерживать усилия компаний по разработке управленческой политики в рамках «Руководства по приобретению и административному управлению правами интеллектуальной собственности», «Руководства по административному управлению коммерческой тайной» и «Руководства по предотвращению утечки технологий». Типовые документы опубликованы Министерством экономики, торговли и промышленности в январе-марте 2003 г.) [4].

В целях создания благоприятной среды для использования интеллектуальной собственности в Стратегии предусмотрен блок следующих мер:

1. Укрепление стабильности лицензионных договоров в области охраны интеллектуальной собственности. Здесь рассматриваются аспекты охраны лицензий в случае банкротства лицензиара, повышения правовой стабильности лицензий на открытые программные средства и другие.

2. Улучшение доступа к информации об интеллектуальной собственности. Здесь предусматриваются новые издания и сайты.

3. Содействие предприятиям, использующим интеллектуальную собственность (в части проведения патентно-лицензионного поиска, оценки интеллектуальной собственности, отчетности в области охраны интеллектуальной

собственности, планирования стратегии в области охраны интеллектуальной собственности, переговорных процессов по вопросам лицензирования и т.д.).

4. Содействие МСП и венчурным компаниям в более эффективном использовании интеллектуальной собственности.

Глава 4 Стратегии содержит необходимый комплекс мер по защите авторских и смежных прав.

Здесь предусмотрены меры по совершенствованию договорных обязательств и судебной практики.

Заключительная пятая глава Стратегии посвящена вопросам развития человеческих ресурсов и повышения уровня информированности общественности.

Ввиду того, что именно люди содействуют должному функционированию всех форм той или иной системы, то достижение национальной цели по превращению Японии в «нацию, основанную на интеллектуальной собственности», возможно только при наличии высококвалифицированных специалистов, способных создавать новые объекты интеллектуальной собственности, а также предоставлять прогрессивные специализированные услуги, такие как приобретение прав на созданные объекты интеллектуальной собственности, урегулирование споров и заключение лицензионных соглашений.

В соответствии с этим правительство Японии включило в Стратегию меры по увеличению числа адвокатов, патентных поверенных и других экспертов, обладающих солидным запасом знаний в вопросах интеллектуальной собственности и являющихся конкурентоспособными на международном уровне.

Кроме того, с целью подготовки компетентных специалистов в области охраны интеллектуальной собственности правительство Японии намерено оказать содействие обучению в области охраны интеллектуальной собственности, отвечающему самым высоким стандартам качества и количества, и совершенствованию знаний широкого круга специалистов в различных отраслях экономики и областях знаний, таких как право, технологии и управление коммерческими предприятиями (менеджмент).

Помимо этого правительство Японии направит усилия на подготовку большого числа учащихся и исследователей, сведущих в вопросах интеллектуальной собственности, в целях

содействия образованию в области охраны интеллектуальной собственности.

В дополнение к этому правительство Японии предложило обстоятельное обучение вопросам интеллектуальной собственности исследователям, учащимся начальной, средней и высшей школ, студентам университетов и взрослому населению, с целью улучшения информированности общественности в вопросах, относящихся к интеллектуальной собственности.

Стратегическая программа в сфере интеллектуальной собственности 2006 года (далее - Стратегия 2006) является весьма объемным документом, ориентированным на национальную цель, поставленную правительством Японии - перевод результатов научных исследований и творческой деятельности в охраняемые объекты интеллектуальной собственности, и использования в целях повышения международной конкурентоспособности японской промышленности. Стратегия 2006 также главной целью имеет соединение процесса создания новых результатов творческой деятельности и исследований и их использования в промышленности. Поэтому структура Стратегии повторяет структуру Стратегии 2003 года и состоит из 5 разделов: создание объектов интеллектуальной собственности, охрана объектов интеллектуальной собственности, использование объектов интеллектуальной собственности, развитие бизнеса с использованием цифрового контента, развитие человеческих ресурсов.

Отдельно в Стратегии 2006 выделен раздел, в котором приводятся основные достижения в политике в сфере интеллектуальной собственности (в соответствии со сложившейся структурой стратегии) и основные законодательные изменения (2003 - 2006 годы), а также краткая информация о проведенных мероприятиях по имплементации Стратегии (заседания Штаб-квартиры интеллектуальной собственности, встречи экспертов и рабочих групп, проведенные общественные обсуждения по отдельным положениям проекта стратегии).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве основных достижений в сфере создания объектов интеллектуальной собственности отмечается, что:

> создано 43 штаб-квартиры интеллектуальной собственности в университетах, более 40 организаций по лицензированию технологий в университетах и научно-исследовательских организациях (по состоянию на март 2005 года);

> принципы передачи прав на изобретения, ранее созданные преподавателями университе-

тов, были приняты 87 из 94 национальных университетов (93%) и в 145 из 578 государственных и частных университетов, что составляет 25% (по состоянию на март 2005 года);

> количество национальных патентов, полученных университетами и государственными научно-исследовательскими организациями, выросло в 2,5 раза в период с 2002 по 2005 год, количество лицензионных договоров и сумма выплат по ним увеличились в 2,1 раза и 5 раз соответственно с 2002 по 2004 фискальный год.

> по состоянию на конец 2005 финансового года, общее число университетских стартапов достигло 1503.

> были изменены положения Патентного закона, касающиеся прав сотрудников на изобретения (статья 35), которые вступили в силу в апреле 2005 года

В сфере совершенствования правовой охраны объектов интеллектуальной собственности за трехлетний период в Стратегии отмечены следующие достигнутые результаты по поставленным целям:

> произведено укрепление функций по урегулированию споров. В частности, с апреля

2005 года действует Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, а также были внесены изменения в законодательство, касающиеся расширения функций сотрудников судов, обладающих специальными знаниями для рассмотрения споров, связанных с интеллектуальной собственностью;

> обеспечено ускорение экспертизы патентных заявок. В частности, были внесены изменения в патентное законодательства, в т.ч. содержащие меры дерегулирования, был создан Совет по внедрению быстрой и эффективной патентной экспертизы, возглавляемый министром экономики, торговли и промышленности, были назначены по 98 новых срочных экспертов в 2004, 2005 и 2006 финансовых годах;

> было принято более 30 изменений в действующие законодательные акты по интеллектуальной собственности, в том числе:

> произведено усиление системы интеллектуальной собственности. Уголовное наказание за нарушение авторских прав было ужесточено путем внесения поправок в Закон об авторском праве и Закон о недопущении недобросовестной конкуренции;

> актуализированы нормы права в отношении уголовного наказания, налагаемого за нарушение патентных прав, прав на дизайн и

прав на товарные знаки, а также при нарушении коммерческой тайны. Верхний предел для срока лишения свободы и сумма штрафа были увеличены, соответственно, до 10 лет и до 10 миллионов йен;

> была введена в эксплуатацию система доступа к информации трех патентных ведомств Японии, США и Европейского патентного ведомства;

> принятие системных мер по проблеме контрафакции.

3. Усиление мер по борьбе с контрафактной и пиратской продукцией произошло за счет организации Штаб-квартиры интеллектуальной собственности, где был принят пакет мер по усилению мер по борьбе с контрафактом и пиратством. В сентябре 2004 года Ассоциацией по распространению контента за рубежом (The Content Overseas Distribution Associate (CODA)) был учрежден специальный знак - Content Japan (CJ) для размещения на товарах, произведенных в Японии [5]. С этой целью были внесены изменения в таможенное законодательство. Дополнительно была введена система уведомления правообладателей об экспортерах и импортерах продукции, нарушения патентных и иных интеллектуальных прав было включено в качестве основания для приостановления экспорта продукции. В структуре министерства экономики, торговли и промышленности создано в августе 2004 года агентство по нарушениям прав интеллектуальной собственности.

Значительная часть стратегии посвящена проблемам экономики. В целях повышения активности использования объектов интеллектуальной собственности в экономике для малых и средних предприятий, а также венчурных компаний были предусмотрены специальные меры. В частности, намечалось обеспечение бесплатного доступа к базам патентной информации для использования ее при подготовке патентных заявок. Намечено снижение пошлин за рассмотрение патентных заявок и выдачу патентов.

В целях стимулирования органов местной власти было предложено стратегии разрабатывать и применять на нижнем территориальном уровне. В результате органы власти 22 префектур по состоянию на апрель 2006 года полностью закончили подготовку своих локальных стратегий в сфере интеллектуальной собственности, а 15 готовили соответствующие проекты. В 9 регионах при Региональных бюро экономики, торговли и промышленности были

учреждены штаб-квартиры интеллектуальной собственности в форме государственно-частных организаций

В Стратегии 2006 года в качестве главной краткосрочной цели - на 2006-2008 финансовые годы указывалось, что поскольку 21 век является эрой мегаконкуренции в сфере знаний, то в развитие проведенных в 2003-2006 годах законодательных изменений, должны быть проведены реформы, которые обеспечат Японии лидирующие мировые позиции в сфере создания, охраны и использования интеллектуальной собственности. Правительство Японии предполагало, что будет создана наиболее передовая, прогрессивная система интеллектуальной собственности.

Исходя из главной цели, Стратегия была направлена на решение семи основных задач:

1. Осуществление политики в области интеллектуальной собственности в глобальных масштабах.

2. Расширение политики в области интеллектуальной собственности на региональном уровне и поддержки МСП и венчурных компаний.

3. Поощрение создание интеллектуальной собственности в университетах и государственных научно-исследовательских институтах и обеспечение содействия сотрудничеству между наукой и промышленностью.

4. Реформирование структуры системы подачи и рассмотрения патентных заявок и обеспечение оперативности патентной экспертизы.

5. Развитие сферы авторского права и смежных прав.

6. Продвижение бренда Японии.

7. Развитие человеческих ресурсов, касающихся интеллектуальной собственности.

Исходя из указанных семи задач, в Стратегии 2006 содержится перечень приоритетных мер по каждому направлению.

Стратегическая программа в сфере интеллектуальной собственности (далее -Стратегия 2007). Структура Стратегии повторяет структуру предшествующего документа

2006 года и состоит из вводной части, перечня основных мер по ключевым направлениям, и основных положений, раскрывающих более подробно необходимые меры с указанием конкретных ответственных государственных органов.

Особенностью развития Стратегии как документа является то, что ежегодно значительно возрастает внимание к проблеме развития отрасли авторского права и смежных прав, защита прав авторов в цифровой среде. Отдельным направлением является развитие бренда Японии,

в рамках которого предусматриваются меры по популяризации национальной культуры питания, создание привлекательных брендов регионов страны, создание в качестве мирового бренда для национальной модной индустрии, стимулирование творческой деятельности в стране, поддержка участия в зарубежных выставках, повышение привлекательности для иностранных туристов и средств массовой информации. Основным источником информации для бизнеса было активное использование международного вещания и многих других источников, но не интеллектуальная собственность.

В мае 2012 года премьер-министр Японии заявил, что именно эта сфера является «скрытым сокровищем Японии», которая может оживить экономику страны [6].

Основная концепция Стратегии 2007 года была основана преимущественно на двух документах, принятых Правительством Японии в мае 2007 года - «Инновации 25» и Стратегия культурной/творческой индустрии Японии. В эпоху глобальной конкуренции эти два документа созданы для содействия росту Японии и распространения уникальных особенностей не только в технологической, но и в культурной сфере бизнеса, выходящего за рубеж.

Поэтому при подготовке Стратегии 2007 особое внимание уделялось реализации Стратегии в глобальном масштабе.

Комментарий к стратегической программе в сфере интеллектуальной собственности 2010 года

В предисловии к Программе [7] дается краткое описание мировой ситуации и положение Японии. В частности, отмечается, что, несмотря на предпринятые усилия в условиях экономической глобализации и усиления международной конкуренции европейские страны в качестве мирового лидера вновь опередили Японию. Однако Япония обладает таким интеллектуальным потенциалом как система общенационального высшего образования, научные и технические достижения во многих областях, национальный цифровой контент. При правильном и полном использовании указанных сильных сторон, возможно будет добиться не только лидирующей роли в конкуренции на зарубежных рынках, но и активизировать внутренние рынки и достичь устойчивого экономического роста. Для того чтобы в полной мере использовать такие объек-

ты интеллектуальной собственности как наилучшие технологии и контент, должна быть создана и реализована стратегия развития человеческих ресурсов, стратегия создания инноваций, стратегия создания международных стандартов и стратегия развития глобального бизнеса.

Отраслевые стратегии играют исключительную роль для развития отраслевых технологий и техники.

Именно совместно с реализацией отраслевых стратегий (в сфере промышленной политики, политики в сфере науки и технологий, политики в сфере информационных и компьютерных технологий и т.д.) возможно достичь цели роста в каждой из областей.

Исходя их поставленных целей, Программа 2010 разделена на три стратегии и содержит приоритетные меры к каждой из них. При этом указаны целевые количественные показатели реализации всех мер, ориентированных на 2020 год.

Первая подстратегия направлена на повышение конкурентоспособности путем создания международных стандартов в конкретных стратегических областях для международной стандартизации.

Для обеспечения будущего роста Япония выбрала и сконцентрировала усилия на развивающихся отраслях промышленности, включенных в перечень стратегических отраслей для международной стандартизации, в которых Япония имеет технологические преимущества. В качестве первого шага основное внимание было сосредоточено на семи стратегических отраслях Японии для международной стандартизации (передовые медицинские технологии, вода, транспортные средства следующего поколения, железные дороги, энергетический менеджмент, цифровой контент, роботы и робототехника), в которых должно быть оказано содействие управлению интеллектуальной собственностью для использования объектов интеллектуальной собственности и установления международных стандартов, что приведет к повышению конкурентоспособности на мировом рынке.

Именно в указанных стратегических областях ставится задача по повышению уровня знаний в сфере интеллектуальной собственности руководителей организаций, имеющих высокую международную конкурентоспособность. Это следует делать в целях изменения понимания и подходов к управлению интеллектуальной собственностью, в том числе международной стратегии стандартизации.

В качестве ожидаемых результатов от реализации первой подстратегии к 2020 году указывается увеличение доли японских товаров на мировом рынке в определенных стратегических областях путем развития международной стандартизации в сочетании с научными исследованиями, за счет реализации стратегии коммерциализации, а также за счет приобретения и использования прав интеллектуальной собственности у мировых лидеров НИОКР.

Вторая подстратегия посвящена содействию стратегии роста на основе развития цифрового контента.

В целях содействия расширению использования контента за рубежом, приобретения зарубежных каналов распределения и передачи информации за границу, необходимо срочно сформировать государственно-частный инвестиционный фонд и принять меры по оказанию поддержки, а также рассмотреть, как оказать помощь в плане формирования эффективной налоговой системы. Следует внимательно изучить законодательства ведущих стран и призвать правительства этих стран к изъятию из их национального законодательного регулирования положения, которые препятствуют распространению японского контента.

Следует активно формировать инфраструктуру развития человеческих ресурсов и технологии накопления человеческих ресурсов даже из-за рубежа через содействие формированию контента, использование информационнокоммуникационных технологий, включая цифровые учебники для образования, содействие увеличению творческой активности в образовательной среде.

В целях активизации разработки и предоставления цифрового контента и услуг, следует оперативно организовать комплексную правовую систему в отношении коммуникационных технологий, связи и вещания, и необходимо срочно разработать меры для эффективного использования радиоволн, в том числе для использования белого пространства в 2010 финансовом году.

В качестве мер, применяемых к нарушителям авторских и смежных прав в сети Интернет, было намечено ввести механизм отслеживания контрмер, принимаемых со стороны провайдеров интернет-услуг, к разработке плана реформ по усилению ограничений и контролю доступа. Этот механизм предполагалось реализовать в течение 2010 финансового года.

Прогноз ожидаемых результатов (по состоянию на 2020)

1. Доходы от авторского контента, ожидаемые из-за рубежа:

Предполагается, что рост составит от ~ 1,2 триллиона иен (2009) до ~ 2,6 трлн. иен.

2. Количество иностранных студентов, связанных с национальным контентом, будет равно 10 000.

3. Масштабы рынка цифрового/Интернет контента:

рост составит от ~ 1,4 триллиона иен (2008) до ~ 7 трлн. иен в 2020 году.

Третья подстратегия направлена на усиление мер, связанных с интеллектуальной собственностью, межотраслевого промышленного характера.

Предусматривалось расширить систему освобождения от уплаты патентных сборов для венчурных компаний и МСП (малых и средних предприятий). Кроме того, в качестве мер по оказанию помощи компаниям, не имеющим опыта в патентных заявках, рассмотреть необходимые меры, включая такие из них как снижение уровня сборов, взимаемых патентными поверенными и т. д.

С 2010 года предполагалось создать единые консультационные пункты («одного окна») по всей стране, чтобы коллективно получать различные консультации в отношении управления интеллектуальной собственностью, способствующих развитию бизнеса.

В связи с формированием основы для инноваций было намечено пересмотреть некоторые положения патентной системы в целях поощрения вклада, вносимого в повышение использования патентов, в расширение круга пользователей, включая университеты. В частности, предусматривалось укрепление системы лицензирования на основе применения упрощенных процедур для университетов и исследователей.

Совершенствование патентной системы намечалось также с целью интеграции и упрощения процедуры подачи заявок, а также принятие мер для достижения более быстрого и глубокого взаимного признания результатов патентной экспертизы в каждой стране между Японией, США, Европой, Кореей и Китаем. Кроме того, намечалось завершить переговоры по международному договору по борьбе с пиратством (ACTA), чтобы уменьшить ущерб, причиненный контрафактной и пиратской продукцией.

Прогноз ожидаемых результатов (по состоянию на 2020 год)

1. Содействие использованию интеллектуальной собственности, и создание новых видов бизнеса и направлений.

* Синий светодиод (годовые продажи в среднем: 0,400 млрд йен) является примером использования технологии, разработанной в университете и получившей распространение по всему миру .

2. Объем экспорта технологий возрастет от 2 трлн до ~ 3 трлн иен.

3. Создание большого количества конкретных направлений бизнеса, играющего активную роль во всем мире.

4. Сумма экспорта малых и средних предприятий возрастет от ~ 10 трлн. до ~ 14 трлн. иен.

Второй раздел Стратегии 2010 представляет собой таблица мер по ее реализации. Она представляет собой перечень конкретных мероприятий, предусмотренных в других разделах Стратегии, их описание, перечень ответственных за реализацию в органах государственной власти и сроки. При этом меры четко разделены по срокам реализации на краткосрочные (20102011 финансовый год), среднесрочные (20122013 финансовый год) и долгосрочные (20142019 финансовые годы).

Комментарий к последней программной стратегии, принятой в начале финансового года -29 мая 2012 года

Современный мир сегодня находится в стадии постоянной динамичной трансформации. Информация, денежные средства, продукция, технологии и люди свободно и быстро перемещаются через границы в так называемом «мире без границ». Высокоскоростной Интернет соединяет мир в «Глобальную сетевую эпоху» (“Globally Networked Age”).

В Стратегии отмечаются новые вызовы, на которые необходимо ответить, чтобы выжить в новую эпоху.

Во-первых, международный патентный ландшафт изменяется в свете укрепления системы интеллектуальной собственности. Поскольку увеличивается число патентных заявок и объем патентной документации, составленных не на английском, а на китайском и корейском языках,

осторожные патентные стратегии для конкуренции на мировом рынке имеют ключевое значение для компаний, развивающих свой бизнес в глобальном масштабе. Кроме того, соответствующие стратегии интеллектуальной собственности незаменимы для средних и малых предприятий и таких отраслей, как железные дороги, водное хозяйство, фармакология, предприятия которых в последние годы быстро расширили свой бизнес за рубежом. И как видно на проекте корейского центра интеллектуальной собственности (Korean IP hub project), патентная система также подвержена конкуренции в сфере международных услуг. В случае, если правоприменительная практика и судебная система не будут соответствовать международному уровню, ведущие мировые компании могут отказаться от японской патентной системы.

Изменения касаются международных стандартов, «нормотворчества», которые являются ключом к международной конкуренции. До сих пор, стратегическая важность международного стандарта не была должным образом признана руководителями компаний, представителями науки и государственных организаций, несмотря на усилия, предпринимаемые некоторыми экспертами.

Помимо отдельных институциональных проблем, комплексное управление интеллектуальной собственностью стала еще более важным. В прошлом японские компании рассматривали объекты интеллектуальной собственности в качестве вторичных активов. А процедуры, направленные на приобретение этих прав были реализованы в подчинении к стратегии бизнес-управления и развития научных исследований и разработки (R & D). Однако, для того, чтобы выжить в условиях жесткой международной конкуренции сегодня, необходимо объединение всех трех элементов в корпоративной стратегии: интеллектуальной собственности, управления бизнесом и стратегии НИОКР.

Во-вторых, использование возможностей программного обеспечения в цифровую эпоху и активным развитием свободных отношений на мировом рынке, система авторского права, созданная для защиты авторских произведений, сейчас сталкивается со многими трудностями.

Технологические инновации снизили стоимость тиражирования и передачи информации практически до нуля. В среде, где скопированная информация легко передается в глобальные сети, требуются новые идеи и разработки для обмена знаниями и должной защиты автор-

ских прав, чтобы не снижать темпы создания произведений.

Программа-2012 в Японии будет мощно стимулировать комплексную стратегию развития разнообразных авторских произведений. Рассматривая глобальные изменения, вызванные цифровой эпохой как новые большие возможности, правительством Японии планируется ускорить процессы совершенствования инновационной среды, направленные на создание новых предприятий и новых рынков, и тем самым повысить динамизм развития Японской экономики.

Учитывая вышеобозначенные причины и прогноз на десятилетнюю перспективу, разработана комплексная стратегия интеллектуальной собственности, имеющая разносторонний, всеобъемлющей и междисциплинарный характер. Поэтому в Программу 2012 включены две всеобъемлющие дополнительные стратегии, направленные на укрепление конкурентоспособности Японии на мировом рынке:

1.Комплексная стратегия инноваций в интеллектуальной собственности

2. Комплексная стратегия по наращиванию цифрового контента.

Выводы

Исследование специфики японской экономики, их достижений и проблем, которые формулируются, обсуждаются и системно разрешаются, позволяет отметить ряд важных факторов успеха:

> правительство Японии весьма чутко реагирует на запросы бизнеса и ведущих специалистов, работающих в сфере высоких технологий и интеллектуального консалтинга. Отсюда возникают возможности выявления и привлечения лучших японских специалистов для разработки и систематического совершенствования государственных стратегий. Наиболее компетентные специалисты по ИС в Японии определяются по публикациям, выступлениям на конференциях, по созданным системам в этой сфере, опубликованным учебникам, учебным пособиям и количеству ссылок на этих специалистов. Практически все эти критерии, к сожалению, в России не работают. Поэтому аналогичные проблемы в России не решаются, власть хронически запаздывает всюду, где требуется развитие, и особенно там, где накапливаются интеллектуальные проблемы и должны формировать-

ся и распространяться интеллектуальные системы и технологии для процветания нации и перспектив молодых людей.

В японской экономике во власти сложилась критическая масса весьма дальновидных руководителей и умных специалистов, которые методично разрабатывают и практически развивают те направления, где требуются интеллектуальная изощренность и знания в этой отрасли. В то же время, ведущие японские специалисты и руководители, формирующие и развивающие данную Стратегию, не демонстрируют никаких открытий или восхитительных изобретений в этой области. В России все, о чем написано в японской Стратегии, давно уже складывается и развивается на уровне существенно более низком, чем правительственный или парламентский. Эти технологии создаются в российском консалтинге на уровне отдельных предприятий, организаций, малых предприятий. Правительство РФ не видит этих инициатив, не поддерживает их, что ведет к застою в этой сфере.

Отношение власти и общества в Японии к интеллектуальной собственности может быть примером для всех современных стран, пытающихся использовать интеллект в качестве основного ресурса нации, что достойно всяческого уважения и восхищения умной властью, создающей умную экономику. Все это на системной основе формирует умную нацию, способную стойко переживать любые трагедии и делать из своих неудач правильные выводы. Способность нации понимать проблемы, стоящие перед ней, и системно их разрешать, не подражая никому, говорит о том, что в Японии интеллектуальное начало последние полвека является доминирующим и, пожалуй, лидирующим в мире в рамках Восточного полушария. Асимметрия «США -Япония» - это ось интеллектуального вызова цивилизации, где России еще предстоит найти свое место и сказать свое веское слово. Для этого у нас есть все основания.

Литература

1. IP Strategic Policy Outline. Утвержден Стратегическим советом по интеллектуальной собственности 3 июля 2002 года. http:// www.kantei.go.jp/foreign/policy/titeki/ kettei/020703taikou_e.html

2. Basic Law on Intellectual Property No.122 of 2002, Japan.

3. http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/ documents/apcity/unpan010247.pdf

4. Strategic Program for the Creation, Protection 6.

and Exploitation of Intellectual Property. http://www.kantei.go.jp/foreign/policy/titeki/ 7. kettei/030708f_e.html.

5. Стратегии интеллектуальной собственно- В.

сти компании HITACHI (IP STRATEGY of HITACHI). Министерство экономики, тор- 9.

говли и промышленности. 2003 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Content Overseas Distribution Association (CODA). http://www.coda-cj.jp/en.html Intellectual Property Strategy Headquarters (news). May, 2012.

http://www.kantei.go.jp/foreign/noda/ actions/201205/29chiteki_e.html Intellectual Property Strategic Program - 2010. May, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.