Научная статья на тему 'Перспективны стратегического развития интеллектуальной собственности'

Перспективны стратегического развития интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1770
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ОБОРОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / DEVELOPMENT STRATEGY / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATION / INTELLECTUAL PROPERTY TURNOVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карцхия Александр Амиранович

Стратегия развития интеллектуальной собственности является составной частью общенациональной Стратегии развития России. Формирование Cтратегии предполагает единый концептуальный подход развития «правового пространства» в сфере инноваций и интеллектуальной собственности, в основе которого заложен правовой механизм охраны и защиты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development strategy of intellectual property

Intellectual property development strategy is part of national development Strategy of Russia. The formation of the Strategy involves the development of a common conceptual approach as “legal space” for innovation and intellectual property, which laid the basis for the legal mechanism of protection and enforcement of intellectual propery.

Текст научной работы на тему «Перспективны стратегического развития интеллектуальной собственности»

Карцхия Александр Амиранович

кандидат юридических наук, профессор РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина

E-mail: arhz50@mail.ru

Перспективны стратегического развития интеллектуальной собственности

Стратегия развития интеллектуальной собственности является составной частью общенациональной Cтратегии развития России. Формирование Cтратегии предполагает единый концептуальный подход развития «правового пространства» в сфере инноваций и интеллектуальной собственности, в основе которого заложен правовой механизм охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: стратегия развития, интеллектуальная собственность, инновации, оборот интеллектуальной собственности.

Dr., Prof. Alexander Kartskhiya

E-mail: arhz50@mail.ru

The development strategy of intellectual property

Intellectual property development strategy is part of national development Strategy of Russia. The formation of the Strategy involves the development of a common conceptual approach as “legal space” for innovation and intellectual property, which laid the basis for the legal mechanism of protection and enforcement of intellectual propery.

Keywords: development strategy, intellectual property, innovation, intellectual property turnover.

Современная стратегия перспективного развития России ориентируется на переход к инновационной стадии экономического развития и создания инфраструктуры постиндустриального общества в сочетании с использованием большого национального потенциала природных ресурсов, внутреннего рынка, науки и высокого качества человеческого капитала, созданием высокого уровня конкуренции и формированием реального спроса на инновации, стимулирование трансформации экономики в инновационную.

По оценкам итогового доклада «Страте-гия-2020»:1 основными видами периода, когда рост инвестиций в сырьевой сектор был связан преимущественно с недостатком внутренних инвестиций, теперь упор должен быть сделан на трансфер технологий.

1 См.: Итоговый доклад «Стратегия- 2020: Новая модель роста - новая социальная политика». Источник: интернет ресурс - http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/121/45

8599817itog.pdf.

Нельзя не согласится с выводами итогового доклада Стратегия-2020 о том, что реализация новой модели инновационной политики предполагает поиск адекватных подходов к решению проблем создания и правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность чаще всего создается не для конкретного потребителя и потому остается невостребованной со стороны производства и рынка. Между тем именно в процессе коммерциализации проявляются ее реальные конкурентные преимущества, а охраноспособные изобретения и ноу-хау становятся весомыми источниками доходов.

Важно, как отмечено в итоговом докладе, усилить внимание к регламентации рынка промышленной собственности (патентов, полезных моделей, в том числе созданных с привлечением бюджетных средств, ноу-хау), трансфера результатов интеллектуальной деятельности в экономику. Значительные экономические возможности, которые открывает выход на зарубежные рынки, делают актуальными такие меры, как

льготные патентные пошлины, развитие специальных фондов содействия патентованию, рост масштабов бесплатных консультационных и информационных услуг. Для развития рынка интеллектуальной собственности предлагается последовательно улучшать условия капитализации исследований и разработок, в том числе через постановку объектов интеллектуальной собственности на баланс компаний. Создание системы эффективного управления интеллектуальной собственностью подразумевает развитие объектов инновационной инфраструктуры, занимающихся продвижением технологий на рынки (патентные и маркетинговые отделы компаний, научных организаций и вузов, центры трансфера технологий, консалтинговые и инжиниринговые фирмы и пр.); расширение сети центров, оказывающих широкий спектр информационно-консультационных и экспертных услуг (патентные исследования с предоставлением скидок малому бизнесу, помощь в организации участия в международных выставках, оплата пошлин при регистрации и правовой охране и др.). Кроме того, необходимо развитие системы технологических платформ с участием бизнеса, науки и вузов; сети центров открытых инноваций и технологических брокеров, а также создание сети сервисных и образовательных центров в сфере инжиниринга, дизайна, прототипирования. Предлагается развивать механизмы принуждения компаний к инновациям (мониторинг программ инновационного развития; введение инновационных технических регламентов и стандартов; ужесточение экологических, ресурсосберегающих требований, требований к качеству и безопасности). Важным является и создание национальной экспертной сети по долгосрочному научно-технологическому прогнозированию с участием широкого круга заинтересованных сторон (крупных компаний, ведущих вузов и НИИ, бизнес-ассоциаций, территорий инновационного развития).

Реализация предложенных мер несомненно будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий нефтегазового комплекса, что особенно важно в условиях присоединения России к ВТО2 .

Стратегическое развитие предполагает совершенствование государственного управления в сфере интеллектуальной собственности, а

2 Подробнее см.: Карцхия А.А. Интеллектуальная собственность и конкурентоспособность предприятий нефтегазового комплекса. Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2012, №1. С 3-5.

также системы судебной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Реорганизация в соответствии с Указом Президента РФ от 24 мая 2011 г.№673 Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), который теперь непосредственно подчиняется Правительству РФ3, также как и создание в России системы судов по интеллектуальным правам4 должны обеспечить не только повышение эффективности правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем (в том числе входящих в состав единой технологии), товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также формированию устойчивой системы защиты прав авторов и правообладателей, но и способствовать инновационному развитию, коммерциализации интеллектуальной собственности.

Стимулирование создания принципиально новых технологий и разработок, широкое их промышленное использование во многом зависит от системного подхода при структурировании стратегии развития национальной инновационной системы, объединяющей фундаментальные научные исследования, НИОКР и вовлечение в экономический оборот (коммерциализацию) их результатов, используя правовой механизм оборота имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Формирование концептуально единого «правового пространства» для регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности во многом определяет эффективность самого процесса инновационного развития. Следование единому концептуальному подходу при выработке стратегии развития во многом предопределит и сам результат. Структура законодательства, регулирующего правоотношения в сфере интеллектуальной собственности, достаточно обширна и включает правовые нормы различной отраслевой принадлежности, а также законы и

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012г. №218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (Российская газета 30 марта 2012г.№5743).

4 Федеральный закон от 08.12.2011 N 422-ФЗ «О вне-

сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам». Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, №50, ст. 7364.

другие правовые акты комплексного характера. Принципиальным для концептуального подхода является, с нашей точки зрения, то, что «краеугольным камнем», отправной точкой концепции развития должны быть положения Гражданского кодекса РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые должны учитываться в процессе развития всего законодательства, касающегося интеллектуальной собственности.

Результативность инновационной деятельности и эффективность процессов создания и использования интеллектуальных прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности может отражать уровень патентной активности российских правообладателей. Патентная активность оценивается, прежде всего, по числу заявок и выданных патентов для получения правовой охраны таких объектов промышленной собственности, как изобретения, промышленные образцы и полезные модели, а также товарных знаков (trade marks). По данным ВОИС5 наибольшая активность при патентовании изобретений отмечается в патентных ведомствах Японии США, Южной Кореи, Китая, Германии, России, Сингапура, Австралии.

Стратегия развития самым непосредственным образом связана со стратегией развития инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, в том числе в нефтегазовом комплексе.

Стратегическое развитие в сфере регулирования отношений интеллектуальной собственности.

При совершенствовании правового регулирования в сфере научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности необходимо придерживаться общей стратегии развития. Основные результаты инновационной деятельности в конечном итоге выражаются в повышении производительности труда и усилении конкурентоспособности российских предприятий как на национальном, так и на мировых рынках, создании новых и современных рабочих мест. Структурирование отечественной инновационной сферы, развитие национальной инновационной системы, приобретает особую

5 Подробнее см.: WIPO IP Facts and Figures 2011 / WIPO. -Geneva : WIPO, 2011. - 26 p.[Electronic resource].- http:// www.wipo.int/ipstats/en/statistics/patents/pdf/wipo_pub_ 943_2011.pdf [26.03.2012].стр. 9.

актуальность в связи с современной стратегией по формированию отечественной инновационной экономики в рамках перехода к экономике постиндустриального общества.

На особенности участия интеллектуальной собственности в рыночном обороте товаров было обращено внимание Конституционным Судом РФ, который отметил, что в отличие от рыночной стоимости таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского и патентного права, которая во многом предопределяется их самостоятельной ценностью как результатов интеллектуальной творческой деятельности, рыночная стоимость приравненного к ним по предоставляемой защите товарного знака как средства индивидуализации продукции зависит в первую очередь от признания этой продукции потребителем6.

Характерно, что Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

«О защите конкуренции»7, не рассматривает действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, и не распространяет запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Однако, в качестве недобросовестной конкуренции закон рассматривает продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в от-

6 Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2001 № 287-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бекижевой Ольги Николаевны и Федорюка Сергея Юрьевича на нарушение их конституционных прав статьями 2, 4, 6 и 7 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Источник: СПС Консультант Плюс.

7 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 06.12.2011.

ношении его производителей (применительно к товарным знакам, наименованиям мест происхождения товаров). Также законом не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Оборот интеллектуальной собственности имеет и другие ограничения. В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Нарушением законодательства РФ в области экспортного контроля со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями является, в том числе, осуществление без лицензий или разрешений внешнеэкономических операций с результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, а также нарушение требований и условий этих лицензий или разрешений8.

Для рынка интеллектуальной собственности характерно наличие такой проблемы как контрафактные товары. Проблема контрафактных товаров и «интеллектуального пиратства» представляет собой порождение, с одной стороны, расширяющегося и получающего все большее многообразие в разновидностях потребительских товарах и услугах экономического оборота, а с другой - усиления мер по защите интеллектуальной собственности в экономическом обороте. Расширение областей контрафактной продукции приобрело глобальный характер. Контрафакт перешел от ограниченного локальными рынками и территориями незаконного копирования высокотехнологичных товаров и промышленной продукции к вовлечению в глобальный мировой экономический оборот массового производства и торговли товаров, в которых незаконно используются права на объекты

8 Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле». Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.12.2011.

интеллектуальной собственности. Наиболее массовое распространение контрафактных товаров отмечается в медикаментах и косметике, пищевых продуктах и алкогольных напитках, автомобильных и авиационных комплектующих изделиях, электронике, бытовой химии и спортивных товарах, а также в нарушении авторских и смежных прав при использовании и тиражировании произведений, особенно в глобальной сети Интернет.

Для усиления эффективности борьбы с контрафактной продукцией и интеллектуальным «пиратством», а также повышения международных стандартов защиты интеллектуальной собственности действуют нормы российского законодательства, а также значительное число международно-правовых актов, включая комплекс соглашений в рамках ВТО (прежде всего Соглашение о торговых аспектах защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Совершенствование государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности на основе механизма защиты интеллектуальной собственности, стимулирование процесса создания новых результатов научнотехнической деятельности посредством предоставления налоговых льгот и преференций, создание новых организационно-правовых форм (хозяйственных партнерств, инвестиционных товариществ и др.), проведение взвешенной протекционистской политики в сочетании с развитием конкуренции в сфере новой техники и технологий становится объективно необходимым фактором национального инновационного развития в условиях глобального рынка, на пороге которого уже стоит российская экономика, шагнувшая в ВТО.

Важное значение для формирования современного рынка интеллектуальной собственности приобретает формирование Евразийского экономического сообщества и в последствии Единого экономического пространства стран ЕврАзЭС, которые координируют деятельности стран участниц по защите и регулированию экономического оборота интеллектуальной собственности. Проведение в настоящее время в рамках Таможенного союза взвешенной и согласованной экономической и научно-технической политики, в том числе в сфере развития научно-технического обмена и оборота интеллектуальной собственности странами-участни-цами ЕврАзЭС, которые относятся к странам с

формирующимся рынком9, могут стать одним из инструментов стабильного развития экономик этих стран. Включение в сферу наднационального регулирования Евразийской экономической комиссии вопросов регулирования оборота и защиты прав интеллектуальной собственности оправдано для реализации единой научно-технической политики в рамках ЕЭП и всемерной охраны прав интеллектуальной собственности. Представляется важным отнесение вопросов гармонизации законодательства в сфере интеллектуальной собственности к компетенции этой комиссии. Для усиления охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в рамках ЕЭП целесообразным было бы создание при Суде ЕврАзЭС10 специального судебного органа по защите прав интеллектуальной собственности, в компетенцию которого входило бы рассмотрение жалоб на решения национальных судов стран ЕврАзЭС по патентным, авторско-правовым и иным спорам в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

Актуальной задачей по сей день является формирование устойчивых связей научных разработок и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности. В итоговом докладе Стратегия-2020 российская национальная инновационная система характеризуется разрывами между наукой, образованием и бизнесом, слабым уровнем сетевой кооперации; отсутствуют либо не полностью сформированы устойчивые инновационные кластеры (отраслевые, региональные). Отмечается, что отечественная наука, обеспечивающая предложение инноваций, продолжает функционировать в рамках традиционной модели, не отвечающей современным реалиям и характеризующейся доминированием самостоятельных научных организаций, обособленных от вузов и предприятий. На них приходится около 80 % затрат на науку, тогда как в рыночных экономиках костяк национальной инновационной системы составляют компании и университеты. Почти s организаций, выполняющих исследования и разработки, находятся в собственности государства. Прикладная наука представлена не промышленными фирмами (их не более 7%), а отраслевыми НИИ и КБ. Исследованиями занимаются 45 % вузов, которые осва-

9 Отчет МВФ. Перспективы развития мировой экономики.2011г. С.128 < www.imf.org> http://www. imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2011/02/pdf/textr.pdf (16.11.2011).

10 Решение Межгоссовета №75 от 15 марта 2011 г. См.

http://www.tsouz.ru/MGS/MGS-14/Pages/MGS_75.aspx.

ивают примерно 8 % затрат на науку (в 2,5 раза ниже средней по странам ОЭСР). Несмотря на то, что поддержка науки из средств федерального бюджета в 1998-2009гг. выросла четырехкратно (в постоянных ценах), достигнув по абсолютным объемам уровня Франции и Италии и опередив Великобританию и Канаду, это не сказывается на динамике ее результативности в части прикладных и фундаментальных исследований. Наращивание бюджетных расходов не сопровождается адекватным вкладом бизнеса - напротив, доля предпринимательского сектора снижается.

Тем не менее, результативность инновационной деятельности и эффективность процессов создания и использования интеллектуальных прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, степень вовлеченности интеллектуальной собственности в имущественный и экономический оборот может отражать уровень патентной активности российских правообладателей. Иными словами, для описания результативности сферы технических и технологических разработок и их результатов применяются индикаторы изобретательской, патентной активности.

Патентная активность оценивается, прежде всего, по числу заявок на патент, поданных в национальные патентные ведомства для получения правовой охраны таких объектов промышленной собственности, как изобретения, промышленные образцы и полезные модели. При оценке патентной активности учитываются также и заявки резидентов и нерезидентов, поданные в патентные ведомства для получения правовой охраны товарных знаков (trade marks).

По данным ВОИС11 наибольшая активность при патентовании изобретений отмечается в патентных ведомствах Японии США, Южной Кореи, Китая, Германии, России, Сингапура, Австралии. Более половины общего количества заявок на объекты промышленной собственности поданы практически во всех указанных в таблице странах (за исключением Японии, США, Ю.Кореи, Китая), что свидетельствует о динамичности брендовых рынков этих стран и стремлении их участников получить максимальную правовую защиту товарной продукции на экономических рынках этих государств.

11 Подробнее см.: WIPO IP Facts and Figures 2011 / WIPO. -Geneva : WIPO, 2011. - 26 p.[Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/patents/

pdf/wipo_pub_943_2011.pdf [26.03.2012].стр. 9.

Для полноты картины патентной активности и уровня инновационной деятельности необходимо, помимо числа поданных заявок, учитывать и число выданных патентов и других правовых документов, обеспечивающих правовую охрану промышленной собственности на национальных и международных рынках. Подавляющее большинство поданных в мире патентных заявок на изобретения и полезные модели (до 87%), подаются в патентные ведомства 10 крупнейших стран: США, Японии, Китая, Ю.Кореи, Европейского патентного ведомства, Германии, России, Канады, Индии, Австралии. Первая тройка патентных ведомств (США, Япония и Китай) рассматривает около 60% всех заявок на изобретения и полезные модели 12. В России, по данным Роспатента13, за период 2000-2008 гг. число национальных патентных заявок выросло почти в полтора раза. Только в 2010 году выдано патентов на изобретения - 30,2 тыс., на полезные модели - 12,2 тыс., промышленные образцы - 3,5 тыс.Доля иностранных заявок на патентоспособные объекты по сравнению с отечественными неуклонно возрастала за последние годы. Так, число российских патентов на изобретения, выданные Роспатентом иностранным правообладателям в 2010 году составили 29% от их общего числа, а число российских патентов на промышленные образцы, выданные Роспатентом иностранным правообладателям в 2010 году составили 51% от их общего числа. Это отражает заинтересованность зарубежных предпринимателей в российском патентном рынке и приближает его к уровню экономически развитых государств. Наибольшую активность в России проявляют заявители из США, Японии, Ю.Кореи, Германии, Франции и Швейцарии.

При этом, следует отметить, что мировая патентная активность не претерпела существенного снижения. Ежегодно, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, подается более 3 млн. заявок на патентную охрану прав промышленной собственности. Наиболее активно регистрируются по всему

миру товарные знаки (trade marks). Вместе с тем, наиболее высокие темпы прироста заявок на патентную охрану показали промышленные образцы и особенно полезные модели, что в значительной степени связано с высокой активностью подачи заявок в Китае. В то время как количество заявок на регистрацию товарных знаков и патентных заявок сократилось на 3 процента в период 2008- 2009 гг., то патентование промышленных образцов и полезных моделей во всем мире возросло на 7 процентов и 27,5 процента соответственно14.

В итоговом докладе Стратегия 2020 отмечается, что изобретательская деятельность в России замкнута в основном на внутренний рынок: доля экспорта не превышает 13 % от всего объема передачи технологий. Доля России в числе патентов, которые регистрируются в Европе и США, составляет всего 0,1 %. Поступления от экспорта технологий имеют только 7% организаций, выполняющих исследования и разработки (в т. ч. от экспорта - 2,5 %).

Создание и последующее совершенствование инновационной экономики самым непосредственным образом связано с оптимальностью и эффективностью правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности. При совершенствовании правового регулирования в сфере научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности необходимо придерживаться общей стратегии развития. Основные результаты инновационной деятельности в конечном итоге выражаются в повышении производительности труда и усилении конкурентоспособности российских предприятий как на национальном, так и на мировых рынках, создании новых и современных рабочих мест. Структурирование отечественной инновационной сферы, развитие национальной инновационной системы, приобретает особую актуальность в связи с современной стратегией по формированию отечественной инновационной экономики в рамках перехода к экономике постиндустриального общества.

12 WIPO IP Facts and Figures 2011 / WIPO. - Geneva : WIPO, 2011.С.12,16.

13 Отчет о деятельности Роспатента за 2010 г. М. Роспатент. 2010.С.20-25.

14 Подробнее см. WIPO IP Facts and Figures 2011 / WIPO. - Geneva : WIPO, 2011. - 26 p.[Electronic resource]. -Режим доступа: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/patents/pdf/wipo_pub_943_2011.pdf [26.03.2012].стр. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.