Научная статья на тему 'Стратегия инновационного повышения занятости населения в рекреационном регионе на основе развития малого предпринимательства'

Стратегия инновационного повышения занятости населения в рекреационном регионе на основе развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсолонко В.А., Подсолонко М.В., Тарасюк В.Д.

Приведены материалы анализа развития малого предпринимательства в городах и районах Автономной Республики Крым. Дано обоснование стратегической важности нового подхода к маркетингу, позволяющему обеспечить поиск и выявление резервов развития малого рекреационного предпринимательства и создание новых рабочих мест занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного повышения занятости населения в рекреационном регионе на основе развития малого предпринимательства»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 25 (64). 2012 г. № 4. С. 182-191.

УДК 330.341.1(477) :331.572.4

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕКРЕАЦИОННОМ РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Подсолонко В.А., Подсолонко М.В., Тарасюк В.Д.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина E-mail: magnitikus@mail.ru

Приведены материалы анализа развития малого предпринимательства в городах и районах Автономной Республики Крым. Дано обоснование стратегической важности нового подхода к маркетингу, позволяющему обеспечить поиск и выявление резервов развития малого рекреационного предпринимательства и создание новых рабочих мест занятости населения. Ключевые слова: инновации, занятость населения, малое предпринимательство.

Состояние проблемы. Процессы развития малого предпринимательства в классическом рекреационном регионе - в Автономной Республике Крым укрупненно исследованы в сравнении с их результатами в целом в Украине в динамике с 2000 по 2007-2008 гг. Результаты развития малого предпринимательства по видам экономической деятельности, по городам и сельским районам АР Крым более детально исследованы в 2007 и 2008 гг., последние годы этого периода.

Динамика важнейших показателей развития малого предпринимательства в среднем в Украине и в АРК за 7-8 лет в основном положительна (число малых предприятий на 10000 населения возросло в Украине до 163,6 %, а в АРК - до 184 %; доля числа наемных работников малых предприятий в общей численности наемных работников возросла в Украине до 161 % и в АРК до 171 %; доля продукции малых предприятий в общем объеме реализованной продукции возросла в Украине до 16,3 % (201 %) и в АРК до 25,4 % (180 %)).

Однако значительная часть малых предприятий в Украине и АРК убыточны (37,3 % и 35,2 %). К примеру, в отдельных рекреационных городах и районах сумма убытков от малых предприятий соизмерима с объемом реализованной ими продукции, так в Ялте она составила 45 % от объема реализации, а в Черноморском районе - 25 %.

Структурный состав малых предприятий по видам экономической деятельности в АРК - рекреационном регионе, принял искаженную форму, где 32,5 % заняли предприятия торговли и только 5,1 % - деятельность отелей и ресторанов, и 2,8 % - деятельность в сфере услуг, туризма, отдыха, развлечений, культуры и спорта. Такая искаженность в итоге привела к отставанию отдельных городов и районов по результативности труда занятых и наемных работников их малых предприятий вдвое от других городов и районов АРК, в частности - г. Джанкоя и Джанкойского района.

Исследование рекреационного потенциала в Автономной Республике Крым охватывает не только традиционную информацию о количестве мест в отелях и

182

ресторанах в приморских городах и районах, но и наличие в них общих классических ресурсов в виде площади занимаемой ими территории, численности проживающего в них населения, стоимости размещенных на них основных фондов. Учитывая климатические особенности размещения АРК важное значение приобретает оценка, - как специфического рекреационного ресурса, - длины береговой линии моря, заливов, озер и рек, имеющихся на территории конкретных городов и районов региона. Рассмотрение на примере одного из обоснованного приоритетным района - Джанкойского - рекреационных ресурсов непосредственно территорий сельских советов с расположенными на них поселениями усиливает практическое значение исследования.

Три крупных района АРК, - Джанкойский, Красноперекопский и Ленинский, занимающие 26 % территории всего региона и имеющие 62 % всей береговой линии АРК в течение 2000-2007 гг. не имели ни одного отеля и соответственно не обслужили ни одного приезжего гостя. При этом число мест в ресторанах в этих районах в отмеченный период сократилось в 2,5 раза, число объектов розничной торговли уменьшилось в 1,7 раза. При наличии в этих трех районах 24,8 % четырех упомянутых выше видов ресурсов, уровень их отдачи составил в среднем всего лишь 0,21 в сравнении с 1,79 в Судаке, 1,23 в Феодосии, 1,12 в Ялте, 0,75 в Алуште. В Джанкойском районе, имеющем 30 % длины береговой линии всей АРК, этот рекреационный ресурс сосредоточен на территории 9 сельских советов из 26 по району. Площадь этих 9 территорий составляет 60 % от всех 26 территорий сельских советов района, а численность работающего на них населения - всего 34 % от всех 26 территорий при 32 % от них наличного населения.

Сложившаяся ситуация в развитии районов АРК, имеющих значительный рекреационный потенциал в виде береговой линии моря, заливов, озер и рек, характеризуется существенными резервами в улучшении использования своих территорий и проживающего на них населения на основе целенаправленного развития в них рекреационного предпринимательства и применения кластерных форм организации производства.

Целью данной работы является разработка организационно-экономического механизма инновационного обеспечения стабильной занятости населения регионов на основе стратегии выбора для каждого региона системообразующего вида экономической деятельности и мультипликационного развития в этой связи малого предпринимательства во всех остальных взаимосвязанных видах деятельности в регионе.

Основываясь насовременных теоретических изысканиях процессов развития экономики на предприятиях, в регионах, отраслях и странах, о формах организации производства и важнейших функциях управления ими при помощи метода системного анализа и синтеза (при исследовании процессов развития рекреационных кластеров); метода сравнительного анализа - бенчмаркинга (при исследовании теории и практики функционирования маркетинга в условиях действующих предприятий и создаваемых кластеров); статистических методов обработки информации (при оценке проблемной ситуации, для расчета всех

необходимых аналитических показателей, построения графиков зависимостей); методов программно-целевого подхода, имитационного моделирования и прогнозирования (для решения задач подготовки и переподготовки кадров) была подтверждена гипотеза о важности маркетинга для процессов привлечения территориальных и человеческих ресурсов в малое предпринимательство.

В процессе исследования был изучен зарубежный опыт по формам и методам применения маркетинга в создании и обеспечении функционирования туристических направлений и кластеров. На этой основе была сформирована и обоснована направленность трансформации традиционного маркетинга, охватывающего преимущественно действующие предприятия, в новый его вид опережающего маркетинга, порождаемого кластерной организацией рекреационного предпринимательства. Рассмотрены звенья опережающего маркетинга, направленные на расширение проблемы создания новых рабочих мест, позволяющих увеличить занятость населения в регионах на основе развития предпринимательства.

Анализ уровня использования территориальных и человеческих ресурсов в районах АР Крым позволил выполнить научную оценку возможностей эффективного и комплексного развития каждого из этих районов за счет улучшения использования приоритетных для АР Крым рекреационных ресурсов, прежде всего для территорий, прилегающих к водным ресурсам. В процессе выполнения этих разработок были исследованы состав рекреационных территорий в АР Крым, состав имеющихся в мировой и отечественной практике средств размещения. Особое место в этих разработках занимает поиск возможностей формирования организационных условий управления процессами увеличения занятости населения на рекреационных территориях, а также непосредственно состава сетей малых предприятий по видам специализации в рекреационных комплексах и в рекреационной инфраструктуре.

Изучая возможности обеспечения социальной ориентации всех разработок в процессах формирования на инновационной основе стратегии развития в АР Крым рекреационных кластеров, были определены содержательные возможности, формы, методы разработки и реализации целевых программ социально-экономического развития неэффективно используемых территорий в районах АР Крым, а также особенности, направления и пути социально-экономического партнерского взаимодействия малых предприятий в составе предполагаемых рекреационных кластеров. Исследованы составляющие формирования дополнительных объемом валовой добавленной стоимости (ВДС) в регионе от расширения вовлечения местного населения в рекреационное предпринимательство в системе кластерного развития и управления.

Рассмотрены реальные условия на уровне местного самоуправления для формирования системы обучения незанятого населения созданию малых предприятий. Проведена подготовительная работа по изданию монографии для работников местного самоуправления по использованию местных ресурсов.

Основные результаты исследования. Выявлена закономерность в организации предпринимательства в сельских районах: чем меньше число малых

184

предприятий в районе на 10000 населения, тем выше, преимущественно, отдача наемных работников в этих предприятиях.

Выявлены процессы концентрации рекреационного развития в отдельных городах и сельских районах АРК на фоне деградации в этом направлении других городов и сельских районов.

Предложен показатель оценки адекватности конечного результата деятельности малых предприятий числу занятого в них населения, исчисляемый как отношение удельного веса объема реализованной продукции малых предприятий в любом регионе, его городах и районах в общем ее объеме к доле наемных работников малых предприятий в общем их числе.

Предложено использовать структуру операционных затрат на реализованную продукцию малых предприятий (на примере Автономной Республики Крым) -как базовую структурную модель в системе управления эффективностью социально-экономического развития как в среднем всех малых предприятий региона, так и по отдельным видам экономической деятельности.

Предложены показатели оценки результативности деятельности занятых и наемных работников малых предприятий по видам экономической деятельности и по регионам (по городам и районам региона) в виде коэффициентов, рассчитываемых как отношение удельного веса объема реализованной продукции малых предприятий, обеспечиваемого в регионе каждым видом экономической деятельности (или соответственно городом или районом) в общем ее объеме по региону (принятом за 100 %) к удельному весу числа занятых или наемных работников в МП в этом виде (городе или районе) в общем по региону числе занятых или наемных работников (также принятом за 100 %) в малом предпринимательстве.

Предложены и рассчитаны для всех городов и сельских районов АРК показатели ресурсоотдачи (в долях единицы, где за 1 принят средний уровень по АРК), охватывающие, как ресурс, площадь территории, численность населения, стоимость имеющихся основных фондов.

Предложено рассматривать как специфический рекреационный ресурс в АРК длину береговой линии моря, заливов, озер, рек, расположенных на территории городов и районов полуострова с соответствующим расчетом величины ресурсоотдачи.

Разработана парадигма опережающего маркетинга в кластерной организации рекреационного предпринимательства. Научная новизна этой парадигмы заключается в переориентации задач маркетинга с востребованности и реализации готовой продукции действующих предприятий на выявление востребованности экономики в новых видах деятельности и занятости в них неработающего населения.

Значимость новых научных результатов проявляется через социальный аспект социально-экономического развития административных территорий на примере АР Крым и конкретизируется на возможности создания новых рабочих мест, позволяющих увеличить занятость местного населения.

Предложены социально-организационные основы формирования концепции инновационного рекреационного развития слабо освоенных северных территорий АР Крым с обеспечением социальной ориентации всех процессов этого развития. Научная новизна этой концепции заключается в изменении приоритетов в целях развития рекреационных территорий, прежде всего ориентируемых на улучшение качества жизни и благосостояния местного населения, проживающего на этих или соседних территориях. Учитывая средний уровень занятости населения на анализируемых территориях в размере 12,75%, значимость выполненной научной постановки упомянутой концепции для местного населения жизненно важна.

Предложены методы выявления рекреационных ресурсных условий на северных территориях АР Крым (на примере Джанкойского района). Научная новизна этих методов заключается в возможности соизмерения на каждой административной территории и между ними несоизмеримых между собой показателей численности населения, площади занимаемых районами или сельскими советами территорий, длины береговой линии. Значимость предложенных методов проявляется в реальной возможности выбора на их основе приоритетов развития каждой из административной территорий и возможностей совместного результативного использования своих ресурсов в зависимости от их избытка или дефицита.

Разработана структура рекреационного социально-экологически ориентированного комплекса в составе кластеров с соответствующими системообразующими характеристиками и организационными формами создания таких комплексов, с типовыми модулями средств размещения. Научная новизна предложенных структурных разработок проявляется в возможности совместного визуального рассмотрения несопоставимых между собой характеристик специализации средств размещения, учитывающих с одной стороны особенности отдыха рекреантов всех возрастов и потребностей, а с другой стороны -компоновки всех сооружений - от средств размещения до транспортных средств, в основном и обеспечивающих занятость населения.

Предложена укрупненная графическая модель взаимодействия малых предприятий, собственно и формирующих вышеупомянутый рекреационный комплекс, с малыми предприятиями сети рекреационной инфраструктуры, в направлении обеспечения развития неосвоенных рекреационных территорий через предложенные звенья управления.

Последние структурные и графические построения преследуют главную намеченную стратегическую цель исследования - повышение благосостояния и улучшение качества жизни местного населения на основе создания новых рабочих мест в процессе формирования и развития рекреационных кластеров.

Предложена структурная модель процесса обеспечения социально-ориентированного использования рекреационных территорий. Научная новизна этой модели заключена в решении проблемы содержательного согласования новых аспектов управления с содержанием видов занятости местного населения в рекреационных кластерах и концептуальными условиями реализации рекреационных услуг. Значение этой модели достаточно велико для применения

186

на уровне регионального, районного и сельских Советов при разработке и реализации ими целевых программ социально-экономического развития подотчетных им территорий в направлении усиления занятости местного населения и повышения уровня его благосостояния.

Разработаны научно-методические положения по созданию организационно-экономического механизма партнерского взаимодействия малых предприятий, входящих в состав рекреационных кластеров. Научная новизна проявляется в формах организации системной взаимосвязи малых предприятий рекреационного комплекса. Прикладное значение реализации таких форм взаимосвязи и партнерского взаимодействия проявляется в возможности для разных по площади и конфигурации рекреационных территорий и разных этапов их освоения сравнить по предложенным в работе примерам числовых характеристик варианты количественного изменения их структуры и оценить динамику открытия новых рабочих мест в рекреационных кластерах и увеличения занятости местного населения.

Сформированы и укрупнено визуализированы основные элементы механизма формирования дополнительной ВДС от увеличения занятости местного населения за счет вовлечения неработающего населения на рекреационных территориях, имеющих резервы их использования. Научная новизна такого механизма представлена для уровня местных территорий в двойственном рассмотрении Валовой добавленной стоимости - с позиции ее создания населением, вовлекаемом в процессы создания новых рабочих мест, и с позиций ее распределения через оплату труда этого дополнительного занятого населения, через вновь полученную прибыль и через налоги, связанные с производством. Отмеченная визуализация позволяет органам местного самоуправления в своей управленческой деятельности применять современные и эффективные методы подготовки экономических и организационных решений, базирующихся на органометрических подходах.

Разработаны структурные содержательные основы формирования целевой программы обучения местного населения созданию и обеспечению функционирования малых предприятий в составе рекреационных кластеров на пустующих рекреационных территориях. Научная новизна основ создания такой целевой программы базируется на комплексном подходе к такой разработке, в основе которого лежит изучение проблемной ситуации, сформировавшейся в вопросах занятости населения трудом и в частности - предпринимательской деятельностью. Значение для населения исследуемых территорий в реализации такой программы проявляется в комплексном вовлечении в процессы формирования стратегически важной системы регионального развития местного населения, охватывающей все его слои от школьников и учителей - до работоспособного, но не работающего населения и пенсионеров.

На материалах исследования подготовлены и изданы монографии по разным аспектам реализации его результатов.

Отличия и преимущества полученных научных результатов в сравнении с аналогичными в Украине и других странах. К отличиям полученных результатов от других аналогичных относится большое их число:

- в отечественной литературе по маркетингу отсутствует как самостоятельное направление маркетинг выявления потребностей населения в развитии малого предпринимательства, лежащего в основе кластерной организации производства;

- в отечественной литературе отсутствует явно выраженное сравнение маркетинга потребностей в продукции малых предприятий с маркетингом потребностей населения в развитии малого предпринимательства в регионах;

- маркетинг ресурсных возможностей малого предпринимательства, предложенный в работе для регионов Украины и Автономной Республики Крым, отечественными учеными не исследуется;

- предложенный в работе механизм аналитического выявления системообразующей роли видов экономической деятельности в развитии малого предпринимательства в регионах в отечественной литературе не описан;

- в зарубежной литературе нет явно выраженного направления в маркетинге по выявлению потребностей населения в предпринимательской деятельности, как предложено в настоящей работе;

- в зарубежной литературе имеются фрагменты проявления последствий развития малого предпринимательства в виде повышения занятости населения на основе появления новых рабочих мест применительно к маркетинговым задачам кластеров, но это отличается от более общего подхода к маркетингу, принятого в работе;

- системообразующая роль отдельных видов экономической деятельности, оказывающих мультипликаторный эффект для развития малого предпринимательства во всей экономике регионов, выявленная в работе применительно к условиям АРК, в зарубежных работах не встречается;

- имеющиеся в зарубежном опыте фрагменты направленности маркетинговых задач кластеров на создание новых рабочих мест позволяют утверждать о достоверности предложенной в работе более общей постановки задачи необходимости проведения маркетинга по выявлению потребностей в развитии малого предпринимательства в регионах;

- наличие в регионах Украины и в АРК больших ресурсных возможностей по развитию малого предпринимательства и на этой основе - кластеров, дает возможность судить о достоверности предложения необходимости проведения маркетинга ресурсных возможностей малого предпринимательства по регионам.

Общая постановка задачи о необходимости проведения маркетинга по выявлению потребностей населения регионов в развитии малого предпринимательства подтверждается отдельными фрагментами и маркетинговыми задачами кластеров из зарубежного опыта, что показывает системность выполненной постановки и возможность, при необходимости, полного охвата содержания всей поставленной задачи.

Полнота решения задачи обоснования необходимости проведения маркетинга ресурсных возможностей малого предпринимательства в регионах обеспечивается большими объемами реальных статистических данных о работе малых предприятий в регионах, использованных в исследовании.

188

Предложения по применению мониторинга показателей результативности развития малого предпринимательства по видам экономической деятельности применительно к рекреационным кластерам позволяют расценивать мониторинг как инструмент управления развитием кластеров.

Центральный метод исследования, принятый в НИР - маркетинг, трансформирован от традиционного уровня действующих предприятий и его функции поиска потребителей продукции и услуг, выпускаемых этими предприятиями, на новые функции выявления потребностей местного населения в занятости инновационной деятельностью, позволяющей им обеспечить достойный уровень качества жизни и благосостояния. Для реализации нового подхода, обеспечивающего достижение поставленных целей, в процессе выполнения исследования были применены разные аспекты охвата проблемы: изучены резервы использования исходных экономических ресурсов для развития предпринимательства и повышения занятости населения с учетом реальных условий развития АР Крым; изучены возможности взаимодействия НИР разноплановых международных образовательных и социальных проектов, выполняемых под руководством и при участии сотрудников кафедры Менеджмента и маркетинга факультета управления ТНУ имени В.И. Вернадского: Устойчивый менеджмент, Устойчивое развитие территорий АРК, Электронная коммерция, Развитие туризма.

Это взаимодействие позволило поучить ряд преимуществ проведения НИР и получения конечных в ней результатов: вовлечь будущий предпринимательский потенциал в лице студентов факультета в процессы создания новых рабочих мест; использовать инновационные возможности информационных и электронных технологий для подготовки будущих предпринимателей; использовать инновационные формы распространения и обмена знаниями в виде международных научно-практических конференций, проводимых в видеорежиме или очно, в виде тренингов с работающим и неработающим населением в классах, оснащенных современной компьютерной техникой; в виде оперативной информации об этих процессах, выкладываемой на веб-сайт университета.

Эти отличия в получении конечных результатов имеют синергетический эффект от сложения разновекторных разработок и усиливают значимость решения проблемы повышения занятости местного населения.

Предложенный в работе новый показатель оценки адекватности конечного результата деятельности малых предприятий числу их наемных работников, рассматриваемый графически совместно с показателем количества малых предприятий на 10000 населения городов и районов, служит реальным инструментом выбора приоритетных (для развития малого предпринимательства) городов и районов в регионе, лучших по адекватности и с меньшим числом действующих малых предприятий.

На основе анализа структуры операционных затрат на реализованную продукцию по видам экономической деятельности выработаны приоритеты по развитию малых предприятий, имеющих в структуре затрат наибольший удельный вес расходов на оплату труда с учетом специфики Автономной Республики Крым как рекреационного региона (оказание услуг, деятельность отелей и ресторанов), а также развитию видов деятельности, позволяющих снизить материальные затраты на основе замены привозных материалов на

продукцию своего производства (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт и связь).

Вдвое большая результативность труда занятых и наемных работников малых предприятий в торговле в сравнении с тремя материальными видами деятельности - сельским хозяйством, промышленностью и строительством при большей в 10 раз в торговле доле в операционных затратах товаров и услуг, приобретенных для перепродажи и реализованных без дополнительной обработки, не должны позволять принимать решения по дальнейшему опережению развития малого предпринимательства в торговле в сравнении с материальными видами деятельности.

Отставание г. Джанкоя и Джанкойского района от передовых городов и районов АРК по выработке объема реализованной продукции на 1 занятого и 1 наемного работника малых предприятий более чем в 2 раза позволяет отнести их к приоритетным при выборе инновационных форм организации производства и развития структуры видов деятельности в малом предпринимательстве.

Выявлены и предложены для использования резервы курортно-рекреационного потенциала в ряде городов и сельских районов АРК (в г. Джанкой, Саки, в Джанкойском, Красноперекопском, Нижнегорском, Ленинском и др. районах).

Для Джанкойского района, принятого в работе приоритетным для исследования инновационных путей эффективного развития малого предпринимательства, обоснован состав территорий сельских советов, имеющих наибольшие резервы в численности неработающего населения, площади занимаемых ими территорий, протяженности дорог с твердым покрытием и длины береговой линии всех видов водоемов.

Выводы. Наибольшее практическое значение для инновационного повышения занятости местного населения имеют разработанные модули процесса обеспечения социально-ориентированного использования рекреационных территорий и взаимодействия на них малых предприятий, а также целевой организации кадрового и компетенционного обеспечения развития рекреационных кластеров. Эти разработки по сути могут служить практической основой для руководителей органов местного самоуправления при подготовке ими реальных организационно-экономических решений по развитию на подчиненных им территориях новых видов предпринимательской деятельности, осуществляемой местным населением. Практические шаги в этом направлении могут быть ускорены на основе рекомендованного в работе партнерского взаимодействия руководителей местного самоуправления с будущими и функционирующими предпринимателями.

Распространение полученных результатов и их апробация активно проводились в процессе подготовки и осуществления научно-практических конференций, международных видеомостов.

Особую практическую ценность представляют проведенные под руководством преподавателей кафедры менеджмента и маркетинга ТНУ силами студентов тренинги по применению современных коммуникационных и компьютерных технологий в процессах управления экономикой действующих малых предприятий, домашнего хозяйства и развития предпринимательского мышления у школьников и студентов.

190

Опубликование этих материалов в специальных сборниках и на веб-сайте Таврического национального университета имени В.И. Вернадского имеет практическую ценность ввиду возможного свободного доступа к ним любого человека из любой страны.

Проанализирован зарубежный опыт по формам и методам применения маркетинга в создании и обеспечении функционирования туристических направлений и кластеров. На этой основе была сформирована и обоснована направленность трансформации традиционного маркетинга, охватывающего преимущественно действующие предприятия, в новый его вид опережающего маркетинга, порождаемого кластерной организацией рекреационного предпринимательства. Рассмотрены звенья опережающего маркетинга, направленные на решение проблемы создания новых рабочих мест, позволяющих увеличить занятость населения в регионах на основе развития предпринимательства. На этой основе были разработаны рекомендации руководителям малых предприятий и органов местного самоуправления по организации рациональной занятости местного населения в регионе.

Список литературы

1. Формирование инновационной стратегии обеспечения занятости населения в регионах Украины: отчет по НИР (заключительный) / ТНУ имени В.И. Вернадского; руководитель В.А. Подсолонко. - 011U000522. - Симферополь, 2012. - 124 с.

2. Подсолонко М.В. Опережающий маркетинг: инновационные императивы развитиям рекреационных кластеров в предпринимательстве; 3 D Knowledge marketing: трехмерное учение о создании стоимости совместно с потребителем: [монография] / М.В. Подсолонко, О.Ю. Курбатов. - Симферополь : ДИАЙПИ, 2012. - 348 с.

3. Ресурсный потенциал приоритетных направлений развития Автономной Республики Крым: монография / [В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко, В.А. Василенко, А.Н. Бузни, С.Ю. Цехла и др.]; под ред. В.А. Подсолонко. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. - 610 с.

Поступила в редакцию 01.12.2012 г.

Подсолонко В.А. Стратепя шновацшного тдвищення зайнятост населення в рекреацшному регюш на основi розвитку малого тдприемництва / В.А. Подсолонко, М.В. Подсолонко, В.Д. Тарасюк // Учьоние затсю ТНУ. Сер1я: Економжа та управлшня. - 2012. - Т. 25 (64), № 4. - С. 182-191.

Наведено матерiали аналiзу розвитку малого тдприемництва в мютах i районах Автономно! Республжи Крим. Дано обгрунтування стратепчно! важливост нового тдходу до маркетингу, що дозволяе забезпечити пошук i виявлення резервгв розвитку малого рекреацшного тдприемництва та створення нових робочих мюць зайнятосл населення. Ключовi слова: шноваци, зайнятють населення, мале тдприемництво.

Podsolonko V.A. Innovation strategy of employment increase in the recreation region based on development of small business / V.A. Podsolonko, M.V. Podsolonko, V.D. Tarasiuk // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. - 2012. - Vol. 25 (64), № 4. - Р. 182-191. The materials of the development analysis of small business in the cities and districts of the Autonomous Republic of Crimea are presented. The substantiation of the strategic importance of a new approach to marketing is provided, that allows to provide the search and identification of development reserves for the small business and to create new working places. Keywords: innovation, employment and small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.