УДК 338.487:303.722.4
М. В. Подсолонко,
кандидат экономических наук, докторант университета Париж-1 Пантеон Сорбонна, Франция
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ АР КРЫМ
Страны Европейского союза на протяжении уже почти 20 лет усиливают привлекательность регионов посредством активного развития кластерной политики на основе значительного финансирования. В Японии, Китае, США и других странах мира кластерная политика прочно зарекомендовала себя элементом эффективной региональной политики. Международный опыт конкурентоспособного развития регионов основан на партнерском принципе развития кластеров - групп взаимозависимых предприятий, работающих на одной территории и функционирующих в сопредельных сферах.
Еще совсем недавно, в начале нового тысячелетия, позиции Франции в области инноваций были достаточно слабыми для того, чтобы в контексте глобализации и развития „экономики знаний" промышленность могла соответствовать вызовам мировой экономики. Особенности фискальной политики и высокой стоимости производства потребовали выработки новой национальной промышленной политики, в основе которой лежало создание „ полюсов конкурентоспособности", объединяющих производственные, образовательные и исследовательские центры, работающие на определенных территориях по кластерной модели [1].
Опыт стран, добившихся действительного успеха в развитии отраслей и регионов посредством кластерного принципа развития производства, базируется на некоторых ключевых составляющих, имеющих определенную специфику для каждого кластера. Несмотря на значительные или несущественные отличия в их составе, стержневыми можно назвать следующие: государственно-частное партнерство, технологический вектор, и главенствующий над технологиями, тенденциями, методиками, законами и нормами - человеческий потенциал.
Кластерная форма организации взаимодействия является эффективным направлением в развитии экономики, и, прежде всего, в частном предпринимательстве, что подтверждают результаты научных исследований, и практический опыт. Традиционно кластеры считались результативным механизмом развития исключительно в промышленности. Теперь же они становятся эффективным инструментом и в сфере услуг, в частности в туризме и рекреационной деятельности.
Предложенные еще в 1998 г. в Украине как организационные условия предпринимательства в структуре государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы создания кластеров по отраслевым, территориальным и другим признакам не были учтены в последующем ни в Национальной Программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине [2], ни в Программе поддержки и развития малого предпринимательства в АР Крым на 2009 -2010 гг. [3].
Указом министерства экономики Украины от 19 октября 2010 г. „Про утворення робочо! групи з питань розвитку кластерiв в УкрашГ' создана рабочая группа по вопросам развития кластеров в Украине [4]. Это может быть одним из положительных шагов на пути к повышению уровня занятости населения, повышению результатов развития регионов и страны в целом.
Автономную Республику Крым, регион, особенно богатый рекреационным потенциалом, может ожидать значительный рост экономики благодаря внедрению кластерных инициатив, превосходящий эффект от существенного технического и организационного развития рекламы в туризме. Исследование сочетания этих двух эффективных инструментов, представляющих собой обновление механизмов маркетинга и кластерную организацию рекреационного предпринимательства, является актуальным как с научной, так и с практической точек зрения, позволяет создать условия для открытия новых малых предприятий и повышения уровня занятости местного населения на слабоосвоенных рекреационных территориях сельских районов АР Крым.
Совокупность императивных элементов механизма решения проблемы усиления занятости населения районов АР Крым должны представить пути решения научной проблемы разработки теоретических, методических и прикладных положений формирования организационно-экономического механизма взаимодействия маркетинга и кластерных форм организации предпринимательства. Реализация императивов позволит создать условия для открытия новых малых предприятий и повышения уровня занятости местного населения на слабоосвоенных рекреационных территориях сельских районов АР Крым.
Объект исследования
процессы развития рекреационных кластеров
Проблемная ситуация, порождаемая объектом исследования
деградация рекреационного развития районов, имеющих рекреационные ресурсы в АР Крым
Предмет исследования
Маркетинг в развитии кластерных форм организации рекреационного предпринимательства
Теоретические Методические Реализационные
Обеспечить Выявить Оценить Обосновать Сформировать Обосновать в Сформировать
прирост знаний о противоречия проблемную значение направления составе условия для
процессах развития ситуацию в маркетинга, состав вовлечения рекреационных создания целевых
развития маркетинга развитии методов и резервов кластеров звеньев
кластерной предприятий, рекреационного организационных рекреационных системообразую- образовательной
организации кластеров и предприниматель- форм развития ресурсов на щие виды сети по
производства и их малого ства, в уровне его предприниматель- основе деятельности с подготовке и
структуризацию предприниматель- результативности ства, актуализированно функциями переподготовке
по составляющим ства и степени позволяющих го маркетинга в мультипликатора местного
использования устранить рекреационном для всех других населения для
исходных для него проблемную предприниматель- видов работы в
ресурсов ситуацию в стве кластерах
рекреационном
развитии
Цель исследования Разработка организационно-экономического механизма взаимодействия маркетинга и кластерных форм организации предпринимательства для их развития на рекреационных территориях
ВАЖНЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Структурирова Обоснована Выявлена Сформирована Предложены Разработана Обосновано Предложена
ны знания о роль проблемная парадигма методы оценки системообразу приоритетное целевая
процессах актуализации ситуация - опережающего возможностей ющая структура звено малых организация
развития маркетинга как неравномерное маркетинга в местного рекреационных предприятий в кадрового и
кластерной мультипликато развитие кластерной населения комплексов в составе компетенцион-
организации ра развития рекреационного организации открывать составе рекреационных ного
производства. малых предпринимате рекреационного новые малые кластеров с комплексов и обеспечения
Выявлены предприятий и льства в предпринима- предприятия и комплексом кластеров, развития
проблемы, создания новых районах АР тельства, кластеры в графических играющих рекреационных
этапы и рабочих мест Крым ориентирован- рекреационном моделей системообразу кластеров с
участники ная на создание предпринима- ющую роль и визуализацией
процессов новых рабочих тельстве выступающих этих процессов
создания и мест мультипликато
функционирова- ром в развитии
ния кластеров предприятий
Рис. 1. Структурно-логическая связь процессов исследования
Процессы развития кластерной организации производства и предпринимательства на рекреационных территориях целесообразно рассматривать как объект исследования, а составную часть этих процессов -маркетинг, как функцию обеспечения этого развития -предмет исследования (рис. 1).
Состояние объекта и предмета исследования в Украине вызвало сложную проблемную ситуацию, состоящую в неравномерности развития рекреационного предпринимательства, низком уровне занятости и благосостояния населения рекреационных территорий, что проявляется, прежде всего, в АР Крым, городах и районах автономии. В связи с этим целью исследования является создание организационно-экономического механизма взаимодействия кластерных форм организации рекреационного предпринимательства и актуализированного маркетинга кластерного развития, пути построения которого представляют собой императивы
обеспечения занятости населения в создании кластеров в районах АР Крым. Достижение поставленной цели требует решения совокупности теоретических, методических и реализационных задач (рис. 1).
Теоретические задачи направлены на исследование теории объекта и предмета исследования и вызванной ими проблемной ситуации. Методические задачи состоят в разработке форм и методов объекта исследования - кластерной организации рекреационного предпринимательства и предмета исследования - маркетинга кластерного развития. Реализационные задачи сконцентрированы на устранении проблемной ситуации на основе совершенствования структуры и содержания кластерных форм рекреационного предпринимательства - как объекта исследования, и маркетинга кластеров - как предмета исследования.
Связующей задачей является создание целевой системы кадрового и компетенционного обеспечения рекреа-
44 -:-:-
Економiчний вюник Донбасу № 2 (28), 2012
^ у
£ I л »
^ № О "
кластер ил
д
л ^
Ъ 4 А-
V к й % ^ в 5 . ^
■4. Ст
да ч
1 ^ V
V
А
Л*
'да*
/Ж 1
Рис. 2. Терминологическая модель кластерной организации производства
ционного предпринимательства. Решение перечисленных задач позволит получить совокупность научных и практических результатов в выбранном направлении, представляющих собой императивы обеспечения занятости населения в создании кластеров в районах АР Крым. Терминологическая графическая модель кластерной организации производства позволяет структурировать накопленные в мире знания в этих процессах (рис. 2).
Модель инициирует выявление в объекте исследования совокупности действительных проблем формирования и функционирования рекреационных кластеров, содержание этапов их организации, низкий уровень государственных кластерных инициатив в турист-ско-рекреационной сфере Украины, состав потенциальных участников туристско-рекреационных кластеров.
В развитии теории предмета исследования - маркетинга, важным научным результатом является разработанная структурная модель формирования содержания маркетинга кластеров. В модели представлена выявленная необходимость эволюции и обновления функций маркетинга и его выхода за пределы существующих предприятий на ресурсный потенциал планируемых для создания предприятий кластеров, в ко -торых нуждается местное население (рис. 3).
Кадровое обеспечение деятельности подобных предприятий формируется посредством активизации населения изучаемых районов.
Обоснована научная и практическая необходимость придания процессам маркетинга в контексте его актуализации, роли мультипликатора в развитии
МАРКЕТИНГ КЛАСТЕРОВ
Основные характеристики маркетинга
Основные маркетинговые задачи кластера
Маркетинговые коммуникации кластеров
Связи с общественностью
Брендинг
Реклама
Маркетинговые исследования
Формирование ядра создания и функционирования кластера на основе инициативы регионального университета
Кадровое обеспечение маркетинга кластеров
Научно-исследовательская и проектная подготовка
создания конкретного кластера
Обучение будущего руководящего
персонала предприятий кластера
Формирование социально-культурной среды функционирова ния кластера
Создание ассоциации выпускников для обеспечения связи бизнеса, власти и цепочки „абитуриент-
студент-выпускник"
Подготовка кадров в ВУЗе в соответствии
с заказами кластеров для работы в их предприятиях
Рис. 3. Структурная модель формирования содержания маркетинга кластеров
малого предпринимательства и создании новых рабочих мест, повышающих уровень занятости местного населения. В процессах решения задачи повышения уровня благосостояния жителей исследуемых регионов активное участие принимают механизмы обеспечения устойчивого сочетания анализа результативности брендинга кластеров и изменения ресурсных условий в составляющих их малых предприятиях, а также формирование конечных показателей их деятельности (рис. 3). Структурированный состав относительных и абсолютных показателей результатов развития малого предпринимательства лежит в основе формирования аналитического механизма выявления системообразующей роли отдельных видов экономической деятельности. Эти ключевые предприниматель-
ские образования способствуют развитию связанных с ними прочих видов деятельности населения на анализируемой территории с учетом ее ресурсных возможностей в процессе создания новых малых предприятий и на их основе - кластеров.
Выявление и структурирование проблемной ситуации в развитии рекреационного предпринимательства в АР Крым является важным научно-практическим результатом. Количество малых предприятий на 10000 населения в районах отличается в 4,5 раза (от 11 в Джанкойском районе до 52 в Черноморском районе), в городах в 6,2 раза (от 32 в Армянске до 197 в Симферополе), а в районах от городов - в 2,9 -3,8 раз. Соответственно, уровень занятости на малых предприятиях в процентах к трудоспособному
Основная стратегическая цель
Задачи удовлетворения потребностей конечных потребителей
Изучение и Формирование Осу - Разра- Обеспе - Создание Повышение Обеспечение
численное индивидуально- ществле- ботка чение экспортных осведомлен- привлечения
сегментирова- сти ние пози- сцена- передачи сетей и ости потен- инвестиций в
ние основных рекреационно- циони- риев потреби- внешних циальных инновационных
рынков туристического рования разви- телям связей клиентов видов услуг
туристического кластера как намечен- тия и марке- кластеров через
направления, желаемого ных к измене- тинговых распростра-
определение восприятия с оказанию ния обещаний нение
основных необходимым услуг видов информации
туристических имиджем и услуг кластерами
трендов дифференциацией услуг через брендинг
Кластерная организация предпринимательства
Идентифи- Создание и Запуск Формиро-
кация поддержка кластерной вание
местных иннова- инициативы совмест-
потенциаль- ционных и и формали- ных
ных приори- предприни- зация клас- команд
тетных мательских теров на кластера
кластеров и сетей по основе для эффек -
их структуры структуре собствен- тивного
потенциаль- ного бизнеса взаимо-
ных класте- предпри- действия
ров нимателя внутри кластера
Управление опережг ющим маркетингом
I
Установление Выявление План Мониторинг
предпочитаем важнейших немедлен- выполнения
ого будущего шагов, разра- ных дейст- всех заданий,
с ботка вий с контроль
ориентацией стратегичес- участием процессов
на кого плана местных достижения
долгосрочные действий с жителей и результатов,
периоды на установлен- бизнесме- пересмотр
основе ием времени нов и орга- условий их
построения выполнения нов мест - достижения
четкой каждого ной власти
стратегии задания
Создание Создание Формировани Развивать
группы кластерных е партнерств научно-
лидеров по ассоциаций, между исследова-
взаимо межкластер кластерами тельские и
связи ных альянсов, образователь проектно-
бизнеса, навыков на ными конструкторс
власти и региональном учреждениям кие работы
по и межрегио- и, кластера,
развитию нальном использовани совместные
туризма в уровнях е кластеров проекты
регионе как среды обучения участников кластера
Обеспечение Передача Осуществление Координация
взаимодеист- руковод- интеграции с маркетинго-
вия и связи ства региональными вых
между заинтере- и нацио- материалов
жителями, сованным нальными во времени,
частным сторонам планами разви- видах
сектором и на основе тия туризма, деятельности
государством реального маркетинговые и услуг,
их меры для брендинг
лидерства оптимизации деятельности кластеров и региона
Координационный мотивационный центр инновационно-инвестиционного обеспечения региона
Рис. 4. Парадигма опережающего маркетинга в кластерной организации рекреационного предпринимательства
населению в районах отличается в 3,2 раза (от 1,5% в Красноперекопском и 1,8% в Джанкойском до 4,8% в Черноморском районе). В городах отличие составляет - в 5,3 раза (от 3,2% в Армянске до 16,8% в Симферополе), а в районах, в отличие от городов - в 2,1 - 3,5 раза. По мере роста количества
малых предприятий на 10000 населения в районах АР Крым коэффициент адекватности результата их деятельности численности наемных работников в них уменьшается.
В Национальной Программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине и в Про-
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ
Повышение конкурентоспособности предприятий туризма
Усиление синергетического эффекта развития экономики
Рост числа туристов, пользующихся услугами участников кластера
Улучшение благосостояния населения, способствующего развитию туризма
Конечный результат
прямой
Высокий уровень благосостояния и качества жизни участников кластера и членов их семей
характеристики
высокий уровень оплаты труда Инновационная стратегический ориентированная занятость Полноценное образование, рекреация и питание
опосредованный
Местные инфраструктурные возможности
реализовать участникам кластера все потребности для их гармоничного развития
транспорт, ! связь,,' информа тика '
энергетика, рейонт, строительство
1сферы деятельности |
питание, торговля
культура, искусство, отдых, спорт, окружающая среда, право
образование, здравоохранение, управление
Потенциальные участники туристических кластеров^ (предприятия)
& &
8
1С
=с
и &
Ш % а
Условия обеспечения наивысших результатов развития кластера
инновационные технологии
полное использование исходных ресурсов
максимальное разнообразие готовой продукции и услуг
гибкое и оперативное обновление ассортимента продукци и и услуг
приоритет потребителей продукции и услуг в
путях развития производства и его эффективности
социальная направленность экономики
постоянная актуализация компетенций работников и членов их семей
взаимовыгодное сотрудничество с участниками кластера и внешними агентами
координация деятельности участников кластера для получения наивысших результатов развития кластера на основе ИКТ
Рис. 5. Структурная модель взаимодействия участников туристических кластеров
грамме поддержки и развития малого предпринимательства в АР Крым на 2009 - 2010 гг. должны быть учтены вопросы создания кластеров по отраслевым, территориальным и другим признакам. Они были предложены еще в 1998 г. как организационные условия предпринимательства в структуре государственной поддержки малого предпринимательства.
Оценка результативности деятельности занятых и наемных работников малых предприятий АР Крым показала ее отличие в 5 - 6 раз по видам экономической деятельности, в 2,2 раза по городам и в 2,3 раза по районам, а превышение результативности в городах над районами - в 1,4 раза. Уровень использования рекреационных резервов в районах ниже, чем в городах в 4 - 9 раз.
Структурная модель взаимодействия участников туристско-рекреационных кластеров позволяет аналитически-концептуально сформировать основные направления устранения выявленной проблемной ситуации на базе последующего усовершенствования структуры видов экономической деятельности и состава предприятий, формирующих рекреационные кластеры.
Определяющим научным результатом методического характера является Парадигма опережающего маркетинга в кластерной организации рекреационного предпринимательства. Она позволяет четко разграничить задачи удовлетворения потребителей - конечных потребителей в услугах кластеров, и местного населения - в развитии кластерной организации рекреационного предпринимательства (рис. 4).
Рис. 6. Укрупненная графическая модель взаимодействия малых предприятий, обеспечивающих развитие неосвоенных рекреационных территорий АРК
В основе принятия решений о развитии кластеров на территориях Сельских Советов, имеющих резервы рекреационных ресурсов, лежат методы вариативных расчетов количества рекреантов в зависимости от числа мест для их размещения, количества дней их отдыха и периода функционирования отелей в году. Методы оценки наличия рекреационных ресурсов позволяют выявить реальные резервы ресурсов для создания рекреационных кластеров.
Обоснованные системообразующие характеристики рекреационных комплексов позволяют сформировать их вариативную организационную структуру в составе рекреационных кластеров. Графическая модель взаимодействия сетей малых предприятий, формирующих рекреационные комплексы, а также рассредоточенный комплекс предприятий обслуживания потребностей рекреантов и кластера в
целом, позволяет охватить местное население нескольких территорий Сельских Советов, в которых имеются трудовые ресурсы и необходимость в новых рабочих местах (рис. 5).
Важным элементом завершающих результатов исследования является аккумулирующая в себе все предшествующие научно-практические результаты структурная модель процесса обеспечения социально-ориентированного использования рекреационных территорий. Предложенные в модели аспекты управления взаимосвязаны между собой и нацелены на ко -нечный результат исследования. Этим же отличаются и концептуальные условия управления рекреационными кластерами, изложенные в модели.
Практическим результатом является разработанная система вариативных расчетов количественных характеристик процесса развития рекреационного ком-
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЗДАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОСТАВЕ КЛАСТЕРОВ
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Ландшафтная Низкий удельный вес Незначительное число Низкий уровень
несопоставимость местного населения, малых предприятий на подготовленности местного
рекреационных районов занятого трудовой 10000 населения населения для открытия
для развития малого деятельностью малых предприятий в
предпринимательства составе сетей и кластеров
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ НА ЧАЛА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Технологическая структура рекреацион ного предприниматель ства и формирование конечных результатов
Формирование уровня благосостояния каждого участника на основе партнерского взаимодействия предприятий кластера и сетей
Влияние на конечный результат рекреационного комплекса работы каждого предприятия кластера
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Сеть образователь- Аренда школьных Одновременное Финансирование
ных предприятий, помещений на обучение нескольких обучения через
совместных с выходные дни на групп слушателей по центры занятости,
ВУЗами региона и территории сельских согласованной международные
местными школами советов тематике социальные фонды
КОНКРЕТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Выбор местным Обоснование Выбор путей Согласование процесса Подготовка деловых Разработка
населением видов и приоритетов на взаимодействия жителей и программы обучения игр и ситуационных инвестиционных
территорий инновационной основе сел разных сельских со структурой задач на материалах проектов создания
предпринимательской деятельности для развития сетей малых предприятий советов в одних сетях малых предприятий, малых предприятий в специализированных сетях, комплексах приоритетного развития малых предприятий , малых предприятий в составе сетей,
создания рекреационных одних комплексах и сетей, комплексов комплексов и кластеров
кластеров и сетей предприятий, кластерах, и в обучении и кластерах и кластеров
УСТРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Обучение впрок основам предпринимательства потенциальных предпринимателей Отсутствие в учебном процессе реальных материалов по развитию малых предприятий, востребованных населением Замкнутость на задаче развития отдельных малых предприятий без учета возможностей их принадлежности специализированным сетям и кластерам Отсутствие центра, координирующего эффективное взаимодействие малых предприятий в сетях и кластерах Отсутствие взаимодействия образовательного и предпринимательского потенциала и соотв етствующего мотивационного механизма для объединения их усилий
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОМПЕТЕНЦИЙ
Сеть предприятий информационно-аналитического и исследовательского направления для процессов обучения предпринимательству и координации
Сеть предприятий по координации и организации взаимодействия малых предприятий в сетях и кластерах по кадровому и компетенционному обеспечению
Рис. 7. Целевая организация кадрового и компетенционного беспечения развития рекреационных кластеров
плекса, позволяющая поэтапно контролировать наращивание его мощностей (по количеству мест для ре-креантов, числу модулей в комплексе), вовлечение местного населения в эти процессы (по численности занятых предпринимателей в комплексе), а также повышение нагрузки на одного частного предпринимателя.
Общая структурно-графическая модель формирования валовой добавленной стоимости от дополнительного вовлечения местного населения в рекреационное предпринимательство позволяет визуализиро-
вать вклад каждого кластера в Валовой региональный продукт. При этом осуществляется раздельная оценка экономической и социальной составляющих развития рекреационных кластеров в районах автономной республики Крым.
Обоснование системообразующей и мультипли-каторной роли сети предприятий и организаций отдыха, развлечений, культуры и спорта, мотивирующих развитие вначале малых предприятий размещения и питания рекреантов, а в дальнейшем - предприятий
всех обслуживающих видов деятельности является новым научным результатом исследования (рис. 6).
Системная визуализация процессов обучения местного населения прикладным знаниям и навыкам создания и обеспечения эффективного функционирования малых предприятий в составе специализированных сетей, рекреационных комплексов и кластеров является стержневым и одновременно фундаментальным научным результатом (рис. 7).
Кластерная форма организации предпринимательской деятельности становится основой повышения уровня конкурентоспособности регионов, усиливая политику развития региона и повышения его конкурентоспособности, способствуя функциональному взаимодействию главных участников кластера для достижения общих целей всех заинтересованных сторон, смягчая противоречия в обеспечении занятости населения, повышая инвестиционную привлекательность территорий.
Таким образом, в предложенных императивах решена научная проблема разработки теоретических, методических и прикладных положений формирования императивов обеспечения занятости населения в создании кластеров в районах АР Крым, представленных в виде организационно-экономического механизма взаимодействия маркетинга и кластерных форм организации предпринимательства, позволяющего создать условия для открытия новых малых предприятий и повышения уровня занятости местного населения на рекреационных территориях сельских районов АР Крым [5].
Литература
1. Никитаев В. В. Опыт создания и развития кластеров технического текстиля во Франции [Электронный ресурс] / В. В. Никитаев, Philippe Geffroy, 2009 - Режим доступа : http://www.rustm.net/catalog/ article/1564.html. 2. Украина. Кабинет Министров. Распоряжение „Про затвердження плану заходiв з вико-нання у 2008 рощ Нацюнально1 програми сприяння роз-витку малого тдприемництва в УкрашГ' № 319-р от 22.02.2008 [Электронный ресурс] / Законодавство Украши, електронна база. - Режим доступа: http:// zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=319-2008-%F0. 3. Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2009-2010 годы [Электронный ресурс] : Верховная Рада Автономной Республики Крым Постановление № 1082 - 5 / 08 от 18 декабря 2008 года. -Режим доступа : http://www.invest-crimea.gov.ua/ show_content.php?alias=progs 4. Украина. Мшютерство Екож^ки Украши. Наказ „Про Концепщю утворення робочо1 групи з питань розвитку кластерiв в УкрашТ' № 1331 от 19.10.2010 [Электронный ресурс] / Законо-
давство Украши, електронна база. - Режим доступа : http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1022.8025.0 5. Подсолонко М. В. Актуалiзацiя маркетингу в кластернш орга-шзаци рекреацшного тдприемництва : дис... канд. наук: 08.06.04 - 2010.
Подсолонко М. В. Повышение уровня занятости населения рекреационных территорий АР Крым
Представлены пути решения научной проблемы разработки теоретических, методических и прикладных положений формирования организационно-эко -номического механизма взаимодействия маркетинга и кластерных форм организации предпринимательства, позволяющего сформировать условия для создания рекреационных предприятий и повышения уровня занятости местного населения на территориях сельских районов АР Крым.
Ключевые слова: кластерные формы организации предпринимательства, повышение уровня занятости населения, рекреационные территории сельских районов АР Крым
Подсолонко М. В. Пщвищення р1вмя зайня-тост населення рекреацшних територш АР Крим
Представлен шляхи виршення науково! пробле-ми розробки теоретичних, методичних та прикладних положень формування органiзацiйно-економiчного мехашзму взаемодп маркетингу та кластерних форм оргашзацл тдприемництва, який дозволяе сформува-ти умови для створення рекреацшних тдприемств та тдвищення рiвня зайнятост мiсцевого населення на територгях сiльських районiв АР Крим.
Ключовi слова: кластерш форми органiзацii тдприемництва, пiдвищення рiвня зайнятост населення, рекреащйш територп сшьських районiв АР Крим.
Podsolonko M. V. Increased employment of recreational areas Crimea
The ways of the decision of a scientific problem of development of theoretical, methodical and applied positions of formation of the organizational-economic mechanism of interaction of marketing and clusters forms of the organization of the business are submitted, allowing to generate conditions for creation of the recreational enterprises and increases of an occupation level of local population in territories of rural areas AR Crimea.
Key words: clusters forms of the business organization, increase of an occupation level of the population, recreational territories of rural areas AR Crimea
Стаття надiйшла до редакцл 25.01.2012
Прийнято до друку 23.05.2012