Научная статья на тему 'Стратегия мультипликативного развития иностранного туризма в России'

Стратегия мультипликативного развития иностранного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / МУЛЬТИПЛИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ТУРИСТЫ / КЛАСТЕР / CRUISE TOURISM / ECONOMY / MANAGEMENT / MULTIPLICATOR / MULTIPLICATIVE DEVELOPMENT / FOREIGN TOURISTS / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсолонко Владимир Андреевич, Подсолонко Елена Адольфовна

В статье приводятся сведения о числе иностранных туристов, посетивших Россию за последние 15 лет, и россиян, побывавших в числе туристов в других странах. Превышение в 2014 г. в 7,2 раз турпоездок россиян в зарубежье над приездом в Россию иностранных туристов ведет к экономическим потерям страны. Обоснована стратегическая значимость развития иностранного туризма на территории России от 55о до 75осеверной широты в условиях эффекта потепления климата на планете. Сформировано понимание мультипликативных возможностей иностранного туризма в развитии экономики России. Системообразующим приоритетом мультипликативного воздействия на экономику страны названы круизный морской и речной туризм, и частично железнодорожный и автобусный. Приведены примеры возможного развития водного круизного туризма в регионах, имеющих низкие результаты развития экономики. Научно обоснованы предложения по созданию системы мультипликативного развития иностранного туризма в России, основой которой будет формирование специализированной комплексной организации «Кластер-мультипликатор», обеспечивающей взаимодействие предприятий и организаций, влияющих своей деятельностью прямо или косвенно на осуществление и развитие иностранного туризма в России. Основной формой взаимодействия участников кластера намечена разработка и реализация долгосрочной (на 15-20 лет) Государственной целевой программы «Мультипликативный туризм», обновляемой каждые 3-5 лет. Предложены основные составляющие системы управления результативностью реализации всех разделов целевой программы, охватывающие адресность подготавливаемых управленческих решений по функциональным обязанностям руководителей и исполнителей, участников кластера и результатам, получаемым при реализации этих решений. Предусмотрены материальная и административная заинтересованность и ответственность за уровень результативности работы персонала во всех звеньях кластера, с соответствующей экспертизой этой результативности. Намечены основы системы актуализации профессиональных знаний персонала всех звеньев кластера, включая дистанционные возможности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN TOURISM MULTIPLICATIVE DEVELOPMENT STRATEGY IN RUSSIA

The article provides information for the last 15 years on the number of foreign tourists who visited Russia, and the Russians have been in the number of tourists in other countries. Exceeding in 7.2 times of tours Russians abroad over the arrival in Russia of foreign tourists in 2014 led to the country’s economic losses. The authors give substantiation of the strategic importance of development of foreign tourism in Russia from 55o to 75o north latitude in the conditions of an expanding global warming on our planet. The article generates an understanding of multiplicative foreign tourism opportunities in the development of Russian economy. Cruise, sea and river tourism, and partly train and bus tourism are among the priorities of multiplicative effect on the economy of country. The authors show examples of possible development of water cruise tourism in the regions, with poor results of economic development in their federal districts. The article presents scientifically based proposals for the establishment multiplicative system development of foreign tourism in Russia. Formation of a specialized complex organization “Cluster-multiplicator” that will perform interaction between enterprises and organizations, affecting their activities directly or indirectly to the implementation and development foreign tourism in Russia is the basis of the system. The main form of interaction between members of the cluster is planned development and implementing long-term (15-20 years) State Target Program “Multiplicative tourism” that should be updated every 3-5 years. The authors offer basic components of the performance management system of all sections implementation in the target program, covering targeted management decisions on functional responsibilities of managers and performers, members of the cluster and the results that could be obtained in the implementation of these decisions. There are stipulated financial and administrative interests for the level of effectiveness of staff at all chains of the cluster, with the appropriate expertise of the interest. The basics of the system of actualization the professional knowledge of the staff of all parts of the cluster, including distance learning opportunities are scheduled.

Текст научной работы на тему «Стратегия мультипликативного развития иностранного туризма в России»

ПОДСОЛОНКО Владимир Андреевич3, удк / udc 334.72:338.465.4 ПОДСОЛОНКО Елена Адольфовна6 doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-25-34

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); а б доктор экономических наук, профессор; e-mail: epodsolonko@gmail.com

СТРАТЕГИЯ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

В статье приводятся сведения о числе иностранных туристов, посетивших Россию за последние 15 лет, и россиян, побывавших в числе туристов в других странах. Превышение в 2014 г. в 7,2 раз турпоездок россиян в зарубежье над приездом в Россию иностранных туристов ведет к экономическим потерям страны. Обоснована стратегическая значимость развития иностранного туризма на территории России от 55° до 75осеверной широты в условиях эффекта потепления климата на планете.

Сформировано понимание мультипликативных возможностей иностранного туризма в развитии экономики России. Системообразующим приоритетом мультипликативного воздействия на экономику страны названы круизный морской и речной туризм, и частично - железнодорожный и автобусный. Приведены примеры возможного развития водного круизного туризма в регионах, имеющих низкие результаты развития экономики.

Научно обоснованы предложения по созданию системы мультипликативного развития иностранного туризма в России, основой которой будет формирование специализированной комплексной организации «Кластер-мультипликатор», обеспечивающей взаимодействие предприятий и организаций, влияющих своей деятельностью прямо или косвенно на осуществление и развитие иностранного туризма в России. Основной формой взаимодействия участников кластера намечена разработка и реализация долгосрочной (на 15-20 лет) Государственной целевой программы «Мультипликативный туризм», обновляемой каждые 3-5 лет. Предложены основные составляющие системы управления результативностью реализации всех разделов целевой программы, охватывающие адресность подготавливаемых управленческих решений по функциональным обязанностям руководителей и исполнителей, участников кластера и результатам, получаемым при реализации этих решений. Предусмотрены материальная и административная заинтересованность и ответственность за уровень результативности работы персонала во всех звеньях кластера, с соответствующей экспертизой этой результативности. Намечены основы системы актуализации профессиональных знаний персонала всех звеньев кластера, включая дистанционные возможности обучения.

Ключевые слова: круизный туризм, экономика, управление, мультипликатор, мультипликативное развитие, иностранные туристы, кластер.

Введение. В последние 15 лет число поездок иностранных граждан в Россию с целью туризма возросло с 2215 тыс. в 2000 г. до 2408 тыс. в 2014 г., то есть на 8,7%. За это же время число поездок российских граждан в другие страны с целью туризма возросло с 4252 тыс. до 17259 тыс., то есть в 4,06 раза. При этом, если в 2000 г. россияне вывозили в зарубежную экономику своих денежных доходов больше, чем ввозили иностранные туристы в российскую экономику в 1,9 раза, то в 2014 г. это соотношение возросло до 7,2 раза1, а число

1 Российский статистический ежегодник 2015: Статистический сборник. М.: Росстат, 2015. с. 254.

российских туристов составило 12% от общей численности населения России и 24% от занятого трудом населения в ней.

Отдельные страны мира имели приток туристов из России в 2014 г. в миллионы и сотни тысяч человек. Так, в Турции побывало 3,28 млн российских туристов, в Египте - 2,56 млн чел., в Греции - 1 млн, в Испании - 0,98 млн, в Таиланде - 0,93 млн, в Германии - 0,82 млн, в Китае - 0,77 млн, в Италии - 0,75 млн, в ОАЭ - 0,6 млн, на Кипре - 0,55 млн. Вместе с тем, в том же 2014 г. в России побывало иностранных туристов: 409,8 тыс. чел. из Китая, 349,5 тыс. из Германии, 162,1 тыс. из США, 134,7 тыс. из Турции, 134,3 тыс. из Великобритании,

108,2 тыс. из Израиля, 107,1 тыс. из Италии, 94,9 тыс. из Франции2.

Постановка задачи. Сформировавшаяся проблемная ситуация многократного превышения числа российских туристов, выезжающих в зарубежные страны, над числом иностранных граждан, приезжающих в Россию с целью туризма, наносит существенный ущерб российской экономике и требует поиска кардинальных решений по устранению сложившейся ситуации в ближайшей и дальней перспективе.

Возникает естественный вопрос, касающийся как иностранных туристов, так и российских туристов: что необходимо предпринять, приемлемое и желаемое для обоих потоков туристов, чтобы снизить отток доходов, отмеченных ранее 24% от занятого населения туристов из России в другие страны и увеличить приток из других стран туристов с их доходами в экономику России в разы в соответствии с потенциальными возможностями регионов России? Как изменить соотношение общего числа поездок иностранных граждан в Россию в 2014 г. в 10800 тыс. и российских граждан за границу по всем целям в 37752 тыс. в пользу роста первых до уровня вторых?

Конечно, ответ всем известен: необходимо создать комфортные условия и легкий доступ ко всем природным и историческим достопримечательностям России. Однако за очевидной легкостью такого ответа лежит сложный процесс его реализации через необходимость ускоренной диверсификации развития сферы услуг в экономике России, отстающей в своем развитии от передовых стран мира в 1,5-2 раза3.

Как показала практика последних 25 лет развития экономики России, ориентация на реализацию в другие страны первичных топливно-сырьевых ресурсов природы - это уничтожение будущей экономики потомков населения нашей страны. Об этом не говорят только совсем ленивые люди. Но сегодня тоже модно говорить о проявляющихся процессах потепления климата, проявление которого в будущем особо отразится на населении

2 Там же. С. 254-255.

3 Там же. С. 684.

планеты, проживающем на территориях от 55° до 75° северной широты. Как не трудно увидеть, - это 90% территории России, вся Скандинавия, 60% Канады, 100% Аляски США и 60% территории Гренландии. Поэтому иностранный туризм для России перспективно развивать, постепенно продвигаясь в туристических маршрутах с Запада на Восток и с Юга на Север.

Следует подчеркнуть, что сырьевая ориентация экономики России за четверть века не смогла выступить в роли мультипликатора развития страны, стать системообразующей основой этого развития, она лишь спровоцировала кризисные явления в экономике.

Обоснованные нами возможности развития сферы услуг в экономике регионов как фактора противостояния кризисным явлениям - это важный результат [1, с.131-154; 2, с.72-75]. Однако он не был ранее рассмотрен с позиций мультипликативного влияния на развитие экономики регионов.

Целью настоящей работы является обоснование возможности придания процессам развития иностранного и внутреннего туризма мультипликативного воздействия на развитие экономики регионов России.

По показателям Валового регионального продукта (ВРП) федеральные округа России существенно отличаются. Если в Уральском федеральном округе в 2013 г. величина ВРП на душу населения составляла 626119 руб., то в Северо-Кавказском - только 142103 руб.4 При этом в каждом из федеральных округов разница между наименьшей величиной отмеченного ВРП и наибольшей составила от 2-х до 3-4 раз, а в сравнении с экстремальными регионами, специализированными на добыче нефти и газа, - в 10 и более раз (табл. 1, рис. 1). Здесь возникает вопрос относительно того, какое отношение имеет туризм к этой разной результативности развития регионов? Может ли туризм повысить эту результативность?

Как ни странно, оказывается, может, если развивать его в дальнейшем с уче-

4 Там же. С. 293-295.

Таблица 1 - Валовой региональный продукт РФ в рыночных ценах на душу населения, руб. в 2013 г. по федеральным округам [1, с. 293-295]

Table 1 - The gross regional product of Russia in market prices per capital, rubles, in 2013 by federal districts

№ п/п Федеральные округа Средняя величина ВРП руб. в год / месяц в том числе

наименьшая наибольшая экстремальная

1 Центральный 489708 / 40809 150792 Ивановская обл. 369139 Белгородская обл. 965843 Москва

2 СевероЗападный 406026 / 33836 173355 Псковская обл. 559984 Коми 4003354 Ненецкий АО

3 Южный 253152 / 21096 145318 Респ. Калмыкия 301436 Краснодарский край -

в т.ч. Респ. Крым, Севастополь 316600 (2011 г.) / 330000 (2013 г., расчётно) 27500 132000 Раздольненский район (расчётно) - по ур 660000 Симферополь и район овню безработицы) -

4 СевероКавказский 142103 / 11842 88462 Чеченская Респ. 171296 Ставропольский край -

5 Приволжский 288055 / 24005 170894 Кировская обл. 403942 Респ. Татарстан -

6 Уральский 626119 / 52177 187361 Курганская обл. 611786 Тюменская обл. 2540489 Ямало-Ненецкий АО

7 Сибирский 287027 / 23919 134194 Респ. Тыва 440994 Красноярский край -

8 Дальневосточный 450126 / 37511 220875 Еврейская АО 927404 Чукотский АО 1369003 Сахалинская обл.

Российская Федерация 461233 / 38436 142103 Сев.-Кавказский 626119 Уральский 4003354 Ненецкий АО

том использования возможностей мультипликативного воздействия на развитие всех остальных видов экономической деятельности на основе выбора приоритетов в туризме, обладающих системообразующим свойством.

Выбор приоритетов в развитии туризма

Для условий России можно обосновать как приоритетное направление развития в туризме в основном круизный морской и речной туризм, и во многом -железнодорожный и автобусный. Эти виды туризма привлекательны для населения всех стран, всех возрастов и всех видов профессиональной деятельности. В чём проявляется мультипликативное воздействие круизного туризма на развитие экономики регионов и всей России?

Во-первых, этот вид туризма может охватить почти все регионы России от запада до востока и с юга до севера, где есть

реки и моря, железные и автомобильные дороги.

Во-вторых, основу водного круизного туризма создают речные и морские суда, которые на современном этапе развития в России в ассортименте практически отсутствуют. Это потребует существенного всплеска в развитии гражданского судостроения, кстати, сократившего с 2010 г. производство прогулочных и спортивных судов вдвое.

Собственно, для обеспечения их производства потребуется дополнительно производить листовой и профильный металл черной и цветной металлургии, разнообразные отделочные материалы от пластика и дерева до кожи, ковровых и прочих тканей.

Достаточно детально взаимосвязь отраслей и видов экономической деятельности, обеспечивающих развитие круизной индустрии, рассмотрена в профессиональной литературе [3, с. 341-344], где кроме металлургической промышленности пере-

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 О

927

626

612 Vy / 560 \

90 \

^61 \/ 441

369 450\М 404 \

181 221 288 173 171 \\

151 145 11

132 134 " 88

-средняя величина по РФ

-наибольшая величина по субъектам ФО

-средняя величина по ФО

-наименьшая величина по субъектам ФО

,.«Р ,8° ,вР

У

.rf1

f У У # /

,4t ,0° .,<5'

<f (f

#

Рис. 1 - Сравнительный уровень ВРП на душу населения в федеральных округах РФ в 2013 г., тыс. руб./чел.

Fig. 1 - Comparative levels of GDP per capita in federal districts of Russia in 2013, thousand rubles / person

числены практически все остальные отрасли с указанием их вклада в развитие круиз-ной деятельности.

Вместе с тем, говоря о возможном всплеске в развитии экономики в регионах России на основе мультипликативного воздействия развития круизного туризма, нельзя не упомянуть о получении такого же эффекта и от возрождения пассажиропере-возок и перевозок грузов морским и внутренним водным транспортом до уровня далекого 1990 г. Если в 1990 г. объем перевозок пассажиров морским транспортом составлял 16 млн чел., то уже в 2000 г. он уменьшился до 1,1 млн, в 2010 г. возрос до 1,5 млн, а в 2013 г. опять упал до 0,5 млн. Это сокращение в 32 раза, конечно, сказалось не только на состоянии экономики морского флота, но и всех сопряженных отраслей. Несколько меньший спад в морском транспорте произошел и в объемах грузоперевозок - с 508 млрд тонно-километров в 1990 г. до 40 в 2013 г. и до 32 - в 2014 г., то есть в 15,9 раз, что также не могло не повлиять на взаимодействие с другими отраслями хозяйствования. На водном внутреннем

транспорте также уменьшились объемы перевозок пассажиров с 90 млн чел. в 1990 г. до 13 млн в 2014 г., то есть в 6,9 раз, а грузоперевозок - с 214 млрд тонно-километров в 1990 г. до 72 млрд в 2014 г., то есть в 3 раза.

Безусловно, на этом фоне сокращалось количество специализированных единиц транспортных средств как морского, так и речного флота. За рассматриваемые 25 лет произошли существенные изменения в технологиях судостроения, в возможностях как пассажирских, так и грузовых судов, в сочетании и взаимодействии разных форм и грузоподъемности водного транспорта.

Например, сегодня можно представить круизное судно для морских или речных путешествий, имеющее на своем борту вертолет, судно меньших габаритов на воздушной подушке для отвлечения от основного маршрута на более мелкие притоки рек или на непроходимые болота, на романтичные вершины окружающих и недоступных гор и т.п. Варианты водных велосипедов, мотоциклов-глиссеров с необходимым обмундированием, винд-

серфинга, дельтапланов и парапланов, позволяющих изнутри прочувствовать неповторимую красоту и прелесть природы сибирских рек, недоступной для цивилизованных городов, могут заинтересовать не только молодое население, но и более зрелых туристов из разных стран.

База судостроения для производства всех видов плавательных средств, необходимых для круизного туризма, может быть восстановлена во всех регионах России. Только в Крыму существующие судостроительные и судоремонтные заводы могли бы решить задачу судостроения на новой основе для круизного туризма для всего Юга России.

Региональные примеры мультипликативного развития туризма

Подъем экономики Республики Крым и г. Севастополя может быть весьма значителен только на основе развития судостроения для круизного туризма в регионах России и, безусловно, еще дополнительно - для пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, произойдет существенный подъем в системе образования - от среднего специального до высшего - для подготовки специалистов, обслуживающих как сами круизные суда, так и круизных туристов. Такие вузы имеются в Севастополе и Керчи. На этой основе Крым может стать центром южного морского круизного туризма в России, что потребует развития его морских портов во всех городах, имеющих выход к морю. В свою очередь для взаимодействия с этими портами потребуется строительство новых автомобильных дорог, вертолетных посадочных площадок и возрождение заброшенных аэропортов.

Круизный туризм в Крыму может охватывать как круизы по портам всех стран, имеющих выход к Чёрному морю, так и страны Средиземноморья. Вместе с тем, большое развитие могут получить круизы только по достопримечательностям самого Крыма («В поисках Ифигении» и др.). Отдельное место в круизном туризме может занимать ивент-туризм, посвящаемый различным событиям (юбилеям, свадьбам и т.д.), конгрессный, выставочный, образовательный и др.

Учитывая потребность других регионов в развитии круизного туризма, Крым может выступать для них в роли Центра по подготовке специалистов в этой сфере. К примеру, это можно реализовать для Республики Калмыкии, имеющей выход к Каспийскому морю и практически им не пользующейся. Вполне возможно создать там центр круизного туризма по Каспийскому морю, построив морской порт нового типа, производя марикультуру. На этой основе может преобразиться вся экономика Калмыкии, имеющей сегодня самый низкий ВРП в Южном федеральном округе России. Кстати, представитель Калмыкии, закончивший в своё время Университет Дружбы народов и проявивший себя как талантливый капитан команды КВН этого вуза, сегодня ведёт на телевидении программу о зарубежном туризме.

Можно привести примеры таких же вариантов выхода из низкого уровня развития экономики и повышения на их основе размеров ВРП по другим регионам, отстающим в своих федеральных округах (табл. 1). Безусловно, для каждого региона это будет своя программа развития круизного туризма, своя структура обеспечивающей его экономики.

Чем может заинтересовать иностранных туристов Еврейская автономная область? Улицей Шолом Алейхема в центре Биробиджана или другими улицами с традиционными названиями для любых других городов России? По меркам территорий областей Европейской части России, Еврейская автономная область уступает только шести областям из 16 Центрального федерального округа, а по численности -многократно всем этим субъектам. Чтобы численность населения этой области увеличилась, необходимо там создавать новые рабочие места, новые виды экономической деятельности. Изюминкой Еврейской автономной области служит река Бира, протекающая через её столицу Биробиджан, через красивейшие горные и лесные ландшафты и впадающая в реку Амур. Организация круизного туризма для иностранных и отечественных туристов только по внутренней для области реке может вдохнуть в экономику этого субъекта федерации но-

вую жизнь. Расширение же круизов по реке Амур вниз и вверх по течению ещё более подтолкнёт развитие экономики области.

Ещё большее внимание для развития иностранного туризма привлекает к себе Республика Тыва со столицей в г. Кызыл. В республике отсутствует железнодорожное сообщение, автотранспортные дороги связывают Кызыл с соседней Хакасией (с Абаканом и Абазой), где есть железнодорожное сообщение. Изюминкой Кызыла является расположение его на слиянии Малого и Большого Енисея в главный Енисей, а также положение в географическом центре Азии. Безусловно, вполне реально на основе Енисея и его южных истоков и притоков организовать круизный туризм, его обслуживание силами жителей республики. Географический центр Азии может быть главным привлекательным моментом для иностранных туристов от Монголии и Китая до Кореи и Японии, включая Южную Азию.

Формирование системы мультипликативного развития иностранного туризма

Подобные приведённым выше примеры развития только круизного туризма можно продолжать для всех регионов России, однако перед нами стоит задача создать систему возрождения и интенсивного его развития на инновационной основе. Почему, для чего и для кого нужна такая система, и в чём может заключаться её инновационная основа?

Чисто внешне, сравнительно с другими видами туризма и экономической деятельности, именно круизный вид туризма вполне ощутимо оказывает системообразующее и мультипликативное воздействие на взаимосвязанное развитие почти всех видов экономической деятельности, их подвидов и отраслей хозяйствования. К примеру, в 2011 г. на 6,18 млн чел. европейских кру-изных туристов в круизной индустрии Европы были заняты 315500 чел., а совокупные её доходы составили при этом 47753 млн долларов [3, с. 179]. Круизные возможности России значительно выше, чем у всей Европы как в морских, так и в речных круизах. Следует подчеркнуть, что страны Европы, культивирующие морской круизный

туризм, как правило, имеют значительное превышение доходов от туризма над расходами на него. К примеру, если в 2011г. доходы от туризма в России составили всего лишь 17 млрд долларов при расходах на него 37 млрд, то во Франции - 65 млрд доходов при 55 млрд расходов, в Италии -45 млрд доходов при 36 млрд расходов, а в Испании было получено 67 млрд доходов при 23 млрд расходов [3, с. 112].

Именно для обеспечения такой высокой отдачи туризма в экономике России и требуется создание инновационной системы его развития с приоритетом круизно-го туризма. Тогда здесь возникает вопрос, а что собой должна представлять такая система? Это система управления развитием туризма во главе с министерством туризма? Сегодня этот орган в составе министерства культуры именуется как Федеральное агентство по туризму и имеет численность работников 62 чел. При этом весь транспорт, обслуживающий туризм, находится в ведении министерства транспорта в специализированных по видам транспорта федеральных агентствах5. Производство же всех транспортных средств подчиняется министерству промышленности и торговли. И, наконец, непосредственно вопросы управления экономическим развитием перечисленных процессов сосредоточены в министерствах экономического развития, труда и социальной защиты, финансов. Возможно, из-за такой раздробленности развитие туризма в России пока не приносит потенциальной прибыли, перекрывающей по размерам многие отрасли хозяйствования в нашей стране и многие передовые страны Европы.

Почему это сегодня происходит? Возможно, в основном из-за того, что в системе туризма отсутствует подход, позволяющий синтезировать в единый конечный результат деятельность всех взаимосвязанных организаций, обеспечивающих туризм как индустрию массового отдыха и развлечений. Мировая практика накопила разнообразный опыт обеспечения такого эффективного взаимодействия, направленного на конечный результат. Отечественные

5 Там же. С. 44-45.

попытки слепого копирования зарубежного положительного опыта часто терпели неудачу из-за игнорирования местных особенностей, менталитета. Поэтому наиболее результативен подход, позволяющий осуществлять синтез накопленного зарубежного и отечественного опыта на инновационной основе. Ориентировочно такой синтез должен охватить:

• организационные структуры взаимодействия производственных составляющих системы;

• целеопределённость намечаемых результатов стратегического развития системы;

• прогрессивную форму и методы обеспечения взаимодействия всех составных частей системы;

• вариативность процессов развития системы;

• адресность исполнителей получения высоких результатов;

• материальную и административную зависимость звеньев руководства системой от уровня достижения намеченных результатов развития;

• подготовку и профессиональную переподготовку персонала кластера;

• независимую экспертизу системности и достоверности разработок кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика последних десятилетий в мировой экономической системе показала большие возможности и эффективность межотраслевого и межрегионального управления через организацию кластеров, ориентированных на получение комплексных взаимосвязанных результатов взаимодействия формирующих их предприятий и организаций.

В нашем случае предлагается создать кластер-мультипликатор, важной задачей которого будет увеличение и расширение потока иностранных туристов, посещающих Россию как неповторимую кладезь природы в самых недоступных ранее местах. Чем более специализированные поездки будут предлагаться для иностранных туристов, тем более будут востребованы туры в Россию. Это могут быть отдельные туры для рыбаков, охотников, фотохудожников. Чем детальнее будет осуществляться диверсификация пожеланий современных туристов, тем детальней будут

сформулированы требования к созданию отечественными предприятиями речных и морских судов, железнодорожных вагонов и автобусов для туристических круизов и поездок.

Целеопределённость деятельности всех организаций, входящих в кластер, обеспечивается ориентацией их результатов на формирование потоков иностранных туристов в Россию и российских - в зарубежье. При этом новой задачей здесь намечается формирование поездок за границу на инновационных отечественных средствах передвижения, а на начальном этапе - на арендованных. Содержательная часть целей круизных поездок требует отдельного рассмотрения.

Обеспечить целенаправленное взаимодействие всех предприятий и организаций кластера можно на основе разработки долгосрочной (на 15-20 лет) государственной целевой программы «Мультипликативный туризм», обновляемой каждые 3-5 лет, в которой будут намечены взаимосвязанные во времени результаты работы всех участников кластера. Этот документ будет своеобразным графиком достижения намеченных в нём результатов, контролируемым на государственном уровне в соответствующих министерствах.

Вариативность процессов деятельности кластера является важным условием динамичности отражения меняющихся предпочтений туристов и организационно-технических возможностей их реализации. К разряду вариативности можно отнести и обеспечение гибкости соотношения иностранных и отечественных туристов в круизах, организуемых на территории России и в других странах, но на отечественных средствах передвижения и силами нашего персонала. Сюда же можно отнести варианты замещения морских круизов речными или смешанными по транспортному использованию (река - море, река -поезд - автобус), либо по любительским предпочтениям (созерцательный отдых -рыбалка - охота и фотоохота и т.п.).

Адресность достижения намеченных результатов работы кластера имеет важное значение на всех этапах его развития. Если

учесть, что в центре всей деятельности кластера лежит обеспечение неснижающихся потоков туристов из других стран в Россию и российских туристов в другие страны, но с доходом, остающимся в России, то все остальные виды работы участников кластера будут направлены на постоянное получение этих результатов и их улучшение. Поскольку в первые годы функционирования кластера отечественная материальная база в виде транспортных средств может отставать от роста потребностей иностранных туристов в числе и разнообразии туров по России, вполне могут преобладать лизинговые взаимоотношения с производителями этих средств в других странах. Насыщение же своим производством потребностей туризма в транспортных средствах может постепенно преобразоваться в рост их лизинга для туризма в других странах мира. Решение задач осуществления адресности подготовки всех решений в звеньях кластера наиболее эффективно через разработку должностных инструкций руководителей и исполнителей предприятий и организаций кластера.

Обеспечение материальной и административной ответственности и заинтересованности в результативности деятельности всех подразделений кластера можно считать завершающей частью в предыдущей задаче адресности подготовки управленческих решений.Здесь возникает необходимость отражения мультипликативной взаимосвязи всех участников кластера с приоритетным его звеном и влиянием их деятельности на социально-экономическое развитие регионов их размещения [4, с. 164]. Методы решения этой сложной задачи в общей постановке для уровня предприятий и организаций регионов нами разработаны ранее [5, с. 297-397], но для конкретного случая развития мультипликативного кластера они требуют соответствующей доработки.

Подготовка и переподготовка персонала предприятий и организаций кластера в какой-то степени может опираться на имеющиеся в этом направлении разработки авторов [4, с.177-185; 5, с. 505-517; 6; 7] и накопленный отечественный опыт.

Однако специфичность инновационного подхода к формированию кластера потребует создания специфической внутренней системы повышения квалификации и переподготовки кадров с включением элементов онлайн-обучения с учётом передового отечественного и зарубежного опыта дистанционного образования.

Независимая экспертиза результативности создания и функционирования мультипликационного кластера предназначена для стимулирования максимизации прибыли от его деятельности и поступлений от неё в бюджет территорий размещения всех его предприятий и организаций.

Выводы. Увеличение доходов от туристической деятельности в России многократно возможно на основе использования мультипликативного эффекта в развитии иностранного туризма. Основой мультипликативного эффекта роста доходности туризма в России может выступать концепция создания кластера-мультипликатора, включающего в свой состав предприятия, прямо или косвенно обеспечивающие туристическую деятельность в России. Основной формой взаимодействия предприятий и организаций кластера может служит долгосрочная (на 15-20 лет) Государственная целевая программа «Мультипликативный туризм». Приоритет в разработках, обеспечивающих эффективное создание и функционирование кластера, отдаётся руководящему звену кластера и его научно-организационному подразделению, уровень результативности деятельности которых постоянно анализируется независимой экспертной комиссией.

Первым шагом в реализации всех отмеченных выше и других мероприятий по увеличению вклада туризма в экономику России на ближайшую и отдаленную перспективу является подготовка решения Правительства России о создании такого кластера и государственной целевой программы о его функционировании. Уровень стратегической важности и обоснованности этого решения зависит от профессиональных возможностей руководителей Федерального агентства по туризму.

Список источников:

1. Подсолонко М.В. Динамика и тенденции развития экономики национального хозяйства // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия Экономика и управление. Т.26 (65). № 3. 2013. C. 131-154.

2. Подсолонко В.А., Подсолонко М.В., Ротанов Г.Н. Диверсификация производства в сфере услуг как фактор повышения устойчивости экономики // В сб. «Организационно-экономический механизм управления опережающим развитием регионов»: VI междунар. науч. - практич. конф. Симферополь: ДИАЙПИ, 2016. С. 72-75.

3. Логунова Н.А. Стратегия формирования и эффективного развития круизного туризма: Монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2014. 428 с.

4. Подсолонко М.В. Рекреационные кластеры в предпринимательстве: Монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. 222 с.

5. Подсолонко Е.А. Региональная экономика: конкурентоспособность и управление компетенциями: Монография. Симферополь: Крымучпедгиз, 2007. 642 с.

6. Подсолонко Е.А., Гонтарь Т.Н. Механизм организации туристического кластера на базе создания единого информационного пространства // Вкник Хмельницького нацюнального уыверситету. Економiчнi науки. 2012. Т. 3. № 2. С. 45-49.

7. Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А. Опережающее управление развитием туризма в Крыму: Ма-териаль^М Всеукраинской науч.-практич. конф. [«Туризм, курорты и наука. Проблемы и перспективы регионального развития туризма»]. Симферополь, 2010. С. 8-13.

Vladimir A. PODSOLONKO a, Elena A. PODSOLONKO b

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Institute of Economics and Management (Simferopol, Republic of Crimea, Russia);

a-b PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor; e-mail: epodsolonko@gmail.com

FOREIGN TOURISM MULTIPLICATIVE DEVELOPMENT STRATEGY IN RUSSIA

The article provides information for the last 15 years on the number of foreign tourists who visited Russia, and the Russians have been in the number of tourists in other countries. Exceeding in 7.2 times of tours Russians abroad over the arrival in Russia of foreign tourists in 2014 led to the country's economic losses. The authors give substantiation of the strategic importance of development of foreign tourism in Russia from 55o to 75o north latitude in the conditions of an expanding global warming on our planet.

The article generates an understanding of multiplicative foreign tourism opportunities in the development of Russian economy. Cruise, sea and river tourism, and partly train and bus tourism are among the priorities of multiplicative effect on the economy of country.

The authors show examples of possible development of water cruise tourism in the regions, with poor results of economic development in their federal districts.

The article presents scientifically based proposals for the establishment multiplicative system development of foreign tourism in Russia. Formation of a specialized complex organization "Cluster-multiplicator" that will perform interaction between enterprises and organizations, affecting their activities directly or indirectly to the implementation and development foreign tourism in Russia is the basis of the system. The main form of interaction between members of the cluster is planned development and implementing long-term (15-20 years) State Target Program "Multiplicative tourism" that should be updated every 3-5 years. The authors offer basic components of the performance management system of all sections implementation in the target program, covering targeted management decisions on functional responsibilities of managers and performers, members of the cluster and the results that could be obtained in the implementation of these decisions. There are stipulated financial and administrative interests for the level of effectiveness of staff at all chains of the cluster, with the appropriate expertise of the interest.

The basics of the system of actualization the professional knowledge of the staff of all parts of the cluster, including distance learning opportunities are scheduled.

Keywords: cruise tourism, economy, management, multiplicator, multiplicative development, foreign tourists, cluster.

References

1. Podsolonko, M.V. (2013). Dinamika i tendencii razvitija ekonomiki nacional'nogo hozjajstva [The dynamics and development trends of the national economy]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo [Scientific notes of the Vernadsky Tauride National University. Series: Economics and Management], 26(3), 131-154. (In Russ.).

2. Podsolonko, V.A., Podsolonko, M.V., & Rotanov, G.N. (2016). Diversifikacija proizvodstva v sfere uslug kak faktor povyshenija ustojchivosti ekonomiki [Diversification of production in the service sector as a factor of economic stability]. In "Organizacionno-ekonomicheskij mehanizm upravlenija operezhajushhim razvitiem regionov [Organizational-economic controlling mechanism of the priority regional development]": The VI International Scientific and Practical Conference. Simferopol: DIAJPI. (In Russ.).

3. Logunova, N.A. (2014). Strategija formirovanija i effektivnogo razvitija kruiznogo turizma [The strategy of the formation and efficient development of cruise tourism]: a monograph. Simferopol: DIAJPI. (In Russ.).

4. Podsolonko, M.V. (2011). Rekreacionnye klastery v predprinimatel'stve [Recreational clusters in the entrepreneur-ship]: a monograph. Simferopol: DIAJPI. (In Russ.).

5. Podsolonko, E.A. (2007). Regional'naja ekonomika: konkurentosposobnost' i upravlenie kompetencijami [Regional economy: competitiveness and competence management]: a monograph. Simferopol: Krymuchpedgiz. (In Russ.).

6. Podsolonko, E.A., & Gontar, T.N. (2012). Mehanizm organizacii turisticheskogo klastera na baze sozdanija edinogo informacionnogo prostranstva [The mechanism of the tourism cluster organizations based on the creation of a single information space]. Visnik Hmel'nickogo nacional'nogo universitetu. Ekonomichni nauki [Bulletin of Khmel-nytskyi national university. Economics], 3(2), 45-49. (In Russ.).

7. Podsoloko, V.A., & Podsolonko, E.A. (2010). Operezhajushhee upravlenie razvitiem turizma v Krymu [Anticipatory management of tourism development in Crimea]. In "Turizm, kurorty i nauka: Problemy iperspektivy regionalnogo razvitiya turizma" [Tourism, resorts, and science. Problems and prospects of development of regional tourism]. Simferopol: V.I. Vernadsky TNU, Crimean Association of Travel Agencies. (In Russ.).

Подсолонко В.А., ПодсолонкоЕ.А. Стратегия мультипликативного развития иностранного туризма в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. № 1. С. 25-34.

DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-25-34. Дата поступления статьи: 31 июля 2016 г.

Podsolonko, V.A., & Podsolonko, E.A. (2017). Foreign tourism multiplicative development strategy in Russia. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 25-34.

doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-25-34. (In Russ.). Received July 31, 2016.

ТУРДАЙДЖЕСТ_

TOURDIGEST

IttatlOnline РОССИЮ включили в топ-ю

ТУРИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ 2017 ГОДА

Россия попала в список из десяти лучших туристических направлений 2017 года по версии британской газеты Daily Mail. Издание напоминает, что в этом году страна будет отмечать 100-летие Октябрьской революции.

В связи с этим журналисты предлагают туристам окунуться в богатую российскую историю и посетить Санкт-Петербург, где осенью 1917 года произошло вооружённое восстание, а также советуют побывать в Москве, которая стала столицей нового советского государства год спустя.

В рейтинг, места в котором не ранжируются, включили и Чили. В этой южноамериканской стране туристы могут не только наслаждаться видами фьордов и ледников, но и попробовать чилийские вина.

В ТОП-10 также попала Канада, которая в 2017 г. отпразднует 150-летие основания государства. В связи с этим доступ во все национальные парки и исторические достопримечательности страны в течение года будет бесплатным.

Кроме того, в число лучших мест для путешествий вошли испанский город Жирона, Новый Орлеан (штат Луизиана, США), второй по величине город Дании Орхус, Кейптаун (ЮАР), архипелаг Теркс и Кайкос в Карибском море, Иран и английский город Кингстон-апон-Халл.

По материалам сайтов lenta.ru, dailymail.co.uk (дата обращения: 20.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.