Научная статья на тему 'Мультипликатор развития природоохранного туризма на слабоосвоенных территориях Сибири и Дальнего Востока'

Мультипликатор развития природоохранного туризма на слабоосвоенных территориях Сибири и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАТОР РАЗВИТИЯ / ПРИРОДООХРАННЫЙ ТУРИЗМ / СЛАБО ОСВОЕННЫЕ ЛЕСНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT MULTIPLIER / NATURE PROTECTION TOURISM / POORLY DEVELOPED FOREST AREAS / RESOURCE CONSERVATION / EMPLOYMENT / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / REGIONS AND MUNICIPAL TERRITORIES / ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А., Афанасьев О.Е.

Продемонстрирован зарубежный опыт развития лесных территорий и на их основе природоохранного туризма. Обоснована необходимость строительства современных автотрасс и противопожарных дорог как мультипликатора развития круизного и развлекательного туризма на лесных территориях Сибири и Дальнего Востока. Предложено создание современных инновационных развлекательных и рекреационных центров с улучшенными жилищными и бытовыми условиями для работников и членов их семей, способствующих положительной миграции в малонаселенные районы страны. Предложено привлечение зарубежных специалистов, техники и технологий для дорожного строительства и безотходной переработки леса, создания полного комплекса сооружений развлекательноигровых центров, жилья и инфраструктуры, подготовки отечественных специалистов. Мотивационный механизм привлечения населения России из центральных регионов для работы и проживания в новых центрах дорожного строительства, деревообработки и современных развлечений основан на создании условий достойной жизни, превосходящих другие регионы и многие страны мира. Принятие специальных решений Правительства Российской Федерации и организация системы контроля за его выполнением позволит обеспечить опережающее социальноэкономическое развитие слабо освоенных территорий страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIPLICATOR OF ENVIRONMENTAL TOURISM DEVELOPMENT ON WEAKNESSED TERRITORIES OF SIBERIA AND THE FAR EAST

Demonstrated foreign experience in the development of forest areas and on the basis of environmental tourism. The necessity of the construction of modern highways and fire roads as a multiplier for the development of cruise and entertainment tourism in the forest areas of Siberia and the Far East has been substantiated. It is proposed to create modern innovative entertainment and recreational centers with improved living and living conditions for workers and their families, contributing to positive migration to sparsely populated areas of the country. It was proposed to attract foreign experts, equipment and technologies for road construction and waste-free processing of the forest, to create a full range of buildings of entertainment and gaming centers, housing and infrastructure, training of domestic specialists. The motivational mechanism for attracting the population of Russia from the central regions to work and live in new centers of road construction, woodworking and modern entertainment is based on creating conditions of a decent life, surpassing other regions and many countries of the world. The adoption of special decisions of the Government of the Russian Federation and the organization of a system for monitoring its implementation will allow for the priority socio-economic development of poorly developed territories of the country.

Текст научной работы на тему «Мультипликатор развития природоохранного туризма на слабоосвоенных территориях Сибири и Дальнего Востока»

УДК 338.48 (379.852, 379.857)

МУЛЬТИПЛИКАТОР РАЗВИТИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ТУРИЗМА НА СЛАБООСВОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Подсолонко В.А.1, Подсолонко Е.А.1, Афанасьев О.Е.2

1Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ имени В. И. Вернадского, 295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail: epodsolonko@gmail.com 2 ФГБОУ ВО Российский государственный университет туризма и сервиса 141221, РФ, Московская обл., Пушкинский район, д.п. Черкизово, ул. Главная, 99, корп.1, ауд. 1321, editor@spst-journal.org

Аннотация. Продемонстрирован зарубежный опыт развития лесных территорий и на их основе природоохранного туризма. Обоснована необходимость строительства современных автотрасс и противопожарных дорог как мультипликатора развития круизного и развлекательного туризма на лесных территориях Сибири и Дальнего Востока. Предложено создание современных инновационных развлекательных и рекреационных центров с улучшенными жилищными и бытовыми условиями для работников и членов их семей, способствующих положительной миграции в малонаселенные районы страны. Предложено привлечение зарубежных специалистов, техники и технологий для дорожного строительства и безотходной переработки леса, создания полного комплекса сооружений развлекательно-игровых центров, жилья и инфраструктуры, подготовки отечественных специалистов. Мотивационный механизм привлечения населения России из центральных регионов для работы и проживания в новых центрах дорожного строительства, деревообработки и современных развлечений основан на создании условий достойной жизни, превосходящих другие регионы и многие страны мира. Принятие специальных решений Правительства Российской Федерации и организация системы контроля за его выполнением позволит обеспечить опережающее социально-экономическое развитие слабо освоенных территорий страны.

Ключевые слова: мультипликатор развития, природоохранный туризм, слабо освоенные лесные территории, ресурсосбережение, занятость населения, государственное и муниципальное управление, регионы и муниципальные территории, опережающее социально-экономическое развитие.

ВВЕДЕНИЕ

Сценарий мирового устойчивого развития предполагает создание условий сбережения и повышения доступности природной среды, освоение слабо освоенных территорий для обеспечения их доступности местному населению и туристам. Страны мира разрабатывают стратегии развития лесного пространства, определяют условия его сохранения и защиты, усиливая его привлекательность и доступность для посетителей. Создание специфических объектов играет роль мультипликатора развития туризма на лесных территориях и влияет на развитие дорожной инфраструктуры, создание современных инновационных развлекательных, познавательных, культурных центров, дающих возможность активизировать жизнедеятельность в недостаточно населенных районах. Международное сотрудничество в этом направлении позволяет перенимать положительный мировой опыт и интегрировать его в развитие собственных территорий, развивать инновационные технологии, процессы подготовки специалистов. Мотивация населения состоит в поддержке предпринимательской инициативы со стороны государства и создании достойных условий жизни и деятельности.

Эффективное освоение лесных массивов Российской Федерации, создание противопаводковых водоемов и противопожарных инновационных дорог - просек в лесах выступает в роли мультипликатора для развития круизного, охотничьего и развлекательного туризма. Освоение на этой основе новых территорий посредством формирования цивилизованных поселений дает толчок развитию занятости населения на инновационной основе современными видами деятельности, сопровождающими туризм.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

В работах зарубежных авторов представлены ценные результаты исследований, демонстрирующие результативный опыт деятельности отдельных предприятий, государственных структур или кластеров в создании условий развития природоохранного туризма. Целенаправленная деятельность каждого из участников «лесного сотрудничества» обеспечивает мультипликационный эффект результатами собственной деятельности.

Так, в работе [1] рассмотрены вопросы поддержки инновационных кластеров в лесной промышленности в регионах Европы. В работе [2] проанализированы факторы, влияющие на формирование кластера в лесном массиве на примере одной из Балканских стран. В работах [3, 4] представлены практические результаты инновационной деятельности, показана роль институтов в поддержке не древесных лесных товаров на примере производства биологических продуктов, демонстрируется практический опыт предпринимательской деятельности при производстве инновационных не древесных лесных товаров на частных лесных землях. В работе [5] продемонстрированы примеры внедрения инноваций в побочные виды деятельности в лесном хозяйстве земли Штирия в Австрии. Опыт инновационной деятельности в направлении создания не древесных продуктов в отдельных странах Юго-Восточной Европы представлен в работе [6].

Десятилетний план развития туризма в Западной Вирджинии, разработанный AECOM и Associates в 2012 году в США включает программу «Первые впечатления от туризма», предназначенную для выявления существующих сильных и слабых сторон объектов туризма, которые ярче видны глазами нового посетителя. Программа вводит нейтральных, но объективных посетителей в регион для оценки атрибутов туристского назначения. Специальные маршруты разработаны для групп посетителей для оценки текущих и потенциальных туристических сайтов. Установленное руководство используется оценщиками для записи своих наблюдений, а организация-клиент представляет отчет о сильных и слабых сторонах назначения. Полученные данные могут послужить основой для будущего развития. Целью такой деятельности является улучшение лесного кластера, способствующее внедрению цифровых технологий, поддержке перехода к технологически продвинутому, глобальному конкурентоспособному кластеру посредством обучения персонала, и создание отраслевых отношений между колледжами, предоставляющими образование, способное реагировать на быстро меняющиеся потребности [7].

Методы развития регионов, повышения их конкурентоспособности и управления компетенциями представлены в работе [8]. Механизмы опережающего управления развитием туризма, создания рекреационных кластеров в предпринимательстве показаны в работах [9 - 11]. В работе [12] разработана стратегия формирования и эффективного развития круизного туризма. Необходимость диверсификации производства в сфере услуг, как фактора повышения устойчивости экономики аргументирована в работе [13]. Необходимость государственного регулирования повышения качества жизни и роста благосостояния населения продемонстрирована в [14]. В [15] сформулированы императивы развития зарубежного туризма в Российской Федерации. Геополитические направления эффективного социально-экономического развития России рассмотрены в [16]. В [17] показаны методы создания инновационных кластеров для повышения конкурентоспособности региона, а в [18] представлен механизм управления туристско-рекреационными кластерами на слабо освоенных территориях отдельного региона России. В работе [19] предложена стратегия опережающего инновационного развития административных территорий Республики Крым.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является обоснование возможности создания условий для развития туризма на мало освоенных лесных территориях Сибири и Дальнего Востока на основе усиления целенаправленной противопаводковой и противопожарной деятельности посредством создания предприятий всех необходимых видов деятельности, объединенных и управляемых лесным кластером - мультипликатором развития впечатлений в природоохранном туризме.

В числе задач, решаемых для достижения этой цели, главной считается обеспечение взаимодействия руководителей муниципальных субъектов федеральных округов, имеющих лесные территории, с государственными органами управления природопользованием и туризмом в направлении создания условий развития круизного и охотничьего туризма на основе расширения противопаводковой и противопожарной деятельности на этих территориях.

В основе ее решения будет лежать поставленная Президентом Российской Федерации в марте 2018 г. задача: «Наращивать качество и объемы дорожного строительства на основе новых технологий и решений для развития региональных и местных автомобильных трасс, и дорог, а также евразийских транспортных артерий» [28].

Конкретной задачей является выявление потенциала эффективного развития туризма в России на примере последовательного устранения труднодоступных неконтролируемых

пожароопасных территорий. Методология исследования базируется на мультипликативном подходе к развитию туризма на основе актуализации ресурсов лесных территорий и развития дорожной инфраструктуры.

Важный результат исследования - обоснование ключевой роли взаимодействия муниципальных руководителей субъектов федеральных округов с уровнем государственного управления природопользованием и туризмом для обеспечения инновационного развития экономики.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Передовые страны мира развиваются в контексте мирового сценария устойчивого развития, ориентированного на создание условий сбережения и повышения доступности природной среды. Так, в Финляндии еще в 2006 г. разработана Стратегия развития лесного кластера на период до 2030 г., предполагающая создание условий доминирования страны в контексте устойчивого развития и биоэкономики. Для постоянной и своевременной адаптации фокусов стратегии к постоянно меняющимся условиям мирового развития приглашаются неравнодушные и заинтересованные лица, которые могут не только обсудить, а и принять участие в реализации и адаптации стратегии к современным условиям. На долю лесного кластера, предоставляющего работу 200000 жителям Финляндии, приходится 30% всей промышленной продукции и чистой экспортной выручки [20].

В Дании расположено всего 0,09 % европейских лесных массивов, которые ежегодно посещают 70 млн. чел. Правительством страны поставлена задача создания условий сохранения и защиты леса при его максимальной привлекательности и доступности для посетителей, развития и усиления впечатлений при посещении природных достопримечательностей. Одним из решений поставленной задачи является создание Camp Adventure Park, который расположен в заповедном лесу Гизелфельд Клостерс Скове, в часе езды от Копенгагена. Для посещения и изучения леса, включая озера, ручьи и водно-болотные угодья, в парке созданы не нарушающие естественный ландшафт пешеходные тротуары, обзорные площадки, амфитеатр для занятий, дискуссий, семинаров. Все созданные конструкции не только создают безопасные и комфортные условия для посетителей, но и максимально обеспечивают защиту природы от разрушающего воздействия человека. Прогулки могут происходить как по поверхности земли по удобным тротуарам, так и по специально созданным надземным деревянным конструкциям, включая 45 -метровую башню со смотровой площадкой, позволяющей любоваться природой над кроной деревьев [21].

В Люксембурге леса фактически занимают более 90000 гектаров, или почти 35% территории страны, почти 1500 компаний осуществляют прямую или косвенную деятельность, связанную с лесом, обработкой древесины. В этих компаниях занято около 11000 человек, более половины из которых работают в строительном секторе. Для взаимодействия всех игроков в лесном секторе, начиная от производства древесины до конечных потребителей изделий из дерева, в 2016 г. создан Люксембургский лесной кластер, управляемый Luxinnovation Wood Cluster, который является платформой и местом встречи инвесторов, инновационных, общественных и частных организаций, исследовательских центров Люксембурга. Целью создания кластера является оптимизация выпуска на рынок продуктов и использования лесных ресурсов; создание и совершенствование региональных цепочек продукции из древесины; поддержка и диверсификация сектора деревообработки; содействие использованию древесины в строительстве; поддержка начального и профессионального обучения; стимулирование инноваций продуктов и процессов. В стране разработана и применяется комплексная модель региональных инновационных систем лесного сектора, дающая возможность сравнивать региональные кластеры лесной промышленности по всей Европе и оценивая их, понимать, насколько совершенны собственные инновационные системы с учетом международного опыта и собственных сильных сторон [22]. Леса в Люксембурге красивы, удобны, безопасны и комфортны, а их использование соответствует принципам устойчивого развития и является результатом гармоничного взаимодействия различных компаний [23].

Лесная промышленность имеет давние традиции в Норвегии. В перерабатывающей промышленности Норвегия обладает одним из ведущих в мире технологическим потенциалом, связанным с продуктами, в основе которых лежит древесина. В строительной отрасли Норвегия считается одной из ведущих стран в разработке деревянных конструкций (мостов и зданий).

Лесная и деревообрабатывающая промышленность является важным работодателем по всей стране, и глобальная торговля сырьем и продукцией ведется на протяжении веков. Сегодня темпы рубок являются низкими по сравнению с ростом норвежских лесов, и это обеспечивает возможности для увеличения производства возобновляемых и устойчивых продуктов, востребованных рынком. Продуктивный лес Норвегии охватывает почти 20 миллионов акров, разделенных между 129000 объектами недвижимости по всей стране. Ель обыкновенная и сосна являются наиболее распространенными видами древесины в норвежских лесах, составляя примерно 79% от общего объема. Свойства волокон ели обыкновенной делают ее пригодной для производства высококачественных конкурентоспособных продуктов [24].

Хорошо известно, что 50 % территории России, превосходящей по площади все страны мира, 17125191 км2, занято лесами. Их особенностью в большинстве случаев является полная непроходимость при их неповторимой красоте, недоступность для цивилизованных туристов, недостаточное применение в различных видах деятельности и высокая неконтролируемость используемых лесных массивов в коммерческих целях.

Уникальная красота непроходимых уголков страны широко представлена в научной и художественной литературе, специальных изданиях, на профессиональных и любительских сайтах, в фотографиях профессионалов и любителей. Темнохвойные сомкнутые таежные, сосновые леса и боры привлекают ученых и туристов не только нашей страны, а и многих стран мира. Площадь тайги в России, горные массивы, покрытые таежными лесами, составляет 15 млн. км2, ее ширина более 2000 км. Дальневосточные леса гармонично сочетают в себе субтропические и тропические культуры, развиваются в условиях теплого влажного климата, привлекают роскошным богатством растительного и животного мира.

Вместе с тем доля лесного хозяйства и охоты в общих объемах Валовой добавленной стоимости весьма незначительна и даже не показывается в величине, относимой к сельскому хозяйству. Однако, на этом фоне ежегодно возникающие лесные пожары уничтожают миллионы тонн древесины, жилые постройки, уникальный растительный и животный мир, туристический ресурс этих территорий, отвлекая на борьбу с ними тысячи людей, сотни единиц специализированной авто и авиатехники. Кроме того, следует учитывать ущерб жизни и здоровью людей, растительному и животному миру в результате задымления. По данным Федеральной службы государственной статистики в 1992 - 2014 гг. в России произошло 589768 лесных пожаров, каждый из которых охватывает 500000 - 2500000 гектар. Федеральное агентство лесного хозяйства оценивает ежегодный ущерб от лесных пожаров в 20 млрд. руб., из которых ущерб лесному хозяйству в виде потери древесины составляет 3 - 7 млрд. руб. В июне 2019 г. на территории России действовало 43 лесных пожара площадью почти 9000 га. Горят лес и населенные пункты в Забайкальском крае, на Камчатке (3400 га), в Иркутской и Амурской областях, Бурятии, Якутии, Алтайском Крае, в Ленинградской области. «Пожароопасный сезон действует в 82 субъектах России, в 46 из них введен особый противопожарный режим, в одном районе Якутии действует режим ЧС» (https://tass.ru/v-strane/6564933). Количество лесных пожаров в Сибири в 2019 г. увеличилось в 1,5 раза. Предлагаемый полпредом Президента РФ мониторинг территорий с помощью авиационного патрулирования поможет предотвратить потенциальные очаги возгорания на небольших территориях, но для решения проблемы необходимо создать специальные условия, которые не только снизят уровень пожароопасности в мало освоенных регионах России, а еще и сделают их привлекательными для граждан страны и туристов.

Невосполнимые потери происходят в результате активизации различных насекомых, например, сибирский шелкопряд уничтожает кедровые рощи - в 2017 г. гусеницы уничтожили 463000 га леса в Томской области. Огромный вред наносит безрассудный процесс передачи лесов иностранным компаниям. Так, за право работать в течение месяца на одном гектаре тайги китайцы заплатили всего по 16 руб. и теперь реализуют купленное по дешевке право пилить 137000 га леса в течение 49 лет. Россия получила от них 1,26 млрд. руб. [25].

Давно известно, что для экономики любой страны более эффективно не бороться с уже возникшими пожарами и другими проблемами, а предотвращать их. Аналогично это же наблюдение касается постоянной самоотверженной часто мало результативной борьбы с весенними паводковыми водами и непредвиденными ливнями.

Во многих странах стоки рек регулируются дамбами и плотинами, что позволяет решить проблемы энергообеспечения, с одной стороны, и защитить населенные пункты,

сельскохозяйственные площади и лесные массивы от природных катаклизмов. Соответственно, в городах и поселках действуют системы удаления канализационных и сточных вод. Поскольку пожары, как правило, устраняются с помощью воды, важно во всех регионах обеспечивать ее достаточное количество, необходимое для ликвидации любого возгорания. Поэтому для всех территорий стоит задача обеспечить комплексное взаимодействие накопления запасов воды для любых непредвиденных ситуаций использования их в случае возникновения пожаров.

Более сложно, но необходимо решить эти и другие проблемы и для громадных лесных территорий Сибири и Дальнего Востока.

Государственная политика регионального развития направлена на создание условий реализации прав жителей всей территории страны, рост качества жизни, устойчивое экономическое и научно-технологическое развитие регионов, повышение конкурентоспособности экономики и вовлечение населения в решение региональных и местных задач. Решение вопроса предполагает инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы страны через анализ «экономической специализации и перспективных конкурентных преимуществ регионов и муниципальных образований...; определения основных направлений изменения и разработки стратегии пространственного развития; размещения федеральной, региональной и муниципальной инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры; утверждения и корректировки государственных программ развития отраслей экономики и социальной сферы, а также инвестиционных программ с государственным участием». Определены приоритетные направления государственных программ: освобождение от инфраструктурных ограничений для опережающего развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития; инфраструктурное и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала; сдерживание оттока населения с важных в геополитическом отношении территорий, не имеющих в обозримом будущем перспектив динамичного экономического развития, путем создания благоприятных условий; увеличение количества точек роста экономики как необходимое условие технологического развития, повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на международных рынках; реализация мероприятий по улучшению экологической ситуации и развитию в крупных городских агломерациях транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экономическую связанность городов с прилегающими к ним территориями, а также городских агломераций между собой; сокращение различий в качестве жизни в городах и сельской местности; . формирование приоритетных инвестиционных проектов федерального, регионального и местного уровней, определения (уточнения) мест размещения особых (свободных) экономических зон, индустриальных и технологических парков, иных зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности [26].

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 -р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России [27].

Первым этапом поставленной Президентом задачи по развитию региональных и местных автомобильных трасс, и дорог должна быть разработка «дорожной карты» в полном смысле ее наименования для регионов с пожароопасными лесными территориями. Учитывая важность решения этой задачи для пространственного развития страны, для этого должен быть издан специальный Указ Президента РФ, адресованный губернаторам областей, республик и краев Сибири и Дальнего Востока. Эта карта должна быть рассчитана на 20 - 30 лет и по пятилетиям охватывать все лесные территории каждого региона. Особенностью дорог лесных, горнолесных и приречных территорий является их мультипликативная роль для пространственного развития и вовлечения в экономику слабоосвоенных территориальных ресурсов в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Мультипликативный эффект, в первую очередь, может проявиться в расширении сети деревообрабатывающих и производящих изделия из дерева предприятий как стационарного, так и мобильного типа. Поскольку продвижение новых или расширение старых дорог через лесные массивы будет охватывать все больше территорий, будет нарастать и потребность в водной защите

от возможных возгораний леса на этих территориях. Практически все лесные территории пронизаны малыми и средними реками, пополняемыми весной талыми водами из снега, накапливаемыми в прилегающих лесах. Поэтому наряду с планом строительства дорог должен быть разработан и проект создания накопительных водоемов, прилегающих к каждому участку автотрассы через 20 - 30 км поочередно с разных ее сторон. Для выполнения этого вида работ потребуется сеть специализированных предприятий, располагающихся по всей территории каждого лесного региона. Аналогично, дорожно-строительные предприятия, включая и мостостроение, также должны быть рассредоточены по региону. Для их размещения потребуется развитие на инновационной основе мелких и средних поселений в этих регионах, включая всю социальную и коммунальную инфраструктуру, либо строительство новых городов.

Расширение возможностей доступа к нетронутой природе в лесах, в горах и на реках благодаря новой сети дорог в Сибири и на Дальнем Востоке выступает мультипликатором в развитии круизного и охотничьего туризма, включая фотоохоту. Это, в свою очередь, потребует создания сети современных гостиниц, ресторанов с блюдами из дичи и новых видов развлечений, свойственных горнолесной и горно-речной тематике. Вполне возможно, что для этого потребуется создание звероохотничьих ферм и хозяйств, позволяющих регулировать, сохранять и восполнять количество диких зверей в лесах и быть их поставщиками в цирки и зоопарки страны и мира.

Сами дороги, пронизывающие горнолесные и равнинно-лесные территории, должны отвечать ряду требований при их строительстве. Во-первых, они должны формироваться из негорючих материалов. Во-вторых, кювет вдоль дороги должен быть шириной до 5 м, глубиной до 1,5 ми наполнен водой, а при гористой местности представлять собой череду водоемов с увеличивающейся или уменьшающейся глубиной. В-третьих, для возможной миграции животных с одной стороны дороги на противоположную, под или над дорогой и кюветами должны быть проложены миграционные коридоры с учетом рельефа местности через обоснованные биологами расстояния (через 1 - 3 - 5 км) и с учетом миграционных троп, а также мирового опыта. В-четвертых, низкорослый лесной кустарник (не выше 1,5 - 2 м) должен начинаться на расстоянии не менее 5 м от заполненных водой дорожных кюветов, а этот промежуток должен быть вспахан осенью и весной. В-пятых, высокорослый лес должен начинаться после кустарниковой полосы шириной от 50 м. В-шестых, через каждые 5 км дороги должны быть предусмотрены развороты и съезды в лес на пронизывающие его просеки шириной 50 - 80 м для противопожарных целей или для отдыха с соответственно оборудованными площадками (туалеты, мусоросборники, столы, скамейки, площадки для барбекю). В отдельных случаях эти съезды могут быть ориентированы на достопримечательности местности - водопады, ущелья, озера, ледники и могут быть частью целей круизных маршрутов. Эти же площадки могут быть базой для организации разных видов охоты на зверей и дичь под контролем специальных инструкторов, инспекторов, либо лесничих, не допускающих браконьерства. Здесь на специальном стрельбище для круизных туристов могут быть организованы и проведены показательные уроки охоты с их участием на «кабана», «дичь» (по летающим тарелкам).

Отмеченные противопожарные просеки на равнинных территориях пересекаются через каждые 5 км поперечными просеками и дают возможность противопожарной технике локализовать возникающие пожары в каждом отдельном квадрате площадью 25 км2. Создание же такой сети противопожарных просек фактически представляет собой процессы лесоповала для последующей переработки лесоматериалов.

Примерно через 50 км каждая автотрасса должна пересекаться с такой же поперечной трассой. На каждом пересечении должны быть сформированы отмеченные ранее деревообрабатывающие предприятия: малые - через 50 км, средние - через 100 км, крупные -через 200 км. На начальном этапе именно эти предприятия будут играть роль мультипликатора градообразования. Примерно такое же первичное значение для образования или расширения существующих поселений будут иметь дорожно-строительные предприятия, создающие автотрассы на освобождающихся от леса просеках шириной 150 - 200 м и поперечные дороги -съезды противопожарных просек шириной до 80 м. Далее же в каждом поселении будут создаваться все необходимые предприятия инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность работников этих двух видов предприятий и членов их семей: жилищного и гражданского строительства, бытового обслуживания, здравоохранения, дошкольного воспитания и образования, культуры, отдыха и спорта, питания, муниципального управления, транспорта и

связи, гостиничного и ресторанного бизнеса, торговли, ремесленные мастерские, отражающие специфику региона, объекты жилищно-коммунального хозяйства, включая уборку и переработку твердых бытовых отходов.

Вновь создаваемые населенные пункты на пересечениях отмеченных автотрасс ориентировочно через каждые 50 км - максимум 100 км в зависимости от рельефа местности, должны иметь объездные дороги для транзитного автотранспорта. При этом все крупные предприятия, начиная с деревообрабатывающих и дорожно-строительных, включая ряд вышеперечисленных, должны располагаться за пределами объездной автотрассы и иметь сообщение с жилой частью поселения через дороги в разных уровнях с объездным кольцом. Важным условием размещения новых поселений является их защищенность от любых возможных паводков, наводнений и пожаров. При этом все парковки личного автотранспорта и разгрузочные площадки грузового, остановки общественного пассажирского транспорта должны быть не на территории жилой зоны, а в перекрытых сверху оврагах на пересеченной местности или в специально проложенных тоннелях. Интересен пример Монако, имеющего небольшую площадь на обрывистых склонах скалистых гор, по устройству под зелеными зонами скверов и парков многоэтажных подземных автопарковок, торговых и развлекательных центров, сложных развилок дорог, удобного просторного подземного железнодорожного вокзала с пешеходными тоннелями под значительной частью города, пассажирских лифтов и эскалаторов между разноуровневыми улицами, обеспечивающих перемещение пешеходов в противоположные точки княжества и облегчающих передвижение по сложной гористой местности. Этот перфекционистский опыт можно повторить на новой технологической основе во вновь строящихся городах.

Опыт градостроительства других стран также может быть адаптирован под современные потребности России. К примеру, в США, на пустынном берегу Мексиканского залива построен комплекс гостиниц Байлакси, в каждой из которых первые 2 - 3 этажа заняты игровыми залами и ресторанами, выше, 5 - 7 этажей занимают автомобильные парковки, следующие 2 - 3 этажа -конференцзалы, а уже над ними - этажи с жилыми гостиничными номерами для посетителей. Так же сформированы и отели в Лас-Вегасе. Такой подход к строительству в далекой тайге Сибири и лесах Дальнего Востока для многих может быть непривычным и даже неожиданным, однако, он может подтолкнуть к дальнейшему развитию на новой основе круизный и игровой туризм, расширить возможности занятости населения не только в сфере материальной экономики, но и в сфере обслуживания. Таких центров в исследуемой зоне территорий может быть несколько. Возможно, что уже для первой из них по очередности возведения потребуется решение задачи подготовки рабочих и служащих, обеспечивающих как их создание, так и дальнейшее функционирование.

Учитывая специфику территорий создания таких центров, вполне возможна ориентация развлечений приезжающего сюда населения не столько на традиционные рулетку и игровые автоматы, сколько на нетрадиционные развлечения и отдых на природе, организацию и проведение культурных, спортивных, образовательных мероприятий, как в летний, так и в весенне-осенний и зимний период, создание этнических деревень. Для этого потребуется оснащение отелей либо специализированных пунктов проката и обслуживания в этих центрах современной техникой для безопасного отдыха и развлечений, наличие высококвалифицированных инструкторов и тренеров. Для полноценного набора развлечений туристов разного возраста придется пользоваться не только естественными ресурсами природы -реки, озера, лес, склоны гор, воздушные потоки, заснеженные просторы и т.д., но и создавать искусственные - ипподромы, автодромы, мотодромы, роликодромы, бассейны, спортплощадки, вейкпарки, тиры и стрельбища и т.п. рядом с отелями и за пределами объездной дороги.

Учитывая реально существующую прокладку газопроводов, а в некоторых местах -нефтепроводов, целесообразно объединить усилия по прокладке автотрасс и противопожарных просек с этими процессами. При этом в таких случаях потребуется комплексный подход к обеспечению пожаробезопасности как трубопроводов, так и прилегающих лесных массивов и соответствующий учет такого взаимодействия в конфигурации прокладываемых дорог. В составе предприятий в поселениях при этом должны появиться как химические, по переработке газа или нефти, так и газораспределительные для обеспечения всех остальных видов деятельности газом, как топливом, включая и население. Объединение возможностей деревообрабатывающей и химической промышленности даст толчок для современного развития мебельных предприятий и

строительной индустрии, функционирующей преимущественно на местных строительных материалах.

Следует учитывать, что территории Сибири и Дальнего Востока, занятые лесом, как правило, малонаселенные. Их нельзя сравнивать по плотности населения ни с одной областью Европейской части России, где на 1 км2 приходится по 20 - 40 человек, тогда как в Сибири - по 3 человека.

Поэтому для создания новых поселений городского типа в Томской, Иркутской и Амурской областях, в Красноярском, Забайкальском, Хабаровском, Приморском и Камчатском краях, в республиках Алтай, Хакассия, Тыва, Бурятия, Саха по всей видимости придется рассчитывать в меньшей степени на наличное местное население, а в большей - на приезжих из европейских регионов России, а также и из других стран. Для такой миграции требуется очень большая мотивация, источниками которой должны или могут быть финансовые поступления от расширяющихся объемов развлекательного туризма. В каждом из перечисленных выше лесных регионов должен быть как минимум один развлекательный город с учетом специфики его размещения. Если Иркутская область и Республика Бурятия могут в комплексе развлечений обыгрывать уникальность озера Байкал, то Республика Алтай - соответственно - Телецкое озеро, Республика Хакассия - Саяно-Шушенскую ГЭС и питающее ее водохранилище, Республика Тыва - географический центр Азии и истоки зарождения реки Енисей. Уникальность Камчатского края с его гейзерами и вулканами повторить в других регионах невозможно, также как насыщенность водными запасами рек Лена, Вилюй, Алдан Республики Саха в Якутии. Ориентация на посещение этих уникальных мест возможна только в нескольких круизах, учитывая развлекательные возможности каждого из таких центров и окружающей природы этих регионов.

Мотивация миграции населения перенаселенных центральных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья в новые поселения, центры развлечений и города может иметь разные направления и должна учитывать этапность развития всех описанных здесь процессов.

К примеру, в городах - центрах развлекательного туризма все местное население будет иметь право на любые виды развлечений бесплатно в обоснованно ограниченном количестве посещений (хотя в Монако жители княжества вообще не имеют права посещать игровые заведения). Каждая семья, делегировавшая своего ребенка для постоянного участия в спортивных мероприятиях (плавание, хоккей, вело и мотоспорт, фристайл и другие) получает социальное денежное поощрение постоянно в течение всего периода занятий спортом. Инструкторы и тренеры, обеспечившие получение их воспитанниками спортивных разрядов, звания мастеров спорта, чемпионов различных уровней, получают из местного бюджета доплату к своей основной зарплате в зависимости от уровня результатов их воспитанников. Победители также поощряются денежными выплатами за каждый призовой результат.

Первым источником поступлений в бюджет выступает деревообработка с использованием сырья, полученного от всех прокладываемых через леса автотрасс и противопожарных дорог -просек. При этом наиболее эффективно следует организовать безотходную деревообработку с производством готовых изделий из дерева и их реализацией в виде мебели и стройматериалов, включая древесноволокнистые и древесностружечные панели, фанеру и готовые к сборке комплекты деревянных сооружений - жилых домов, бань, беседок, «итальянской мебели» и т.д. В число потребителей этой продукции могут входить все регионы России, страны ближнего зарубежья и всего Юго-Востока Азии. На основе вырученных финансов от продажи изделий из дерева может формироваться специальный мотивационный фонд по созданию условий для привлечения необходимых работников и специалистов, осваивающих все производственные процессы, отмеченные ранее. В число инвесторов по решению проблем развития лесных территорий Сибири и Дальнего Востока могут войти такие страны, как Китай, Япония, Индия и Республика Корея с привлечением в эти процессы собственной техники и рабочей силы на условиях бесплатной отгрузки в свои страны, к примеру, до 10 % древесины из общего объема вовлеченных ими в производство древесных ресурсов в период работы.

Учитывая главный источник постоянного приращения финансовых поступлений в бюджет административных центров территорий с лесными ресурсами - отгрузку изделий из дерева отечественным и зарубежным потребителям, естественным условием выбора первого звена в цепочке инновационного освоения лесных территорий должно быть наличие в этих центрах или в непосредственной близости от них современных обоснованно необходимых железных и

автомобильных дорог, рек, ведущих к ним линий электропередач на широких просеках. Важным условием привлечения работоспособного населения во вновь организуемые центры строительства современных автотрасс и лесоперерабатывающих предприятий служит создание условий жизни для самих работников и членов их семей, более комфортных и привлекательных, чем в большинстве центральных районов России и многих стран зарубежья. Это же условие необходимо соблюдать и при строительстве центров для развлекательного туризма.

На период отсутствия в России достаточного числа работников, а также соответствующих техники и технологии, вполне оправданным будет привлечение для решения всех ранее перечисленных задач зарубежных специалистов со своим современным инновационным оборудованием на период 5 - 10 лет на отмеченных ранее условиях - расчетах отгружаемой продукцией, производимой этими же работниками в период действия договора, а в последующем - экспортом такой продукции, производимой отечественными работниками. По состоянию на первое двадцатилетие XXI века уровень техники и технологий по дорожному и городскому строительству в соседних восточных странах и в мире, по переработке древесины вполне позволяет им доверять при заключении договоров, подобных выше отмеченным с обеспечением требований законодательства России. Такие договора могут заключаться как на государственном, так и на региональном добрососедском уровне.

Для реализации всех рассмотренных предложений потребуется издание специального правительственного указа, позволяющего в ближайшие 10 - 20 лет поэтапно решить все отмеченные проблемы инновационного развития.

ВЫВОДЫ

1. Мультипликатором развития круизного и развлекательного туризма на лесных территориях Сибири и Дальнего Востока может служить прокладка современных автотрасс и противопожарных дорог - просек с безотходной переработкой лесных ресурсов, как минимум удаляемых в процессе строительства дорог.

2. Создание современных инновационных развлекательно- игровых центров разных масштабов и содержания на пересечениях крупных региональных и межрегиональных автотрасс с улучшенными жилищными и бытовыми условиями для обслуживающего персонала и членов их семей позволит увеличить положительную миграцию в малонаселенных районах Сибири и Дальнего Востока.

3. Привлечение на условиях международных коммерческих договоров зарубежных специалистов, техники и технологий на первом этапе дорожного строительства на лесных территориях Сибири и Дальнего Востока и безотходной переработки леса, высвобождаемого при этом, создания полного комплекса сооружений развлекательно-игровых центров, а также необходимого этим специалистам жилья, позволит за 5 - 10 лет создать условия для подготовки отечественных специалистов - профессионалов, готовых заменить зарубежных.

4. Мотивационный механизм привлечения населения России из центральных регионов для работы и проживания в новых центрах дорожного строительства, деревообработки и современных развлечений должен содержать возможности для достойной жизни этих работников и членов их семей, превосходящие все другие регионы России и многих стран мира.

5. Принятие специального решения Правительства Российской Федерации и организация системы контроля за его выполнением позволит только на основе отмеченного дорожного строительства, безотходной переработки леса и развития развлекательного и круизного туризма на лесных территориях Сибири и Дальнего Востока обеспечить опережающее социально-экономическое развитие этого колоссального по площади региона.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Взаимодействие мотивированных предпринимателей, инвесторов, органов государственного и муниципального управления позволит обеспечить реализацию результатов приведенного исследования для достижения его главной цели на основе:

- изучения и адаптации лучшего мирового опыта в использовании лесных территорий и развитии природоохранного туризма и его интеграции в процессы освоения слабо освоенных территорий России;

- технико-экономического обоснования необходимости развития дорожной инфраструктуры для обеспечения пожарной безопасности лесных территорий Сибири и Дальнего Востока;

- формирования условий развития круизного и развлекательного туризма на слабо освоенных лесных территориях и водных артериях России;

- интеграции положительного мирового опыта создания современных инновационных развлекательных, рекреационных, обучающих центров;

- разработки механизма мотивации миграции населения в малонаселенные районы страны, обеспечивающего повышение качества жизни жителей слабо освоенных территорий;

- формирования условий привлечения инвесторов, отечественных и зарубежных специалистов для участия в процессах развития слабо освоенных территорий Российской Федерации;

- обеспечения поступлений современных инновационных технических средств для дорожного строительства, безотходной переработки лесных ресурсов, создания современных развлекательно-игровых центров, жилья и инфраструктуры;

- обеспечения подготовки отечественных специалистов для решения задач развития слабо освоенных территорий;

- инициирования принятия специальных решений Правительства Российской Федерации в контексте опережающего социально-экономического развития слабо освоенных территорий страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Weiss G., Pelli P., Orazio C., Tykka S., Zivojinovic I., Ludvig A. 2017. Forest industry clusters as innovation systems: analysing innovation support frameworks in five European regions 134. Jahrgang (2017), Heft 2, S. 119-148.

2. Nonic D., Nedeljkovic J., Rankovic N., Marinkovic M., Glavonjic P., Weiss G. 2012. Analysis of factors influencing cluster establishment in the Timok forest area in Serbia. Austrian Journal of Forest Science 129 (3-4), 202-227.

3. Ludvig, A., Corradini, G., Asamer-Handler, M., Pettenella, D., Verdejo, V., Martinez, S. and G. Weiss (2016a): The practice of innovation: The role of institutions in support of Non-Wood Forest Products. BioProducts Business 1(6), pp. 73-84.

4. Ludvig, A., Tahvanainen, V., Dickson, A., Evard, C., Kurttila, M., Cosovic, M., Chapman, E., Wilding, M. and G. Weiss (2016b): The Practice of Entrepreneurship in the nonwood forest products sector: Support for innovation on private forest land, in: Forest Policy and Economics, Vol 28, pp 31 -37

5. Weiss, G., Ludvig, A., Zivojinovic, I., Asamer-Handler, M., Huber P., 2017. Non-timber innovations: How to innovate in side-activities of forestry - Case study Styria, Austria. In: Austrian Journal of Forest Science, 134 (Special Issue 1a), pp. 231 - 250

6. Zivojinovic, I., Nedeljkovic, J., Stojanovski, V., Japelj, A., Nonic, D., Weiss, G., and A. Ludvig, 2017. Non-timber forest products in process of transition: Innovation cases in selected SEE countries. Forest Policy and Economics 81: 18-29.

7. Community, Business & Safety. Tourism & Hospitality. Tourism First Impressions. [Электронный ресурс]. https://extension.wvu.edu/community-business-safety/tourism-hospitality/tourism-first-impressions.

8. Подсолонко, Е.А. Региональная экономика: конкурентоспособность и управление компетенциями: Монография. Симферополь: Крымучпедгиз, 2007. - 642 с.

9. Подсолонко, В.А. Опережающее управление развитием туризма в Крыму: Материалы седьмой всеукраинской научно-практической конференции / Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А. [«Туризм, курорты и наука. Проблемы и перспективы регионального развития туризма»], (Симферополь, 3 декабря 2010 г.) / М-во образов. и науки Украины, ТНУ им. В.И. Вернадского, кафедра менеджмента и маркетинга факультета управления, Крымская ассоциация турагентств. -Симферополь, 2010, - 152 с. / Под ред. Карташевской И.Ф. - С. 8 - 13.

10. Подсолонко, М.В. Рекреационные кластеры в предпринимательстве: монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 222 с.

11. Подсолонко, Е.А. Механизм организации туристического кластера на базе создания единого информационного пространства / Подсолонко Е.А., Гонтарь Т.Н. // Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. Економiчнi науки. - 2012. - Т. 3. - № 2. - С. 45 - 49

12. Логунова, Н.А. Стратегия формирования и эффективного развития круизного туризма: Монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2014. 428 с.

13. Подсолонко, В.А. Диверсификация производства в сфере услуг как фактор повышения устойчивости экономики / Подсолонко В.А., Подсолонко М.В., Ротанов Г.Н. // Шестая международная научно-практическая конференция «Организационно-экономический механизм управления опережающим развитием регионов». Научн. редактор Е.А. Подсолонко. Симферополь: ДИАЙПИ, 2016. - С. 72-75.

14. Подсолонко, В.А. Государственное регулирование повышения качества жизни и роста благосостояние населения / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко, Г. Н. Ротанов // Тенденции, направления и перспективы развития экономических отношений в современных условиях хозяйствования: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», Институт экономики и управления, Академия биоресурсов и природопользования, Кафедра экономики агропромышленного комплекса (г. Симферополь, 28-29 апреля 2016 г.). - Симферополь: АНТИКВА, 2016. - С. 396-401.

15. Подсолонко, В.А. Императивы развития зарубежного туризма в Российской Федерации / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко // Государственная политика в сфере охраны здоровья в Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции (г. Симферополь, 25 мая 2017 г.). - Симферополь: Куб, 2017. - С. 55-65.

16. Подсолонко, В.А. Геополитические направления эффективного социально-экономического развития России / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко // Геополитика и экогеодинамика регионов. - 2019. - Т. 5 (15). - Вып. 1. - С. 5-21.

17. Подсолонко В.А. Повышение конкурентоспособности региона посредством создания инновационных кластеров / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко // Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Посвящена 75-летию Гуманитарно-педагогической академии (Ялта, 04-05 апреля 2019 г.). - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 98-100.

18. Подсолонко, В.А. Управление туристско-рекреационными кластерами на слабо освоенных территориях Крыма / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко // IV Научно-практическая интернет-конференция «Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий», г. Вологда, 15-17 мая 2019 г. [Электронный ресурс]. - 2019. - URL: http://fic.vscc.ac.ru/index.php?/forum/749-управление-туристско-рекреационными-кластерами-на-слабо-освоенных-территориях-крыма/.

19. Подсолонко, В.А. Стратегия опережающего инновационного развития административных территорий Республики Крым / А.В. Подсолонко, Е.А. Подсолонко // Проблемы информационной безопасности : труды V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, (Симферополь-Гурзуф, 14-16 февраля 2019 г.) / под редакцией профессора Бойченко О. В. - Симферополь : ИП Зуева Т.В., 2019. - С. 30-31. - ISBN 978-5-6041634-2-9. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37012166.

20. The Finnish forest cluster research strategy 2030 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.metsateollisuus.fi/uploads/2017/03/30041804/890.pdf.

21. Camp Adventure Park. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.effekt.dk/camp, https://www.campadventure.dk/en/.

22. Presentation of the Wood Cluster. A new element of Luxembourg's Cluster Initiative. 29-112016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: (http://luxembourg.public.lu/en/actualites/2016/11/29-cluster-bois/index.html).

23. Visit Luxembourg. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.visitluxembourg.com/en/place/walking/forest-discovery-centre-burfelt-insenborn); https://www.timetravelturtle.com/wp-content/uploads/2012/12/Luxembourg-2012-161_new.jpg.

24. Invest in Norway. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.innovasjonnorge.no/en/start-page/invest-in-norway/industries/forestry//.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Болдырев, О. «Понимаем, что творим, но работать где-то надо»: как пилят сибирский лес Русская служба Би-би-си, Томская область 13 сентября 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-45497724.

26. Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» от 01.03.2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.

27. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N 1662_red_08.0 8.2009

28. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.

MULTIPLICATOR OF ENVIRONMENTAL TOURISM DEVELOPMENT ON WEAKNESSED TERRITORIES OF SIBERIA AND THE FAR EAST

Podsolonko V.A.1, Podsolonko E.A.1, Afanasyev O.E.2

'V.I. Vemadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea 2 Russian State University of Tourism and Service, Moscow

Annotation. Demonstrated foreign experience in the development of forest areas and on the basis of environmental tourism. The necessity of the construction of modern highways and fire roads as a multiplier for the development of cruise and entertainment tourism in the forest areas of Siberia and the Far East has been substantiated. It is proposed to create modern innovative entertainment and recreational centers with improved living and living conditions for workers and their families, contributing to positive migration to sparsely populated areas of the country. It was proposed to attract foreign experts, equipment and technologies for road construction and waste-free processing of the forest, to create a full range of buildings of entertainment and gaming centers, housing and infrastructure, training of domestic specialists. The motivational mechanism for attracting the population of Russia from the central regions to work and live in new centers of road construction, woodworking and modern entertainment is based on creating conditions of a decent life, surpassing other regions and many countries of the world. The adoption of special decisions of the Government of the Russian Federation and the organization of a system for monitoring its implementation will allow for the priority socio-economic development of poorly developed territories of the country. Keywords: development multiplier, nature protection tourism, poorly developed forest areas, resource conservation, employment, state and municipal management, regions and municipal territories, advanced socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.