СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
О.Ю. Афанасьева,
кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой английской филологии Челябинского государственного педагогического университета
В настоящее время категория «педагогическая тех- компонентов личностно-формирующей педагогико-нология» достаточно интенсивно эволюциониру- управленческой ситуации, своеобразных общезакономер-ет. Прослеживается тенденция к последователь- ных характеристик индивидуального и неповторимого.
настоящее время категория «педагогическая технология» достаточно интенсивно эволюционирует. Прослеживается тенденция к последовательному расширению ее объема: от технологии как элемента, технического приспособления в деятельности преподавателя до качественно нового понимания педагогической деятельности как системно организованной, технологизи-руемой социальной сферы. Как справедливо указывает С. Сполдинг, технология «включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы» [4].
Конструирование педагогических технологий, как отмечают Ф. Персиваль, Г.К. Селевко, Г. Эллингтон и др., имеет в своей основе системную методологию, позволяющую синтезировать педагогический опыт на основе таких различных областей знания, как психология, социология, профессиональный менеджмент и системный анализ в сочетании с усовершенствованиями в технологических областях [5].
Принимая во внимание данную точку зрения, а также солидаризируясь с мнением В.В. Серикова [6], мы полагаем, что если представить конструирование педагогической технологии как построение системы операций, ведущих к разрешению некоторого противоречия, то логика построения соответствующей педагогической технологии принимает следующий вид: а) анализ противоречия в педагогической практике как источника проблемы управления коммуникативным образованием студентов вузов; б) определение дидактической цели и критериев ее достижения; в) выявление психолого-педагогического механизма ожидаемых новообразований в личности студента (опыте, знании, поведении); г) проектирование моделей коммуникативных учебно-познавательных задач, способных обеспечить эффективную реализацию концептуальной модели управления коммуникативным образованием будущих специалистов; д) разработка предметно-коммуникативного пространства, структуры и движущих сил решения коммуникативных учебно-познавательных задач как последовательности генетически связанных эпизодов педагогического взаимодействия преподавателя и студента; е) управленческое и психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в высшем учебном заведении.
В процессе осуществления теоретико-экспериментального исследования мы задались вопросом, как технологизировать деятельность преподавателя вуза, управляющего коммуникативным образованием студентов. Материалы проведенного экспериментального поиска позволили заметить следующее: технология управления коммуникативным образованием будущих специалистов связана с построением некоторых инвариантных
Безусловно, сложность поиска педагогических технологий вообще и управления иноязычным образованием в частности состоит в том, чтобы все механизмы личностного воздействия воплотить в строго ограниченном по возможностям, однозначном педагогическом инструментарии. В этом случае мы принимаем точку зрения В. А. Кан-Калика о том, что формой и способом материализации и реализации мастерства как своеобразного уровня возможностей воздействия, которыми располагает педагог, является педагогическая техника как практический инструмент мастерства и практический уровень его реализации [2].
С учетом данных, полученных в исследованиях В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, В.В. Серикова, В.И. Сагатовского и др., сформулируем наиболее общие требования к конструированию и внедрению в образовательный процесс высшей профессиональной школы педагогических технологий управления коммуникативным образованием студентов вузов.
1. Трансформация содержания коммуникативного обучения в целостный проект деятельности, включающий в себя характеристику ориентировочной основы деятельности (понятия, принципы), ее мотивационно-психологическое и операционное обеспечение.
2. Представление деятельности педагога по управлению коммуникативным образованием в процессуальной форме, обеспечивающей высокую коммуникативную компетентность студентов вузов.
3. Выявление способов взаимодействия преподавателя и студентов, их функций, ролей, связей, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента образовательной подготовки обучаемых.
4. Мотивационное обеспечение технологии на основе создания совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых, партисипативности, паритетности, толерантности, неформальной межличностной диалогической коммуникации.
5. Широкое использование материально-технических и информационных средств, программных продуктов.
Разделяя мнение Н.В. Борисовой, О.Н. Перовой, Л.Р. Тицкой и др., под стратегическими образовательными технологиями мы понимаем технологии, ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса и выступающие как способ достижения стратегических образовательных целей. Анализ содержания стратегических образовательных технологий позволил определить их целевую направленность: развитие личностных и профессиональных способностей будущих специалистов. Цель стратегических образовательных технологий обусловливает возможность их использования на всех ступенях профессиональной подготовки обучаемых.
В качестве таковых нами выявлены: игровые, исследовательские, тренинговые, лекционные процедуры, все виды практик (стажерская, педагогическая практика и др.), лабораторные работы и т.д. В связи с тем что реализация стратегических образовательных технологий предполагает их конкретизацию через тактические образовательные технологии, их выбор уточняется нами в процессе выявления потенциала тактических образовательных технологий, под которыми мы понимаем конкретный способ достижения тактических целей управления коммуникативным образованием студентов вузов в рамках определенной стратегической технологии.
Анализ научной литературы позволил нам в качестве критериев выбора тактических образовательных технологий принять: а) целевое соответствие тактических образовательных технологий стратегическим; б) соответствие тактических образовательных технологий специфике предлагаемого преподавателем учебного материала; в) Образовательные технологии управления
активный тип коммуникации как доминирующий; г) технологические возможности реализации тактических образовательных технологий; д) преемственность тактических образовательных технологий (тематическая, логическая, организационная).
При выявлении потенциала тактических образовательных технологий было отмечено, что в качестве параметров их анализа могут выступать: доминирующая цель - результат; метод предъявления преподавателем учебной информации с целью эффективного управления коммуникативным образованием студентов вузов; тип доминирующей коммуникации обучаемого.
Воспользовавшись данными исследования
Л.Р. Тицкой [7], представим результаты анализа используемых нами тактических образовательных технологий в целях эффективного управления коммуникативным образованием студентов вуза:
>ммуникативным образованием студентов вузов
Стратегические образовательные технологии. Тактические образовательные технологии Доминирующая цель - результат Методы предъявления учебной информации студентам Тип доминирующей коммуникации студента
Лекционные процедуры Информационная лекция Проблемная лекция Лекция вдвоем Лекция с запланированными ошибками Передать готовую информацию Развивать творческое мышление студента, его познавательный интерес к языку на основе углубленного изучения материала На основе усвоения теоретического материала развивать культуру делового общения, актуализировать имеющийся фонд коммуникативных знаний, активизировать мышление и поведение будущих специалистов На основе усвоения теоретического материала развивать у студентов умение оперативно анализировать и решать коммуникативные задачи Информационный, монологический В форме учебной проблемы, диалогический Совместный поиск и принятие решения коммуникативной задачи, моделирование реальной ситуации, связанной с деловым общением, постановка теоретических вопросов двумя специалистами Интеллектуальные игры Пассивный Вовлеченность обучаемого в решение коммуникативных задач; поисковая и исследовательская работа обучаемого Совместное решение проблемных коммуникативных задач, дискуссия с лекторами Поисковая деятельность; вовлеченность (партисипа-ция) в обсуждение найденных ошибок
Исследовательские процедуры Семинар-дискуссия Создать условия для пар-тисипации каждого из участников образовательного процесса с целью повышения мотивации обучаемых, развития их коммуникативной компетентности Проблемный Поисковая, исследовательская деятельность, диску-тирование
Семинар-исследование
Игровое проектирование
Семинар-практикум
Курсовая работа
Квалификационный проект
Превратить имеющийся фонд коммуникативных знаний в инструмент творческого освоения с целью развития творческого мышления обучаемых
Сформировать практический опыт совместного участия в обсуждении и решении актуальных коммуникативных проблем с целью развития рефлексивного мышления студентов вузов
Систематизировать и закрепить полученные студентами теоретические знания, выработать умение применять теорию к решению коммуникативных задач; развивать навык самостоятельной работы, а также навык научного экспериментирова-
Развивать навык самостоятельного обобщения учебного материала в области коммуникации, закрепить полученные умения, углубить имеющийся фонд коммуникативных знаний
Систематизировать, закрепить и расширить имеющийся фонд коммуникативных знаний, углубленно изучить одну из актуальных коммуникативных проблем (в соответствии со специальностью и дальнейшим предназначением выпускника); развивать экспериментальные умения и навыки; выявить уровень коммуникативной компетентности студента_
Поиск новых познавательных ориентиров, выдвижение гипотезы, сознание чувства неудовлетворенности уровнем коммуникативной компетентности
Проблемный. Игровое моделирование содержания реального делового общения
Проблемный
Иноязычные учебно-познавательные задачи
Иноязычные задания с учетом квалификации будущих специалистов
Самостоятельное постижение учебного материала, принятие решения о выборе способа работы с ним, выдвижение и генерирование новых идей, самостоятельная интерпретация полученных сведений
Поисковая, исследовательская деятельность, рефлексия, имитационное моделирование предметного содержания коммуникативной образовательной деятельности студентов вузов
Решение разноуровневых коммуникативных задач, интерпретация полученных данных, рефлексия образовательной деятельности обучаемых
Самостоятельное решение иноязычных учебно-
познавательных задач и заданий, учебное исследование, оформление научной работы
Выбор темы, подбор источников, самостоятельное выполнение научного исследования, проведение эксперимента, обработка его результатов, оформление работы, защита основных положений исследования, обоснование и характеристика предложений проекта, выполнение графических работ
ния
Представленные в таблице образовательные технологии могут быть использованы в целях эффективного управления коммуникативным образованием студентов вузов. Более конкретный их отбор предусматривает соотнесение тактических образовательных технологий с учебным материалом по каждому отдельному учебному предмету.
Литература
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во ин-та проф. образования, 1995.
2. Кан-Калик В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988.
3. Никитина Е.Ю. Технологически-партисипативная система подготовки будущего учителя к управлению са-
мостоятельной работой учащихся / Е.Ю. Никитина, О.Н. Перова // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3, Управление качеством профессионального образования. -Челябинск, 2002.
4. Питерс Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уотермен. - М.: Прогресс, 1986.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Нар. образо-
вание, 1998.
6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических схем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999.
7. Тицкая Л.Р. Управленческий компонент профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Тицкая. -М., 1998.
МЕЖНАУЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
П.А. Хроменков,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
Рассуждая об особенностях развития наук в XIX столетии, великий русский педагог К.Д. Ушинский уже в своих ранних работах отметил тенденцию их сближения, в результате которого формируется прозрачная система миропонимания. Задача же педагогики, писал он, заключается в том, чтобы «извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, отделив их от великого множества тех, которые такого приложения иметь не могут, свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобообозреваемую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить педагог-практик и тем избежать односторонностей, нигде столь не вредных, как в практическом деле воспитания» [8, с. 29].
Разработав педагогическую антропологию, он указал пути развития педагогической науки на основе согласованного изучения человека такими науками, как анатомия, география, искусство, история, литература, логика, психология, статистика, физиология и патология человека, филология, философия, экономика и «собственно воспитание».
Спустя столетие сбылась пророческая идея К.Д. Ушинского: на стыках двух и большего числа наук в отечественном науковедении появились бинарные области познания (педагогическое право, педагогическая этика, педагогическая информатика, социальная педагогика, театральная педагогика, этнопедагогика, гендерная педагогика и др.), обогатившие предмет педагогической науки и расширившие границы ее исследования.
Вместе с тем, общество взрослых и детей на рубеже второго и третьего тысячелетий столкнулось с серьезными проблемами, решить которые с помощью одной педагогики невозможно: человеком нарушены большие и малые экосистемы, продолжается неразумное использование природных богатств, наблюдается социальное неравенство и различие материального положения людей, проживающих в разных природно-географических условиях, прогрессируют опасные для взрослых и детей болезни, возникает неприязнь на религиозной и национальной почве, проявляются избирательные отношения разных социальных групп и слоев населения к национальным и общечеловеческим ценностям, происходит деформация традиционных отношений в семье, между младшими и старшими, между представителями одного и того же пола, растет число детей-сирот, обездоленных детей и
педагогики МГОУ
детей с отклонениями в развитии, которые часто оказываются незащищенными от пороков взрослых, государство вынуждено снизить возрастной ценз для молодежи при оформлении семейно-брачных отношений.
Для их разрешения требуются не только безотлагательные меры со стороны общества и государства - необходима консолидация ученых-патриотов, просветителей, интеллигенции, духовных деятелей, специалистов и профессионалов, представляющих разные научные области.
Решение этих и других проблем зависит от уровня развития педагогической науки, ее межнаучного взаимодействия и роли, прежде всего в системе наук о человеке. Достижения в области межнаучной интеграции должны стать достоянием вузовской педагогики, а ее механизмы -эффективным педагогическим средством в решении насущных задач целостного формирования личности школьника. Односторонний подход к решению в теории и на практике собственно педагогических задач в наши дни часто не приносит ожидаемых результатов. Практически исчерпан потенциал классической педагогики, становятся ограниченными возможности ее традиционных односторонних связей с философией, экономическими теория-ми, психологией, медициной и другими науками. Многосторонний подход к развитию функциональных жизнеобеспечивающих систем личности современного школьника требует фундаментального исследования возможных форм широкого спектра многосторонних межнаучных связей педагогики в системе взаимодействующих с ней наук, т. е. построения и использования межнаучных коммуникаций. В системе наук о человеке становятся востребованными более сложные типы и формы межнаучной интеграции педагогики с такими областями познания, как аксиология, валеология, генетика, графология, евгеника, праксиология, синергетика, теология, физиология, этнография, этиология, этология, и другими науками и научными отраслями.
Практическая значимость межнаучной интеграции в педагогике для будущих учителей и воспитателей нам видится в том, что она:
- обеспечивает полифункциональность и гибкость их профессионализма, позволяет реализовать богатый арсенал межнаучных знаний в области диагностики, коррекции образовательного процесса и управления им для разных категорий обучающихся, воспитанников;
- способствует оптимальному поиску эффективных путей личностно-ориентированного образования школь-