УДК 76.8 ББК 56.2
Максименко Наталья Владимировна
аспирант
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Maksimenko Natalia Vladimirovna Post-graduate Student Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Педагогические условия формирования медиа - образованности студентов
высших учебных заведений Pedagogical Environmental Complex of Higher School Students' Media-
Education Developing
В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование медиа - образованности студентов вузов, а именно: создание информосообразности обучающей среды, применение партисипативных методов формирования медиа - образованности студентов вузов, применение стратегических и тактических образовательных технологий формирования медиа - образованности студентов вузов, ориентация будущего специалиста на использование ресурсов медиа - среды для решения учебных и производственных задач, разработка и реализация программы спецкурса «Медиа - образование».
The article deals with the pedagogical environmental complex that helps higher school students' media-education forming, that is: forming information congruity of educational environment; using the participative methods of higher school students' media-education forming; applying the strategic and tactical educational technologies of higher school students' media-education forming; orienting the future experts to use the resources of media-environment for solving educational and industrial problems; developing and realization of "The Media-Education" special course program.
Ключевые слова: педагогические условия, формирование медиа -образованности студентов вузов, медиа - среда, медиа - образование, спецкурс «Медиа - образование».
Key words: pedagogical environmental complex, higher school students' media-education forming, media-environment, media-education, "The Media-Education" special course.
Педагогические условия формирования медиа - образованности студентов вузов являются целостным процессом перспективного развития личности будущего высококвалифицированного специалиста.
Для выявления педагогических условий формирования медиа -образованности студентов вузов мы учитывали следующее: ведущие идеи синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов, педагогические принципы, результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы.
Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса педагогических условий.
Создание информосообразности обучающей среды. В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью студента в формировании медиа - образованности и отчуждением его от использования ресурсов медиа - среды в учебном процессе и повседневной жизни, играющим негативную роль с точки зрения медиа - образования. Это отчуждение частично преодолевается посредством информосообразности обучающей предметной среды. Информосообразная обучающая среда в вузе -это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые медиа - ресурсы, которые постоянно используются в образовательном процессе, при этом очень важно, чтобы преподаватели знали особенности каждого медиа объекта и активно передавали эти знания обучаемым.
По нашему мнению, информосообразная обучающая среда в высшем учебном заведении предполагает наличие таких элементов, которые бы способствовали уточнению расширению и конкретизации медиа -представлений студентов, желанию использовать их в учебной, повседневной, профессиональной деятельности, формированию у них медиа - образованности. В рамках нашего исследования мы предлагаем для организации информосообразной обучающей среды в высшем учебном заведении следующие операции: привлечение студентов к активному использованию медиа - среды при подготовке к учебным, семинарским, практическим занятиям, внедрение ресурсов медиа - среды в образовательный процесс вуза, максимальное приближение учебного процесса к условиям профессиональной деятельности с использованием медиа, проведение регулярных групповых практических занятий для формирования медиа - иммунитета студентов, с целью развития у них навыков отбора достоверных сведений и правильной интерпретации информации, получаемой посредствам медиа.
Применение партисипативных методов формирования медиа -образованности студентов вузов. В самом общем значении метод определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [3]. Мы в своем исследовании, вслед за Е.Ю. Никитиной, рассматриваем партисипативные методы формирования медиа -образованности студентов высших учебных заведений как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего участников образовательного процесса к деятельности, направленной на достижения более высокого уровня формирования медиа - образованности студентов [1].
В связи с тем, что партисипативные методы являются, по сути, методами взаимодействия двух и более участников образовательного процесса для решения задачи успешного формирования медиа - образованности студентов вузов, мы, вслед за Е. Ю. Никитиной, классифицировали их по средствам влияния субъектов образования на принимаемые решения в данной области, способам принятия этих решений, целевому назначению совместной деятельности педагога и студента [2].
Анализ практики показывает, что успешное применение партисипативных методов возможно при наличии следующих факторов:
• профессионализм и опыт педагога, позволяющий вызывать студентов на доверительное общение, что способствует формированию их медиа - образованности;
• обсуждение и переработка информации в области медиа;
• готовность обучаемых к партнерству с педагогом.
Таким образом, под партисипативными методами мы понимаем способы, используемые педагогом для включения всех студентов в совместную деятельность по формированию их медиа - образованности.
Применение стратегических и тактических образовательных технологий формирования медиа - образованности студентов вузов. Технология формирования медиа - образованности студентов высших учебных заведений связана с построением некоторых инвариантных компонентов личностно-формирующей педагогико - управленческой ситуации.
С учетом данных, полученных в исследованиях В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, В.В. Серикова, В.И. Сагатовского и др., сформулируем
наиболее общие требования к конструированию и внедрению в образовательный процесс высшей школы педагогических технологий формирования медиа - образованности студентов вузов.
1. Трансформация медиа - образования в целостный проект деятельности, включающий в себя характеристику ориентировочной основы деятельности.
2. Представление деятельности педагога по формированию медиа -образованности студентов вузов в процессуальной форме.
3. Выявление способов взаимодействия преподавателя и студентов, их функций, ролей, связей, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента образовательной подготовки обучаемых.
4. Мотивационное обеспечение технологии на основе создания совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов.
5. Широкое использование ресурсов медиа - среды в образовательном процессе.
Воспользовавшись исследованиями О.Ю. Афанасьевой, Е.Ю.Никитиной, Л.Р. Тицкой, представим результаты анализа используемых нами тактических образовательных технологий в целях эффективного формирования медиа -образованности студентов вуза. На наш взгляд, в процессе формирования медиа - образованности студентов вузов необходимо использовать образовательные технологии формирования медиа - образованности студентов вузов, а именно: информационная лекция, проблемная лекция, лекция вдвоем, семинар -дискуссия, семинар - исследование, игровое проектирование, семинар -практикум, курсовая работа.
Ориентация будущего специалиста на использование ресурсов медиа -среды для решения учебных и производственных задач. Последние годы отмечены бурным развитием и расширением средств массовой информации, причем многие специалисты утверждают, что это, только начало второй революции в этой области. На сегодняшний день только Европу обслуживают около сорока спутников телевизионной связи [4]. С развитием новых коммуникационных технологий, разнообразием выбора различных средств массовой информации и коммуникации, объем их потребления возрос в
несколько раз. В связи с этим, в процессе обучения в вузе студентов необходимо ориентировать на использование ресурсов медиа - среды для решения поставленных задач.
Анализ существующих программ и учебных пособий, как зарубежных, так и российских, позволяет выделить в содержании медиа - образования несколько основных блоков. Первый из них - передача информации в обществе. В него входят: а) понятие коммуникации; б) понятие о знаковых системах и способах представления информации; в) история передачи информации; г) массовая коммуникация и ее закономерности. Второй блок рассматривает структуру массовой коммуникации. Он включает изучение отдельных средств массовой коммуникации и их особенностей (газеты и журналы, фотография, радио и звукозапись, кино, телевидение, интернет). Третий блок содержания охватывает вопросы социального функционирования средств массовой коммуникации. В него входят: а) контроль над массовой информацией; б) финансирование массовой коммуникации; в) получение массовой информации и ее воздействие.
Разработка и реализация программы спецкурса «Медиаобразование». Опытно-поисковая работа показала, что в процессе изучения спецкурса создаются специальные условия, в которых студент, опираясь на полученные в вузе знания в области медиа - среды овладевает медиа - образованностью.
На основе изучения научно-методической литературы (Н.А. Веселова, С.Б. Давлетчина, Н.И. Леонов, Г.Ю. Любимова и др.), проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы для обоснования учебного плана спецкурса были сформулированы основные критерии, которым должны отвечать учебные занятия, проводимые в рамках разработанного нами спецкурса. Эти критерии отбора сводятся к следующему: учебные занятия должны носить комплексный характер, а не являться узконаправленными; практические занятия должны быть посвящены тем разделам, которые слабо представлены в лекционных курсах и семинарах. В основе содержания предлагаемого курса по выбору должны лежать современные исследования в области медиа, их связи с основными проблемами в области формирования медиа - образованности студентов вузов; спецкурс должен знакомить будущих
специалистов с новейшими методами и технологиями медиа - среды; в результате получения теоретических знаний о медиа - среде, будущие специалисты должны уметь применять их на практике; знания и умения в области медиа должны иметь достаточно общий характер и перспективу применения в дальнейшей деятельности будущих специалистов.
Программа спецкурса рассчитана на 48 часов: 20 часов лекций, 28 практических занятий. Каждая тема затрагивает различные аспекты общей теории эмоциональной устойчивости.
Приведем учебный план предлагаемого нами курса по выбору (Табл. 1).
Таблица 1
Учебный план спецкурса «Медиаобразование»
№ п/п Название темы Количество часов
Лекции Практические занятия
1. Медиа и их роль в развитии общества 1 2
2. Основные этапы развития медиа - образования в мире 3 2
3. История развития медиа - образования в России 2 2
3. Масс-медиа XXI века 2 4
4. Медиа - образованность и медиа - культура 2 2
5. Безопасность в медиа - мире 2 2
6. Язык масс - медиа 2 2
7. Медиа - образование в зарубежных странах 2 2
8. Основные теории медиа - образования 2 2
9. Медиа - образование на материале прессы и электронных СМИ 2 4
10. Практическое применение медиа - образованности в профессиональной деятельности 2 4
Итого: 20 28
Новизна выделенных педагогических условий формирования медиа -
образованности студентов вузов заключается в том, что они не использовались ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования.
Библиографический список
1. Никитина, Е. Ю. Междисциплинарно-партисипативный подход как методологическая основа развития умений делового общения учащихся начального профессионального образования / Е. Ю. Никитина // «Профессиональное образование» / Приложение «Новые педагогические исследования». - 2006. - № 2 . - М.: ИСОМ, 2006. -С. 101 - 108.
2. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
3. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. науч. тр. / Моск. гос. открытый пед. ин-т // Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М.: МГОПИ, 1992. - 153 с.
4.Спичкин, А.В. Что такое медиаобразование. / А.В. Спичкин - Курган, 1999. - 114 с.
Bibliography
1. Nikitina, E.Yu. Interdisciplinary-and-Participative Approach as a Methodological Basis for Primary Professional Education Students' Business Communication Skills Developing / E.Yu. Nikitina // " Professional Education" / "New Pedagogical Research" Application. - 2006. - № 2. -M.: Isom, 2006. - P. 101 - 108.
2. Nikitina, E.Yu.Theoretical-and-Methodological Approaches to Future Teachers' Training for Educational Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU, 2000. - 101 p.
3. Problems of a Teacher's Professional Pedagogical Training: Collection of Scientific Papers / Moscow State Open Pedagogical University / Editor-in-Chief Yu.G. Kruglov. - M.: Moscow State Open Pedagogical University, 1992. - 153 p.
4. Spichkin, A.V. What Is Media-Education / A.V. Spichkin. - Kurgan, 1999. - 114 p.