Научная статья на тему 'Стратегия и тактика противодействия преступности в странах мусульманского мира'

Стратегия и тактика противодействия преступности в странах мусульманского мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1285
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и тактика противодействия преступности в странах мусульманского мира»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Н.В. Акимова

Акимова Наталия Викторовна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

Стратегия и тактика противодействия преступности в странах мусульманского мира

Ислам — вторая после христианства по числу последователей мировая религия. В настоящее время в мире насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2—1,3 до 1,57 млрд мусульман (то есть около 23% всего населения Земли)1.

На всем пространстве мусульманского мира действует один религиозный закон — шариат, который представляет собой весьма сложное явление.

«Шариат» в переводе с арабского означает правильный путь, образ действия. Его особенностью является то, что он объединяет не только собственно юридические, но и религиозные, нравственные, политические и иные нормы, в связи с чем считаться мусульманским правом может только в широком смысле этого термина. Тем не менее право, безусловно, зависит от предписаний шариата. Более того, можно говорить о том, что он (шариат) выступает в качестве фундамента мусульманского права, поскольку все правовые нормы создаются либо на его основе, либо ориентируясь на него.

Значение шариата для правовой действительности мусульманских государств переоценить очень сложно. По сути, он является сводом правил поведения мусульманина, регулирующим практически все сферы повседневной жизни. Для верующего мусульманина нормы шариата авторитетны и неизменны, их нарушение воспринимается как нарушение воли Аллаха, авторитетом которого освящаются все нормы мусульманского права.

Важнейшее место в шариате занимают запреты, распространяющиеся на многие отрасли человеческой жизни и деятельности. Как правило, они исключают возможность инициативного насилия, а меры принуждения позиционируются как вспомогательное средство к мерам убеждения, а значит не распространяются на тех, кто не принял ислам. Однако справедливости ради следует отметить, что в таких странах, как Саудовская Аравия, Судан, Ливия нормы традиционного мусульманского уголовного права обращены ко всем гражданам, вне зависимости от их вероисповедания. Так, после введения в Саудовской Аравии в 1987 году смертной казни за контрабанду наркотиков в стране были казнены путем отсечения головы десятки иностранных граждан.

Поведение мусульманина в соответствии с нормами шариата определяется и оценивается пятью категориями:

— подлежащее обязательному и беспрекословному исполнению (фард или ваджиб);

— нечто абсолютно запретное (харам), например, супружеская измена, употребление свинины;

— рекомендуемые, но необязательные действия (мандуб или мустахаб), например, совершенные из благих побуждений дополнительные молитвы;

— не запрещенные, но и не поощряемые действия (макрух), например, развод;

— действия не регламентированные (муба), то есть не запрещенные и не предписанные, но хотя и разрешенные, однако в пределах разума, в гармонии с исламскими принципами и личной совестью2.

Принцип равенства людей перед законом, закрепленный в ряде международно-признанных норм, является и принципом шариата, закрепленным в Коране. Исламское государство призвано обеспечить равные права. Пророк Мухаммад в своей последней проповеди говорил: «О люди! Поистине, ваш Господь — один, и ваш отец — один. Ни один араб не имеет преимущества перед неарабом, но и неараб не имеет преимущества перед арабом; черный не имеет никакого преимущества перед красным, и красный не имеет преимущества перед черным, кроме как в вопросах благочестия и богобоязненности»3. Фактически неравенство в уголовно-правовых установлениях шариата все же усматривается. Такая ситуация, по словам Л.Р. Сюкияйнена, связана с тем, что буквальное сравнение положений близких по характеру документов не должно вводить в заблуждение и служить основанием для вывода об их сходстве по существу, поскольку за внешней идентичностью скрываются различия на уровне принципиальных подходов4.

1 См.: БраницкийА.Г., КорниловА.А. Религии региона. Н. Новгород, 2013. С. 63.

2 Максуд Р. Ислам / пер. с англ. В. Новикова. М., 1 999. С. 161 —162.

3 Крывелев И.А. История религий. Очерки: в 2 т. М., 1988. С. 73—75.

4 Подробнее см.: СюкияйненЛ.Р. Права человека в диалоге правовых культур. М., 2014. С. 78.

Юридическая техника. 2015. М 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Ярким подтверждением этого может служить, например, неравное распределение прав и наказаний между мусульманами и не мусульманами; женщинами и мужчинами. Так, статья 209 Исламского Уголовного кодекса Ирана гласит, что если мужчина намеренно убил женщину, то прежде чем он получит наказание категории кесас («око за око»), семья женщины должна выплатить убийце половину размера компенсации за убийство («диа» — денежный штраф). Таким образом, жизнь женщины оценивается вдвое меньше, чем жизнь мужчины и наказание мужчине за убийство женщины не такое же, как для женщины за убийство мужчины, если только семья убитой женщины не заплатит убийце половину компенсации.

Еще один пример неравенства связан с убийством ребенка. Если убийцей ребенка является отец или дед по отцовской линии, то наказание категории кесас к нему не применяется, они лишь должны выплатить компенсацию наследникам умершего (категория тазир). Аналогичное преступление со стороны матери рассматривается как обычное убийство и карается наказанием категории кесас (статья 202). Таким образом, исламский закон отдает право собственности на жизнь детей и внуков отцовской линии, но не материнской1.

В шариате позиционируется принцип распределения богатства, цель которого — обеспечение равновесия между интересами личности и общества. Личности предоставляется право обладать той собственностью, которая заработана честным трудом. Ее ислам защищает, не делая различий между собственностью на средства производства и на потребительские товары.

Важное место уделяется милосердию — закяту, налогу на нужды недостаточно обеспеченных. Криминологическое значение закята несомненно: проявляя милосердие к нуждающимся, обеспеченные люди стремятся к справедливому распределению материальных благ, не допуская резкой дифференциации населения, не искушая неимущих своим богатством на то, чтобы совершить преступление против собственности. Если же человек посягнул на чужое имущество, наказание за это является справедливым, поскольку это деяние не было вынужденным по причине существования закона милосердия (закята), предотвращающего безвыходность положения похитителя.

Одним из преимуществ ислама считается предоставление им альтернативы устанавливаемым запретам. Это позволяет не только избегать неблагоприятных ситуаций, но и достойно выходить из них2. Как отмечает Ф.Л. Касторский: «Исламизм никогда не предписывал отрубание рук совершившему кражу, побитие камнями женщины за адюльтер, если не была гарантирована им работа, достаточное пропитание, а женщине — нормальное супружество»3.

Шариатом подробно регламентированы меры наказания и условия их назначения, в том числе в зависимости от рецидива. Так, за кражу предусмотрено наказание от калечения до смертной казни.

Обстоятельно регламентированы в уголовно-правовых запретах шариата последствия прелюбодеяния. Его первые три факта караются 100 ударами хлыстом каждый, а четвертый — смертной казнью, впрочем, так же, как грех, совершенный с близкой родственницей, хотя бы и впервые4.

В главе 17 законов тазират Исламского Уголовного кодекса, посвященной преступлениям против личности и детей, говорится: «Если мужчина обнаружит свою жену во время прелюбодеяния с другим мужчиной, и если он знает, что это происходит с согласия женщины, то в такой ситуации он имеет право убить их обоих. Если это происходит без согласия женщины, то он имеет право убить только мужчину. Позволяется также избиение и нанесение травм» (ст. 630). Для женщин, впрочем, аналогичного права не существует.

Обозначены шариатом и пищевые запреты, среди которых к уголовно-правовым относятся употребление свинины и вина, причем один алкогольный грех по своей общественной опасности приравнивается к 70 актам прелюбодеяния, при этом он наказуем смертной казнью не сразу и далеко не во всех случаях.

Значительным количеством запретов ограничены способы торговой деятельности, то есть преступлений в сфере экономики: не разрешается торговать свининой, алкоголем, наркотиками, грязными продуктами, добытым преступным путем товаром, изображениями живых существ.

Уголовно-правовые запреты шариата скрупулезно охраняют право человека на жилище или убежище. Вторжение в частное жилище считается преступлением против чести и достоинства личности, приравниваемым по степени общественной опасности к посягательствам на жизнь, и допускается только в случае совершения проживающим там человеком очень серьезного преступления. Подглядывание в окна и двери приравнивается к вторжению в жилище. В таких случаях наказанием может быть лишение зрения, что разрешается сделать даже хозяину жилища. При этом запрещается брать

1 См.: Женщина и исламское уголовное право: сайт. URL: http://islamuncovered.info/women_and_islamic_criminal_law/; Аршади 3. Женщина и исламское уголовное право. URL: http://islamuncovered.info/women_and_islamic_criminal_law/

2 См.: ЗимуМ.И.Д. Столпы ислама и веры. М.,1992. С. 135.

3 Касторский Г.Л. Уголовно-правовой и криминологический анализ использования концепций мировых религий в противодействии преступному поведению: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. С. 56.

4 См.: РасселДж. Шариат. М., 2012. С. 11.

Акимова Н.В. Стратегия и тактика противодействия преступности в странах...

87

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

с нарушителя выкуп или применять принцип возмездия. Кроме того, запрещается применение шпионских средств и методов. По законам шариата государство несет ответственность за обеспечение своим гражданам мира и безопасности1.

В шариате положения, регламентирующие преступления против правосудия, тесно связаны с правилами ведения судопроизводства. Свидетельские показания имеют в шариате большое значение, однако при определенных обстоятельствах клятва мусульманина может заменить свидетельство и является решающей при разрешении споров.

Следует отметить, что отношение к свидетельским показаниям мужчин и женщин в суде различно. Статья 74 Исламского Уголовного кодекса говорит, что для доказательства супружеской измены, которая наказывается поркой или забиванием камнями, «необходимо свидетельство четырех мужчин, или трех мужчин и двух женщин». Статья 75 дополняет: если прелюбодеяние заслуживает только порки, тогда «необходимо свидетельство двух мужчин, или четырех женщин». Для доказательства других преступлений, таких как гомосексуализм, сводничество в целях прелюбодеяния или гомосексуализма, употребление алкоголя, лесбиянства, борьба против исламского режима и коррупции2 — необходимы свидетельские показания только мужчин. Свидетельства женщин, даже если они и подтверждается свидетельствами мужчин, в расчет не принимаются. Статья 79 говорит, что «свидетельство одной или нескольких женщин не доказывает прелюбодеяние. Более того, подобное свидетельство наказывается штрафом, если ведет к казни». Иными словами, если вооруженные люди напали на группу женщин, чтобы ограбить и изнасиловать их, женщины, которые стали свидетелями или жертвами этого преступления, не только не имеют права свидетельствовать в суде, но будут наказаны 80-ю ударами плетью, если такие показания все же дадут3.

Согласно преобладающему в исламской юриспруденции взгляду, все преступления подразделяются на три группы. Первая называется «худуд» (хадд), — буквально: границы, пределы. Она включает в себя преступления, затрагивающие «права Аллаха» и, как правило, деяния, связанные с нарушением основных ценностей ислама, за что установлены строго фиксированные наказания.

Вторая группа объединяет менее опасные посягательства, которые также влекут фиксированное наказание. К этой группе, именуемой «кисас» (возмездие, расплата, отмщение) и «дийя» (кровный выкуп), относится наибольшее число преступлений против личности.

В третью группу «тазир» (взыскание, назидание, исправление) входят все остальные правонарушения, которые могут ущемлять права как Аллаха, так и отдельных лиц, но прежде всего, характеризуются тем, что за их совершение шариат не предусматривает определенной санкции4.

Следует отметить, что традиционное исламское уголовное право задолго до современного российского использовало при классификации правонарушений два универсальных критерия: общественную опасность деяния и характер наказания. Вместе с тем, как справедливо отмечает Р.М. Тленшева5, учение о преступлении нельзя признать теоретически разработанным. Это усматривается из того, что категории преступлений по мусульманскому уголовному праву объединяют слишком разные по характеру и общественной опасности деяния.

Вопросы определения наказания в шариате регламентированы несколько иначе, нежели в современном российском уголовном праве. Помимо общего выражения смысла наказания за преступление выделяются различные его степени в зависимости от общественной опасности или значимости, рецидива преступлений. По мнению большинства мусульманских правоведов, наказание в уголовном праве должно нести следующие функции:

— исправление и реабилитация;

— публичное устрашение, в том числе путем осуществления публичных казней;

— кара, основанная на принципе «нет преступления без наказания»6.

В качестве наиболее распространенных видов наказаний предусмотрены: наказание плетьми, зарывание преступника в землю и забрасывание его камнями, а также смертная казнь мечом или виселицей7.

В шариате разработана система наказаний за употребление вина. Для доказательства этого преступления требуется не менее двух свидетелей, однако при очевидности факта опьянения достаточно показаний одного свидетеля или признания самого употребившего вино. Показание женщины в отношении мужчины, употребившего вино, доказательством не считается.

1 См.: РасселДж. Шариат. М., 2012. С. 8—12.

2 Последние два наказываются смертной казнью.

3 Аршади 3. Женщина и исламское уголовное право. URL: http://islamuncovered.info/women_and_islamic_criminal_law/

4 Сарсембаев М.А., БаишевЖ. Мусульманское уголовное право // Мусульманское право. Алматы, 1999. С. 88—89.

5 Тленшева Р.М. Мусульманское уголовное право в условиях современного государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 67.

6 Ислам: политика, экономика, право, культура / под ред. Р.И. Беккина. М.; СПб., 1999. С. 31.

7 Изложение начал мусульманского законоведения / репринтное издание; под общ. ред. В.Б. Битней. СПб., 1850. С. 462.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

При этом следует отметить, что в исламском обществе считается недопустимым следить за людьми, употреблявшими вино не в общественном месте, а у себя дома, относя это к личному делу каждого. Наказание может быть назначено лишь тем, кто появляется в пьяном виде в общественном месте, оскорбляя тем самым мусульманскую нравственность.

В исламе существует смертная казнь. Она предусмотрена за преднамеренное убийство, демонстративную и явную супружескую измену, а также за откровенную хулу ислама, грозящую подорвать устои веры, но исходящая от человека, когда-либо принявшего ислам, в том числе бывшего мусульманина.

Придерживаясь принципа «жизнь за жизнь», самосуд все же не допускается. Требуется проверка умственного состояния убийцы, мотивов содеянного и других обстоятельств. При этом имеющим право на кровную месть, также предоставляется право простить убийцу либо принять от него компенсацию1. В целом право на кровную месть носит весьма ограниченный характер.

Шариатские законы в этой связи следующим образом регламентируют пределы реализации права кровной мести:

1) требуется равное положение убитого и отмщаемого: за кровь свободного отвечает свободный;

2) убитый должен быть мусульманином (за убийство немусульманина правоверный не отвечает подобным образом);

3) отцы и деды не отвечают за пролитую ими кровь их детей и внуков, но должны раскаяться; мать и дети подвергаются кровомщению за убийство соответственно детей и родителей;

4) подвергаемый мести убийца должен был находиться в совершеннолетии и в полном разуме при совершении преступления;

5) при недоказанной виновности кровомщение не допускается;

6) право на кровомщение имеют только ближайшие родственники убитого;

7) право на кровомщение следует получить от главного духовного судьи2.

Считается, что мусульман не приговаривают к смерти за измену вере, поскольку в Коране говорится: «В религии нет принуждения» (2:257), однако фактически за вероотступничество неизбежен смертный приговор, поскольку это преступление приравнивается к измене. Участники симпозиума мусульманского права, проведенного в Саудовской Аравии в 1976 году, указали, что «нет никаких различий между лицом, отошедшим от ислама, и тем, кто непосредственно или в идеологическом отношении стал на сторону врага»3.

Статья 49 освобождает от наказания детей. Приложение 1 к этой статье определяет ребенка как субъекта, не достигшего половой зрелости. Однако согласно гражданскому праву Ирана половая зрелость у мальчиков наступает в 15 лет, а у девочек в 9 лет (статья 1210, приложение 1) то есть девочки становятся уголовно наказуемыми на шесть лет раньше мальчиков. Это особенно бросается в глаза, поскольку в правах наследования, опеки над детьми, брака, развода, собственности, свидетельства в суде и т. д. исламский закон относится к женщине как к менее дееспособному субъекту, нуждающемуся в опеке со стороны мужчины. Но когда речь идет о наказании, тогда исламский закон относится к женщине как к более дееспособному, чем мужчина, субъекту и налагает на женщин более тяжелые наказания. Таким образом, если в краже обвиняется мальчик 14 лет и девочка 9 лет, то по исламскому закону девочке отрубят четыре пальца правой руки за первое преступление (статья 201), за повторное преступление ей отрубят левую ногу, а за третье и четвертое преступление ее посадят в тюрьму. Мальчик будет освобожден без наказания4.

По шариату не подлежит наказанию преступник или ему смягчается наказание, если он приносит клятву, что больше никогда не совершит преступления. Это правило относится только к имущим лицам, клятве которых можно верить.

Как видно, раскаяние имеет большое значение в законах шариата, поскольку деяние, наказуемое смертной казнью, может быть полностью прощено при чистосердечном раскаянии.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что исламские представления о равенстве, свободе, милосердии, праве выбора, справедливости и многом другом не совпадают с европейским их пониманием. Это связано со спецификой исламского образа жизни, особенностями господствующего в мусульманской среде мировоззрения и правосознания, которые пронизаны исламскими ценностями, среди которых центральное место отводится религиозным предписаниям. В связи с этим то, что для носителя западной культуры выглядит унижением и неравенством, представитель исламской цивилизации может воспринимать как вполне естественное и даже одобряе-

1 См.: Изложение начал мусульманского законоведения / репринтное издание; под общ. ред. В.Б. Битней. СПб., 1850. С. 191.

2 См. там же. С. 472—474.

3 СюкияйненЛ.Р. Права человека в диалоге правовых культур. М., 2014. С. 271.

4Аршади 3. Женщина и исламское уголовное право. URL: http://islamuncovered.info/women_and_islamic_criminal_law/

Акимова Н.В. Стратегия и тактика противодействия преступности в странах...

89

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

мое поведение. И наоборот, нормы, которые для европейца ассоциируются со свободой и правом выбора, мусульманин может считать символом вседозволенности, распущенности и унижения достоинства человека1.

Однако нам представляется, что культурные особенности мусульманского мира не должны служить оправданием нарушений прав человека в современных исламских странах (положение женщин, касты в исламских странах Южной Азии и др.); нетерпимости ислама к критике со стороны (джихадизм, исламский фундаментализм и терроризм); отношения к предполагаемым ересям и еретикам, к отступникам от ислама, а также противодействию исламского духовенства ассимиляции мигрантов из мусульманских стран в США и Европе и т. д.

Безусловно, не исключается вероятность того, что ряд положений из тех, что называются «исламскими», зачастую не имеют отношения к исламу и являются элементами произвола некоторых государств, попирающих законы ислама, равно как и неверно интерпретируются теми, кто преследует политические цели, направленные на создание некой экстремистской формы ислама. Тем не менее, очевидно, что многие положения мусульманского уголовного права, особенно это касается наказаний, противоречат общепризнанным нормам о правах человека, закрепленных в решениях ООН и Совета Европы, и отличаются крайней архаичностью, зачастую отражая взгляды средневековья.

1 См.: Ислам и права человека. URL: http://www.IslamHouse.com/145145/

90

Юридическая техника. 2015. № 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.