Научная статья на тему 'Внутрисемейная преступность и преступления против женщин в мусульманском мире'

Внутрисемейная преступность и преступления против женщин в мусульманском мире Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
845
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ / ШАРИАТ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петровский Антон Владимирович

Рассматривать криминогенные моменты, возникающие внутри мусульманских семей, возможно только через призму норм шариата, регулирующих семейные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутрисемейная преступность и преступления против женщин в мусульманском мире»

УДК 343.9 ББК 67.51

А.В. Петровский*

внутрисемейная преступность и преступления против женщин в мусульманском мире

Выжимка: Рассматривать криминогенные моменты, возникающие внутри мусульманских семей, возможно только через призму норм шариата, регулирующих семейные отношения.

Ключевые слова: семейная криминология; шариат; преступность.

A.V. Petrovsky

DOMESTIC CRIME AND CRIMES AGAINST WOMEN IN THE MUSLIM WORLD

Summary: Сriminogenic aspects which arise in Muslim families may be considered only through the prism of sharia law regulating family relations.

Key words: family criminology; sharia; crime.

Рассматривая проблему внутрисемейной преступности в мусульманских государствах необходимо учитывать ряд особенностей: 1) мусульманский мир — мужской мир; 2) нормы шариата, регулирующие отношения между мужчиной и женщиной, не изменились с момента их возникновения в VII—УШ вв. даже в тех государствах, где публичное и частное право основано на европейском.

Настоящая статья основывается на работах американских и британских учёных.1 Незнание арабского, фарси и турецкого языков не позволяет нам односторонне утверждать об отсутствии криминологических исследований семейных отношений в мусульманских странах. Исламский мир состоит из различных государств, и культурно-правовая среда в Ливане, Турции, Сирии, отличается от Ирана, Катара и Саудовской Аравии. Достаточно мало примеров, когда женщины занимали высшие посты в мусульманских государствах.

* Антон Владимирович Петровский — к.ю.н.,

доцент Новороссийского филиала Кубанского государственного университета, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Краснодар, Россия).

© А.В. Петровский, 2013.

1 Понятие внутрисемейной преступности рассматривается с позиции Д.А. Шестакова: см., например: Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. — СПб., 2001. — С. 187.

Тем не менее, в Пакистане Беназир Бхутто дважды становилась премьер-министром, Тансу Чиллер была премьер-министром Турции, в Бангладеш премьер-министрами были Халеда Зиа и Щейх Хасина, в Индонезии президентом была Мегавати Су-карнопутри. Но существует высказывание пророка Мухаммеда, на которое ссылаются некоторые учёные, в соответствии с которым, нация, делающая женщину правителем — не будет иметь успеха.2

Рассматривать криминогенные моменты, возникающие внутри мусульманских семей из взаимоотношений мужа и жены, отца и детей, возможно только через призму законов шариата, регулирующего институт семьи. Шариат определяет брак как договор, по которому женщина перестает быть посторонней «запретной» для мужчины, и совершается через формулу, когда невеста говорит: «Считаю себя твоей женой, по определённому приданому», а жених отвечает: «Принял бракосочетание».3 Брак может заключаться также и через доверенных лиц, т.е. формулу могут про-

2 MohamedAl Awabdeh. History and prospect of Islamic Criminal Law with respect to the Human Rights. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Dr. jur. Humboldt-Universitat. — Berlin, 2005. — P. 108.

3 Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусуль-

ман. Ответы шариата на проблемы современности.

— СПб., 2012. — С. 130.

80 Т КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

износить отец жениха или невесты, либо опекун. Это обусловлено тем, что до заключения брачного договора жениху и невесте запрещено видеть друг друга. Такие суровые запреты существуют столетия и легли в основу известного средневекового произведения «Лейла и Мейджун».4 Шариат возлагает на замужних женщин множество обязанностей: они не имеют права без разрешения мужа выходить из дома; они обязаны вести домашнее хозяйство, готовить пищу, стирать одежду мужа; жена не может отказаться от половой близости с мужем без особых причин. Если замужняя женщина отказывается выполнять свои обязанности, то муж имеет право отказать ей в обеспечении продуктами питания, жильём, вещами, может наказать жену за непокорность. Существует ещё много различных правил, описание которых может занять много места, но понимание которых позволяет создать картину социальнопсихологического положения женщины в мусульманской семье.

Шариат также детерминирует главенствующую роль отца в семье, который не подвергается суровому наказанию за убийство своего ребёнка. Данное положение существует в законодательстве ряда государств, в которых убийство обвиняемым родственника по нисходящей линии определяется как убийство, совершённое при смягчающих обстоятельствах. Уголовный кодекс Йемена (ст. 59) устанавливает наказание за такое преступление в виде штрафа, либо тюремного заключения до трёх лет.5 В уголовном законе Судана убийство родственника по нисходящей линии также рассматривается как смягчающее обстоятельство (п. «а» ст. 31).6 Следует отметить, что в государствах, где шариат не является источником уголовного закона

4 Первоначально история несчастной любви Лейлы и Мейджун считается арабским эпосом. Вместе с арабами он перешёл в персидскую литературу. Известность истории пришла, когда её описал в своём произведении «Пяндж Гандж», что переводится как «Пятерица», Низам Ганджеви.

5 Абдулла Али Ахмед Мукбель. Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики: дис. ... канд. юрид. наук. — М.: Российский университет дружбы народов, 2000. — С. 90.

6 Амир Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: Основные институты общей

РИНИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

(Иордания, Ливан, Сирия), данное деяние наоборот считается отягчающим обстоятельством и карается смертной казнью.

В настоящее время появилось много публикаций в американской и британской литературе о проблеме насилия над женщинами в Афганистане. Афганистан, в котором последние 30 лет идёт война, где любое легитимное насилие порождает агрессию, предоставил вооружённому мужчине много возможностей. Женщины в Афганистане по-прежнему становятся жертвами насилия, несмотря на Конституцию Афганистана 2004 года, предоставившую всем равные права, а также различные нормы Уголовного кодекса. Официальная статистика не отражает реального состояния насилия в отношении женщин, однако известно, что 57 % женщин вступают в брак до установленного законом возраста (16 лет), только 5 % этих браков официально регистрируется.7 Отмечаются случаи общего гендерного насилия, выражающегося в поджогах и взрывах школ для девочек. В Афганистане женщины составляют меньшинство в институтах формальной власти — около 5 % среди судей и прокуроров и 0,4 % в полиции.

Уголовное законодательство Афганистана определяет изнасилование, как половое сношение с применением силы, угроз и обмана, где угроза должна вызывать страх, а обман предполагает введение в заблуждение, например, когда виновный выдаёт себя за её мужа.8 Современное афганское уголовное законодательство отразило положения канонического уголовного права «уккубата», упомянув об исключении уголовной ответственности при наличии согласия потерпевшей. Американские учёные отмечают широкое толкование понятия «согласие», потому что, опасаясь угрозы, жертва даёт согласие, что может служить основанием к прекраще-

части: дис. ... канд. юрид. наук. — М.: Российский университет дружбы народов, 1999.

7 United Nations Economic and Social Council, Mission to Afghanistan, Integration of Human Rights of Women and a Gender Perspective: Violence Against Women. — P 7—8 (15 February 2006).

8 Alexander K. Bernard et al, An Introduction to the Criminal Law of Afghanistan. Afghanistan Legal Education Project (ALEP) at Stanford Law School. Stanford Law School. 2008—2009. — P. 119—120.

нию уголовного преследования. Исследования показывают, что, не применяя физическую силу, но применяя угрозы, можно парализовать волю у женщины, имеющей шариатское воспитание, которая обязана защищать свою честь любыми способами и средствами.9 Отсутствие такого сопротивления признаётся согласием, позволяет признавать изнасилование законным половым актом, а женщина из жертвы превращается в прелюбодейку.10 При отсутствии статистических данных существуют свидетельства, когда женщины, ставшие жертвами изнасилований, из жертв становились подсудимыми, а обвинение в изнасиловании заменялось на обвинение в прелюбодеянии самой потерпевшей.11 Так в Лашкаргахе, столице провинции Гиль-менд, две трети заключённых женщин осуждены за незаконные сексуальные отношения, но большинство из них просто жертвы изнасилования.12 Наибольшее количество изнасилований детей отмечается в Северных провинциях, где самой младшей жертве было два с половиной года.13 Во многих случаях жертвы сексуального насилия предпочитают не сообщать о произошедшем в правоохранительные органы. Причиной принятия таких решений является страх: жертвы боятся общественного презрения или смерти как месть со стороны преступников или их родственников, и поэтому по официальным данным только пять изнасилований были зарегистрированы в период с апреля по август 2008 года на территории Афганистана.14

Афганские женщины иногда становятся жертвами так называемых убийств

9 Peters R. Crime and Punishment in Islamic law Theory and Practice from the Sixteen to the Twenty-first Century. — New York, 2005. — P. 37.

10 Aryn Baker. Afghanistan’s Epidemic of Child

Rape. URL: http://www.time.com/time/world/ar

ticle/0,8599,1833517,00.html (дата обращения:

01.06.2013).

11 The Afghan women j ailed for being victims of rape.

URL: http://www.independent.co.uk/news/world/

asia/the-afghan-women-jailed-for-being-victims-of-rape-900658.html (дата обращения: 01.06.2013).

12 Там же.

13 Aryn Baker. Afghanistan’s Epidemic of Child

Rape. URL: http://www.time.com/time/world/

article/0,8599,1833517,00.html (дата обращения:

01.06.2013).

14 Rape becomes a topic in Afghanistan. URL:

http://www.nytimes.com/2008/08/12/world/asia/

чести, где виновные очень редко преследуются в судебном порядке. Поэтому пережившие сексуальное насилие не сообщают об этом, потому что боятся быть убитыми родственниками, как виновные в аморальном поведении, либо подвергнуться остракизму со стороны близких.15

Для мусульманских государств, где шариат является одним из источников уголовного законодательства убийство жены, близкой родственницы и их любовника в случае прелюбодеяния определяется как преступление, совершённое при смягчающих обстоятельствах.16 На основе расширительного толкования «прелюбодеяние» существует в следующих ситуациях: 1) когда виновный был свидетелем полового акта; 2) когда обвиняемый не видел самого полового акта, но имеются фактические доказательства того, что он имел место совсем недавно, или только что; 3) когда обвиняемый не видел самого полового акта, но присутствуют серьёзные доказательства, позволяющие считать, что он должен вот-вот совершиться.17 За простое убийство УК Иордании (ст. 326) устанавливает 15 лет каторжной тюрьмы, УК Сирии (ст. 533) и УК Ливана (ст. 547) определяют 20 лет, УК Египта (ст. 234) и УК Марокко (ст. 392) пожизненное помещение в каторжную тюрьму. А за убийство жены, либо близкой родственницы в случае прелюбодеяния законодательство Йемена (ст. 232) устанавливает наказание в виде штрафа, либо тюремное заключение до одного года. Как отмечает в своей работе Абдулла Али Ахмед Мук-бель, этими особенностями иногда пользуются некоторые лица для того, чтобы просто избавиться от своих жён или от нежелательных близких родственниц.18

12iht-rape.1.15199078.html?_r=0 (дата обращения:

01.06.2013).

15 Abduction and Rape at the Point of a Gun. URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/man-abducted-from-train-and-raped-1557478.html (дата обращения: 01.06.2013).

16 Уголовное законодательство Сирии и Ливана признаёт убийство женой мужа в момент совершения прелюбодеяния смягчающим обстоятельством.

17 Абдулла Али Ахмед Мукбель. Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики. — С. 87.

18 Там же. — С. 89.

82 4. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОНАСЛИ

Не имея криминологической информации, проанализируем уголовную ответственность за совершение преступлений против половой свободы и неприкосновенности по Уголовному кодексу Афганистана, опираясь на имеющиеся научные работы по данной тематике.19 Итак, в афганском уголовном законе понятия «изнасилование» не существует. В ст. 425 УК Афганистана все преступные деяния сексуального характера подразделяются на: прелюбодеяние, педерастию и посягательство на честь. Согласно Конституции Афганистана, шариат является источником права, поэтому прелюбодеяние — супружеская измена, состоящих в браке мусульманина и мусульманки (преступное деяние категории худуд), наказывается через побивание камнями.

Закон в статье 426 предусматривает, что только то прелюбодеяние наказывается согласно санкций Уголовного кодекса Республики Афганистан, в котором отсутствуют условия для применения худуд, либо отсутствуют основания применения норм шариата, либо если женщина сошла с ума.20 Если худуд не применяется, Уголовный кодекс допускает длительное тюремное заключение, как для осуждённых прелюбодеев, так и виновных в педерастии. Диспозиция статьи выглядит следующим образом: «Лицо, которое путём насилия, угроз или обмана нарушает целомудрие другого (будь то мужчина или женщина), или инициирует половой акт, должен быть приговорён к длительному тюремному заключению, не превышающему семи лет. Если пострадавший находится в возрасте до восемнадцати лет или при совершении деяния присутствовало хотя бы одно из отягчающих обстоятельств, нападавший может быть подвергнут тюремному заключению не более чем на десять лет».21

19 Alexander K. Bernard et al, An Introduction to the Criminal Law of Afghanistan. — P 125—126.

20 Отсутствие возможности применения норм шариата в отношении прелюбодеев, если оба не состоят в браке, либо они не мусульмане, либо это мусульмане, которые длительное время не проживали в исламских государствах. Всё это зависит от того, какая правовая школа (мазхаб) применяется на данной территории.

21 Alexander K. Bernard et al, An Introduction to the Criminal Law of Afghanistan. — P 127—128.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Статья 427 устанавливает перечень отягчающих условий, которые увеличивают наказание. К ним относятся: 1) возраст жертвы до восемнадцати лет; 2) родственные отношения между виновным и потерпевшим (закон к родственникам относит лиц до третьей очереди — двоюродные дяди, тети, троюродные братья и т.д.); 3) властные возможности виновного, которыми обладают наставники, учителя, лица, обладающие властно-служебными полномочиями; 4) подчинённое отношение виновного к потерпевшему — слуга; 5) если жертва выходит замуж; 6) если потерпевшая является девственницей; 7) если преступное деяние совершено более чем одним человеком; 8) если виновный заразил жертву болезнью, а также оплодотворил потерпевшую.

Если акт прелюбодеяния или педерастии привёл к смерти потерпевшего, преступник может быть приговорён к пожизненному тюремному заключению или смертной казни, назначение наказания производится с учётом всех обстоятельств (ст. 428). Аборт во избежание позора, совершённый женщиной, которая забеременела не находясь в законном браке, также считается обстоятельством, смягчающим ответственность.22

Конечно, судить о насилии над женщинами и внутрисемейной преступности в мусульманском мире невозможно по нескольким работам, но мне представляется, что эти сведения интересы для семейной криминологии (криминофамилистики).23 В Российской Федерации мусульмане составляют 18 % от общего числа населения, и отмечается тенденция к их росту. Ислам ведёт активную прозелитскую политику, представлен в стране различными течениями и правовыми школами. Мировая криминологическая наука обходит своим вниманием мусульманские криминологические и уголовно-правовые теории, поэтому представляется необходимым продолжить данные исследования.

22 Амир Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: Основные институты общей части. — С. 21.

23 См.: Шестаков Д.А. Введение в криминологию семейных отношений. — Л.: ЛГУ, 1980. Он же. Убийства на почве семейных конфликтов. — Л.: ЛГУ, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.