УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10142
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ В МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Эмина Камаловна ДЖАМАЛОВА, доцент Халид Надирович ДЖАБРАИЛОВ, магистрант кафедры истории государства и права Юридического института Дагестанского
Юридического института Дагестанского государственного университета
государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Нурият Руслановна РАЗАКОВА, магистрант Юридического института
Дагестанского государственного университета
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Авторы анализируют систему преступлений в мусульманском уголовном праве. Проводится анализ особенностей мусульманской правовой семьи. Исследуются виды преступлений, входящих в категорию худуд. Анализируется процесс рассмотрения судом тяжких уголовных преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.
Ключевые слова: мусульманское право, смертная казнь, наказание, преступление, судебный процесс.
Annotation. The authors analyze the system of crimes in the Muslim criminal law. Analysis of features of Muslim legal family. We investigate offences falling within the category of the Hudood Ordinances. Examines the process of adjudication of serious criminal offences carrying the death penalty.
Keywords: Islamic law, death penalty, punishment, crime, litigation.
Мусульманская правовая система является религиозной системой права, регулирующей все стороны жизни людей, исповедующих ислам. Мусульманская правовая система отличается экстерриториальностью, поскольку действует во всех государствах, где ислам является государственной религией. Однако отметим, что мусульманское право — это не просто система права, а система ценностей, формирующая образ жизни и систему моральных ценностей для всех, исповедующих ислам.
Мусульманское право, являясь всеобъемлющей системой социально-нормативного регулирования всех сторон жизни мусульман, устанавливает, что предписания шариата не могут быть
нарушены ни органами государственной власти, ни людьми. Основным источником мусульманского права является Коран, представляющий собой совокупность духовных, религиозных, нравственных правил. Являясь нравственно-юридическим кодексом, Коран регламентирует основы гражданского, уголовного, семейного и государственного права1.
В то же время следует отметить также и тот факт, что основные начала права в Коране не систематизированы и ключевые основы нравственного и юридического характера носят смешанное выражение2.
Мусульманское уголовное право является неотъемлемой частью ислама и направлено на защиту основных его ценностей. Смертная казнь
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
как вид наказания прочно укрепился в уголовном праве с момента формирования мусульманской государственности. В мусульманской правовой системе смертная казнь применяется за преступления категории «аль-хадд», которые являются одними из самых опасных преступлений.
Укубат — исламское уголовное право — выделяет такие наиболее опасные преступления, как покушение на «права Аллаха». Среди них особое место занимает вероотступничество, которое карается смертной казнью.
В мусульманском уголовном праве раскаяние преступника является смягчающем обстоятельством, в некоторых случаях предусматривающим освобождение от наказания. За отдельные правонарушения укубат предусматривает религиозное искупление. В мусульманском праве существует особая категория запретов и санкций, называемых худуд.
Худуд представляет собой систему предписанных наказаний и преступлений, к которым оно применяется3. К основным видам наказаний, применяемым по мусульманскому уголовному праву, относятся смертная казнь, телесные наказания и членовредительство. Наказания из категории худуд отличаются определенными особенностями: их тяжесть четко установлена и их нельзя ни увеличить, ни уменьшить; пострадавший может простить преступника только в случае причинения личного ущерба, во всех остальных случаях наказание не зависит ни от судьи, ни от органов государственной власти, являясь четко предписанным; данное наказание ставит в основу права благополучие общества.
Большинство мусульманских правоведов к категории худуд относят такие преступления, как воровство (сарака), разбой (хираба), прелюбодеяние (зина), ложное обвинение в прелюбодеянии (казф), употребление спиртных напитков (шарб), бунт и вероотступничество. Отметим, что в мусульманском праве отсутствует единогласное мнение по поводу того, какие конкретно преступления относятся к категории худуд.
Все приговоры о смертной казни выносятся в строго определенном порядке высококвалифицированным судьей.
Согласно мусульманским нормам должность судьи могут занимать только люди, исповедующие ислам, придерживающиеся исключительно религиозных предписаний. Аналогичные требования предъявляются к свидетелям, дающим показания по делу.
Следует также отметить, что предпочтение отдается свидетелям мужчинам, нежели женщи-
нам. Относительно этого вопроса есть Аят в Коране, который гласит, что в свидетели надобно брать двух мужчин либо мужчину и двух женщин, что указывает на предпочтение свидетельства мужчин. Толкуя этот Аят, исламские ученые пришли к выводу, что в особо тяжких преступлениях, предусматривающих строго определенную меру наказанию, имеют силу показания только от лиц мужского пола — по четыре человека в свидетельствовании о прелюбодеянии и по два в других преступлениях, несущих наибольшую серьезность для общины мусульман.
Данный вопрос особенно актуален в таком аспекте, как принесение клятвы именем Аллаха, при помощи которой свидетель или ответчик могут отстоять или доказать свою правоту и / или невиновность. При принесении клятвы особое внимание уделяется религиозной совести человека-мусульманина, согласно которой он не может клеветать под страхом кары божией.
Бывают случаи, когда только принесение божественной клятвы служит юридическим фактом, подтверждающим свидетельские показания, имеющим дальнейшие правовые последствия. Примером такого случая можно назвать обвинение мужа в адрес своей супруги о нарушении супружеской верности.
Смертная казнь по мусульманскому уголовному праву выносится за такие виды преступлений, как преднамеренное убийство (за непреднамеренное убийство категорически недопустимым является применение смертной казни и наказанием может быть материальная компенсация семье погибшего), разбойное нападение (в случаях явки с повинной наказание смягчается) и прелюбодеяние, совершенное женатыми мужчиной или женщиной.
Наиболее тяжкими являются последствия для лиц, совершивших вероотступничество (ир-тидад или ридда). Субъектом данного преступления может быть только мусульманин (в отличие, предположим, от богохульства, когда к уголовной ответственности может быть привлечен и представитель другой конфессии и неверующий). Вероотступничесво влечет за собой смерть не только физическую, но также и нравственную и юридическую. Вероотступник (муртадд) теряет все права, все его обязательства и договоры аннулируются, имущество конфискуется, он лишается всех гражданских прав. Отметим, что наказание за вероотступничество отсутствует в Коране и устанавливается сунной.
По мусульманскому праву смертная казнь может выноситься только судом в установлен-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019
ном законом порядке. Самосуд запрещен и карается как тяжкое уголовное преступление.
Следует отметить, что мусульманское уголовное право в случае наличия малейших сомнений в целесообразности применения смертной казни предусматривает либо смягчение, либо отмену наказания. Например, назначение смертной казни за прелюбодеяние возможно только в двух случаях: при наличии четырех свидетелей мужчин, собственными глазами видевших процесс совершения прелюбодеяния, или явка лиц, совершивших прелюбодеяние, с повинной.
Отметим, что ложное обвинение женщины в совершении прелюбодеяния, которое она не совершала, является одним из семи смертных грехов, так как женщина и ее честь имеют в исламе огромное значение.
Крупнейший исследователь мусульманского права Л.Р. Сюкияйнен довольно четко раскрывает специфические черты шариата.
Л.Р. Сюкияйнен основной особенностью мусульманского права, раскрывающей его природу и отличающей его от других современных правовых систем, считает специфику его происхождения и исторической эволюции. По его мнению, мусульманское право является квинтэссенцией сакрального и светского, религиозного и собственного юридического начал, которые гармонично взаимодействуют. Специфика мусульманского права проявляется в источниках и структуре, механизме действия и пра-вопонимания мусульманских юристов, в соотношении данной системы права с государством и позитивным (светским) законодательством. Важнейшей отличительной чертой мусульманского права является его исключительное разнообразие, широкая гамма религиозных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и не совпадающими со строгими
положениями шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени4.
В условиях глобализации современного мира усиливается влияние общемировых тенденций правового развития на мусульманскую правовую систему.
Отметим, что в современном мире мусульманская правовая система находится в тесном взаимодействии с другими современными правовыми системами. Однако, несмотря на влияние на мусульманское право таких факторов, как глобализация и активная вестернизация, мусульманская правовая система является самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.
Мусульманская правовая система играет позитивную роль на рубеже конструктивных социальных преобразований, так как ислам является религией, проповедующей законопослуша-ние и лояльность по отношению к светской власти и призывающей уважать государственные правовые ценности.
1 Кангезов М.Р., Рассказов Л.П. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. №1 (28) // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/musulmanskoe-pravo-kak-raznovidnost-religioznogo-prava (Дата обращения: 17.02.2019)
2 См., напр., Джамалова Э.К., Магомедов Ш.К. Регулирующая роль правосознания в уголовно-правовой сфере // Закон и право. 2018. № 6. С. 38—40.
3 Манна А.К Ответственность за вероотступничество по мусульманскому уголовному праву // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2013. № 2 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-za-verootstup-nichestvo-po-musulmanskomu-ugolovnomu-pravu (Дата обращения: 17.02.2019)
4 См., напр., Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019