СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ
О. И. ХАЙРУЛЛИНА,
кандидат экономических наук, доцент, Пермская государственная сельскохозяйственная академия
614051, Пермь, ул. Луначарского, д. 3, кв. 310; тел. (342) 2124738
Положительная рецензия представлена М. М. Трясциным, доктором экономических наук, профессором (Уральская государственная сельскохозяйственная академия).
Ключевые слова: стратегия, государственная поддержка, регион, продовольственная безопасность, животноводство, производство, потребление.
Keywords: strategy, state support, region, food security, animal husbandry, production, consumption.
Цель и методика исследований.
В последние годы широкое распространение и актуальность приобретает долгосрочное планирование развития сельского хозяйства. Наметившаяся тенденция не случайна, а вполне логична и закономерна. Глубокие преобразования отрасли животноводства и переход на инновационное развитие невозможно осуществить в краткосрочном периоде и, следовательно, требует определения стратегии на долгосрочную перспективу. В современной практике для реализации указанной задачи применяется программноцелевой подход.
Мясной подкомплекс является одним из основных жизнеобеспечивающих секторов отечественного аграрного производства, оказывающим решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения страны.
В 1991 г. Россия, население которой составляло 3 % мирового сообщества, производила 5,7 % мяса, а по калорийности питания населения она входила в десятку наиболее развитых стран мира. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения достигало 75 кг и обеспечивалось за счет внутреннего производства в количестве 10,1 млн т в убойном весе, в т. ч. 4,3 млн т говядины, 3,5 млн т свинины и 1,8 млн т мяса птицы. В структуре потребления мяса преобладала говядина — 43 %, на втором месте свинина — 35 % и на третьем мясо птицы — 18 % [1].
В последнее десятилетие XX в. российский рынок мяса претерпел значительные негативные количественные и качественные изменения. Произошло резкое сокращение поголовья скота и птицы.
Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения снизилось до 45 кг, а собственное производство до 4,4 млн т, в т. ч. говядины до 1,9 млн т, свинины до 1,6 млн т, мяса птицы до 768 тыс. т.
С 2000 г. по 2005 г. тенденция спада отечественного производства мяса приостановилась, обозначился этап постепенного его восстановления, в основном за счет наращивания объемов мяса птицы до 1,4 млн т. Это обусловлено наличием более высокой оборачиваемости средств в отрасли. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло до 55 кг. Небольшой рост отечественного производства мяса в 2005 г. компенсировался тенденцией роста импорта мяса различных видов в объеме 2,7 млн т [1].
За период с 2006 г. по 2010 г. положительная тенденция роста потребления сохранилась. В 2010 г. показатель достиг уровня 63 кг. Однако фактическое потребление мяса и мясопродуктов ниже рациональной нормы (70-75 кг) [3] на 12,5 %. Собственное производство мяса выросло до 7,1 млн т в убойной массе, в т. ч. мяса птицы до 2,8 млн т, свинины до 2,3 млн т, говядины до 1,7 млн т. В структуре потребления преобладает мясо птицы — 40 % (25,2 кг) и свинина — 32 % (20,1 кг), говядина составляет 27 % (17 кг). Норма потребления мяса относительно рациональной (72 кг) — 88,9 %.
Необходимо отметить, что существенное отставание от принятых научно обоснованных медицинских норм удовлетворения физиологических потребностей жителей Российской Федерации в белке животного происхождения негативно влияет на качество и продолжительность жизни россиян.
Несмотря на стабилизацию и рост производства мяса, потребность населения России в мясных продуктах за счет собственного производства обеспечивается на 73 %, а страна продолжает оставаться крупнейшим импортером мяса и мясной продукции.
Результаты исследований.
Для Пермского края животноводство является приоритетным направлением. Доля молочного и мясного животноводства в структуре товарной продукции составляет более 80 %. В настоящее время потребность населения Пермского края в мясе удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продукции из других регионов. В 2009 г. общий объем потребления мяса в крае составил 154,4 тыс. т, в то же время в регионе всеми категориями хозяйств произведено 77,3 тыс. т мяса, в том числе: 23,1 тыс. т говядины, 26,1 тыс. т свинины, 26,9 тыс. т мяса птицы. Баланс потребления и производства мяса представлен в табл. 1.
В 2010 г. мясом собственного производства Пермский край обеспечивает население лишь на 52 %. По данным баланса видно, что за период с 2000 по 2010 гг. объемы производства мяса и уровень самообеспечения Пермского края существенно снизились. За исследуемый период почти в 2 раза увеличились объемы ввозимой на территорию Пермского края мясной продукции, вывоз же произведенной продукции за пределы региона незначителен (порядка 10-15 %).
Таблица 1
Баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов по Пермскому краю, тыс. т
Мясо и мясопродукты Годы
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Остаток на начало года 14,7 13,3 12,5 13,4 12,9 12,4 12,7
Производство 97,5 81,3 81,1 83,4 77,2 77,3 80,5
Ввоз 44,1 66,6 69,6 77,9 84,1 92,2 91,0
Удельный вес ввозимой продукции (в фонде потребления), % 31,4 47,4 48,3 51,5 56,3 59,7 58,79
Вывоз 1,3 8 5,4 10,2 12,1 14,5 15,5
Удельный вес вывозимой продукции (в объеме производства), % 1,3 9,8 6,7 12,2 15,7 18,8 17,03
Фонд потребления 140,3 140,4 144,1 151,2 149,5 154,4 154,8
Потребление на душу населения, кг 47,4 50,9 47,0 50,0 51,0 51,0 53,0
Остаток на конец периода 14 12,5 13,4 12,9 12,4 12,7 13,5
Уровень самообеспечения, % 70,5 57,8 56,2 55,0 50,3 50,0 52,0
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.
Таблица 2
Производство мяса в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. т
Показатель Годы
1985 1990 2000 2008 2009 2009 к 1985, %
Скот и птица в живом весе 187,7 238,9 150,3 115,0 117,5 62,6
Скот и птица в убойном весе 140,6 155,1 97,5 77,2 77,3 60,0
Мясо крупного рогатого скота 79,6 65,3 38,4 24,6 23,1 29,0
Мясо свиней 39,2 56,8 37,6 28,5 26,1 66,6
Мясо птицы 20,2 28,6 19,4 22,7 26,9 133,2
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.
Потребление мяса на душу населения в Пермском крае в 2010 г. составило 53 кг, что в среднем ниже, чем по Российской Федерации, на 15,9 % и ниже рекомендуемых рациональных медицинских норм питания на 26,4 %.
Динамика производства мяса по видам представлена в табл. 2.
По данным табл. 2 видно, что максимальные объемы производства мяса приходились на начало 90-х гг., когда потребности Пермского края полностью покрывались за счет собственного производства. Затем к 2000 г. произошло существенное сокращение производства, которое продолжается до настоящего момента. В последние годы наблюдается рост производства мяса птицы, но это не компенсирует снижения производства мяса свиней и крупного рогатого скота.
Производство мяса в Пермском крае осуществляется в сельскохозяйственных организациях и в личных подсобных хозяйствах. В 2005-2008 гг. произошло резкое сокращение объемов производства мяса КРС и мяса свиней в хозяйствах населения, а также в небольших сельскохозяйственных организациях, что в основном было связано с резким ростом цен на зерно. Таким образом, в 2007-2009 гг. основными производителями животноводческой продукции в Пермском крае являлись сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходится 70 %.
Отсутствие организованных пунктов забоя ограничивает производство мяса в фермерских хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах населения. Кроме того, большинство мясокомбинатов Пермского края работают на привозном сырье, где наибольший удельный вес составляет импорт, поэтому со стороны перерабатывающих предприятий отсутствует спрос на мясо местных производителей. Указанные факторы в
настоящее время существенно сдерживают производство мяса в Пермском крае.
Инвестиционные проекты по откорму мясного скота имеют довольно длительный период окупаемости и эффективны лишь при достижении определенного масштаба. В противном случае развитие отрасли сталкивается с инфраструктурными ограничениями в племенной работе, забое и переработке.
Таким образом, в настоящее время динамичному развитию отрасли и увеличению объемов производства препятствуют основные проблемы:
— малочисленность мясного скота, в том числе специализированного;
— недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли;
— неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;
— низкая экономическая заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в откорме скота и производстве мяса КРС, особенно специализированных пород.
Существующие проблемы потребовали разработки соответствующих нормативных документов как на федеральном, так и на региональном уровне (рис. 1).
Реализация Стратегии развития мясного животноводства в РФ может быть представлена в виде трех основных этапов (табл. 3).
Выводы и рекомендации.
Для увеличения производства говядины в Пермском крае на долгосрочную перспективу возможны два варианта решения:
1. Использование малопродуктивного и выранжированного молочного поголовья дойного стада для получения помесного приплода от скрещивания с быками мясных пород и выращивание его на мясо. Совершенствование
Рисунок 1
Стратегические документы по развитию животноводства
Таблица 3
Этапы реализации Стратегии развития мясного животноводства в РФ до 2020 г.
Этап Сроки реализа- ции Содержание
Ближнє срочный период 20112012 гг. Сохранение существующего уровня государственной поддержки, осуществление мер, стимулирующих модернизацию действующих производств в рамках отраслевой целевой программы «Развитие производства комбикормов в Российской Федерации на 2010—2012 годы». Создание стартовых технологических и экономических условий для ускоренного формирования специализированного мясного скотоводства. Реализация комплекса мер государственной поддержки федерального и регионального уровней развития мясного подкомплекса страны позволит достичь к 2012 г. производства мяса всех видов в объеме 7,88 млн т и превзойти (67,4 кг) минимально допустимый (54 кг) уровень производства мяса на душу населения, и снизить импортопотребление до 16,8 процента.
Средне срочный период 20132015 гг. Стратегия полного восстановления спроса внутреннего рынка мяса, выхода на устойчивый рост его производства на основе модернизации отрасли, привлечения частных инвестиций в развитие подотраслей мясного животноводства, их инновационной активности и восприимчивости к освоению новых технологий, повышения генетического потенциала мясной продуктивности скота и птицы. Формирование экспортной стратегии развития наиболее технологичных и скороспелых подотраслей мясного животноводства. Предполагается к 2015 г. достичь производства мяса всех видов в объеме 8 7 млн т в убойной массе, в т. ч. мяса птицы — 3,8 млн т, свинины — 2,9 млн т, говядины — 1,7 млн т. В структуре производства мяса будет превалировать мясо птицы — 43 %, свинины — 31 % и говядина стабилизируется на уровне 20 %. Норма потребления мяса относительно рациональной достигнет 98,9 %.
Долгосрочный период 2 г- . Предполагается применять меры государственной поддержки на развитие прорывных, высокотехнологичных производств. Приоритетное направление — специализированное мясное скотоводство, которое не требует больших капитальных вложений, Перспективным является создание семейных мясных ферм на базе крестьянских и фермерских хозяйств. Ожидается к 2020 г. достичь производства мяса всех видов в объеме 9,7 млн т в убойной массе, в т. ч. мяса птицы — 4,2 млн т, свинины — 3,4 млн т, говядины — 1,8 млн т и баранины — 210 тыс. т. Структура производства мяса стабилизируется на уровне 42 % мяса птицы, 37 % свинины и 19 % говядины. Предусмотренные темпы развития отрасли позволят выйти на нормы потребления мяса на душу населения более 75 кг.
Государственная поддержка
— формирование племенной базы мясного скотоводства;
— увеличение производства конкурентоспособной говядины
(«мраморного» мяса);
Мясное — создание специализированных хозяйств (площадок);
^ ^ — создание и технологическая модернизация мясных и
скотоводство откормочных ферм и предприятий по первичной
переработке скота;
— укрепление кормовой базы, в том числе улучшение
пастбищ
Рисунок 2
Направления государственной поддержки животноводства
Таблица 4
Производство мяса в Пермском крае (по видам), тыс. тонн
Показатель Годы
2009 2010 2011 2012 2015 2020
Скот и птица в живом весе, в том числе: 117,3 119,6 130,3 141,5 161,1 217,0
говядина 39,7 37,7 42,0 45,0 49,0 62,0
в том числе мясных пород 0,4 0,4 0,6 1,5 4,6 10,0
свинина 38,1 36,6 40,0 42,0 47,0 58,0
птица 37,2 42,6 45,0 50,0 60,0 90,0
баранина 2,1 2,2 2,7 3,7 3,8 5,0
технологии выращивания молодняка и интенсивного откорма (создание специализированных хозяйств и площадок по откорму).
2. Развитие специализированной отрасли мясного скотоводства (разведения скота мясных пород). Реализацию данного направления осуществляет 21 хозяйство: 13 сельскохозяйственных предприятий, 4 крестьянских (фермерских) хозяйства и 4 индивидуальных предпринимателя. Общее поголовье чистопородного мясного скота — около 3000 голов, в том числе коров — 1236 голов. В хозяйствах Пермского края разводится специализированная мясная порода — ге-рефордская [2].
Существующие производственные предприятия в свиноводстве нуждаются в модернизации и реконструкции. В результате проведения мероприятий по восстановлению основных средств планируется увеличение производительности имеющихся мощностей, и, как следствие, ожидается рост объема производства мяса. Основные разводимые породы — крупная белая, ландрас, дюрок. Направления государственной поддержки представлены рис. 2.
На реализацию указанных направлений будут разработаны следующие мероприятия:
1) государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса;
2) государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции;
3) формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса;
4) кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе;
5) государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
За счет реализации мероприятий Минсельхоз Пермского края планирует к 2012 г. увеличение производства мяса в живом весе более, чем на 20 % от уровня 2009 года, а к 2020 г. — на 85 %.
Достичь указанной цели к 2012 г. предполагается за счет кратного увеличения производства высококачественного мяса КРС специализированных пород (в 2012 г. более чем в 3 раза от уровня 2009 г. и в 25 раз больше к 2020 г.) и увеличения к 2020 г. на треть производства мяса птицы (табл. 4) [2, 4].
Таким образом, в результате реализации ния Пермского края по производству мяса: с 50 % Программы увеличится уровень самообеспече- в 2009 г. до 60 % в 2012 г. — и достигнет 85 % к
2020 г.
Литература
1. Стратегия развития мясного животноводства в РФ на период до 2020 года.
2. Постановление Правительства Пермского края от 01.05.2011 г. «Об утверждении программы развития мясного животноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года».
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 г. N 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».
4. Сельское хозяйство России 2011 [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b11_01/IssWWW.exe/Stg/d12/2-1-4-1.htm (дата обращения: 02.04.2012).
МНОГОУКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО САМООБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ
И. П. ЧУПИНА,
кандидат экономических наук, доцент,
Уральская государственная сельскохозяйственная академия
620075, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
Положительная рецензия представлена П. В. Михайловским, доктором экономических наук, профессором (Уральский государственный экономический университет).
Ключевые слова: многоукладная экономика, самообеспеченность, крестьянские (фермерские) хозяйства. Keywords: mixed economy, self-reliance, the peasant (farmer) economy.
Продовольственная обеспеченность индустриальных регионов с развитым сельским хозяйством, к числу которых относятся и субъекты Уральского федерального округа, обеспечивается за счет сельскохозяйственной продукции, произведенной в этих регионах и продуктов питания, завезенных из других регионов России и из-за рубежа. По мнению многих ученых и специалистов, достаточно обоснованному по важнейшим социально-экономическим и геополитическим параметрам, в рационе питания человека должны значительно преобладать продукты, произведенные из местного сельскохозяйственного сырья.
Результаты предшествующего анализа показали, что самообеспеченность субъектов Уральского федерального округа зерном и яйцом зависит в основном от сельскохозяйственных организаций, молоком, мясом, картофелем и овощами — от хозяйств населения и сельскохозяйственных организаций. Стабильно по всем видам продукции наращивают объемы производства крестьянские (фермерские) хозяйства, которые с позиции их влияния на продовольственную самообеспеченность региона, при соответствующей аграрной политике, можно рассматривать в системе аграрной многоукладной экономики как перспективную форму хозяйствования.
Большая часть товарной продукции производится в сельскохозяйственных организаци-
ях, а поэтому в переходный период вступления России в ВТО именно эта категория хозяйств подвергнется наибольшему давлению со стороны импортной продукции. В связи с этим все усилия государства должны быть направлены на формирование условий для производства конкурентоспособной продукции, на максимальное использование имеющихся в регионах тех или иных конкурентных преимуществ.
В долгосрочном плане при размещении и специализации сельскохозяйственного производства на территории региона в числе основных конкурентных преимуществ или их отсутствии в аграрной отрасли следует рассматривать природно-климатические факторы. Например, сельское хозяйство Свердловской области ведется в четырех природно-климатических зонах: лесостепной, лесолуговой, горно-лесной и лесной, существенно влияющих на урожайность сельскохозяйственных культур. Так, урожайность зерновых культур в лесолуговой зоне по отношению к лесостепной может быть ниже на 10 или более процентов, а в лесной зоне — на треть. Возможность производства более дешевого зерна в лесостепной зоне создает наиболее благоприятные условия для птицеводства и свиноводства.
Наличие достаточно продуктивных естественных пастбищ и сенокосов можно рассматривать как одно из конкурентных преимуществ в развитии мясного скотоводства.