Научная статья на тему 'Стратегия государства в борьбе с бедностью населения в России'

Стратегия государства в борьбе с бедностью населения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1966
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОСОСТОЯНИЕ / БЕДНОСТЬ / СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ БЕДНОСТИ / СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / WEALTH / POVERTY / MEASUREMENT OF POVERTY / STRATIFICATION PROFILE OF THE RUSSIAN SOCIETY / CHARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кармизова Татьяна Андреевна

В статье конструируется профиль экономического неравенства населения на основе анализа его доходов, определяется тенденция партнерства государства и бизнеса в борьбе с бедностью и роль в этом процессе благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE STRATEGY IN THE STRUGGLE WITH POVERTY OF THE POPULATION IN RUSSIA

The article points out the urgency of eliminating poverty in Russia. It profiles the nation‘s wealth gap giving the analysis of the national income. Also it shows a tendency to state and business partnership in fight against poverty and it defines the role of charity in this process.

Текст научной работы на тему «Стратегия государства в борьбе с бедностью населения в России»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 338.2

Кармизова Т.А., асп.

Стратегия государства в борьбе с бедностью населения в России

В статье конструируется профиль экономического неравенства населения на основе анализа его доходов, определяется тенденция партнерства государства и бизнеса в борьбе с бедностью и роль в этом процессе благотворительности.

Ключевые слова и словосочетания: благосостояние, бедность, способы измерения бедности, стратификационный профиль российского общества, благотворительность.

Государственная и муниципальная служба как профессиональная деятельность является целенаправленной по достижению общего блага в масштабах всей страны. В силу этой миссии власти на нее налагается наивысший уровень долженствования и ответственности в решении назревших актуальных проблем населения.

Среди последних необходимо назвать следующие: диспропорции в социально-экономической сфере; недостаточная развитость партнерства между властью, бизнесом и населением; циклическое снижение среднего класса; востребованность в профессиональных и квалифицированных кадрах для органов власти и управления; коррупционные составляющие на разных управленческих уровнях и др.

По уровню доходов на душу населения и качеству жизни граждан Россия сегодня находится в конце первой сотни соответствующего рейтинга стран мира; по продолжительности жизни россиянам отводится незавидное 157-е место, по уровню обслуживания - 127-е [2].

Цель данной статьи заключается в анализе проблемы бедности в рыночных условиях, ее количественное измерение в России и определение стратегической направленности власти в преодолении бедности.

Существуют разные точки зрения на бедность как экономическую категорию и социокультурное явление.

В истории эволюции общества в решении проблемы бедности значительной становиться теория экономического благополучия. В этой связи шотландский экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» отождествляет концепцию «экономического человека» и «естественного порядка». В центре внимания его объекта исследования стоит поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде, сумма которых и образует интересы общества. Он развивает идею о взаимодействии личного и общественного интересов, что обеспечивает богатство и способствует уменьшению бедности, создает прирост благополучия населения и государства.

«Невидимая рука рынка» - выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, производителей рынка она «под-

талкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества [3].

Английский экономист Генри Сиджвик (1838-1900), рассматривая богатство и благосостояние с общественной и индивидуальной точки зрения, подчеркивает, что есть примеры несовпадения частной и общественной выгоды, что требует вмешательства государства для эффективного решения многих типов производственных проблем. Это проявляется, прежде всего, в системе распределения, чрезмерном неравенстве доходов. Поэтому более равномерное распределение созданного богатства повышает общий уровень благосостояния и уменьшения бедности.

Проблеме исследования благосостояния и бедности была посвящена работа видного английского экономиста Артура Пигу (1877-1959), книга которого «Экономическая теория благосостояния» вышла в свет в 1920 г. Основываясь на законе убывающей предельной полезности экономист утверждает тезис, что передача части дохода от богатых к бедным увеличивает сумму общего благосостояния.

Современные российские исследователи Н. Римашевская, А. Овсянников, А. Иудин, исследуя проблему бедности, выделили социально-экономический аспект, в рамках которого определялись типичные социальные группы бедных, называемые «социальным дном». К ним относятся люди находившиеся в состоянии социальной эксклюзии, лишенные экономических и социальных ресурсов, устойчивых экономических связей; группы, утратившие элементарные навыки и доминантные ценности общества; индивиды с отсутствующим постоянным доходом и помощью со стороны близких людей; индивиды, у которых не имеется постоянный заработок, а также те, кто живет подаянием как одного из главных источников дохода и др.

Нельзя не отметить, что «социальное дно» не безопасно обществу тем, что оно склонно к насилию, алкоголизму, токсикомании, наркомании, а также является источником рекрутирования людей в криминальные структуры, препятствующие развитию в стране добросовестной конкуренции. «Социальное дно» способно провоцировать социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями. Считаем, что исследования проблем бедности в стране должны осуществляться в динамике, с предоставлением достоверной информации о их результатах в управленческие и правоохранительные структуры, где очень важно учитывать эту информацию при разработке социально-экономических программ регионов и профилактике антиобщественных действий определенных слоев населения.

Современные подходы к анализу бедности можно обобщить в нижеследующей таблице № 1. В ней показаны разные способы измерения бедности населения.

Таблица 1

Измерение бедности [4]____________________________

Виды концепций Содержание

Нормативная Государство официально устанавливает норму минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии купить продукты питания, одежду, жилье. Здесь учитываются нормы питания и иные стандарты максимального потребительского набора или минимальной потребительской корзины, которая определяется не реже одного раза в пять лет по двенадцати возрастным группам Институтом питания РАМН. Это минимальный набор продуктов питания, не продовольствен-

ных товаров и услуг для восстановления затраченных физических сил

Абсолютная Базируется на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуемых для их удовлетворения. При изучении абсолютной бедности необходимо решить две задачи: разработать показатель, который может быть использован в качестве границы бедности; установить систему показателей для сравнения с границей бедности. Всемирный банк в качестве порога абсолютной бедности задает существование не менее чем 1.25 американского доллара в день (курс рассчитывается по ППС)

Относительная Базируется на соотношении показателей благосостояния с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в конкретной стране. Основоположником относительной концепции бедности является П.Таунсенд

Субъективная Базируется на оценках материального положения и уровня жизни, сделанных самими опрашиваемыми в ходе социально-экономических исследований

Депривацио нная Измерение уровня бедности может осуществляться также с использованием депривационного подхода. Согласно ему, бедными считаются индивиды, чьё потребление не соответствует принятому в обществе стандарту, у которых нет доступа к определённому набору благ и услуг. То есть, при данном подходе, бедность определяется не только недостаточным доходом или низким потреблением товаров и услуг первой необходимости, но и низкокачественным питанием, недоступностью услуг образования и здравоохранения, отсутствием нормальных жилищных условий и прочее

Интегрируя представленные выше подходы к анализу бедности населения, следует заключить, что состояние бедности характеризуется длительным отсутствием необходимых для полноценной жизнедеятельности людей ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни ранее имеющимися сбережениями, ни экономией на приобретение дорогих товаров и услуг, ни случайными заработками. Бедность определенной части населения снижает качество благосостояния, уровня жизни людей и безопасность общества в целом.

Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода [5].

Конечно же, в зависимости от уровня экономического развития страны, самоорганизации и активности населения, бедность охватывает незначительную или значительную часть населения. Аналитики отмечают, что в античной Греции 90 % населения по меркам того времени проживала в бедности. В Англии эпохи возрождения 60 % населения считалось бедными. В XIX в. масштаб бедности сократился до

50 %. В начале 30 гг. XIX в. только треть англичан относились к бедным, а через 50 лет всего 15 %. Сегодня тут коэффициент бедности достиг 10 %. По замечанию американского экономиста Джона Гелбрейта, в прошлом в западных странах бедность была уделом большинства, а сегодня - меньшинства. Между тем кризисные ситуации в экономики, естественно, влияют на масштабы бедности и изменяют ее интенсивность.

Из вышеизложенного сделаем вывод о том, что бедность является экономическим и социальным феноменом, отражающим состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и несколько ограниченный доступ к социальным благам или вовсе испытывают их отсутствие (крайнее состояние нищеты). Признаки бедности населения неоднородны. К ним относятся бюджетный дефицит, выключенность значительной части населения из активной производственной и общественной жизни, депривация, ограниченность ликвидных ценностей, низкий уровень прожиточного минимума, недостаточность компенсаторских возможностей незащищенных слоев населения со стороны государства и общества, отсутствие рентабельных идей в бизнесе, недостаток или внезапное прекращение финансирования таких идей, прогрессирующий рост неоплат по выданным кредитам как у физических, так и юридических лиц.

Бедность возникает в силу комплекса причин:

• социально - экономических: низкая производительность труда, неконкурентоспособные отрасли, низкая заработная плата, дефицит рабочих мест, неравномерное развитие регионов и вынужденная миграция, приоритетный сырьевой сектор, недобросовестная конкуренция и др.

• Институциональные: дисфункции экономических и управленческих институтов, коррумпированность чиновников, нарушение антимонопольного законодательства, несовершенство нормативно-правовой базы и др.

• Технические, запаздывающие темпы модернизации;

• Социальные: низкий уровень образования, профессиональной подготовки, формализм в оценочной системе труда работника, высокий уровень заболевания различных слоев населения, девиантные тенденции и др.

Таким образом, можем сказать, что феномен «бедность» внутренне присущ рыночной экономике, а уровень бедности определяет стратификационный профиль общества, степень экономической безопасности страны, активность или пассивность экономической экспансии со стороны других государств, долю оттока экономически активного населения страны в маргинальные слои с возможным их скатыванием в «социальное дно».

В целом, численность бедного населения страны колеблется в зависимости от того, каким образом определяются черты бедности.

В контексте сказанного обратимся к данным Росстата, на основе которых представим конструкт сратификационного профиля (неравенства) современной России:

• с доходом ниже 3422 руб. в месяц (т.е. в крайней нищете) живут 13,4 % населения;

• с доходом от 3422 до 7400 руб. в месяц (в нищете) живут 27,8 % населения;

• с доходом от 7400 до 17 000 руб. в месяц (в бедности) живут 38,8 % населения;

• 10,9 % населения с доходом от 17000 до 25000 руб. в месяц можно назвать «богатыми среди бедных»;

• на уровне среднего достатка - с доходом от 25000 до 50000 руб. в месяц -живут 7,3 % населения;

• к числу состоятельных относятся граждане с доходом от 50000 до 75000 руб. в месяц. Их число составляет 1,1 % населения России;

• т.н. «богатые» составляют 0,7 % населения. Их доходы оцениваются свыше 75000 рублей в месяц.

Если суммировать приведённые выше показатели, то нетрудно убедиться, что первые три группы граждан (условно можно назвать эту категорию «бедными») составляют почти 80% населения современной России, что составляет 113 млн человек. «Часть населения, бесспорно, является аутсайдерами, а часть - не просто лидерами, а лидерами на фоне архибогатых стран. Так, по подсчётам чиновников, доходы самых бедных и самых богатых жителей нашей страны могут различаться в 800 раз!» - сделал неутешительный вывод глава Росстата Александр Суринов [6].

На основе представленной выше статистики сконструируем стратификационный профиль (профиль экономического неравенства) современной России. В нем отражены значительные расхождения в доходах между верхним и нижним слоями населения.

Данный стратификационный профиль позволяет осуществить статистическую интеграцию и сделать соответствующее обобщение. Так, если учесть, что в Российской Федерации по итогам второго квартала за 2011 г. прожиточный минимум составляет 6505 руб. [7], то суммируя показатели «категории граждан», в том числе «бедные» - 38,8 % и «за чертой бедности» - 41,2 %, получим итог равный 80 % абсолютной бедности в российском обществе, порог которой составляет ниже или чуть выше прожиточного минимума. Отсюда следует вывод, что к бедным категориям граждан принадлежит та ее часть, которая находится на низшей части шкалы неравенства страны, чей доход составляет прожиточный минимум, а также ниже прожиточного минимума или выше прожиточного минимума в 2-2,5 раза.

Указанные выше масштабы абсолютной бедности не противоречат выводам ученых. Так, Академик РАСХН Кашин В.И. отмечает, что 80 % населения России живет за чертой бедности [8].

Как показывают факты в российском обществе сегодня проблема борьбы с бедностью весьма актуальна. Государство, общественные организации, наука, включаются в процесс решения этой проблемы. Предполагается сократить на половину к 2015 г. количества людей, живущих в условиях крайней нищеты. При этом каждое государство разрабатывает собственные стратегии в области ликвидации бедности и нищеты, исходя из своих потребностей, приоритетов и возможности в конкретных исторических обстоятельствах. Актуальной потребностью России сегодня является инновационный рост.

Схема № 1

Стратификационный профиль российского общества на 2011 год (критерий - доход населения)

Доходы в месяц, руб. Процентное соотношение

* Выпадающие из официальной пирамиды доходов.

Решающую роль в преодолении бедности в России власть отводит стратегии, которая заложена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В ней подчеркивается, что достигая высоких стандартов благосостояния человека в стране, развивается экономика лидерства и инноваций, а также достигается значительное повышение доли среднего класса, которая должна составить более половины населения страны. При этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека [1].

В ней предполагается во взаимодействии государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития осуществить:

• создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

• снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

• формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

• развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

• поддержка инициатив бизнеса в развитии социальной сферы и человеческого капитала и др.

Направления данной социально-экономической концепции в настоящий период приобретает конкретные формы. Например, для улучшения в обществе социального климата, быстрой реакции власти на запросы и обращения граждан, преодоления коррупционных тенденций, внедряется в практику такой инструмент взаимодействия власти и населения, как интернет.

В Ростовской области во взаимодействии власти с населением придается большое значение общественным приемным. С их помощью администрации области удалось помочь в 2011 г. разобраться по 498 жалобам, по 1178 обращениям были даны соответствующие разъяснения. Сегодня в Ростовской области находиться 50 общественных приемных.

Стратегия сбалансированного и устойчивого развития Ростовской области позволяет объединять усилия власти, бизнеса и населения по улучшению социальноэкономической ситуации в регионе.

Стратегическая цель предполагает равномерное развитие всей территории области, создание производств, новых рабочих мест, осуществление прорыва инвестиций. Срок реализации нового инвестиционного проекта рассчитан до 2021 г., а объем инвестиций составит 337 млрд 349 млн руб., а предполагаемое число вновь созданных рабочих мест - более 35 тыс. Инвестиционный проект охватывает здравоохранение, образование, туризм, пищевую и перерабатывающую промышленность. Довольно широка территория инвесторов по Ростовской области: ООО «АгроСоюз Юг Руси», ООО «Русский агропромышленный трест», ООО «Группа «Агроком», Холдинговая компания «Оптифуд» и др.

На основании оценки ситуации в реальном секторе экономики министерством регионального развития страны Ростовская область отнесена во вторую группу регионов со среднем уровнем развития. По итогам восьми месяцев 2011 г. в Ростовской области индекс промышленного производства составил - 110,8 % (в среднем по России - 105,4 %), ввод жилья - 103,3 % (по России - 99,8 %), оборот розничной торговли - 107,2 % (по России - 105,8 %). По комфортности ведения бизнеса Ростовская область находиться в первой тройке российских регионов. Сегодня в Ростовской области работает 52700 малых и средних предприятий, более 150 тыс. фермеров и индивидуальных предпринимателей [9]. Это дает понимание того, что бизнес включается в процесс уменьшения границ бедности в данном регионе.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ придается значение в ослаблении бедности населения такой социально-экономической практики как благотворительная деятельность, которая по своим формам динамично развивается в Ростовской области.

Однако, не все регионы способны учитывать и использовать данный инструмент борьбы с бедностью. Между тем, благотворительность как одну из мер в системной поддержке граждан следует рассматривать не только на микроуровне, но и на макроуровне.

Любые экономические изменения и нововведения должны отвечать запросам современной российской действительности. В противном случае, как показывает практика, поведение экономических субъектов рыночных отношений не всегда рационально, а зачастую может быть девиантно. Из этого следует, что благотворительность и ее формы должны иметь эффективную институциональную организацию. Это позволит развивать благотворительную деятельность так, чтобы можно было получать реальный положительный синергетический эффект в поддержке недостаточно защищенных слоев населения.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Справочно правовая система Консультант-Плюс.

2. Моисеев В.В. Борьба с бедностью в современной России // Социология власти. 2011. № 3. С. 35-36.

3. Адам Смит // http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Бедность // http://ru.wikipedia.org/wiki.

5. О явлении бедности и о научном рассмотрении этого явлении // http://ru.wikipedia.org/wiki/Бедность.

6. Почему в богатой России народ живёт в нищете? // ИНоУ/сшт-news.ru/2011/03/narod-v-nishhete.

7. Прожиточный минимум вырос на 0,5 % //

http://102banka.ru/newsline/435792.html.

8. Кашин В.И. 80 % населения России живет за чертой бедности // http://kprf.ru/dep/91680.html

9. Полезная газета. 2011. 28 октября.

УДК 316.3

Крамарова Е. Н., м.н.с. ЮНЦ РАН

Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства

Рассмотрены существующие подходы к определению корпоративной социальной ответственности. Определены формы взаимодействия бизнеса и государства в социальной сфере, показаны типичные формы проявления социальной ответственности в России.

Ключевые слова: социальная ответственность, бизнес, государство, глобальная инициатива по отчетности, глобальный договор ООН.

В настоящее время уже никто не пытается оспаривать тот факт, что социальная ответственность и социальное партнерство - это основа бизнеса в каждой высокоразвитой стране. Часть российских предпринимателей принимает этику социаль-

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.