Научная статья на тему 'Стратегия формирования масложирового кластера региона'

Стратегия формирования масложирового кластера региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования масложирового кластера региона»

менту [1] были даны прогнозные показатели по производству сельскохозяйственной продукции в 2020 г., в частности по картофелю и овощам. Отчетные и прогнозные данные по производству картофеля находятся в диапазоне 36-39 млн т, а по овощам -15-17 млн т. С учетом данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи, автором данной статьи был сделан пересчет отчетных и прогнозных данных Минэкономразвития. Полученные результаты представлены в таб. 3.

Таблица 3 - Развитие производства картофеля и овощей в хозяйствах всех категорий, млн т

Наименования показателей 2006 г. | 2007 г. 2020 г. прогноз*

отчет 1 вар. 2 вар.

Производство картофеля 28,26 27,20 26,99 26,84

Производство овощей 11,36 11,48 11,97 12,33

Источник. Расчеты автора на основании данных Росстата и Минэкономразвития.

* 1 вариант - инерционный сценарий развития, 2 вариант -инновационный сценарий развития.

Из представленных данных видно, что производство картофеля сократится, а производство овощей ожидает рост. Уменьшение производства картофеля, на наш взгляд, связано с тем, что текущие показатели производства картофеля в стране в 1,5 раза превышают уровень потребления продукта.

Следовательно, если не развивать экспорт картофеля, то производство необходимо сокращать. Производство овощей, в отличие от картофеля, увеличится, так как нынешний уровень производства составляет 80% от показателей потребления овощей. Необходимо развивать собственное производство овощей и сокращать импорт данной продукции.

В ближайшие три-четыре года небольшой рост, наметившийся в производстве картофеля и овощей в сельхозорганизациях, может замедлиться. Это связано с разразившимся в конце 2008 г. глобальным финансовым кризисом, коснувшимся России. Из-за нехватки финансирования, предприятия будут сокращать не только инвестирование в материально-технические ресурсы, но и рабочий персонал. Следовательно, все больше людей будет заниматься приусадебным хозяйством, что приведет к росту доли хозяйств населения в производстве картофеля и овощей. Если к 2015 г. финансовый кризис закончится, то инвестиции вновь могут прийти в крупный сельскохозяйственный бизнес, в том числе и в картофелеводство и овощеводство. Таким образом, к 2020 г. доля сельхозорганизаций в производстве картофеля может вырасти до 15%, а в производстве овощей до 25%.

Источник

1. Полное название приложения: «Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов».

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАСЛОЖИРОВОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА

И.С. Иваненко, к.э.н. Института аграрных проблем РАН

В условиях быстроменяющейся внешней среды особую актуальность приобретают вопросы, отражающие влияние интеграционных процессов на экономический рост и устойчивость развития отечественного агропродовольственного комплекса, повышение конкурентоспособности продукции его отраслей. За годы реформ интеграционные процессы в масложировом подкомплексе получили динамичное развитие. Они оказали положительное влияние на технико-технологический уровень производства и, соответственно, на качество масложировой продукции. Интеграционные процессы, осуществляемые ведущими компаниями отрасли, как правило, своей целью имели консолидацию технологической цепочки, начиная от производства сельскохозяйственного сырья до реализации готовой продукции. Причем крупные компании стремятся не только установить контроль над предприятиями сырьевой зоны, но создают свои дистрибьюторские сети и развивают торговую инфраструктуру в целом.

Перспективным направлением интеграции,

обеспечивающим инновационный путь развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, является формирование кластеров. С целью формирования кластера в регионе проведен анализ тенденции развития интегрированных форм, выявлены базовые предприятия (предприятия-лидеры), определены ключевые параметры, идентифицированы региональные возможности, включающие факторы производства, их качество и степень специализации, условия для конкуренции и стратегического развития, уровень спроса, приоритетные рынки сбыта продукции.

Масложировой подкомплекс определяет условия функционирования и развития не только вхо-

дящих в него отраслей, а также взаимосвязанных с ним подкомплексов таких как хлебопекарный, кондитерский, мясной, молочный и др. В масложировой отрасли производится 23,4% товарной продукции, сосредоточено 24,7% основных фондов и 24,4% численности промышленно-производственного персонала всей пищевой промышленности РФ. За годы реформирования масложировой подкомплекс не только не утратил своих позиций, но демонстрирует положительную динамику развития. Рост конкурентоспособности отечественной масложировой продукции не только создает ей приоритет на внутреннем продовольственном рынке, но и начинает затрагивать интересы транснациональных компаний. Не случайно экспорт растительных масел заметно возрос. С 1996 г. экспорт подсолнечного масла вырос в 7 раз, а импорт снизился на 32%.

Наращивание объемов производства для отечественного рынка, расширение российского присутствия на международном рынке связано с увеличением государственной поддержки отечественных производителей. Существенное влияние на устойчивое развитие масложирового подкомплекса оказало введение 20%-ной пошлины на экспорт семян подсолнечника в 2002 г. Это дало возможность обеспечить сырьем отечественную перерабатывающую промышленность, после чего импортное растительное масло стало замещаться российским.

Сложности в прогнозировании спроса, прессинг со стороны ритейлеров, высокие требования к качеству и оперативности поставок, цене продукции и жесткая конкуренция на рынке масложировой продукции уже сейчас ставят многие предприятия на грань выживания. Это привело к существенны от-

раслевым структурным сдвигам в масложировом подкомплексе Саратовской области. Так, если в 1990 г. удельный вес масложировой промышленности составлял 14,8%, то в начале 2007 г. - 31,3%.

Темпы роста объемов производства маргариновой продукции в Саратовской области к 2005 г. были в 3,2 раза выше общероссийского уровня, а майонеза - в 2,1 раза. Это объясняется устойчивым развитием сырьевой базы, обновлением производственных фондов и инвестиционной привлекательностью отрасли в Саратовской области (рис. 1).

В результате исследования выявлено, что масложировой подкомплекс может эффективно развиваться в том случае, когда система поддерживающих и родственных отраслей АПК будет более или менее сгруппирована в регионе, образуя кластер. Так, с 1998 по 2005 гг. компанией «Букет», в состав которой входит Саратовский жировой комбинат и ряд других предприятий масложировой промышленности региона, была реализована крупная инвестиционная программа. На модернизацию и техническое перевооружение предприятий, входящих в холдинг, было направлено более 1100 млн руб. Инвестиции, вложенные в реконструкцию и модернизацию масложировых предприятий, в новые технологические линии позволили им не только выйти из кризиса, но и приблизиться к передовым предприятиям в масложировом комплексе страны. Благодаря этим инвестициям Саратовский жировой комбинат в настоящее время по производству масложировой продукции занимает второе место в отрасли. По сравнению с 1998 г. объем производства продукции на комбинате вырос в 11,5 раз.

в 5 раз. В 2006-2007 гг. холдинг вошел в тройку экспортеров подсолнечного масла с 16% рыночной долей.

■ Производство растительного масла • Производство маргариновой продукции Производство майонеза

Рисунок 1 - Динамика производства продукции в Саратовской области от уровня РФ, в %

В 2005 г. на базе предприятий создается вертикально интегрированный холдинг «Солнечные продукты». Сырьевую безопасность по подсолнечнику обеспечивает ЗАО «Элеваторхолдинг», который поставляет сырье не только Саратовской области, но и соседних регионов России. Собственная структура элеваторного бизнеса в Саратовской области и Краснодарском крае осуществляет обработку и хранение масличных семян и зерновых (рис. 2).

За последние пять лет холдинг «Солнечные продукты» - самая быстрорастущая компания на рынке переработки подсолнечника. В течение этого периода объем закупок и переработки семян вырос

250000 -200000 -150000 -100000 -50000 -0 -

Сезон 20052006

Сезон 20062007

Сезон 20072008

Я подсолнечник

Рисунок 2 - Динамика объема заготовки зерна и семян подсолнечника, т

Это свидетельствует о том, что формирующийся латентный кластер, специализированный на производстве продукции масложирового подкомплекса в Саратовской области, рационально направить на производство продукции не только для нужд региона, но и на вывоз в другие регионы. Саратовская область имеет значительные конкурентные преимущества перед другими регионами.

В условиях системного кризиса возникает множество проблем, связанных с функционированием интегрированных и квазиинтегрированных структур в агропромышленном комплексе, необходимо создавать инновационные подходы, позволяющие эффективно использовать имеющиеся ресурсы и успешно противостоять негативным внешним факторам. Одним из наиболее эффективных направлений совершенствования структуры отраслей масложирового подкомплекса является преодоление деструктивных процессов и гармонизация экономических отношений между производителями продукции и перерабатывающими предприятиями на основе их интегрирования в более крупные структуры и проведение инвестиционной политики, обеспечивающей экономическую кластерную стратегию их развития.

В результате исследовании установлено, что развитие масложирового подкомплекса России происходит главным образом путем образования крупных вертикально интегрированных компаний преимущественно холдингового типа. В результате чего в отрасли сложил ся высокий уровень концентрации производства. Практически все привлекательные в инвестиционном плане предприятия отрасли оказались под контролем восьми крупных компаний: «Эфко», «Русагро», «Солнечные продукты», «НМЖК», «Петросоюз»,

«Юниливер - СНГ», «Балтимор», «Юг Руси».

Таким образом, организация кластеров в агропромышленном комплексе позволит, на наш взгляд, преодолеть недостатки функционирования интегрированных и квазиинтегрированных структур, улучшить инвестиционный климат отраслей, связанных с производством АПК региона, стимулировать инновационные процессы и, тем самым, повысить конкурентоспособность отраслей АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.