Научная статья на тему 'Стратегия формирования и развития системы дополнительного профессионального образования'

Стратегия формирования и развития системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Татьяна Владимировна

В статье показаны объективные предпосылки создания системы ДПО. Выделены стратегические направления развития системы ДПО. Показана сущность функционирования системы ДПО в Институте дополнительного образования и профессиональной переподготовки УГТУ-УПИ. Проведены социологические исследования, определяющие цели и задачи слушателей, обучающихся в системе ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования и развития системы дополнительного профессионального образования»

*Татьяна Владимировна Матвеева

Кандидат технических наук, доцент, директор Центра дополнительной профессиональной переподготовки ИДОПП Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ)

Стратегия формирования и развития системы дополнительного профессионального образования

1990-е годы выявили глобальные противоречия между бурным ростом развития экономики и уровнем подготовки квалифицированных специалистов. Предпринимательская экономика России вобрала в себя множество людей, у большинства, из которых не было экономического образования. А если такое образование и имелось, то оно во многом устарело. Динамика социального роста также обусловила необходимость смены профессии, определяемой высшим образованием и получением дополнительной квалификации, связанной с модернизацией производства и развитием прогрессивных технологий. Появилась необходимость создания новой модификации специалистов: не только знающих производство, но и владеющих экономическими знаниями;

способных переключиться с одного вида деятельности на другой;

адаптированных к потребностям рынка труда и ориентированных на конкретное «меню профессиональных карьер».

Воспитать новый кадровый потенциал, отвечающий потребностям современного общества, способна такая система обучения, как дополнительное профессиональное образование (ДПО) (рис. 1).

Рис. 1. Структура системы дополнительного профессионального образования

Данный вид подготовки является необходимым при совершенствовании знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации и повышения своего профессионального статуса.

Определение стратегических направлений развития системы ДПО становится сегодня проблемой:

полностью не разработаны регламентирующие документы нормативно-правовой базы, регулирующие содержание и результаты образовательных программ ДПО; материальная база большинства высших учебных заведений не соответствует современным требованиям, что тормозит развитие новых технологий в процессе обучения; ощущается нехватка квалифицированных преподавателей, владеющих современными технологиями обучения. Негативно сказывается старение преподавательских кадров; предложенные формы обучения не всегда отвечают запросам слушателей, так как возрастной и социальный уровень учащихся различен.

Тем не менее год от года все большее число людей нуждается в обучении определенного типа, для того чтобы иметь возможность работать в полную силу. Только в США на дополнительное образование ежегодно тратятся сотни миллиардов долларов [1]. Крупнейшие американские корпорации, работающие в сфере управления продажами, тратят свыше 54 млрд дол. на основные учебные курсы [2]. В среднем подготовка нового торгового представителя обходится в 7 тыс. дол., а текущая переподготовка специалиста по продажам - в 4 тыс. дол. в год [3]. Огромный потенциальный рынок дополнительного профессионального образования в России еще только формируется, но уже требует определения концептуальных направлений развития. Основополагающие стратегические направления развития системы ДПО заключаются в следующем.

1. Преодоление узкой специализации

профессионального образования. ДПО способствует

повышению квалификации специалистов, раскрытию человеческого потенциала, определяет возможность получения другой специальности и характер образовательной деятельности.

2. Построение индивидуальной траектории обучения (индивидуальный подход). В отличие от традиционных систем, дополнительное образование позволяет построить для каждого слушателя индивидуальную гибкую траекторию обучения и пройти ее, обращаясь к созданной для этого внешней и внутренней информационной среде, в наиболее удобном и комфортном режиме.

Человек сам определяет, какую образовательную программу ему выбрать. Широко используется при этом блочный принцип обучения.

3. Обеспечение непрерывности обучения - получение образования в течение всей жизни, исходя из новых потребностей человека, его профессиональных достижений и запросов, образования разнообразного содержания и разной степени глубины.

4. Организация новых форм и методик обучения, построенная на новейших достижениях в области информатики. Сегодня ДПО немыслимо без прогрессивных интерактивных технологий (дистанционной, кейсовой, Интернета, электронных видеоконференций и т.д.), которые не только облегчают обучение, но и повышают качество образовательных программ.

5. Повышенная мотивация к обучению. ДПО оказывает влияние на социальный статус человека, его материальное благосостояние и карьерный рост. Стремление к успеху, лидерству, благополучию достаточно привлекательно и развито у самых разных людей в различные периоды жизни.

Все эти принципы выгодно отличают систему ДПО от традиционной системы обучения и определяют потребность в новых образовательных программах. Согласно имеющейся статистической информации о числе обучающихся в учебных заведениях России по программам ДПО, ежегодный прирост числа обучающихся составляет 150-200 тыс. чел. Общая численность обучающихся в 2002 г. достигла 1 млн 410 тыс. чел. В 2006 г. потребность в получении дополнительного профессионального образования, определяемая

как численность обучающихся, рассчитанная на основе сложившихся темпов роста в прошедшие годы, составит, как минимум, 2 млн 500 тыс. чел. [4].

Выстраивая систему ДПО в Институте дополнительного образования и профессиональной переподготовки УГТУ-УПИ (ИДОПП УГТУ-УПИ), мы опирались на ряд следующих положений.

1. Стратегия дополнительного профессионального образования учитывает тенденцию к реформированию общества в целях улучшения качества жизни и благосостояния граждан.

2. Цель обучения - развитие личности. Сегодня развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения [5].

В ИДОПП УГТУ-УПИ система ДПО реализуется на базе различных центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые ведут подготовку по трем направлениям: оказание дополнительных образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки для лиц с высшим и средним специальным образованием; повышение квалификации лиц с незаконченным высшим образованием (студентов 3-5 курсов) и лиц с высшим либо средним специальным образованием;

краткосрочные курсы, семинары по заданию предприятий. Наличие в вузе гибкой системы дополнительных образовательных программ позволяет чутко и достаточно быстро реагировать на изменение рынка труда и образовательных потребностей жителей Свердловской области. Это подтверждает ежегодный рост числа слушателей, желающих получить дополнительное образование. Так, количество студентов, успешно закончивших обучение в ИДОПП УГТУ-УПИ по программе профессиональной переподготовки, с 2001 по 2005 г. возросло в два раза.

Что привлекает наших слушателей? Прежде всего: построение личной траектории обучения; гибкость и модульность обучающих программ;

целевая направленность обучения; возможность использования слушателями личностной оценки предлагаемого учебного материала; хорошая методическая оснащенность учебного процесса (при зачислении слушателю вручается пакет необходимых учебников и методических разработок (кейс-портфель)); стоимость обучения, удобная система оплаты; краткосрочность предлагаемых программ; удобный график занятий;

специализированные аудитории, оснащенные современным оборудованием;

возможность перезачета пройденных ранее дисциплин; высокий профессиональный потенциал коллектива преподавателей Центра (более 60% преподавателей -доктора и кандидаты наук); использование в обучении системы экстерната;

выбор формы обучения (кейсовая технология с использованием CD-дисков либо очная форма обучения).

В настоящее время система дополнительного образования акцентировала переход с традиционных форм подготовки (в основе которых лежит коллективный метод обучения, ориентированный на результат) на личностно ориентированный подход к обучению, направленный на развитие индивидуальных способностей и реализацию жизненных целей человека. Слушателям, обучающимся в ИДОПП УГТУ-УПИ, предлагаются вопросы относительно выбора программ обучения, целей и задач, которыми они руководствуются:

1. Кто нацелил Вас на данное обучение?

2. Какое образование Вы хотите получить?

3. Какую форму обучения Вы предпочитаете (очную, дистанционную, очно-заочную)?

4. Какие предметы Вы считаете наиболее значимыми при данном обучении?

5. Какой вариант контроля оценки знаний наиболее предпочтителен для Вас (зачеты, экзамены, тестирование)?

6. Ваши перспективы по окончании обучения.

7. Собираетесь ли Вы учиться дальше (где и по каким программам)?

8. Ваши пожелания по организации учебного процесса.

На основании ответов разрабатывается индивидуальный учебно-тематический план обучения для каждого слушателя. Это необходимо потому, что образовательные программы ориентированы на взрослую аудиторию (рис. 2), где большинство слушателей старше 30 лет. Они имеют сформировавшееся мировоззрение и четко обозначенные перспективы. При этом необходимо учитывать качество предшествующего образования, индивидуальные психологические особенности личности, материальное положение.

Мы провели социологическое исследование со слушателями, обучающимися по программам профессиональной переподготовки экономического профиля, из числа лиц, имеющих базовое образование. Анкетирование показало, что основное стремление слушателей - добиться успеха, реализоваться как личность. Путь к успеху определяют конкретные цели и задачи:

а) продвижение по службе (карьерный рост) - 29%;

б) финансовая самостоятельность - 28%;

в) расширение возможности трудоустройства - 23%;

г) моральное удовлетворение - 15%;

д) другое - 5%.

До 30 лет 30-40 лет Старше 40 лет

33

51

17

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 2. Распределение слушателей, обучающихся в ИДОПП УГТУ-

УПИ

Решить данные задачи можно только путем формирования

индивидуального образовательного пространства личности, отвечающего конкретным стремлениям каждого учащегося. Мы разработали основные положения по формированию индивидуального образовательного пространства личности в системе ДПО:

научить слушателей ставить цели и добиваться их; дать возможность обучаемому стать высококвалифицированным специалистом; научить слушателя самостоятельно получать необходимые знания, навыки и умения;

раскрыть индивидуальные способности каждого; повысить самооценку слушателя и дать ему возможность завоевать уважение профессионального окружения.

Как показывает практика, решить указанные задачи в реальном процессе обучения достаточно сложно. Поэтому целесообразно использовать новейшие технологии и формы обучения. Среди многообразия личностно ориентированных технологий обучения выделяется дидактическая система, включающая обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноролевое и проблемное обучение, портфель ученика. Внедрение современных технологий зависит от готовности субъектов образовательного процесса (прежде всего преподавателей) к инновациям, от формирования новаторского педагогического мышления, перестройки менталитета участников обучения. Именно человеческому фактору должны быть подчинены все технические ресурсы [6]. Поэтому на первое место такой образовательной политики ставится ученик, а учитель является проводником для достижения личностного успеха. Выступая на VII съезде Российского союза ректоров, В.В. Путин сказал: «...Теперь необходимо делать принципиально иное -“учить людей учиться”. Только так мы сможем обеспечить опережающее развитие образования как самой интеллектуалоемкой “отрасли” российской экономики».

Предложенная нами стратегия развития системы ДПО направлена на интенсивное расширение и развитие рынка образовательных услуг. Уральский регион, имеющий огромный человеческий потенциал, способен увеличить масштабы образовательной деятельности и создать эффективный образовательный конгломерат, обеспечивающий интернационализацию образования. Перспективным является создание стратегических альянсов для реализации совместных международных образовательных программ. Организация новых структур

связана со стратегией развития образовательного продукта, с увеличением разнообразия модификаций учебных программ. Однако мы не исключаем стратегию воспитания руководителей по известным и хорошо зарекомендовавшим себя на рынке образовательных услуг программам. Они ориентированы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации банковских работников, страховых агентов, бухгалтеров, военнослужащих, работников ЖКХ, индивидуальных предпринимателей и т.д. Данные, приведенные на рис. 3, показывают, что в системе ДПО обучаются в основном руководители высшего и среднего звена. Это тот перспективный и мощный кадровый потенциал, который определяет развитие российской экономики и обеспечивает повышение благосостояния нации.

Безработные

Индивидуальные пр едпр иниматели

Специалисты

Менеджеры

Руководители среднего звена

Руководители высшего звена

11

10

14

18

15

22

20

27

%

25

30

8

0

5

Рис. 3. Распределение слушателей ИДОПП УГТУ-УПИ

Система ДПО служит интеллектуальному и нравственному развитию человека, учит творчески мыслить и решать

возникающие проблемы, что не только способствует самореализации и созданию материальных благ, но и значительно повышает самооценку, приносит моральное удовлетворение.

Стратегия формирования системы ДПО заключается в том, чтобы обеспечивать постоянное соответствие уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки работников требованиям непрерывно развивающихся объектов управления и современным достижениям науки экономики и управления.

Литература

1. Все за и против ДО через Интернет // http://www.websoft.ru/db/wb.

2. Dobbs K. Sales&Marketing Management. 2000. November. Р. 93.

3. Heide. Dartntll's 30th Sales Force Compensation Survey. Р. 143.

4. Зобов А.М. Формирование потребности в непрерывном профессиональном образовании в России // Бизнес-образование в системе непрерывного образования: Науч.-практ. конф. 18-19 марта 2004 г. / Под ред. В.А. Мау, Е.А. Карпухиной, Т.Л. Клячко. СПб.: Питер, 2005.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2002.

6. Щеликов О.Д., Кислова Г.И., Цатуров В.Н. Освоение инновационных образовательных технологий слушателями центра последипломного образования // Межгосударственная ассоциация последипломного образования: Сб. тр. по пробл. доп. проф. образования. Вып. 1. М., 2002.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.