УДК 330.101.22
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ*
Вольчик доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой
Вячеслав экономической теории экономического факультета, Южный федеральный
Витальевич университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
E-mail: [email protected]
Фурса кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Елена экономического факультета, Южный федеральный университет
Владимировна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
E-mail: [email protected]
Ширяев кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической
Игорь теории экономического факультета, Южный федеральный университет
Михайлович (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
E-mail: [email protected]
Зотова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Татьяна экономического факультета, Южный федеральный университет
Алексеевна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
E-mail: [email protected]
Кот кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Вера экономического факультета, Южный федеральный университет
Витальевна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88). E-mail: [email protected]
Аннотация
Развитие коммуникационных возможностей, внедрение новых технологий, повышение требований к профессиональным компетенциям работников, а также рост уровня конкуренции на рынке труда актуализируют важность получения непрерывного образования для населения. В современных условиях дополнительное профессиональное образование (ДПО) выступает одним из главных элементов системы непрерывного образования. В статье анализируется институциональная и организационная структура ДПО Ростовской области, формирование и развитие которой определяют Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, различные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу ДПО, профессиональные стандарты для работников, деятельность образовательных учреждений различных уровней, предлагающих программы ДПО на рынке образовательных услуг. Рассмотрены основные тенденции развития системы дополнительного профессионального образования в Ростовской области, а также проведен анализ различных программ ДПО в ведущих высших учебных заведениях региона.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, институцио-нальная структура, реформирование сферы образования, институциональная экономика.
Введение
Развитие дополнительного образования в российской постсоветской экономике шло параллельно процессам коммерциализации и формирования рынка образовательных услуг. В данной работе рассматривается эволюция преимущественно формальных [1] или прагматических [2] институтов.
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ: Грант № 15-32-01019 «Институциональные изменения струк-туры российской сферы образования и адаптивное экономическое поведение (на примере Ростовской области)».
Развитие дополнительного образования в период с девяностых годов двадцатого века по настоящее время во многом соотносится с реформами высшего и среднего профессионального образования. Однако у дополнительного образования есть важная особенность - оно более рыночно ориентировано и сопряжено с оказанием платных образовательных услуг (независимо от того, какой субъект их оплачивает: индивид, работодатель или государство).
Рыночный характер дополнительного образования во многом определяется его характеристиками - это, во-первых, относительно небольшой срок обучения: от нескольких дней до нескольких месяцев, во-вторых, практико-ориентированность, в-третьих, гибкость в соответствии с запросами тех или иных категорий населения в профессиональных навыках и компетенциях. В этих условиях акторы, включенные в систему отношений дополнительного профессионального образования, могут легче реализовывать и трансформировать свои поведенческие паттерны в результате взаимоприспособления к экономическим и институциональным изменениям.
Реформирование сферы образования, затрагивающее сферу ДПО, формирует новые стимулы и ограничения, которые связаны с институциональными факторами. Институциональная структура ДПО обладает специфическими характеристиками, которые могут быть идентифицированы и систематизированы с позиций институциональной экономической теории. Адаптация к изменению институтов может приводить к выбору акторами поведенческих стратегий, которые можно охарактеризовать как послушание и молчаливый оппортунизм, когда за внешне респектабельным фасадом маскируется полное отсутствие содержания образовательного процесса.
Формальная составляющая институциональной структуры ДПО
Эволюция регулирования дополнительного профессионального образования (ДПО) в рамках федеральных законов состоит в уточнении и систематизации нормативных предписаний. В тексте закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании», в настоящее время не действующего, не содержалось отдельной статьи о ДПО. В нем имелась статья 26 о дополнительном образовании, регулировавшая как дополнительное предпрофессиональное общеобразовательное образование, так и дополнительное профессиональное образование (отдельно не упомянутое в данной статье, но включаемое, судя по смыслу, в дополнительное образование). Статья 28 данного закона регулировала лицензирование образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательных учреждений ДПО, выполнявших образовательные программы, которые должны соответствовать федеральным государственным требованиям. Лицензирование и аккредитация таких учреждений входили в список полномочий федеральных органов власти в сфере образования.
В действующем Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» имеется статья 76 «Дополнительное профессиональное образование». ДПО рассматривается как реализация дополнительных профессиональных программ. Образовательная деятельность в сфере ДПО, как и в других видах образования, требует наличия лицензии. Но в соответствии с действующим законом об образовании осуществление деятельности в ДПО не требует государственной аккредитации. При этом возможна (не является обязательной) общественная аккредитация.
В законе об образовании прописаны только основные механизмы государственного регулирования ДПО. Более конкретные аспекты регулирования ДПО предписываются в приказе Миноб-рнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 ) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Например, приказом уточняются требования к структуре образовательной программы, устанавливается минимальное количество часов обучения, составляющее 16 часов для программ повышения квалификации и 250 часов при осуществлении программ профессиональной переподготовки. В то же время многие пункты в приказе повторяют аналогичные предписания из текста закона, например, требования для допуска к получению ДПО.
В действующей с 16.02.2014 г. редакции этого приказа сделано некоторое ослабление регулирования по сравнению с первоначальной редакцией. Было исключено требование о соответствии результатов профессиональной переподготовки основным профессиональным образовательным программам и государственным образовательным стандартам. Также было исключено требование наличия защиты от подделок для документов о квалификации. Кроме сокращения требований, была введена возможность оплаты обучения за счет государственного бюджета.
Дополнительное профессиональное образование регулируется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Регулирование ДПО на территории области в соответствии с областными законами (как утратившим силу № 184-ЗС, так и действующим № 26-ЗС) относится к полномочиям Правительства Ростовской области. В утратившем силу областном законе от 22.10.2004 № 184-ЗС «Об образовании в Ростовской области» в редакции от 02.07.2012 г. ДПО подробно не регулировалось; наиболее важным норматив-ным предписанием было установление типов организаций, в которых может быть получено ДПО. В данный перечень входили образовательные учреждения начального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. В новом областном законе № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». Аналогично, в постановлении Правительства Ростовской области от 25 апреля 2013 № 241 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области» определен только один ожидаемый результат, непосредственно связанный с ДПО, - повышение процента населения в возрасте 25-65 лет, получивших дополнительное профессиональное образование, с 25,3% в 2013 г. до 37% в 2018 г.
Таким образом, на основе анализа формальных институтов, регулирующих дея-тельность в сфере дополнительного профессионального образования в Ростовской облас-ти, можно сделать вывод об отсутствии существенных ограничений, которые могли бы препятствовать экономическому развитию данной сферы.
Развитие ДПО в Ростовской области
Моральный износ человеческого капитала, вызванный устареванием знаний, полученных в ходе обучения в вузе, определяет необходимость постоянного обновления имеющихся знаний, что может быть реализовано как в ходе самообразования или обучения на рабочем месте, так и с помощью непрерывного образования, одним из видов которого является ДПО [3].
Важным субъектом, влияющим на спрос на ДПО, является государство. Во-первых, некоторую долю в числе слушателей составляют государственные служащие. По данным Росстата, в 2013 г. получили дополнительное профессиональное образование 188,1 тыс. работников государственной гражданской службы РФ и 62,4 тыс. работников из числа кадров муниципальной службы [4]. Доля государственных и муниципальных служащих в общей численности работников, получивших ДПО в 2013 г. (2,4 млн. чело-век), составила 10,4%. Во-вторых, обучение в рамках ДПО проходят работники государственных образовательных, научных и других учреждений. В соответствии с законом об образовании, преподаватели имеют право на получение ДПО не реже чем один раз в три года. Также они обязаны «систематически повышать свой профессиональный уровень»; при этом в законе не уточняется, каким именно образом должно осуществляться повышение профессионального уровня, какие документы должны подтверждать этот факт. «Дополнительное профессиональное образование ППС - это не только потребность практики, но и нормативное требование к сотрудникам университета, которые обязаны осуществлять повышение своей квалификации» [5, с. 22]. «Прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки является и правом, и обязанностью педагогических работников» [6].
Согласно А. И. Рыбаковой, «наблюдаются сильные отличия в вопросе доступности и качества дополнительного профессионального образования в разных субъектах Россий-ской Федерации» [7, с. 144]. Регионализация системы ДПО изучается также в работах О.В. Парахиной, Т.В.Игнатовой Л.К. Гуриевой и М.Е. Кабисова [8; 9; 10]. На основании статистических данных об охвате населения
ДПО в 2010 и 2013 гг., доступных на сайте Росстата, можно сделать вывод о меньшей степени развития ДПО в Ростовской области по сравнению со среднероссийским уровнем. Рассчитанное соотношение между численностью работников, получивших дополнительное профессиональное образование, и общей численностью населения региона в 2013 году в Ростовской области, составляло 1,43%. Аналогичный показатель для России в целом составлял 1,68%. Такой же вывод о сравнительно меньшем уровне развития ДПО в Ростовской области может быть сделан и при анализе соотношения численности работников, получивших ДПО, и численности занятых в регионе.
В Ростовской области реализация программ дополнительного профессионального образования имеет многоуровневый характер, который формируется под влиянием деятельности различных образовательных учреждений. Так, первый уровень или фундамент системы, составляют специализированные учреждения ДПО, к которым относятся учебные центры Государственной службы занятости населения по Ростовской области, специализированные школы и курсы. Второй уровень составляют учреждения отраслевого и внутрифирменного обучения как наследие советской образовательной системы. К ним следует отнести отраслевые учебные центры, учебно-курсовые комбинаты и др. (например, ГБУ ДПО Ро «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Учебный центр ГУФСИН России по Ростовской области, Учебный центр «Титул» и др.). Третий уровень формируют профессионально-технические училища, средние профессиональные учебные заведения, оказывающие услуги дополнительного образования по профильным рабочим специальностям (ГБПОУ РО «Донской промышленно-технический колледж им. Б.Н. Слюсаря», ГБПОУ РО «Ростовский торгово-экономический колледж», ГБПОУ РО «Ростовское-на-Дону строительное профессиональное училище №20», ГБПОУ РО «Ростовское промышленно-полиграфическое профессиональное училище №13» и др.). В настоящий момент, по данным министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В. Балиной, в Ростовской области созданы 21 региональный отраслевой ресурсный центр и 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций, которые осуществляют профессиональную подготовку и предоставляют возможность получить более востребованные навыки и профессию на рынке труда.
Рис. 1. Доля работников, получивших дополнительное профессиональное образование в 2013 году, в общей численности населения по субъектам Российской Федерации Источник: составлено авторами на основе статистических данных Росстата [4, 11].
По сравнению с 2010 г. в Ростовской области в 2013 г. наблюдался рост популярности ДПО. Если в 2010 г. численность работников, получивших дополнительное профессиональное образование, составляла 51,6 тыс. чел. (1,21% от общей численности населения региона), то в 2013 г. численность слушателей ДПО составила 60,7 тыс. чел. (1,43% от численности населения). Данное количественное изменение популярности ДПО находится в русле общероссийской тенденции. За тот же период по России в целом соотношение между численностью работников, получивших дополнительное профессиональное образование, и общей численностью населения возросло с 1,51% до 1,68%.
Одними из наиболее важных провайдеров ДПО являются вузы [12, с. 31]. На интернет-сайтах вузов Ростовской области заявлено о реализации множества программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (см. табл. 1).
К сожалению, в ряде случаев представленная информация является неполной или устаревшей. Проведенное Л. А. Малышевой исследование показало, что в федеральных университетах для области ДПО задан низкий приоритет. В данных вузах отсутствует проректор по ДПО, а «доля программ ДПО в общей структуре доходов университета составляет всего 2-3%» [13, с. 53]. Также показатели ДПО в вузе не входят в перечень показателей, подлежащих обязательному представлению в отчете о самобследовании.
Представляется актуальным предложение по формированию и поддержке региональной системы мониторинга образовательных программ ДПО [14, с. 103]. Организация данной системы была бы наиболее эффективной в виде независимой от государства и образовательных организаций исследовательской группы, осуществляющей сбор, обработку и представление в общедоступном виде информации о реализуемых в регионе программах ДПО. Формой реализации данной системы мог бы быть, например, специализированный интернет-ресурс.
Особую роль в переподготовке и повышении квалификации трудовых ресурсов на рынке труда Ростовской области играют высшие учебные заведения, такие как Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ), Южно-Российский институт управления, Донской государственный технический университет (ДГТУ), Южный университет (ИУБиП), Новочеркасский политехнический университет (НПИ). Имея достаточно высокий кадровый, образовательный и инфраструктурный потенциал для реализации программ ДПО, вузы активно включаются в конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг и формируют четвертый уровень системы ДПО. Проведем анализ образовательных услуг, которые предоставляют ведущие вузы Ростовской области в сфере дополнительного профессионального образования.
На рынке образовательных услуг региональные вузы предлагают широкий спектр программ дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные обучение, стажировки, программы обучения для малого и среднего бизнеса, обучение государственных служащих, переподготовка военнослужащих и др.). Целью данных программ является обеспечение соответствия квалификации работника, его образовательных и профессиональных потребностей трансформирующимся условиям профессиональной деятельности и институциональной среде рынка труда.
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно, представляя собой непрерывный процесс, так и поэтапно, с частичным отрывом от профессиональной деятельности. Обучение может проходить в виде освоения отдельных учебных предметов, курсов, модулей, прохождения практики и с применением сетевых форм.
Таблица 1
Заявленные программы ДПО в государственных и ведущих частных вузах, и филиалах вузов
в Ростовской области в 2016 году
Наличие специализированного учебного центра Целевая группа Форма обучения Кол-во программ Стоимость Программы обучения
ЮФУ Отсутствует руководители, специалисты организаций, учреждений, субъектов малого и среднего предпринимательства, государственные и муниципальные служащие, незанятое население, безработные Очная, очно-заочная 529 От 10000 до 30000 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные обучение
ДГТУ Институт подготовки и переподготовки специалистов, Управление дистанционного образования и повышения квалификации военнослужащие, научно-педагогические работники ФГУ ВПО, работники предприятий и организаций, незанятое население, безработные Очная, Очно- дистанционная 17 часть программ за счет федерального бюджета профессиональная переподготовка, повышение квалификации
ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова Институт дополнительного образования работники предприятий и организаций, государственные и муниципальные служащие, студенты, незанятое население и безработные Очная, очно-заочная, дистанционная 187 От 1000 до 35000 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, обучение государственных служащих, общеразвиваю-гцие программы
РГУПС Инженерный центр непрерывной подготовки специалистов специалисты железнодорожного транспорта, работники, ответственные за обеспечение транспортной безопасности Очная, очно-заочная 73 От 6000 до 21700 руб. повышение квалификации, профессиональная переподготовка
тз
о §*
ф
2 г
и ж о
о 2
эс
РГЭУ (РИНХ) Бизнес-школа руководители, специалисты организаций, учреждений, субъектов малого и среднего предпринимательства, государственные и муниципальные служащие, незанятое население, безработные Очная, дистанционная 43 От 8100 до 60000 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные обучение, программы обучения для малого и среднего бизнеса, обучение государственных служащих
РГМУ Минздрава России Факультет повьшения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов работники здравоохранения 78 профессиональная переподготовка, повышение квалификации
ДонГАУ Центр непрерывного образования и международных связей государственные гражданские служащие, руководители и специалисты АПК, студенты Очная, очно-заочная 34 От 3500 до 35000 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, общеразвиваюгцие программы, профессиональное обучение
РГКим. С.В. Рахманинова Центр дополнительного профессионального образования специалисты творческих профессий с высшим и средним специальным образованием, работающие в музыкальных учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства Групповой курс, индивидуальный курс 25 От 2500 до 100000 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации
РЮИМВД РФ Факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повьшения квалификации сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых 4 профессиональная переподготовка, повышение квалификации
О о
и тз
о ч
00 л>
о
О
2
<
0)
(Г х о
О <
э
тз и
00
О
<
X
0
1
Г 0) и
А)
о я
о
о
N3
о
ю
ЮРИУ РАН-ХиГС Факультет дополнительного профессионального образования, Центр профессиональной переподготовки преподаватели и методисты, внедряющие программы финансовой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования, руководители высшего и среднего звена управленческих кадров, работники предприятий и организаций, государственные и муниципальные служащие, незанятое население и безработные Очная, очно-заочная 41 От 20000 до 60000 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировки
ЮУ (ИУ-БиП) Отсутствует работники образования, работники предприятий и организаций, государственные и муниципальные служащие, незанятое население и безработные Очная, очно-заочная, дистанционная 250 профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировки
РСЭИ Центр дополнительного профессионального образования руководители и специалисты в сфере эвент-индустрии Дистанционная 2 профессиональная переподготовка, повышение квалификации
ТИУиЭ Факультет переподготовки и повышения квалификации студенты, работники фирм и органов власти, преподаватели Очная, очно-заочная, очно-дистанционная 15 От 17500 до 35000 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации
ЮРГИ Отделение дополнительного профессионального образования все желающие с высшим (неполным высшим) и средне-специальным образованием 26 От 9800 до 38700 руб. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, подготовительные курсы, тренинги
РМИЭиУ Центр дополнительного образования «ОБРАЗОВАНИЕ - XXI ВЕК» работники фирм Очно- дистанционная 13 профессиональная переподготовка, повышение квалификации, тренинги, семинары
Источник: Интернет-сайты вузов.
Вузы уделяют значительное внимание развитию программ дополнительного образования и завоеванию соответствующего сегмента рынка образовательных услуг. Так, в ряде вузов функционируют специализированные центры, факультеты по развитию программ переподготовки и повышению квалификации. В 2014 году в Южно-российском институте управления был создан факультет дополнительного профессионального образования, в ДГТУ функционирует Управление дистанционного образования и повышения квалификации, которое специализируется на повышении квалификации преподавателей ЮФО в области использования дистанционных технологий обучения. В 2006 году в ДГТУ на базе Управления был создан Авторизованный учебный центр Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. В РГЭУ функционирует Бизнес-школа, позволяющая получить дополнительную квалификацию по целому спектру специальностей.
В «Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М.И. Платова» более 20 лет назад создан Институт дополнительного образования (ИДО), представляющий структурное подразделение университета, осуществляющее организацию и реализацию коммерческого дополнительного профессионального образования, в том числе студентов, рабочих и служащих. Институт дополнительного образования представляет собой единую структуру по реализации программ дополнительного профессионального образования (дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки), профессионального образования (программы обучения рабочих и служащих), дополнительного образования детей и взрослых (общеразвивающие программы).
Институт дополнительного образования, согласно существующим программам обучения, имеет следующую организационную структуру:
1) межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК). На рынке образовательных программ 20 лет. Реализацию программ осуществляют преподаватели и научные сотрудники НПИ, других ВУЗов, НИИ, проектных организаций, специалисты-практики на условиях совместительства и почасовой оплаты труда. Обучение на договорной основе. Ежегодный выпуск слушателей - около тысячи человек.
2) центр подготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, научно-педагогических работников (ЦППКП). Создан более 20 лет назад. Ежегодно повышение квалификации проходит свыше 200 педагогических работников вузов и 50 преподавателей среднего профессионального образования (СПО). За последние 5 лет было организовано 24 программы повышения квалификации. Существует бюджетная и внебюджетная основы.
3) центр дополнительного образования детей и взрослых (ЦДОДВ) координирует деятельность структурных подразделений университета по реализации программ дополнительного образования. Ежегодно образовательную услугу получают около 3,5 тысяч взрослых и детей по 57 программам дополнительного общеразвивающего и предпрофессионального образования.
Рост платного сегмента рынка образовательных услуг в сфере ДПО в Ростовской области побуждает вузы конкурировать между собой за потребителя и производить особый образовательный продукт, характерный для данного вуза или привлекать определенные категории слушателей, пользующихся некоторыми льготами. В частности, в ДГТУ осуществляется бесплатная профессиональная переподготовка военнослужащих, которая регламентируется Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 962. В связи с утверждением профессиональных стандартов для педагогических работников Южный университет (ИУБиП) проводит профессиональную переподготовку в виде дистанционного обучения для преподавателей по различным направлениям. Особое внимание в вузах при разработке и реализации программ ДПО уделяется изменению нормативно-правовой базы профессионального образования, введению профессио-
нальных стандартов. Так, например, после введения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-Ф «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому все должностные лица, занятые в сфере закупок, обязаны проходить обучение, подготовку или переподготовку, ряд вузов Ростовской области открыли программы в сфере государственных закупок (ЮФУ, РГЭУ, ЮРИУ РАНХиГС).
Стоимость для частных потребителей (физических лиц) формируется исходя из стоимости обучения за 1 час (академический) в вузе, а также издержек на обслуживание образовательной программы. Стоимость обучения для военнослужащих (в ДГТУ) - бесплатная.
Для государственных служащих стоимость регламентируется Постановлением Правительства Ростовской области от 16 января 2014 №14 «Об утверждении нормативов стоимости образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Ростовской области».
Таблица 2
Экономические нормативы стоимости образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Ростовской области (руб.)
Категории должностей Группы должно- Виды обучения
государственной гражданской службы Ростовской области стей государственной гражданской службы Ростовской области стоимость 1 человеко-часа Стоимость 1 человеко-дня
профессиональная переподготовка, повышение квалификации дополнительное профессиональное
с отрывом от государственной гражданской службы без отрыва от государственной гражданской службы образование, получаемое за пределами территории Российской Федерации
1 2 3 4 5
Руководители высшая 128,2 128,2 17 433,8
Помощники высшая 105 - 17 433,8
(советники)
Руководители, главная, 105 - 13 308,8
Помощники ведущая
(советники),
специалисты
Специалисты, старшая 105 - 13 308,8
Обеспечивающие
специалисты
Обеспечивающие спе- младшая 83,6 - 13 308,8
циалисты
Источник: [15].
Развитие бизнес-образования в рамках ДПО
Российский рынок услуг ДПО в направлении экономического и бизнес-образования пережил период бурного роста, становления и развития со второй половины 1990-х до 2008 г., когда кризис-
ные явления в экономике ускорили серьезный «передел» данного рынка на фоне падения спроса, уход с него наименее эффективных участников, ужесточение конкуренции. Относительно уверенно в настоящее время чувствует себя лишь ограниченное количество ведущих бизнес-школ, большинство же столкнулось с серьезным сокращением набора.
Так, по словам декана Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, количество слушателей на программах МВА, EMBA за последние годы сократилось в 3-4 раза: «Когда на Западе дела в бизнесе идут плохо, люди поступают в бизнес-школы. В России наоборот: первым делом срезают бюджеты на обучение» - комментирует он данную тенденцию. Лидеры корпоративного обучения все больше переходят на blended learning - смешанный формат обучения с использованием дистанционных и электронных технологий (ИБДА, ВШМ ГУУ), сокращают full-time программы в пользу модульных (Сколково).
Сложности испытывают и бизнес-школы в регионах, фактически продолжают работать те из них, кто может составить конкуренцию модульным и полностью дистанционным программам крупнейших провайдеров ДПО за счет уникальных предложений, привлечения лидеров местного бизнес-сообщества в образовательный процесс, максимально индивидуального подхода к слушателям.
Основными потребителями услуг бизнес-образования в Ростовской области выступают предприниматели, собственники малого и среднего бизнеса, менеджеры и специалисты, в т.ч. крупных российских и международных компаний, а также бизнес-сообщество в целом, заинтересованное в развитии своего профессионализма. Корпорациям необходимо образование для достижения результатов в бизнесе, для реализации своих стратегий, а также для повышения качества своего человеческого капитала - персонала, призванного выполнять вполне определенные функции [16]. Потребности предпринимателей состоят, прежде всего, в достижении личного успеха в бизнесе, собственников - в стремлении повысить свой доход. Требования потребителей к качеству услуг ДПО постоянно растут, ведь у многих уже есть опыт обучения и в корпоративных университетах, расширились возможности обучения через Интернет, «бум» MOOCs, массовых открытых онлайн-курсов с интерактивным участием, в том числе корпоративного назначения, обучающего видео, skype-обучения, мобильных приложений - от региональных провайдеров ДПО ожидают использования новых технологий в образовании, с одной стороны, и, максимальной «эксклюзивности» при комфортной цене услуг, с другой.
Определенной проблемой для бизнес-школ, в том числе в регионе, стало изменение статуса программ МВА согласно закону «Об образовании в РФ», в соответствии с которым прекращена государственная аккредитацию программ дополнительного образования (в том числе программ МВА). Прекращение аккредитации сопровождалось отменой дипломов государственного образца, которые ранее выдавались по окончании названных программ. Однако, это только заставило университеты и бизнес - школы поднимать имидж собственных программ и учебных заведений, чтобы они ценились сами по себе, а не за государственное удостоверение.
Приняты и меры по развитию негосударственной, общественной аккредитации, составляющей основу системы аккредитации в развитых странах. В 2012 году был создан Консорциум по развитию делового образования, инициатором появления которого выступила Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Декларацию о создании Консорциума подписали: Российский союз промышленников и предпринимателей, ТПП РФ, Российская ассоциация банков, движение «Деловая Россия», Ассоциация менеджеров России. Основными целями и задачами консорциума являются [17]:
- создание системы мониторинга качества подготовки кадров для бизнеса;
- разработка принципов и стандартов оценки качества программ бизнес - образования различного уровня с учетом передового мирового опыта;
- создание Национального аккредитационного Совета по деловому образованию России (НАСДОР) и проведение аккредитации российских программ ДПО.
Для системы бизнес-образования России значимым является получение аккредитации в международных аккредитационных агентствах. Ведущие российские бизнес - школы и их программы имеют аккредитацию АMВА (Великобритания), ACBSP ^ША), EFMD, ЕCВЕ (Европейский союз), CEEMAN (Центральная и Восточная Европа). Аккредитацию и реаккредитацию ЕCВЕ успешно прошла программа MВА Высшей школы бизнеса Южного федерального университета, которая уже более 12 лет активно работает на рынке образовательных услуг. Одной из основных программ дополнительного профессионального образования ВШБ ЮФУ является программа «Мастер делового администрирования» ^ВА) «Общий менеджмент» («General Management»), с 2013 г. появились две новые специализации программы MВА: «Управление человеческими ресурсами», реализуемая совместно с ГК «Технологии Управления», и «Управление финансами компании» [18; 19].
В настоящее время в российских бизнес - школах прослеживается следующая тенденция: работодатели готовы выделять средства не на тренинговые программы, а на индивидуальное развитие наиболее ценных сотрудников, например, с помощью коучинга. Поэтому, с 2014 года каждый слушатель программы MВА ВШБ получает индивидуальное коучсопровождение. Таким образом, прогноз развития программ ДПО в сфере бизнес-образования для России однозначен - это будут программы более высокого качества, развивающиеся в тесной взаимосвязи со своими потребителями, реализующие преимущества партнерства вузов, бизнеса и государства.
Заключение
Дополнительное профессиональное образование занимает существенную долю в доходах государственных вузов. Как правило, спрос на образовательную услугу формируется главным образом государством согласно стратегии социально-экономического развития и связан с приоритетностью развития той или иной отрасли, а также крупными государственными и промышленными предприятиями, цель которых повысить компетентность работников в соответствии с уровнем технологического развития. Тем не менее, спрос на дополнительное профессиональное образование предъявляют и физические лица. Однако «государственный спрос» на образовательную услугу отличается более фундаментальным подходом, длительностью обучения, спрос со стороны физических лиц, как правило, предъявляет молодежь (краткосрочные курсы повышения языковой компетенции), чтобы повысить конкурентоспособность своего резюме. В вузах как бюджетных образовательных учреждениях оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг составляет существенную статью в доходах.
Поэтому формирование устойчивого спроса со стороны физических лиц на услуги дополнительного профессионального образования во многом зависит от скорости преодоления кризисных явлений в экономике и, следовательно, повышения доходов населения. Гибкость дополнительного образования, его обращенность к практико-ориентированным задачам позволяет смотреть с оптимизмом на перспективы его развития в тесной интеграции с высшим образованием.
Литература
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - M.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
2. Коломбатто Э. Рынки, мораль и экономическая политика: новый подход к защите экономики свободного рынка. - Mосква: Mbi^, 2016.
3. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования II Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. C. 144-149.
4. Росстат. Дополнительное профессиональное образование. (http:IIwww.gks.ruIfree_docI - Дата обращения: 08.10.2016).
5. Котлярова И. О. Управление корпоративным дополнительным профессиональным образованием в университете // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 38. С. 21-25.
6. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ^ф://273-фз.рф/ voprosy_i_otvety/pedagogov-nashey-shkoly-vse-chashche-otpravlyayut-na-kursy-povysheniya-kvalifikacii. Дата обращения: 10.10.2016).
7. Рыбакова А. И. Дополнительное профессиональное образование как один из показате-лей качества российского профессионального образования // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Выпуск II. - Воронеж, 2015. С. 113-115.
8. Парахина О. В. Современные тенденции системы дополнительного про-фессионального образования в России // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (часть 2). С. 445-448.
9. ГуриеваЛ. К., Кабисов М. Е. Современные тенденции развития дополнительного обра-зования в России // Экономика и эффективность организации производства. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 10. Брянск: БГИТА, 2009. С. 110-114.
10. Игнатова Т. В. Резервы развития новой модели дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих //Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Научно-образовательный электронный журнал. 2014. № 1. с. 62-67. (http://www.rsei.ru/ru/ ezurnal/6/vip2014-1.pdf. Дата обращения: 05.10.2016).
11. Росстат. Общая численность населения и в трудоспособном возрасте по субъектам Российской Федерации в среднем за 2013 г. (http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_111/Main.htm. Дата обращения: 05.10.2016).
12. Серякова С. Б., Кравченко В. В. Общее и особенное в отечественном и западноевропей-ском дополнительном профессиональном образовании // Вестник Воронежского госу-дарственного технического университета. 2012. Том 8. № 10-2. С. 30-35.
13. Малышева Л. А. Бизнес-образование в вузе: точки роста или непрофильный бизнес? // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 49-55.
14. Царахова Л. Н., Андреева И. Н., Левкова И. Н. Перспективы создания инновационно-ориентированной региональной системы дополнительного высшего профессионального образования по специальности «Фармация». - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университетим. К. Л. Хетагурова, 2015.
15. Официальный портал Правительства Ростовской области. (http://www.donland.ru/documents/. Дата обращения: 08.10.2016).
16. La Cava M. Social trends in corporate education // Next Generation Corporate Universities: Advancing Executive Learning. Conference proceedings, Barcelona, 19-20 of May, 2016.
17. Мясоедов С. П. Российское бизнес-образование без государственного регулирования: время перемен и системных решений // Информационно-аналитический журнал «Бизнес-образование». 2012. № 2(32).
18. Arkhipov A., Shevchuk E. Development of Public-Private Partnership in the System of Business Education in Russia // Proceedings of the 19th ECBE annual conference «International partnerships in business education -new strategies». Edinburgh, May 30 - June 1, 2014.
19. Архипов А. Ю., Шевчук Е. В. Государственно-частное партнерство как институт модернизации сферы образовательных услуг: международный и отечественный опыт. - М., Вузовская книга, 2013.
Volchik Vyacheslav Vitalievich, Doctor of Economics (DSc), Professor, Head of Department of Economic Theory, South Federal University (88, M. Gorkiy St., Rostov-on-Don, 344002, Rus-sian Federation). E-mail: [email protected]
Fursa Elena Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of De-partment of Economic Theory, South Federal University (88, M. Gorkiy St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Shiriaev Igor Mikhailovich, Candidate of Economic Sciences (PhD), Lecturer of Department of Economic Theory, South Federal University (88, M. Gorkiy St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Zotova Tatiana Alexeyevna, Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of Department of Economic Theory, South Federal University (88, M. Gorkiy St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Kot Vera Vitalievna, Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of Department of Economic Theory, South Federal University (88, M. Gorkiy St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
INSTITUTIONAL AND ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN ROSTOV REGION
Abstract
The development of communication abilities, introduction of new technologies, increasing requirements for professional competence of employees, as well as rising of the competition level in the labor market actualize the importance of obtaining continuous education for the population. In modern conditions the continuing professional education (CPE) is one of the main elements of the system of lifelong learning. The article analyzes the institutional and organizational structure of continuous education of the Rostov region. The formation and development of continuous education is determined by the Federal Law «Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 number 273-FZ, the various regulations governing the field of APE professional standards for employees, activities of educational institutions of different levels, offering program of APE in the educational market. The article examines the main trends in the development of CPE in the Rostov region, as well as an analysis of its various programs in leading universities of the region. Keywords: continuing professional education (CPE), institutional structure, transformation and reforming of the educational system, institutional economy.