Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC SECURITY / FINANCIAL SAFETY / FINANCIAL RIGHT / FINANCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тория Р.А.

В настоящее время, обсуждаемая проблема финансовой безопасности в России представляет интерес, как на государственном уровне, так и познавательном. Следует отметить, что этот вопрос изучается главным образом экономической наукой, в то время как немалый потенциал юриспруденции не задействован в полной мере. На наш взгляд, рассмотрение проблем финансовой безопасности такой отраслью права как финансовое даст раскрыть современные направления и стороны поступательного движения финансовой политики, государственно-правовой конструкции гарантирования финансовой безопасности, его структурных подразделений и методики. Статья посвящена развитию правового регулирования стратегии экономической безопасности РФ, правовым проблемам и применяемых способов их решения. В статье рассмотрены основные положения Стратегии экономической безопасности РФ. Даны определения «экономической безопасности», «финансовой безопасности». Рассмотрены, инкорпорированные в содержание Стратегии рекомендации по денежно-кредитной политике, налоговой, политике в области внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ECONOMIC SECURITY STRATEGY: LEGAL PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

The discussed problem of financial security in Russia is in the interest, both at the state level and cognitive. It should be noted that this issue is studied mainly by economic science, while a considerable potential of jurisprudence is not fully exploited. In our opinion, consideration of such problems by branch of the law as financial will allow to reveal modern directions and the parties of forward movement of financial policy, the state-legal construction of guarantee of financial security, its structural divisions and a technique. This article is devoted to the development of legal regulation of the strategy of economic security of the Russian Federation, legal problems and the methods used to solve them. The article deals with the main provisions of the Strategy of economic security of the Russian Federation. Definitions of «economic security», «financial security» are also given. Recommendations on monetary policy, tax policy, foreign economic activity policy incorporated into the Strategy content are considered.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Тория Р. А.

6.2. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

©Тория Р. А., доктор юридических наук, доцент, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация: в настоящее время, обсуждаемая проблема финансовой безопасности в России представляет интерес, как на государственном уровне, так и познавательном. Следует отметить, что этот вопрос изучается главным образом экономической наукой, в то время как немалый потенциал юриспруденции не задействован в полной мере. На наш взгляд, рассмотрение проблем финансовой безопасности такой отраслью права как финансовое даст раскрыть современные направления и стороны поступательного движения финансовой политики, государственно-правовой конструкции гарантирования финансовой безопасности, его структурных подразделений и методики. Статья посвящена развитию правового регулирования стратегии экономической безопасности РФ, правовым проблемам и применяемых способов их решения. В статье рассмотрены основные положения Стратегии экономической безопасности РФ. Даны определения «экономической безопасности», «финансовой безопасности».

Рассмотрены, инкорпорированные в содержание Стратегии рекомендации по денежно-кредитной политике, налоговой, политике в области внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, финансовое право, финансовая политика.

Правовое регулирование Стратегии обеспечения экономической безопасности России осуществляется нормативными правовыми актами, среди которых наиболее важными являются: «Конституция РФ»; «Государственная стратегия экономической безопасности РФ»1; «Концепция национальной безопасности» 2; «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года3.

В данных правовых актах обозначены важнейшие направления и принципы деятельности государства по обеспечению национальной безопасности России. В них сформулированы важнейшие направления и принципы деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности России.

Термин: «экономическая безопасность» является сравнительно молодым, согласно словарю Роббера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. Однако, на протяжении нескольких веков он практически не использовался 4».

Понятие «безопасность», как научная категория утвердилась в 20 веке, нельзя не согласиться с мнениями исследователей, утверждающих: «что своему утверждению, как научной категории, понятие «безопасность» обязано XX в. и связано это с многочисленными кризисными ситуациями в национальных и мировой экономиках»5.

Считается, что сам: «термин «экономическая безопасность» ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь»6.

1 http://www.vestifinance.ru

2 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/#ixzz4zop 2029R

3 https://rg.ru

4 http://french-online.ru

5 http://french-online.ru

6 Studbooks.net.

Экономическая безопасность для любого государства всегда важна, а при нестабильной экономике самого государства и в период мировых кризисов, особенно.

Считается, что: «в начале 1970-х гг. в США в ситуации неудержимой инфляции из-за войны во Вьетнаме и «холодной войны» Президент Р. Никсон создал Совет по экономической политике. Дальнейшее нарастание угроз в сфере экономической безопасности привело к созданию уже при Президенте Б. Клинтоне Национального экономического совета с теми же правами в области экономики, что и у Совета национальной безопасности в политической области»7.

Важность, экономической безопасности государства предопределено гарантией его суверенитета, выраженное в урегулировании вопросов как внутренних так и международных и поддержкой экономической независимости, прежде всего, для поддержания и последующего увеличения имеющегося уровня жизни населения.

Исходя из этого, можно определить, что: экономическая безопасность - это комплекс обстоятельств и оснований, включающий в себя суверенитет национальной экономики, её неизменность и фундаментальность, умение развиваться и совершенствоваться.

Экономическая безопасность неотъемлема от системы государственной безопасности, складывающаяся из таких элементов:

- как гарантирование обороноспособности страны,

- сохранение гражданского мира в среде,

- охрана от экологических катастроф.

В этом случае все скоординировано, и одна тенденция присоединяет другую: не надежна военная безопасность, в следствие не столь продуктивной экономики, как не может быть ни военной безопасности, ни продуктивной экономики в среде, съедаемом гражданскими разногласиями. Изучая, некоторые направления безопасности, нельзя просмотреть экономическое содержание, в том числе финансовое.

Как видим, содержание экономической безопасности - это понятие комплексное. В нее входит: продовольственная, про-

7 Studbooks.net.

ISSN 2541-8025

Том XV 5-2019

Проблемы экономики и юридической практики

мышленная, технологическая, энергетическая, внешнеэкономическая, финансовая составляющие.

Финансовая безопасность - это современное суждение, появление которого предопределена опасностями финансово-кредитной сфере России. Если попытаться определить, что включает в себя «финансовая безопасность», то оно выглядит так:

Финансовая безопасность одна из звеньев экономической безопасности страны, сформированная на самостоятельности, продуктивности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, сформулированное через структуру мер и признаков ее положения, характеризующих уравновешивание финансов, мобильность имущественных и денежных фондов и существование потребных денежных, валютных, золотых и т.д. ресурсов.

Мировая практика наглядно демонстрирует, что гарантия соответствующего уровня финансовой безопасности на государственном, региональном, местном, хозяйствующего субъекта - юридического лица, физического лица - это залог самостоятельности, т.е. суверенитета государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время не существует системное сформировавшееся формулировка понимания финансовой безопасности. На наш взгляд, существующие определения отображают лишь некоторые стороны финансовой безопасности и не могут рассчитывать на ее однозначное толкование.

В настоящее время, обсуждаемая проблема финансовой безопасности в России представляет интерес, как на государственном уровне, так и познавательном. Следует отметить, что этот вопрос изучается главным образом экономической наукой, в то время как немалый потенциал юриспруденции не задействован в полной мере.

На наш взгляд, рассмотрение проблем финансовой безопасности такой отраслью права как финансовое даст раскрыть современные направления и стороны поступательного движения финансовой политики, государственно-правовой конструкции гарантирования финансовой безопасности, его структурных подразделений и методики.

Экономическая и финансовая безопасности - это овеществленная (денежная) база национальной безопасности, которая становится залогом надежного, прочного развития страны, ее суверенитета.

Так, в июле 2015 года Совбез принял решение о разработке новой стратегии экономической безопасности РФ. Это стало необходимым в связи с нестабильностью и развитием конкуренции. В мировой экономике появились новые риски и вызовы национальной безопасности России. Так: «Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 утверждена «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»8.

Образование и дальнейшее, в действительности, исполнение стратегии экономической безопасности страны является очень серьезным аспектом, так как особенно сейчас в условиях целой вереницы, так называемой, новой геополитики, рассматриваемой с позиций экономической мощи государства, обеспечивающая достижение внешнеполитических целей, мирового или регионального могущества экономическим путём, вызовов и геополитической остроты необходимо понимать, что обеспечение экономической безопасности - это во-

8 http://www.garantru/products/ipo/pnme/doc/71572608/#ixzz4zop 2029R

прос государственной независимости. И, в свою очередь, гарантирование ее твердого положения на международной экономической и политической сферах.

В содержании Стратегии инкорпорированы рекомендации по денежно-кредитной политике, налоговой, политике в области внешнеэкономической деятельности, способы по обеспечению продовольственной безопасности.

К предложениям в сфере внешнеэкономической деятельности относятся:

- необходимость отметить существенным, преобладающим в развитии политики в сфере внешнеэкономической деятельности, разработку мер для формирования нематериального производства, как гарантии новой индустриализации;

- неизбежность основываться из условия, что все нематериальные сферы производства в России являются состязательно способными и заслуживают покровительства и отстаивания, при этом степень покровительства (размер импортных пошлин) рассчитывается на основе подсчета, сходственной оценки условий производства в РФ и в странах присутствия важных конкурентов. Сборы на промышленную продукцию не должны быть очень высокими или не в меру низкими. Они должны быть такими, чтобы сглаживать обстоятельства конкуренции между российскими и зарубежными производителями, отдавая приоритет отечественным.

Без сомнения внешний рынок должен быть сферой отстаивания интересов российских производителей, за одинаковую атмосферу конкуренции. Следует обеспечить их всеми применяемыми развитыми державами способами государственного покровительства, это льготное финансирование, увязанные кредиты, страхование сделок, возмещения расходов на исследование и т.д. Необходимо координировать торговую политику в отношении конкретного торгового партнера с ведущей им политикой в сфере открытия рынка для российского экспорта, довести объем субсидий - до 35% цены вывозимых товаров (без учета возврата НДС).

К предложениям в сфере денежно-кредитной политики отнесены:

- то, что преимущество деятельности Банка России должен состоять не в фокусировании процессов инфляции, а в стимуляции экономического прогресса и повышения производства;

- необходимо систематически уменьшать ключевую ставку, для обеспечения реального сектора экономики приемлемым кредитованием;

- отзыв банковских лицензий осуществлять в судебном порядке, для концентрации усилий работы банка на повышении качества работы;

- предоставить возможность доступа малым и средним банкам к системе рефинансирования Банком России и другим формам госсодействия;

- уменьшить объем золото-валютных резервов (ЗВР), освободившиеся средства обратить на поступательное развитие экономики;

- определить вид промышленных банков, для которых необходимо уменьшить запросы по начислению резервов, при согласии ограничений операций с населением;

- упростить валютный контроль при совершении предприятиями экспортных операций.

Предложения в сфере налоговой политики:

- налоговую систему, следует сориентировать на поощрение развития обрабатывающих отраслей, для этого необходимо возвратить 50% инвестиционную льготу по налогу на доходы для поощрения инвестиционных операций в России;

- обнулить НДПИ, акцизы на бензин и дизельное топливо, при этом увеличить вывозные пошлины на газ, нефть и прочие виды необработанного сырья;

- упразднить «маркировку» налогов, имеется ввиду то что, если налог имеет таргетинговую форму и данные поступления не могут использоваться ни на какие иные задачи, кроме той, ради которой он установ-

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Тория Р. А.

лен, поэтому он именуется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными.

Налоги, собираемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач органами, обладающие соответствующими полномочиями по утверждению бюджета; разграничить бюджетные процессы аккумулирования и расходования бюджетных средств с задачей повышения действенности политики; поменять регрессивную шкалу налогообложения доходов на прогрессивную в связи с тем, что важной целью налогообложения является результативное пополнение доходной части бюджета государства, представители в сфере законотворчества непрерывно конструируют разнообразные формы, которые соответствуют условиям той или иной экономической ситуации. Среди принятых вариаций имеется три особо успешных порядка налогообложения, которые некогда применялись, а иные применяются в данное время для начисления сборов:

- в настоящее время на территории нашей страны используется плоское налогообложение. Этот метод предполагает начисление и уплату равных налогов для всех групп населения. В данной системе налогообложения не обращают внимания на общественные интересы граждан и бизнес - интересы коммерческих структур, но на сегодняшний момент, он представляется больше всего невинной и идеальной.

- прогрессивная система допускает повышение налоговой ставки соответственно росту дохода, при этом при перемещении от одного этапа к другой налог рассчитывается на ту часть прибыли, которая превосходит определенные данные. В основе данного способа положена рециклирование налогового давления с одних слоёв населения на более богатых.

- регрессивное налогообложение диаметрально прогрессивному, так как в связи с увеличением прибыли налоговый платеж уменьшается. Эта система налогообложения продемонстрировала себя как наиболее действенный метод взимания налоговых платежей; свести к минимуму издержки управления благодаря унификации отчетности и перехода на электронный документооборот; уменьшить суммы налогов, в случае формирования профицита бюджета; регулирование принципов бюджетного федерализма в пользу регионов в сторону приращения доли региональных бюджетов в налоговых доходах.

Остановимся на этой позиции подробнее.

Известно, что основная часть доходов бюджетов субъектов РФ обеспечивается за счет налоговых поступлений.

В последние годы применительно к существующему налоговому законодательству и методам распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, рассматривается процедура рецензирования доходов объединенного бюджета РФ в интересах бюджета федерального уровня. По данным, представленным «Счетной палатой РФ, (доля налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составляла в 1997 году -55,8%, в 1998 году - 55,1%, в 1999 году - 49,4 %, в 2000 году -43,5%, в 2001 году - 37,7%, в 2002, 2003 и 2004 годах (без учета ЕСН) - 39,4%, 39,8% и 39,7%) снижаются доли налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в общих налоговых поступлениях консолидированного бюджета РФ с 50,4% до 44,6% в 2015 году)».9

При этом возрастает величина безвозвратных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. В соответствии с

9 Письмо Счетной палаты РФ от 29 декабря 2005 г. № 01-1722/15-10 «Заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении Федерального бюджета за 2004 год, представленному в форме проекта Федерального закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2004 год». Документ опубликован не был.

данными Счетной палаты: «Удельный вес безвозмездных поступлений (перечислений*) в структуре доходов (консолидированных*) бюджетов субъектов РФ: В 2015 году поступления составили 1616,7 млрд. рублей, в

2014 году - 1544,8 млрд. рублей, в 2013 году - 1550,4 млрд. рублей. Их доля в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составила 17,4%; 18,8% и 18,6%. Наиболее высокая доля безвозмездных поступлений (более половины в доходах субъекта РФ) сложилась в 2015 году в республиках Ингушетия (85,7%), Чеченская (82,8%), Алтай (74,0%), Тыва (73,7%), Крым (69%), Дагестан (68,1%), Карачаево-Черкесская (64,9%), в Камчатском крае (60,4%), в г. Севастополь (60,4%), в республиках Северная Осетия - Алания (55,4%), Калмыкия (53,8%).

В высокоразвитых регионах с достаточным налоговым потенциалом их доля невелика. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе она составила 1,5%, Сахалинской области -2,1%, Ханты-Мансийском автономном округе - 2,7%, г. Москве - 4,4%, Ненецком автономном округе - 4,4%, Тюменской области - 4,6%»10.

В соответствии данным Федерального Казначейства: «в 2013 году дефицит бюджета имели 77 регионов, в 2014 году - 75, в

2015 году - 76. Только самые «богатые» регионы (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Тюменская область, Сахалинская область) смогли обеспечить профицит своих бюджетов»11.

Принятие Стратегии, на наш взгляд, демонстрирует значительное воздействие на линию распределения бюджетных средств, поскольку, содержание закона о бюджете предопределено государственными стратегическими планами, согласно с которыми рассматриваемая Стратегия является ключевым документом стратегического планирования, исполненного в рамках планирования- постановки цели. (от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»)12.»

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,63%.

Список литературы:

1. http://www.vestifinance.ru

2. http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71572608/#ixzz4z op2029R

3. https://rg.ru

4. http://french-online.ru

5. http://french-online.ru

6. Studbooks.net.

7. Studbooks.net.

8. Письмо Счетной палаты РФ от 29 декабря 2005 г. № 01-1722/15-10 «Заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении Федерального бюджета за 2004 год, представленному в форме проекта Федерального закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2004 год». Документ опубликован не был.

9. Данные Федерального казначейства

10 Письмо Счетной палаты РФ от 29 декабря 2005 г. № 01-1722/15-10 «Заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении Федерального бюджета за 2004 год, представленному в форме проекта Федерального закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2004 год». Документ опубликован не был.

11 По данным Федерального казначейства

12 СЗ РФ. 2014. № 26 (ч.1). Ст.3378.

ISSN 2541-8025 Том XV 5-2019 Проблемы экономики

и юридической практики

RUSSIAN ECONOMIC SECURITY STRATEGY: LEGAL PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

©Toriya R. A., doctor of law, associate professor. Position: Professor of the Department of legal regulation of economic activity Work place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow

Annotation: the discussed problem of financial security in Russia is in the interest, both at the state level and cognitive. It should be noted that this issue is studied mainly by economic science, while a considerable potential of jurisprudence is not fully exploited. In our opinion, consideration of such problems by branch of the law as financial will allow to reveal modern directions and the parties of forward movement of financial policy, the state-legal construction of guarantee of financial security, its structural divisions and a technique. This article is devoted to the development of legal regulation of the strategy of economic security of the Russian Federation, legal problems and the methods used to solve them. The article deals with the main provisions of the Strategy of economic security of the Russian Federation. Definitions of «economic security», «financial security» are also given. Recommendations on monetary policy, tax policy, foreign economic activity policy incorporated into the Strategy content are considered. Keywords: economic security, financial safety, financial right, financial policy

Reference list: 3. https://rg.ru

4. http://french-online.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. http://www.vestifinance.m 5. http://french-online.ru

2. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/Sixz g Studbooks net

z4z°p2029R 7. studbooks.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.