Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / SECURITY / FINANCIAL SECURITY / TAX / TAX POLICY / TAX SYSTEM / BUDGET / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левкина Елена Владимировна, Локша Анна Владимировна, Мохирева Ирина Аркадьевна

В современных условиях все аспекты экономической и национальной безопасности прямо или опосредованно зависят от финансовой безопасности и состояния финансово-бюджетной системы государства. Одним из важнейших составляющих элементов финансовой безопасности государства является налоговая политика. Главная роль налоговой политики государства - гарантированное финансовое обеспечение функционирования государства, как суверенного субъекта международных отношений. Особенности налоговой политики России направлены на оптимальное использование всех рычагов управления государством в пределах единой слаженно функционирующей системы, мощь вооруженных сил, правоохранительных структур и государственных управленческих институтов, а также уровень социальной защищенности граждан. Болью налоговой политики является тенденция сокрытия высокой доли выручки и доходов, что снижает влияние изменения ставки налогов на бюджетные поступления и на расходы граждан и компании. Изменение налоговых ставок имеет место немного чаще, в этой связи этот инструмент регулирования очень жесткий, сложный и трудоемкий. Цель исследования - рассмотреть особенности налоговой политики и оценить ее результативность для обеспечения финансовой безопасности государства. Объект исследования - налоговая политика РФ. Предмет исследования - роль налогов в формировании финансовой безопасности государства. Теоретико-методической основой исследования стало использование общих методов научно-теоретического анализа для углубления исследуемых явлений и концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY AS A FACTOR OF THE FINANCIAL SECURITY OF THE STATE

In modern conditions, all aspects of economic and national security directly or indirectly depend on financial security and the state of the financial and budgetary system of the state. One of the most important components of the state’s financial security is tax policy. The main role of the state tax policy is guaranteed financial support for the functioning of the state as a sovereign subject of international relations. Features of Russia's tax policy are aimed at the optimal use of all levers of government within a single well-functioning system, the power of the armed forces, law enforcement agencies and state administrative institutions, as well as the level of social protection of citizens. The pain of tax policy is the tendency to conceal a high share of revenue and income, which reduces the impact of changes in tax rates on budget revenues and on expenses of citizens and companies. Change in tax rates takes place a little more often, in this regard, this regulatory tool is very tough, complex and time-consuming. The purpose of the study is to consider the features of tax policy and evaluate its effectiveness to ensure the financial security of the state. The object of study is the tax policy of the Russian Federation. The subject of the study is the role of taxes in shaping the financial security of the state. The theoretical and methodological basis of the study was the use of general methods of scientific and theoretical analysis to deepen the phenomena and concepts under study.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Levkina Elena Vladimirovna, Loksha Anna Vladimirovna, Mokhireva Irina Arkadievna TAX POLICY AS A FACTOR OF THE FINANCIAL ...

economic sceinces

УДК 336.011

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0047

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

© 2020

SPIN-код: 3607-2397 AuthorID: 723305 Scopus ID 57200571457 ORCID 0000-0001-7764-251Х ResearcherID N-7317-2017

Левкина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры экономики предприятия, кандидат экономических наук Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8, e-mail: a553330@mail.ru) SPIN-код: 7934-5386 AuthorID: 643411

Локша Анна Владимировна, доцент кафедры международного маркетинга и торговли, кандидат филологических наук

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: Anna..Loksha@vvsu.ru)

AuthorID: 388810

Мохирева Ирина Аркадьевна, доцент, доцент кафедры менеджмента, кандидат технических наук Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8, e-mail: mokhireva.ia@dvfu.ru) Аннотация. В современных условиях все аспекты экономической и национальной безопасности прямо или опосредованно зависят от финансовой безопасности и состояния финансово-бюджетной системы государства. Одним из важнейших составляющих элементов финансовой безопасности государства является налоговая политика. Главная роль налоговой политики государства - гарантированное финансовое обеспечение функционирования государства, как суверенного субъекта международных отношений. Особенности налоговой политики России направлены на оптимальное использование всех рычагов управления государством в пределах единой слаженно функционирующей системы, мощь вооруженных сил, правоохранительных структур и государственных управленческих институтов, а также уровень социальной защищенности граждан. Болью налоговой политики является тенденция сокрытия высокой доли выручки и доходов, что снижает влияние изменения ставки налогов на бюджетные поступления и на расходы граждан и компании. Изменение налоговых ставок имеет место немного чаще, в этой связи этот инструмент регулирования очень жесткий, сложный и трудоемкий. Цель исследования - рассмотреть особенности налоговой политики и оценить ее результативность для обеспечения финансовой безопасности государства. Объект исследования - налоговая политика РФ. Предмет исследования - роль налогов в формировании финансовой безопасности государства. Теоретико-методической основой исследования стало использование общих методов научно-теоретического анализа для углубления исследуемых явлений и концепций.

Ключевые слова: безопасность, финансовая безопасность, налог, налоговая политика, налоговая система, бюджет, налоговые доходы

TAX POLICY AS A FACTOR OF THE FINANCIAL SECURITY OF THE STATE

© 2020

Levkina Elena Vladimirovna, senior Lecturer of the Department of «Economics & management »,

Candidate of Economic Sciences, Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8, e-mail:, a553330@mail.ru) Loksha Anna Vladimirovna, Associate Professor, Department of International Marketing and Trade, Candidate of Philological Sciences Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St. 41, e-mail: Anna..Loksha @ vvsu.ru) Mokhireva Irina Arkadievna, associate Professor, associate Professor of management Department,

candidate of technical Sciences, Far Eastern Federal University (FEFU) (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8, e-mail: mokhireva.ia@dvfu.ru) Abstract. In modern conditions, all aspects of economic and national security directly or indirectly depend on financial security and the state of the financial and budgetary system of the state. One of the most important components of the state's financial security is tax policy. The main role of the state tax policy is guaranteed financial support for the functioning of the state as a sovereign subject of international relations. Features of Russia's tax policy are aimed at the optimal use of all levers of government within a single well-functioning system, the power of the armed forces, law enforcement agencies and state administrative institutions, as well as the level of social protection of citizens. The pain of tax policy is the tendency to conceal a high share of revenue and income, which reduces the impact of changes in tax rates on budget revenues and on expenses of citizens and companies. Change in tax rates takes place a little more often, in this regard, this regulatory tool is very tough, complex and time-consuming. The purpose of the study is to consider the features of tax policy and evaluate its effectiveness to ensure the financial security of the state. The object of study is the tax policy of the Russian Federation. The subject of the study is the role of taxes in shaping the financial security of the state. The theoretical and methodological basis of the study was the use of general methods of scientific and theoretical analysis to deepen the phenomena and concepts under study.

Keywords: security, financial security, tax, tax policy, tax system, budget, tax revenues

ВВЕДЕНИЕ Теоретические аспекты вопроса финансовой без-

экономические науки

Левкина Елена Владимировна, Локша Анна Владимировна, Мохирева Ирина Аркадьевна НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ ...

опасности, как основы безопасности национальной экономики Российской Федерации целесообразно рассматривать, исходя из понимания основного используемого понятийного аппарата, включающего такие категории, как «безопасность», «национальная безопасность», «экономическая безопасность», «финансовая безопасность», а также взаимосвязи указанных категорий. В современном понимании понятие безопасность является многозначным и в первую очередь характеризует защищённость и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем. В настоящее время отсутствует единое и общепринятое определение термина «финансовая безопасность» На наш взгляд, наиболее оптимальное определение предложено Губским Б. В., который определяет «финансовую безопасность как состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой системы, которое характеризуется способностью государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы, ее структурную сбалансированность, устойчивость к внутренним и внешним негативным воздействиям» [1].

Финансовая безопасность имеет собственную структуру, исходя из которой, выделяют типы финансовой безопасности, представленные на рисунке 1.

Основные направления налоговой политики позволяют основным участникам налоговых отношений - налогоплательщикам, учитывать предстоящие изменения налоговой системы при планировании деятельности (рисунок 2).

1

Е

3

я

о

ш

Р

О

X

6

л

-

с.

у

2

Е

О

О

О

Уч!гшваются при формировании проектов бюджета (федерального, региональных, местных)

Основание для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах

Позволяют экономическны агентам определить бизнес-ориентиры

Рисунок 1 - Типы финансовой безопасности

Фундаментальной частью финансовой безопасности государства является налоговая безопасность. В налоговых отношениях центральной категорией является налог, налоговая политика понятие, непосредственно связанное с налогами, следует разобраться с её содержанием и экономической сущностью.

Так коллектив авторов учебника под редакцией И.А. Майбурова предлагает следующее определение, «налоговая политика - это система правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов» [2].

Практически все исследователи признают, что налоговая политика является важным элементом государственного регулирования, оказывающим существенное влияние на формирование государственных и муниципальных финансов. Именно в налоговой политике определяются основные направления трансформации налоговой системы, стабильность, снижение или повышение налоговой нагрузки, налоговые льготы и преференции. Налоговую политику следует рассматривать как важнейший инструмент регулирования рыночной экономики. Налоговая политика формируется ежегодно на среднесрочную перспективу, а именно трехлетний период и формализуется документом, определяющим ее основные направления. Основные направления налоговой политики не являются нормативным документом, однако именно на основании налоговой политики вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах, формируются проекты бюджетов [3]._

Рисунок 2 - Цель основных направлений налоговой политики

В государствах с федеративным устройством налоговая политика и налоговая системы имеют свою специфику. В России трехуровневое федеративное управление, и налоговая политика принимается на государственном уровне, в регионах и в муниципальных образованиях.

МЕТОДОЛОГИЯ

Налоги являются не только основным источником финансовой безопасности Российской Федерации и её субъектов, но и как элемент управления процессом распределения доходов, созданных обществом [4].

Согласно статистическим данным о динамике и структуре бюджетов промышленно развитых стран, в том числе и России, на долю налогов приходится от 70 до 95 % всех бюджетных поступлений, что свидетельствуют о важности научного подхода при определении налоговой политики государства.

Таблица 1 - Динамика налоговых доходов в РФ по уровням бюджета за 2016-2018 гг. (в миллиардах рублей)

Вид бюджета 21116 2017 2018 Темп роста. : и

2017/ 2016 2018/ 2017 2018/ 2016

Консолидированный бюджет РФ н бюджетов государственных внебюджетных фондов 16308 17344 21329 106.3 123.0 130.8

Федеральный бюджет 8734 1 9162 11927 104.9 130.2 136 6

Консолидированные бюджеты субъектов РФ 7573.9 8181.5 9401.7 108.0 114,9 124.1

На основании предоставленных данных можно сделать вывод, что общая величина поступлений в 2018 году в сравнении с 2017 и 2016 гг. значительно увеличилась. В 2018 году налоговые доходы составили:

- консолидированный бюджет РФ -21329 млрд. рублей;

- в федеральном бюджете - наблюдается наиболее значимое увеличение поступлений, они составили 11927 млрд. рублей, а темп роста за 2016-2018 годы- 130,8%;

- консолидированный бюджет субъектов РФ -9401,7 млрд. рублей [5].

По итогам 2018 года ФНС России фиксирует самые высокие темпы роста доходов. Так в консолидированный бюджет РФ поступило, почти, на 4 трлн. рублей, или на 23%, больше 2017 года (в 2016-2017 годы рост на 6,3%). Это максимальный прирост поступлений с 2013 года. В федеральный бюджет поступило 11,9 трлн. рублей, что на 30,2% больше относительно 2017 года. Налоговые поступления растут за счет вовлечения в легальный обо-

Levkina Elena Vladimirovna, Loksha Anna Vladimirovna, Mokhireva Irina Arkadievna TAX POLICY AS A FACTOR OF THE FINANCIAL ...

economic sceinces

рот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций и роста налоговых поступлений поддержаны высокой динамикой основных не нефтегазовых налогов [16].

На рисунке 3 наглядно представлена структура налоговых доходов в РФ по уровням бюджета за 2016-2018 гг.

(11%), госучреждения (9%), транспортной отрасли (8 процента). Наибольший рост поступлений отмечается по химической отрасли (на 20%), в металлургии (в 1,6 раза), торговле (на 15%). Снижение наблюдается только по акцизам - 1,8% [5].

Структура поступлений налоговых доходов федерального бюджета 2016-2018 гг. представлена на рисунке 4.

Рисунок 3 - Структура налоговых доходов в РФ по уровням бюджета за 2016-2018 гг.

По данным рисунка 3 можно отметить, что 55,9 % приходится на налоговые доходы Федерального бюджета и 44,1% на консолидированные бюджеты субъектов РФ. Стоит отметить, что за 2016-2018 годы перераспределение удельных весов не наблюдается.

На современном этапе развития экономики России, вследствие ряда определенных особенностей, осложняющих ее устойчивый рост, таких как кризис, экономические санкции; обеспечение возрастания налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей являются приоритетной задачей не только налоговых органов, но и всего общества [4].

В таблице 2 представлена динамика поступлений налоговых доходов по видам налогов за 2016-2018 годы.

Таблица 2 - Динамика налоговых доходов в РФ по видам налогов за 2016-2018 гг. (в миллиардах рублей)

Темп роста, %

Вид налоговых платежей 2016 2017 2018 2017/ 2018/ 2018/

2016 2017 2016

НДПИ 2929,4 4 130,40 б 127,40 141,0 148,3 209,2

Налогна прибыль 2770,2 3 290.00 4 100.00 118.8 124.6 148.0

НДФЛ 3017.3 3251.10 3 653.00 107.7 112.4 121.1

НДС 2657.4 3 069.90 3 574.60 115.5 116.4 134.5

Акцизы 1293.9 1 521.30 1 493.20 117.6 98.2 115.4

Имущественные налоги 1116.9 1 250.30 1 396.80 111.9 111.7 125.1

Остальные налоги и сборы 2523.1 830.60 983.50 32,9 118.4 39.0

Итого 16308 17344 21329 106.3 123.0 130.8

Рисунок 4 - Структура поступлений налоговых доходов федерального бюджета 2016-2018 гг.

Как видим из таблицы 2, ключевым для федерального бюджета является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Они приносит больше всего денег в казну. На втором месте находится НДС. В свете рассматриваемых в Правительстве в настоящее время законов, роль НДС или налогов с оборота, еще больше увеличится. С 2016 года сменился драйвер роста налоговых поступлений: в 2017-2018 годы лидером в структуре является НДПИ - на конец 2018 года составляет 28,7%. Наименьшая доля приходится на имущественные налоги и прочие налоги и сборы.

Состав поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ в Приморском крае за 2018 год представлена в таблице 3.

Таблица 2 - Состав поступлений основных адми-нистрируемых доходов по уровням бюджета РФ в Приморском крае за 2018 год

Объем поступлений от налога на прибыль составил 4,1 трлн. рублей, от НДС - 3,6 трлн. рублей, от НДФЛ -3,7 трлн. рублей, от имущественных налогов - 1,4 трлн. рублей.

Так, поступления налога на прибыль организаций за 2017-2018 годы выросли на 18,8 %, чему в определенной степени способствовал рост прибыли в экономике: прибыль прибыльных организаций увеличилась на 3 %. За 2017-2018 годы поступления по НДС возросли на 15,5% в результате усиления потребительского спроса со стороны населения. Также рост потребительского спроса обусловлен и увеличением средней заработной платы на 6,7%, что также влечет приращение НДФЛ на 7,7%.

Самый высокий рост показал НДПИ - 48,3 %, так как цены на нефть в 2018 году активно росли, что отразилось и на поступлениях в федеральный бюджет. Так, поступления налог на добычу полезных ископаемых в виде нефти на фоне влияния законодательства (дополнительное увеличение ставки), макроэкономической ситуации (рост цены на нефть марки «Юралс» при снижении курса доллара США по отношении к рублю) и увеличения объемов добычи нефти возросли более чем в 2 раза, или на 1,9 млрд. рублей за 2016-2018 годы. В отраслевой структуре поступлений НДФЛ третью часть составляют поступления налогоплательщиков обрабатывающих производств, сферы оптовой и розничной торговли

Администрируем!,! е доходы Поступило в консолидированный бюджет РФ б федеральный бюджет г консолидированный бюджет субъекта РФ

млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года руб. периоду предыдущ. года руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года

Всего поступило доходов 111 944,5 110,7 12 579,4 91,4 99 365,1 113,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на прибыль 27 257.8 117.6 4 243.7 143.3 23 014.1 113.8

НДФЛ 47 242.3 114.4 47 242.3 114.4

НДС 2 886.3 36.2 2 886.3 36,2

Акцизы 4 922.5 101.9 2 206.5 107.8 2 716.0 97.6

Налог на имущество физических лиц 620,1 118,1 620,1 118,1

Налог на имущество организаций 10 997,4 116,0 10 997,4 116,0

Транспортный налог 2 073.0 104.7 2 073.0 104.7

Земельный налог 3 083.9 121.2 3 083.9 121.2

НДПИ 473.5 119.7 163.9 123.7 309.6 117,7

О стальные налоги и сборы 12 387.7 139.7 3 079.1 472,7 9 308.6 113,3

Налоговые органы Приморского края обеспечили поступления налоговых платежей в сумме 12387,7 млн. руб. с темпом роста к уровню 2017 года 139,7% [5].

Более половины в структуре налоговых поступлений по налогоплательщикам, администрируемым налоговыми органами Приморского края, занимают поступления налога на доходы физических лиц - 25% (47,2 млрд. руб.) и налог на прибыль - 24% (27,6 млрд. рублей). Налога на прибыль организаций поступило 27,6 млрд. руб., или на 17,6% больше уровня аналогичного периода 2017 года.

На изменение динамики по налогу оказывает влияние целый ряд факторов, однако ключевыми являются:

- инфляция;

- экономика;

- валютный курс;

- законодательный фактор;

- налоговое администрирование.

Существенное влияние на динамику поступлений

НДС оказывает влияние возмещение по налогу. В федеральный бюджет поступления составили 2,9 млрд. руб., что на 63,8% ниже уровня 2017 года._

экономические науки

Левкина Елена Владимировна, Локша Анна Владимировна, Мохирева Ирина Аркадьевна

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ ...

Поступления в консолидированный бюджет Приморского края возросли на 13,8% к уровню прошлого года, их объем составил 99,4 млрд. рублей.

Основную роль в формировании доходов бюджета Приморского края играет налог на доходы физических лиц, доля которого составляет 47,5 процентов. Темп роста поступлений по данному доходному источнику сложился на уровне 114,4% и сопоставим с темпом роста заработной платы за данный период, который в номинальном выражении составил 110,3%, в реальном - 109,6 процента.

Положительный эффект на объем поступлений налога на доходы физических лиц оказали влияние социально-экономические факторы такие, как рост заработной платы работников (по данным Примстата на 01.12.2018 года на 10%), сокращение численности безработных (на 3%), снижение задолженности по заработной плате.

Заслушивание налоговых агентов на комиссиях по легализации налоговой базы в налоговых органах (598 заседаний) позволило дополнительно привлечь в бюджет поступлений налога на доходы физических лиц в сумме более 200 млн. рублей [4].

Таким образом, можно отметить, что доходы в федеральный бюджет растут с каждым годом. Увеличение поступлений может быть связанно с изменениями в законодательстве, которые повлияли на рост данного налога. Безусловно, как на уровне Управления, так и на уровне территориальных налоговых органов на постоянной основе проводится мониторинг поступлений и анализ факторов, оказывающих влияние на динамику поступлений [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проводимый мониторинг и анализ поступлений платежей в бюджет позволяет выявить факторы, оказывающие влияние на динамику поступлений, определить резервы роста налоговых доходов с целью выполнения плана поступления в федеральный бюджет, бюджет края и страховых взносов. Стоит отметить, что на сегодняшний день налоговый кодекс стал настолько неудобен, что его не могут применять налогоплательщики. Налоговые органы сами не в состояние уследить за всеми изменениями, которые происходят. Есть Налоговый кодекс, который говорит, что элементы налогообложения должны быть установлены законом. Но в тот момент, когда правительство не может договориться по каким-то вопросам, а налоговый закон внести хочется, в этот момент законопроект вносится и принимается, но при этом в него вносится ссылка: в порядке определяемым правительством. Правительство считает, если они не договорились на момент внесения закона - они договорятся потом. Потом меняются подзаконные акты, меняются очень многие законы, но это не имеет уже никакого отношения к законодательству [7].

На рисунке 5 представлены основные направления совершенствования налоговой политики РФ.

производства, способствовать развитию стратегически важных отраслей, обеспечивающих эффективный и качественный рост в сфере финансовой безопасности, либо снижать активность нежелательных видов деятельности, которые ухудшают финансовую безопасность, применяя различные льготы, стимулы, штрафы, санкции, маневрируя налоговыми ставками, вводя одни и отменяя другие налоги. Также планируется изменить российское законодательство таким образом, чтобы цифровые компании декларировали доходы для налогообложения в тех юрисдикциях, где находятся их пользователи. Это позволит справедливо распределять налоги и не допустить бюджетные потери.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Губский Б.В. Экономическая безопасность: методология измерения, состояние и стратегия обеспечения: монография. / Б.В. Губский. - М.: Уралбудинформ, 2015. — с 95

2. Шевченко И.В. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории/ И.В. Шевченко, А.С. Алеников// Финансы и кредит. 2015. — №30 (510). — С. 45—51

3. Обзор изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с 2017 и 2018 года Официальный сайт PwC [Электронный ресурс]. URL: http://www.pwc.ru/en/tax-consulting-services/assets/legisla-tion/tax-flash-report-2-2015-rus.pdf

4. Бородушко, И.В. Государственное управление экономической без-опасностью России и экономическая безопасность предприятия/ И.В. Бородушко//Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. -2016. -№ 4 (21). -С. 86-90.

5. Официальный сайт УФК по Приморскому краю — Режим доступа: https://vladivostok.roskazna.ru

6. Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы: доклад Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2018 года // Финансы. - 2018. - № 7. - С. 4.

7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

8. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683//М.:Стратегия будущего — 2017 — 38с.

9. Левкина Е. В. Дмитренко Д.А., Лебедкин А.А. Значение упрощенной системы налогообложения в укреплении экономики субъектов малого предпринимательства// Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 72-75

Статья поступила в редакцию 06.12.2019

Статья принята к публикации 27.02.2020

Рисунок 5 - Основные направления совершенствования налоговой политики РФ

ВЫВОДЫ

Анализируя рассмотренные в работе основные положения налоговой политики в сфере финансовой безопасности, следует отметить, что используя налоговую политику, государство может широко варьировать свое влияние на финансовую безопасность. Например, стимулируя развитие наукоемких, инновационных сфер_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.