Научная статья на тему 'Структура налоговых поступлений, приоритеты формирования налоговой политики в России и перспективы её развития'

Структура налоговых поступлений, приоритеты формирования налоговой политики в России и перспективы её развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ / TAX / TAXATION / TAX POLICY / DIRECTION OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камаев Илья Сергеевич

Актуальность проблемы заключается в особой важности налоговой политики в государстве и ее огромном влиянии на жизнь населения и существование страны; так же это одна из обсуждаемых тем на сегодняшний день. Налог рассматривается как один из важных государственных инструментов, влияющих на рыночную экономику. Именно налоговая политика является основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. При установлении налогов государство, во-первых, желает создать себе материальную базу с помощью налоговой политики для выполнения определенных задач. Надо отметить, что налог обеспечивает финансово-бюджетную политику, которая формирует и использует государственные финансы для создания бюджета и внебюджетных фондов. Во-вторых, через систему налогов государство создает условия для рыночной экономики и влияет на эффективность общественного производства.The relevance of the problem lies in the special importance of tax policy in the country and its huge impact on people’s life and existence of the country; this is also one of the most popular topics today. The tax is considered as one of the most important country’s instrument affecting the economy. Tax policy is the basic instrument of the state’s financial and credit mechanism to regulate the economy. Establishing taxes, the state, firstly, wants to create a base through the tax policy to perform certain tasks. We need to notice, that the tax provides fiscal policy, which forms and uses public finances to create a budget and funds. Secondly, through the tax system, the state creates a condition for market economy and affects the efficiency of social production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура налоговых поступлений, приоритеты формирования налоговой политики в России и перспективы её развития»

УДК 336.225

СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ, ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Камаев Илья Сергеевич, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

E-mail: sickhatred@mail.ru

Аннотация. Актуальность проблемы заключается в особой важности налоговой политики в государстве и ее огромном влиянии на жизнь населения и существование страны; так же это одна из обсуждаемых тем на сегодняшний день. Налог рассматривается как один из важных государственных инструментов, влияющих на рыночную экономику. Именно налоговая политика является основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

При установлении налогов государство, во-первых, желает создать себе материальную базу с помощью налоговой политики для выполнения определенных задач. Надо отметить, что налог обеспечивает финансово-бюджетную политику, которая формирует и использует государственные финансы для создания бюджета и внебюджетных фондов. Во-вторых, через систему налогов государство создает условия для рыночной экономики и влияет на эффективность общественного производства.

Abstract. The relevance of the problem lies in the special importance of tax policy in the country and its huge impact on people's life and existence of the country; this is also one of the most popular topics today. The tax is considered as one of the most important country's instrument affecting the economy. Tax policy is the basic instrument of the state's financial and credit mechanism to regulate the economy.

Establishing taxes, the state, firstly, wants to create a base through the tax policy to perform certain tasks. We need to notice, that the tax provides fiscal policy, which forms and uses public finances to create a budget and funds. Secondly, through the tax system, the state creates a condition for market economy and affects the efficiency of social production.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая политика, направление развития.

Key words: tax, taxation, tax policy, direction of development.

Целью данной работы является исследование налоговой политики Российской Федерации, направлений ее развития, приоритетов ее формирования и способов реорганизации существующей системы.

Основной частью финансовой политики является государственная налоговая политика, включающий в себя комплекс мер налогового

регулирования, направленных на достижение оптимального уровня налогового бремени.

Основой налоговой политики РФ является налоговый федерализм, т.е. это распределение налогов между уровнями бюджетной системы. Задача налогового федерализма заключается в обеспечение единства уровней страны и стабилизация в социально-экономическом плане [1]. Для современной налоговой политики России присущи такие проблемы, как: низкий прожиточный минимум, достижение социальной справедливости налогов и т.д.

Суть налоговой политики заключается в организации и развитии налоговой системы в государстве. В России налоговая система имеет три уровня налогов и сборов:

1. Федеральные налоги, сборы и пошлины (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации и т.д.);

2. Региональные налоги и сборы (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организации);

3. Местные налоги и сборы (земельный налог и налог на имущество физических лиц) [2].

Акцизы - это налоги на производство и продажу определенных товаров, включаемый в цену или тариф отдельных групп, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на конкретный год. На данный момент в РФ в перечень определенных товаров входит спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, автомобили, а также отдельные виды минерального сырья. Надо отметить, что устанавливаются разные ставки акцизов для различных товаров

[3].

Перейдем к специальным налоговым режимам. Именно за счет налоговых поступлений государству удаётся удовлетворить различные потребности граждан. Перечислим налоговые режимы.

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

2. Упрощенная система налогообложения

3. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [4].

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета за 2018 год наибольшую часть занимает поступления от НДПИ (6127 млрд руб. или 28,7%), далее налог на прибыль организаций (4100 млрд руб. или 19,2%), НДФЛ (3653 млрд руб. или 17.1%), НДС (3575 млрд руб. или 16,7%), акцизы (1493 млрд руб. или 7%) и имущественные налоги (1397 млрд руб. или 6,5%). В таблице 1 указаны поступления по видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2018 гг. [5].

Из аналитической таблицы становится ясно, что с каждым годом налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение

произошло в 2018 году, по сравнению с предыдущими годами. Наибольший удельный вес в налоговых доходах за 2018 год имеют налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций и налог на доход физических лиц.

Таблица 1

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг.

Виды налогов Поступления, в млрд. руб.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

НДПИ 2 904,2 3 226,4 2 924,4 4130,4 6127,4

Налог на прибыль 2 372,8 2 598,8 2 279,1 3 290,0 4 100,0

НДФЛ 2 688,7 2 806,5 3 017, 3 3 251,1 3 653,0

НДС 2 181,4 2 448,4 2 967, 2 3 069,9 3 574,6

Акцизы 999,0 1 014,4 1 221, 7 1 521,3 1 589,2

Имущественные налоги 955,1 1 068,4 1 116, 3 1 250,3 1 396,8

Налоговая политика, существующая на сегодняшний день, вызывает у граждан недоверие к российским властям, т.к. не отвечает условиям современности. Многие специалисты находят новые пути реабилитации российской налоговой политики.

Рассмотрим основные меры налоговой политики, принимаемые государством для стабилизации российской экономики 2018-2020 гг.:

1. Сокращение теневого сектора и улучшение конкурентной среды;

2. Стимулирование инвестиционной активности;

3. Сохранение налогов на прежнем уровне;

4. Пресечение злоупотреблений при использовании налоговых льгот и специальных налоговых режимов [6].

В 2019-2021 гг. планируется реализовать совокупность мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы из-за цифровизации налогового администрирования и соединение всех источников информации и потоков сведений в общее информационное пространство с дальнейшей автоматизацией ее анализа.

Особый интерес представляют собой следующие пункты: увеличение собираемости налогов с зарплат, формирование общего информационного поля налоговых и таможенных органов, в том числе общая система сквозного контроля на всех стадиях оборота импортных товаров. Характерной чертой прослеживаемости системы считается полный электронный документооборот счетов-фактур и передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию, введению и сопровождению государственной системы прослеживаемости, и налогоплательщиками, также применяющими специальные режимы налогообложения при реализации импортных товаров.

Предлагаемые меры для решения данной задачи:

- внедрение особого специального налогового режима - налог на профессиональный доход, проходящий в пилотном режиме с 2019 г.;

- отмена российского внутреннего контроля за трансфертным ценообразованием, при его сохранении только в случае повышенных рисков вреда для бюджета;

- сокращение объёма общегосударственной пошлины «до нуля», при заявлении о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в варианте электронного документа;

- ликвидация обязанности предоставлять налоговую декларацию налогоплательщиками, применяющими УСН (упрощенную систему налогообложения) с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме «онлайн»;

- оказание физическим лицам права по уплате платежей через МФЦ [6].

Увеличение производственного потенциала российской экономики

нуждается в дополнительных инвестициях в основной капитал. Инвестиционная активность замедляется из-за таких сдерживающих факторов, как нежелание инвестировать, отсутствие возможности инвестировать, высокая доля неэффективных инвестиций. С целью расширения инвестиционной активности государство разрабатывает проект мероприятий, сфокусированный на увеличение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение вплоть до 25% их доли в ВВП:

а) увеличения главной ставки НДС с 18% вплоть до 20% с закреплением на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30%. Для уменьшения влияния увеличения ставки НДС на социально-незащищенные группы людей, льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги сохраняются;

б) отмена диссимулирующего быстрого внедрение и развитие технологий российской промышленности налога на движимое имущество;

в) помощь в ускорении возмещения НДС экспортерам путём уменьшения пороговых значений сумм, оплаченных предприятием за 3 года налогов с 7 до 2 млрд рублей.

г) введение моратория на новые льготы по региональным и местным налогам.

Для стимулирования нахождения новых месторождений и оптимального пользования недрами предусматривается введение с 01.01.2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора - налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (НДД), который будет работать в тестовом режиме на отдельных участках недр. Что и позволит перераспределить фискальную нагрузку и переместить основную её часть на более поздние этапы исследования месторождений. Предполагается, что общий размер нефти, добываемой с использованием системы налогообложения в виде НДД, к 2024 году составит порядка 5% от общей нефтедобычи в России.

К концу 2019 года темп роста ВВП ожидается на уровне 1,3%. Понижение темпов экономического роста связано и с медленной инвестиционной активностью, и снижением темпов роста потребительского спроса. Также делается прогноз о замедлении реальных темпов роста заработных плат из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году (в результате доведения размера МРОТ до прожиточного минимума). Недостаток авторитетного давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора может предопределить сравнять темп роста реальных заработных плат с темпом роста производительности труда.

Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: современная российская налоговая политика вызывает среди населения волнения и требует реформ. Основные недостатки сегодняшней налоговой политики:

1. Существуют налоги и льготы, которые не стимулируют рост эффективности производства, внедрение перспективных технологий.

2. Ненужная уплотненность налогов.

3. Отсутствие иностранных инвестиций в российское хозяйство.

4. Нестабильность налогов.

Требуется большая работа по совершенствованию налогового механизма и по целевой направленности налогов. В данной работе были рассмотрены меры по улучшению налоговой политики России, которые способны внести большие изменения и сделать налоговую систему более эффективной. Перемены должны быть для налогоплательщиков предсказуемыми и последовательными. Если обобщать все рассмотренные меры, то можно выделить основные их направления: ослабление налогообложения общего уровня, уменьшение количества налогов, необходимое упрощение налоговой системы, а также усиление налоговой дисциплины.

Список использованных источников:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_76678/c9ac3d9254cc423a09063871f19f56535b9fc1b7/

2. Куприн А.А. Налоги и налогообложение / А.В. Буга, И.В. Жук, Д.А. Репин, С.И. Токарев; под ред. А.А. Куприна. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Астерион, 2017. - 392 с.

3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. -М.: Дашков и К, 2005. - 286 с.

4. Налоги и налогообложение / Под ред. к.э.н., доцента Лазуриной О.М. -Ярославль: МФЮА, 2014. - 220 с.

5. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

6. Основные направления бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый плановый период 2020 и 2021 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/? id_4=123006#_2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.