Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1713
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ / ДОЛГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТТОК КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюбанова Ю.В.

В современных условиях проблема обеспечения финансовой безопасности страны является ключевой задачей, на решение которой должны быть направлены усилия соответствующих государственных структур. Являясь сложной, многоуровневой системой, финансовая безопасность выступает неотъемлемой частью национальной безопасности страны. От эффективного функционирования всех ее подсистем зависит уровень развития финансовой системы в целом. В статье дана характеристика правовой базы, обеспечивающей реализацию целей и задач развития финансовой безопасности, рассмотрено понятие финансовой безопасности, выделены факторы, влияющие на ее формирование, а также приведена оценка показателей состояния кредитно-банковской системы и долгового рынка. Учитывая сложную внешнеполитическую, экономическую и финансовую ситуацию основное внимание в статье уделено выявлению угроз, оказывающих влияние на финансовую безопасность, а также разработку рекомендаций по снижению их негативного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SECURITY OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

In modern conditions, the problem of ensuring the financial security of the country is a key task, which should be addressed by the efforts of the relevant state structures. Being a complex, multi-level system, financial security is an integral part of the national security of the country. The level of development of the financial system as a whole depends on the effective functioning of all its subsystems. The article describes the legal framework that ensures the implementation of the goals and objectives of the development of financial security examines the concept of financial security, identifies the factors influencing its formation, and also provides an assessment ofthe indicators ofthe state ofthe credit and banking system and the debt market. Taking into account the difficult foreign policy, economic and financial situation, the article focuses on identifying threats that affect financial security and developing recommendations to reduce their negative impact.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 336.025

DOI 10.52375/20728689_2022_2_75

финансовая безопасность россии в современных условиях

Дюбанова Ю.в., к.э.н., доцент, кафедра «Общественные финансы», Новосибирский государственный университет экономики и

управления, e-mail: s_jul@mail.ru

В современных условиях проблема обеспечения финансовой безопасности страны является ключевой задачей, на решение которой должны быть направлены усилия соответствующих государственных структур. Являясь сложной, многоуровневой системой, финансовая безопасность выступает неотъемлемой частью национальной безопасности страны. От эффективного функционирования всех ее подсистем зависит уровень развития финансовой системы в целом. В статье дана характеристика правовой базы, обеспечивающей реализацию целей и задач развития финансовой безопасности, рассмотрено понятие финансовой безопасности, выделены факторы, влияющие на ее формирование, а также приведена оценка показателей состояния кредитно-банковской системы и долгового рынка. Учитывая сложную внешнеполитическую, экономическую и финансовую ситуацию основное внимание в статье уделено выявлению угроз, оказывающих влияние на финансовую безопасность, а также разработку рекомендаций по снижению их негативного воздействия.

ключевые слова: финансовая безопасность, показатели финансовой безопасности, угрозы, долговая безопасность, инвестиционная безопасность, отток капитала.

financial security of Russia in modern conditions

Dyubanova Y., Ph.D., Associated Professor, Public Finance chair, Novosibirsk State University of Economics and Management, e-mail: s_jul@mail.ru

In modern conditions, the problem of ensuring the financial security of the country is a key task, which should be addressed by the efforts of the relevant state structures. Being a complex, multi-level system, financial security is an integral part of the national security of the country. The level of development of the financial system as a whole depends on the effective functioning of all its subsystems. The article describes the legal framework that ensures the implementation of the goals and objectives of the development of financial security, examines the concept of financial security, identifies the factors influencing its formation, and also provides an assessment of the indicators ofthe state of the credit and banking system and the debt market. Taking into account the difficult foreign policy, economic and financial situation, the article focuses on identifying threats that affect financial security and developing recommendations to reduce their negative impact.

Keywords: financial security, financial security indicators, threats, debt security, investment security, capital outflow.

В условиях политической и экономической неопределенности особое значение приобретают меры, направленные на укрепление всех подсистем финансовой безопасности, обеспечивающие эффективную защиту от внешних и внутренних угроз и предполагающие концентрацию финансовых ресурсов на наиболее приоритетных отраслях экономики и сферах общественной жизни с целью усиления финансовой независимости страны и укрепления ее экономического суверенитета.

В условиях глобализации, финансовая система рассматривается как составная часть общемирового рынка, где экономики различных стран тесно переплетены хозяйственными связями и общими интересами. Усиление уровня мировой финансовой интеграции, происходящей в русле процессов глобализации, усиливает взаимозависимость между участниками финансовых отношений. Учитывая нестабильность мировых экономических процессов, нередко вызывающих «эффект домино» в экономиках взаимосвязанных государств, особую актуальность приобретает проблема повышения уровня финансовой безопасности страны. В этой связи на первый план выходит задача обеспечения такого уровня финансовой безопасности, который способен защитить российскую экономику от негативного воздействия как внешних, так и внутренних факторов.

Стремительно меняющиеся условия внешней среды, в частности, последствия пандемии, с которой столкнулись все страны мира, политические и военные конфликты приводят к необходимости непрерывного выявления и мониторинга всех процессов, протекающих в финансовой сфере. Перманентный анализ событий, возникающих в области финансовой безопасности необходим для пересмотра и корректировки ее стратегических целей и тактических задач. В этой связи возрастает актуальность исследования, направленного на оценку уровня финансовой безопасности, выявление внешних и внутренних угроз, а также разработку рекомендаций по их снижению.

Нормативно-правовой базой, регламентирующей отношения в сфере финансовой безопасности, является Указ Президента РФ от 02.07.2021г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Данный документ определяет основной вектор развития финансовой безопасности за счет укрепления финансовой системы в целом путем развития национальной инфраструктуры, повышения устойчивости экономики к воздействию различных угроз и т. д.[8]

В нормативных документах отсутствует понятие, четко характеризующее термин финансовая безопасность, что создает условия для

многочисленных дискуссий в научной среде по поводу его сущности. Так, Арсентьев М.М. под финансовой безопасностью понимает «составляющую часть экономической безопасности страны, основанной на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и других резервов» [3]. В.В. Бурцев рассматривает финансовую безопасность как «состояние экономики государства, при котором обеспечивается формирование положительных государственных потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задачи и функций» [5].

На наш взгляд, основными критериями характеризующими уровень развития финансовой безопасности государства являются максимальное использование внутренних ресурсов, способствующих усилению уровня независимости финансовой системы, а также слаженная работа финансовых институтов, направленная на создание эффективных механизмов регулирования деятельности всех субъектов финансовых отношений, регламентируемая соответствующим правовым обеспечением.

Таким образом, под финансовой безопасностью понимается такой уровень состояния финансовой системы, который обеспечивает создание благоприятных условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики, путем формирования устойчивости к внешним и внутренним отрицательным воздействиям в сферах бюджетной, долговой, инвестиционной, валютной и денежно-кредитной политики.

Финансовая безопасность страны регулярно подвергается негативному воздействию со стороны внешней и внутренней среды, что обуславливает необходимость выявления факторов, влияющих на изменения состояния ее подсистем. Так, стабильность функционирования финансовой системы страны напрямую зависит от характера кредитно-финансовой политики, направленной на мобилизацию и эффективное распределение финансовых ресурсов, политического климата в стране, а также степени проработанности правового обеспечения, регламентирующего финансовые процессы.

Угрозы, влияющие на финансовую безопасность страны, также подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние угрозы чаще всего вызваны недальновидной или нерациональной финансовой политикой, осуществляемой финансовыми государственными институтами, устанавливающими основные «правила игры» на финансовых рынках

Таблица 1. Показатели, характеризующие безопасность кредитно-банковской системы

Показатели на 31.12.2016 г. на 31.12.2017 г. на 31.12.2018 г. на 31.12.2019 г. на 31.12.2020 г.

Объём совокупного банковского капитала (активы), млрд.руб 73000 77100 85600 88000 103700

в % к ВВП 85,2% 83,9% 81,8% 79,9% 92,6%

Собственный капитал банков, млрд.руб. 9 008,6 9 387,1 9 397,3 10 269,3 11 413

в % к ВВП 10,8 10,9 10,2 9,9 10,7

Размер участия иностранного капитала в совокупном капитале кредитных организаций, % 12,94 12,41 11,79 10,96 10,73

Иностранные инвестиции, рассчитанные для цели определения размера участия в совокупном уставном капитале кредитных организаций, млрд.руб 403,371 391,7 340 308,27 309,622

Совокупный уставный капитал иностранных инвестиций, трлн.руб. 2,67 2,7 2,885 2,8138 2,885

и по сути диктующими условия распределения финансовых ресурсов внутри страны. Отсутствие плановости и глубокой аналитической работы в вопросах финансовой деятельности со стороны органов власти, экономические преступления, коррупция на местах, слабая проработка правового обеспечения финансовых процессов, все это влечет за собой формирование финансовой системы страны несоответствующей внутренним потребностям общества.

Внешние угрозы, как правило, определяются объемом финансовой помощи международных финансовых организаций, влияющей на финансовый суверенитет страны, состоянием политической ситуации, обусловливаемой характером взаимоотношений государства с другими странами, а также политическими интересами, реализуемыми внутри обществ. К специфическим внешним угрозам, характерным для России, следует отнести санкционное давление, впервые примененное в качестве инструмента экономического воздействия в 2014 году и достигшее своего апогея к весне 2022 года.

В рамках выявления факторов и угроз, оказывающих воздействие на состояние финансовой безопасности государства особое внимание необходимо уделить информационной безопасности, как одной из составляющих национальной безопасности страны в целом. Особое внимание на сегодняшний день уделяется рассмотрению информационной безопасности во взаимосвязи с финансовыми процессами, поскольку функционирование финансовой системы в техническом

и технологическом плане базируется на использовании передовых информационных технологий.

Поскольку целью информационной безопасности является защита процессов обработки, хранения и распространения информации от внешних угроз, ее связь с финансовой безопасностью очевидна. В современных условиях информационная безопасность оказывает прямое и непосредственное влияние на финансовую безопасность, охватывая все ее подсистемы и фактически, определяя вектор их развития. Информационное пространство, включающее информационные продукты и технологии служит основной движущей силой развития всех финансовых процессов. На сегодняшний день в связи с отключением отечественных банков от международной системы банковских переводов SWIFT, массовым уходом с российского рынка разработчиков программного обеспечения как никогда актуальна задача внедрения информационных продуктов, повышающих эффективность и результативность финансового сектора страны.

Учитывая резко возросший уровень внешних угроз, спровоцировавших обострение проблем, характерных для финансовой системы страны необходимо осуществлять постоянный мониторинг уровня финансовой безопасности и своевременно разрабатывать рекомендации по устранению негативных воздействий на отдельные ее подсистемы. В этих целях необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие состояние отдельных подсистем финансовой безопасности.

Объем государственного долга РФ, млрд. руб.[9]

Рис. 2. Отношение общего объема государственного долга к ВВП, %

25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

Рис. 3. Отношение внутреннего долга к налоговым поступлениям, %

19,8%

10,7%

т

13<5% 13,0%

- ■ ■ ■

| Отношение государственного

внешнего долга на конец года

к годовому объему экспорта,

-%-

2017 2018 2019 2020 2021 Год

Рис. 4. Отношение государственного внешнего долга на конец года к годовому объему экспорта, %

Так, согласно одной из методик оценки финансовой безопасности, [4] бюджетно-налоговую безопасность характеризуют такие показатели, как коэффициент бюджетной обеспеченности населения, отношение дефицита (профицита) консолидированного бюджета к объему ВВП, уровень покрытия доходов расходами и т.д.

Показатели безопасности валютно-денежной системы включают такие коэффициенты как уровень монетизации, долю наличности в ВВП, отношение объема золотовалютного запаса к ВВП, уровень инфляции, прирост денежной массы.

Уровень безопасности кредитно-банковской системы определяется соотношением совокупных активов банковской системы к ВВП, рентабельностью собственного капитала банков, долей нерезидентов в совокупных активах банковской системы.

Индикаторами инвестиционной безопасности являются: доля прямых иностранных инвестиций к ВВП, отношение инвестиций в основной капитал к ВВП и другие.

К показателям долговой безопасности относят: отношение внешнего и внутреннего государственного долга к ВВП, отношение общего объема государственного долга к ВВП, отношение внутреннего долга к налоговым поступлениям, отношение государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг и т.д.

Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие уровень финансовой безопасности кредитно-банковской и долговой подсистем. Индикаторы безопасности кредитно-банковской системы приведены в таблице 1.

Показатели, характеризующие уровень финансовой безопасности в банковском секторе, свидетельствуют о довольно благоприятной обстановке в данной сфере, Учитывая проблемы, с которыми столкнулась банковская система в острый пандемийный период и меры поддержки, оказанные на ее фоне государством, активы демонстрируют уверенный рост, особенно ярко проявленный в 2020 году. Что касается участия иностранного капитала в совокупном капитале кредитных организаций, выраженного в относительных величинах, то за исследуемый период произошло его снижение на 2,21%, что служит косвенным подтверждением наличия проблемы оттока капитала из страны.

Исследуя показатели долговой безопасности необходимо в первую очередь рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке заимствований (рисунок 1, 2).

Традиционно в структуре государственного долга преобладает внутренний долг. Его доля за исследуемый период колеблется от 74 до 78%. В 2020 году общий объем государственного долга возрос на 30% по сравнению с предыдущим годом, что было вызвано необходимостью осуществления заимствований в связи с обострением эпидемиологической ситуацией в стране. В целом, долговую политику России можно охарактеризовать как весьма умеренную, значительно уступающую по объемам заимствованиям развитым странам. Государственный долг РФ по-прежнему остается одним из самых низких в мире. Пороговое значение в 20% от объема ВВП, установленное в целях обеспечения долговой безопасности, не было превышено в течение всего периода исследования, включая и кризисный 2020 год, характеризовавшийся рекордным объемом заимствований.

Показатели отношения внутреннего долга к налоговым поступлениям и внешнего долга к объему экспорта также свидетельствуют о последствиях существенного роста внутреннего долга, обусловившего рост показателя (рисунок 3) на 20% в 2019 году и на 16% в 2020году и о довольно спокойной ситуации в аспекте анализа внешнего долга РФ (рисунок 4).

Таким образом, можно сделать вывод, что к началу 2022 года уровень финансовой безопасности страны, характеризующийся показателями состояния кредитно-банковской сферы и долгового рынка, находился в рамках приемлемых значений. Однако, это не означает отсутствие системных проблем, оказывающих влияние на снижение уровня финансовой безопасности в целом.

Учитывая санкционное давление, предпринятое по отношению к России начиная с 2014 года и принявшее форму полномасштабной экономической войны после начала специальной военной операции, финансовая система страны оказалась обременена серьезными угрозами, значительно усугубившими ее текущее состояние. К их числу можно отнести:

1. Высокий уровень технологической зависимости в информационной сфере, повлекший за собой проблемы с обновлением программного обеспечения, заменой оборудования, обслуживающего финансовые процессы.

2. Проблема, связанная с выводом капиталов за рубеж, обусловившая необходимость деофшоризации российской экономики. По данным ЦБ чистый отток капитала из России в 2021 г. вырос на 42,8%

по сравнению с предыдущим годом и составил $72 млрд, тогда как аналогичный показатель в 2020 году составил $50,4 млрд. против $22,1 млрд. в 2019 г.

3. Показатели денежной массы, удерживаемые ЦБ на столь низком уровне (66 659,7 млрд. руб. по состоянию на 1 марта 2022г.), что финансово-кредитная система испытывала трудности в обеспечении денежными средствами простого воспроизводства основного капитала.

4. Отсутствие мер по обеспечению устойчивости валютного рынка в части защиты его от спекулятивных операций.

5. Поддержание ключевой ставки на достаточно высоком уровне, влекущее сокращение объема кредитных ресурсов и, как следствие, ограничивающее развитие производства, спад инвестиционной активности и т.д.

6. Отсутствие единой системы планирования, позволяющей определить стратегические цели развития финансовой системы и обеспечить их достижение с помощью научных методов, направленных на рациональное формирование и распределение финансовых ресурсов.

В целях повышения уровня финансовой безопасности в отдельных ее подсистемах в качестве ответа на санкции на сегодняшний день реализован ряд мероприятий (таблица 2), направленных на серьезную трансформацию всей финансовой сферы.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на финансовых рынках в краткосрочном периоде, однако следует обозначить ряд текущих проблем, влияющих на эффективность функционирования финансовой системы в целом.

В частности, мера, касательно финансирования отдельных проектов по льготным ставкам кажется недостаточной для активизации экономики. В целях увеличения инвестиционной активности, обеспечение роста промышленного производства, необходимо сформировать стабильные денежные потоки, способные насытить ресурсами экономику страны. В этой связи остро встает вопрос о необходимости снижения ключевой ставки Центрального банка, ограничивающей объем денежного предложения.

Закрытие части публичных данных, введенное из-за санкций, отрицательно скажется на функционировании фондового рынка, поскольку значительно затруднит анализ и оценку показателей, позволяющих спрогнозировать денежные потоки и в целом, негативным образом повлияет на процессе планирования финансовых и экономических процессов.

Также следует отметить отсутствие системы стратегического экономического планирования, что значительно затрудняет концентрацию финансовых ресурсов на достижении приоритетных целей развития финансовой системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеющиеся нерешенные

проблемы негативным образом сказались на финансовой безопасности страны, экономика которой попала под действие жестких санкций. В настоящее время необходимо не только отвечать на новые вызовы, направленные против национальной безопасности России, но также и решать задачи в финансовой сфере, накопившиеся за последние годы вследствие невнимательного отношения к угрозам финансовой безопасности, половинчатости решений, предпринятых в плане их ликвидации, а также отсутствия системы стратегического планирования.

В целях укрепления национальной экономики, усиления финансовой независимости государства необходим комплекс мероприятий, взаимосвязанных по целям и задачам, направленный на развитие всех подсистем финансовой безопасности и выведение их на качественно новый уровень развития.

Литература:

1. Аминова Э.М. Влияние внешних рисков на обеспечение финансовой и экономической безопасности Российской Федерации / Э.М. Аминова // Право и управление. XXI век. — 2020. — Т. 16. № 2 (55). — С. 68-75.

2. Анофриков С.П. Финансовая безопасность региона как элемент экономической безопасности / В сборнике: Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 7-11.

3. Арсентьев М. М. Финансовая безопасность России// 0бозреватель.2015. №8.С.13-19.

4. Блажевич О.Г. Показатели оценки финансовой безопасности Российской Федерации: база данных / О.Г. Блажевич, Д.Д. Буркальце-ва, Е.И. Воробьева, О.В. Бойченко, А.С. Тюлин, Н.С. Сафонова, И.В. Гавриков // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2019622240, 03.12.2022.

5. Бурцев В.В. основные условия государственной финансовой безопасности// Экономист.2016.№9.С.38-31.

6. Буянова М.Э. Анализ финансовой безопасности России: современные тенденции, вызовы, угрозы / М.Э. Буянова, Е.С. Рассказов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. — 2019. — Т. 21. № 2. — С. 19-33.

7. Воробьева Е.И., Дененберг Ю.М. Финансовая безопасность национальной экономики 14 Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции - 2021 - № 1 9.

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021г. № 400 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71572608/

9. Сайт Центрального Банка РФ. URL: https://www.cbr.ru/support_ measures/ https://www.cbr.ru/

Подсистема Меры

Бюджетно-налоговая 1. Изменен порядок уплаты НДФЛ с процентов по банковским вкладам, подразумевающий отмену уплаты налога гражданами за 2021-2022 годы. 2. Налоговые послабления для владельцев дорогостоящих транспортных средств (пороговое значение повышено с 3 до 10 млн.руб.) 3. Предусмотрен порядок уплаты налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022года. 4. Увеличен ряда социальных выплат и МРОТ. 5. Освобождение представителей малого и среднего бизнеса полностью от всех проверок до конца 2022 года. 6. Анонсирован пересмотр бюджетных расходов в пользу их перераспределения на первоочередные затраты, направленные на ликвидацию последствий борьбы с санкциями. 7. Внесены изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся расширения полномочий правительства в части быстрого и гибкого реагирования на изменение ситуации. 8. Расширен перечень целей, финансируемых за счет средств ФНБ. К ним отнесены выплаты населению, погашение госдолга, замещение государственных заимствований.

Кредитно-банковская 1. Введение кредитных каникул. 2. Повышение ставок по вкладам и депозитам, вызванное увеличением ключевой ставки Центробанка. 3. Повышение лимита в СБП с 600 тыс.руб. до 1 млн. руб. 4. Внедрение СПФС (система передачи финансовых сообщений Банка России). 5. Упрощенный порядок открытия банковских счетов. 6. Внедрение новых программ льготного кредитования

Инвестиционная 1. Запрет брокерам исполнения сделок по продаже ценных бумаг по поручению нерезидентов. 2. Мораторий на выплату доходов по ценным бумагам эмитентов РФ (дивидендов и купонов) нерезидентам. 3. Запрет на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа

Валютно-денежная 1. Стабилизация курса рубля путем введения обязательной продажи 80% выручки экспортеров. 2. Введение особого порядка на выдачу средств граждан с валютных вкладов. 3. Разрешение на покупку валюты гражданами, которая поступила в банк с 9 апреля.

Таблица 2. Меры, направленные на укрепление финансовой безопасности России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.