Научная статья на тему 'Стратегия экономического развития России'

Стратегия экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стуликова Д.С., Афанасьева Т.Н.

Рассматриваются основные положения «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», стратегия достижения поставленных целей, а также приоритеты экономической политики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия экономического развития России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

дятся с реальной экономической политикой. В качестве примера можно привести первые действия правительства по минимизации последствий разразившегося мирового финансового кризиса - выделение свыше одного триллиона рублей (не менее 25 % ВВП) на поддержку российской банковской системы. Банки на этом заработали 200 млрд руб., разместив деньги за рубежом; процентные ставки под кредитование отечественных предприятий обрабатывающей промышленности они при этом существенно не снизили. Глубина кризиса для России, несмотря на меры правительства, оказалась куда большей, чем для многих других стран.

«Нельзя сказать, что власти ничего не делают. Политические импульсы идут, программы принимаются, но воз и ныне там», - комментирует нынешнюю ситуацию академик Сергей Глазьев. По его мнению, первое, что надо делать - «преодолевать недоступность кредитов для реального сектора экономики». Пока же доступ к дорогим кредитным ресурсам имеют лишь сырьевые отрасли. Государство должно заниматься развитием, а не тратить огромные средства на бюрократию и так называемые традиционные функции. Необходимо также выстроить систему от-

ветственности за принимаемые решения на всех уровнях государственного управления.

Выйти из сырьевой ловушки будет очень трудно. «Окна возможностей» открываются редко, как правило, при смене технологических укладов, а не «на технологической волне». Таких «окон» было всего шесть. Сегодняшнюю возможность мы должны использовать, иначе навсегда останемся на периферии мирового хозяйства. «Стоимость входа» увеличивается с каждым годом. Если в 1997 г. для создания одной нанофабрики требовалось 100 млн долл., то в 2010-м -уже 400.

Формирующееся ядро нового, шестого, технологического уклада растёт в среднем с темпом 30 % в год. Именно его отрасли (наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы, нанобиотех-нологии и др.) могут вытянуть нашу экономику на новую волну роста. Но для этого недостаточно ставить правильные цели, конкретизировать их в задачах, надо обеспечить четкий механизм реализации предлагаемых мер на основе стратегического планирования и управления.

© Страдин А. Е., Лячин В. И., 2011

УДК 330.3

Д. С. Стуликова Научный руководитель - Т. Н. Афанасьева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Рассматриваются основные положения «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», стратегия достижения поставленных целей, а также приоритеты экономической политики страны.

В России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации. Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга [1].

Объем валового внутреннего продукта в 2010 г. составил 44 трлн 491,4 млрд рублей в текущих ценах. Объем ВВП увеличился на 4 % по сравнению с 2009 годом. Индекс физического объема ВВП относительно 2009 года составил 104 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2010 г. по отношению к ценам 2009 г. составил 110,3 % [2].

Согласно данной Концепции, стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в. В 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательской способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу десятилетия.

Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного).

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 % (2007 г. - 8,5 %), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35 % (2007 г. - 5,5 %).

Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистики»

В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовый внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторам. Доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять не менее 17-20 %.

В интересах обеспечения национальной безопасности расширяются рынки сбыта российской продукции, расширяется использование инструментов государственно частного партнерства для решения стратегических задач экономики и завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры, особенно в Арктической зоне, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Российской Федерации [3].

Давая оценку Концепции, член Общественной палаты Борис Титов заявил, что существенным плюсом этого документа является появление в нем инновационной составляющей, попытка формирования именно инновационной модели развития. «Появился термин «инновационно-промышленная политика», и то, что Минэкономразвития не побоялось его использовать, внушает оптимизм», - отметил Титов. Кроме того, по его словам, положительным моментом является тот факт, что в числе задач Концепции стоит уже не стабилизация, а развитие - развитие бизнеса и конкурентной среды, частной инициативы [4].

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Такой подход требует реализации комплекса взаимосвязанных преобразований по следующим направлениям:

1) развитие человеческого потенциала России;

2) создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность;

3) закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, аграрный сектор, природные ресурсы);

4) расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России;

5) переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70 % (2007 г. - 50 %), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 г. около 30 м2 на человека (или около 100 м2 на среднестатистическую семью).

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система. Особенность нынешнего исторического момента заключается именно в становлении работоспособной компетентной демократии, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для массового, а не избирательного инновационного процесса, ориентированного на глобальную конкуренцию. Только реализовав формулу «демократия-человек-технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав [5].

Библиографические ссылки

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» № 1662-р от 17 ноября 2008 г.

2. О производстве и использовании валового внутреннего продукта за 2010 год // Федеральная служба статистики. URL: www.gks.ru.

3. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» № 537 от 12 мая 2009 г.

4. Концепция 2020 в вопросах и ответах // Общественная палата Российской Федерации. URL: www.oprf.ru.

5. Проект основных положений Концепции // ИН-ТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия. URL: www.intelros.ru.

© Стуликова Д. С., Афанасьева Т. Н., 2011

УДК 338.12

П. В. Тимофеева Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рассмотрены положительные и негативные тенденции развития рынка строительных материалов, оказывающие существенное влияние на выбор стратегии развития объекта исследования.

Красноярский край является одной из наиболее обеспеченных природными ресурсами территорий России. Природные запасы края являются основой

инвестиционной привлекательности региона. В крае открыто более 6000 месторождений различных видов полезных ископаемых. По хозяйственному назначе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.