Научная статья на тему 'Особенности отраслевой структуры экономики России'

Особенности отраслевой структуры экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левко Е.А., Афанасьева Т.Н.

Рассматривается преобладание сырьевого сектора в экономике России, на фоне упадка других отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности отраслевой структуры экономики России»

регионов России и на 1 месте в СФО. Планирование инвестиционной политики Красноярского края в разработанной Стратегии учитывает её основные проблемы: недостаточная диверсификация инвестиционной деятельности по территории края и по объектам вложений; недостаточный уровень развития инфраструктуры; высокие инвестиционные издержки; высокий уровень потенциальных экологических рисков. Это означает, что инвестиционная политика призвана решать в первую очередь проблемы в этих сферах с целью сделать вложение средств для инвесторов делом эффективным, выгодным и безопасным.

Также важным направлением инвестиционной политики является поддержка развития малого и среднего предпринимательства. Для поддержки и развития предпринимательства в Красноярском крае в 2010 г. создано краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» (КРИТБИ). Согласно его целям, бизнес-инкубатор реализовывает задачи по созданию условий для обеспечения эффективной работы субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на ранней стадии их развития. Главная задача бизнес-инкубатора -помощь перспективным проектным командам в доработке идей и продукта, получении инвестиций, поиске стратегических партнёров и клиентов. По итогам работы 2012 года КРИТБИ его резидентами получено субсидий на 77 млн 879 тыс. рублей, грантов на 75 млн 640 тыс. рублей, привлечено частных инвестиций на 160 млн 256 тыс. рублей, объем реализованной продукции 1 млрд 156 млн 525 тыс. рублей, создано 657 рабочих мест. На апрель 2013 года в КРИТБИ подано 609 заявок на кандидаты в резиденты, отобрано 5 кандидатов и 95 проектов, являющихся резидентами [1]. В 2012 году открыто представительство Центра прототи-пирования в Сибирском аэрокосмическом государственном университете на территории Ресурсного центра. Кроме того, подписан ряд стратегических соглашений о сотрудничестве, в том числе с Сибирским федеральным университетом (СФУ) об инфраструктурной поддержке инновационных проектов в сфере информационных технологий на базе Института космических и информационных технологий СФУ.

По рейтингу инвестиционной привлекательности (оценка РА «Эксперт») Красноярский край в 2011 г. относился к группе 1В, которая характеризуется как группа с высоким уровнем инвестиционного потенциала и умеренным уровнем инвестиционного риска [2]. Успешное проведение инвестиционной политики края и реализация портфеля инвестиционных проектов (в настоящее время около 130 проектов с суммарным объемом инвестиций порядка 3 трлн. рублей) позволят в среднесрочной и долгосрочной перспективе обеспечить достижение следующих результатов: рост инвестиций в основной капитал к 2015 году составит 118,5-120 %, к 2020 г. - 1,3-1,5 раза (в сопоставимых ценах); по рейтингу инвестиционной привлекательности Красноярский край к 2015 г. войдет в первую десятку российских регионов, к 2020 г. - в первую пятерку с уровнем рейтинга 1А (высокий потенциал - низкий риск); по долгосрочному кредитному рейтингу (международные агентства Fitch, Standard&Poor's) к 2015 г. Красноярский край повысит свой рейтинг до уровня Российской Федерации в целом (ВВВ), к 2020 г. перейдет в высший класс рейтинга А [2]. Таким образом, в нашем регионе инвестиционная политика как составляющая социально-экономического развития направлена на создание благоприятных условий для привлечения инвесторов в Красноярский край и реализации инвестиционных социально-экономических проектов.

Библиографические ссылки

1. КГАУ «КРИТБИ» - краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» : офиц. портал. URL: http://www.kritbi.ru/

2. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года // Красноярский край : офиц. портал. URL: http://www.krskstate.ru/.

3. Федеральные и краевые нормативно-правовые акты в области поддержки инвестиционной деятельности: // Красноярский край : офиц. портал. URL: http://красноярскийкрай.рф/.

© Кузенкин В. И., 2013

УДК 338.22

Е. А. Левко Научный руководитель - Т. Н. Афанасьева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Рассматривается преобладание сырьевого сектора в экономике России, на фоне упадка других отраслей.

Рассматривая современную рыночную экономику России, нельзя недооценивать значение ее сырьевого сектора. Приход России в сырьевую экономику начался в 70-е годы XX века, когда минерально-сырьевые ресурсы, в особенности топливно-энергетические, стали доминирующим фактором ми-

рового экономического развития. Тогда же все страны мирового сообщества условно были поделены на производящие и экспортирующие минеральное сырье и страны потребители, занимающиеся его импортом.

При этом буквально за 10-15 лет, наша страна заняла лидирующие позиции по добыче основных по-

Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

лезных ископаемых. С ростом добычи расширялась промышленность по обработке, переработке и транспортировке минерально-сырьевой продукции, в том числе металлургия, а также машиностроение для обеспечения деятельности добывающих и обслуживающих отраслей.

В процессе дальнейшего развития рыночной экономики страны сырьевая направленность стала преобладающим доходным сектором хозяйствования, при этом должного внимания промышленности, как обрабатывающей, так и перерабатывающей не уделялось. Внутреннее потребление минерального сырья сокращалось. В экономике России создалась ситуация зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье [1].

По исследованиям Центра развития ВШЭ на фоне многолетних разговоров о необходимости диверсификации российской экономики и планов избавления ее от сырьевой зависимости, деградация целых отраслей, не связанных с добычей сырья, продолжается.

За последние десять лет можно наблюдать преобладание сырьевого сектора, на фоне упадка других отраслей. Для сравнения в таблице приведены данные о структуре ВВП России в процентах 2011-2012 года в сравнении с 2002 годом [2].

Так вклад добычи полезных ископаемых в ВВП вырос с 5,9 % в 2002 г. до 9,2 % в 2011 г. и до 9,3 % в 2012 г. Помимо этого увеличение наблюдалось только в таких отраслях, как нефтепереработка, строительство, финансовая деятельность, недвижимость, госуправление и оборона. Для сравнения расходы на образование остались примерно на том же низком уровне (около 2,6 % 2002 г. к 2,5 % в 2011 г. и 2,6 % в 2012 г.). Практически не произошло изменение в таких отраслях, как гостиницы и рестораны, рыболовство и рыбоводство, электроэнергетика, здравоохране-

ние. Спад наблюдается в следующих отраслях - электроэнергетика, социальные услуги. В сельском хозяйстве произошло снижение с 5,3 % в 2002 году до 3,5 % в 2011 и до 3,1 % в 2012 гг. Доля обрабатывающих производств за это время сократилась с 15,2 % до 13,0 %, т. е. на 2,2 п.п. Устойчиво снижается вклад в ВВП транспорта и связи - на 2,1 пп. за десятилетие.

Из этого следует, что упор на сырьевой сектор экономики, который составляет более четверти ВВП России, как результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела - не ведет к улучшению общей экономической ситуации в стране. На данный момент Россия зависит от мировой экономики и интегрирована в нее сильнее, чем большинство других стран [3].

При этом по результатам 2011 г. Россия занимает по уровню номинального ВВП девятое место в мире, уступая США, Китаю, Японии, Германии, Франции, Бразилии, Великобритании и Италии. По оценке МВФ в 2010 г. по уровню номинального ВВП Россия находилась на 10-м месте в мире, но по уровню ВВП на душу населения лишь на 53-м месте.

Для выхода из этой неблагоприятной экономической ситуации следует разрабатывать другие подходы к созданию экономики. Так Владимир Путин в одном из своих интервью озвучил возможные пути развития экономики: «Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы».

Структура ВВП России (в %)

2002 2011 2012 2011-2012 (п.п) 2012-2002 (п.п)

ВВВ в рыночных ценах 100,0 100,0 100,0

Сельское хозяйство 5,3 3,5 3,1 -0,4 -2,2

Рыболовство, рыбоводство 0,3 0,2 0,2 0,0 -0,1

Добыча полезных ископаемых 5,9 9,2 9,3 0,1 3,4

Обрабатывающие производства 15,2 13,2 13,0 -0,2 -2,2

Нефтепереработка 1,8 3,0 3,0 0,0 1,2

Электроэнергетика 3,2 3,3 3,0 -0,3 -0,3

Строительство 4,7 5,6 5,5 0,0 0,8

Торговля 20,2 16,7 16,9 0,1 -3,4

Гостиницы и рестораны 0,8 0,8 0,8 0,0 0,0

Транспорт и связь 9,0 7,1 7,0 -0,1 -2,1

Финансовая деятельность 2,6 3,5 3,7 0,2 1,1

Недвижимость, аренда 9,4 10,1 10,1 0,0 0,7

Госуправление и оборона 4,5 4,8 5,6 0,8 1,1

Образование 2,6 2,5 2,6 0,1 0,0

Здравоохранение 3,0 3,1 3,3 0,2 0,4

Социальные услуги 1,7 1,4 1,4 0,0 -0,3

Чистые налоги на продукты 11,5 14,9 14,5 -0,3 3,0

Если российская экономика пойдет по такому пути, то возможно, Россия сможет стабилизировать производственные сектора экономики, сократив сырьевой, что благоприятно скажется на общем экономическом росте [3].

Библиографические ссылки

1. Кимельман С. А. «Сырьевая экономика России: правда и вымыслы» // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON. «Научно-Информационное Агентство «Наследие Отечества».

12.08.2009. URL: http://gagarin.viperson.ru/wind.php? ID=580973&soch=1.

2. Сырьевая экономика в России задушила несырьевую // Информационное агентство «Финмаркет». 13.03.2013. URL: http://www.fmmarket. ru/z/nws/hotnews.asp?id=3257805.

3. Путин В. В. Нам нужна новая экономика // Электронное периодическое издание «Ведомости». 30.01.2012. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/ news/1488145/ onashihekonomicheskihzadachah.

© Левко Е. А., 2013

УДК 336.563.1.

А. Э. Лукашева Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Проводится анализ современного состояния малого предпринимательства в России. Рассматриваются основные проблемы малого предпринимательства и перспективы его развития.

Важность существования сектора малого предпринимательства в экономике России не ставится под сомнение. Малые предприятия стимулируют развитие внутреннего платежеспособного спроса, способствуют сокращению безработицы среди трудоспособного населения, наполнению бюджетов региональных и местных уровней, увеличению количества банковских услуг. В 2012 году было зарегистрировано 238 тысяч малых предприятий. Общий объем оборота малых предприятий составил 2963 миллиардов рублей [1]. На долю малого предпринимательства приходится 21-22 % ВВП России. Доля малого предпринимательства в производстве ВВП ниже, чем в развитых странах, таких как США (50 %) и Китая (60 %) [2].

Одной из причин недостаточной развитости малого бизнеса является отсутствие необходимого количества финансовых средств. Потребность предприятий в банковском финансировании удовлетворена на 10-15 % [3]. Это свидетельствует о том, что система поддержки малого предпринимательства показывает недостаточную эффективность. Более 90 % малых предприятий не могут начать производство без заемных средств и кредитов. Важным условием кредитования малого бизнеса является осуществление деятельности предприятия на региональном рынке не менее 6 месяцев. Объектами кредитования являются те предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю [4].

Высокие риски кредитования, отсутствие надежного заемщика, отсутствие спроса на условиях банка -причины, препятствующие увеличению объемов кредитования. Для снижения кредитных рисков банки выдвигают жесткие требования к обеспечению ссуд, что недопустимо для большинства малых предприятий. На начальном этапе создания и начала деятельности малого предприятия в качестве источников фи-

нансирования используются личные сбережения и средства, полученные в качестве займов от ближайшего социального окружения. Часто мелкие предприниматели используют потребительские кредиты. В качестве ещё одной причины, препятствующей развитию кредитования малого бизнеса, можно отнести время решения вопроса о предоставлении кредита. Малый предприниматель не располагает достаточным временем и трудовыми ресурсами для сбора документов. Несмотря на указанные проблемы, российские банки, прежде всего, региональные начинают активно осваивать эту нишу, понимая перспективность кредитования малого бизнеса для укрепления своих конкурентных позиций [5].

Сейчас предпринимательство не стоит на месте и вместе с ним развивается государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса. В 2010 году «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства» включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: впервые масштабирована программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, кратно увеличен объем поддержки малым компаниям, заключившим договоры лизинга оборудования и осуществляющим поставки продукции на экспорт. Государственная финансовая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включала в себя субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. За 2010 год общий размер средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 17,82 млрд рублей, за 2012 год - около 19 млрд. рублей, а за 2013 год - более 18 млрд рублей.

Значимым новшеством среди мероприятий поддержки малых инновационных компаний стало создание инфраструктуры поддержки малых предприятий в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.