УДК 332.14
Г. И. Латышенко, М. В. Сафронов
ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Дана оценка состояния и динамики развития малого предпринимательства в Красноярском крае. Проанализированы меры государственной и региональной поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова: малое предпринимательство, субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели, поддержка малого бизнеса.
Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для региональной экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, кроме того, за счет развития малого предпринимательства обеспечивается занятость населения и повышение качества жизни жителей Красноярского края, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.
Роль малого бизнеса существенно возрастает в условиях современного экономического кризиса. Это связано с тем, что при сохранении существующей экономической ситуации крупные предприятия сокращают масштабы производства, оптимизируют затраты и временно приостанавливают свою деятельность, сокращая численность работающих, что, в свою очередь, усиливает социальную напряженность в регионе.
Переломить экономическую ситуацию возможно путем развития малого и среднего предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах государство, используя ресурс малого бизнеса, может эффективно решать проблемы, связанные:
- с сокращением потребительского спроса;
- снижением уровня доходов населения;
- формированием иждивенческой психологии определенной части населения;
- сокращением поступлений в бюджеты всех уровней и т. д.
В условиях экономического кризиса важнейшими функциями малого предпринимательства становятся противодействие росту безработицы, обеспечение занятости (самозанятости) населения и снижение социальной напряженности [1].
Таким образом, развитие малого предпринимательства поможет справиться со сложной экономической ситуацией и отвечает приоритетным задачам социально-экономического развития Красноярского края на долгосрочную перспективу [2].
Развитие малого и среднего предпринимательства -это уникальный и эффективный инструмент для формирования рыночной структуры и конкурентной среды в экономике края; роста производства товаров и услуг; сокращения числа безработных; решения важных социальных проблем.
В крае в 2008 г. было зарегистрировано 6 835 предприятий малого бизнеса (без микробизнеса). Численность работников (без внешних совместителей) составляла 138,2 тыс. чел. (9,4 % от численности занятых в экономике края,
в России - 12,6 %). Оборот малых предприятий и инвестиции в основной капитал составили, соответственно, 188,2 млрд руб. и 86,0 млрд руб. Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте - 24,8 %, что выше среднероссийского показателя на 13 % (табл. 1).
Доля доходов от малого и среднего предпринимательства составляет 5-7 %.
Отмечается положительная динамика развития малого предпринимательства за период с 2005 по 2008 гг., увеличилось количество субъектов малого предпринимательства почти в два раза, доля занятых в малом предпринимательстве за 3 года возросла с 7,2 до 9,4 % от общей численности занятых в экономике края [3].
Число малых предприятий в Красноярском крае ежегодно растет, несмотря на кризисные явления в экономике. С учетом микропредприятий число малых и средних предприятий в крае в 2008 г. составило 18 270 ед., т. е. возросло по сравнению с предыдущим годом на 15 % (табл. 2). Для сравнения, по Российской Федерации произошло сокращение числа малых предприятий на 12,2 % к уровню 2007 г. [4].
Субъекты малого предпринимательства функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Следует отметить, что структура малых предприятий (с учетом микропредприятий) по видам экономической деятельности остается на протяжении анализируемого периода практически неизменной. Основной сферой деятельности малого бизнеса является оптовая и розничная торговля (доля 46-48 %), которая менее трудоемка, но где вложенные средства приносят более быструю отдачу.
На втором месте по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности стоят организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (8-13 %), на третьем и четвертом местах - обрабатывающие производства и строительство (10-14 %). В структуре МСБ практически отсутствуют предприятия, производящие инновационную продукцию. На ее долю приходится около 1 % производимой в крае промышленной продукции.
В структуре малого бизнеса края (табл. 3) выделяются собственно малые предприятия с численностью работающих до 100 чел. и микро-предприятия с числом занятых до 15 чел. По статистическим данным 2008 г. число зарегистрированных микро-предприятий составило 11 435 ед., это почти в два раза больше, чем малых предприятий с большей численностью работников [3].
Как видно из представленных данных, на первом мес-
те в общем числе малых предприятий находятся предприятия оптовой и розничной торговли, их доля составляет 29,9 %, численность занятых - 29,7 %, а товарооборот - 71,0 %.
На втором месте - обрабатывающие производства -7,3 % от общего товарооборота; на третьем месте - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление социальных услуг - 7,0 %, на долю строительных организаций приходится 6,1 % оборота малых предприятий края. Необходимо отметить низкую долю обрабатывающих производств в общем обороте, что почти в 10 раз меньше доли оптовой и розничной торговли. Это свидетельствует о высокой доле продажи товаров, ввозимых из других регионов и импортного производства.
В крае почти не производятся товары легкой промышленности и многие продукты питания, а если и производятся, то в недостаточном количестве. Такое положение негативно сказывается на продовольственной безопасности региона. Изменение положения в данной сфере напрямую зависит от развития малого и среднего бизнеса. Сырьевая направленность экономики региона сдерживает развитие обрабатывающих производств с использованием имеющихся ресурсов в крае, особенно природных.
Изменение структуры в сторону увеличения предприятий обрабатывающих производств на базе современных технологий должно быть приоритетным при разработке программ поддержки и развития малого предпринимательства в Красноярском крае. Кроме того, приоритетными направлениями поддержки остаются сельскохозяйственное производство и сфера услуг.
Число индивидуальных предпринимателей в крае сопоставимо с количеством малых предприятий и составляет 74 494.
В районах Нижнего Приангарья в настоящее время действует 3 244 индивидуальных предпринимателя, что составляет 4,4 % от общей численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в крае. На долю оптово-розничной торговли приходится 52 %, на долю обрабатывающих производств - 4,7 %, в строительстве -1,5 % (табл. 4).
Индивидуальные предприниматели - это экономически активное население, которое необходимо поддерживать и учитывать при разработке и реализации комплекса мер, направленных на поддержку малого предпринимательства в регионе. Самозанятость этих граждан необходимо поощрять с целью расширения их бизнеса и пе-
Таблица 1
бизнеса в Красноярском крае
Оценка уровня развития малого
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Доля малого бизнеса в ВРП, % 20,3 23,9 21,0 24,8
Доля занятых в малом бизнесе, от общей численности занятых в экономике, % 7,2 7,5 8,7 9,4
Динамика числа предприятий малого бизнеса в Красноярском крае Таблица 2
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Всего малых предприятий 9819 10 466 15 879 18 270
Таблица 3
Структура малого предпринимательства по видам экономической деятельности
Число Численность, Оборот малых предприятий,
Показатель предприятии тыс. чел. тыс. руб.
ед. % всего % сумма, руб. %
Малые предприятия, всего 6 835 100 138,2 100 148 900,0 100
в том числе по видам деятельности:
- сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 379 5,5 11,2 7,7 2 970,9 2,0
- рыболовство, рыбоводство 9 0,1 0,4 0,2 42,1 0,0
- добыча полезных ископаемых 31 0,5 0,4 0,3 737,6 0,5
- обрабатывающие производства 823 12,0 17,6 12,4 10 934,2 7,3
- производство и распределение 90 1,3 3,2 2,2 807,4 0,6
электроэнергии, газа и воды
- строительство 905 13,2 16,4 12,0 9 108,9 6,1
- оптовая и розничная торговля: ремонт а/т 2 041 29,9 42,7 29,7 105 659,3 71,0
средств, мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
- гостиницы и рестораны 174 2,6 4,2 2,9 1 831,8 1,2
- транспорт и связь 423 6,2 7,0 5,1 4 024,0 2,7
- финансовая деятельность 90 1,3 0,8 0,6
- операции с недвижимым имуществом, аренда 1 502 22,0 28,6 20,5 10 489,2 7,0
и предоставление услуг
- образование 30 0,4 0,1 0,1 11,8 0,0
- здравоохранение и предоставление 136 2,0 2,0 2,1 1 258,5 0,9
социальных услуг
- предоставление прочих коммунальных, 202 3,0 4,3 3,2 1 024,2 0,7
социальных услуг
рерастания в будущем в малые и средние предприятия. Закрепление населения на территории Нижнего Приан-гарья отвечает современным требованиям Правительства РФ об освоения и развитии Сибири и Дальнего Востока.
Действующая среднесрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2008-2010 гг. призвана создать условия для динамичного развития малого предпринимательства, что должно привести к повышению конкурентоспособности продукции региональных товаропроизводителей, решению социальных проблем, обеспечению социальных гарантий трудящихся и повышению уровня жизни населения [3].
Государственная региональная поддержка малого предпринимательства направлена на создание условий для ведения бизнеса и развитие инфраструктуры.
В настоящее время малый бизнес сталкивается с влиянием финансово-экономического кризиса и развивается в условиях, приближенных к чрезвычайным.
Острой остается проблема доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Получение кредитов для пополнения оборотных средств, даже под большой процент, связано со сложностями оформления. До сих пор не развита система лизингового кредитования, отсутствует отлаженная система венчурного кредитования инвестиционных проектов.
К факторам, сдерживающим развитие предпринимательской деятельности в Красноярском крае, можно отнести:
- территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных районов;
- недостаточно развитую инфраструктуру поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- дисбаланс размещения информационных ресурсов;
- проблему качества продукции и продвижения её на региональный, российский и международный рынки;
- низкую долю производств по глубокой переработке продукции лесной отрасли и сельского хозяйства;
- высокий износ основных производственных фондов в сфере материального производства и агропромышленном комплексе;
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
- низкую активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в крае имеется. При условии реализации необходимого комплекса мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, можно в течение ближайших 3-5 лет достигнуть средних российских показателей и лидирующих позиций в Сибирском федеральном округе.
В Красноярске с 2007 г. действует бизнес-инкубатор, в котором можно получить справочную, деловую и аналитическую информацию о бизнес среде и субъектах малого и среднего бизнеса. В крае в 2009 г. открылось агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Основные направления деятельности: предоставление микрозаймов и поручительств малому бизнесу для начинания коммерческой деятельности и пополнения оборотных средств. Предоставив заявку в агентство, субъекты малого предпринимательства могут получить на возвратной основе займы до 500 тыс. руб. на срок от 3 мес. до одного года. На эти цели в 2009 г. предусмотрено 83,3 млн руб. Кроме того, Красноярское региональное агентство готово предоставить поручительства предпринимателям в случае нехватки залогового обеспечения. Для этого в бюджете края выделено 103,84 млн руб., которые размещены на депозитах в банке.
Всего на финансирование мероприятий краевой целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» было предусмотрено 516,2 млн руб. на 2009 г., в том числе 250 млн руб. за счет средств федерального бюджета.
Информационная поддержка малого бизнеса в крае осуществляется посредством развития информационно-консультационной системы на базе городских и районных библиотек, включающих 100 информационно-правовых центров, которые предоставляют предпринимателям края бесплатный доступ к ресурсам этой системы.
В целях повышения конкурентоспособности продукции региональных товаропроизводителей и продвижения её на региональные и международные рынки предусмотрена поддержка субъектов малого предпринимательства, занимающихся лесопереработкой и переработкой сельскохозяйственной продукции и дикоросов.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства направлена на создание условий для
Таблица 4
Территориальное распределение индивидуальных предпринимателей в крае
Район края Всего Из них по видам экономической деятельности
с/х обрабат. пр-ва стр-во опт/роз торговл. транспорт операц. с недвиж. прочие комм. и соц. услуги
Нижнее Приангарье: 3 244
Богучанский 1 411 192 67 12 689 349 35 50
Кежемский 608 56 53 16 300 115 25 28
Енисейский 441 46 13 6 239 77 24 18
Мотыгинский 233 26 10 7 134 35 7 13
Казачинский 230 47 3 2 138 17 11 4
С.Енисейский 202 6 6 3 123 35 15 11
Пировский 119 34 4 2 66 7 1 1
Всего по краю 74 494 2 453 4 337 1 541 43 805 7 056 7 548 4 858
ведения бизнеса и развитие инфраструктуры. Непосредственная поддержка большинства субъектов малого предпринимательства станет прерогативой органов местного самоуправления [4].
Реализация мероприятий государственной поддержки приведет к росту оборота малых предприятий в стоимостном выражении и увеличению объема инвестиций в основной капитал малых организаций. Так, в 2010 г. оборот малых организаций увеличится на 5,1-7,5 % к предыдущему году, в 2011 - на 3,2-4,7 %, в 2012 г. - на 1,9-7,7 % и достигнет 416,3-440,2 млрд руб.
Объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. вырастет в сопоставимых ценах на 1,9-4,0 % к предыдущему году, в 2011 - на 2,2-4,5 %, в 2012 г. - на 2,2-9,2 % и достигнет 7,8-8,3 млрд. руб.
Индекс производства малых организаций на протяжении прогнозируемого периода будет иметь положи-
тельную динамику. В 2010 г. он составит 103,5-106,5 % к предыдущему году, в 2011 г. - 102,0-103,0 %, в 2012 г. -101,9-102,0 %.
Библиографические ссылки
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон № 209-ФЗ : принят 24 июля 2007 г.
2. Закон Красноярского края «О краевой целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае на 2008-2010 гг.„» : закон Краснояр. края.
3. Государственная служба статистики: офиц. сайт URL: http://www.gks.ru.
4. Территория. Красноярский край [ Электронный ресурс]: URL: http://www.territory.newslab.ru.
G. I. Latyshenko, M. V Safronov
ESTIMATION OF DYNAMICS OF SMALL BUSINESSES DEVELOPEMENT
IN KRASNOYARSK REGION
The article gives estimation of condition and dynamics of development of small businesses in Krasnoyarsk region. Measures of the state and regional support of small businesses are analyzed in the article.
Keywords: small businesses, subjects of small businesses, individual enterpreneurs, small businesses support.
© flambimeHm r. M., CafypoHoe M. B., 2010
УДК 330.341.42
С. К. Демченко, Т. А. Мельникова
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНА
Рассматривается трансформация региональной экономики Красноярского края, критерии эффективности структурной перестройки. Приводится оценка качества структурных изменений в экономике Красноярского края и показано их влияние на социально-экономическую эффективность региона.
Ключевые слова: общественное производство, социальная эффективность, рынок труда.
Российская экономика динамично интегрируется в мировое хозяйство. Закономерности экономического роста в масштабе глобального развития оказывают существенное влияние на каждое национальное хозяйство. Об этом свидетельствует осенний финансовый кризис 2008 г., который оказал влияние не только на функциональный характер финансовых институтов, но и на развитие структур реальных секторов экономики страны и ее регионов. Его воздействие найдет выражение в деформации отраслевой структуры и занятости населения, в изменении масштабов производства товаров и услуг, а также логических схем товародвижения в региональных товарных потоках.
В данном контексте нам представляется интересным опыт структурной трансформации региональной экономики Красноярского края. Его структура динамична и
изменяется по мере развития экономической системы. Большинство авторов к основным категориям структурной трансформации экономики относят соответствующие сдвиги, кризисы, перестройку и даже структурную революцию. Что касается структурных сдвигов, то, с одной стороны, они являются результатом развития экономики, а, с другой, - процессом, приводящим к перестройке структуры экономики в целом. Им предшествуют определенные преобразования - постепенные количественные накопления структурных изменений, впоследствии переходящие в структурные сдвиги. Выход из структурного кризиса осуществляется в процессе кардинальных структурных изменений и структурной перестройки [1].
Критерий эффективности структурной перестройки выражается через систему показателей. Ими могут быть