ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИП В УСЛОВИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
FEATURES OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF KRASNOYARSK REGION
Кирюшин В.А., аспирант Kiryushin V.A., Post-graduate student Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается малое инновационное предприятие в качестве одной из приоритетных категорий субъектов предпринимательства, которым может оказываться государственная поддержка, в программе названы «малые инновационные компании (в том числе малые инновационные компании-эмитенты) — юридические лица, являющиеся субъектами малого и (или) среднего предпринимательства, действующие на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года, фактически производящие инновационные товары (осуществляющие инновационные разработки) или оказывающие инновационные услуги, а также фактически осуществляющие затраты на технологические инновации. Решение этой проблемы видится в основной форме поддержки в настоящее время, является инкубирование. В то же время процесс инкубирования весьма затратен и требует привлечения не только значительных финансовых средств, но и высококвалифицированного персонала, имеющего опыт и знания в технических, производственных, юридических и финансовых вопросах, причем, возмещение затрат возможно только по истечении довольно длительного срока (3-5 лет) из будущих доходов успешных малых инновационных предприятий.
ABSTRACT
The article deals with a small innovative company as one of the priority categories of business entities, which may be provided state support, the program called «small innovative companies» (including small innovative companies-issuers) - legal persons who are the subjects of small and (or) average business operating at the time of the decision to grant subsidies to more than 1 year, in fact, producing innovative products (implementing innovations) or providing innovative services, as well as actually carrying out the cost of technological innovation. The solution to this problem lies in the basic form of support at the moment is incubation. At the same time the process of incubation is very cost and requires not only considerable financial resources, but also highly qualified personnel with expertise in the technical, operational, legal and financial matters and, reimbursement is possible only after a fairly long period (3-5 years) of future earnings successful small innovative enterprises.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Красноярский край, факторы, финансовые средства, «Инновационный край 2020», риски, бизнес-инкубатор, государственная поддержка.
KEY WORDS
Krasnoyarsk Krai, factors, financial means, "Innovative edge 2020", risks, business incubator, state support.
Красноярский край в 2010 году имеет на каждую тысячу населения 15 предприятий малого и среднего бизнеса. Данное положение обеспечивает краю 8 позицию в общенациональном рейтинге субъектов РФ по развитию малых и средних предприятий.
Для обеспечения деятельности всех субъектов, задействованных в инновационной системе, включая малые инновационные предприятия, принята
соответствующая нормативно-правовая база. Утверждена Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020».
1 декабря 2011 года принят Закон края «О научной, научно-технической, и инновационной деятельности в Красноярском крае».
С 2011 года в Красноярском крае реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на2011-2013 годы.
Данная программа содержит ряд пунктов по поддержке МИП, в частности:
- «возмещение части затрат субъектов малого и(или) среднего предпринимательства, являющихся действующими малыми инновационными компаниями, связанных среализацией инновационных проектов, втом числе направленных накоммерциализацию инновационных разработок (технологий, продуктов, услуг);
- субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, являющимся действующими малыми инновационными компаниями, навозмещение части затрат, связанных сприобретением (созданием) производственного оборудования, специальной техники, агрегатов икомплексов, приобретением (строительством и/или капитальным ремонтом) объектов недвижимости производственного назначения», а также фактически осуществляющие затраты на технологические инновации в значении, установленном в Приказе Росстата от 30 октября 2009 года № 237 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций», для заполнения формы федерального статистического наблюдения № 2МП-инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия».
Единая информационно-консультационная система поддержки
предпринимательства, которая охватывает также и МИП, в Красноярском крае включает всебя:
- специализированный Интернет-портал www.smb24.ru;
- дистанционный информационно-консультационный бизнес-инкубатор Красноярского края www.bikr.ru;
- Интернет-сайт Регионального центра поддержки предпринимательства http://rcpp24.smb24.ru;
- центры поддержки предпринимательства;
- информационно-правовые центры, расположенные в муниципальных библиотеках городов и районов края (105 точек доступа).
Таким образом, и по структуре, и особенно по обороту, в крае преобладают предприятия сферы торговли и услуг. На втором месте находятся предприятия, работающие с недвижимостью, то есть тоже в непроизводительной сфере. Данная тенденция отражает общемировую структуру микропредприятий, которые создаются в основном в сфере услуг и торговли, так как производственная деятельность обычно требует дорогих основных средств, недоступных малым предприятиям.
И по количеству, и по обороту красноярские МИП занимают крайне малую долю среди других малых предприятий. Особенное распространение в крае получили малые инновационные предприятия, созданные с участием вузов и научных учреждений края. Так, их количество возросло с 60 в 2011 году до 82 в 2012 году, а годовой оборот данных предприятий увеличился с 2,2 млн. рублей в 2011 году до 17,1 млн. рублей в 2012 году. На конец 2012 года около ста предприятий малого бизнеса официально признаны инновационными и получают государственную поддержку [1]. В 2011 году поддержку получили 18 инновационных компаний на сумму более 54 млн. рублей. Только на базе СФУ были созданы 34 малых инновационных предприятия университета, четыре из которых являются резидентами Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора.
Количество предприятий
2%
■ сельское хозяйство
■ обрабатывающие производства
■ производство электроэнергии, газа, воды
■ строительство
■ торговля и бытовые услуги
■ транспорт
■ недвижимость
Рисунок 1 - Структура предприятий Красноярского края в 2012 году
В крае ведется активное развитие инфраструктуры МИП. Основу физической инфраструктуры поддержки составляет КГАУ «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», запущенный в июне 2011 года, в состав которого входят офисы для резидентов, действует специальный отдел сопровождения проектов, предоставляющий необходимые консалтинговые услуги. По итогам 2012 года резидентами являются 91 компания (по итогам 2011 - 63 компании), из них 28 размещены на площадях бизнес-инкубатора. В 2013 году планируется дальнейшее развитие КРИТБИ, в том числе в направлении роста числа резидентов и создании филиальной сети в муниципальных образованиях края и вузах.
В 2011-2012 годах велось активное развитие центра прототипирования на базе КРИТБИ, в котором собрано самое современное оборудование, позволяющее выполнять заказы как для резидентов КРИТБИ, так и для сторонних предприятий. На его создание были направлены средства краевого бюджета в размере 132 млн. рублей, а также в 2011 году были привлечены средства федерального бюджета по программе поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России в размере 80 млн. рублей. На настоящий момент открыты филиалы Центра прототипирования КРИТБИ на базе Ресурсного центра СибГАУ и Институте физики СО РАН. Основные направления деятельности центра прототипирования - изготовление радиоэлектронных и электрических устройств, механическая обработка и изготовление прототипов из металлов и пластиков, нано-технологический блок.
Крупнейший строящийся объект инновационной инфраструктуры МИП -Красноярский технопарк. Планируется, что офисы резидентов, управляющей и сервисных компаний, производственные и лабораторные помещения примут к 2016 году не менее 75 резидентов. В 2012 году завершены проектные работы. В 2013 году запланировано проведение госэкспертизы проекта и начало строительства зданий. Планируется участие в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на строительство объекта за счет государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», планируемого к проведению Минкомсвязи России.
Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор - это первый «классический» бизнес-инкубатор Красноярского края, оказывающий малым инновационным предприятиям полный комплекс необходимых услуг.
Бизнес-инкубатор образован в форме государственно-частного партнерства. Его учредителями выступили администрация города Красноярска и НП «Учебно-научно-инновационный комплекс КГТУ».
Основной задачей бизнес-инкубатора является формирование благоприятной деловой среды для развития малого инновационного предпринимательства, направленного на эффективное использование научно-технического потенциала при решении задач социально-экономического развития города Красноярска.
Бизнес-инкубатор специализируется на инновационных проектах имеющих перспективу внедрения на территории города Красноярска, потенциал экономического роста, юридическую чистоту и прозрачность бизнеса.
Поддержка субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере на ранней стадии их деятельности будет осуществляться в краевом бизнес-инкубаторе посредством предоставления, в том числе, следующих услуг:
1. Предоставление оборудованных рабочих мест и нежилых помещений.
2. Предоставление лабораторного и экспериментального оборудования для проведения исследований.
3. Обеспечение средствами связи для ведения переговоров с конечным потребителем, потенциальными инвесторами.
4. Доступ в Интернет.
5. Предоставление в аренду оборудования и лизинг недвижимого имущества
6. Оказание услуг бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства.
7. Консалтинговые услуги по позиционированию инновационных проектов, исследования рынка и так далее.
Краевые власти подписали соглашение с Фондом Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, согласно которому в крае создано представительство этого фонда. Кроме того, подписан протокол о взаимодействии и планах по участию в 2 программах фонда: УМНИК и СТАРТ.
В частности, программа «СТАРТ» рассчитана на три этапа. Каждый этап реализуется в течение одного года. В первый год Фонд выделяет средства в размере до 1 млн рублей на выполнение научных исследований и контролирует, получены ли в итоге какие-либо результаты. Со второго года Фонд осуществляет финансирование на паритетной основе, то есть предприятие должно привлечь внебюджетные источники финансирования или вложить собственные средства в том же размере, что и Фонд. На втором этапе Фонд содействия выделяет до 2 млн рублей, на третьем этапе - до 3 млн рублей.
25 июня 2013 года в КРИТБИ по программе «СТАРТ» Красноярский край представил на защиту пять проектов, два из которых являются проектами резидентов КРИТБИ. Среди них проект компании «АптаМир», разрабатывающей экспресс тест-систему для выявления кишечных инфекций и онкологических заболеваний у человека на ранних стадиях. Второй резидентский проект - компании «Наноконсультант», которая занимается получением натурального экстракта из топинамбура для применения в пищевой и перерабатывающей промышленности - с целью обогащения полезными веществами и здорового питания населения.
Согласно подписанному соглашения о взаимодействии стороны решили, в частности:
«поддерживать в форме безвозвратного финансирования перспективные научные исследования и технологические разработки ученых Красноярского края, а также инновационные проекты, находящиеся на начальной стадии развития;
на условиях паритета компенсировать часть банковской процентной ставки (в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ) малым инновационным предприятиям, реализующим научно-технические проекты за счет средств банковских кредитов;
оказывать финансовую поддержку малым инновационным предприятиям Красноярского края, внедряющим в производство результаты научно-исследовательских и опытно-констукторских работ, выполненных собственными силами;
содействовать партнерству высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов с малыми инновационными предприятиями Красноярского края по разработке новых видов рыночно-ориентированной продукции путем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, базирующихся на интеллектуальной собственности, принадлежащей вузам и НИИ;
развивать инновационную инфраструктуру малого наукоемкого бизнеса в Красноярском крае, оказывая финансовую поддержку действующим инновационно-технологическим, инжиниринговым и консалтинговым центрам, технопаркам, бизнес-инкубаторам, центрам трансфера технологий и другим организациям, работающим в научно-инновационной сфере».
В настоящее время Фонд реализует программы инновационного развития, которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест.
Реализуя данные задачи, Фонд ежегодно оказывает финансовую поддержку более чем 1500 малым инновационным предприятиям по всей Российской Федерации.
За время деятельности Фонда по всем программам было подано порядка 35 000 заявок на выполнение НИОКР и поддержано свыше 11 000 проектов из 75 субъектов Российской Федерации.В Красноярском крае представительством фонда является КРИТБИ.
В качестве примера поддерживаемого на региональном уровне МИП можно привести компанию «Технорос», которое занимается производством нефтяного и горного оборудования [2].
В 2009 году «Технорос» в рамках региональной программы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса получил субсидии на приобретение специальной техники, перерабатывающего (обрабатывающего) оборудования, агрегатов, комплексов в размере 414 тыс. рублей.
Помимо производства, предприятие включает в себя специальное конструкторское бюро (СКБ), которое занимается научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук.
В частности, научным результатом субсидирования стала разработка двух новых изделий - сортировочной машины для сортировки зерна семенного фонда, и пружинной бороны, которая прошла испытания на полях Балахтинского района.
С целью стимулирования спроса на инновационную продукцию малых предприятий в Красноярском крае министерством инвестиций и инноваций края ведется активное взаимодействие с Фондом инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО». В 2012 году совместно определен комплекс мер, направленный на формирование и развитие механизмов стимулирования спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Красноярском крае.
Таким образом, на территории края создана эффективная система управления инновационным развитием региона, активно развивается финансовая инфраструктура поддержки инноваций, а также формируется ряд объектов физической инновационной инфраструктуры, объединенных в единую логическую цепочку.
Инвестиционная деятельность в области инноваций приводит к созданию высококонкурентной продукции различного рода, производство которой в динамике возрастает.
Цель исследования : обеспечения деятельности всех субъектов, задействованных в инновационной системе, включая малые инновационные предприятия, создание высоко конкурентной продукции различного рода.
Задачи исследования: основным направлением деятельности бизнес-инкубатора являются отработка механизмов формирования инновационного предпринимательства на начальной стадии развития субъектов малого предпринимательства, проектный консалтинг, создание условий и предоставление ресурсов для развития наукоемкого
бизнеса, трансферта технологий, расширение рынка товаров и услуг, привлечение инвестиционных ресурсов, создание инфраструктуры бизнеса.
В процессе своей деятельности МИП взаимодействует практически со всеми элементами региональной инновационной системы, но основными являются структуры:
— предоставляющие инвестиции, такие, как региональная администрация и местные банки;
— предоставляющие свои площади в аренду, а также различные услуги, в нашем случае это прежде всего КРИБТИ и подобные структуры;
— обеспечивающие предприятие кадрами и специалистами (зачастую предприятие также обеспечивает себя кадрами непосредственно).
Зарубежный опыт решения проблемы возмещения этих затрат при сохранении мотивации участников малых инновационных предприятий выработал два наиболее эффективных подхода. Первый, так называемое корпоративное инкубирование (Согро^е1псиЬа^оп), заключается в том, что крупные производственные компании создают собственную инкубирующую структуру, финансируют ее деятельность, определяют цели и оценивают достигнутые результаты. Второй подход есть кооперация между разработчиками и командами управленцев, уже имеющих опыт инкубирования малых инновационных предприятий, в виде совместного юридического лица, где каждая из сторон вносит соответствующий вклад и делит финансовые риски. Источником возмещения затрат в этом случае служат, как правило, правительственные программы поддержки малого инновационного бизнеса.
Корпоративное инкубирование развивается на территории края довольно активно в результате взаимодействия Норникеля и программы СТАРТ, однако данный положительный опыт не распространяется на другие развитые красноярские компании.
Одним из важных обстоятельств, препятствующих развитию МИП, является существующая в настоящее время сложность выхода инвестора из проинвестированного им венчурного предприятия. По данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (www.rvca.ru), в реализованных отечественных венчурных проектах выход из компании был осуществлен в основном путем продажи своей доли зарубежным компаниям или инвесторам. В западных странах венчурный бизнес удовлетворяет потребность крупных компаний в инновационных разработках, однако в российской практике предприятия в большинстве своем производят инновации самостоятельно. Вынося эту функцию на аутсорсинг, крупное предприятие может сократить свои издержки.
Среди выпускников российских вузов крайне мало по-настоящему подготовленных менеджеров и управленцев именно инновационных высокотехнологичных компаний ранних стадий развития. Очень мало готовят венчурных менеджеров, которые должны быть связующим звеном между ученым (инноватором) и инвестором.
Более того, в вузах чаще всего преподают люди из академических кругов, не имеющие отношения к бизнесу. Инновационные проекты, требующие коммерциализации, представляются им далекой реальностью, поэтому они зачастую не могут оказать реальную помощь в подготовке проекта к реализации.
Кроме того, существуют и объективные проблемы при реализации инновационных проектов в вузе. Главными среди них представляются: сложность прохождения административных процедур согласования решений, отсутствие свободных площадей для работы команды проекта, необходимость учета многоцелевого использования оборудования вуза (научная, образовательная, управленческая деятельность).
Можно отметить также проблемы подготовки кадров, связанных с исследованиями и разработками. На производствах нехватка среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Существует риск того, что используемые технологии могут быть частично утеряны, так как носителей ключевых технологий остается буквально единицы.
Следует заметить, что такой видбизнеса, как МИП может быть эффективным только в условиях хорошо налаженной инфраструктуры передачи технологий(взаимодействие между различными секторами науки, наукой и
производством, центром ирегионами) и системы коммуникаций, в то время как в условиях нашего края необходимый высокий уровень коммуникаций и взаимодействий можно обеспечить только в промышленных районах, сконцентрированных вокруг Красноярска и Норильска. Недостаточное развитие коммуникационной инфраструктуры сдерживает развитие МИП в остальных областях края.
Важной проблемой остается неравномерное распределение расходов малых предприятий по направлениям инновационной деятельности - по опыту стран СНГ, доля средств, которые направляются МИП именно на исследования и разработку очень мала, незначительным является доля расходов на производственное проектирование, приобретение новых технологий, на маркетинг и рекламу, в основном эти средства направляются на приобретение новых средств производства [3].
Важным направлением финансирования МИП в развитых странах является привлечение иностранных инвестиций, основу которых составляют международные программы, паевые взносы иностранных инвесторов, гранты, средства иностранных научных фондов. Но этот источник финансирования имеет очень малое значение в общем процессе инвестирования инновационной деятельности в Красноярском крае, что связано с практическим отсутствием венчурного бизнеса и неразвитостью проведения соответствующих конференций, презентаций, выставок, а также с географической удаленностью края от крупных научных центров ЕС и США.
Инновационном сектору в рыночной экономике присущи три фундаментальные рыночных принципа: свобода интеллектуальной деятельности, интеллектуальные экономические контракту отношения, частная собственность на интеллектуальный продукт. Свобода интеллектуальной деятельности означает, что квалифицированный специалист имеет право выбора того как устраивать собственные дела в научно-исследовательском и экономической жизни.
Факторами снижения уровня социальной конкурентоспособности для Красноярского края являются имеющиеся демографические проблемы, а также проблемы, связанные с развитием системы образования и здравоохранения».
«Конкурентоспособность региона и ее факторы (на примере Красноярского края» используется метод рейтингового шкалирования, позволяющий соотнести фактические значения статистических показателей с наилучшими. «В качестве эталонного региона в данном случае выступает реально существующий, обладающий наилучшими характеристиками конкурентоспособности. Тем самым определяется место региона по каждому показателю». В результате были сделаны выводы о том, что Красноярский край обладает высокой экономической конкурентоспособностью, средней социальной и низкой экологической. Это позволило определить критические области, которые существенно снижают конкурентоспособность края:
1. Экологическая и связанные с ней демографическая область и сфера здравоохранения.
2. Образование и инновационная деятельность, которые имеют прямое отношение к теме нашей работы.
3. Транспортная инфраструктура.
В проекте стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года анализ конкурентоспособности края ведется по модели SWOT-анализа, при этом в качестве сильных сторон описываются, как и в нашей работе, экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, развитый ТЭК, а также, по мнению авторов программы, к сильным сторонам края относится развитая система высшего образования края.
В условиях Красноярского края реализация свободы интеллектуальной деятельности имеет следующие риски:
- Риски контрактовых отношений: сводятся к тому, что могут быть нарушены взятые взаимные юридические обязательства одной из сторон о проведении экономических операций; может быть нарушено одной стороной по другой право купить или продать интеллектуальный (инновационный) продукт, передать другому лицу право собственности на инновационный товар, создать общество или совместное
предприятие, в нездоровой экономической системе, в которой доминирует властный административный ресурс, контроль за движением товаров и денежных систем контролируемая администрацией судебная система может отстоять интересы только сильной стороны, значительно ослабляет исковую силу слабой стороны;
- Риски права частной интеллектуальной собственности: право частной интеллектуальной собственности означает, что создатель инноваций имеет неотъемлемое право распоряжаться своей собственностью, например изобретением, новой конструкцией, технологией, новым видом продукции. При рыночной системе большая часть как общего, так и инновационного имущества принадлежащего физическим лицам или организациям, которые в свою очередь также принадлежащих физическим лицам.
Процесс утверждения главных экономических свобод в условиях Красноярского края имеет три ключевых риска:
- Большая вероятность ценового контроля за созданием и реализацией инновационных продуктов со стороны государственных органов, что затрудняет деятельность создателей и потребителей инноваций на контрактовой (договорной) основе;
- Риск чрезмерного государственного регулирования, когда государство вмешивается в естественно складывающиеся рыночные связи предприятий;
- Ограничение покупать иностранные и продавать собственные отечественные инновационные товары.
Красноярские инновационные предприятия также сдерживает отсутствие развитого внутрикраевого рынка сбыта для инноваций, поскольку даже при желании осуществлять модернизацию краевые предприятия предпочитают приобретать новые разработки за пределами края, а не заказывать их местным МИП. Этому способствует традиционная сырьевая ориентация края, хотя в последние годы растет доля инноваций и в сырьевых отраслях экономики края.
Можно отметить, что в Красноярском крае в настоящее время, несмотря на все сложности, описанные в данной статье, элементы инновационной системы в основном сотрудничают и составляют единую систему. Отсюда вытекают перспективы развития инновационных компаний, а следовательно, есть перспективы повышения эффективности работы всей региональной инновационной системы.
Для повышения эффективности работы системы необходимо преодолеть недостатки и усилить сотрудничество, взаимодействие между элементами инновационной системы. Когда участники инновационной системы связаны должным образом, они могут стать мощным механизмом экономического роста региона.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Электронный ресурс: http://gnkk.ru/articles/den-ministra-s-andreem-volfom-ministrom-investitsiy-i-innovatsiy-krasnoyarskogo-kraya.html
2. Электронный ресурс: www.innovbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=16246
3. Кузьмина Н.Н., Попов Н.А., Кузьмин Д.И. Оценка конкурентоспособности региона с позиций концепции устойчивого развития // Российское предпринимательство. — 2010. — № 7 Вып. 1 (162). — с. 143-148.
4. Электронный ресурс: www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/356/image/356-135.pdf