Научная статья на тему 'Инвестиционная политика как составляющая социально-экономического развития Красноярского края'

Инвестиционная политика как составляющая социально-экономического развития Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузенкин В. И., Иванченко Л. А.

Рассматривается важность инвестиционной политики для социального и экономического развития нашего региона, нормативно-правовые акты инвестиционной политики регионального уровня, эффективность её реализации на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика как составляющая социально-экономического развития Красноярского края»

Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

прошлого года на 0,6 %, и это было вызвано снижением экспорта, а также снижением объема инвестиций и расходов на строительство. Большинство экономических агентств прогнозируют рост ВВП Германии менее 1 % в текущем году [6]. Пока «власти продолжают придерживаться существующего политического курса», им не удастся избежать «мрачного сценария» длительного экономического спада в Европе и, как следствие, возникновения угрозы политическому единству еврозоны. Для спасения евро необходимы как немедленные меры по выходу из кризиса, так и проведение долгосрочных структурных изменений.

Библиографические ссылки

1. Волчкова Н. А. После вступления в ВТО проблемы моногородов будут возникать постепенно // БИЗНЕС Online : деловая электронная газета Татарстана. 28.04.2012. URL: http://www. business-gazeta. ru/article/58681/.

2. Кипр просит у России срочной финансовой помощи, Меркель - против // РИА новости. 20.03.2013. URL: http://krizis-kopilka. ru/archives/9 783.

3. Кипр не получил помощи от России // ОКО планеты. Информационно-аналитический портал. 22.03.2013. URL: http://oko-planet.su/finances/ financesday/174096-kipr-ne-poluchil-pomoschi-ot-rossii. html.

4. Харитонов А. Не только финансовый кризис угрожает целостности ЕС и еврозоны // Холдинг «Финам». 25.03.2013. URL: http://finam.info/news/ne-tolkofinansoviy-krizis-ugrogaet-tselostnosti-es-i-evrozoni/.

5. Каким образом будут стимулировать российскую экономику // MoneyJournal - ежедневное интернет издание. 05.02.2013. URL: http://www. moneyjournal.ru/ekonomika/rossiya/kakim-obrazom-budut-stimulirovat-rossiyskuiu-ekonomiku-6210.html.

6. Харитонов А. Кто и зачем «сбивает» курс евро? // Холдинг «Финам». 18.04.2013. URL: http://finam.info/news/kto-i-zacem-sbivaet-kurs-evro.

© Коршакевич И. С., 2013

УДК 332.146:330:322

В. И. Кузенкин Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассматривается важность инвестиционной политики для социального и экономического развития нашего региона, нормативно-правовые акты инвестиционной политики регионального уровня, эффективность её реализации на практике.

Инвестиционная политика для нашего региона является одним из важных условий освоения имеющихся у Красноярского края перспективных производственных площадок и востребованных природных ресурсов. Вложение инвестиций в данные проекты и их успешная реализация обеспечивает социально-экономическое развитие региона. На данный момент в регионе успешно реализуются различные инвестиционные проекты, такие как комплексное развитие Нижнего Приангарья, разработка и освоение Ванкор-ского нефтегазового месторождения, комплексная застройка жилого района «Новалэнд», и другие проекты, основанные на частно-государственном партнёрстве. В связи с длительностью освоения и реализации инвестиционных проектов нужны необходимые административные и экономические условия на теоретическом и практическом аспектах, которые дают выгоды инвесторам и защищают их вложения.

В нашем регионе разработаны нормативно-правовые акты, которые дают выгодные и удобные условия инвесторам и предоставляют им гарантии при вложении средств. Стоит обратить внимание на закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае» от 30.09.2004 № 12-2278, который предусматривает для инвесторов

льготы по региональным налогам, государственные гарантии края, бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц, бюджетные кредиты, инвестиционные налоговые кредиты, льготы по аренде недвижимого имущества, субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов или лизинговых платежей. Порядок предоставления такой формы государственной поддержки регулируется постановлением Совета администрации Красноярского края от 23.03.2005 № 91-п «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» [3].

Планы разработки и реализации эффективной инвестиционной политики находят своё выражение и в «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года» [2]. По уровню инвестиционной активности Красноярский край находится в числе регионов - лидеров. Объем инвестиций в основной капитал на территории края формирует около 30 % всех инвестиций в Сибирском федеральном округе. В 2011 году объем инвестиций в основной капитал в крае достиг 303,9 млрд. рублей (113 % к уровню 2010 г.). По объему инвестиций на душу населения край находится на 14 месте среди

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

регионов России и на 1 месте в СФО. Планирование инвестиционной политики Красноярского края в разработанной Стратегии учитывает её основные проблемы: недостаточная диверсификация инвестиционной деятельности по территории края и по объектам вложений; недостаточный уровень развития инфраструктуры; высокие инвестиционные издержки; высокий уровень потенциальных экологических рисков. Это означает, что инвестиционная политика призвана решать в первую очередь проблемы в этих сферах с целью сделать вложение средств для инвесторов делом эффективным, выгодным и безопасным.

Также важным направлением инвестиционной политики является поддержка развития малого и среднего предпринимательства. Для поддержки и развития предпринимательства в Красноярском крае в 2010 г. создано краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» (КРИТБИ). Согласно его целям, бизнес-инкубатор реализовывает задачи по созданию условий для обеспечения эффективной работы субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на ранней стадии их развития. Главная задача бизнес-инкубатора -помощь перспективным проектным командам в доработке идей и продукта, получении инвестиций, поиске стратегических партнёров и клиентов. По итогам работы 2012 года КРИТБИ его резидентами получено субсидий на 77 млн 879 тыс. рублей, грантов на 75 млн 640 тыс. рублей, привлечено частных инвестиций на 160 млн 256 тыс. рублей, объем реализованной продукции 1 млрд 156 млн 525 тыс. рублей, создано 657 рабочих мест. На апрель 2013 года в КРИТБИ подано 609 заявок на кандидаты в резиденты, отобрано 5 кандидатов и 95 проектов, являющихся резидентами [1]. В 2012 году открыто представительство Центра прототи-пирования в Сибирском аэрокосмическом государственном университете на территории Ресурсного центра. Кроме того, подписан ряд стратегических соглашений о сотрудничестве, в том числе с Сибирским федеральным университетом (СФУ) об инфраструктурной поддержке инновационных проектов в сфере информационных технологий на базе Института космических и информационных технологий СФУ.

По рейтингу инвестиционной привлекательности (оценка РА «Эксперт») Красноярский край в 2011 г. относился к группе 1В, которая характеризуется как группа с высоким уровнем инвестиционного потенциала и умеренным уровнем инвестиционного риска [2]. Успешное проведение инвестиционной политики края и реализация портфеля инвестиционных проектов (в настоящее время около 130 проектов с суммарным объемом инвестиций порядка 3 трлн. рублей) позволят в среднесрочной и долгосрочной перспективе обеспечить достижение следующих результатов: рост инвестиций в основной капитал к 2015 году составит 118,5-120 %, к 2020 г. - 1,3-1,5 раза (в сопоставимых ценах); по рейтингу инвестиционной привлекательности Красноярский край к 2015 г. войдет в первую десятку российских регионов, к 2020 г. - в первую пятерку с уровнем рейтинга 1А (высокий потенциал - низкий риск); по долгосрочному кредитному рейтингу (международные агентства Fitch, Standard&Poor's) к 2015 г. Красноярский край повысит свой рейтинг до уровня Российской Федерации в целом (ВВВ), к 2020 г. перейдет в высший класс рейтинга А [2]. Таким образом, в нашем регионе инвестиционная политика как составляющая социально-экономического развития направлена на создание благоприятных условий для привлечения инвесторов в Красноярский край и реализации инвестиционных социально-экономических проектов.

Библиографические ссылки

1. КГАУ «КРИТБИ» - краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» : офиц. портал. URL: http://www.kritbi.ru/

2. Проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года // Красноярский край : офиц. портал. URL: http://www.krskstate.ru/.

3. Федеральные и краевые нормативно-правовые акты в области поддержки инвестиционной деятельности: // Красноярский край : офиц. портал. URL: http://красноярскийкрай.рф/.

© Кузенкин В. И., 2013

УДК 338.22

Е. А. Левко Научный руководитель - Т. Н. Афанасьева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Рассматривается преобладание сырьевого сектора в экономике России, на фоне упадка других отраслей.

Рассматривая современную рыночную экономику России, нельзя недооценивать значение ее сырьевого сектора. Приход России в сырьевую экономику начался в 70-е годы XX века, когда минерально-сырьевые ресурсы, в особенности топливно-энергетические, стали доминирующим фактором ми-

рового экономического развития. Тогда же все страны мирового сообщества условно были поделены на производящие и экспортирующие минеральное сырье и страны потребители, занимающиеся его импортом.

При этом буквально за 10-15 лет, наша страна заняла лидирующие позиции по добыче основных по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.