Научная статья на тему 'Совершенствование развития инновационной и инвестицонной деятельности в Красноярском крае'

Совершенствование развития инновационной и инвестицонной деятельности в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко К. В., Мельников М. В., Рагозина М. А.

Описываются основные направления инновационной и инвестиционной деятельности государственных органов в Красноярском крае. Предложены пути решения качественного и эффективного развития инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование развития инновационной и инвестицонной деятельности в Красноярском крае»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 332.14.

К. В. Терещенко, М. В. Мельников Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Описываются основные направления инновационной и инвестиционной деятельности государственных органов в Красноярском крае. Предложены пути решения качественного и эффективного развития инновационной системы.

Создание инновационной экономики требует сложных настроек и долгосрочного планирования. В России основным документом, определяющим вектор приложения сил государства и бизнеса в этом направлении, является «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Правительством РФ в декабре 2011 года.

Главной целью разработки Концепции стало определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния граждан страны, национальной безопасности, динамичного развития экономики и укрепления позиций России в мировом сообществе.

В Красноярском крае региональными органами власти проводится серьёзная работа по развитию инновационной деятельности.

С целью формирования исчерпывающего информационного ресурса о научно-технической и инновационной продукции, производимой в Красноярском крае, министерством инвестиций и инноваций края организовано размещение информации об инновационных продуктах предприятий края в Реестре инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации. Инициаторами создания данного реестра совместно выступают ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», НО «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ОАО «РОСНАНО», ОАО «РВК», НО «Фонд инфраструктурных и образовательных программ», ОАО «Московская Биржа». Сведения об инновационных продуктах, технологиях и услугах, содержащихся в реестре, рекомендуется использовать при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 21.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С целью презентации коллективных экспозиций товаров (услуг) местных производителей обеспечивается участие инновационных компаний в российских и международных выставках и ярмарках. В частности, в период с 31 октября по 2 ноября 2013 года делегация края приняла участие в Московском международ-

ном форуме инновационного развития «Открытые инновации». В рамках форума прошла выставка инновационных и инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации. На коллективном стенде Красноярского края были представлены 12 резидентов КГАУ «КРИТБИ» и малых инновационных предприятий, а также крупные предприятия края (ОАО «Красноярский машиностроительный завод», ЗАО «Полюс», ФГУП «НПП «Радиосвязь», ФГУП «Горнохимический комбинат», ОАО «ПО Электрохимический завод», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» и компания «Мекран») [1].

В последние годы край наращивает свою инвестиционную привлекательность, снижая инвестиционные риски и формируя благоприятные условия для широкого круга инвесторов, за счет развития инфраструктуры и системы поддержки инвесторов и предпринимателей. И мы должны понимать, что верно определённые точки роста задают верный вектор движения, который при хорошей поддержке и хорошем руководстве непременно приведёт любой отдельно взятый регион к намеченным целям в разумные сроки.

Отдельно стоит отметить такие мероприятия в Красноярском крае, как организация Совета по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе Красноярского края. Такие советы крайне благотворно влияют на темп развития региона ввиду того, что в их состав входят представители территориальных органов федеральных органов власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований предпринимателей и другие лица, заинтересованные в развитии инвестиционного климата в крае. Практика формирования подобных советов активно используется за рубежом, а сегодня помогает взращивать сильную экономику в России.

Главное целью сформированного совета является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, а также развитие механизмов стимулирования роста инвестиционной активности и привлечения средств инвесторов для развития краевой экономики.

Таким образом, в результате проведённого исследования, мы можем утверждать, что для качественного и эффективного развития инновационной системы того или иного региона необходимо, в первую очередь, обеспечить выполнение нескольких первостепенных задач, таких как формирование законодательной базы инвестиционной деятельности и системы

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов, включающей:

• систему эффективного сопровождения проекта на всех стадиях его реализации; установление фиксированного срока рассмотрения заявок на выделение земельных участков для реализации инвестиционных проектов;

• закрепление за каждым крупным инвестиционным проектом куратора из числа членов правительства региона;

• нормативно-правовую базу, обеспечивающую льготы по налогу на имущество организаций и пониженную ставку налога на прибыль организаций, льготные ставки арендной платы инвесторам, проекты которых получили статус приоритетных;

• подготовку свободных производственных площадок с подведением всех необходимых инженерных коммуникаций до границ участка;

• сформированный залоговый фонд из числа объектов, находящихся в региональной собственности,

для предоставления инвесторам залоговой базы в целях обеспечения банковских кредитов.

В заключении отметим, что необходим системный подход, включающий определение стратегических приоритетов региона в сфере инноваций и механизма их реализации. Так же желательно, чтобы Красноярский край стал особой экономической зоной в России, что позволило бы привлечь федеральные средства на развитие инновационной и инвестиционной деятельности, сформировать льготные налоговые ставки.

Библиографическая ссылка

1. Отчет реализации Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» [Электронный ресурс] : Офиц. портал Красноярского края. URL: http://www. krskstate.ru/innovation/policy/page6124 (дата обращения: 21.02.2014).

© Терещенко К. В., Мельников М. В., 2014

УДК 332.13

А. В. Ткачева Научный руководитель - А. В. Цветцых Филиал Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, Зеленогорск

МОНОГОРОДА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (на примере ЗАТО г. Зеленогорск)

На примере закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Зеленогорскарассматриваются проблемы современного состояния моногородов Красноярского края, определены перспективные направления их развития.

Во второй половине XX века расселение населения по территории Красноярского края во многом было подчинено интересам создания специальных населенных пунктов для размещения новых особых производств. В 90-х годах XX века ситуация с государственным финансированием развития производительных сил (ПС) изменилась, дотации из федерального центра на жизнедеятельность таких населенных пунктов прекратились, произошло многократное сокращение государственных заказов на продукцию их предприятий. В этих условиях актуальной проблемой развития производительных сил Красноярского края является формирование современной модели развития моногородов, как особых элементов системы ПС региона.

Объектом исследования является ЗАТО г. Зеленогорск, как один из моногородов России. Целью исследования является определение перспектив развития ЗАТО г. Зеленогорска. Для достижения цели исследования мы изучили сущность моногородов, историю создания и развития ЗАТО г. Зеленогорск, его состояние, современные подходы к государственному регулированию развития моногородов России.

В современных источниках [3; 4; 6-8] существуют различные определения понятия «моногород». В ре-

зультате их анализа мы выделить следующие сущностные признаки моногородов:

- монопрофильный характер хозяйственной структуры населенного пункта (наличие 1-2 градообразующих предприятий);

- высокая зависимость социально-экономической сферы населенного пункта от рыночных перспектив градообразующих предприятий;

- низкая устойчивость социально-экономической сферы населенного пункта к воздействию неблагоприятных факторов внешней экономической среды.

Ключевым фактором размещения по территории Красноярского края производительных сил была потребность в создании продукции оборонного назначения. Так возник на территории Красноярского края ЗАТО г. Зеленогорск, отличающийся типичным признаками моногорода. ЗАТО Зеленогорск - городской округ в составе Красноярского края, он находится в 165 км к востоку от Красноярска, его площадь -45,7 кв. км. Расположен при слиянии рек Кан и Барга, в 165 км к востоку от Красноярска Численность населения - 65 501 человек (2012 г.), мужчин - 45,9 %, женщин - 54,1 % [1].

Ключевыми направлениями деятельности ЗАТО г. Зеленогорска являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.