Научная статья на тему 'Развитие малого инновационного бизнеса в Красноярском крае'

Развитие малого инновационного бизнеса в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лялюцкая М.Ю., Галакова Г.А., Титов О.А.

Рассматриваются понятие малого инновационного бизнеса, факторы, влияющие на его возникновение и развитие. Анализируется экономический потенциал Красноярского края и перспективы развития малого бизнеса в сфере инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого инновационного бизнеса в Красноярском крае»

Секция «Экономика и бизнес»

Успешная работа с клиентами ММБ потребует ряда поддерживающих мероприятий, которые в первую очередь должны будут направлены на следующие три области:

1. Накопление информации о клиентах, построение аналитических навыков и систем управления взаимоотношениями с клиентами, обеспечение единого взгляда на финансы клиента и как физического лица, и как предпринимателя.

2. Развитие удаленных и цифровых каналов, создание эффективной и надежной транзакционной платформы. Как и в розничном бизнесе, должна стоять задача делать продукты максимально удобными и доступными в режиме 24/7, расширить функционал всех удаленных каналов, интегрировать каналы между собой и сделать так, чтобы любое взаимодействие с Банком было возможно без посещения отделения построение эффективной системы перекрестных продаж, основанной на индивидуальных предложениях, возможности пакетировать продукты и гибком ценообразовании с учетом экономики и уровня риска каждого клиента и продукта.

3. Построение эффективной системы перекрестных продаж, основанной на индивидуальных предложениях, возможности пакетировать продукты и гибком ценообразовании с учетом экономики и уровня риска каждого клиента и продукта [1].

Все три задачи удается решить Сбербанку России. Он реализует их через проект создания Центров Развития Бизнеса - это новый формат офисов, внедряемых Сбербанком России в рамках стратегии своего

развития. Он представляет собой центры комплексного развития и обслуживания предприятий малого бизнеса, в которых, помимо стандартных банковских продуктов, предпринимателям предоставляются услуги компаний-партнеров банка и широкий перечень дополнительных сервисов: семинары и конференции в рамках специальных образовательных программ, консультации по банковскому обслуживанию, программам государственной поддержки, юридические и налоговые консультации. Банк хочет оказывать всестороннюю поддержку бизнесу на всех этапах его развития. Центры строятся специально, чтобы создать комплекс услуг для зарождающихся предприятий, индивидуальных предпринимателей, для малого бизнеса - тех, кто со временем должен сформировать основу всей экономики страны и дать толчок для развития промышленности.

Именно формат ЦРБ решает все вышеназванные задачи, позволяет банку получить конкурентное преимущество среди других банков при работе на рынке с микро и малым бизнесом. Такая модель позволяет наладить наиболее эффективные взаимоотношения банковского сектора с субъектами малого предпринимательства.

Библиографические ссылки

1. Стратегия развития ОАО Сбербанка России на период 2014-2018 гг.

2. Годовой отчет ОАО Сбербанка России за 2013 г.

© Лапин А. С., 2014

УДК 334.7.001.76 (571.51)

М. Ю. Лялюцкая, Г. А. Галакова Научный руководитель - О. А. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Рассматриваются понятие малого инновационного бизнеса, факторы, влияющие на его возникновение и развитие. Анализируется экономический потенциал Красноярского края и перспективы развития малого бизнеса в сфере инноваций.

Малый бизнес является важнейшим субъектом инновационной деятельности, он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создает предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Но что же такое малое инновационное предприятие и в чем заключаются его особенности?

Под малым инновационным предприятием понимается субъект малого предпринимательства, занимающийся деятельностью, направленной на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, принципиально новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках [1]. Из данного определения можно выделить главную отличительную черту инновационного предприятия, а

именно внедрение кардинально новых продуктов и услуг. Кроме того, особенностями данного предприятия являются гибкость и адаптивность, т. е. способность приспосабливаться к быстро растущим потребностям современного мира.

Возникновение и развитие инновационного предпринимательства в сфере малого бизнеса вызвано рядом социально-экономических факторов:

1) ограниченность крупных корпораций в сфере разработки и освоения инноваций (бюрократия, особенности организационной структуры, значительный рост затрат и др.);

2) развитие наукоемких секторов экономики, где способен оперировать малый бизнес и существует возможность получения высоких прибылей;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

3) способность малого бизнеса к осуществлению инновационной деятельности на необходимом уровне на основе использования передовых достижений НТП и возможность использования таких достижений в своей деятельности;

4) повышение требований к гибкости, ликвидности и мобильности бизнеса;

5) комплексная государственная поддержка с целью ускорения инновационного процесса, увеличения занятости;

6) сегментация потребительского спроса на высокотехнологическую продукцию (индивидуализация запросов потребителей) [2].

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что государству выгодно развитие инновационного бизнеса, для этого оно создает множество программ, направленных на поддержку малых предприятий, занимающихся внедрением инноваций. В законодательстве РФ и ее субъектов приняты ряд программ, которые затрагивают различные стороны инновационной деятельности. Рассмотрим действие таких программ и перспективы развития малого инновационного бизнеса в Красноярском крае.

Красноярский край устойчиво входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по производству валового внутреннего продукта. Подавляющую часть ВВП края даёт промышленность, в частности, такие отрасли, как цветная металлургия, электроэнергетика, горнодобывающая и химическая промышленность, деревообрабатывающая отрасль. Красноярский край постоянно входит в число регионов России с наивысшим объёмом производства. Удельный вес края в промышленности России составляет 4%, Восточно-Сибирского экономического района - 40 % [3].

Красноярский край постепенно наращивает демографический, экономический, инвестиционный и научный потенциал. В крае исторически сложилась полиотраслевая структура экономики (12 основных видов экономической деятельности). Наряду с традиционными для края производственными секторами, такими как металлургия, энергетика, машиностроение, все более активно развивается строительная индустрия, сервис, образование и здравоохранение, которые позволяют краю сохранить лидирующие позиции и повысить свою инвестиционную привлекательность. Красноярск формирует треть населения края, 65,8 % ввода жилья, 56,9 % оборота розничной торговли, 20,0 % инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям.

Проанализировав экономический потенциал Красноярского края, рассмотрим его инновационные перспективы. Инновационно-активные предприятия составляют 14 % среди всех предприятий Красноярского края; удельный вес инновационной продукции

предприятий в общем объеме отгруженных товаров составляет 5 %. По интеллектуальному капиталу Красноярский край занимает 2 место в Сибирском Федеральном округе; количество поданных заявок на изобретения, полезные модели и товарные знаки -более 800; в структуре численности занятого населения специалисты с высшим образованием составляют более 25 %; ежегодное количество выпускников в вузах составляет более 20 тыс. человек, в том числе по инженерным и естественнонаучным специальностям - около 3 тыс. человек.

Государственные расходы на образование в Красноярском крае относительно валового регионального продукта составляют около 5 %. Удельный вес затрат на НИОКР, финансируемых за счет собственных средств организаций - 33 %. Доля расходов на исследования и разработки в ВРП КК - около 0,97 %. Объем привлеченных инвестиций на рубль государственной поддержки - около 3 рублей. Количество предприятий занимающихся инновационной деятельностью в Красноярском крае - более 50 крупных и около 800 малых предприятий [4].

Таким образом, перспективы развития в Красноярском крае инновационной сферы достаточно высокие. В различных программах стратегического развития края развитию малого инновационного бизнеса уделяется значительное внимание. Примером тому служат «Концепция развития инновационной деятельности на территории Красноярского края», «Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года» и пр. Также на территории Красноярского края успешно осуществляет деятельность региональный бизнес-инкубатор «КРИТБИ», резидентам которого как раз и являются малые предприятия с инновационной направленностью. Наиболее популярными областями развития малого инновационного бизнеса в Красноярском крае являются машиностроение, информационные и энергосберегающие технологии. Резидентами КРИТБИ являются 92 малых инновационных предприятия.

Красноярский край имеет огромный инновационный потенциал и его следует рассматривать, не только как регион-донор, но и как активно развивающийся и перспективный субъект экономики России.

Библиографические ссылки

1. URL: http://russia-school.com/index.php/archives/ 1572.

2. URL: http://vestnik.osu.ru/2009_2/8.pdf.

3. URL: http://krasnoyarsk.rfn.ru/region.html?rid=60.

4. URL: http://www.i-regions.org/regions/krasnoyarsk/ innovative/.

© Лялюцкая М. Ю., Галакова Г. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.