Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 336.74; 336.748.12
А. С. Лапин Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ БАНКА С МАЛЫМ БИЗНЕСОМ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТЫ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
Представлены основные направления взаимовыгодного сотрудничества, которых должен придерживаться банк при работе с малым бизнесом России. Также в статье будет описан новый формат офисов по работе с юридическими лицами - Центр развития бизнеса.
К сегментам малого и микробизнеса относятся корпоративные клиенты с годовым оборотом от 60 до 400 млн руб. (малый бизнес) и с годовым оборотом до 60 млн руб. (микробизнес). Потребности клиентов каждого подсегмента и модель их поведения при взаимодействии с банками существенно отличаются. В частности, для микробизнеса наиболее важны качество рекомендаций, личное внимание и удобство работы, а по мере роста бизнеса возрастает чувствительность клиентов к стоимости услуг. Собственники более крупных бизнесов начинают разграничивать финансы бизнеса и свои личные, в то время как для небольших бизнесов зачастую это не характерно.
Рынок финансовых услуг, предоставляемых сегменту ММБ, будет расти более низкими темпами, по сравнению с темпами роста банковского сектора в целом. За 5 лет ожидается его увеличение примерно на 70 % в терминах совокупных доходов от финансовых услуг. Структура доходов банков от операций с клиентами сегмента ММБ существенно не изменится: порядка 30-40 % доходов будет обеспечиваться операциями кредитования и не больше 20-30 % - доходами от транзакционных продуктов.
Развитие рынка будут в значительной степени определять две группы факторов:
1. Развитие современных цифровых технологий снижает сложность запуска нового бизнеса и приведет к значительному росту доли компаний, не имеющих существенных материальных активов. Это является серьезным вызовом, так как банки сегодня практически не имеют эффективных технологий работы с такими компаниями в сфере кредитования. Другим следствием этой тенденции будет изменение формы взаимодействия банков и клиентов ММБ, переход бизнеса в удаленные каналы, что создаст предпосылки для существенного увеличения эффективности работы с этим сегментом;
2. Институциональные реформы и меры государственной политики могут иметь разнонаправленное влияние. С одной стороны, меры поддержки малого предпринимательства, а также высвобождение рабочей силы вследствие продолжения модернизации экономики, вероятнее всего, вызовут увеличение количества самозанятых и желающих открыть свой бизнес. С другой стороны, ряд мер государственной политики может способствовать сохранению тренда на сокращение количества малых предприятий и росту доли «теневого» сектора, не оформляющего свой бизнес юридически [1].
Конкурентная ситуация является наиболее острой на рынке обслуживания компаний малого бизнеса, где представлены как крупные федеральные, так и региональные банки. В сегменте микробизнеса конкуренция менее выражена, так как большинству участников рынка не хватает масштаба и технологий для эффективной работы с данной категорией клиентов. Важным фактором является тот факт, что никому из участников рынка так и не удалось создать выигрышную модель бизнеса с данными сегментами: клиенты ММБ в целом не удовлетворены качеством предлагаемых им финансовых услуг. В перспективе 5 лет ожидается определенная консолидация конкуренции на рынке финансовых услуг ММБ и повышение ее технологического уровня.
Таким образом рынок банковских услуг клиентам ММБ является сложным рынком, на котором ни одному из участников пока не удалось создать предложение, в полной мере соответствующее ожиданиям клиентов. Имея эффективную сбытовую сеть, значительную клиентскую базу и передовые технологии, улучшая качество работы с клиентами и сфокусировавшись на обеспечении их наиболее важных потребностей, банки могут резко изменить динамику развития бизнеса в этом сегменте, а также способствовать развития малого бизнеса в масштабах экономики в целом [2].
Каждый банк хочет, чтобы клиент выбирал его, хочет, чтобы его продукты и финансовые решения были наиболее понятны, удобны и выгодны, так как они лучше всего соответствуют потребностям клиента на каждой стадии развития их бизнеса. Банк также хочет, чтобы клиенты приходили к нему, чтобы они были уверены в том, что с ним они максимизируют вероятность успеха своего бизнеса, будь то на стадии его запуска или на этапе его развития. Для реализации этих целей банкам предстоит решить три группы задач:
1. Сформировать четкое ценностное предложение для различных категорий клиентов ММБ и соответствующую ему продуктовую линейку.
2. Построить эффективную модель обслуживания клиентов данного сегмента.
3. Реализовать ряд поддерживающих мероприятий, в первую очередь в части аналитики и систем управления взаимоотношениями с клиентами, построения многоканальной системы продаж и обслуживания, а также построения эффективной транзак-ционной платформы.
Секция «Экономика и бизнес»
Успешная работа с клиентами ММБ потребует ряда поддерживающих мероприятий, которые в первую очередь должны будут направлены на следующие три области:
1. Накопление информации о клиентах, построение аналитических навыков и систем управления взаимоотношениями с клиентами, обеспечение единого взгляда на финансы клиента и как физического лица, и как предпринимателя.
2. Развитие удаленных и цифровых каналов, создание эффективной и надежной транзакционной платформы. Как и в розничном бизнесе, должна стоять задача делать продукты максимально удобными и доступными в режиме 24/7, расширить функционал всех удаленных каналов, интегрировать каналы между собой и сделать так, чтобы любое взаимодействие с Банком было возможно без посещения отделения построение эффективной системы перекрестных продаж, основанной на индивидуальных предложениях, возможности пакетировать продукты и гибком ценообразовании с учетом экономики и уровня риска каждого клиента и продукта.
3. Построение эффективной системы перекрестных продаж, основанной на индивидуальных предложениях, возможности пакетировать продукты и гибком ценообразовании с учетом экономики и уровня риска каждого клиента и продукта [1].
Все три задачи удается решить Сбербанку России. Он реализует их через проект создания Центров Развития Бизнеса - это новый формат офисов, внедряемых Сбербанком России в рамках стратегии своего
развития. Он представляет собой центры комплексного развития и обслуживания предприятий малого бизнеса, в которых, помимо стандартных банковских продуктов, предпринимателям предоставляются услуги компаний-партнеров банка и широкий перечень дополнительных сервисов: семинары и конференции в рамках специальных образовательных программ, консультации по банковскому обслуживанию, программам государственной поддержки, юридические и налоговые консультации. Банк хочет оказывать всестороннюю поддержку бизнесу на всех этапах его развития. Центры строятся специально, чтобы создать комплекс услуг для зарождающихся предприятий, индивидуальных предпринимателей, для малого бизнеса - тех, кто со временем должен сформировать основу всей экономики страны и дать толчок для развития промышленности.
Именно формат ЦРБ решает все вышеназванные задачи, позволяет банку получить конкурентное преимущество среди других банков при работе на рынке с микро и малым бизнесом. Такая модель позволяет наладить наиболее эффективные взаимоотношения банковского сектора с субъектами малого предпринимательства.
Библиографические ссылки
1. Стратегия развития ОАО Сбербанка России на период 2014-2018 гг.
2. Годовой отчет ОАО Сбербанка России за 2013 г.
© Лапин А. С., 2014
УДК 334.7.001.76 (571.51)
М. Ю. Лялюцкая, Г. А. Галакова Научный руководитель - О. А. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Рассматриваются понятие малого инновационного бизнеса, факторы, влияющие на его возникновение и развитие. Анализируется экономический потенциал Красноярского края и перспективы развития малого бизнеса в сфере инноваций.
Малый бизнес является важнейшим субъектом инновационной деятельности, он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создает предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Но что же такое малое инновационное предприятие и в чем заключаются его особенности?
Под малым инновационным предприятием понимается субъект малого предпринимательства, занимающийся деятельностью, направленной на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, принципиально новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках [1]. Из данного определения можно выделить главную отличительную черту инновационного предприятия, а
именно внедрение кардинально новых продуктов и услуг. Кроме того, особенностями данного предприятия являются гибкость и адаптивность, т. е. способность приспосабливаться к быстро растущим потребностям современного мира.
Возникновение и развитие инновационного предпринимательства в сфере малого бизнеса вызвано рядом социально-экономических факторов:
1) ограниченность крупных корпораций в сфере разработки и освоения инноваций (бюрократия, особенности организационной структуры, значительный рост затрат и др.);
2) развитие наукоемких секторов экономики, где способен оперировать малый бизнес и существует возможность получения высоких прибылей;