УДК 336.717
Ризванова Ирина Азатовна
аспирант Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, преподаватель колледжа Российского государственного социального университета
ТРАНЗАКЦИОННЫЙ БИЗНЕС КАК НОВАЯ БАНКОВСКАЯ УСЛУГА
Rizvanova Irina Azatovna
PhD student, Department of Financial Markets and Banks, Financial University under the Government of the Russian Federation, Lecturer, College of Russian State Social University
TRANSACTION BUSINESS AS A NEW BANKING SERVICE
Аннотация:
В статье рассматриваются тенденции развития транзакционного бизнеса банков. Установлено, что рост значимости транзакционного бизнеса в компаниях обусловлен необходимостью более эффективного управления оборотным капиталом, ликвидностью и рисками. Представлено авторское определение понятия «транзакционный бизнес». Выявлены преимущества транзакционного бизнеса для банков и клиентов банковских организаций.
Ключевые слова:
банковские услуги, банковские продукты, транзак-ционный бизнес, комиссионный доход, дистанционное банковское обслуживание, корпоративные клиенты.
Summary:
The article reviews the trends in the development of bank transaction business. The article establishes that growing importance of transaction business in companies is due to the necessity of more efficient management of working capital, liquidity and risk management. The author presents an original definition of "transaction business". The research identifies the benefits of transaction business for banks and customers of banking organizations.
Keywords:
banking services, banking products, transaction business, commission income, remote banking service, corporate customers.
Обострение конкуренции на мировом финансовом рынке, технологические изменения и все возрастающее разнообразие потребностей клиентов оказали и, как ожидается, продолжат оказывать большое влияние на банковский менеджмент. Современный этап развития рынка банковских услуг характеризуется следующими тенденциями: внедрением новых банковских услуг как для физических, так и для юридических лиц, увеличением объема банковских услуг, повышением значения 1Т-технологий в этой отрасли. Поиск новых направлений развития банковских услуг особенно актуален для банков на этапе современного посткризисного восстановительного роста.
В банковской деятельности выделяют два основных направления: обеспечение расчетов и кредитование. Однако, по мнению большинства участников рынка, кредитная модель практически изжила себя в тех объемах, которые существовали прежде. Проанализируем финансовые показатели ПАО Сбербанк за 2014-2015 гг. [1]. В 2015 г. сокращение чистого процентного дохода было компенсировано за счет роста чистого комиссионного дохода, при этом комиссионные доходы увеличились на 25,4 % (рис. 1, 2).
В структуре комиссионных доходов в 2015 г. большой удельный вес составило расчетно-кассовое обслуживание (РКО) корпоративных клиентов, эта тенденция сохраняется и в первом полугодии 2016 г. (рис. 3, 4).
1200,00
1019,70 988 00 "2014 год
1000,00 800,00 600,00 400,00
200,00 122 80 21,80
0,00 -
Прочие доходы/(расходы) Чистый комиссионный доходЧистый процентный доход
Рисунок 1 - Операционные доходы ПАО Сбербанк за 2015 г., млрд р. (по данным Международных стандартов финансовой отчетности)
250,00 200,00 150,00 100,00 50,00 0,00
205,00
165,20
89,30
89,80
68,90
2014 год
2015 год
700,00 600,00 500,00 400,00 300,00 200,00 100,00 0,00 -100,00
Прочие комиссионные Расчетно-кассовое Расчетно-кассовое
доходы обслуживание физических обслуживание
лиц корпоративных клиентов
Рисунок 2 - Комиссионные доходы ПАО Сбербанк за 2015 г., млрд р.
664,80
427,40
141,50
163,10
74,80
-7,50
1 полугодие
2015 года
1 полугодие
2016 года
Прочие доходы/
Чистый комиссионный
Чистый процентный
(расходы)
доход
доход
Рисунок 3 - Операционные доходы ПАО Сбербанк за первое полугодие 2016 г., млрд р.
91,90
39,00 38,10 39,00 47,40
113,80
1 полугодие
2015 года
1 полугодие
2016 года
120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00
Прочие комиссионные Расчетно-кассовое Расчетно-кассовое
доходы обслуживание физических обслуживание
лиц корпоративных клиентов
Рисунок 4 - Комиссионные доходы ПАО Сбербанк за первое полугодие 2016 г., млрд р.
Портфель кредитов юридическим лицам сократился на 3,6 % до 14,25 трлн р. во втором квартале 2016 г. Чистый комиссионный доход Сбербанка во втором квартале 2016 г. увеличился на 18,5 % по сравнению со вторым кварталом 2015 г. и составил 85,9 млрд р. Комиссионные доходы выросли на 21 % (за второй квартал 2016 г. они составили 104,7 млрд р.).
На фоне периодического падения доходов от кредитования неизбежно и стабильно растет интерес банков к развитию транзакционного бизнеса. Это связано с тем, что банковский сектор наиболее подвержен инновационным изменениям, следовательно, сейчас усиливается конкурентная борьба в этом направлении и повышается необходимость его ускоренного развития. Так, по оценкам RAEX («Эксперт РА»), чистые комиссионные доходы российского банковского сектора выросли на 13 % в первом полугодии 2016 г. К примеру, доходы от транзакционного бизнеса Россельхозбанка составили 163 млн р. (увеличились на 23 %) за 9 месяцев 2016 г.; на 10,7 % выросла доля данных доходов в филиале банка ВТБ в Новосибирске за аналогичный период; в зависимости от сегмента бизнеса и сезонных колебаний доля транзакционных доходов в корпоративном бизнесе Райффайзенбанка в Сибири и на Дальнем Востоке в общем объеме составляет от 25 до 50 %. Годовой прирост доходов АО «Альфа-Банк» [2] от транзакционного бизнеса
составил порядка 21 %: объем комиссионных доходов за 2016 г. достиг 17 576 млн р. по сравнению с 14 509 млн р. в 2015 г. Таким образом, АО «Альфа-Банк» признан лидером по темпам роста на российском рынке транзакционного бизнеса.
Отметим, что на сегодняшний день нет однозначного определения понятия «транзакцион-ный бизнес», нет некой «продуктовой корзины» транзакционного бизнеса. Это касается представителей как российских, так и зарубежных банков.
Так, по словам представителя ПАО Банка Москвы [3], транзакционный бизнес представляет собой «совокупность банковских продуктов, которые позволяют юридическим лицам или компаниям осуществлять свою операционную деятельность, проводить расчеты, осуществлять расчетно-кассовые операции». В данный бизнес входят: 1) услуги расчетно-кассового обслуживания (расчеты в рублях, кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание (ДБО), корпоративные карты); 2) операции, связанные с обслуживанием клиентов при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности (паспорта сделок, международные расчеты, конверсионные операции).
Отметим, что все вышеперечисленные услуги - это комиссионные доходы, или непроцентные доходы, то есть доходы от операций, не несущих кредитный риск. То есть в транзакционный бизнес Банк Москвы не относит комиссии, например, от гарантийных и факторинговых операций, так как, по мнению представителей этого банка, данные операции являются специфическими и ближе к кредитованию, соответственно, несут кредитный риск.
Данную интерпретацию разделяют и представители ПАО Сбербанк. Так, специалисты ПАО Сбербанк понимают под транзакционным бизнесом «систему продуктов банка, которая направлена на создание ценности для клиента путем предоставления комплекса расчетных услуг и прочих сервисов, не связанных с финансированием». Аналогичное определение дают и представители банка ПАО «Открытие»: «Стабильный источник... безрисковых комиссионных доходов, не связанных с отвлечением своих ресурсов», и представители банка ПАО «Промсвязьбанк»: «Под транзакцион-ным бизнесом понимаются, как правило, все банковские услуги по обслуживанию расчетов клиентов». При этом Европейский банк RCB Bank Ltd конкретизирует транзакционные услуги и понимает их как «продукты и услуги по управлению расчетами, управлению ликвидностью для крупных и средних корпоративных клиентов различных отраслей и видов деятельности», включает в данный бизнес: открытие и ведение счета, зарплатные решения, платежи и переводы, корпоративные банковские карты, срочные депозиты, систему ДБО.
Напротив, представители ПАО Банка ВТБ определяют транзакционный бизнес не только как рассчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов, но и как продукты, содержащие кредитную составляющую. Здесь выделяют несколько направлений:
1) управление ликвидностью: продукты привлечения (стандартные срочные депозиты, депозиты «Овернайт», структурные депозиты, размещение денежных средств на счете, простые векселя, депозитные сертификаты); решения для групп компаний (расчетный центр клиента, пу-линговые продукты, овернайт корпоративный);
2) управление расчетами: расчетно-кассовое обслуживание (открытие счетов, открытие бюджетных, специальных, накопительных счетов, проведение расчетов и переводов, организация защищенного документооборота, инкассация и перевозка наличных денежных средств); ДБО; валютный контроль; таможенные карты; эквайринг; корпоративные карты;
3) аккредитивы, инкассо и банковские гарантии.
Danske Bank (http://www.danskebank.com), один из ведущих поставщиков транзакционных услуг в Северной Европе, имеет аналогичное представление и включает в транзакционный бизнес: деривативы и операции с ценными бумагами, кеш-менеджмент, международные расчеты, ДБО, DynamicPay [4], торговое и экспортное финансирование, расчетное обслуживание.
Государственный банк Объединенных Арабских Эмиратов (ADCB) (http://www.adcb.com/) понимает транзакционный бизнес как управление движением денежных потоков клиентов и включает в него: кеш-менеджмент, управление ликвидностью, платежные услуги, инкассацию, систему безакцептного списания (direct debit system), управление каналом продаж, ведение счетов эскроу (escrow account management), торговое финансирование (trade services and finance + ProTrade).
Группа Societe Generale (https://www.societegenerale.com/) включает в транзакционный бизнес: кеш-менеджмент, корреспондентский банкинг (Correspondent Banking), финансирование международной торговли, факторинг, международную абонентскую службу (associated foreign exchange services).
Представляет интерес транзакционный бизнес ПАО «Юникредит Банк» (https://www.unicreditbank.ru), здесь более уточнены направления обслуживания: услуги транзак-ционного бизнеса предлагают отдельно финансовым институтам и отдельно субъектам малого и среднего бизнеса. Так, транзакционный бизнес для финансовых институтов включает:
1) корреспондентские отношения (открытие и ведение счетов, переводы в рублях и иностранной валюте);
2) расчетный бизнес для небанковских фининститутов: а) РКО (услуги валютного контроля, инкассация, выписки и отчеты, автоматическая идентификация входящих платежей, ведение счетов, расчеты в рублях и иностранной валюте); б) ДБО (платежи в рублях и иностранной валюте (в том числе налоговые и таможенные), валютный контроль, корпоративные карты, зарплатный проект, отчеты и информация по всем транзакционным продуктам и др.); в) управление ликвидностью (кеш-пулинг между компаниями-резидентами, кеш-пулинг с участием компаний-нерезидентов, постоянные поручения); г) карточные решения (корпоративные карты, эквайринг, таможенные карты);
3) торговое и экспортное финансирование (аккредитивы, банковские гарантии);
4) депозитарные услуги (депозитарий, услуги, электронный документооборот).
Транзакционный бизнес для субъектов малого и среднего бизнеса включает: валютный
контроль и конверсию (валютный контроль и конверсионные операции); карточные решения (корпоративные карты, таможенные карты); аккредитивы, инкассо и гарантии; торговый эквайринг; депозитарные услуги.
Отметим, согласно исследованиям RAEX («Эксперт РА»), «транзакционный банкинг в широком смысле слова подразумевает под собой управление движением наличности и ценных бумаг в финансовой системе. Транзакционный банкинг включает кеш-менеджмент, торговое финансирование сделок, услуги по операциям с ценными бумагами и агентские услуги».
Итак, одни банки трактуют понятие «транзакционный бизнес» очень широко, включая в него не только расчетное обслуживание, но и факторинг и торговое финансирование (ведь оба эти продукта, помимо кредитной, содержат в себе значимую расчетную составляющую). Другие банки, наоборот, достаточно сильно сужают исследуемое понятие и относят сюда только РКо в рублях и валюте плюс некоторые дополнительные услуги РКО крупных корпоративных клиентов. И факторинг, и торговое финансирование, и РКО - традиционные банковские услуги. Но осознание их синергетического эффекта, того, что обслуживание закупок клиента, его расходных операций, дебиторской задолженности, выручки и средств на счетах может быть единым банковским решением, которое способно обеспечить другой уровень качества банковского бизнеса, пришло к банкам относительно недавно. Столь широкое определение транзакционного бизнеса дает банкам возможность самостоятельно определять «наполняемость» этого вида деятельности конкретными банковскими услугами и продуктами.
Исходя из проведенного анализа, можно выделить два направления в транзакционном бизнесе:
1) услуги банка, направленные на обеспечение расчетов клиентов: РКО, открытие и ведение счета, конверсионные операции, ДБО, услуги инкассации, валютный контроль, торговое и экспортное финансирование;
2) продукты и услуги, позволяющие клиентам оптимизировать денежные потоки: продукты управления ликвидностью, продукты размещения средств, продукты управления оборотными средствами (к примеру, использование схем автоматизации распределения денежных средств в режиме онлайн), построение групповых схем начисления процентов (которые позволяют группе компаний получить больший процентный доход, чем от начисления по каждой компании отдельно), услуга кеш-пулинг (продукт, позволяющий оптимизировать работу группы компаний).
В транзакционном бизнесе выделяют ряд предпочтений среди клиентов банка, где несомненное лидерство принадлежит ДБО: наблюдается тенденция перехода клиентов на ДБО, а также использование альтернативных сервисов. К примеру, в ПАО Сбербанк порядка 99 % клиентов используют автоматизированные системы. Во многих крупнейших российских банках уже сегодня через дистанционные каналы, помимо расчетов в рублях и валюте, можно совершать конверсионные операции, отправлять паспорта сделок по валютному контролю и получать справки, обслуживать внешнеторговую деятельность, пользоваться услугами самоинкассации, которая предназначена для внесения выручки на счет различных компаний (можно вносить выручку на счет компании в режиме онлайн, в отличие от стандартной инкассации, при которой процесс зачисления денег на счет компании длится в среднем от одного дня; таким образом, клиенты могут избегать кассовых разрывов и повышать оборачиваемость денежных средств), пользоваться инструментами централизации и оптимизации казначейских функций и др. Отметим, что с введением Центральным банком Российской Федерации многорейсовой обработки межрегиональных платежей [5] скорость исполнения операций стала вторым по значимости трендом после дистанционного обслуживания. В связи с этим немаловажным фактором в успешности развития транзакционного бизнеса банками является скорость обслуживания.
Таким образом, развитие дистанционного транзакционного бизнеса неизменно влечет за собой модернизацию ИТ-структуры банка. Однозначно можно утверждать, что весь транзакционный бизнес основан на современных технологиях, и на данный момент мы понимаем транзакционный бизнес как направление обслуживания крупных корпоративных клиентов. Обобщим сказанное выше в следующем определении: транзакционный бизнес - совокупность банковских услуг и продуктов,
основанных на инновационных технологиях, которые направлены на содействие оперативной деятельности основных экономических и финансовых игроков как внутри страны, так и за рубежом.
Преимущества транзакционного бизнеса для банков: комиссионные вознаграждения, позволяющие банку диверсифицировать свои доходы и повышать устойчивость в периоды кризиса; большие возможности для кросс-продаж продуктов, в частности страховых; увеличение клиентской базы банка, что приводит к прямому росту остатков средств на клиентских счетах и, соответственно, к росту ресурсной базы банка (табл. 1).
Таблица 1 - Оборот денежных средств юридических лиц, млрд р. [6]
Позиция в рейтинге Название банка Январь, 2017, млрд р. Декабрь, 2016, млрд р. Изменение, %
1 Сбербанк России 24 327,81 18 523,11 31,34
2 ВТБ Банк Москвы 21 897,15 15 587,77 40,48
3 Газпромбанк 11 036,51 8 530,88 29,37
4 Всероссийский банк развития регионов 8 523,12 2 948,35 189,08
5 Ситибанк 5 596,21 5 299,37 5,6
6 ЮниКредит Банк 5 378,29 5 335,39 0,8
7 ФК Открытие 4 874,35 4 678,12 4,19
8 Альфа-Банк 3 500,86 2 631,78 33,02
9 Россия 3 196,20 2 746,01 16,39
10 Московский кредитный банк 3 016,29 1 791,76 68,34
Отметим, что в соответствии с исследованиями AFP одним из важнейших факторов при установлении взаимоотношений корпоративных клиентов с банками, помимо финансовой стабильности банка (92 % респондентов), является выбор провайдера, который наилучшим образом предоставляет банковские услуги и продукты корпоративным клиентам (91 % респондентов) [7].
Преимущества транзакционного бизнеса для клиентов: эффективное использование временно свободных денежных средств; возможность согласовать условия размещения и разместить депозиты, используя электронные средства связи. Как отмечают участники рынка, стоимость каждой транзакции, включенной в пакет транзакционных услуг, существенно ниже стоимости такой же банковской операции в отдельности [8].
Качественные транзакционные услуги и широкий выбор продуктов - это необходимая составляющая для банка, привлекающего на обслуживание значимые региональные компании, но недостаточная для окончательного выбора компанией основного банка-партнера. Привлекательные условия по транзакционным продуктам должны сочетаться с хорошими условиями по кредитным продуктам. Кроме того, в последние годы крупные компании все большее значение придают кредитному качеству банка-партнера с учетом той политики оздоровления банковской системы, которую проводит Банк России.
Таким образом, важную роль в портфеле банка играет сбалансированное соотношение транзакционного и кредитного бизнеса. Спрос на транзакционные продукты будет существовать независимо от экономической ситуации в стране, поскольку обслуживание повседневной деятельности клиентов, оперативное и качественное проведение расчетов, оптимизация финансовых потоков, получение дополнительных доходов - базовые потребности любого бизнеса.
Ссылки и примечания:
1. ПАО Сбербанк занимает 1-е место в «Топ 100 самых крупных банков России 2017: рейтинг по размеру активов» по данным «Эксперт РА».
2. Согласно данным исследования RAEX («Эксперт РА») при поддержке Ассоциации корпоративных казначеев.
3. С 10 мая 2016 г. Банк Москвы реорганизован в форме присоединения к банку ВТБ.
4. Электронная платформа, которая объединяет акцептованные счета и предлагает поставщикам компании досрочное погашение против скидки.
5. О многорейсовой обработке платежей в Московском регионе [Электронный ресурс] : положение Центрального банка Российской Федерации : утв. 20 февр. 1998 г. № 18-П : в ред. от 11 июня 2002 г. URL: http://www.cbr.ru/today/pay-ment_system/P-sys/18-P.pdf (дата обращения: 10.01.2017).
6. По данным портала исследования портала banki.ru (http://www.banki.ru/banks/ratings/?sort_param=rating&sort_order=ASC&PROPERTY_ID=501&utm_source=yandex&utm _medium=cpc&utm_campaign=Reitingi_Bankov&source=yandex_cpc_reitingi_bankov&yclid=236192382048013337&IS_S HOW_GROUP=1).
7. Transaction Banking Survey. Report of survey results [Электронный ресурс] / Association for Financial Professionals, Certified Treasury Professional, and Certified Corporate Financial Planning & Analysis Professional. 2015. 37 р. URL: https://www.cgi.com/sites/default/files/brochures/2015-afp-transaction-banking-survey.pdf (дата обращения: 21.02.2017).
8. Безгачева О.Л., Самотуга В.Н. Становление и развитие транзакционного бизнеса в банковском секторе России // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2015. № 1 (49). С. 23-31.