Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ний в EPCM формате. Дальнейшее развитие инжиниринговой деятельности в регионе требует и соответствующей подготовки специалистов.
Библиографические ссылки
1. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120-р.
2. Минерально-сырьевая база Сибирского Федерального округа [Электронный ресурс]. URL: htpp://geosib. ru/index/phtml.
3. Корчагин П. В Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. М. Проблемы современной экономики. 2011. № 1 (37).
4. Мишин С. А Инжиниринг. Россия 2012. Актуальные рекомендации [Электронный ресурс]. URL: http://mishin-s.ru/library/11 eng.pdf.
© Иванов С. В., 2013
УДК 334.05
А. А. Кадач Научный руководитель - В. А. Колмыков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Рассматриваются цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики, основные сценарии инновационного развития, вопросы стимулирования научно-технологической деятельности в России.
Переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.
Целью Стратегии «Инновационная Россия» был заявлен переход к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, в рамках которого доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5-10 % в 5-7 и более секторах. Приоритетными направлениями инновационного развития названы производство авиакосмической техники, нанотехнологии, композитные материалы, атомная и водородная энергетика и др. Как планировали разработчики Стратегии, переход России на инновационный путь будет проходить в 2 этапа.
Первый этап предполагал «повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям» и был рассчитан на 2011-2013 годы. В результате реализации этого этапа должны быть сформированы механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающие взаимодействие государства и биз-
неса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР. Как отмечается в Стратегии, радикальное повышение их эффективности должно достигаться за счет перераспределения финансирования с неэффективных направлений на наиболее перспективные прикладные исследования и разработки.
Второй этап запланирован на 2014-2020 годы. За этот период ожидается повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки [1]. Предполагается, что инновационное развитие обеспечит дополнительно 0,8 % ежегодного экономического роста и формирование эффективной инновационной системы в стране.
По результатам реализация Стратегии инновационного развития до 2020 года планируется достижение следующих показателей:
- увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 %;
- увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 %;
- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 %;
- повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 % валового внутреннего продукта.
С учетом сложившихся тенденций технологического развития и рисков российской экономики были определены 3 возможных сценария инновационного развития.
Вариант инерционного (ориентированного на импорт) технологического развития предполагает отсутствие масштабных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном
Секция «Экономика и бизнес»
на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в развитие человеческого капитала. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы и усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - на проигрыш в конкурентной борьбе новым индустриальным странам и, следовательно, является абсолютно неприемлемым.
Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности ориентирован на перевооружение экономики на основе импортных технологий, а также на локальное стимулирование развития российских разработок. Вариант догоняющего развития хорошо известен на примере Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и, безусловно, Китая [2].
Третий вариант предполагает лидерство России в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Данный вариант характеризуется модернизацией отечественного сектора НИ-ОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях. Этот вариант обозначит резкое увеличение спроса на новые научные и инженерные кадры, а также предполагает формирование развитой национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций Российской фундаментальной науки [3]. Выделение средств на проведение научных исследований
по приоритетным направлениям научно-технического развития будет осуществляться преимущественно на конкурсной основе. В рамках финансовых ограничений предполагается обеспечение стимулирования и поддержки конкурирующих между собой исследовательских коллективов с существенно пересекающимися тематиками исследований.
Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Она опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала, долгосрочного научно-технологического прогноза и должна стать ориентиром для разработки концепций и программ социально-экономического развития отдельных секторов экономики и регионов России.
Библиографические ссылки
1. Гражданское общество - будущее России, Стратегия «догоняющего развития» [Электронный ресурс]. URL: http://www.frgp.ru/news/2011-02-17-308.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. № 2227-р, 2011 г. 134 с.
3. МЭР разработал три варианта научно-технологического развития России до 2030 [Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru:8021/news/ 2013/01/30/jumpniokr_2030.
© Кадач А. А., 2013
УДК 67.02
Ю. А. Карась Научный руководитель - Г. А. Карачёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ УПРОЧНЯЮЩИХ ПОКРЫТИЙ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ
Рассмотрена технология нанесения износостойких упрочняющих покрытий на специальный режущий инструмент методом ионноплазменного напыления с целью повышения работоспособности металлообрабатывающего инструмента.
Широкое применение новых конструкционных материалов с повышенными эксплуатационными свойствами зачастую сдерживается их низкой обрабатываемостью, поэтому важной научно-практической задачей является повышение работоспособности металлообрабатывающего инструмента.
Одним из наиболее эффективных путей повышения свойств металлообрабатывающего инструмента является нанесение на рабочие поверхности износостойких покрытий по технологии вакуумной ионно-плазменной конденсации, которая даёт возможность наносить покрытия различного состава на инструмент из быстрорежущих сталей и твёрдых сплавов.
Цели поверхностной обработки материалов и технические направления их достижения в значительной степени зависят от специальных требований, предъявляемых к поверхности деталей. Для снижения массы и трудозатрат детали изготавливаются с минимально допустимыми размерами при максимальном использовании внутренних ресурсов материала. В связи с этим на их поверхностях предусматриваются покрытия со специальными свойствами.
В настоящее время исследованы и применяются различные методы нанесения износостойких упрочняющих покрытий на рабочие поверхности формообразующего инструмента. Например, ионное азотиро-