валов принимаемых во внимание параметров. Более того, диагностировав кризисные состояния, мы смогли определить максимальные допустимые нагрузки на параметры - наблюдаемые абсолютные значения параметров P в кризисные этапы на протяжении всего периода
T = X tt P min P max
наблюдений (см. рис 4.) Важно понимать, что границы и изменяются с течением времени.
Вопросы синтеза системы управления и производства занимают центральное место при построении адаптивного производства. Обеспечение стабильности заданных параметров в фиксированных границах влечет за собой необходимость применения параметрических и сигнальных возмущений. Сложность задачи возрастает по мере перехода от одноконкурентынх систем регулирования к многоконкурен-тым, обеспечиающим более высокое быстродействие. Эти обстоятельства обуславливают потребность в разработке методов и алгоритмов самонастройки регуляторов исполнительных подсистем адаптаптивного механизма.
Литература:
1. Левицкая Л.П., Математико-статистические методы стратегического управления производственными системами железнодорожного транспорта. - М., МИИТ, 2009, с.93.
2. Доенин В.В. Адаптация транспортных процессов. - М.: Спутник, 2009, с.142
3. Управление фирмой: моделирование, анализ управление / И.А. Баев, В.И.Ширяев, Е.В. Ширяев /ЛКИ:2007 - 272 с.
4. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование/ В.Н. Самочкин/ Москва: Дело:2000. - 375 с.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чахкиев Г.Г., к.э.н., доцент кафедры «Корпоративное управление» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Добрина Л.Р., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail: [email protected] Широкова А.И., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail: [email protected]
Россия позиционирует себя как равный член групп развитых стран (G8),u чтобы обеспечить такие позиции стратегическое управление инновационным развитием необходимо. Учитывая глобальные тенденции построения мировой инновационной экономики, в развитии инновационного сектора России следует обратить особое внимание на опыт зарубежных стран, которые будут формировать в перспективе эту экономику и инновационную цивилизацию в целом.
Ключевые слова: инновационное развитие, экономика, управление, зарубежный опыт, Стратегия.
MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN FEDERATION
Chakhiev G., Ph.D., assistant professor, Corporate governance chair, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education Dobrina L., student, State and municipal management chair, Financial University under the Government of the Russian Federation, Federal
State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education, e-mail: [email protected] Shirokova A., student, State and municipal management chair, Financial University under the Government of the Russian Federation, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education, e-mail: [email protected]
Russia positions itself as an equal member of the group of developed countries (G8) and to secure this position strategic management of innovative development is really necessary. Concerning the global trends of making a global innovation economy. Russia should pay attention to the experience of foreign countries in the development of innovative sector that will shape the future of this economy and innovative civilization as a whole.
Keywords: innovative development, economy, management, foreign experience, Strategy.
На протяжении уже более десяти лет вопрос о диверсификации структуры российской экономики, ее зависимости от природных ресурсов является наиболее актуальным в российской экономической политике. Уже в 2008 г. во время глобального финансово-экономического кризиса стало очевидным, что развивать экономику России в долгосрочной перспективе необходимо на основе модернизации и инновационного развития.
Уже сегодня в развитых странах большой прирост ВВП (75-90%) обеспечивается за счет развития и роста инновационного сектора, в то время как в России данный показатель достигает лишь 15% , что является негативным фактором для общей эффективности экономики.
Доля сырья и топлива в отношении мирового экспорта будет достигать не более 10% согласно прогнозам к 2020 году (см.рис.1). Следовательно, для России сырьевой путь развития может привести не только к утере значимости в мировой экономике, но и к высокой конкуренции с другими добывающими странами, где условия для добычи полезных ископаемых являются более благоприятными. Таким образом, зависимость России от сырья является не только бесперспективной при сокращении природных ресурсов, но и чревата зависимостью и от других стран мира.
Согласно мировому рейтингу конкурентоспособности экономик World Economic Forum (WEF) (WEF2) в 2013 г. Россия занимает 64-е место3. По сравнению с предыдущим годом, Россия поднялась на три
позиции. По оценкам экспертов, российская экономика по-прежнему остается наименее конкурентоспособной среди стран БРИКС4.
Повышение позиции в рейтинге эксперты связывают с улучшением макроэкономической ситуации. Однако, конкурентоспособность страны снижают несколько ключевых показателей, один из которых недостаток инновационного потенциала (78-е место). "По мере того, как страна движется к более продвинутой стадии экономического развития, слабый уровень внедрения новых технологий будет представлять собой все более серьезные вызовы прогрессу", - отмечается в отчете WEF.
В целях переориентирования российской экономики на инновационный путь развития, была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"). Данная Стратегия утверждена Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.». Основными субъектами реализации являются Минэкономразвития, Минпромторг, Минобрнауки, Минкомсвязи.
Данная Стратегии была разработана для того, чтобы Россия смогла грамотно реагировать на стоящие перед ней вызовы и угрозы в области инновационного развития, четко определить цели, приори-
1980 1990 2000 2010 2020
Рис.1. Товарная структура мирового экспорта (в % к общему объему мировой торговли1).
теты и инструменты государственной инновационном политики. К тому же Стратегия определяет ориентиры развития субъектов инновационной деятельность в долгосрочной перспективе, а также задает направления финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Согласно Стратегии, необходимо добиться показателей объема промышленных предприятий, занимающихся техническими инновациями до уровня 40-50% с 9,4% в 2009 году. В Германии данный показатель составляет 71,8%, а в Эстонии и Финляндии - 52,8% и 52,5% соответственно5.
Также к определенному сроку необходимо увеличить количество патентов, которые российские ученые ежегодно регистрируют в патентных ведомствах ЕС, США и Японии от 63 (на 2009г.) до 2500-3000. Удельный вес инновационной продукции в зависимости от общего промышленного объема должен увеличиться от 4,9% (2009 г.) до 25-35%6.
Реализация Стратегии проводится в два этапа. В настоящий момент (первый этап 2011-2013 гг.) все усилия направлены на то, чтобы повысить восприимчивость бизнеса и экономики к инновациям в целом. Что касается второго этапа (2014-2020 гг.), то здесь ожидается рост показателей частного финансирования R&D, рост объемов финансирования образования, а также финансирования в области науки и инфраструктуры инновационной экономики.
Главной целью Стратегии 2020 является переход экономики России на инновационный путь развития к 2020 году. Достижение этой цели предполагает увеличение следующих ключевых показателей инновационного развития: увеличение доли предприятий промышленного производства, увеличение показателей российских высокотехнологичных товаров и услуг на мировых рынках; повышение доли экспорта России в сфере высокотехнологичных товаров; увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора внутри валового внутреннего продукта и др.
Реализация Стратегии инновационного развития представляет
собой решение задач по следующим направлениями социально-экономической политики (см.рис.2):
• Бюджетная политика - обеспечение приоритета инновационных расходов, направленных на развитие инноваций.
• Налоговая политика - оптимизация уровня налоговых поступлений по базовым факторам инновационного развития.
• Техническая политика - формирование системы технического регулирования стимулов в области технологической модернизации и инноваций, а также устранение барьеров на внедрение новых технологий.
• Конкурентная политика совместно с политикой в сфере борьбы с коррупцией направленные на устранение любых возможностей использования нечестной конкуренции
• Политика в сфере госзакупок - разработка необходимых инструментов и процедур, которые бы позволяли государственным заказчикам свободно закупать инновационную продукцию, а также стимулировали государственные структуры к созданию инновационной продукции.
• Внешняя и внешнеэкономическая политика - целью данной политики является активная защита интересов российских организаций на внешних рынках.
• Региональная политика - более эффективная поддержка регионов, осуществляющих инвестиции в инновационное развитие.
Исходя из тенденций в технологическом развитии отечественной экономики, а также на основе рисков и возможностей роста, которые вытекают из данных тенденций, следует выделить 3 возможных варианта инновационного развития (см.табл.№1).
Исходя из рассмотренных вариантов инновационного развития, следует отметить, что для страны с диверсифицированной структурой отраслей, выбранный путь модернизации не может быть абсолютно одинаковым для всех сфер и секторов экономики. Самым оптимальным вариантом развития для России на сегодняшний день
Рис. 2. Задачи в рамках направлений социально-экономической политики
1 Рассчитано по: UNCTAD. Database 2012, Trade Structure by Product.
2 Всемирный экономический форум (WEF) — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и охрану окружающей среды- http://ru.wikipedia.org/wiki/
3 Интернет портал РБК-http://top.rbc.ru/economics/04/09/2013/874789.shtml
4 БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика - http://ru.wikipedia.org/wiki/
5 Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике // Вестник Академии. 2013. №2. С.47-50
6 Рагулина Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса // Вестник Академии. 2012. № 4. С. 49-54
Таблица 1. Описание вариантов инновационного развития
Варианты развития
Описание
Вариант инерционного (ориентированного на импорт) технологического развитии
■Отсутствие мероприятий широкого масштаба, направленных на развитие инноваций.
■Политика направлена на поддержание и стимулирование макроэкономической стабильности, а также предельно-допустимого уровня расходов бюджета в области науки, инноваций и инвестиционной сфере.
Представленный вариант может не только ослабить национальную инновационную систему, но и увеличить зависимость отечественной экономики от иностранных инноваций.
Вариант догоняющего развития и локальной
технологической конкурентоспособности
Направлен на:
-Перевооружение экономики с использованием импортных технологий.
-Местное стимулирование роста инновационной деятельности.
Пример эффективного использования догоняющего развития можно увидеть на примере таких стран как: Япония. Южная Корея, Малайзия, Сингапур и Китай.
Основой данного варианта развития является внедрение, а также активное использование доступных технологий па мировом рынке, приобретенных вместе с иностранным капиталом.
У данного варианта развития есть множество преимуществ, хотя есть и определенные риски при его внедрении России:
-Необходимость участия в жесткой конкуренции с другими производителями аналогичной продукции.
-Повышение эффективности производства за счет привлечения прямых иностранных инвестиций, что требует больших усилий по созданию благоприятного климата.
■Активное участие иностранного капитала и технологий в экономическом развитии страны, что делает ее более зависимой от зарубежных стран, а также способствует увеличению количества рисков.
■Возрастание зависимости отечественной экономики от импорта техники и технологий, в свою очередь, тоже является барьером для развития своих собственных разработок.
Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях
Данный вариант ориентирован на достижение долгосрочных целей и задач, указанных в Концепции, а также направлен на:
-Модернизацию и усовершенствование сектора исследований и разработок.
-Концентрацию основных усилий па приоритетных направлениях научно-технологической сферы.
Россия имеет огромный потенциал претендовать на высокие позиции в разработке и применении нанотехнологий производстве авиакосмической техники и оборудования.
Однако имеются следующие недостатки:
-Большие объемы затрат ( масштабное государственного финансирования научных разработок и исследований).
-Существенные инновационные риски, требующие от субъекта принятия управленческих решений компетенции, определенного опыта, большой ответственности.
является путь с элементами лидерства в определенных секторах экономики, где существуют (или могут быть созданы) высокие конкурентные преимущества. Однако вышеназванный вариант может быть более эффективным при внедрении его в совокупности с вариантом догоняющего развития в большинстве секторов экономики. С точки зрения реализации Стратегии, использование такого варианта в России является наиболее предпочтительным.
Далее было бы интересно рассмотреть основные направления реализации стратегии инновационного развития (см. табл.№2).
Таким образом, можно утверждать, что обозначенные цели долгосрочного развития (обеспечение высокого уровня благосостояния населения, а также закрепление геополитической роли страны в качестве одного из мировых лидеров, определяющих мировые политические тенденции и др.) могут быть достигнуты только с помощью перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
Главной целью на сегодняшний день является формирование экономики лидерства и инноваций в нашей стране. Для этого к 2020 году необходимо достичь следующих показателей:
• Добиться существенной доли на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям (5-10%) .
• Увеличить вдвое долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9% до 20%).
• Повысить долю инновационной продукции в 5-6 раз в выпуске промышленности.
• Добиться увеличения доли инновационно-активных предприятий в 4-5 раз ( с 9,4% до 50%).
По нашему мнению, стоит рассмотреть передовой опыт развития инновационной политики и национальных инновационных систем в зарубежных странах и возможности его применения в России.
За последние 3-5 лет направления развития инновационной политики, инновационных систем стран-членов Большой восьмерки ^-8) подвергаются достаточно большим изменениям. Это происходит не только как следствие глобального финансово-экономического кризиса, требующего принятия экономических реформ, но и потому, что в начале XXI века можно появляются первые признаки научно-технологической, промышленной революции,
Таблица 1. Характеристика направлений реализации Стратегии
Направления реализации стратегии Характеристика
Инновационный человек Формирование благоприятных условий для создания у граждан компетенций «инновационного человека», то есть :убъекта всех преобразований в сфере инноваций. Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать: -способность и готовность к непрерывному образованию, переобучению и самообучению, профессиональной юбильности; - способность и готовность к разумному риску и к работе в высококонкурентной среде; широкое владение шостранными языками. Необходимо постопенно модернизировать политику в сфере образования по разным направлениям с целью (остижения вышеперечисленных компетенций.
Инновационный битее Толчком к переходу отечественной экономики на инновационное развитие является кардинальное и качественное ювышение инновационной активности бизнес-среды. К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся ледующие: 1. Недостаточно высокое качество среды бизнеса, недоразвитость условий для обеспечения справедливой конкуренции 1а рынках, в том числе и для получения государственной поддержки. 2. Сохранение барьеров для распространения в экономике новых технологий. 3. Недостаточность усилий региональных и муниципальных властей по улучшению условий для инновационной (еятельности. 4. Тесное взаимодействие бизнеса с государством в процессе формирования и реализации инновационной политики юка не носит регулярного характера. 5. Отсутствие работоспособных механизмов выявления неэффективных или морально устаревших инициатив. Ключевые задачи стратегии в рамках «инновационного бизнеса»: развитие среды, благоприятной для инноваций; »здание мер по поддержке инновационной деятельности компаний, старта новых инновационных бизнесов; повышение ;ачества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки, государства, общества).
Инновационное государство Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть тодернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. Модернизация будет проводиться по двум основным направлениям: 1.Повышение «инновационности» государства (совершенствование на основе современных технологий системы осударственного управления, создание стимулов, позволяющих увеличить долю закупаемой инновационной продукции, :тимулирование инноваций в социальной сфере). З.Повышение открытости государства, усиление его взаимодействия с институтами гражданского общества, бизнесом го вопросам стимулирования инновационного развития.
Эффективная наука Стратегическая задача в области развития науки представляет собой возвращение России в число ведущих мировых тучных держав, которая способна осуществлять не только фундаментальные, но и прикладные исследования по [ктуальным в области мировой экономики и науки для России направлениям.
Инфраструктура инноваций Инфраструктура инноваций - как финансовая, так и «физическая» (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера ехнологий и коллективного пользования, кластеры др.) -важнейшая составляющая общей системы поддержки шноваций. Её приоритетными направлениям развития будут следующие аспекты: усовершенствование механизмов шнансирования инновационных разработок, рост и развитие инновационной инфраструктуры, в том числе технико-¡недренческих зон, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования оборудованием и др.
Участие в глобальной инновационной системе Ключевыми направлениями развития международного сотрудничества в сфере инноваций должны стать: поддержка 1ыхода российских высокотехнологичных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внешней орговле высокотехнологичной продукцией; создание в России высокотехнологичных производств и исследовательских 1ентров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций; активизация международного иучно-технического сотрудничества.
Территория инноваций Значительное число регионов уже активно участвует в процессах глобальной конкуренции за инновационный капитал. Зднако, в условиях повышающейся мобильности информации, капитала, эффективных исследователей конкуренция за ¡локализацию» инноваций на территории региона может быть успешной только при формировании благоприятной шетитуциональной и бизнес-среды, социальной инфраструктуры, комфортных жилищных условий. Поэтому социально-кономическая политика субъектов РФ должна быть нацелена на инновации как на один из ключевых результатов (еятельности органов власти региона.
которые в первую очередь связаны с разработкой абсолютно новых технологий: нано-, био-, информационно-коммуникационных, так называемых NBIC-технологий.
Рассматривая анализ современных тенденций развития высоких технологий, глобализации инновационного развития в Канаде, Великобритании, Германии, Италии, Японии следует отметить, что сегодня преобладает комплексный, межведомственный подход. Он основан на необходимости учета как целей, задач развития инновационной системы государства и частного сектора, науки и промышленности, выстраивания не просто экономики инноваций, а абсолютно нового, инновационного общества XXI в.
Прослеживается четкая тенденция формирования государственно-частных партнерств в инновационной сфере в системах управления в органах исполнительной власти США, Европы и Японии.
В стратегическом плане перед всеми развитыми странами сегодня встает вопрос о том, способно ли общество воспринимать инновационное развитие, создавать соответствующий спрос на рынках инновационной продукции и услуг, которые будут производиться на базе высоких технологий? Согласно стратегическому плану развитым странам предстоит ответить на вопрос, адаптировано ли общество к восприятию инновационного развития и следует ли создавать подобный спрос на рынках инновационной продукции и услуг, которые будут реализовываться на основе высоких технологий? Следовательно, первоочередной задачей инновационной политики и стратегий стран G-8 является подготовка общества к инновационной экономике, инновационному рынку и инновационной цивилизации XXI в.
Проанализировав проведенные реформы в таких странах как Канада, Великобритания, Италия, Германия, Япония за последние годы, показали, что правительства данных стран осуществляют поиск наиболее эффективных методов организации, стимулирования инновационной деятельности, в тоже время стремясь к ведущим позициям и высоким показателям на мировом рынке инновационной продукции и услуг. Реформы в этих странах также охватили структуру организации и управление в сфере национальных инновационных систем (НИС).
Следует отметить, что в данных странах идет активная интеграция, взаимная координация общенациональных целей и приоритетов в системе "образование-наука-технологии-промышленность", что представляет собой необходимое условие реализации инновационного развития этих государств. В процессе разработки российской инновационной стратегии было бы рационально использовать опыт соответствующих междисциплинарных стратегий, разработанных, например, в Германии, Великобритании, ОЭСР и Японии. К их числу можно отнести Стратегию высоких технологий Германии (High-TechStrategie fer Deutschland), Стратегию разработки и применения технологий будущего - Zukunftstechnologien (биотехнологии, нано-технологии, ИКТ и др.), японскую инновационную стратегию до 2025 г., европейскую Программу конкурентоспособности и инноваций (Competitiveness and Innovation Programme) на 2007-2013 гг., английскую Рамочную программу по науке и инвестициям в инновационной сфере (Science and Innovation Investment Framework 2004-2014), а также инновационную стратегию ОЭСР (OECD Innovation Strategy 2008).
Важнейший элемент этих инновационных стратегий - охват широкого спектра социальных, научно-технологических, экономических, политических, образовательных, культурных и других аспектов, связанных с развитием инновационной деятельности, что практически не используется в российской практике разработки такой стратегии.
Если рассматривать анализ этих стратегий с позиции использования зарубежного опыта в российской практике, необходимо было бы рассмотреть такие элементы, как практика формирования, организации работы и структура функций «инновационных департаментов» (министерств) в Великобритании. Здесь стоит принять во внимание, что в Великобритании сформирован институт главных научных советников правительства и департаментов в 2005-2008 гг. Данный подход позволяет создать более сбалансированную систему органов исполнительной и законодательной власти в инновационной сфере.7
На наш взгляд, было бы интересно рассмотреть на примере Канады цепочку «образование-наука-технологии-промышленность», в рамках
которой возможно повысить уровень инноваций в образовательный сфере. В данном случае речь идет о формировании в университетах специальных научно-исследовательских двухуровневых кафедр: кафедры первого уровня, созданные специально для выдающихся исследователей, второго уровня - для молодых и перспективных ученых. Данные кафедры финансируются в основном за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Не вызывает сомнений тот факт, что важнейшим элементом инновационной цепочки является организация работ в структуре «наука-технологии» и ее финансирование. Здесь необходимо, в первую очередь, рассмотреть опыт Великобритании и Италии, предполагая его возможное использование в российской практике инновационной деятельности. Именно в этих странах были созданы специальные научно-исследовательские кафедры, в состав которых входит множество государственных научно-исследовательских институтов, центров, которые уже доказали свою эффективность в плане организации и управления.
По результатам анализа, формирование кластеров НИИ, а также научно-исследовательских центров, которые работают по принципу партнерства с частным сектором, направлено главным образом на проведение и координацию междисциплинарных ИР, что полностью отвечает современным требованиям инновационного развития. В общем, данная система организации управления научно-технологической и инновационной деятельностью зарекомендовала себя как достаточно эффективную, что было бы целесообразно учесть в процессе реформирования и дальнейшего развития инновационной деятельности в России.
Одна из самых серьезных проблем малых и средних фирм, занимающихся наукоемким бизнесом - дефицит акционерного капитала, вызванный, в частности, рисковым характером их инновационной деятельности. Предложения на финансовых рынках рискового капитала для этих фирм достаточны низки, в том числе и в России. В этой связи представляется целесообразным российским организациям изучить опыт Великобритании, Канады и Италии где разработаны различные схемы финансирования акционерного капитала с точки зрения инновационного потенциала фирм. Схемы представляют собой «комбинированный капитал», состоящий из финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики, что отвечает принципам и содержанию инновационной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в вышеперечисленных странах уже разработан комплексный подход к проблеме финансирования инноваций. Его необходимо принять во внимание российским организациям в процессе разработки инновационной стратегии страны, поскольку во многих случаях в России функционирует неэффективная система финансирования этой деятельности.
В контексте реализации элемента «промышленность» инновационной цепочки считаем целесообразным учесть в российской практике опыт Канады по разработке Правительством Бизнес-плана промышленности Канады на 2009-2010 гг., который является основным двигателем инновационной деятельности. Он устанавливает связь между стратегиями и задачами промышленности, научно-технологическими и инновационными приоритетами Правительства. Такой комплексный подход необходимо использовать в России или включить его в качестве соответствующего раздела в инновационную стратегию.
Цель бизнес-плана заключается в том, чтобы поднять уровень инновационности промышленности, повысить производительность труда и конкурентоспособность промышленных фирм в глобальной экономике, что имеет особое значение для России, учитывая, что объем ИР и инновационность российской промышленности находятся на довольно низком уровне.
По нашему мнению, такой многофункциональный и междисциплинарный бизнес-план промышленности мог бы дать определенный импульс развитию инновационной деятельности в российских промышленных фирмах. В этом же контексте определенный интерес может представить разработанная в Великобритании департаментом БЕКЯ совместно с Министерством финансов Бизнес стратегия для малого и среднего бизнеса в 2008 г., ориентированного на инновации.
В заключении, хотелось бы отметить, если Россия планирует выход на новые мировые рынки, то именно инновационный рост может ей обеспечить такую возможность, поскольку инновации предполагают создание новых товаров, а значит, и создание новых рынков, при этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции проще,
7 Бутова Т.В., Аюржанаева Д.З. Организация финансирования развития инфраструктуры (на примере государственного партнерства) // Вестник Академии. 2013. №2. С. 110-112
чем пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.
Россия позиционирует себя как равный член групп развитых стран (G8), и чтобы обеспечить такие позиции стратегическое управление инновационным развитием необходимо.
Таким образом, можно сделать вывод, что России необходимо иметь расширенную, комплексную, междисциплинарную инновационную стратегию развития на период до 2025-2030 гг. в контексте формирования инновационной цивилизации XXI в., чтобы не оказаться на периферии глобального инновационного развития. При этом, учитывая глобальные тенденции построения мировой инновационной экономики, в развитии инновационного сектора следует обратить особое внимание на опыт зарубежных стран, которые будут формировать в перспективе эту экономику и инновационную цивилизацию в целом.
Литературы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/.
2. UNCTAD. Database 2012, Trade Structure by Product.
3. Бутова Т.В., Аюржанаева Д.З. Организация финансирования развития инфраструктуры (на примере государственного партнерства) // Вестник Академии. 2013. №2. С. 110-112.
4. Галиева Г.Ф. Экономические механизмы перехода на инновационный путь развития, автореферат диссертации, Москва, 2012.
5. Инновационная система и инновационная политика РФ. Общие оценки и рекомендации, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 2011г.
6. Интернет портал РБК^йр:/Лор.гЪс.ги/есопот^/04/09/2013/ 874789^^1.
7. Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике // Вестник Академии. 2013. №2. С.47-50.
8. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Минэкономразвития России.
9. Рагулина Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса // Вестник Академии. 2012. № 4. С. 49-54.
10. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики, интерфакс, Москва, 2010.
11. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
12. Салмина О.А., Шевченко И.В. , Александрова Е.Н., Со-лахов П.А. Развитие инновационной системы России в процессе интеграции в глобальную экономику: национальный и региональный контекст. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, № 16 (109), 2011.
УДК 338.45:621 ВАК: 08.00.05
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Алексеев А.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена инновационной деятельности промышленных предприятий. Автор дает свою трактовку основных понятий, проводит технико-экономический анализ отрасли, рассматривает основные направления государственного регулирования. Предложен комплекс показателей, которые позволяют оценить эффективность инновационной деятельности в промышленности.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, промышленность, государственное регулирование.
INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INDUSTRIALENTERPRISES: METHODOLOGY OF THE ASSESSMENT AND STATE REGULATION
Alexeev A., Doctor of Economics, professor of chair of the management and marketing of Witte University, e-mail: [email protected]
This article is devoted to innovative activity of the industrial enterprises. The author defines the treatment of the main concepts, carries out the technical and economic analysis, considers the main directions of state regulation. The complex of indicators which allow to estimate efficiency of innovative activity at the industries is offered.
Keywords: innovations, innovative activity, industry, state regulation.
в России возникает задача анализа инновационной деятельности, что определяется низкой производительностью труда, недостаточной скоростью диффузии инноваций. Соответственно, интерес к закономерностям протекания инновационных процессов выразился в активном изучении механизмов инновационной деятельности и экономического роста, выявлении факторов, способствующих или препятствующих инновационной деятельности, поиске источников инновационного роста, разработке способов управления инновационной деятельностью, определении приоритетных направлений, развитии конкурентных преимуществ.
Исследования показывают, что инновационная деятельность - это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.
Под инновационной деятельностью в процессах разработки,
Ведущие современные ученые сходятся во мнении, что предпринимаемые в последние годы меры по поддержке инновационной активности в России оказались неэффективны, и переломить сложившиеся негативные тенденции пока не удается. Подобное состояние российской инновационной сферы требует смены приоритетов, перехода от наращивания общих объемов поддержки и прямого финансирования по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности ее функционирования, концентрацию усилий государства на решении критических для инновационного развития проблем - проблем реализации инноваций в практической деятельности и создания адекватной рыночной среды для этого, а кроме того, не только повышения практического мастерства, но и подробного изучения теоретических концепций инновационного развития, управления инновационной деятельностью.
Инновационная деятельность становится важнейшим фактором развития экономики, так как новые товары, технологии, услуги обеспечивают значительную долю прироста валового внутреннего продукта в ведущих странах мира, а масштаб инновационной деятельности во многом определяет уровень национального экономического развития, так как влияет на конкурентоспособность как бизнеса, так и экономики в целом.современные требования диктуют быстрый темп изменений в технологии и экономике. В этих условиях