31 (382) - 2014
Стратегия экономического развития
УДК 338.242
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А. ТУПЧИЕНКО,
доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор кафедры макроэкономического регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
профессор кафедры управления бизнес-проектами, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
E-mail: omega7@nm.ru
Деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов, — это стратегическое управление. Оно крайне важно в условиях развития современной экономики, поскольку дает возможность создавать целевые ориентиры развития экономики и следовать им. Рассматривая стратегическое управление инновационным развитием, важно отметить, что в настоящее время это необходимый аспект развития государства. Поэтому очень важно иметь инновационную политику или стратегию инновационного развития, направленную на развитие инновационного сектора страны, повышение наукоемкого производства в общем объеме промышленного производства страны, повышение конкурентоспособности наукоемких товаров на мировом рынке.
Ключевые слова: приоритеты развития, стратегическое управление, инновационное развитие
Развитие инновационной экономики для Российской Федерации крайне актуально, поскольку наша страна значительно отстает в развитии экономики от ведущих стран. Отечественная экономика находится на индустриальной стадии, и доля нефтегазового сектора в ВВП крайне значительна,
тогда как в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и т.д. Если такое положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой экономике. Цель авторского исследования заключается в проведении сравнительного анализа текущего состояния инновационного развития Российской Федерации и инновационной политики в зарубежных странах с возможностью последующего применения западных инновационных систем в Российской Федерации.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.
Рассмотрим элементы структуры стратегического управления.
Рис. 1. Структура стратегического управления
Анализ среды — исходный процесс стратегического управления, он обеспечивает не только основание для определения миссии и целей, но и базу для разработки стратегии поведения, которая дает возможность субъекту выполнить миссию и достичь цели.
Определение миссии и целей. Важная задача управления — достижение баланса интересов различных социальных институтов, групп людей и т.д., заинтересованных в функционировании субъекта и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность его функционирования.
Выбор стратегии. После определения миссии и целей необходимо проанализировать и выбрать правильную стратегию. Здесь происходит выбор средств достижения целей. Ядром стратегического управления можно назвать процесс выработки стратегии, так как это не только создание плана действий, но и принятие решения по поводу того, как и в каком направлении развиваться в будущем.
Выполнение стратегии. Особенность этого этапа состоит в том, что процесс выполнения стратегии не является процессом ее реализации, а лишь создает основу для реализации достижения поставленных целей. Главной задачей здесь является создание необходимых начал для успешной реализации стратегии. Следовательно, выполнение стратегии — это реализация таких изменений, которые способствуют претворению стратегии в жизнь.
Оценка и контроль за реализацией стратегии. Это завершающий этап, который способствует созданию устойчивой обратной связи между процессом достижения целей и собственно целями, стоящими перед субъектом.
Основными задачами контроля являются:
— определение объекта и ключевых показателей контроля;
— сравнение состояния контролируемого объекта с установленными показателями или нормативами;
— выявление причин отклонений от намеченного результата, если таковые возникли;
— проведение процесса корректировки в случае необходимости.
Управленческий (оперативный) контроль отличается от стратегического тем, что он не нацелен на оценку правильности выполнения стратегического плана, осуществления стратегии или исполнения функций и операций. Стратегический контроль осуществляется для того, чтобы оценить преимущества и недостатки от реализации принятой стратегии, а также выяснить, возможно ли в будущем достичь поставленных целей.
Стратегическое управление основано на принципах, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные принципы стратегического управления представлены в табл. 1.
Текущее состояние инновационного развития Российской Федерации. Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6-й в развитых странах и 4-й в России). Так, в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии и т.д., в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Если такое положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой экономике. Вместе с тем Россия позиционирует себя как равный член групп развитых стран, и, чтобы обеспечить такие позиции, необходимо стратегическое управление инновационным развитием.
Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечивается за счет роста инновационного сектора, а в России этот показатель пока находится на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики.
Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10% к 2020 г.
Таблица 1
Принципы стратегического управления
Принцип Содержание
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении Позволяет успешно распределять полномочия на принятие решений на каждом уровне иерархии управления и стратегические решения (разработка целей, стратегии, политики на высшем уровне) политики управления
Целенаправленность стратегического управления Стратегический анализ и формирование стратегии должны быть нацелены на выполнение главной цели. Стратегическое управление имеет своей целью обеспечение целенаправленного развития и решение конкретных проблем
Гибкость стратегического управления Возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в соответствии с условиями изменчивости окружающей среды. Реализация этого принципа подразумевает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям субъекта, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий
Единство стратегических планов и программ Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой
Создание необходимых условий для реализации стратегии Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание определенных условий для осуществления стратегических планов и программ
Источник: [1].
(рис. 2) [4]. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых более благоприятны.
Роль сырьевого придатка мировой экономики бесперспективна в контексте сокращения природных богатств. Сырьевая зависимость чревата экономической зависимостью России от других стран мира.
В 2013 г. Россия заняла 64-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности экономик World Economic Forum (WEF). По сравнению с предыдущим изданием Россия поднялась на три позиции. Однако среди стран БРИКС именно экономику России эксперты по-прежнему оценивают как наименее конкурентоспособную.
Повышение рейтинга России эксперты WEF объясняют в первую очередь улучшением макроэкономической ситуации. Тем не менее конкурентоспособность экономики страны подрывает низкая эффективность работы государственных институтов
1980
Источник: [4].
1990
2000
2010
2020
Рис. 2. Товарная структура мирового экспорта по отношению к общему объему мировой торговли в 1980-2010 гг. и прогноз на 2020 г., %: 1 — изделия высокой техноемкости; 3 — изделия средней техноемкости; 3 — изделия низкой техноемкости; 4 — ресурсоемкие изделия; 5 — базовые ресурсы; 6 — топливо
(118-е место), недостаток инновационного потенциала (78-е место), слабость финансового рынка (121-е место), низкий уровень конкуренции (135-е место) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе страны (132-е место). По мере того как страна движется к более продвинутой стадии экономического развития, слабый уровень внедрения
новых технологий будет представлять собой все более серьезные вызовы прогрессу, отмечается в отчете WEF1.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. Стратегия инновационного развития2 призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем она задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Ставится цель довести в 2020 г. объем промышленных предприятий, осуществляющих технические инновации, до 40-50% (с 9,4% в 2009 г.). Для Германии, например, этот показатель составляет 71,8%, для Эстонии и Финляндии — 52,8 и 52,5% соответственно.
Также стоит цель увеличить к этому сроку количество патентов, ежегодно регистрируемых россиянами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии, с 63 в 2009 г. до 2 500-3 000. Удельный вес инновационной продукции в общем промышленном объеме должен увеличиться с 4,9% в 2009 г. до 25-35%.
Стратегия реализуется в два этапа. На первом этапе (2011-2013 гг.) все усилия направлены на повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг.) должен происходить рост доли частного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также рост финансирования образования, науки и инфраструктуры инновационной экономики.
Главная же цель стратегии — перевод экономики России на инновационный путь развития, который включает в себя следующие показатели:
— увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации до 40-50%;
— повышение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (авиамеханика, космическая техника и услуги, атомная энергетика, специальное судостроение и другие) до 5-10% в 5-7 и более секторах экономики;
1 World Economic Forum (WEF). http://www.weforum.org/.
2 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
— увеличение экспортной доли России по высокотехнологичным товарам в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% (в 2008 г. — 0,25%);
— рост валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 20% (в 2009 г. — 12,7%);
— повышение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 35% (в 2010 г. — 4,9%);
— увеличение внутренних затрат на исследования и разработки от 2,5 до 3% валового внутреннего продукта (в 2010 г. — 1,3%)
— увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (QS World University Rankings) до четырех (в 2010 г. — один);
— повышение до 3 000 количества патентов, регистрируемых ежегодно российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии патентов (в 2009 г. — 63 патента);
— повышение до 25% доли средств, поступающих за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в системе средств, направленных в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования.
Следует отметить, что при этом общий экономический рост, а также темпы развития инноваций будут все более тесно взаимосвязаны. Инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда, а также эффективности производства в каждом секторе экономики, за счет расширения рынков и увеличения конкурентоспособности продукции, а также появления новых отраслей, увеличения инвестиционной активности, доходов населения и объемов потребления. Возможно, дальнейшее развития инноваций поможет обеспечить дополнительный прирост в 0,8% ежегодного экономического роста в дополнение к инерционному сценарию развития, начиная с 2015 г. В то же время экономический рост расширит возможности для появления не только новых продуктов и технологий, но и позволит государству увеличить финансирование в развитие человеческого капитала (в первую очередь в образование и фундаментальную науку), а также в стимулирование развития
инноваций, что может оказать мультипликативный эффект на темпы инновационного развития.
Реализация стратегии инновационного развития включает решение ряда задач по всем ключевым направлениями социально-экономической политики (рис. 3):
— бюджетная политика — приоритет инновационных расходов;
— налоговая политика — оптимизация уровня налоговых поступлений по базовым факторам инновационного развития (в первую очередь в отношении работников);
— техническая политика — формирование системы технического регулирования стимулов к технологической модернизации и инновациям, а также снятие барьеров на внедрение новых технологий;
— конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией — направлены на минимизацию любых возможностей для нечестной конкуренции;
— политика государственных закупок — создание необходимых инструментов и процедур, которые давали бы возможность государственным заказчикам свободной закупки инновационной продукции, а государственным структурам — стимулировать создание инновационной продукции за счет государственных закупок;
— внешняя и внешнеэкономическая политика — нацелены на более активное отстаивание интересов отечественных инновационных компаний на внешних рынках и поиск зарубежных технологических партнеров для российских предприятий;
— региональная политика — установление качественно более высокого приоритета поддержки тех регионов, которые осуществляют инвестиции в инновационное развитие.
Рис. 3. Направления реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
На основе сложившихся тенденций технологического развития в российской экономике, а также рисков и возможностей роста, вытекающих из данных тенденций, можно выделить три возможных варианта инновационного развития, предложенных автором работы [3], (табл. 2).
Далее рассмотрим основные направления реализации стратегии инновационного развития (табл. 3).
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные перед Россией цели долгосрочного развития (обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня) достижимы только с переходом экономики на инновационную модель развития.
Главным образом необходимо сформировать экономику лидерства и инноваций в нашей стране. А именно: занять существенную долю на рынке высокотехнологичных и интеллектуальны услуг, повысить долю высокотехнологического сектора в ВВП, увеличить долю инновационной продукции в выпуске промышленности, увеличить долю инновационно активных предприятий.
Если Россия планирует выход на новые мировые рынки, то именно инновационный рост может ей обеспечить такую возможность, так как инновации предполагают создание новых товаров, а значит, создание новых рынков. При этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции проще, нежели пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.
Анализ инновационной политики и инновационных систем в зарубежных странах и возможности их применения в Российской Федерации.
Проанализированные реформы в Канаде, Великобритании, Италии, Германии и Японии за последние 3-5 лет, охватившие организационную структуру и управление национальными инновационными системами, показывают, что правительства этих стран ищут наиболее эффективные методы организации и стимулирования инновационной деятельности, стремясь занять ведущее положение на мировых рынках инновационной продукции и услуг XXI в.
Таблица 2
Описание вариантов инновационного развития
Вариант развития
Содержание
Инерционное (ориентированное на импорт) технологическое развитие
Вариант направлен:
— на отсутствие усилий большого масштаба, нацеленных на развитие инноваций;
— на ориентацию политики на поддержание макроэкономической стабильности и невысоких показателей расходов бюджета в сфере науки, инноваций и инвестиций, развитие человеческого капитала
Данный вариант имеет большую вероятность дальнейшего ослабления национальной системы инноваций, а также усиления зависимости экономики от иностранных технологий
Догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность
Направлен:
— на перевооружение экономики с помощью импортных технологий;
— на локальное стимулирование увеличения российских инноваций;
— на догоняющее развитие — показывает свою эффективность на примере Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и Китая.
Его основой является максимальное внедрение технологий, доступных на мировом рынке, привлеченных либо закупленных в страну вместе с иностранным капиталом. Зачастую импортные технологии не оказываются самыми передовыми во всем мире. Тем не менее данный вариант инновационного развития имеет много преимуществ, хотя есть и определенные риски при его использовании в России:
— необходимость жесткой конкуренции с производителями аналогичной продукции, что достижимо только при существенном увеличении производительности труда;
— более эффективное производство происходит в комбинации с процессом привлечения прямых иностранных инвестиций, что влечет принятие достаточно больших усилий по улучшению инвестиционного климата. Также большое участие в экономическом развитии страны зарубежного капитала и технологий увеличивает ее зависимость, а также усиливает внешние риски;
— возрастает зависимость экономики от импорта техники и технологий, в то же время это является препятствием для развития собственных разработок
Достижение лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях
Вариант ориентирован на выполнение долгосрочных целей и задач. Направлен:
— на модернизацию сектора исследований и разработок;
— на концентрацию усилий на перспективных научно-технологические направлениях, которые дают возможность расширить использование российских разработок, а также повысить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.
Также Россия имеет право претендовать на самые высокие позиции в производстве авиакосмической техники, композитных материалов, в разработке и использовании нанотехнологий, в отдельных направлениях рационального природопользования и экологии, в других сферах деятельности.
Этот вариант характеризуется резким подъемом спроса на новые научные и инженерные кадры, предполагает возможность формирования развитой национальной инновационной системы и восстановления лидирующих позиций в области российской фундаментальной науки. Имеются определенные недостатки, а именно:
— довольно большие затраты за счет масштабного государственного финансирования научных исследований и разработок;
— существенные инновационные риски, которые могут быть связаны с кардинальными решениями
Таблица 3
Характеристика направлений реализации стратегии
Направление реализации
Содержание
Инновационный человек
Создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря — компетенций инновационного человека.
Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать готовность к непрерывному образованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску; предприимчивость; умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде; готовность к работе в высококонкурентной среде. Необходимо модернизировать политику в области образования по ряду направлений для достижения названных компетенций
Продолжение табл. 3
Направление реализации Содержание
Инновационный бизнес Императив перехода экономики на инновационный путь развития — повышение инновационной активности бизнеса. К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся следующие: — недостаточное качество бизнес-среды, неразвитость условий для справедливой конкуренции, в том числе за получение государственной поддержки; — сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий; — недостаточность усилий региональных и муниципальных властей по улучшению условий для инновационной деятельности; — взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики пока не носит достаточно регулярного характера, не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных инновационно активных предприятий, особенно в слабо концентрированных и в новых формирующихся секторах; — недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций; — отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего свертывания таких инициатив. Ключевые задачи стратегии в рамках инновационного бизнеса: — развитие среды, благоприятной для инноваций; — принятие мер по поддержке инновационной деятельности компаний, старту новых инновационных бизнесов; — повышение качества взаимодействия бизнеса, науки, государства, общества
Инновационное государство Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. С инновационным человеком и инновационным бизнесом должно взаимодействовать эффективное инновационное государство. Модернизация будет проводиться по двум основным направлениям: — повышение инновационности самого государства. В рамках этого направления будут реализованы меры по совершенствованию на основе использования современных технологий системы государственного управления, созданию в системе государственных закупок необходимых стимулов и механизмов, позволяющих увеличить долю закупаемой инновационной продукции, стимулирование инноваций в социальной сфере; — повышение открытости государства, усиление его взаимодействия с институтами гражданского общества, бизнесом по вопросам стимулирования инновационного развития. Это направление включает в себя как целый ряд реформ по отдельным сферам регулирования, так и усиление взаимодействия государства с гражданским обществом, частным бизнесом, создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения, институтов гражданского общества
Эффективная наука Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способных проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям
Инфраструкту -ра инноваций Инфраструктура инноваций — как финансовая, так и физическая (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коллективного пользования и т.д.) — важнейшая составляющая общей системы поддержки инноваций. Основными направлениями ее развития станут развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов; развитие инновационной инфраструктуры, включая развитие технико-внедренческих зон, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования оборудованием и др.
Участие в глобальной инновационной системе Ключевыми направлениями развития международного сотрудничества в сфере инноваций должны стать: — поддержка выхода российских высокотехнологичных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внешней торговле высокотехнологичной продукцией; — создание в России высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций; — активизация международного научно-технического сотрудничества
Окончание табл. 3
Направление реализации Содержание
Территория инноваций Значительное число регионов уже активно участвует в процессах глобальной конкуренции за инновационный капитал. Однако в условиях повышающейся мобильности информации, капитала, эффективных исследователей конкуренция за локализацию инноваций на территории региона может быть успешной только при формировании благоприятной институциональной и бизнес-среды, социальной инфраструктуры, комфортных жилищных условий. Поэтому социально-экономическая политика субъектов РФ должна быть нацелена на инновации как на один из ключевых результатов деятельности органов власти региона
В рамках национальной инновационной политики и разработки соответствующих стратегических документов в этих странах активно развиваются интеграция и взаимная координация общенациональных приоритетов, целей и задач в системной цепочке «образование — наука — технологии — промышленность», что является необходимым условием реализации инновационной политики этих государств. В контексте разработки инновационной стратегии для России могли бы представлять интерес соответствующие междисциплинарные стратегии, разработанные, например, в Германии, Великобритании и Японии. К их числу можно отнести стратегию высоких технологий Германии (Hightech-Strategie fcr Deutschland), стратегию разработки и применения технологий будущего — (Zukunftstechnologien) — биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и др.; японскую инновационную стратегию до 2025 г., а также европейскую программу конкурентоспособности и инноваций (Competitiveness and Innovation Framework Programme) на 2007-2013 гг.; английскую рамочную программу по науке и инвестициям в инновационной сфере (Science & innovation investment framework 2004-2014); инновационную стратегию ОЭСР (OECD Innovation Strategy 2008) и др. Важнейший элемент этих инновационных стратегий — охват широкого спектра социальных, научно-технологических, экономических, политических, образовательных, культурных и других аспектов, связанных с развитием инновационной деятельности, что практически не используется в российской практике подготовки таких стратегий.
Фактически стратегии нацеливают на зарождение в будущем инновационной цивилизации XXI в. Например, в стратегиях Германии определено в качестве генеральной цели формирование новой культуры инноваций, которая должна охватывать все сферы жизни общества, а уровень развития
инновационной экономики и ее конкурентоспособность рассматриваются как важнейший критерий эффективности государственной политики в целом [2]. Цивилизационный аспект инновационного развития присутствует и в инновационной стратегии Японии до 2025 г., затрагивая, в частности, изменение культуры традиционного японского общества. Важным элементом проводимых в этих странах реформ является изменение структуры и функций органов исполнительной власти.
С точки зрения использования зарубежного опыта в российской практике в этой области следовало бы более детально рассмотреть практику формирования, организацию работы и структуру функций инновационных департаментов (министерств) Великобритании, включая, например, создание института главных научных советников правительства и департаментов, осуществленное в 2005-2008 гг. Наличие в структуре руководства департаментов по инновациям, университетам и профессиональному образованию ф1Ш) и по вопросам бизнеса, предприятий и нормативной реформе (ВЕЯЯ) членов парламента создает более сбалансированную систему органов исполнительной и законодательной власти в области инновационного развития.
По мнению автора, определенный интерес в рамках цепочки «образование — наука — технологии — промышленность» может представлять опыт Канады в контексте повышения уровня ин-новационности в системе образования. Речь идет о создании в университетах специальных научно-исследовательских кафедр двух уровней. Это кафедры первого уровня, учреждаемые на семь лет и возобновляющие деятельность для выдающихся исследователей, признанных коллегами как мировые лидеры в своих областях. И кафедры второго уровня, учреждаемые на пять лет, возобновляемые только один раз, предназначенные для перспективных ученых. Финансирование этих кафедр осущест-
вляется на основе дополнительных бюджетных ассигнований.
Безусловно, важнейший элемент инновационной цепочки — организация работ в структуре «наука — технологии» и ее финансирование. Здесь целесообразно более детально рассмотреть опыт Великобритании и Италии, имея в виду возможное использование его в российской практике при организации инновационной деятельности. Несмотря на наличие в Великобритании, Канаде и Италии национальных академий наук, в этих странах созданы соответствующие научно-исследовательские советы (в Великобритании их семь), в состав которых входит большинство государственных научно-исследовательских институтов и центров, которые показали свою эффективность в организационно-управленческом плане. Так, национальный научно-исследовательский совет Канады является крупнейшим научно-технологическим ведомством канадского правительства и входит в ведение министерства промышленности. Можно отметить и национальный научно-исследовательский совет Италии, входящий в ведение министерства образования, университетов и исследований, который является самым крупным правительственным агентством и одновременно самой крупной научно-исследовательской организацией Италии.
В целом, как показывает анализ, создание своего рода кластеров НИИ и научно-исследовательских центров, работающих во многих случаях на принципе партнерства с частным сектором, нацелено на проведение и координацию междисциплинарных исследовательских работ, что отвечает современным тенденциям инновационного развития. Так, в рамках научно-исследовательских советов Великобритании на основе принципов партнерства проводятся такие комплексные исследования, как деятельность мозга и искусственный интеллект, прогнозы изменения глобального климата и климата в Европе, когнитивные исследования и пр. В целом эта система организации управления научно-технологической и инновационной деятельностью показала себя достаточно эффективной, что следовало бы учесть в рамках реформы и развития инновационной деятельности в России.
Кроме того, в Великобритании и Италии создана довольно стройная и дифференцированная система финансирования инновационной деятельности промышленных фирм, что уже дает определенный экономический эффект [2]. Анализ
показывает, что правительство Великобритании в результате проводимой реформы инновационной деятельности фактически создало новую структуру инновационных механизмов ее финансирования. Они включают набор фондов, действующих на принципе государственно-частных партнерств, что дает возможность косвенного участия правительства не только на доконкурентной, но и конкурентной стадиях инновационного процесса, не нарушая при этом правил игры, принятых ВТО. Можно в связи с этим упомянуть фонды роста на ранней стадии развития фирм или фонды раннего роста в Великобритании, которые были созданы на основе специальной правительственной программы по стимулированию рискового финансирования фирм, находящихся на начальном этапе развития. Усовершенствована система венчурного финансирования и оказания поддержки инновационным старт-апам. Проводится налоговая реформа, направленная на формирование льготного фискального режима для инновационного бизнеса. Таким образом, можно констатировать, что в указанных странах разработан комплексный подход к проблеме финансирования инноваций, который следовало бы принять во внимание российским организациям при разработке инновационной стратегии страны.
Одна из самых серьезных проблем малых и средних фирм, занимающихся наукоемким бизнесом, — дефицит акционерного капитала, вызванный, в частности, рисковым характером инновационной деятельности. Предложения на финансовых рынках рискового капитала для этих фирм достаточны низки, в том числе и в России. Представляется целесообразным российским организациям изучить опыт Великобритании, где разработаны различные схемы финансирования акционерного капитала. Схемы представляют собой комбинированный капитал, состоящий из финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики, что отвечает принципам и содержанию инновационной деятельности.
Нельзя не отметить систему финансирования инновационной деятельности в Канаде. Там также создана комплексная система фондов инновационного развития, таких как Канадский фонд инноваций, фонд новых инициатив, фонд передовых технологий, фонд лидерских возможностей и др. Такая же дифференцированная система фондов для развития инноваций создана в Италии.
В контексте реализации элемента «промышленность» инновационной цепочки целесообразно
CmpamesuH экoнoмuчеcкoгo pa3eumitfi
31 (382) - 2014
учесть в российской практике опыт разработки правительством бизнес-плана промышленности Канады на 2009-2010 гг., который являлся основным двигателем инновационной деятельности. Он устанавливал связь между стратегиями и задачами промышленности, научно-технологическими и инновационными приоритетами правительства. Такой комплексный подход целесообразно использовать в России или включить его в качестве соответствующего раздела в инновационную стратегию. Приоритеты, сконцентрированные в этом бизнес-плане, затрагивают автомобильную, аэрокосмическую, телекоммуникационную, судостроительную и текстильную отрасли промышленности. Кроме того, в него включены приоритеты, связанные с повышением конкурентоспособности экономики страны, защитой интеллектуальной собственности и развитием малого наукоемкого бизнеса. Цель бизнес-плана заключается в том, чтобы поднять уровень инновационности промышленности, повысить производительность труда и конкурентоспособность промышленных фирм в глобальной экономике, что имеет особое значение для России, учитывая, что инновационность российской промышленности находится на довольно низком уровне.
Таким образом, России необходимо иметь расширенную, комплексную, междисциплинарную инновационную стратегию развития на период до
2025-2030 гг. в контексте формирования инновационной цивилизации XXI в., чтобы не оказаться на периферии глобального инновационного развития. При этом, учитывая глобальные тенденции построения мировой инновационной экономики, следует обратить особое внимание на опыт зарубежных стран, которые будут формировать в перспективе эту экономику и инновационную цивилизацию в целом.
Список литературы
1 . Галиева Г. Ф. Механизмы перехода на инновационный путь развития: монография. М.: Креативная экономика, 2012. 160 с.
2 . Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденс-кий О. В. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии. М.: Центр исследований и статистики науки. 2009. 73 с.
3 . Мазур И.А. Потенциал развития национальной инновационной системы Российской Федерации и проблемы финансирования инновационной деятельности // Транспортное дело России. 2010. № 12.
4. Управление экономикой регионов России в процессе перехода на инновационный путь развития: монография / под науч. ред. В.А. Тупчиенко. М.: Тровант, 2012. 342 с.
Economic analysis: theory and practice Strategy of economic advancement
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Vitalii A. TUPCHIENKO
Abstract
Activities aimed at achieving the basic goals and objectives from the foresight of possible changes in the environment and institutional capacity-building, through the coordination and allocation of resources, mean a strategic management. It is extremely important in the development of the modern economy, since it makes it possible to create economic development targets and follow them. Considering the strategic management
of innovation development, it is important to note that this is a necessary aspect of the development of the State. That is why it is significant to have an innovation policy or innovation development strategy aimed at the development of innovative sector of the country, improvement of knowledge-intensive production in the total volume of industrial production of the country, improving the competitiveness of high-tech products in the world market.
Cmparnesutt экономинеского pa36umutt
31 (382) - 2014
Keywords: development, priorities, strategic management, innovation
References
1. Galieva G . F. Mekhanizmy perekhoda na in-novatsionnyi put ' razvitiya [Mechanisms of transition to innovative development]. Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ., 2012, 160 p.
2. Kiselev V.N., Rubval'ter D.A., Rudensky O.V. Innovatsionnaya politika i natsional'nye innovatsion-nye sistemy Kanady, Velikobritanii, Italii, Germanii i Yaponii [Innovation policy and national innovation systems in Canada, Great Britain, Italy, Germany and Japan]. Moscow, Tsentr issledovanii i statistiki nauki Publ., 2009, 73 p.
3. Mazur I.A. Potentsial razvitiya natsional'noi in-novatsionnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii i problemy finansirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti [Capacity
development of the national innovation system of the Russian Federation and the problem of financing of innovation activity] . Transportnoe delo Rossii — Transport trade of Russia, 2010, no. 12.
4 . Upravlenie ekonomikoi regionov Rossii v protsesse perekhoda na innovatsionnyi put ' razvitiya: monografiya [Management of the economy of Russian regions in the process of transition to the innovation way of development: a monograph]. Moscow, Trovant Publ., 2012, 342 p.
Vitalii A. TUPCHIENKO
Financial University
under Government of Russian Federation, National Research Nuclear University (MEPhI), Moscow, Russian Federation omega7@nm . ru