Научная статья на тему 'СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДАЧИ / МЕРЫ / DEVELOPMENT STRATEGIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / TASKS / MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И. Е.

Представлены результаты сравнительного анализа задач, мер и инструментов развития внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, представленных в региональных стратегиях, разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIZING DEVELOPMENT PROCESSES FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of a comparative analysis of tasks, measures and tools for the development of foreign economic activity of the subjects of the Russian Federation presented in the regional strategies developed in accordance with the requirements of the Federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 № 172 «On strategic planning in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 332.142

СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. Е. Рисин

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 25 июня 2019 г.

Аннотация: представлены результаты сравнительного анализа задач, мер и инструментов развития внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, представленных в региональных стратегиях, разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Ключевые слова: стратегии развития субъектов Российской Федерации, внешнеэкономическая деятельность, задачи, меры.

Abstract: the article presents the results of a comparative analysis of tasks, measures and tools for the development of foreign economic activity of the subjects of the Russian Federation presented in the regional strategies developed in accordance with the requirements of the Federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 № 172 «On strategic planning in the Russian Federation».

Key words: development strategies of subjects of the Russian Federation, foreign economic activity, tasks, measures.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] субъекты РФ осуществили актуализацию стратегий социально-экономического развития. Один из разделов названных стратегий посвящен внешнеэкономической деятельности. Анализ его содержания позволит выявить общее и особенное в составе задач и предусмотренных органами государственной власти мер по ее развитию в регионах страны.

Информационную базу сравнительного анализа составили актуализированные стратегии социально-экономического развития Вологодской [2], Воронежской [3], Нижегородской [4], Ростовской [5], Самарской [6], Челябинской [7] областей, Санкт-Петербурга [8], Хабаровского [9] края, Республик Саха (Якутия) [10], Татарстан [11].

Контент-анализ содержания региональных стратегий позволил зафиксировать следующий состав задач, мер и инструментов развития внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ (табл. 1, 2).

Анализ данных табл. 1 свидетельствует о том, что в ряде субъектов Российской Федерации развитие внешнеэкономической деятельности связывается с освоением перспективных направлений

© Рисин И. Е., 2019

интеграции региональных производителей товаров и услуг в мировое хозяйственное пространство.

Заслуживает особого внимания постановка задач, имеющих повышенную социально-экономическую значимость для российских регионов и связанных:

- с выходом региональных производителей на новые географические и продуктовые сегменты мирового рынка товаров и услуг (Воронежская, Ростовская, Челябинская области, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край), что предполагает обеспечение глобальной конкурентоспособности товаров и услуг при значительном расширении их номенклатуры;

- наращиванием доли высокотехнологического экспорта (Вологодская, Воронежская, Московская, Ростовская, Самарская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан), что предполагает освоение потенциалов пятого и шестого технологических укладов;

- вовлечением субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортно ориентированную деятельность (Воронежская, Московская области, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Республика Татарстан);

- развитием постиндустриального экспорта, представленного спектром услуг: информационно-коммуникационных, образовательных, медицинских, туристских (Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Ростовская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан).

Т а б л и ц а 1

Задачи развития внешнеэкономической деятельности в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ

Субъекты РФ Задачи развития внешнеэкономической деятельности

Вологодская область - Интеграция высокотехнологичных промышленных предприятий в международные цепочки создания добавленной стоимости; - подготовка квалифицированных ГГ-специалистов для региональных компаний международного уровня; - вхождение региона в топ-15 субъектов РФ по доле экспорта в валовом региональном продукте (ВРП)

Воронежская область - Осуществление географической и товарной диверсификации экспорта; - обеспечение роста экспорта неэнергетической продукции с высокой добавленной стоимостью; - обеспечение роста экспорта образовательных услуг; - расширение сфер реализации инвестиционных проектов, участниками которых выступают зарубежные компании; - расширение состава муниципальных образований, на территории которых реализуются проекты с участием зарубежных компаний

Нижегородская область - Развитие несырьевого неэнергетического экспорта; - развитие системы организаций поддержки экспорта; - вовлечение в экспортную деятельность и повышение «степени зрелости» предприятий для внешнеэкономической деятельности; - интеграция в международные брендовые маршруты

Ростовская область - Увеличение экспорта высокотехнологичной продукции с учетом кластеризации; - расширение географии экспорта; - вхождение в ТОП-15 субъектов РФ по объему прямых иностранных инвестиций; - развитие постиндустриального экспорта (образовательных, медицинских, туристических услуг); - увеличение доли проектов с участием иностранных инвесторов; - реализация проектов с участием иностранных инвесторов на территориях опережающего социально-экономического развития; - развитие международной транспортно-логистической инфраструктуры; - встраивание региональных экспортеров в глобальные цепочки создания стоимости

Самарская область - Развитие экспортного потенциала; - увеличение доли высокотехнологичного экспорта; - углубление сотрудничества со странами СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС; - содействие улучшению конкурентных позиций региональных производителей на внешних рынках

Челябинская область - Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта региона; - увеличение объема экспорта сельскохозяйственной продукции; - осуществление географической и отраслевой диверсификации экспорта; - осуществление долгосрочного сотрудничества хозяйствующих субъектов области и стран СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС

Санкт-Петербург - Расширение торгово-экономических, научно-технических связей с зарубежными странами; - рост объемов и расширение номенклатуры экспорта; - увеличение числа экспортеров, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства; - наращивание объемов несырьевого неэнергетического экспорта

Хабаровский край - Осуществление географической и товарной диверсификации экспорта; - привлечение иностранного капитала для развития сервисных отраслей и малого технологичного бизнеса; - привлечение прямых иностранных инвестиций и технологий из развитых стран АТР при условии софинансирования строительства инфраструктуры; - интеграция транспортного и логистического комплексов прибрежно-морских территорий в транспортную систему Северо-Восточной Азии; - активное вовлечение экспортно ориентированых предприятий малого и среднего бизнеса в систему поддержки экспорта

Республика Саха (Якутия) - Сохранение и дальнейшее усиление позиций региональных производителей на мировых рынках; - формирование новых экспортных позиций; - формирование эффективной системы привлечения иностранных инвестиций; - развитие экспорта, в том числе несырьевого

Республика Татарстан - Содействие достижению глобальной конкурентоспособности отраслей специализации региона; - развитие транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей превращение региона в глобальный хаб; - существенный рост экспорта образовательных услуг; - создание условий для продвижения продукции, создаваемой субъектами малого и среднего предпринимательства, на зарубежные рынки; - повышение глобальной инвестиционной привлекательности региона; - повышение глобальной конкурентоспособности ГТ-отрасли; - развитие практики государственно-частного партнерства в связи с реализацией проекта по созданию международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай»

Информация, представленная в табл. 1, позволяет зафиксировать и ограничения, присущие целевой функции внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, оказавшихся в нашей выборке. Об этом свидетельствуют только единичные примеры постановки таких ключевых задач, как:

- привлечение иностранного капитала на территории, имеющие преференциальные режимы инвестирования (территории опережающего социально-экономического развития в Ростовской области);

- расширение состава муниципальных образований, на территории которых планируется реализовать инвестиционные проекты, чьими участниками станут зарубежные компании (Воронежская область);

- наращивание объемов прямых иностранных инвестиций (Ростовская область, Хабаровский край).

Анализ данных табл. 2 позволяет отнести к сильным сторонам практики стратегирования развития внешнеэкономической деятельности предусмотренные органами государственной власти меры по ее развитию, являющиеся сравнительно

новыми для большинства субъектов Российской Федерации. К ним следует отнести:

- разработку и реализацию регионального экспортного стандарта (Воронежская, Нижегородская области, Санкт-Петербург);

- разработку и реализацию региональной государственной программы, ориентированной на развитие экспортного потенциала регионов (Воронежская, Нижегородская области);

- организацию маркетинговой поддержки экспортной активности предприятий, включающую аналитическую работу в области оценки конъюнктуры и структуры целевых внешних рынков (Московская, Самарская области, Республика Татарстан);

- содействие формированию объединений, ассоциаций экспортеров (Московская, Ростовская области, Хабаровский край);

- развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности (Вологодская, Воронежская, Московская, Ростовская, Челябинская области, Санкт-Петербург);

Т а б л и ц а 2

Меры органов государственной власти по развитию внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ

Субъекты РФ Меры по развитию внешнеэкономической деятельности

1 2

Вологодская область - Содействие развитию компаний, имеющих экспортный потенциал; - содействие интеграции промышленных предприятий в региональные и (или) межрегиональные цепочки поставщиков экспортной продукции; - размещение и развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности

Воронежская область - Создание производственной инфраструктуры, повышающей инвестиционную привлекательность области для зарубежных компаний; - привлечение компетенций и передовых технологий в экономику и социальную сферу через систему международного научно-технологического сотрудничества; - разработка и внедрение Регионального экспортного стандарта; - разработка и реализация Плана и Стратегии развития экспортной деятельности региона; - разработка и реализация государственной региональной программы развития внешнеэкономического сотрудничества; - создание условий для роста экспорта несырьевой продукции за счет комплекса мер финансовой и нефинансовой поддержки

Нижегородская область - Внедрение регионального экспортного стандарта; - разработка и реализация государственной региональной программы «Развитие экспортного потенциала»; - обеспечение финансовой поддержки экспортной деятельности; - проведение презентаций потенциала региона в посольствах зарубежных стран; - организация бизнес-миссий; - подписание новых соглашений с зарубежными странами о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах

Ростовская область - Поддержка экспансии региональных производителей на внешние рынки; - формирование и продвижение инвестиционного бренда Ростовской области; - взаимодействие с представительствами Российской Федерации за рубежом, представительствами зарубежных стран в России; - снижение финансовых издержек региональных компаний при выходе на внешние рынки; - снижение административных барьеров, препятствующих развитию экспорта; - формирование экспортных кооперативов по выстраиванию единой цепочки от производства до реализации сельскохозяйственной и промышленной продукции; - создание пула организаторов-интеграторов экспортной деятельности; - повышение компетенций сотрудников экспортно ориентированных предприятий региона в сфере внешнеэкономической деятельности

О к о н ч а н и е т а б л. 2

1 2

Самарская область - Взаимодействие с АО «Российский экспортный центр»; - планирование и организация мероприятий по освоению новых внешних рынков; - проведение маркетинговых исследований внешнеэкономической деятельности; - создание и постоянная актуализация данных на региональных информационных ресурсах для участников внешнеэкономической деятельности; - содействие наращиванию компетенций сотрудников предприятий и организаций в сфере внешнеэкономической деятельности; - создание института торговых представителей региона в странах

Челябинская область - Развитие институтов поддержки иностранных инвесторов; - развитие инфраструктуры ведения бизнеса для привлечения иностранных инвестиций; - поддержка инвестиционных проектов, реализуемых региональными компаниями за рубежом; - создание совместных производственных зон с Китайской Народной Республикой; - участие предприятий области в инфраструктурных проектах стран БРИКС; - создание представительств Челябинской области в странах Западной Европы; - участие предприятий области в глобальных транспортно-логистических инфраструктурных проектах; - направление представителей области для работы в торговых представительствах Российской Федерации; - создание межрегиональных представительств в зарубежных странах

Санкт-Петербург - Содействие развитию международной производственной кооперации предприятий медицинской и фармацевтической промышленности; - открытие представительств ведущих мировых технологических брокеров; - открытие международных исследовательских центров; - стимулирование банков и других финансовых организаций по обеспечению доступного финансирования внешнеэкономической деятельности; - внедрение регионального экспортного стандарта; - содействие в презентации экспортного потенциала региона в бизнес-миссиях; - обеспечение финансовой и нефинансовой поддержки внешнеэкономической деятельности; - создание торговых представительств за рубежом

Хабаровский край - Создание ассоциаций экспортеров и их филиалов в странах-импортерах; - создание специализированных электронных площадок и выход на международные товарные электронные площадки; - формирование и продвижение регионального бренда за рубежом; - формирование региональной системы государственной поддержки экспортеров с участием Российского экспортного центра; - поддержка инвестиционного процесса, направленного на создание новых экспортно ориентированных предприятий; - упрощение режима совместного и иностранного предпринимательства для стран Северо-Восточной Азии (распространение режимов территорий опережающего развития, индустриальных и технологических парков); - стимулирование долгосрочного научно-технического сотрудничества региона в пространстве АТР

Республика Саха (Якутия) - Создание условий для устойчивого роста несырьевого экспорта; - формирование благоприятной экспортно ориентированной среды для ведения экспортной деятельности; - обеспечение системной образовательной поддержки экспортеров; - формирование и развитие мультиязычного информационного портала; - создание имиджевого регионального инвестиционного портала

Республика Татарстан - Информационная и консультационная поддержка выхода инновационных компаний на международный рынок; - государственное содействие в поддержке экспорта инновационных компаний и развитии международных межфирменных контактов; - обеспечение работы полномочных, постоянных и торгово-экономических представительств в зарубежных странах; - участие в проектах государственно-частного партнерства, ориентированных на развитие внешнеэкономической деятельности

- организацию работы торговых представителей регионов в зарубежных странах (Самарская, Челябинская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан);

- содействие наращиванию компетенций сотрудников предприятий и организаций в сфере внешнеэкономической деятельности (Воронежская, Ростовская, Самарская области, Республики Саха (Якутия), Татарстан);

- формирование и продвижение регионального бренда за рубежом (Ростовская область, Хабаровский край).

Информация, представленная в табл. 2, позволяет зафиксировать и ограничения, присущие практике стратегирования внешнеэкономической деятельности регионов. Об этом свидетельствуют только единичные примеры таких важных мер, как:

- разработка и реализация Стратегии и Плана развития экспортной деятельности региона (Воронежская область);

- формирование экспортных кооперативов по выстраиванию единой цепочки от производства до реализации продукции (Ростовская область);

- создание ассоциаций экспортеров и их филиалов в странах-импортерах для проведения маркетинговых исследований и продвижения интересов региональных экспортеров (Хабаровский край);

- содействие интеграции промышленных предприятий в межрегиональные цепочки поставщиков экспортной продукции (Вологодская область);

ЛИТЕРАТУРА

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. - Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

2. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г. - Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

5. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 г. - Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

Воронежский государственный университет

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления

E-mail: [email protected]

- стимулирование банков и других финансовых организаций по обеспечению доступного финансирования внешнеэкономической деятельности (Санкт-Петербург);

- снижение финансовых издержек компаний при выходе на внешние рынки (Ростовская область);

- упрощение режима совместного и иностранного предпринимательства для ряда зарубежных стран за счет распространения режимов территорий опережающего развития, индустриальных и технологических парков (Хабаровский край);

- поддержка инвестиционных проектов, осуществляемых хозяйствующими субъектами региона за рубежом (Челябинская область);

- использование проектов государственно-частного партнерства для развития внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов (Республика Татарстан);

- привлечение компетенций и передовых технологий в экономику и социальную сферу через систему международного научно-технологического сотрудничества (Воронежская область).

Полагаем, что учет результатов проведенного нами анализа общего и особенного в составе задач и предусмотренных органами государственной власти мер по развитию внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации свидетельствует о необходимости расширения экономического пространства страны, в котором реализуются эффективные практики ее стратегирования.

6. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 г. - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

10. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Voronezh State University

Risin I. E., Doctor of Economics, Professor, Head of the Regional Economy and Territorial Development

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.