Научная статья на тему 'Поддержка региональной экспортной деятельности (кейсы регионов-лидеров по росту экспортной квоты)'

Поддержка региональной экспортной деятельности (кейсы регионов-лидеров по росту экспортной квоты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1193
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКСПОРТ / ЭКСПОРТНАЯ КВОТА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / РЕЙТИНГ / ЛИДЕР / REGION / EXPORT / EXPORT QUOTA / GOVERNMENT SUPPORT MEASURES / RATING / LEADER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Елена Юрьевна

Внешнеторговая деятельность имеет сильное влияние на социально-экономическое развитие страны. В свою очередь каждый из субъектов Российской Федерации вносит свой вклад, в соответствии со спецификой своего расположения, имеющегося на территории природно-ресурсного потенциала. В связи с тем, что роль регионов в реализации стратегии развития внешней торговли страны повышается, необходимо исследовать проблематику регулирования внешней торговли для достижения необходимых результатов. Для оценки эффективности проводимой внешнеэкономической политики было проведено ранжирование всех российских регионов за 2010 2016 гг. по уровню открытости экономики и оценен вклад экспорта в размер валового регионального продукта. В исследовании проведен анализ экспортной деятельности регионов-лидеров по росту экспортной квоты. Рассмотрены существующие меры государственной поддержки внешнеторговой деятельности в Республике Бурятии, Магаданской области, Камчатском, Приморском и Хабаровском крае, Оренбургской, Ростовской, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Кемеровской областях. В статье рассмотрено влияние государственных мер поддержки экспорта на развитие регионов и предложены направления их корректировки. Исследование основывается на общенаучных методах сравнения, анализа и синтеза. В качестве информационной базы использованы статистические данные органов государственной статистики, стратегии социально-экономического развития областей, официальные данные с сайтов региональных органов государственной исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support for regional export activities (cases of regions leaders in growth of export quota)

Foreign trade activity has a strong influence on the socio-economic development of the country. In turn, each of the constituent entities of the Russian Federation contributes, in accordance with the specifics of its location, existing on the territory of the natural resource potential. Due to the fact that the role of the regions in the implementation of the development strategy of the country’s foreign trade is increasing, it is necessary to investigate the problems of foreign trade regulation in order to achieve the required results. To assess the effectiveness of foreign policy conducted, the ranking of all Russian regions for 2010 2016 was carried out. in terms of the openness of the economy and the contribution of exports to the size of the gross regional product is estimated. The study analyzed the export activities of the leading regions in the growth of export quotas. Existing measures of state support of foreign trade in the Republic of Buryatia, Magadan region, Kamchatka, Primorsky and Khabarovsk Krai, Orenburg, Rostov, Arkhangelsk, Vologda, Murmansk and Kemerovo regions are considered. The article discusses the impact of government measures to support exports on regional development and suggests ways to adjust them. The study is based on general scientific methods of comparison, analysis and synthesis. As an information base, we used statistical data from state statistical bodies, a strategy for the socio-economic development of regions, and official data from the sites of regional state executive bodies.

Текст научной работы на тему «Поддержка региональной экспортной деятельности (кейсы регионов-лидеров по росту экспортной квоты)»

УДК 332.02

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-39-52

ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КЕЙСЫ РЕГИОНОВ-ЛИДЕРОВ ПО РОСТУ ЭКСПОРТНОЙ КВОТЫ)

Е.Ю. Широкова

Вологодский научный центр РАН, Вологда, Российская Федерация

Аннотация. Внешнеторговая деятельность имеет сильное влияние на социально-экономическое развитие страны. В свою очередь каждый из субъектов Российской Федерации вносит свой вклад, в соответствии со спецификой своего расположения, имеющегося на территории природно-ресурсного потенциала. В связи с тем, что роль регионов в реализации стратегии развития внешней торговли страны повышается, необходимо исследовать проблематику регулирования внешней торговли для достижения необходимых результатов. Для оценки эффективности проводимой внешнеэкономической политики было проведено ранжирование всех российских регионов за 2010 - 2016 гг. по уровню открытости экономики и оценен вклад экспорта в размер валового регионального продукта. В исследовании проведен анализ экспортной деятельности регионов-лидеров по росту экспортной квоты. Рассмотрены существующие меры государственной поддержки внешнеторговой деятельности в Республике Бурятии, Магаданской области, Камчатском, Приморском и Хабаровском крае, Оренбургской, Ростовской, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Кемеровской областях. В статье рассмотрено влияние государственных мер поддержки экспорта на развитие регионов и предложены направления их корректировки. Исследование основывается на общенаучных методах сравнения, анализа и синтеза. В качестве информационной базы использованы статистические данные органов государственной статистики, стратегии социально-экономического развития областей, официальные данные с сайтов региональных органов государственной исполнительной власти.

Ключевые слова: регион, экспорт, экспортная квота, меры государственной поддержки, рейтинг, лидер Благодарность: Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» по теме НИР № 0168-2019-0005 «Исследование факторов и методов устойчивого развития территориальных систем в изменяющихся геополитических и геоэкономических условиях».

Для цитирования: Широкова Е.Ю. Поддержка региональной экспортной деятельности (кейсы регионов-лидеров по росту экспортной квоты) // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №1. С. 39-52. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-39-52 Конфликт интересов отсутствует

SUPPORT FOR REGIONAL EXPORT ACTIVITIES (CASES OF REGIONS LEADERS IN GROWTH OF EXPORT QUOTA)

Elena Yu. Shirokova

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russian Federation

Abstract. Foreign trade activity has a strong influence on the socio-economic development of the country. In turn, each of the constituent entities of the Russian Federation contributes, in accordance with the specifics of its location, existing on the territory of the natural resource potential. Due to the fact that the role of the regions in the implementation of the development strategy of the country's foreign trade is increasing, it is necessary to investigate the problems of foreign trade regulation in order to achieve the required results. To assess the effectiveness of foreign policy conducted, the ranking of all Russian regions for 2010 - 2016 was carried out. in terms of the openness of the economy and the contribution of exports to the size of the gross regional product is estimated. The study analyzed the export activities of the leading regions in the growth of export quotas. Existing measures of state support of foreign trade in the Republic of Buryatia, Magadan region, Kamchatka, Primorsky and Khabarovsk Krai, Orenburg, Rostov, Arkhangelsk, Vologda, Murmansk and Kemerovo regions are considered. The article discusses the impact

of government measures to support exports on regional development and suggests ways to adjust them. The study is based on general scientific methods of comparison, analysis and synthesis. As an information base, we used statistical data from state statistical bodies, a strategy for the socio-economic development of regions, and official data from the sites of regional state executive bodies.

Keywords: region, export, export quota, government support measures, rating, leader

Acknowledgment: The article was prepared in accordance with the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences on the subject of research No. 0168-2019-0005 «Investigation of factors and methods of sustainable development of territorial systems in a changing geopolitical and geo-economic conditions».

For Nation: Shirokova E.Yu. Support for regional export activities (cases of regions leaders in growth of export quota). Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (1): 39-52. (In Russ.) https://doi. org/10.31775/2305-3100-2019-1-39-52

There is no conflict of interests

Внешняя торговля является важной составной частью вовлеченности в мировые экономические отношения. Для страны необходимо координировать движение товаров и услуг в международной сфере, добиваясь определенных политических, социальных и экономических целей [1]. Для этого разрабатывается и совершенствуется инструментарий, позволяющий оказывать необходимое воздействие на импорт или экспорт. На федеральном уровне основными целями внешнеэкономической политики являются обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов страны в целом и ее субъектов в частности, а также других российских участников внешнеэкономической деятельности. Во время проведения внешнеэкономических операций отечественные производители и, в целом, внутренний рынок, также защищен государством. Для развития внешних связей руководством страны заключаются договора для обеспечения наиболее благоприятного развития экономики.

Основами государственного регулирования внешней торговли стали законодательно закрепленные нормы и принципы. В законодательстве с 1993 года по 2005 год появилось 7 Федеральных законов и Таможенный кодекс, регулирующие данный вид деятельности. С 2006 года в законодательстве появилось 3 федеральных закона с поправками в статьи закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». На основе данных законов государство может несколькими методами регулировать внешнеэкономическую деятельность:

- таможенно-тарифное регулирование - установление специальных тарифов на ввоз/вывоз продукции;

- нетарифное регулирование - количественное ограничение, выдача лицензий, предоставление специальных прав на экспорт/импорт, специальные ограничительные меры, антидемпинговые и компенсационные меры;

- запреты и ограничения на торговлю услугами и интеллектуальной собственностью;

- меры экономического и административного регулирования, способствующие развитию внешнеэкономической деятельности.

По всем вопросам внешнеэкономической деятельности Российскую Федерацию за рубежом представляют государственные органы, которые называются торговыми представительствами. Они оказывают безвозмездную помощь российским компаниям и регионам, желающим выйти на внешние рынки. Для развития деловых связей с другими странами торговые представительства поддерживают организацию бизнес-миссий, готовят информационно-аналитические материалы (путеводители для бизнеса, обзоры экономики стран пребывания), проводят мониторинг экономической ситуации, содействуют заключению и реализации международных соглашений. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» произошла передача функций по руководству деятельностью торговых представительств в иностранных государствах от Минэкономразвития Министерству промышленности и торговли. В настоящее время существует 57 представительств Российской Федерации по всему миру. На 2019 год запланировано в рамках межрегионального и приграничного сотрудничества проведение 3 заседаний межправительственных комиссий, 10 конференций и форумов по межрегиональному сотрудничеству и более десяти заседаний подкомиссий и рабочих групп по экономическому сотрудничеству. На начало 2019 года на портале внешнеэкономической информации (http://www.ved.gov.ru/) размещена информация о существовании 16 подкомиссий и рабочих групп по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества, однако она является актуальной лишь на начало 2017 года.

На федеральном уровне разрабатываются программы стратегического планирования, которые дают направление для создания региональных стратегических программ[2]. Согласно Указу «О национальных целях и стратегических задачах раз-

вития Российской Федерации на период до 2024 года», который подписан президентом 7 мая 2018 года, правительству страны поставлен ряд целей, среди которых есть создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. В соответствии с национальными целями, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть разработаны национальные проекты (программы), в частности, по международной кооперации и экспорту. Согласно указу, необходимо достичь следующих целей:

- формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов валового внутреннего продукта страны;

- достижение объёма экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд. долларов США в год и продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд. долларов США в год, а также объёма экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд. долларов США в год;

- формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объёма торговли между государствами - членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объёма накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.

Для достижения вышеназванных целей необходимо решение задач по улучшению международной конкурентоспособности российских товаров, сокращению административных барьеров и процедур, упрощению взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами, завершение создания линейки мер по поддержке экспорта, улучшение логистики при доставке товаров всеми видами транспорта до границ страны и усовершенствование пунктов пропуска. Также необходима модернизация института торговых представительств и завершение формирования общих рынков товаров, услуг, рабочей силы и капитала в рамках Евразийского экономического союза.

В современных геополитических и геоэкономических условиях необходима разработка критериев эффективной оценки влияния государственных мер поддержки на показатели внешней торговли региона для повышения информированности государства. Необходимо систематическое

отслеживание данных показателей для внесения необходимых изменений в направление развития региона в соответствии с заявленными целями. Также обязательна непосредственная связь поставленных целей и отслеживаемых показателей. В настоящей работе проводится анализ показателей внешнеэкономической деятельности регионов и необходимых к достижению целей. Составлен рейтинг регионов с лучшими показателями, оценена ситуация в данных регионах и существующих в них меры государственной поддержки. На основе проведенного анализа регионов-лидеров даны рекомендации по улучшению внешнеэкономической деятельности регионов.

Теорию регионального развития исследуют многие ученые, выделяя различные аспекты. Внешнеторговые отношения с позиции их воздействия на национальную экономику нашли отражение в трудах ряда классиков экономической науки: Кейн-са Дж., Леонтьева В., Мена Т., Олина Б., Познера М., Рикардо Д., Смита А., раскрывающих важнейшие теоретические аспекты процесса регулирования внешней торговли. Значительный вклад в развитие теории внешней торговли внесли представители российской экономической мысли: Бартенев С.А., Безобразов В.П., Витте С.Ю., Посошков И.Т., Радищев А.Н., Татищев В.Н.

Большое внимание сущности и развитию роли внешнеторговой политики в мировом хозяйстве, а также проблеме модернизации госрегулирования внешнеэкономических отношений уделяют отечественные экономисты - Авдокушин Е.Ф., Бурмистров В.Н., Вардомский Л.Б., Миклашевская Е.А., Сабельников Д.В., Смитиенко Б.М., Супрунович Б.П., Устинов И.Н., Фаминский И.П., Щебарова Н.Н.; и ряд зарубежных авторов - Винод Т., Дэниеле Д.Д., Линдерт П.Х., Нэш Д., Радеба Ли X., Фолсом Р.Х. и др.

Оценку влияние внешней торговли на развитие экономики региона проводят Тимченко Р.О.[3], Макарова Е.В.[4], Киреенко А.П., Завьялова Е.О.[5], Степнов И.М., Суворова М.Е.[6]. Исследование государственного влияния на внешнюю торговлю регионов можно найти у Ходачек А.М.[7], Климова С.М., Маценович И.Л. [8].

В федеративном государстве участниками внешнеэкономической деятельности являются регионы, которые на своем уровне получают ряд полномочий по контролю и регулированию экспорта и импорта. Внешняя торговля помогает повышать уровень развития региона, включается в качестве компонента в любую региональную экономическую стратегию.

Чтобы определить регионы, имеющие значимый показатель экспорта для экономики, проведем

анализ статистических данных во временном промежутке с 2010г. по 2016г. Составим рейтинг регионов по возрастанию размера экспортной квоты с учетом доли экспорта в ВРП. В выборке участвуют те регионы, у которых статистические показатели указаны и на 2010г. и на 2016г. и не учтены появившиеся в данном периоде новые территориальные образования.

Экспортная квота является одним из показателей открытой экономики - экономики, интегрированной в мировую хозяйственную систему и участвующую в международном разделении труда. В ней минимальны или отсутствуют ограничения на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте. Не существует полностью открытых или закрытых хозяйств, поэтому говорят о более или менее закрытых экономиках. Считается, что квота в размере 10% говорит о приемлемой степени открытости экономики.

Экспортная квота для региона рассчитывается как отношение объема экспорта к объему валового регионального продукта за определенный период:

Эк = Э : ВРП -100% (1)

Наибольшим приростом данного показателя отличаются следующие регионы (табл. 1).

Вологодская область является экспортно-ориентированным регионом с высокой экспортной квотой, но она не попала в рейтинг, т.к. за рассматриваемый период размер экспортной квоты региона снизился более чем на 20п.п., а в лидерах находятся субъекты РФ с высокой степенью открытости

экономики (экспортная квота более 10%) и нарастившие уровень открытости за это время.

В Вологодской области организацией и регулированием внешнеэкономической деятельности занимается Департамент экономического развития. В положении о его деятельности, описаны основные задачи и полномочия. В отношении внешней торговли, задачей департамента является обеспечение реализации прав области как субъекта Российской Федерации в сфере внешнеэкономических связей и развития экспортного потенциала области, в рамках своей компетенции. Для осуществления данной задачи департамент наделен полномочиями по содействию реализации проектов, направленных на развитие внешнеэкономических связей области; организации мероприятий по привлечению иностранных инвестиций; организации ведения переговоров с иностранными физическими и юридическими лицами, имеющими экономические интересы в области. Также им проводится организация подготовки, согласования с федеральными органами исполнительной власти проектов соглашений о международных и внешнеэкономических связях, заключенных с областью, участие в их реализации. Функцией Департамента также является подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия подобных соглашений и внесение их на рассмотрение Губернатору, в Правительство области.

В структуре Департамента выделено отдельное подразделение, которое занимается управлением инвестиционной и внешнеэкономической деятельностью. Основными задачами данного подраз-

Таблица 1

Регионы-лидеры по росту экспортной квоты в 2010-2016 гг.1

Регион Экспортная квота (Эк), % 2016 к 2010 г., раз

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Республика Бурятия 16 14 18 23 26 47 32 1,94

Магаданская область 10 8 8 16 18 16 19 1,89

Приморский край 12 10 11 18 24 23 19 1,63

Архангельская область 23 17 13 22 25 31 33 1,42

Кемеровская область 56 45 51 60 65 75 75 1,33

Ростовская область 24 20 20 20 18 25 29 1,24

Оренбургская область 16 13 14 16 16 19 19 1,19

Хабаровский край 14 12 11 10 10 12 16 1,14

Камчатский край 18 16 17 15 14 19 19 1,08

Мурманская область 36 31 18 24 27 34 39 1,07

1 Рассчитано на основе данных Росстата.

деления в отношении внешней торговли области являются развитие экспортного потенциала области, координация осуществления внешнеторговой деятельности, организация международного и межрегионального сотрудничества по вопросам внешнеэкономической деятельности и обеспечение в пределах компетенции Департамента реализации прав области в сфере внешнеэкономических связей. Для решения задач управление наделено полномочиями по содействию реализации областных проектов, направленных на развитие внешнеэкономических связей области. Подразделение Департамента организует подготовку и участвует в реализации международных договоров и соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей, заключенных областью; готовит предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия таких договоров и соглашений и вносит их на рассмотрение Губернатору области, в Правительство области. Управление принимает участие в информационной поддержке внешнеторговой деятельности.

В 2015 году был создан Региональный центр поддержки экспортеров из числа предприятий малого и среднего бизнеса Вологодской области. Он занимается стимулированием и вовлечением субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, содействием выходу предпринимателей на иностранные рынки, повышению конкурентоспособности и эффективности их деятельности.

С 2017 года при участии Департамента экономического развития Вологодской области реализуется проект «Импортозамещение и реализация экспорта». До окончания проекта осталось менее года, он нацелен на развитие импортозамещающих производств и помощь организациям по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Результаты проекта будут оцениваться по трем показателям в зависимости от темпов роста валового регионального продукта, импорта и объемов отгруженной промышленной продукции. Окончательные итоги будут подведены в конце 2020 года, однако по имеющейся статистической информации на начало 2019 года все показатели превышают расчетные минимальные значения.

После проведенного анализа существующего механизма регулирования внешнеэкономической деятельности можно заметить, что он работает не в полной мере. Существовавшие проблемы в структуре промышленности региона увеличили разрыв в сторону сырьевой продукции. Сравнивая пропорции в общем объеме промышленной продукции за последние десять лет, производство машин и обо-

рудования упало с 4,7% до 1,2 %, а металлургическое производство выросло с 50,6% до 52,7%.

Для органов власти Вологодской области представляет интерес увеличение стоимости экспорта, однако структуре экспортных товаров и услуг уделяется мало внимания. Объем импорта имеет тенденцию к снижению, но в структуре импортируемых товаров большой процент продукции технологичных и высокотехнологичных отраслей - за первые 3 квартала 2018 г. импорт машиностроительного оборудования составил более 40% от общей стоимости. Процент большой, но в 2015 году доля машиностроительного импорта превышала 65%.

Необходимо брать пример с регионов, наиболее эффективно использующих возможности государственной поддержки для того, чтобы внешнеэкономическая деятельность активнее участвовала в развитии субъекта.

Рассмотрим в динамике региональный экспорт из таблицы 1 на рисунке 1 и проанализируем ситуацию в целом.

Республика Бурятия

Органом власти, осуществляющим деятельность по реализации Стратегии и программы социально-экономического развития республики и региональной политики по внешнеэкономической деятельности, в Бурятии является Министерство экономики. В структуре министерства присутствует Комитет внешних связей, обеспечивающий реализацию республиканской политики в области внешнеэкономической деятельности и продвижение местных товаров на российский и внешние рынки.

В стратегии развития республики можно увидеть, что основные показатели экспорта машиностроительной продукции достигнуты за счет одного авиапромышленного предприятия - АО «Улан-Удэнский авиационный завод», доля объема отгруженной продукции которого в 2017 году составила более 40% в общем объеме отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающей промышленности. В товарной структуре экспорта, по данным Бурятской таможни, за этот же год пиломатериалы и целлюлозно-бумажные изделия занимают 56,7% стоимостного объема; машины, оборудование и транспортные средства - 21,1%; продовольственные товары и сельхозсырье - 11,3%. Весь экспорт лесоматериалов осуществляют 2 крупных производителя и экспортера - ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» и международная российско-японская компания ЗАО «Байкальская лесная компания».

В Бурятии организацией, помогающей предприятиям-экспортерам, либо тем, кто хочет вый-

— — — Кемеровская область

— • Ростовская область

— — Мурманская область

Приморский край ......Оренбургская область

— — — Архангельская область

— • -Хабаровский край

-Республика Бурятия

......Камчатский край

— - - - Магаданская область

Рисунок 1. Динамика экспорта регионои-лидеров по росту экспортнойквоты в 2010-2016 гг. ( млн. долл. США)

ти на международные рынки, является Фонд поддержки малого предпринимательства республики Бурятия. Поддержку экспортерамоказываетЦентр экспорта -окганизениясозцанавсепедине2н16 года с целил еоазанияпкмощииндивиднгоьквш предпринематееомиоринеческим анщампо пед-держке в авспорте цеоегвкрогукца.

Количество внешних партнеров для региона в 2016 году превышало 50 стран, для продвижения на российском и международном направлениях проведены 9 республиканских выставок, регион представлен наЭДмеж^егпднальныцимгждупартдпык ярмарках.

В качаотве гоаупае>сееенной поднепжеорггиое получил доднмнинеларви фреапдовлюпоноы;тПО-сле его вкL[ючeнряв кoнLф«Ыlагaнa в нннцапциы развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа. Для создания логистических центров необходима инфраструктур

выходе н а монгольжкейи цлташжш рынкь сдодго-срочным имнмвь^т^а.

Для поддержал в^с^ппи^^ в Б^етиш бынасеа-дана целевая програмидое мна дейснеовалее 20(Юн 2005 гг. Рцеовндоеауявь«мсНскимиупазами» Мен-сельхозпрод республики разработал собственный план по достижению экспортных показателей до 2024 года. Также проблемы в экспорте и направления их решения описаны в общей Стратегии развития региона до 2035 года.

Магаданская область

Органом государственной исполнительной власти, выполняющим в области деятельность по разработке, реализации и координации внешнетор-

говой деятельности, является Министерство экономического развития, инвестиционной политики и нноовсцмн.На даниеш мoыleмacпцентвyeт «Стра-тeаияемв;нaллнo-акцранмреcкогц разо^ия обла-стд доЯд25 гкдa»)окрaкoижe еа иамало2019 года поoeкткпвoйCткaаагки дд2()aя шдаинходится в Минисвгрстве оец^с^неМотае. фрнлaевиеия внеш-еэкономической деятельности постановлением Правительства Магаданской области утверждена «Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности до 2025 вода». В ней yцааaнызaданмпo увеиаченню объема aкcпливa)фoннрндвaнио инфраонруитмН21 по его поодянжкеь обeеи»чeниювыxoоц негиннальных наннешние рыони.

Осоннннм частьноснорон (бaлee8а%) в Магаданской обл сти составляют пр дов льственные товары, сырье и минеральные продукты - по стоимости в товарной структуре экспорта морепродук-тызанимаюе в 2 paLa«дльце нро.ущк» горнодо-бывaющeг0нмфнракca.

Так как Mляaдар«кaн вбласмм в мсновном ис-IIцмнтyeттоивммятpанспорта: морской, автомо-Тилжный пaвлaрмвнкыо) зв длндостижения по-cт«ллeьнерв нвpaтвгиццалипpeвнлщeнля региона в крупный транспортно-логистический узел необходимы инвестиции в расширение сети автомобильных дорог, реконструкцию аэропортов, а также развитие малой авиации.

В регионе есть организации, занимающиеся развитием предпринимательской активности, их планируется привлекать для организации помощи тем, кто будет заниматься экспортом своих товаров, можно также воспользоваться услугами Российско-

го экспортного центра. Для финансовой поддержки разработаны региональные государственные программы поддержки, предоставление поручительств перед кредиторами, льготное кредитование.

При Губернаторе Магаданской области создан Совет по улучшению инвестиционного климата, поддержке экспорта и развитию конкуренции. В него входят представители бизнес-структур, научных учреждений, органов исполнительной и законодательной власти Магаданской области. В числе основных задач Совета разработка и реализация механизмов повышения эффективности внешнеторговой деятельности и развитие внешнеэкономических связей. За 2018 год проведено или организовано приглашение для желающих посетить 5 международных выставок, конференций и форумов. За 2017 год состоялось 7 международных встреч.

Приморский край

В экспорте региона преобладает продукция животного происхождения (40%) и минеральные продукты (21%), основными покупателями являются Китай и Южная Корея.

Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края структурно разделен на отделы, один из которых - по развитию предпринимательства, принимает участие в деятельности Наблюдательного Совета АНО «Региональный центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края». Центром развития экспорта в рамках поддержки экспортеров проводится множество семинаров и тренингов, организуются бизнес-миссии в другие страны, на сайте организации постоянно обновляется календарь событий о проведении международных выставок и конференций. За 2017 год было организовано участие приморских предпринимателей в 8 международных выставках и ярмарках и 3 бизнес-миссиях, в 2018 году участникам внешнеторговой деятельности было предложено принять участие в 1 конференции с международным участием и 5 международных выставках. Они проводились не на территории края, а в разных городах мира. За 2017 год организованы 2 бизнес-миссии для участников малого и среднего предпринимательства в Японию и Южную Корею, по результатам работы центра заключено 45 экспортных контрактов, что на 14 превышает количество контрактов, заключенных в 2016 году.

Для оказания финансовой помощи предпринимателям организован Гарантийный фонд Приморского края, он выступает гарантом возврата кредита и предоставляет поручительство банку на сумму до 70% от объема запрашиваемого финан-

сирования. Краевая микрофинансовая организация начнет свою работу в 1 квартале 2019 года, она будет предоставлять небольшие кредиты, которые невыгодны банкам, и помогать начинающим предпринимателям. При поддержке Центра развития экспорта должна заработать «Школа экспортера», в которой обучение более чем по 20 программам поможет разобраться в экспортной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках «Стратегии развития Приморского края до 2020 года» планируется расширение инфраструктуры экспорта электроэнергетических товаров в страны Азиатско-тихоокеанского региона, рассматривается возможность формирования транспортно-логистического комплекса.

Архангельская область

В регионе товарная структура экспорта состоит на 40% из минеральной продукции и на 38% из древесины, бумаги и изделий из них.

Органом исполнительной власти, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, является Министерство экономического развития. Оно является учредителем нескольких подведомственных организаций и тесно взаимодействует с Гарантийным фондом Архангельской области. Микрофинансовая организация «Архангельский региональный фонд микрофинансирования» поддерживает субъекты малого и среднего предпринимательства, предоставляя им микрозаймы. Для оказания информационной и консультативной помощи предпринимателям работает «Архангельский региональный бизнес-инкубатор». ГУП «Инвестиционная компания «Архангельск» проводит экспертизу бизнес-проектов и выступает поручителем по кредитам.

В рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Архангельской области создан специализированный портал, на котором можно оставлять свои пожелания к содержимому. По плану, размещенному на сайте, к концу 2018 года проект Стратегии должен быть согласован с федеральными органами исполнительной власти и принят на сессии Архангельского областного собрания депутатов. В стратегии описаны преимущества региона и проблемы, требующие решения для успешного развития. В качестве поддержки экспорта рассмотрена возможность формирования проектов по принципу «одного окна».

За 2018 год при участии Центра поддержки экспорта организовано участие в 6 международных выставках и анонсирована возможность участия в 3 выставках в 2019 году.

В качестве меры снижения издержек экспортеров предусмотрены государственные инвестиции в развитие Северного Морского Пути, а также в создание перевалочных баз. В Стратегии также за-

креплен принцип расширения и укрепления внешнеэкономических связей. В качестве ключевого драйвера роста позиционируется развитие транс-портно-логистического комплекса и обслуживание Северного Морского Пути, а также производство, ориентированное на экспорт и поставки в другие регионы России.

Кемеровская область

Экспорт региона практически на 80% состоит из топливно-энергетических товаров.

Департамент экономического развития является структурным подразделением Администрации Кемеровской области, в его полномочия входит подготовка аналитических материалов и предложений по внешнеэкономической деятельности, результатам мониторинга взаимопоставок важнейших видов продукции между субъектами Российской Федерации, по экспорту и импорту продукции. Несмотря на то, что Кузбасс - экспортно-ориентированный регион, в нем нет специализированного центра поддержки экспорта, однако такая возможность предусмотрена в «Стратегии развития области до 2035 года». Планируется позиционирование центра как точки роста и устойчивости для малого и среднего бизнеса, а также как возможность увеличения доли несырьевого экспорта. Государственный институт АО «Российский экспортный центр», помогающий финансовыми и нефинансовыми инструментами в развитии несырьевого экспорта, не представлен в регионе, региональный центр поддержки экспорта может быть использован как еще одна точка его присутствия.

В стратегии развития Кемеровской области в качестве ключевой задачи указано развитие экспортной деятельности обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса. Для создания значительного потенциала по добыче угля с целью наращивания экспорта необходима масштабная модернизация транспортной инфраструктуры. Для повышения доходов от экспорта продуктов более глубокой степени переработки необходимо обеспечить модернизацию производства, а также применение инновационных технологий на производстве, связанных с экологией, утилизацией и переработкой отходов производства.

Ростовская область

Основные виды товаров, экспортируемых из региона: продовольственные товары и сырье для их производства, древесина и целлюлозно-бумажная продукция, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности и каучук, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них, текстиль, текстильные изделия и обувь, минеральные продукты. За 9 месяцев 2018 года товарная структура экспорта

почти на 60% состояла из продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и на 23% из минеральных продуктов.

В Министерстве экономического развития за вопросы международного сотрудничества отвечает помощник министра, а также отдельное структурное подразделение - Управление международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности, в котором функции разделены между двумя отделами. В 2018 году в Ростовской области завершено формирование системы документов стратегического планирования - были скорректированы документы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития области, а также утверждены прогнозы развития до 2024 года, 22 новые государственные программы и план мероприятий по реализации долгосрочной стратегии. Государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» предусматривает помощь в участии предпринимателей в международных ярмарках, в получении специализированных сертификатов и лицензий на продукцию, наличие программ льготного кредитования, института поручительства. В качестве приоритетных целей программы заявлены помощь в получении экспортерами государственной финансовой поддержки; мониторинг барьеров, препятствующих развитию экспорта и содействие встраиванию региональных экспортеров в глобальные цепочки создания стоимости. Задачами по продвижению экспорта также являются развитие системы продвижения на экспорт, расширение географии регионального экспорта, развитие международной транспортно-логистической инфраструктуры и экспорта услуг.

АНО «Центр поддержки экспорта» создан в 2012 году Министерством экономического развития. В 2017 году организовано участие в 8 международных выставках и конференциях, с момента начала работы проведены 18 курсов обучения в Школе экспорта, организовано множество бизнес-миссий. В Ростовской области создано обособленное подразделение АО «Российского Экспортного Центра», которое взаимодействует с центром поддержки.

Оренбургская область

Основными товарами в структуре экспорта за 9 месяцев 2018 года были черные металлы (60,1%) и минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки (17,3%). В статистике Оренбургской таможни нет информации о количестве участников внешнеэкономической деятельности, лишь в отчетах можно встретить перечисление самых крупных организаций, занимающихся внешней торговлей. На 2016 год это 16 организаций, в 2017 году - 26, за 9 меся-

цев 2018 года - 33 крупнейших участника внешней торговли.

Исполнительным органом в области внешней экономики является Министерство культуры и внешних связей. Управление международного сотрудничества во главе с заместителем министра позиционирует область в России и за рубежом, устанавливает и развивает международные и внешнеэкономические связи.

В Стратегии развития Оренбургской области на период до 2030 года в области расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) запланировано формирование экспортного сегмента услуг, расширение экспорта машиностроительной продукции, совершенствование технологий производства продукции. Поставлен приоритет на увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции, развитие транзитного потенциала области в качестве инфраструктуры ВЭД.

Для вовлечения малых и средних предпринимателей во внешнеэкономическую деятельность в регионе создана специализированная структура -Центр поддержки экспорта. Отдельной программы развития экспорта в Оренбургской области не разработано, все основные положения закреплены в общей стратегии развития.

Хабаровский край

За 9 месяцев 2018 года 60% всей товарной структуры экспорта составляли летательные аппараты и лесоматериалы.

В Министерстве международного и межрегионального сотрудничества полномочия по развитию экспортного потенциала края возложены на Управление внешнеэкономических и межрегиональных связей. На портале экспорта размещена информация о Центре экспорта Хабаровского края, календарь выставок, а также каталог экспортеров. В отчете за 2017 год в рамках своей деятельности центр провел 19 крупных мероприятий: 14 обучающего характера, 3 бизнес-миссии и 2 промо-мероприя-тия, при его поддержке заключен 21 экспортный контракт. В 2016 году число заключенных контрактов составило 10 штук, проведено 10 обучающих мероприятий, 8 промо-мероприятий и 1 бизнес-миссия.

Для помощи предпринимателям созданы несколько объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, среди них основными являются Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, Гарантийный фонд Хабаровского края, автономная некоммерческая организация «Краевое агентство содействия предпринимательству», автономная некоммерческая организация «Дальневосточное агентство содействия инновациям». Реализована возможность ис-

пользования микрозаймов и получения гарантий (поручительств). В рамках новой модели развития Дальнего Востока, принятой в 2013 году, создано АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта». В своей деятельности агентство разрабатывает и реализует программы стимулирования и продвижения российского экспорта на внешние рынки, а также оказывает консультационную и методическую помощь экспортерам.

В крае принята Стратегия социально-экономического развития до 2030 года, в части развития внешнеэкономических связей предусмотрено увеличение степени вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, улучшение доступа на внешние рынки путем усовершенствования транспортно-логисти-ческой инфраструктуры.

Камчатский край

За 9 месяцев 2018 года более 90% экспорта приходилось на продовольственные товары и сырье.

Исполнительным органом Камчатского края, в ведении которого находится внешнеэкономическая деятельность, является Агентство инвестиций и предпринимательства. Согласно государственной программе Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности» развитие внешнеэкономической деятельности будет связано с помощью государства в выходе на внешние рынки новым участникам ВЭД, уменьшением административных барьеров. Планируется расширить линейку мер поддержки экспортерам, а также продвигать товары региональных производителей на внешние рынки на международных выставках.

Организациями, помогающими предпринимателям в экспортной деятельности, являются Центр поддержки экспорта на базе АНО «Камчатский Инвестиционно-выставочный центр», микрокредитная компания «Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства». Центр поддержки экспорта начал свою работу в середине 2018 года, так что пока нет данных о его результативности.

В Стратегии развития большое значение придается развитию инфраструктуры, т.к. интегрирование в мировое хозяйство требует постоянной модернизации и унификации под мировые стандарты. Также регион ориентирован на экспорт продукции более глубокой степени переработки и модернизацию соответствующих производств.

Мурманская область

Более 70% товарной структуры экспорта приходится на металлы и изделия из них.

В Министерстве экономического развития Мурманской области существует подразделение,

занимающееся внешнеэкономической деятельностью - это Управление внешнеэкономических связей, приграничного и межрегионального сотрудничества. Экспортная деятельность является приоритетным направлением развития экономики региона. Министерство экономического развития региона оказывает содействие экспортно-ориентированным предприятиям в реализации паспортов внешнеэкономических (экспортных) проектов, которые реализуются через привлечение институтов Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах к продвижению продукции и услуг предприятий.

Поддержка экспорта осуществляется за счет средств федерального бюджета, региональный центр поддержки экспорта будет создан в 2019 году.

В качестве необходимой для более эффективной внешнеторговой деятельности инфраструктуры, в Стратегии развития Мурманской области запланирована прокладка подводных телекоммуникационных кабелей, модернизация аэропорта поможет установить более тесные связи со странами Северной Америки. Запланированные улучшения позволят в течение ближайших 10 лет создать международный транзитный узел.

Вологодская область

В Вологодской области экспортная квота в настоящее время держится в районе 40%, что говорит об открытости экономики, однако с 2010 года произошло ее уменьшение более чем на 10 п.п. и это не позволяет включить этот регион в десятку лидеров по экспортной квоте.

За 9 месяцев 2018 года при общем увеличении объема товарооборота произошло увеличение доли экспорта практически до 87 п.п. по сравнению с тремя кварталами 2017 года. Около 55% в объеме экспорта занимают металлы и изделия из них, еще 31,5% занимает экспорт химической промышленности.

Государственным органом исполнительной власти в Вологодской области, регулирующим внешнюю торговлю, является Департамент экономического развития. В структуре департамента специализированным подразделением является Управление инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.

В области принята Стратегия социально-экономического развития до 2030 года, в которой прописаны в качестве приоритетных целей формирование пространства для развития конкурентоспособности экспорта, поддержка экспорта информационной продукции и стимулирование глобализации отрасли, приоритетное развитие инструментов поддержки инновационных и экспор-тноориентированных субъектов малого и среднего

предпринимательства, повышение уровня международной сертификации продукции, идущей на экспорт. Ожидаемые результаты, которые планируется достичь к 2030 году, это положительный имидж региона, удобного для жизни и ведения бизнеса, высокая доля экспорта в общероссийском масштабе и вхождение в двадцатку лидирующих субъектов по показателю доли экспорта в валовом региональном продукте.

На 2016 год Вологодская область по экспортной квоте занимает 6 место в рейтинге регионов. На 2017 год доля в общероссийском экспорте, занимаемая Вологодской областью, составляет 0,9%.

В задачи стратегии также входит помощь в развитии компаний, имеющих экспортный потенциал, содействие в интеграции областных организаций в межрегиональные цепочки поставщиков экспортной продукции, расширение взаимодействия с зарубежными партнерами и реализация на территории области проектов международного уровня. В качестве развития инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности планируется строительство скоростных автомобильных трасс, развитие международных аэропортов и др.

В качестве отдельного приоритетного проекта в области развития экспорта разработан проект «Импортозамещение и повышение экспорта» со сроком действия с 2017 по конец 2019 года. В качестве целевых показателей в данном проекте заложено создание эффективной инновационной инфраструктуры, создание условий для продвижения инновационной продукции на рынках, развитие науки и инноваций на территории области, проведение модернизации производств, развитие поддержки предпринимателей. Планируется создание более благоприятной среды для инвестиций, развитие линейки мер финансовой поддержки, организация участия организаций в международных конференциях и встречах. В рамках данного проекта в 2017 году проведено 1 международное мероприятие и 3 всероссийских, организованы 3 бизнес-миссии.

В качестве организаций, поддерживающих экспортеров, создан Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области, в котором есть 4 центра, специализирующихся на определенной группе мер поддержки:

- центр поддержки предпринимательства,

- региональный центр инжиниринга,

- центр поддержки экспорта,

- центр кластерного развития.

Центр поддержки экспорта был создан в 2015 году для поддержки экспортеров из числа малых и средних предпринимателей. Основными целями центра являются стимулирование и вовлечение в экспортную деятельность, содействие выходу на

внешние рынки товаров, услуг и технологий, содействие повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортеров. Для экспортеров также есть специализированная площадка для общения и взаимодействия бизнес-сообществ, органов исполнительной власти региона, федеральных экспертов, созданная в целях развития экспортного потенциала региона - Клуб экспортеров.

В результате оценки региональной ситуации в целом видно, что все формальные меры поддержки существуют и их количество даже превышает подобные в других регионах, более динамично развивающихся. Вологодская область в течение 2 лет входит в федеральный рейтинг и получает финансовую поддержку из центра, однако место в рейтинге не меняется в течение 2 лет. Уровень жизни населения падает, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума растет. В качестве показателей развития внешней торговли региона выбраны неверные целевые показатели. Необходимо отслеживать долю экспортной продукции более высоких переделов, объем экспорта малых и средних предпринимателей, а не следить за общим объемом экспорта. В целом можно говорить о регионе как о пытающемся удержать свои позиции, а не о развивающемся.

После анализа мер государственной поддержки по регионам-лидерам в стратегиях социально-экономического развития, выявлено их формальное наличие во всех регионах вне зависимости от степени открытости экономики. В результате можно сказать, что не только государственные меры поддержки внешней торговли влияют на уровень развития региона. Необходимы действенные меры поддержки других отраслей экономики, что в совокупности окажет положительное влияние на ситуацию в регионе и стране в целом. Не может регион эффективно управлять только внешней торговлей с отсутствием иной поддержки и при этом ожидать позитивных сдвигов в региональной экономике. В исследовании необходимо присутствие индикаторов, оценивающих развитие региона в целом. В качестве одного из них будет использован федеральный рейтинг темпов роста экономического потенциала.

Для поощрения высоких темпов роста регионального экономического потенциала ежегодно составляется рейтинг, в который входит 40 регионов Российской Федерации. По итогам включения в данный список каждый из вошедших регионов, с учетом занятого места, получает финансовое поощрение. Методика оценки утверждена Указом президента России от 14 ноября 2017 года № 548, который включает перечень оценки эффективно-

сти деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ из 24 пунктов. В перечень входят следующие показатели: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте, качество и доступность услуг ЖКХ, коэффициент доступности жилья, уровень преступности, динамика ВРП на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, объем налоговых доходов консолидированного бюджета и др. Таким образом, фиксируется не уровень социально-экономического развития, а динамика экономического потенциала, что говорит о более обширном и перспективном характере регионального распределения. Из регионов в таблице 1 не все попали в данный рейтинг. Для исследования важно учитывать опыт развивающихся регионов, поэтому, кроме учета размера экспортной квоты, необходимо учесть динамику их экономического потенциала.

Основным индикатором деловой активности региона выступает ВРП, отражающий комплексное состояние экономики региона, учтем его в качестве второго показателя. Увеличение экспорта в теории должно приводить к увеличению ВРП и улучшению благосостояния населения.

Если благоприятная ситуация во внешней торговле не приводит к увеличению благосостояния жителей региона, то необходимо признать, что увеличение объема экспорта не ведет напрямую к процветанию региона. Необходимо учитывать также благосостояние населения, например, удельный вес граждан, имеющих доходы ниже уровня прожиточного минимума.

Сравним регионы-лидеры по приросту экспортной квоты по показателям развития региона и оценим позитивные и негативные тенденции (табл. 2).

По результатам ранжирования регионов с учетом не только увеличения экспортной квоты, но и динамики развития региона, выделено несколько групп по числу набранных баллов. Первое место в рейтинге занимает Приморский край, который в федеральном рейтинге за год поднялся на 7 позиций, снизил долю населения с доходами ниже прожиточного минимума более, чем на 1 п.п., а также в районе вырос ВВП и увеличилось количество экспортеров на 30%. Самые низкие баллы у областей, не попадавших в федеральный рейтинг в течение 2 лет, имеющих минимальный рост ВВП, либо его уменьшение и снижение доли населения с минимальными доходами в районе 0,1-0,3 п.п.

Таким образом, можно лишь подтвердить вывод о необходимости системного подхода к управлению региона. Для улучшения оценки влияния

Таблица 2

Оценка государственного регулирования в развитии региона1

Регион Присутствие области в списке распределения межбюджетных трансфертов Место в рейтинге 2017 г. /2016 г. *Справочно Дотация из федерального бюджета 2017 г. /2016 г., млн. руб. ВРП 2016 г./ 2015 г., млн. руб. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума 2017/2016 Количество участников внешнеэкономической деятельности, шт. Сумма баллов Рейтинг по основным показателям

+1 за присутствие +1 балл за рост в рейтинге +1 балл за рост ВРП +1 балл за снижение доли +1 балл за увеличение числа

Республика Бурятия - - - 199/203 18,1/18,2 2017 г. - 758 9 мес. 2018 г.-727 0 5

Магаданская область + 12/18 413/375 147/126 11,6/13,3 2017 г. - 59 9 мес. 2018 г.-47 3 2

Приморский край + 20/27 370/237 737/718 14,5/15,7 2017г. - 1912 9 мес. 2018 г.- 2960 5 1

Архангельская область - - - 684/628 13,9/14,7 2017 г. - 200 9 мес. 2018 г. - 201 2 3

Кемеровская область - - - 858/843 15,3/15,9 2017 г. - 615 9 мес. 2018 г. - 631 2 3

Ростовская область + 9/5 471/1058 1271/1189 13,9/14,0 2017 г. - 3935 9 мес. 2018 г.- 3635 1 4

Оренбургская область - - - 772/775 14,6/14,7 2016 г. - 373 2017 г. - 385 0 5

Хабаровский край - - - 638/596 12,3/12,7 2017 г. - 675 9 мес. 2018 г.-622 0 5

Камчатский край + 2/8 931/734 198/175 17,5/18,4 2017 г. - 179 9 мес. 2018 г.- 167 3 2

Мурманская область + -/10 -/556 426/402 12,6/12,8 2017 г. - 238 9 мес. 2018 г.-207 1 4

1 Источник: открытая информация из официальных региональных сайтов администрации регионов, региональных таможенных управлений

мер государственной поддержки на отдельную отрасль необходимы новые, более четкие индикаторы, отражающие происходящие изменения.

После проведенного анализа группы регионов можно сказать, что в лидеры вышли регионы с большим объемом экспорта в основном сырьевой продукции. У части рассмотренных субъектов нет мер поддержки экспорта, которые присутствуют в субъектах с меньшей степенью открытости экономики. У большинства лидирующих регионов есть проблемы экспорта сырья малой степени обработки, устаревшая инфраструктура и потребность в модернизации не только производств, но и транс-портно-логистических узлов. В большинстве стратегий развития идет тренд на увеличение объема экспорта, однако при и так превалирующем его объеме в товарообороте не находится средств на удлинение цепочки добавочной стоимости или на модернизацию оборудования на производстве, для этого идет запрос федерального финансирования.

В настоящее время региональный бюджет состоит из налоговых поступлений: налога на имущество физических лиц, налога на землю и налога на доходы физических лиц. Для ускорения процесса модернизации регионов можно предложить введение на федеральном уровне возможности оставлять часть налогов с прибыли от экспорта в субъекте федерации с ограничением на использование данных средств в рамках модернизации производства или инфраструктуры предприятий, важных для развития экономики региона. Для этого необходимы изменения в методике межбюджетных отношений.

В начале 2019 года в выступлении Валентины Матвиенко, спикера российского Совета Федерации, прозвучало важное заявление о том, что верхняя палата Федерального собрания готовит предложения по изменению межбюджетных отношений. За время движения денег из региона в центр и дальнейшего их распределения, поступления финансирования из центра проходит продолжительный промежуток времени, который можно использовать более эффективно. Для каждого региона, отдельных отраслей и предприятий в частности необходимо установить свою часть финансирования с обязательным строгим контролем трат.

Также для оценки эффективности применяемых мер поддержки необходимо ввести другие показатели, отличающиеся от роста экспорта и экспортной квоты, так как они не учитывают сырьевую направленность экспорта, а также степень обработки продукции. Для регионального экспорта важен процент новых технологий в экспортируемой продукции и развитие узнаваемого регионального бренда.

Кроме того, важной является оценка вклада малых и средних предпринимателей в региональный экспорт, т.к. меры поддержки в основном описываются для данной группы участников ВЭД, а в показателях эффективности мер господдержки отмечается увеличение общего объема экспорта, в котором ведущую роль играют крупные предприятия-экспортеры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Якушев Н.О. Экспортная деятельность российских регионов: особенности и инструменты развития // Синергия наук. 2016. № 6. С. 224-234.

2. Ускова Т.В., Чекавинский А.Н. Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации: достоинства и нерешенные вопросы (экспертная оценка) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 4 (34). С. 63-67.

3. Тимченко Р.О. Теоретические основы исследования участия регионов во внешней торговле // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2017. №1 (57). С.82-86.

4. Макарова Е.В. Роль внешней торговли в обеспечении устойчивости экономической системы // Российский экономический интернет журнал. 2006. №3.

5. Киреенко А.П., Завьялова Е.О. Влияние масштабов и структуры внешней торговли на социально-экономическое развитие (сравнительный анализ на примере субъектов Сибирского федерального округа) // Известия ИГЭА. 2014. №3 (95). С. 27-35.

6. Степнов И.М., Суворова М.Е. Регулирование внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Рязанской области) // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 11. С. 34-42.

7. Ходачек А.М. Институты регулирования регионального развития. // Инновации. 2016. №3 (209). С. 54-64.

8. Климов С.М., Маценович И.Л., Ходачек А.М. Государственное регулирование экономики в регионе. СПб.: Знание, 2005. 148 с.

REFERENCES

1. Yakushev N.O. Export activity of Russian regions: features and tools development. Synergy of Sciences. 2016; (6): 224-234. (In Russ.)

2. Uskova T.V., Chekavinskii A.N. Law on strategic planning in the Russian Federation: advantages and unresolved issues (expert evaluation). Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2014; (4): 6367. (In Russ.)

3. Timchenko R.O. Theoretical foundations of the study of the participation of regions in foreign trade. Bulletin of the Rostov State Economic University. 2017; (1): 82-86. (In Russ.)

4. Makarova E.V. The role of foreign trade in ensuring the sustainability of the economic system. Russian Economic Internet Journal. 2006; (3). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kireenko A.P., Zavyalova E.O. The impact of the scale and structure of foreign trade on the socio-economic development (comparative analysis on the example of the subjects of the Siberian Federal District). News of the Irkutsk State Economic Academy. 2014; (3): 2735. (In Russ.)

6. Stepnov I.M., Suvorova M.E. Regulation of foreign economic activity as a factor in increasing the competitiveness of a region (on the example of the Ryazan region). Russian Foreign Economic Bulletin. 2012; (11): 34-42. (In Russ.)

7. Khodachek A.M. Regulatory development institutions. Innovation. 2016; (3): 54-64. (In Russ.)

8. Klimov S.M., Matsenovich I.L., Khodachek A.M. State regulation of the economy in the region. St. Petersburg, Knowledge, 2005. 148 p. (In Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Широкова Елена Юрьевна,

младший научный сотрудник Вологодского научного центра РАН, г. Вологда, Россия. Тел. (8172) 59 78 25, е-шаШ shir11@bk.ru

ABOUT THE AUTHORS

Shirokova Elena Yuryevna,

Junior Research Associate of the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia. Ph.: (8172) 59 78 25, e-mail: shir11@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.